Принадлежат не к общим, а к частным источникам, но по своей важности для нас заслуживают быть нарочито упомянутыми статьи [умершего] иеромонаха лавры, ее бывшего библиотекаря и составителя описания ее рукописей, отца Арсения, каковы суть: 1) «О вотчинных владениях Троицкого монастыря при жизни его основателя, преподобного Сергия», напечатанная в 1877 году в VII выпуске «Летописи занятий Археографической Комиссии»; 2) «Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой лавры», напечатанная в 1868 году в IV выпуске той же Летописи; 3) «Доклады, грамоты и другие акты Троицкого Сергиева монастыря о служках», напечатанная в 1867 году в III книге «Чтений Общества Истории и Древностей Российских» на сей год; 4) «Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре», напечатанная в 1873 году в Сборнике на сей год Общества Древнерусского Искусства при Московском Публичном музее; 5) очень важно сделанное отцом Арсением издание двух жалованных грамот Троицкому монастырю императрицы Елизаветы Петровны от 11 июня 1752 года, из коих одна – обо всех вотчинах монастыря, а другая – обо всех его подворьях, напечатанных в 1865 году в IV книге «Чтений Общества Истории и Древностей Российских» на сей год (перепечатанных архимандритом Леонидом в прибавлениях к Описанию лавры А. В. Горского); 6) имеют немалую важность для нас и составленные отцом Арсением описания церквей посадских приходов – Клементьевского (напеч. в «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Российских», 1887 г., кн. II), Рождественского (ibid., 1891., кн. III), Пятницкого (ibid., 1894., кн. IV) и Ильинского (ibid., 1897., кн. I). Другие частные источники и пособия, за исключением в первом случае общеизвестных или относящихся к истории общецерковной и общегосударственной, указываются в примечаниях. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены

http://sedmitza.ru/lib/text/438564/

44. епископ Бобруйский и Быховский Серафим 45. епископ Нарвский и Причудский Лазарь 46. епископ Верейский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению (по должности как член Высшего Церковного Совета) 47. епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии 48. епископ Кронштадтский Вениамин, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры 49. епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии 50. епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий 51. епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий  52. епископ Балашихинский Николай, главный редактор Издательства Московской Патриархии 53. епископ Бердянский и Приморский Феодор 54. епископ Волгодонский и Сальский Антоний 55. епископ Лидский и Сморгонский Порфирий 56. епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи (по должности как член Высшего Церковного Совета) 57. епископ Переславский и Угличский Феоктист 58. епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря 59. епископ Петергофский Силуан, председатель Синодальной комиссии по биоэтике, ректор Санкт-Петербургской духовной академии 60. епископ Озерский Порфирий, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря 61. епископ Сызранский и Шигонский Леонтий 62. епископ Можайский Иосиф, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь 63. епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры 64. епископ Россошанский и Острогожский Дионисий 65. епископ Луховицкий Евфимий, председатель Синодального миссионерского отдела (по должности как член Высшего Церковного Совета) 66. протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве 67. протопресвитер Иоанн Гейт, клирик Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции 68. архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма апостолов Петра и Павла в Ясеневе, московского подворья Введенской Оптиной пустыни

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/p...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Интервью Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл: «Монахи – лучшие ученики Христа» Наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры в беседе с выпускающим редактором «МВ» Христиной Поляковой рассказал о значении обители в истории России, наследии преподобного Сергия и его учеников, о дореволюционных и новых лаврских традициях, реставрации древних соборов, «Троице» преподобного Андрея Рублева, старчестве и ученом монашестве, а также – о специфике устроения духовной жизни в Лавре. История Монашество северного Подмосковья Сергиево-Посадская епархия относительно молодая. Однако история ее монашества древняя и почтенная. Расцвет иноческой жизни на этой земле связан с именами преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Строго говоря, отсюда пошло среднерусское монашество. Среди святых епархии, прославленных в лике преподобных, немало подвижников, которые почитаются во всех концах Святой Руси. В первых рядах следует назвать преподобных Сергия (и птенцов его гнезда), Никона Радонежского, Савву Сторожевского, Афанасия Серпуховского, Мефодия Пешношского, родителей святого Сергия схимонахов Кирилла и Марию, старца Варнаву Гефсиманского , Антония (Медведева). В годы гонений на Церковь просияли священномученики Серафим (Звездинский) и Николай (Крылов), преподобноисповедница Параскева (Матиешина) и множество мучеников и исповедников, имена которых знает только Господь. Статью подготовила Елена Владимирова. Духовная география Монастыри земли Радонежской Краткий путеводитель по монастырям и монастырским подворьям Сергиева Посада, Хотькова, Дмитрова с информацией для паломников: адрес, телефон, сайт, соцсети, как доехать, список святынь, реквизиты для пожертвований Интервью Архимандрит Захария (Шкурихин): «Монашество – царская печать» Насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, духовник лаврской братии, прихожан и паломников архимандрит Захария (Шкурихин) в интервью Христине Поляковой и Илье Абрамову пояснил, в чем состоит служение духовника монастыря, поделился особенностями духовной жизни в таком крупнейшем монастыре, как Лавра преподобного Сергия, ответил на вопросы, является ли монашество таинством и действительно ли во время монашеского пострига постригаемому прощаются прежде содеянные грехи.

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-novy...

Успенская церковь была закрыта в 1932 году. В здании бывшего храма хранилось зерно. Во время войны под церковными сводами размещался краеведческий музей, который поддерживал церковь в надлежащем состоянии. Но в 1958 году музей был закрыт вместе с упразднением Епифанского района. Храм пришел в запустение. В последующие годы сначала была разобрана ограда, потом - частично холодный храм, а вскоре до фундамента разобрали и теплый. С 2002 года в Епифань часто стал приезжать архиепископ Феогност из Сергиева Посада, являвшийся наместником Свято-Троицкой лавры. В один из дней марта 2003 года, после посещения храма Сергия Радонежского на Красном холме Куликова Поля, архиепископ прибыл в Епифань. Ему открылся удивительный вид со старинной Успенской церковью на холме Федосьина городища, как будто парящая над рекой Дон. В тот же день владыкой Феогностом было принято решение о необходимости восстановить храм. При восстанавливаемой церкви был создан женский скит, который стал подворьем Троице-Сергиевой лавры. Из Сергиева-Посада в скит приехала настоятельница будущей обители матушка Фекла. В июне 2002 года были начаты реставрационно-восстановительные работы. Был воссоздан алтарь, установлен иконостас с образами. В 2004 году были обновлены купола и установлены позолоченые кресты. В 2006 году на колокольню подняли семь колоколов. В конце лета 2007 года ремонт и строительство храма завершились. В настоящее время скит живет обычной монашеской жизнью. Сегодня в скиту проживает 20 насельниц. http://епифанец.рф/uspenskay_church.html Успенская. Церковь эта обращена в приходскую из монастырской. Существовавший при ней Успенский мужской монастырь делается известным с 1669 г., когда им управлял строитель Лаврентий Софронов. В 1724 г., по малочисленности братии, он приписан был к Пройковой Успенской пустыни, Липецкого у. Тамб. губ. По описи города Епифани в 1761 г. значится: „в пустыне или монастыре церковь каменная Успения Пресв. Богородицы, при оной придел Богородицы Тихвинской и на паперти колокольня каменная”

http://sobory.ru/article/?object=02140

— В последние годы объем работы Правового управления Московской Патриархии значительно возрос. Мы оказываем консультационную помощь монастырям и иным каноническим подразделениям Церкви по направлениям в имущественной сфере, в вопросах регистрации религиозных организаций, налогообложения, антитеррористической защиты храмов, сбора персональных данных, строительства, противопожарной безопасности. Отдельным направлением является законопроектная работа, осуществляемая Правовым управлением совместно с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ . Важным направлением является представительство в судах. Мы ведем большое количество судебных процессов в сфере передачи недвижимости в рамках Федерального закона 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Так, только в Москве за последние семь лет в собственность религиозных организаций РПЦ на основании судебных решений передано семь домов причта, восемь домов для проживания священнослужителей, одиннадцать доходных домов монастырей и приходов, включая дома для проживания священников московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры на Цветном бульваре и храма Живоначальной Троицы в Листах на Сретенке, торговые дома Заиконоспасского и бывшего Никольского греческого монастырей на Никольской улице, помещения доходных домов Высоко-Петровского монастыря на Петровке, Аносина Борисоглебского монастыря на Цветном бульваре, бывшего Страстного монастыря на Пушкинской площади и др. Госорганы обычно считают монастырские доходные дома объектами, не имеющими религиозного назначения, и поэтому отказывают в их передаче. Однако в московском регионе нам удалось сформировать судебную практику по передаче таких объектов Русской Православной Церкви. Также через суд мы успешно оформляем в собственность религиозных организаций объекты недвижимости, построенные в советское время и перепрофилированные под религиозные цели. Так, около десяти таких объектов оформлено в собственность московского подворья Кресто-Воздвиженского ставропигиального женского монастыря .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5806043...

Женская Оптина: Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря/Сост. С. и Т. Фомины. – М: Паломник, 1997. – 733 с.: ил. – (Русское Православие XX века). Жития святых. 1991–1994. Кн. 1–12. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского , с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – Репр. воспр. изд. 1903–1916 гг. (Москва). – М.: Изд. отд. Моск. Патриархии; Козельск; Св.-Введен. Оптина пустынь, 1991–1994. – Кн.1–12. Журналы... МДА за ... г. 1899–1904. Журналы заседаний Совета МДА за гг. – Сергиев Посад, 1899–1904. Зайончковский П. А. Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870–1880-х годов. – М.: Изд-во МГУ, 1964. – 512 с. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери/Сост. С.И. Снессорева. – Репр. воспр. изд. 1898 г. (СПб.). – Ярославль: Верхне-Волж. кн. изд-во, 1993, – 458с.: ил. Зубов Д. В. Зубов Д. В. Афон и Россия: Духовные связи. – М.: Смысл, 2000. – 432 с. Извлечение... за ... учебный год. Извлечение из протоколов Совета КДА за 1894–1898 учебные годы. Киев. 1895–1899. История Православной Церкви в XIX в. Кн. 1.М., 1998. История Православной Церкви в XIX в.: Православный Восток, – Репр. воспр. изд. 1901 г. (Петроград). – М.: Моск. подворье Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. – 1, 335, IV с.: ил. К свету. Вып. 18. М., 2000. Феодосий, иером. История русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря/К свету. М., 2000. Вып. 18. С. 5–128. Киев вчера, сегодня, завтра, Т. 1 Киев вчера, сегодня, завтра: Фотоальбом. Т. 1/Сост. и худож. В.Д. Ермаков; Авт. текста О. Кравець (Л.И. Кравець); Арх. съемка Ю.М. Бусленко, Т.М. Шабловского, – Киев: Мистецтво, 1982, – 151 с., ил. Киприан (Керн) , архим. Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутиц. патриаршее подворье, 1997. – 151 с. – (Богословская библиотека; Кн. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

После революции 1917 года храм был закрыт. В здание сначала был клуб, затем электроподстанция. Закрыт не позже 1930-х г.г., после войны там ничего не было, храм разрушался и к 1980-м г.г. заброшен. Возвращен верующим в 1992 г., отремонтирован со значительным упрощением первоначального облика. В ходе реконструкции были проведены ремонтные работы по обкладке храма красным кирпичом без привязки к основной кладке. Удивительно, но все основные конструктивные части храма были целы, и была возможность восстановить здание в изначальном виде, благо, что чертежи и фото сохранились и давали полное понимание изначального облика церкви. Но нет – «облагородили». В итоге было изменено первоначальное архитектурное решение фасадов, пропорции шатра, из практических целей пристроен храмовый притвор. Внутри храма была выполнена отделка и установлен фресочный иконостас, который привезли из Москвы. С 1995 г. храм имеет статус подворья Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры. Подворье принимает на отдых и реабилитацию по семейному типу слепоглухонемых детей сирот-инвалидов из Сергиево-Посадского детского дома. На территории Геленджикского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры начато строительство дома причта для проживания семьи священника. Летом 2015 г. был заложен фундамент дома. Удивляет ещё один факт - " облагороженный " храм в 2005 году поставлен на охрану под курьезным названием - " храм-часовня " . http://mihaylovskiy.prihod.ru/1402-2/; http://av-otus.livejournal.com/21502.html В 1970-е гг. по поручению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) в Геленджик приезжал специалист по памятникам архитектуры А. А. Клименко, руководивший краеведческой экспедицией по их выявлению. Тогда же было установлено, что храм на ул. Десантной едва ли не единственный сохранившийся из построенных по проекту В. А. Покровского и подтверждено его авторство. Известно, что строительство храма велось по подписке, т. е. за счет средств, собранных его будущими прихожанами - богатыми дачевладельцами, а не за счет казны или Сухумской епархии, в ведении которой находились приходы Черноморской губернии. Как и для многих христианских храмов, место было выбрано в центре средневекового курганного могильника, как бы освящая этот древний языческий погост. Такая вековая традиция уходит корнями в эпоху принятия христианства на Руси.

http://sobory.ru/article/?object=15995

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I.  Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.152–153. Амвросий (Ермаков), иером. Святитель Иоанн Златоуст: Учение о спасении. – М.: Русский хронограф, 2003. Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. – [Т] II: Христианство без оккультизма. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С.99–100. Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах/Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО " Аспект Пресс " , 1994.  – Т. 1. Антоний (Сурожский). Проповедь в день Трех святителей 12 февраля 1981 г. на торжественной литургии по случаю 50–летия основания Трехсвятительского подворья//Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. .– 1980–1981. – 105–106. Архангельский А.С. Творения отцов Церкви в древнерусской письменности. Извлечения из рукописей и опыты историко–литературных связей. – СПб.; Казань, 1888 – 1891.  – Вып. 4. Балаховская А. С.  Иоанн Златоуст: история и легенда. (По памятникам агиографии)//Слово и мудрость Востока: литература, фольклор, культура : к 60–летию акад. А. Б. Куделина. – М. : Наука, 2006. Барсов Н.И. Иоанн Златоуст//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. 1.  Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.2. С.46–64. Бликштейн Л.С. Иоанн Златоуст и его сочинение " О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей "http://Западноевропейская средняя школа и педагогическая мысль. – М., 1990. Богданов А., Задорожная Ф. Глухов А. Великий проповедник: 1590 лет памяти Иоанна Златоуста//Библиотека. – М., 1997. – 12. Богдашевский Д.И. Св. Иоанн Златоуст по его письмам. – Киев, 1908.

http://bogoslov.ru/person/2861232

Со временем талицкие пещеры стали местом ещё большего паломничества, так как в то время старая Ярославская дорога была единственной,  ведущей в Лавру. Гостеприимные Талицы принимали многочисленных странников, в любое время года идущих по Троицкой дороге, чтобы поклониться прп. Сергию. До революции здесь была деревянная часовня, а около неё - могилы четырёх старцев, но так как сама часовня была уже обветшавшая и реже посещалась паломниками всвязи с уменьшившимся потоком богомольцев по старой Ярославке, после открытия железной дороги до Сергиева Посада, возникла опасность, что могилы могут затеряться. В 1865-1867 гг. по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) около деревянной была устроена каменная часовня, освятил её сам святитель Филарет. Могилы старцев оказались в подклете новой часовни. В советское время пещеры были разрушены, сохранился лишь колодец, вырытый монахами у входа в подземелье. Сюда приходили жители окрестных деревень - за святой водой. В 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II полуразрушенная часовня была передана в ведение Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря для восстановления. Благодаря заботе и помощи руководителя художественно-производственного предприятия " Софрино " Евгения Алексеевича Пархаева к часовне был пристроен алтарь, произведены реставрационные работы. 24 ноября 2002 года архиепископ Евлогий освятил возрождённый храм-часовню в честь новомучеников и исповедников Российских. В 2007 году под руководством архитектора С. В. Демидова начались сложнейшие работы по восстановлению разрушенных пещер и строительству пещерного храма в честь Димитрия Солунского, небесного покровителя великого князя Димитрия Донского. 8 июня 2009 года Талицкое подворье посетил Святейший Патриарх Кирилл, который осмотрел пещеры и благословил освятить пещерный храм. Освящение храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского было совершено 21 января 2010 года наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом.

http://sobory.ru/article/?object=25830

Что же такое церковный календарь - анахронизм, за который цепляются по причине инертности мышления, из-за нежелания что-либо менять в когда-то заведенном порядке? Или же напротив - важный элемент церковного предания, который необходимо изучать, ценить и хранить, даже если это вызывает у кого-то непонимание?.. Мы надеемся, что настоящий сборник (в котором представлены разные, порой противоположные точки зрения) поможет заинтересованному читателю разобраться в проблеме и составить собственное обоснованное мнение. Первая часть сборника, ЦЕРКОВЬ И КАЛЕНДАРЬ, посвящена общим вопросам различия календарей. Вторая часть, КАЛЕНДАРЬ И ПАСХАЛИЯ, повествует о применяемой Православной Церковью системе определения даты праздника Пасхи. Эта система, называемая пасхалией, является неотъемлемой и важнейшей составляющей церковного календаря. Наконец, в третьей части, PRO И CONTRA: НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И КАНОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПАСХАЛИИ, проблема рассматривается более глубоко, с анализом 19-летнего лунного цикла. По-видимому, для лучшего понимания работ, входящих в эту часть, желательно иметь представление о лунно-солнечных календарях. В каждой из трех частей работы расположены в хронологическом порядке первой публикации. Статья архимандрита Рафаила (Карелина) печатается по сборнику " Христианство и модернизм " (М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999). Статья А. Г. Чхартишвили, кандидата физико-математических наук, преподавателя МГУ, была опубликована под другим названием в газете " Татьянин День " 35, октябрь 1999) и перепечатана в журнале " Андреевский вестник " 1, декабрь 1999); в настоящем сборнике печатается с исправлениями и дополнениями. Интервью с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) печатается по " Сретенскому календарю-сборнику " (М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000). Работа доцента Московской духовной академии А. И. Георгиевского , впервые опубликованная в 1948 году, печатается по изданию 1996 года (М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010