Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Кириллов (Кириллович); † после 1638), игум. львовского во имя преподобного Онуфрия Великого монастыря, издатель. И. был родом из поволжского г. Плёса, в 1618-1619 гг. работал печатником на Московском Печатном дворе. Его имя названо в послесловии к Минее общей, вышедшей в Москве в янв. 1618 г. «мастерством и труды... Иосифа Кирилова сына повольского города Плеса...». В нач. 20-х гг. XVII в. И. прибыл в Киев и стал одним из деятелей киево-печерского просветительского кружка. В 1623-1626 гг. он трудился в киево-печерской типографии, подготовил к изданию Псалтирь (вышла в июне 1624), внес текстовые поправки, дополнил издание нек-рыми величаниями, тропарями, молитвами и пасхалией. И. написал предисловие, в к-ром рассказал о происхождении и содержании Псалтири, а также об обстоятельствах издания. 11 янв. 1627 г. Киевский митр. Иов (Борецкий) назначил И. настоятелем львовского Онуфриевского мон-ря с возведением в сан игумена. Мон-рь находился под управлением Львовского братства. В архиве братства хранился привилей, данный митр. Иовом И. на игуменство и на руководство братской типографией. Однако львовские издания с именем И. неизвестны ( Шустова Ю. Э. Документы Львовского Успенского ставропигийского братства. М., 2009. С. 199). В нояб. 1634 г. между И. и членами братства произошел конфликт из-за попустительства игумена «беззакониям» монастырского повара, с к-рым настоятель состоял в родстве. При помощи И. «злонравный» повар бежал, а игумену пришлось удалиться из мон-ря и искать помощи у Киевского митр. св. Петра (Могилы) , поскольку братство в февр. 1635 г. поставило др. настоятеля мон-ря. Благодаря вмешательству митрополита, отправившего 18 сент. 1635 г. братчикам послание, И. вернулся на свою должность. Последнее упоминание о нем как о настоятеле Онуфриевского мон-ря относится к маю 1638 г., когда игумен просил Львовское братство увеличить средства на содержание обители. Является ошибочным встречающееся в лит-ре отождествление И. с его современником - Иосифом , протосинкеллом патриарха Кирилла I Лукариса .

http://pravenc.ru/text/578509.html

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Зотовы Предок Зотовых служил в Угличе при Дворе Святого Царевича Димитрия Иоанновича, я за свою преданность Святому Царевичу и матери его Царице Марие Феодоровне пострадал, подобно другим Угличанам, от Бориса Годунова: был сослан и имение его, описанное в казну, возвращено было лишь Царём Михаилом Феодоровичем внуку его Василию Яковлевичу Зотову. Внук сего последнего, Никита Моисеевич, дьяк челобитного приказа, рекомендован был, в 1677 году, боярином Фёдором Прокофьевичем Соковниным, Царю Алексею Михайловичу для звания наставника пятилетнего Петра Великого. В последствии Никита Моисеевич был думным дворянином, печатником, послом в Крыму, генерал-президентом ближней канцелярии, ближним советником, (потом тайным советником) и прочее, и возведён, Петром Великим, 8 июля 1710 года, в Графское Российского Царства Хотя в дипломе, в 1713 году выданном, и написано было, что графское достоинство переходит и к потомкам Зотова (Древняя Российская Вифлиотека, том IX, стр. 476), но по кончине графа Никиты Моисеевича, сыновьям и внукам его запрещено было именоваться графами. Он женат был два раза; от первой жены (имя коей нам неизвестно), имел трёх сыновей: Василия, Конона и Ивана (из них один Василий Никитич оставил потомство). В 1715 году граф Никита Моисеевич, имея уже семдесят лет от роду, вступил во вторый брак с Анною Еремеевною Пашковою, и венчан был в Москве, девяностолетним протоиереем Архангельского собора. Графиня Анна Еремеевна детей не имела, и овдовев в 1717 году, вышла за Петра Ивановича Бутурлина 151 . Конон Никитич служил контр-адмиралом и генерал-экипажмейстером флота и скончался в 1742 году. Вдова его постриглась в 1762 году. Василий Никитич служил бригадиром и генерал-ревизором; женат был два раза: второю женою его была Екатерина Михайловна Зиновьева, и у них детей не было; а от первой жены (имя коей нам неизвестно), имел сына Никиту Васильев, женатого на Анне Логгиновне Щербачевой (рождение 1716 † 1785, во 2-м браке была за действительным статским советником.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Разделы портала «Азбука веры» 14 Мар 2023 Праздник  приурочен  к памятной дате: 14 марта (1 марта по старому стилю) 1564 года на Руси вышла первая печатная книга “Апостол”, изданная диаконом Иваном Федоровым. Это событие произошло в Москве на печатном дворе. Дата  стала отправной точкой  начала официального книгопечатания в России. День православной книги отмечается с целью привлечения общественного внимания к чтению духовно-нравственной литературы и вечным общечеловеческим традиционным ценностям, которые всегда объединяли и консолидировали российское многонациональное и многорелигиозное общество.  http://dpk.izdatsovet.ru/ Речь идет не только о православной книге в ее узком понимании – о Священном Писании, святоотеческих творениях, богословской и церковно-исторической литературе, – но и о литературе художественной, которая учит человека, как жить, помогая ему сохранить традиции и развиваться как личности. Главная  задача , которая стоит перед мыслящим читателем, – отобрать для себя книги полезные, те, которые помогали бы формировать убеждения, укреплять нравственное начало, приобретать профессиональные навыки, становиться образованным, умным, сильным и добрым человеком. Сегодня книга становится не только печатной, но и электронной. В конце концов, носитель вторичен. Носители менялись и в древности – от пергамента до папирусов, бумаги. А вот смысл книги, того, что несет мысли, информацию, и то, что передается посредством письменного слова, сохраняется в веках. И сегодня не меньше, чем в древности, люди нуждаются в написанном слове, которое знакомит их с мудростью, с опытом других людей и которое формирует духовный интеллектуальный мир. Традиционно, в рамках празднования Дня православной книги, при поддержке местных властей в епархиях Московского Патриархата в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Казахстане, странах Балтии  проходят  различные просветительские, культурные и научные мероприятия. Традиционно одно из главных мероприятий проходит в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. В 2020 году в этом зале Дню православной книги был приурочен праздник, в котором приняли участие дети из социальных учреждений, многодетных семей, кадетских классов и московских школ. Для ребят был представлен литературно-музыкальный спектакль “Дневники родных героев”, поставленный продюсерским центром Александра Полякова. Все дети получили подарки – комплекты книг, предоставленные правительством Москвы и православными издательствами.

http://azbyka.ru/news/segodnja-14-marta-...

Сузун. Церковь Вознесения Господня (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Вознесения Господня Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1846. Расширена в 1886-1888. Год утраты:Не установлен. Архитектор:В. Фролов Адрес: Россия, Новосибирская область, Сузунский район, п. Сузун, приблизительно на месте существующей церкви по адресу ул. Ленина, д. 26 Координаты: 53.78348, 82.316022 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь деревянная, однопрестольная, во имя Вознесения Господня, построена в 1846 г. Земли при ней пахотной и сенокосной 101 дес. и лесного надела 19 дес. Расстоянием от г. Томска 360 верст. Состав прихода: село Сузун Барнаульского уезда, прихожан обоего пола 3918 душ, в том числе раскольников 3 чел. Причта по штату: священник и псаломщик. Содержание причта при готовых причтовых домах: жалование от «кабинета Его Величества» 432 руб. и из сумм св. Синода 400 руб., доходы от треб до 713 руб. В селе Сузуне церковно-приходская школа, открыта в 1895 г., помещается в собственном доме. Другая школа в селе гражданского ведомства. Церковно-приходское попечительство существует с 1906 г. Священник Василий Трифонович Дуплев, рукоположен во священника 6 февраля 1895 г., на настоящем месте с 1901 г.; и.д. псаломщика М.А. Симонов, на службе и на настоящем месте с 1913 г. Справочная книга по Томской епархии/составлена служащими консистории под руководством В.А. Карташева в январе-марте мес. 1914 г./Томск: Товарищество " Печатня С.П. Яковлева " , 1914 г. Возникновение Вознесенской церкви неразрывно связано с созданием в с. Сузун медеплавильного завода и монетного двора. Обратимся к его истории. Монетное дело в Сибири началось с именного указа Императрицы Екатерины II Российскому Сенату от 7 ноября 1763 г. Был открыт монетный двор на уже существовавшем Колывано-Воскресенском медеплавильном заводе, велось сооружение Павловского, но специалистами было принято решение о создании еще одного медеплавильного завода и монетного двора при нем. 20 марта 1764 г. приказом начальника Колывано-Воскресенских заводов генерал-майора А.Г. Порошина были определены места для всех цехов строящегося завода. В качестве образца был взят Колывано-Воскресенский медеплавильный завод. 14 июня 1765 г. на недостроенном монетном дворе вспыхнул пожар, огнем были уничтожены практически все постройки медеплавильного завода и монетного двора. Новый проект завода выполнил петербургский архитектор В.Фролов; им же был составлен проект церкви. Построена и освящена в 1765 г. Храм был деревянный, однопрестольный, обшит тесом и выкрашен в светло-зеленый цвет; в плане имел форму креста. Отдельно от храма располагалась деревянная колокольня с шестью колоколами. Церковь была освящена в честь Вознесения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=52250

«Свекрови подчинялась во всем и корову доить научилась». Мама 10 детей – об осуждении, любви и родительском долге Как съездить на море в семиместной машине и купить печатные тетради на всех 17 января, 2020 Как съездить на море в семиместной машине и купить печатные тетради на всех У Евдокимовых – 10 детей. Старшему сыну 25 лет, младшей дочери – 9 месяцев. Оксана вышла замуж за Дмитрия, когда ей было 17 лет. Переезд в другой регион (а потом оказалось – в другую страну), жизнь вдали от родителей. Приходилось учиться справляться с бытом, доить корову… Сейчас они живут во Владимире, в микрорайоне Лунево. – Ты поедешь со мной? – спросил только что вернувшийся из армии Дмитрий Евдокимов Оксану, которую знал с самого детства. Теперь он вместе с родительской семьей собирался переехать из Киргизии во Владимирскую область.  Оксане тогда было всего семнадцать, и она не знала, что ответить: – Спрошу у родителей, пусть будет, как они скажут. Я же несовершеннолетняя…  Родители дали согласие, и вот свадьба, переезд… Оксана оставила музыкальное училище, где училась на педагога после 9-го класса, на втором курсе. Оксана и Дмитрий Первые шесть лет Евдокимовы жили с родителями мужа, параллельно пытаясь построить свой дом. Оксана привыкала к новой жизни и скучала по папе и маме. – Первый месяц я плакала, не переставая, – говорит Оксана, – да вообще первый год было трудно. Смотрю сейчас на своих детей в этом возрасте – ведь совсем маленькие, и вспоминаю, как я уже шагнула во взрослую жизнь, причем родители, для которых я была все еще девочка – далеко. К тому же на дворе стояли девяностые, время безденежья, и поехать навестить родителей я смогла только спустя четыре года.  Я, понимая, что в доме главная женщина – свекровь, полностью ей подчинялась, делала все, что она говорила. Никаких капризов, ничего. Муж больше прислушивался к мнению своих родителей, он вообще очень хороший сын, и сейчас, глядя в прошлое с высоты своего опыта и возраста, я понимаю, что ничего страшного не было, но тогда я сильно обижалась. 

http://pravmir.ru/svekrovi-podchinyalas-...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на детском празднике, посвященном Дню православной книги 15 марта 2014 г. 08:59 14 марта 2014 года Святейший Патриарх Кирилл и мэр Москвы С.С. Собянин посетили детский праздник «День православной книги», посвященный 450-летию первой датированной печатной книги в России. Праздничное мероприятие состоялось в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с приветственным словом. Уважаемый Сергей Семенович! Ваше Высокопреосвященство! Дорогие дети, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, — все, кто по традиции собрался в Храме Христа Спасителя 14 марта, в День православной книги! В этом году, сегодня мы празднуем великий юбилей — ровно 450 лет назад в России была отпечатана первая книга. Это был «Апостол» диакона Ивана Федорова, который и произвел на свет в московском печатном дворе первое печатное издание. Не знаю, как откликнутся на юбилей наша пресса и наша общественность, но сегодня мы с вами празднуем здесь этот замечательный юбилей появления первой русской книги. Наш замечательный писатель и историк Николай Михайлович Карамзин, говоря об истории разума, отметил, что в этой истории два великих события — изобретение буквы и изобретение типографии. И разъяснил свою мысль тем, что буква дала возможность запечатлеть видимым образом человеческую мысль, а типография помогла эту мысль довести до очень многих — до тысяч, до миллионов. Действительно, изобретение азбуки было важнейшим этапом развития человеческой культуры. До того как Кирилл и Мефодий создали алфавит, во времена язычества, создавались, конечно, и какие-то ценности в народной жизни, но не было самого главного — мысль людей не запечатлевалась и не могла быть передана от одного к другому так широко и так убедительно, как это стало возможным после того как на Руси появился алфавит, появилась книга, вначале рукописная, а затем, благодаря трудам диакона Ивана Федорова, — и типографская. Сегодня мы так часто пользуемся книгой, что даже не обращаем внимания на то, что держим в руках уникальный памятник человеческой культуры. Ведь благодаря книге знания передаются не только горизонтально, от одного человека к другому, но и вертикально — из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. В книгах сосредоточена мудрость человечества. Эта мудрость представлена по-разному — в виде букваря для первоклассников, самой что ни на есть простой грамматики для тех, кто начинает изучать язык, и кончая сложнейшими построениями человеческой мысли, философскими трактатами, научными исследованиями; но все это распространяется через печатное слово, через книгу.

http://patriarchia.ru/db/text/3606835.ht...

Глава Издательского совета Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного совета митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Фото: Телеканал " Царьград "      1 (14) марта 1564 года в Московском печатном дворе русским первопечатником диаконом Иваном Федоровым была издана первая русская печатная книга – " Апостол " , именно к этому событию приурочен ежегодный православный праздник – День православной книги. В 2018 году в Русской Православной Церкви в девятый раз празднуется День православной книги, за прошедшие годы превратившийся в целую серию церковно-общественных мероприятий, проходящих не только 14 марта, но в течение первых весенних месяцев. О просветительском значении этого праздника, а также о том, какое значение православная книга имеет для России и всего Русского мира " Царьграду " рассказал глава Издательского совета Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного совета митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Владыка, в сравнении с абсолютным большинством других церковных праздничных и памятных дат День православной книги — относительно новый праздник. Расскажите, пожалуйста, о его предыстории, как и когда он был придуман, к чему приурочен? Дату праздника определила наша отечественная история. Как известно, именно 1 марта по старому стилю, а значит 14 марта по стилю новому, в 1564 году был зафиксирован выход из печати первой книги. Это произошло в Москве на печатном дворе. Диакон Иван Федоров сделал первый оттиск книги «Апостол». С этого момента началось официальное книгопечатание в нашей стране. Подчеркну особо, что «Апостол» — это и богослужебная книга, которая поныне используется в любом православном храме, и вместе с тем она предназначена для домашнего христианского чтения. Как в те времена, так и сегодня благочестивые люди читают ее дома. В разговоре со Святейшим Патриархом Кириллом мы не раз обсуждали, как поднять авторитет чтения в нашем обществе, привлечь внимание современных людей к хорошей, содержательной книге, почтить труды тех, кто веками создавал наше подлинное национальное богатство. Ответом стало решение установить празднование Дня православной книги, о чем было принято решение Патриарха и Священного Синода.

http://pravoslavie.ru/111457.html

День православной книги: Праздник новый, смыслы вечные 22 марта 2018 г. 16:11 1 (14) марта 1564 года в Московском печатном дворе русским первопечатником, диаконом Иваном Федоровым была издана первая русская печатная книга — «Апостол». Именно к этому событию приурочен ежегодный православный праздник — День православной книги В 2018 году в Русской Православной Церкви в девятый раз празднуется День православной книги, за прошедшие годы превратившийся в целую серию церковно-общественных мероприятий, проходящих не только 14 марта, но в течение первых весенних месяцев. О просветительском значении этого праздника, а также о том, какое значение православная книга имеет для России и всего Русского мира телеканалу «Царьград» рассказал глава Издательского Совета Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного Совета митрополит Калужский и Боровский Климент . — Владыка, в сравнении с абсолютным большинством других церковных праздничных и памятных дат День православной книги — относительно новый праздник. Расскажите, пожалуйста, о его предыстории, как и когда он был придуман, к чему приурочен? — Дату праздника определила наша отечественная история. Как известно, именно 1 марта по старому стилю, а значит, 14 марта по стилю новому, в 1564 году был зафиксирован выход из печати первой книги. Это произошло в Москве на печатном дворе. Диакон Иван Федоров сделал первый оттиск книги «Апостол». С этого момента началось официальное книгопечатание в нашей стране. Подчеркну особо, что «Апостол» — это и богослужебная книга, которая поныне используется в любом православном храме, и вместе с тем она предназначена для домашнего христианского чтения. Как в те времена, так и сегодня благочестивые люди читают ее дома. В разговоре со Святейшим Патриархом Кириллом мы не раз обсуждали, как поднять авторитет чтения в нашем обществе, привлечь внимание современных людей к хорошей, содержательной книге, почтить труды тех, кто веками создавал наше подлинное национальное богатство. Ответом стало решение установить празднование Дня православной книги, о чем было принято решение Патриарха и Священного Синода .

http://patriarchia.ru/db/text/5166569.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > История в картинах прошлого 31.01.2012 568 Время на чтение 4 минуты Богата русская земля полезными ископаемыми, красива и неповторима ее природа. При таком необычайном сочетании и рождались на русской земле самородки - писатели, художники, музыканты, градостроители, ученые, военачальники. Основным животворящим источником, поддерживающим силы народа, была и остается, православная вера. В этом издревле заключалась тайна русского народа, сила его патриотического духа. И нынешнее время не обделено талантливыми людьми. Их мало и редко, кто поддерживает, но и они находят в себе силы противопоставить себя массовой, безнравственной культуре. Бесстыдство и безвкусица поддерживаются Западом и безнравственными средствами массовой информации. Тем не менее художники и писатели, радеющие о земле своей, радуют своими творениями. О книге «Русские имена и судьбы: раскрытые тайны истории», вышедшей в издательстве «КУНА» и ее авторе Льве Анисове мой рассказ. В советское время на встречах литераторов с книголюбами порой задавался вопрос: «Какие книги вы бы взяли на необитаемый остров или в космос?» Думается, что в десятку избранных могла бы попасть книга Льва Михайловича Анисова - члена Союза писателей России, известного прозаика, зарекомендовавшего себя замечательным циклом, опубликованном в популярном издании «ЖЗЛ». С детских лет у Анисова проявились два направления, которые стали в дальнейшем его профессиями - живопись и литература. В свободное от уроков время он ходил с блокнотом и карандашом и делал зарисовки природы, улиц и домов и писал короткие рассказы. Будучи студентом МИИТа (Московского института инженеров железнодорожного транспорта), учась на факультете «Мостов и туннелей» стал публиковаться в печатных изданиях. Перо перетянуло кисть. Отработав инженером положенный срок, закончил литературный институт, работал в издательстве «Советский писатель», на Всесоюзном радио, писал рассказы, очерки. Жизнь царедворцев, писателей, художников захлестнула. Писатель погрузился в многогранность русской истории и на свет миру явились прекрасные книги. В серии «Жизнь замечательных людей» - И. Шишкин, П. Третьяков, А. Иванов, выдержавшее не одно издание, в Воениздате - «Иноземцы при императорском дворе», заставили читателей взглянуть на противоречивую личность императора Петра I под другим взглядом, который разительно отличается от многих известных монографий, написанных в разные годы до Анисова.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Правда Руси Кто же от кого отставал? 30.06.2013 1837 Время на чтение 19 минут Темнота и отсталость Московской Руси - не более чем западный миф, усугубленный нашими же отечественными либеральными историками. На самом же деле в XVII столетии русская культура достигла поистине сказочного расцвета. Причем развивалась она на своей собственной, народной основе! Нет, русские не чурались зарубежных достижений, перенимали полезное. Но именно полезное, а не гонялись за чужеземными модами. В этом и не было необходимости. Ведь и в нашей стране жизнь была бурной, яркой. А по уровню науки, искусства, культуры наша страна ничуть не уступала другим современным ей державам. Школы в Московской Руси стал создавать еще Иван Грозный, в 1550 г. Стоглавый Собор указал на необходимость " грамоте учиться " . Эти школы действовали при храмах, монастырях и давали общее образование, достаточное для своей эпохи. А остальные знания человек должен был добирать сам, в общении со " знающими людьми " и " многообильном чтении " . То есть, каждый продолжал образование индивидуально, в зависимости от выбранной профессии. А в XVII в. стали создаваться учебные заведения для более глубокого образования. Условно их можно считать «высшими». При Михаиле Федоровиче - для подготовки священнослужителей, а при Алексее Михайловиче и для светских чиновников. Это были школы при Чудовом, Заиконоспасском монастырях (здесь ученикам полагалась стипендия - 10 руб. в год!), " Гимнасион " при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе, училище при церкви Иоанна Богослова в Бронной слободе, школа при Печатном дворе. Наконец, при Федоре Алексеевиче создается знаменитая Славяно-греко-латинская академия. В нашей стране действовали 5 типографий. Московский Печатный двор был очень крупным для той эпохи предприятием, здесь работало 8 станков. По общим тиражам изданной литературы Россия занимала первое место в Европе! Но спрос на нее был настолько высоким, что этого не хватало. Частные типографии Белоруссии и Литвы специализировались на печатании русских книг и поставке их в Россию. Ходило изрядное количество рукописной литературы, а книжное творчество щедро дополнялась устным народным - сказками, баснями, былинами. Сейчас уже признано, что по качеству они ничуть не уступали лучшим образцам зарубежной литературы, были настоящими шедеврами.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/01/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010