V. Смесь Грамота Царя и Великого князя, Михаила Федоровича, Серпуховскому Протопопу с братией у Св. Троицы и по нем, о приданных пошлинах с померного, весчего, гостино-го, правого десятка, наместнича и тиуня суда и венцов женитвенных, 7132 (1625), Марта 7 дня. Сообщ. Н.П. Розанов Патриаршие выходы. С предисловием Н. Дубровского О Шведах под Полтавой и Переволочной. Перевод с рукописи, писанной Швед-ским Прапорщиком Карлом Фрисом 1714 г. Соревн. А.А. Чумикова Материалы для Истории Беспоповщинских Согласий в Москве: 1. Феодосиевцев Преображенского Кладбища. Собранные Николаем Поповым . С портретом Ильи Алексе-ева Ковылина Письмо Рижского Епископа Филарета к Иннокентию, Архиепископу Харьковско-му, о тесном положении Православия к Прибалтийском Крае Письмо Аббас-Мирзы, Наследника Персидского Престола, к Фельдмаршалу Кня-зю Варшавскому, в июне 1832 г Письмо Генерал-Лейтенанта Скобелева к Фельдмаршалу Графу Дибичу, 21-го Де-кабря, 1830 Записка Его Императорского Высочества, Великого Князя Цесаревича, Константи-на Павловича, к Командиру Литовского Корпуса, Генерал-Адъютанту Барону Розену, Ноября 27, 1830 г Протокол Заседания Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, 20-го Декабря, 1868 года Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1869. Июль-Сентябрь. Книга третья I. Исследования О соединении под общим управлением Болгарского Рыльского и Русского Афон-ского монастырей. Д. Чл. Архимандрита Леонида О времени сдачи Поляками Русским Кремля в 1612 году. Д. Члена П.С. Казанского II. Материалы отечественные Славны бубны за горами или путешествие мое кое куда 1810 года. Сочинение Кня-зя Ивана Михайловича Долгорукого (окончание) Русские народные песни, собранные П.В, Шейном. Часть 1. Песни обрядные III. Материалы славянские Очерк истории Чешского Вероисповеданного движения. Д. Члена А.С. Клеванова. С предисловием О.М Бодянского. Введение IV. Материалы иностранные Подробное описание путешествия Голштинского Посольства в Московию и Пер-сию в 1633, 1636 и 1639 годах, составленное Секретарем Посольства Адамом Олеарием. Перевод с Немецкого П.П. Барсова. Книга V, повествующая о Персидском Государстве и его обителям

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Иоанн Златоуст , архиепископ константи- нопольский († 407 г.). Не малое дело обуздать страждущую душу так, чтобы она в чем не согрешила: это равно мученичеству, это верх добродетели. Так, если ты, возлюбленный, подвергнешься болезни, горячке и ранам, и боль будетъ тебя заставлять сказать какую-нибудь хулу, но ты воздержишься, будешь благодарить и славить Бога, ты получишь такую же награду, вместо ропота произноси славословие, тогда и награда твоя будет великая, и боль сделается легче 52 Будем иметь терпение в скорби! Когда ты подвергнешься скорби, не будь нетерпелив и не спеши освободиться от нее, но расположи душу свою ко всякому терпению и тогда скоро освободишься от скорби, – ибо для того Бог и посы- лает ее, чтобы вразумить. Если ты с самаго начала переносишь скорби и не ропщешь, то Бог скоро освобождает нас от них, потому все уже сделано 53 Св. Исидор Пелусиот († около 436 г.). Кто хочет одержать блистательную победу, тому надлежит не только мужественно переносить оскорбления и обиды, но даже обижающему уступить больше, нежели сколько хочет он взять, и избытком собственной своей щедроты простираться за пределы лукавого его пожелания. 54 Св. Иоанн Лествичник , игумен синайский († 563 г.). Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничтожаем Бога ради, понуждает себя к терпению: он будет ликовать с мучениками, дерзновенно беседовать с ангелами. Если кто отвергает от себя праведное или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения; а кто принимает его со скорбью или без скорби, тот скоро получит прощение согрешений. 55 Св. Исаак Сирин , епископ ниневийский († около 600 г.). В какой мере человек добровольно лишает себя благ мирских, в такой же сопровождает его Божие милосердие и поддерживает его Божие человеколюбие. Слава спасающему нас и во всем этом! Доставляющему нам способ к обретению жизни нашей! Ибо и души те, которые изнемогли в своей воле к тому, чтобы прибрести себе жизнь, невольными скорбями приводит Он к добродетели 56 Св. Федор Студит († 827 г.). Терпение есть величайшая из добродетелей; за терпение мученики украшены небесными диадемами; терпением преподобные стяжали венцы правды. Будем и мы являть терпение в послушании, в смирении, в безгневии, во всем, что требует подвига терпения, – и равное с ним получим воздаяние 57 . Д. О духовном совершенстве

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Палестинские монахи, под предводительством выходцев из Халкидона, в числе десяти тысяч напали на Иерусалим, разграбили его, выгнали патриарха Ювеналия, а на его место поставили своего, Феодосия. Только через два года (453 г.) при помощи военной силы Ювеналий занял опять Иерусалимский престол. Подобные же волнения производили монофизиты и в Александрии. Здесь и военная сила не привела ни к чему. Александрийская чернь загнала воинов в бывший храм Сераписа и сожгла живыми вместе с храмом. Усиленные военные меры повели за собой только то, что монофизиты окончательно отделились от православного патриарха Протерия, поставленного на место Диоскора, и образовали отдельное общество под управлением пресвитера Тимофея Элура. По смерти императора Маркиана (457 г.), александрийские монофизиты воспользовались этим обстоятельством, произвели возмущение, во время которого убит был Протерий, а на его место возвели Элура, который низложил всех епископов, принимавших Халкидонский Собор, и произнес осуждение на патриархов Константи-нопольского, Антиохийского и Римского. Преемник Маркиана, Лев I Фракиянин (457–474) не мог скоро подавить восстания в Александрии. Для восстановления мира в Церкви он решился на особого рода меру. Потребовал, чтобы все митрополиты империи дали ему свой отзыв о Халкидонском Соборе и о том, должно ли признать законным Александрийским патриархом Элура. Более 1600 митрополитов и епископов высказались в пользу Халкидонского Собора против Тимофея Элура. Тогда Лев низложил (460 г.) Элура и Александрийским патриархом поставил православного Тимофея Салафакиола. Благочестие и кротость этого патриарха приобрели любовь и уважение монофизитов и александрийская церковь некоторое время была спокойна. Низложен был также (470 г.) и патриарх Антиохийский Петр Гнафевс. Этот, будучи еще монахом, составил в Антиохии сильную монофизитскую партию, принудил православного патриарха оставить кафедру и сам занял ее. Чтобы утвердить навсегда монофизитство в Антиохии, он в Трисвятой песне после слов «Святый бессмертный» – сделал монофизическое прибавление: «Распныйся за ны».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У нас хлеб вкусный. Нигде такого вкусного хлеба нет, как у нас. Молитесь, садитесь, кушайте. Матушка убирает со стола портняжные инструменты, смахивает сухой ручкой со стола. Беленький апостольник покрывает её главу. И ростом, и ясностью взгляда она напоминает мне мою бабушку Шуру. Вторая бабушка Марфа была повыше и, кажется, построже. В матушке же, как и в бабушке Шуре, была та даруемая Богом за смирение благостность, к которой так тянутся и которая так привлекает людей. Глядя в это лицо, слыша этот ровный уверенный голос, не только успокаиваешься, но и сам как бы сподобляешься того возвышенного, бодрого настроения, которое даёт твёрдая вера. –      Книжечки духовные почитываете? Дать почитать? Есть? Кого читаете? Брянчанина? (Так она называла святителя Игнатия Брянчанинова) О-о, Брянчанин! Великий угодник Божий... Очень люблю, очень... А я Кукшина пострижница. Слыхали про такого? –      Немного. Отец Константин рассказывал. –      Какой отец Константин? –      Я же тебе говорила, маманя. Который в Котицах был. Ну отец Константи-ин! – поясняет Надя. –      А-а, отец Костанти-ин. Вы его знаете? Очень хорошо. Во-он что! – как бы всё время удивляется она. – Отец Константи-ин... М-м-м... Да-да, мы бывали в Котицах. Он теперь где? Я сказал. –      Давно его не видели? –      Давно. –      И мы давно. Увидите, поклон передайте от грешной Макарии. Он тут тоже бывал. Вы же из Доскина? Ваши плотники отцу Константину дом в Кувшинове ставили. Не знали? Нет? И одно давнее воспоминание вдруг всплывает в моей памяти. Год 1975, лето, раннее утро, я спешу по асфальтовой узенькой дорожке вдоль забора давно порушенного совхозного сада на работу на радиозавод, ГЗАС, куда добираюсь на первой электричке. Утренняя свежесть, туман, задымлённое встаёт навстречу солнце, стук и свист грохочущих за полторы версты поездов доносится как из близи. Улица, соединяющая наш «совхоз» с Горбатовкой, привычно пуста и знакома до последней мелочи: какой-нибудь торчащей из забора ветвью акации или огромной нависшей веткой тополя или клёна, электрического столба с подпорой, под которой мы, суеверные школьники, никогда не ходили ради плохой приметы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А посол(ь)ства правил Иван три стат(ь)и, а одной стат(ь)и еще не правил. И Ибреим паша у Ивана реч(ь) перенял, а говорил паша Ивану. «Иные Гоеударские рйчи с нами переговориш, и мы их Государю скажем. Асам Салтан по проговорил к Ивану ни одного слова ни х которой речи» (л. 280 об.). Когда Ивану пришлось быть у Султана во второй раз уже на отпуск, то к нему обратился с тробованием «подарков» «казначей и дьяк» Аббисалом, угрожая разстроигть посольство в случа отказа, со стороны посла Москвы. «Сентября 12 приехав приставов к Ивану на подвор(ь)е да говорили Ивану: «Сегодни, господние, тобе быти у Салтана в стану, – да то тобе, господине, и отпуск“.... «И того ж дни в стану приходил к Ивану Андреян грек от казначея я от диака Салтанова от Аббисалома, и говорил Андреян Ивану: «Велел, господине, тобе Аббисалом говорити. «Наша, деи, господине, пошлинка есть, и ты б, господине, нас не забыл. А наперед того послы бывали у нашего Государя от Государя вашег(о), – и они, господине, нам пошлину давали: и ты б, господине, нас не покинул же». Да пригож, господние Иван, тобе его почествовати, зан(е)же, господине, он у Салтана ближней человек и дела Государские, бол(ь)шие на нем лежат. А не почтиш, господине, его, – ино, господине, и делу не зделатца» (лд. 282 об. – 283). Наш посол, отказался удовлетворить эти вымогательства, заявив что он прислан к Султану и ему ни до кого нет дела, помимо самого Султана. «И Андреян Ивану отвечал: «Аббисалом, господине, говорит: и тол(ь)ко, деи меня посол не почтит, ино, деи, и делу не зделатца; и велел мне на после взяти карабленые налоги: кафинской и царегородской и все пошлины с рухледи азовские и кафинские и царегородцкие» (л. 283). Когда же угрозы Андриана не подействовали, то был подослан пристав Мурат чеуш, но уже от имени якобы Султана.. «А после Андрияна пришел к Ивану пристав Мурат чеуш, а говорил Ивану: «Велел, господние, тобе Салтан молыт(ь): «Аббисалом у меня человек ближней – диак и казначей и зят(ь), и ты меня деля его почти, – нечто ему пошли» (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/pr...

С воцарением на Константинопольском троне Султана Сулеймана надежды на заключение союза у русских людей окрепли, и они принялись за его осуществление с удвоенною энергией. Бывший у Султана в 1522-м году наш посол Третьяк Губин своими грамотами вполне подтвердил эти надежды. «А се грамота к Великому Князю Трет(ь)яка Губина с Елгозею: «Государю Великому Князю Bacuл(i)ю Ивановичу всея Руси холоп твой, Трет(ь)як Губин, челом бьет. Дал Бог Государь, милосердием Божием да твоим Государевым здоровьем пришли есмя, Государь, во Цар(ь)-Город поздорову за неделю до Покрова. А Сюлюмен Салтана во Царе-Городе не было: ходил на угорского короля. А стоял под Белым Городом А мне, Государь, велели Царя ждати во Царе-Городе, а ждал есми, Государь, его месяц. И как, Государь, пришел Сюлюмен Салтан во Цар(ь)-Город, и яз, Государь, у Царя был, и грамоту есми, Государь, твою и речи донес, и дело есми твое делал по твоему Государеву наказу. Грамота твоя и речи, Государь, ему любы, – и меня, Государь, холопа твоего, жаловал. И послал, Государь, к тобе посла своего Скиндеря Саку». (л. 206–206 об.). По приезде в Москву Губин в речах говорил великому князю то же самое. «А сказал Трет(ь)як Великому Князю, что Цар(ь) с Великим Князем хочет быт(ь) в дружбе и в братстве и послал к Великому Князю своего посла Скиндеря“ И как Скиндер(ь) приехал на Москву, и Княз(ь) Великий велел его на вспол(ь)е встретити и приставом на Москве у него быти Семену Сергееву сыну Левашова да Федорцу Гридину. А велел Семену поклон правити до тому ж, как вверху писано, и на подвор(ь)е его поставити» (лл. 210 об. – 211), Приехашшй с Третьяком посол турецкий Скиндерь подтвердил, все, сказанное Третьяком Великому Князю. «А говорил Искин дер(ь): «Дай Бог, здоров был здес(ь) Государь, Великий Государь, а там бы здоров был мой Государь Сюлемен Сантан, а межи бы их Государей, дал Бог, доброе дело делалося. А которые недрузи Великого Государя, и он бы с теми с своими недруги свое дело делал так, как его милосердый Бог похочет. И дал бы Бог, его недрузи под ногами его были и головою в землю ударили.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/pr...

Я вижу Ваш прерывающий меня жест, Наталия Константиновна. Вы не совсем понимаете, о чем я говорю? Попытаюсь объясниться. В чем сущность кокетства? — По моему в неспособности к бытию. Кокетливые люди — люди в сущности не существующие, ибо бытие своё они сами приравнивают к мнению о них других людей. Испытывая величайшие страдания, кокетливые люди все же органически стремятся к тому, чтобы показать их другим, ибо посторонний взгляд для них то же, что огни рампы для театральных декораций. Не освещая своих переживаний взорами посторонних зрителей, театральные души кокетливых людей погружаются во мрак и небытие. Не думайте, Наталья Константи-     новна, чтобы я не понимал, какое преступление против Духа Святого таится в изживании своих тайн и страданий под праздными взорами любопытствующих глаз. Я все это до конца понимаю. Но понимая все это, а сверх того еще и всю эфемерность и хрупкость радостей кокетливых людей, носящих ключи своей души в сердцах наиболее бессердечных ближних, я все же не могу уйти из под проклятия кокетства. Все великое, что мне дарит радость страдания, оно злостно крадет у меня. В этом моя великая жизненная бездарность, задерживающая нравственный рост моей личности. Вот, Наталья Константиновна, тот мой глубокий порок, который я бессознательно пытался скрыть от Вас под формулою «себе самому чужих глаз». Дело быть может совсем не в том, что мои глаза любят на многое смотреть, а в том, что моя душа любит себя постоянно показывать. Но любить себя показывать и значит не уметь одиноко, т. е. до конца страдать. Перечел это письмо и почти испугался, до чего близко придвинул вдруг свою душу к Вашим глазам. А ведь еще так недавно не знал с чего начать Вам писать. Был ли я месяц тому назад так одинок, как я себе казался, или, садясь за письмо к Вам сам приговаривал себя к одиночеству? Не знаю!     Ну до свиданья родная. Дай Вам Бог настоящей, большой жизни, в радости или в страдании, это в конце концов все равно.   Флоренция 25-го сентября 1910 г. Каждое утро в передней звонит почтальон, но мне все нет письма от Вас Наталья Константиновна. Не скрою, что я его жду с большим нетерпением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

Мы могли бы привести самые замечательные свидетельства в доказательство наших слов, но в этом, говорит автор, нет надобности. Удовольствуемся лишь словами достохвального мужа Томаса Смита. Последний пишет: Их (Греков) молитва за утренним богослужением сопровождается благотворительностью на пользу неимущих, при чем они делают почти более, чем сколько позволяет им делать их скудость: эта благотворительность простирается на тех, кто вследствие какого-либо несчастия впал в нищету и имеет письмо от патриарха, приглашающее верующих к пожертвованию». При этом случае, Смит с удивлением указывает на то, что милостыня христиан распространяется даже и на их поработителей – Турок. Приводя эти слова Смита, наш автор замечает: «легко понять, как велико должно быть щедролюбие Греков к своим беднякам» 2469 . Но может быть, кто-нибудь подумает, что так было прежде, а теперь стало не так; но это несправедливая мысль. Греки настоящего времени не получают ни гроша из какого-либо казначейства, и однако ж в каждом селе и городе содержат приходские училища и гимназии, а в больших городах – Константи- нополе, Александрие, Смирне – больницы и богадельни: содержат свое многочисленное духовенство 2470 . И всё это путем общественной благотворительности, при посредстве христианской милостыни. – На христианском Востоке очень развит тот вид благотворительности, который проявляется в странноприимстве, столь свойственном восточным странам. Читайте известные многотомные «Странствования» нашего знаменитого паломника Григоровича-Барского и вы найдете здесь весьма много поучительного в указанном отношении. Барский путешествовал по Востоку с 1723 по 1747 год, без копейки в кармане, и однако ж более 20-ти лет имел и кров – и дом, и одежду, и пищу, и карманные деньги, – мало того: проходил курс наук в двух лучших греческих школах того времени – венецианской и патмосской... С какою благодарностью воспоминает он об этих школах. Правда, ему жилось в этих школах не легко, но это не мешает ему писать о времени, проведенном в них, как о лучше времени своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А затем при помощи Японии и той же Германии разбить Англию в Азии, чтобы отнять всю Персию, довести до конца раздел Китая и т. д. И к завоеванию Константинополя, и к завое-ванию все большей части Азии царизм стремится веками, систематически проводя соответствующую политику и используя для этого всяческие про-тиворечия и столкновения между великими державами. Англия выступала более долго, более упорно и более сильным противником этих стремлений, чем Германия. С 1878 года, когда русские войска подходили к Константи-нополю и английский флот появился перед Дарданеллами с угрозой рас-стрелять русских, как только они покажутся в «Царьграде» – до 1885 г., когда Россия была на волосок от войны с Англией из-за дележа добычи в Средней Азии (Афганистан; движение русских войск в глубь Средней Азии угрожало господству англичан в Индии) – и до 1902 года, когда Англия заключила союз с Японией, подготовляя войну ее против России – за все это долгое время Англия была сильнейшим врагом разбойничьей полити-ки России, потому что Россия грозила подорвать господство Англии над рядом чужих народов» . Академик И. И. Минц придерживался такой же точки зрения: «Цар-ское правительство рассчитывало использовать войну не только для того, чтобы утихомирить своих классовых противников в тылу и чтобы активно участвовать в переделе мира, но и для решительного улучшения своего международного положения. Вступая в войну, царизм надеялся выпутать-ся из тяжелой иностранной зависимости и захватить Галицию, Турецкую Армению, Константинополь, а затем на новом этапе или в новой войне, опираясь на поддержку Японии, а также и своего недавнего соперника – германского империализма, начать борьбу против Англии, отвоевав у по-следней Персию и Персидский залив с выходом в открытый океан… Одна-ко события развернулись совсем иначе. Во время империалистической войны зависимость царской России от иностранного капитала резко уси-лилась, поставив страну перед угрозой расчленения» . Россия втянулась в глобальное побоище, цели которого были отвле-чёнными и непонятными для трудящихся.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/14/za...

—698— по классу о. С. Орлова и учителя приготовительного класса, студента Одесской семинарии. По-русски говорят довольно хорошо. По окончании экзамена, Преосвященный обратился к ученикам с приличным случаю и удобовразумительным для них словом, после чего благословил всех, каждого в отдельности, привезенными из Сергиевой Лавры иконами Преподобного и крестиками с красными ленточками. Нужно было видеть эту святую радость детей, надевших тут же на шею крестики!... Посетив затем заведующего школою г. Машкова, Преосвященный, провожаемый училищным персоналом и воспитанниками, отбыл из школы на подворье. По пути он заехал в Археологический Институт, находящийся в Пере. Директора Ф.И. Успенского дома не было; он теперь путешествует с археологическою целью по Сирии, столь богатой памятниками христианской древности. В Институте встретил Преосвященного ученый секретарь Фармаковский. Отложив подробный осмотр Института до обратного возвращения из Палестины, Преосвященный, бегло осмотрев его, при любезном содействии г. Фармаковского, возвратился к 2 часам на подворье, где мы ожидали его с обедом. Делясь с нами во время обеда впечатлениями, вынесенными им от посещения школы, Преосвященный высказал следующее. В общем ходе преподавания заметно отсутствие единства, определенной системы, – что впрочем объясняется неопределенностью типа этой школы. Так и не удалось выяснить, к какому типу отнести эту школу, – к типу ли церковно- приходской, или городской, профессиональной. Курс школы 6-ти летний и по программе своеобразный; к программе городских начальных училищ (по положению 31 мая 1872 г.: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, география, история) присоединяются здесь: бухгалтерия, греческий и французский языки. С внешней стороны школа обставлена, за недостатком денежных средств, плохо. Она помещается в небольшом и мало приспособленном для школы здании, учителя получают небольшое вознаграждение. История учреждения этой школы такова. Возникла она в 1892 году по инициативе тогдашнего русского посла в Константи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010