Как вам известно, в 2012-2015 годах, помимо ежегодных авторских программ, была реализована программа всероссийского масштаба, приуроченная к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Были проведены, без преувеличения, беспрецедентные реставрационные работы на памятниках архитектурного ансамбля Лавры и Московской духовной академии. Построены четыре странноприимных дома «Паломническая слобода», храм в Троице-Сергиевом Варницком монастыре, и, конечно, особое внимание в этой работе было уделено строительству комплекса общежитий Московской духовной академии. Попечительский совет вносил и вносит существенный вклад в развитие Лавры и Академии, инфраструктуры монастырского хозяйства, паломнического сектора, подворий и скитов обители, интерната слепоглухих в Сергиевом Посаде и детского приюта в Топорково. Отрадно, что совету удалось органично объединить усилия Церкви и государства, представителей бизнес-сообщества, общественных организаций ради достижения важных целей, которые перед нами поставлены. Хотел бы выразить сердечную признательность всем, кто разделяет труды Попечительского совета, за проделанную работу. Действительно, объем работы огромный и результаты налицо. Каждый, кто сегодня посещает Лавру, видит, что это сокровищница нашей истории, архитектуры, духовности находится в таком состоянии, в котором она едва ли была когда-то, включая годы расцвета, когда Церковь пользовалась значительной поддержкой государства. Тем не менее, еще многое нужно сделать. Это касается как возвращения Лавре национализированного в 1917 году имущества, его реставрации и приспособления под актуальные нужды, так и развития в целом инфраструктуры и Лавры, и Академии. Одним из важнейших вопросов, который стоит перед нами в настоящее время, является реставрация и приспособление Переходного (Типографского) корпуса под нужды Московской духовной академии. Вы помните, что я когда-то сделал особый акцент на необходимости скорейшего строительства общежития Лавры. Эта тема была обозначена как приоритетная. Вот теперь я хотел бы обозначить в качестве приоритета тему Переходного корпуса, потому что это последний объект, который нуждается в капитальном ремонте, восстановлении и переоборудовании. Только после того как мы завершим эту работу, можно будет сказать, что весь комплекс Лавры и семинарии приведен в надлежащий порядок.

http://patriarchia.ru/db/text/4428432.ht...

28 марта 1888 года соборный иеромонах Авраамий в Гефсиманском скиту Лавры совершил постриг послушника Константина в монашество с наречением имени Кронид. В день памяти преподобного Сергия 25 сентября 1889 года в Троицком соборе Лавры монах Кронид был рукоположен во иеродиакона Преосвященным Христофором (Смирновым), епископом Волоколамским. 23 мая 1892 года в Крестовой домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери митрополит Московский и Коломенский Леонтий (Лебединский) рукоположил иеродиакона Кронида в сан иеромонаха. Отец Кронид был назначен смотрителем лаврской мастерской по производству литографий и фотографий, а с 1896 года состоял смотрителем находящегося при Лавре Епархиального училища иконописания. Отец Кронид состоял членом экзаменационной Комиссии по испытанию братии при представлении к рукоположению в священный сан. В 1901 году он был награжден наперсным крестом. 17 января 1905 года в Духовный собор Лавры поступил указ митрополита Московского и Коломенского Владимира о назначении иеромонаха Кронида экономом Санкт-Петербургского Троицкого подворья. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в XVIII веке занимало обширный участок набережной реки Фонтанки, прилегающей к Невскому проспекту с юго-запада. В 1800 году на части этой территории, купленной князьями Белосельскими-Белозерскими, был выстроен дворец, в 1880-х годах перешедший в собственность великого князя Сергея Александровича, в это время вступившего в брак с Елизаветой, принцессой Гессенской. На территории лаврского подворья в 1772 году была выстроена церковь во имя преподобного Сергия, а в 1873 году была возведена новая церковь во имя Пресвятой Троицы. Троицкое лаврское подворье сыграло немаловажную роль в воцерковлении Великой княгини Елизаветы Федоровны, принявшей православие в 1891 году. Отец Кронид развернул в Петербурге активную деятельность по восстановлению сильно запущенного ко времени его назначения Троицкого подворья. 11 мая 1906 года отец Кронид был возведен в сан игумена, а 9 мая 1908 года – в сан архимандрита. Дальнейшие усердные труды отца Кронида были отмечены многими церковными наградами: орденом святой Анны III степени (6 мая 1911 г.), серебряным жетоном для ношения на груди – за труды по сооружению храма в Царском Селе (20 августа 1912 г.), орденом святой Ahhы II степени (1914 г.).

http://fond.ru/kalendar/1389/kronid/

Прошло десять лет. Я, как видите, остаюсь, слава Богу, жив и здоров». В это время мы приехал на место, куда мне было нужно. Когда я стал расплачиваться с извозчиком, он отказался принять от меня деньги, говоря: «Нет, батюшка, денег я с тебя не возьму, так как ты служишь угоднику Божию, моему отцу и благодетелю» Преподобномученик  Кронид (Любимов). Беседы, проповеди, рассказы. Троицкий листок Преподобномученик Кронид (в миру Константин Петрович Любимов) родился 13 мая 1859 года в семье псаломщика сельской церкви. В 1877 году, не окончив курса в Волоколамском духовном училище, поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Был назначен келейником наместника архимандрита Леонида – ученика Оптинских старцев. Как и другие насельники, послушник Константин окормлялся у духоносных старцев, в том числе у знаменитого затворника Зосимовой пустыни иеросхимонаха Алексия (Соловьева). В 1889 году был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1892 году состоялась его священническая хиротония. Исполнял послушание смотрителя литографии и фотографии, с 1896 года усердно трудился в звании смотрителя Московского епархиального училища иконописи. В 1905 году иеромонах Кронид был назначен экономом Санкт-Петербургского Троицкого подворья и много сделал для его восстановления. В это время он неоднократно общался с будущей преподобномученицей Елизаветой Федоровной. 9 января 1915 года Святейший Синод Русской Православной Церкви назначил архимандрита Кронида наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Осенью 1918 года началась конфискация имущества Троицкой обители, а в 1919 – кампания по вскрытию святых мощей. Наместник Лавры неоднократно обращался к представителям новой власти с просьбой не допустить бессмысленного кощунства. Однако, несмотря на протесты верующих, освидетельствование мощей Преподобного Сергия все же состоялось. Затем на протяжении нескольких месяцев братию Лавры выселяли из обители. Окончательно Лавра была закрыта 7 мая 1920 года. Отец Кронид некоторое время оставался старостой охраны Лавры, а затем жил в Гефсиманском и Параклитовском скитах, у Кокуевского кладбища в Сергиевом Посаде. Он продолжал оказывать поддержку монашеской братии Лавры. 11 октября 1937 года органами государственной безопасности против архимандрита Кронида было возбуждено уголовное дело. Вместе с группой монашествующих он был приговорен к высшей мере наказания и 10 декабря расстрелян на полигоне НКВД в подмосковном лесопарке Южное Бутово.

http://pravmir.ru/chudnaya-povest-blagog...

В Ризнице Троице-Сергиевой Лавры хранятся уникальные экспонаты: иконы, рукописные и старопечатные книги, произведения лицевого и орнаментального шитья, изделия из золота и серебра. Источник преподобного Сергия Радонежского «Гремячий ключ» находится вблизи деревни Взгляднево (недалеко от деревни Малинники). Святой воды можно набрать также в Надкладезной часовне и под сенью из креста на Соборной площади , на источниках преподобного Саввы Сторожевского за северной стеной монастыря и святителя Николая Чудотворца за Келарскими прудами . Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра Справочные телефоны по общим вопросам: Телефоны Духовной академии и семинарии: Официальный сайт Московской духовной академии Электронная почта: Проезд: Время в пути - полтора часа. От вокзалов до Лавры можно дойти пешком. Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Расписание Исповеди и богослужений можно посмотреть на официальном сайте монастыря . Расписание обновляется каждую седмицу . Трудникам и волонтёрам [ править править код ] Желающим потрудиться в Лавре: Гостиницы [ править править код ] Старая гостиница Лавры: Вознесенская гостиница: Паломническая гостиница при Воскресенском Подворье: В гостиницах запрещено курение, распитие спиртных напитков, прослушивание громкой музыки в любое время. Трапезные [ править править код ] Кроме того на территории Лавры находятся два небольших кафе, где можно быстро и недорого перекусить. Экскурсии [ править править код ] Заказать экскурсию по Лавре и узнать об условиях ее проведения вы можете по телефонам Паломнического центра. Туристы и паломники, путешествующие самостоятельно, могут заказать экскурсию по Лавре в составе группы или индивидуально. Также можно заказать аудиогид. Экскурсии по Ризнице проводятся со среды по воскресенье с 10 до 16 часов (кроме последней пятницы каждого месяца). Телефоны паломнического центра: +7 496 540 57 21 , +7 910 471 01 70 , +7 496 541 56 78

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

1989 год — Состоялось заседание Священного Синода. Синод определил: епископа Никанора (Юхимюка), находившегося с 16 ноября 1979 г. в юрисдикции Православной Чешской Церкви и получившего 29 ноября 1987 г. от Блаженнейшего митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея отпускную грамоту, принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви и назначить епископом Сумским и Ахтырским. Синод принял решение о восстановлении Полоцкой, Могилевской и Пинской епархий. Архиепископом Могилевским и Мстиславским назначен архиепископ Тульский и Белевский Максим (Кроха); епископом Пинским и Брестским — епископ Пинский Константин (Хомич), викарий Минской епархии; епископом Полоцким и Витебским определено быть игумену Троице-Сергиевой лавры Димитрию (Дроздову); епископом Даугавпилсским, викарием Рижской епархии, по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита определено быть протоиерею Александру Кудрящову, настоятелю Спасо-Преображенской церкви Риги. Наречение и хиротонию его в епископский сан совершить в Москве. Заслушав доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева), председателя Отдела внешних церковных сношений, о деятельности и жизни подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ), Синод постановил: 1. В связи с истечением срока заграничной командировки протоиерея Димитрия Нецветаева освободить его от обязанностей экзарха Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Блаженнейшем Папе и Патриархе Александрийском и всей Африки и настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ) и направить в распоряжение преосвященного Валентина (Мищука), архиепископа Владимирского и Суздальского. 2. Выразить благодарность протоиерею Димитрию за многолетнее ревностное служение и представительство Матери-Церкви. 3. Экзархом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Папе и Патриархе Александрийском и всей Африки и настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ) назначить архимандрита Феофана (Ашуркова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

http://pravoslavie.ru/5504.html

Управляющим делами Московской Патриархии назначен митрополит Тверской и Кашинский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии. Первым заместителем управляющего делами назначен епископ Воскресенский Дионисий. Заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) избран викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский», с сохранением за ним несения обязанностей в Управлении делами Московской Патриархии. В ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви также был рассмотрен вопрос о перемещении Преосвященных наместников ставропигиальных монастырей (журнал 9). Члены Священного Синода постановили освободить архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, викария Патриарха Московского и всея Руси, от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, выразив ему благодарность за многолетнее окормление святой обители, с сохранением за ним обязанностей викария Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Каширский» и председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. Местом пребывания архиепископа Феогноста и указанного отдела определено подворье Троице-Сергиевой лавры в г. Москве . Наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский» Священный Синод постановил назначить епископа Бронницкого Парамона, викария Патриарха Московского и всея Руси, освободив его от должности наместника Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, с выражением благодарности за понесенные труды. Участники заседания приняли решение назначить наместником Донского монастыря с титулом «Бронницкий» епископа Уржумского и Омутнинского Фому, освободив его от управления Уржумской епархией. Временное управление Уржумской епархией поручено митрополиту Вятскому и Слободскому Марку. Решением Священного Синода епископ Домодедовский Иоанн, викарий Патриарха Московского и всея Руси, освобожден от должности наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Наместником Новоспасского монастыря назначен епископ Воскресенский Дионисий, викарий Патриарха Московского и всея Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/26/pa...

В 1920 г. Троице-Сергиеву лавру закрыли богоборцы. В её зданиях на долгие годы разместился Историко-художественный музей и другие госучреждения, часть строений отдали под жильё. Возрождение обители началось после Великой Отечественной войны, в 1946 г. В её стенах проходили Поместные Соборы (в 1971, 1988, 1990 гг.) Пройдя через испытания войной и безбожием, Свято-Троицкая Сергиева лавра по-прежнему является духовным оплотом России и одним из самых почитаемых мест паломничества. Подробнее... Современное состояние [ править править код ] Свято-Троицкая Сергиева лавра один из красивейших русских монастырей. У каждого храма и собора уникальная история. На официальном сайте Лавры есть информация о различных постройках, включая монастырскую стену. При обители действует гостиница для паломников, организован монастырский оздоровительный центр. На территории Троице-Сергиева монастыря находится Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России. Храмы [ править править код ] Скиты [ править править код ] Подворья [ править править код ] Деятельность монастыря [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] 19 октября 2019 в Лавру из часовни с Введенского (старого Немецкого) кладбища в Москве были перенесены останки духовника обители до революции схиархимандрита Захарии. За свою долгую жизнь старец Захария совершил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Он трижды сподоблялся видения Святой Троицы и Пресвятой Богородицы; дважды ходил по воде, как по суше. По его молитве воскрес умерший. Он исцелял больных и обладал особым даром исповеди кающихся. После революции 1917 года старец Захария последним покинул закрытую Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и поселился в Москве у своих духовных чад. В Троице-Сергиевой лавре были захоронены многие известные люди: княгиня Марфа Владимировна (дочь старицкого князя Владимира Андреевича и жена датского принца Магнуса), семья Бориса Годунова, деятели Смутного времени князь Д.Т. Трубецкой и Прокопий Ляпунов, а также представители знатных русских фамилий — Бельских, Пронских, Воротынских, Нагих, Одоевских, Оболенских, Глинских. В храмах лавры погребены московские архиереи: Платон (Левшин), Августин (Виноградский), Филарет (Дроздов), Макарий (Булгаков), Леонтий (Лебединский), Сергий (Ляпидевский), Макарий (Невский). Под Успенским собором в храме Всех святых в земле российской просиявших погребены патриархи Алексий I и Пимен. За алтарём Успенского собора с северной стороны похоронен И.С. Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н. Леонтьев (†1891), В.В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

По мнению Забелина, кремлевское подворье могло быть устроено еще до Куликовской битвы. Первая деревянная Богоявленская церковь упоминается в 1374 году в повествовании о смерти последнего тысяцкого Москвы Василия Васильевича Протасьева (Вельяминова). Принявший перед смертью схиму, он был погребен «у церкви Богоявления». Традиционно это сведение относят к Богоявленскому монастырю в Китай-городе, где была усыпальница Вельяминовых, но Иван Забелин считал, что оно вполне могло относиться к кремлевскому Богоявленскому храму подворья. Значит, подворье могло быть даровано не позднее начала 1370-х годов, когда преподобный Сергий с племянником устраивали монастырь в Симонове. Упомянем, что существует и другая версия: землю в Кремле пожаловал Троицкой обители из своего двора князь Андрей Владимирович, сын героя Куликовской битвы, князя Владимира Андреевича Храброго, в 1425 году. Однако их кремлевский двор находился в другом месте. Такая путаница вызвана отсутствием надежных сведений о первоначальной истории Троицкого подворья. Первое достоверное упоминание о нем относится к 1460 году, когда на месте деревянной выстроили каменную Богоявленскую церковь. Об этом речь впереди, а пока отметим градостроительную роль подворья в образе православной Москвы. По мнению академика Г. Мокеева, образ Соборной Руси в Москве складывался со времени правления Ивана Калиты и собирания русских земель в единое державное государство. Присоединяя удельные княжества к Москве, в столицу привозили их святыни, иконы, колокола, но не как пленные, а как символы единства России. Переселенцы из присоединенных городов основывали в Москве свои слободы с приходскими храмами. Такими же символами соборности русской земли были подворья крупнейших монастырей с их храмами и часовнями. Символизируя единство православной России и собирания земель вокруг Москвы, они органично вливались в градостроительный образ Третьего Рима. И символично, что Троицкое подворье находилось именно в Кремле. Как и сама Сергиева обитель, оно оказалось причастно ко многим великим событиям русской истории.

http://pravoslavie.ru/28971.html

Благодарю Господа, видя Его отеческое обо мне попечение от младенчества. Благодарю за то, что мне, юноше, выросшему в доброй, но нецерковной семье, Бог даровал веру и привел в храм. Впоследствии по промыслу Божию и молитвенному предстательству преподобного Сергия я оказался на подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Москве, где обрел духовного наставника, ставшего для меня истинным примером в монашестве, в пастырском, а затем и в архипастырском служении. С безмерным уважением и искренним теплым сыновним чувством благодарю митрополита Саратовского и Вольского Лонгина за его наставления и помощь, за то, что он облек меня в святое иночество и возвел в священный сан, за его молитвы и поддержку, потому что сам я никогда не считал себя достойным служения в священном сане: образ пастыря представлялся мне недостижимым идеалом. Оглядываясь на свой жизненный путь, понимаю, что годы, когда я нес монашеское служение на лаврском подворье, стали для меня благословением Божиим на всю жизнь. Здесь я открыл для себя прекрасный в своей непостижимой глубине мир Церкви Христовой, а глубокую привязанность к преподобному Сергию Радонежскому и надежду на его молитвенную помощь сохраняю в своем сердце и по сей день. Но Господь, устраивающий все к нашему благу, судил мне покинуть монастырь: в 2003 году, когда настоятель подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве стал епископом Саратовским и Вольским, часть нашего братства последовала за ним. В Саратове мне вновь предстояло служение под кровом Святой Живоначальной Троицы: я был назначен настоятелем Свято-Троицкого собора — старейшего храма города, с которым неразрывно связана его история. И хотя древний храм находился в тяжелейшем состоянии, требовал капитальной реставрации и проведения противоаварийных работ, но не меньшей заботы требовали и люди: сие надлежало делать и того не оставлять (Мф. 23:23). Опыт служения на приходе стал для меня незаменимой школой обустройства всех сторон церковной жизни, прежде всего богослужебной, строительно-реставрационной, социальной, просветительской.Покровская и Николаевская епархия является новообразованной, но здесь уже многое сделано трудами достойнейших архипастырей, которые несли свое служение на этой земле. По праву можно сказать, что за последние восемь лет, когда епархией мудро руководил Высокопреосвященный Лонгин, здесь произошел расцвет церковной жизни: было открыто множество храмов, ведется активная катехизаторская, миссионерская и социальная деятельность.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1799727...

Елевферий (Богоявленский), митр. Об искуплении. Письма митрополиту Антонию (Храповицкому) в связи с его сочинениями: «Догмат искупления» и «Опыт христианского православного катехизиса». Париж: Совет по учреждению монашеско–миссионерского братства, 1937. С. 178–196. Иларион (Троицкий) , сщмч. Богословие и свобода Церкви. О задачах освободительной войны в области русского богословия//Богословский вестник. 1915. Т. 3. С. 98–134. Иларион (Алфеев) , еп. Православное богословие на рубеже эпох. К.: «Дух i 2002. Корзо М. «Православное исповедание веры» Петра Могилы : к вопросу о западном влиянии на киевское богословие XVII в.//Сравнительная история: методы, задачи, перспективы/Сб. статей. М., 2003. С. 33–56. Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2007. 672 с. Серафим (Соболев) , архиеп. По поводу сочинения иеромонаха Тарасия «Великороссийское и малороссийское богословие XVI и XVII веков»/Репринт: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997//Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943. С. 260–290. Серафим (Соболев) , архиеп. По поводу статьи митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления»/Репринт: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997//Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943. С. 5–110. Сильвестр (Стойчев), игум. К вопросу о западном влиянии в богословском наследии святителя Петра Могилы //Труды КДА. К., 2012. 17. С. 103–112. Тарасий (Курганский), иером. Перелом в древнерусском богословии (Великороссийское и малороссийское богословие XVI–XVII вв.). Варшава, 1927. Флоровский Г., прот. Западные влияния в русском богословии//Православная беседа [Электронный ресурс]/URL: Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. К., 1991. Хондзинский П. В. «Православное учение о спасении» архим. Сергия (Страгородского) и его критика священноисповедником Виктором (Островидовым) и архиеп. Серафимом (Соболевым) //Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 98–113.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010