См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Владимир Аннушкин ,          доктор филологических наук, профессор кафедры русской             словесности и межкультурной коммуникации Гос. института русского языка имени А. С. Пушкина, профессор риторики Николо-Угрешской православной духовной семинарии//Фома. - – апрель 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Отвечает Александр Ткаченко . Намоленное вместо. Как неправильная молитва может привести к катастрофе . Фото: somarj , www.flickr.com ; Vivek Jena//Фома. - – апрель 2016. – С.14-17. - (рубрика « Вопрос номера: Как отличить лжемолитву от настоящей?»). Как правильно и как неправильно молиться. 12 советов протоиерея Павла Великанова, настоятеля Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главного редактора портала Богослов. ru . Фото Ruud Hilgeman//Фома. - – апрель 2016. – С.18-20. - (рубрика « Вопрос номера: Как отличить лжемолитву от настоящей?»). Реклама: С.21.   ВЕРА (раздел). – С.22-39. Протоиерей Андрей Юревич. Время топнуть ногой . Фото Alex Mertzanis//Фома. - – апрель 2016. – С.22-23. – (раздел « Вера »). Читаем Писание: Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Начало неверных и верных Ил.: Исцеление слепого. Вальтер Ране. 1991; Призвание апостолов на проповедь. Джеймс Тиссо. 1880-е; Гефсиманский сад. Василий Поленов. 1880-е//Фома. - – апрель 2016. – С.24-29. – (раздел « Вера », рубрика « Читаем Писание »). На вставках к материалу: « Евангелие от Матфея, глава 9:27-38 », « Евангелие от Матфея, глава 10:1-5 » (С.24); « Евангелие от Матфея, глава 10:6-23 » (С.26); « То же, глава 10:24-42 » (С.28). публикации (см. Фома колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Сергий (Заварин). 1885-14.04.1938. Документальные фото, предоставленные автором//Фома. - – апрель 2016. – С.30-33. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-156-...

См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Олеся Алиева , горнолыжница, многократная чемпионка России, инструктор благотворительного проекта «Лыжи мечты» (программа реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья с помощью занятий горными лыжами)//Фома. - – июнь 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Одиноким не предоставляется? Где искать смысл жизни человеку без семьи . Разговор с протоиерем Павлом Великановым , настоятелем Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главным редактором портала Богослов.ru. Беседовала Дарья Баринова . Фото Ксении Фоломкиной, Натальи Макаренко//Фома. - – июнь 2016. – С.16-19. - (рубрика « Вопрос номера: Нужны ли Богу одиночки »). Отвечает инокиня Евгения ( Сеньчукова ), пресс-секретарь епархиального управления Якутской и Ленской епархии. Квест одиночества, или Как я пришла к монашеству. Фото Анны Гальпериной//Фома. - – июнь 2016. – С.20-23. – (рубрика « Вопрос номера: Нужны ли Богу одиночки »). Школа «Фомы. Именины: Анна. [Иллюстрированная информация: Значение имени; Дата; Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (1280-1368) – о ней ; Дни памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской; Другие известные святые с именем Анна; Интересные факты ]. Город Кашин. Фото начала ХХ века. Иконы и другие иллюстрации//Фома. - – июнь 2016. – С.24-25. - (рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). ВЕРА (раздел). – С.26-49. Александр Ткаченко . «Освяти руку ударом». Почему Иоанн Златоуст призывал бить богохульников? Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июнь 2016. – С.26-28. – (раздел « Вера »). Патриарх Кирилл. Всегда ли побеждает сильнейший? Из слова после Литургии в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Саранске 18 октября 2015 года . Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – июнь 2016. – С.29. – (раздел « Вера »). Коротко: Мысли. Писание. Притчи. Истории. Фото с сайта деревенскийуголок.рф. и фото.: Архимандрит Гавриил (Ургебадзе). 1980-е гг. Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - – июнь 2016. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Коротко »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-158-...

Также о. Иоанн неустанно обращался к теме «ромейства» византийской цивилизации. Он подчеркивал, что основой Византии была не греческая нация или эллинское культурное наследие, но прежде всего православная вера – «ромейство». В этом смысле ромеями были все независимо от языка или происхождения – армяне, сирийцы, греки, славяне. Достаточно им было принадлежать к Православной Церкви. В этой перспективе о. Иоанн резко выступал против национализма, которым в современную эпоху были заражены некоторые православные народы. Идеалом о. Иоанна явилась новая ромейская общность православных народов, независимо от их происхождения. В последние годы Романидис практически полностью посвятил себя антиковедению, медиевистике, а также истории Восточного Средиземноморья эпохи Нового времени. Филиокве Доклад на конференции православно-англиканской богословской подкомиссии по диалогу 21–28 июля 1975 года в Сент-Олбансе (Англия) Хрестоматия по сравнительному богословию: Учеб. пособие. – М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. С. 385–414. (Изд. по: Романидис И., прот. Филиокве//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата. Париж, 1975. 89–90. С. 89–115.) 1. Исторический контекст С самого начала следует отметить, что между западными и восточными римлянами никогда не было спора о Филиокве; были, так сказать, семейные раздоры в связи с деталями христологического учения, были и Вселенские Соборы, обсуждавшие вопросы, связанные с Личностью Христа. Западные римляне выступили и в защиту икон, вопрос о которых был решен на Седьмом Вселенском Соборе, но они никогда не поддерживали Филиокве ни как учение, ни как добавление к Символу веры . Спор о Филиокве, таким образом, не был конфликтом между патриархатами старого и нового Рима, а был конфликтом между франками и всеми римлянами, как на Западе, так и на Востоке. При рассмотрении этого вопроса с исторической точки зрения серьезное затруднение представляет то, что, когда начались столкновения, западные римляне были почти всецело завоеваны либо германскими племенами, либо арабами и сам патриархат старого Рима был под властью франков. Чтобы укрепить свое владычество над папским престолом и не дать франкам захватить администрацию Церкви в бывшем экзархате, как они всецело захватили ее в середине VII века в Галлии, превращенной уже во Францию, римляне издали законы избрания пап: кандидатами на папство могли быть только кардиналы, диаконы и пресвитеры Рима, которые, кроме того, должны были быть римской национальности. Мирянам [выдвигать] кандидатуру строго запрещалось. Именно посредством назначения мирян-военных франки и захватили римскую этнархию в Галлии к концу VII века. Как бы то ни было, эти защитительные меры для закрепления Римского папского престола за римлянами были провозглашены на соборе, состоявшемся в Риме в 769 году в присутствии 13 франкских епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Татьяна Воробьева , педагог-психолог высшей категории. 10 ошибок на пути к браку. Подготовила Валерия Посашко //Фома. - – июль 2014. – С.24-27. - (рубрика « Тема номера. Построй свою любовь »).         На врезке к статье: Главное в семье… Результаты опроса, проведенного ВЦИОМ в августе 2013 года. Фото Ксении Кашириной и Елены Сысоевой//Фома. - – июль 2014. – С.27. - (рубрика « Тема номера. Построй свою любовь »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Олег Салагай , пресс-секретарь министра здравоохранения России//Фома. - – июль 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО . Формула любви. Кому и когда вверять свое сердце? Подготовила Алла Митрофанова . Фото Наталии Федоровой и фото www.lori.ru// Фома. - – июль 2014. – С.28-31. - (рубрика « Тема номера. Построй свою любовь »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Олег Салагай , пресс-секретарь министра здравоохранения России//Фома. - – июль 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.32-49. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского Протоиерей Павел Великанов , настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Маленький принц в большом супермаркете , или Чему церковная бабуся научила филолога - – июль 2014. – С.32-39. - (раздел « Вера »). глав из книги «Школа веры» протоиерея Павла Великанова, второе издание которой вышло в преддверии 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Толковый словарь: Женщина: сотворенная из ребра мужчины? /Автор – Юрий Пущаев . Ил.: Сотворение Адама и Евы. Миниатюра из иллюстрированной Библии. Около 1230 г.//Фома. - – июль 2014. – С.40. – (раздел «Вера», рубрика « Толковый словарь »). Реклама : С.41. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского Взросление отрока Варфоломея. Патриарх Кирилл о детстве и родителях преподобного Сергия . Из проповеди Патриарха Кирилла после Литургии в Троице-Сергиевом Варницком монастыре, 11 мая 2014 года. Ил.: Видение отроку Варфоломею. М. В. Нестеров. 1889-1890. Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – июль 2014. – С.42-43. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-135-...

Успенский собор Московского Кремля. _________________ В одной семье возникла проблема с подготовкой дочери к институту: ни на каких курсах нет занятий по биологии, кроме одних, набор на которые уже давно был завершен. А программа вступительных экзаменов по биологии довольно существенно отличается от школьной. Правда, знакомый, занимающий достаточно видное положение в мире высшего образования, взялся было оказать протекцию, но отец семейства решил для начала пойти и просить сам. По дороге он думал о своих профессиональных проблемах, как вдруг в сознании возникли слова: Святителю отче Макарие, моли Бога о нас. Будучи знаком с житием Святителя, он понял, что молиться тому об обучении дочери правильно и уместно. На курсах ему сказали, что набор завершен, вот разве что в декабре может быть отсев (а был конец сентября). Но на вопрос, чем же рекомендуется девочке тем временем заниматься, вдруг сказали: “Зайдите через неделю”. Всю эту неделю отец молился святителю Макарию, решив вовсе не обращаться за обещанной протекцией, а в назначенное время вновь отправился на курсы, взяв с собой и дочку. Сначала его вроде бы и не узнали, а потом вдруг сказали: “А Вы сейчас оплатить занятия можете?”. К счастью, он смог это сделать хотя бы частично, и девочку тотчас же усадили заниматься. Чтобы в полной мере оценить это событие, нужно учесть, что в обычных случаях для поступления на курсы нужно было держать экзамены и проходить собеседование. _________________ Рассказывает пожилая женщина: После смерти моей сестры я взяла себе ее собачку. Это существо было связано для меня с памятью о сестре, и я к ней привязалась. Собачка жила у нас почти семь лет и совсем состарилась, потеряла зрение и слух, но общение с ней по-прежнему доставляло мне радость. Однажды осенью 1998 г. на улице на нее набросилась большая собака и покусала; через два дня наша собачка умерла. С тех пор тоска по ней никогда не покидала меня. К тому же в мои 70 лет при слабом здоровье не могло быть и речи о том, чтобы взять в дом новую собаку. У меня стало болеть сердце, я уже с трудом ходила в церковь. Но вот 15 ноября мы с мужем все-таки добрались до подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве, где хотели освятить маленькую иконку святителя Макария. Мы знали, что в этот день будет происходить торжественная служба с освящением большой житийной иконы Святителя. По окончании службы я припала к этой прекрасной иконе, молясь Святителю об утолении своей печали. И вдруг я почувствовала, что нет больше тяжести на душе, что тоска моя исчезла и даже прошли мои всегдашние боли в сердце. Я бодро доехала домой и теперь каждый день молюсь перед нашей маленькой иконкой Святителя о душевной твердости — и всегда чувствую его незримую благодатную помощь.

http://pravmir.ru/znameniya-i-chudesa/

ц) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями; ч) награждает клириков и мирян церковными наградами; ш) утверждает присуждение ученых степеней и званий; щ) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей. 8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест. 9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского. Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси. 10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями. Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется по Указам Патриарха Московского и всея Руси. Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. 11. Сан Патриарха является пожизненным. 12. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому Собору. 13. В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола. Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

http://pravmir.ru/patriarh/

щ) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход; ы) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней; э) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями; ю) награждает клириков и мирян церковными наградами; я) по представлению Учебного комитета утверждает создание новых кафедр в духовных учебных заведениях; я1) утверждает присуждение ученых степеней и званий; я2) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей. 8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест. 9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского. Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси. 10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями. Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется указами Патриарха Московского и всея Руси. Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. 11. Сан Патриарха является пожизненным. 12. Право рассмотрения вопроса об уходе Патриарха Московского и всея Руси на покой принадлежит Поместному Собору. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси принадлежит Архиерейскому Собору, действующему в составе Поместного Собора. Судебное решение Архиерейского Собора вступает в силу после утверждения 2/3 голосов членов Поместного Собора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203397...

Уже после переезда в Саратов, когда приход Свято-Троицкого собора стал для семьи родным, Аркадий достал из коробочки диска вкладыш. — Это оказалась запись хора подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве,— улыбается он,— а с фотографии на меня смотрели Епископ Лонгин (на момент записи — настоятель подворья) и настоятель Свято-Троицкого собора Саратова иеродиакон Пахомий (Брусков)… В Саратове первое время после переезда снимали квартиру и мечтали о собственном жилье. Дом в Таджикистане почти ничего не стоил: люди уезжали, продавая имущество за копейки. Саратовские цены удручали. Аркадий начал унывать: все, на что они могли рассчитывать,— купить какую-нибудь лачугу и постепенно перестраивать ее. Других вариантов не было… — И вдруг звонит отец и говорит, что есть человек, желающий купить наш дом за хорошие деньги. Предлагаемая им цена была в несколько раз выше реальной. Этот необъяснимый взлет цен на жилье в Таджикистане длился буквально два-три месяца, а потом все вернулось «на круги своя»,— рассказывает собеседник. Теперь они живут в просторном собственном доме с большим приусадебным участком. У Аркадия золотые руки, и приложить их, как вы понимаете, есть к чему. В ближайших планах отца семейства — сделать на участке детскую площадку для сыновей. Для того чтобы в семье было все необходимое, работать приходится много. Аркадий купил «газель», заключил договор с одним из городских предприятий, перевозит грузы. Это очень муж­ской поступок — наступить на горло собственным амбициям, забыть, что ты хороший юрист с серьезным опытом работы,— и заниматься тем, что прокормит твоих детей и жену. Наташа — красивая, хрупкая, нежная. Со дня на день в семье ждут прибавление — четвертого сына. Маме, конечно, нелегко — старшие детки слишком малы, чтобы быть помощниками. Но муж не делит работу на мужскую и женскую. — Я умею ухаживать за детьми,— говорит он.— О своих сыновьях знаю абсолютно все — их «болячки», интересы, любимые игры… Аркадий — знаток мировой истории, литературы, на его счету собственные поэтические опыты. Из авторов особенно близки ему Достоевский, Пушкин, Ахматова… Но сейчас он читает детские сказки — вслух, своим сыновьям. А стихи на исторические темы пишет для постановок в воскресной школе Троицкого собора.

http://pravoslavie.ru/47556.html

Все это время я мечтал получить образование. Сначала думал о юриспруденции. Параллельно работе пел в хоре в Москве, в подворье Троице-Сергиевой лавры, у знаменитого Владимира Горбика (художественный руководитель Столичного симфонического оркестра в Москве, главный регент Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, номинант «Грэмми-2019» в категории «Лучшая работа хора» - от ред.), мы участвовали в пении в Кремле, хотя и были всего лишь любительским составом. Только представьте: я мальчишка с улицы, за плечами ничего, никакого музыкального образования, только диссонанс, дезориентация внутри - и такие перемены. На подворье Оптиной пустыни я закончил двухгодичные богословские курсы. Я попал в свою среду, в абсолютно другой мир. - То есть вы днем продавали запчасти, а вечерами учились на богословских курсах? - Да, получал вечернее образование. Один вечер - вокал, один - общая спевка, затем практика плюс два раза в неделю курсы. Помню, у меня были искушения: на Московском горводоканале предлагали работу, квартиру, перспективы были. Но я уже понимал, что это не то, мне удавалось развиваться, вера давала мне пищу. Как будто я был голодный после развода родителей, чувствовал стресс ужасный, было состояние ужасное, тьма, какой-то ад. И тут ты понимаешь, что есть другая сторона, что ты можешь насытиться новым знанием. Если бы Господь дал мне все - научиться играть на гармонии, съездить в Чечню, закончить юридический университет, я бы, наверное, не был таким сейчас. Я понял, что юриспруденция и документы - не мое, и решил идти в Свято-Тихоновский институт и получить там заочно духовное образование, для себя. Но старый монах подсказал мне, что я ничем не ограничен, почему бы не углубиться полностью в этот мир? Почему бы не пойти очно? Уходя с исповеди, я чувствовал себя так, будто у меня появились крылья, я лечу. Я стал готовиться, попросился в алтарь, стал много читать, но этого для поступления оказалось мало, я не прошёл по конкурсу. Но я уже понимал, что свою любовь нельзя так бросать. В Москве делать мне было больше нечего, я решил возвращаться на родину, чтобы в духовном училище подготовиться к поступлению в Москву. Я пришёл к ректору и спросил, можно ли ходить на занятия, а ректор ответил с юмором: только на очной основе, плюс мы из тебя будем вить верёвки. И я поступаю учиться, попадаю в четкую систему: распорядок дня, участие в богослужении, нам преподавали образованные монахи, священники и люди науки, послушания на различных работах, кипела внутренняя молодёжная жизнь в рамках учебного процесса. Это счастье великое, когда ты полностью оказываешься в этой колыбели. Да еще в 26 лет, после всех этих терзаний...

http://pravoslavie.ru/121377.html

Как духовный компо­зитор он стал известен с 80-х годов ХХ века. Этот вид творчества явился завершени­ем его творческой биографии как музыканта. Он писал оригинальную церковную музыку и гармонизовывал древние распевы. Связь с Троице-Сергиевой Лаврой, несомненно, способствовала его становлению как духовного композитора, а также направлению его композиторского творчества. Постепенно произведения отца Сергия начинают входить в репертуар цер­ковных и академических хоров и затем начинают появляться в записях различных хоров. На про­тяжении нескольких лет он писал песнопения Божественной Литургии, которые в 1994 году были собраны в отдельную тетрадь. Незадолго до своей кончины отец Сергий написал музыку на текст третьего антифона, “Блаженны” для мужского хора. Это оказалось последним произведением композитора. В песнопениях Литургии представлена многоголосная обработка знаменного распева, создающая впечатление просветленности и умиротворенности, достигаемое мастерством композитора. Отдельные литургийные произведения стали исполняться на Богослужениях вскоре после их написания. Как единый цикл песнопения Литургии исполнялись в Малом зале Московской консерватории хором подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под управлением В. Горбика. Отдельные песнопения Литургии диа­кона Сергия вошли в раз­личные певческие сборники. К десятилетию со дня кончины композитора в издательстве “Музыка” вышли из печати “Песнопения Литургии для хора без сопровождения” (М., 2005). Данное издание является первой монографической публи­кацией богослужебной музыки диакона Сергия Трубачева и, несомненно, представит интерес для регентов церковных хоров. Несколько ранее вышла книга с трудами отца Сергия “Избранное. Статьи и исследования” (М., 2005). В ней имеется несколько довольно характерных разделов. В “Автобиографическом” много интересных событий, связанных с нелегким жизненным путем, рассказов о встречах с замечательными людьми. “Педагогика” посвящена преимущественно проблемам дирижирования. В разделе “О священнике Павле Флоренском” говорится о лицах, с кем общался замечательный богослов-ученый, о его интересе к музыке. Последний раздел назван “О церковном пении и колокольном звоне”. Книга снабжена интересными фотоиллюстрациями.

http://pravmir.ru/regentskie-vechera/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010