Козино. Церковь Иоанна Златоуста. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Существовавшая ранее церковь Иоанна Златоустого в селе Козине. Село Козино некогда принадлежало князю Ивану Дмитриевичу Бельскому. В 1584 г. оно находилось Московского уезда Горетова стана в вотчине Новодевичья монастыря, а в селе церковь Иоанна Златоуста, деревянная клетцки. В 1623 г. значится: «в церкви Иоанна Златоуста образы, и книги, и свечи, и колокола и всякое церковное строение мирское, на церковной земле…». В приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1628 г. под Радонежской, Селецкой и Загородской десятинами написано: «Новоприбылая в 1627 году церковь Иоанна Златоуста в вотчине Нового девича монастыря, в селе Козине, дани 9 денег, по наказу гривна, апреля в 8 день на нынешний год те деньги взяты». За последующие годы церковь Иоанна Златоуста в тех же приходных книгах Казенного Приказа писалась по 1740 г. под Загородскою десятиною, с обозначением дани за 1642-77 гг. 9 алтын, 3 деньги, заезда гривна; за 1678-1715 гг. 19 алтын 3 деньги, заезда гривна; за 1716-40 гг. 22 алтына 5 денег (т. е. 68 ½ коп.). Церковь Иоанна Златоуста в 1644 г. была построена новая, вероятно, по случаю ветхости старой церкви. В приходной книге Патриаршего Казенного Приказа печатных пошлин, с благословенных грамот о строении церквей, под 1644 г. записано: «12 апреля запечатана благословенная грамота в Московский уезд, в село Козино, в вотчину Новодевича монастыря, по челобитью игуменьи Анфисы, да келаря старицы Марьи с сестрами на один престол Иоанна Златоустого; пошлин гривна взято». По переписным книгам 1646 г. значатся: «церковь Иоанна Златоустого древяна, у церкви во дворе поп Алексей, у него детей дьякон Савин, дьячок Ивашко, да в селе Козине двор монастырский и 17 дворов крестьянских… в деревне Нефедьевой 7 дворов крестьянских; в 1678 г. в селе Козине числилось 7 дворов крестьянских, 4 двора бобыльских, в деревне Нефедьевой 8 дворов крестьянских и бобыльских. В 1704 г. в селе Козине и деревне Нефедьевой находилось крестьянских и бобыльских 28 дворов, в них 122 человека.

http://sobory.ru/article/?object=13801

Л. Анисов XXXVII глава 27 июля 1807 года после встречи Наполеона с Александром I в Тильзите был подписан мирный договор. Не смотря на это, митрополит Платон остро чувствовал неизбежность большой войны. «Не верьте, не верьте ложному миру его, – писал он государю Александру I, – и коль скоро еще будем верить, то падем, падем бедственно, и слава наша затмится так, как затмилась слава несчастной Трои». Наполеон, стремясь крепче привязать к себе Россию для борьбы с Англией, выдвинул идею объединения Восточной и Западной Церквей. Через сенатора Грегоара, прежнего епископа Блоаского, он обратился к митрополиту Московскому Платону с предложением содействовать этому шагу. Грегоар в мае 1810 года из Парижа отправил владыке следующее письмо: «Не знаю, доставит ли вам удовольствие письмо мое с печатными к нему приложениями; но, вероятно, возбудит в вас удивление. Если ученые мужи вообще обязательны и сообщительны, то духовные еще более, потому что они беспрестанно почерпают в Евангелии побуждения любить своих ближних и благотворить им. Московский митрополит известен с той и с другой стороны; слава, какою он пользуется в этом отношении, ручается мне, что я могу с доверенностью прибегнуть к его благодушию в том деле, о коем намерен с ним говорить. Вам известно, что когда царь Петр был в Париже, тогда учителя сорбоннские представили ему записку о соединении Церкви Греческой с Римскою. Российские архиереи, находившиеся при С.-Петербургском дворе, сделали в следующем, 1718 году ответ, который не привел к желанной цели: они хотели, по их словам, иметь совещание с греческими патриархами Восточной Церкви. Думать надобно, что совещание сие уже было; но во Францию не сообщены ответы греческих патриархов, а меня уверяли, что оные находятся в архивах Св. Синода в Москве. Не почтите с моей стороны нескромностью, В. В., просьбу о списке с оных». Таков предмет сего письма... Митрополит Платон представил послание бывшего епископа на рассмотрение в Святейший Синод через обер-прокурора князя А. Н. Голицына. Тот ознакомил с посланием Александра I. По распоряжению императора митрополит Московский отвечал Грегоару на французском языке в следующем, 1811 году: «С царствования Петра I деланные покушения касательно сближения двух Церквей остаются безуспешными; потому что надобно убедиться, что подобная мысль совершенно противна духу народа русского. Народ наш столько привязан к своей вере, столько проникнут обязанностью сохранять оную во всей целости, что всякая в ней перемена может сделаться для русских оскорбительною и пагубною».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Львов. Онуфриевский монастырь. Церковь Онуфрия Великого. Онуфриевская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Онуфрия Великого Год постройки:1550. Адрес: г.Львов ул. Богдана Хмельницкого, 36 Координаты: 49.849361, 24.028944 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Онуфриевская церковь, XVI—XIX вв (ул. Богдана Хмельницкого, 36). В 1550 г. выстроена каменная церковь, ставшая ядром нынешней, а в 1585 г.— монастырем. Монастырь неоднократно горел и опустошался, но вновь отстраивался. Значительным разрушениям он подвергся во время турецкой осады 1672 г. Был отстроен в 1680 г. В 1701 г. к церкви с южной стороны пристроили часовню св. Троицы, в 1821 г. достроили восточную часть. Последние изменения относятся к реставрации 1902 г. Архит. И. Левинский по проекту архит. Э. Ковача пристраивает северный неф. Это типичный для украинской архитектуры каменный, трохнефный, трехапсидный храм с двумя главами над боковыми нефами и декоративной главкой над центральной частью. Перекрыт крестовыми сводами. С Онуфриевским монастырем связано имя первопечатника И. Федорова. Здесь в 1573 г. он основал типографию, из которой вышли известный львовский «Апостол» и «Букварь» — первенцы украинской печатной книги. Здесь же И. Федоров был похоронен в 1583 г. Во дворе установлена трехфигурная композиция, изображающая великого первопечатника с помощниками (скульптор А. Галян, 1977 г.). После реставрации 1972—1974 гг. здесь открыт музей Ивана Федорова — филиал Львовской картинной галереи. Кельи монастыря, XVII—XIX вв. Здание построено в 1683 г. Перестройки конца XVIII в. и начала XIX в. изменили внутреннюю планировку здания.Кирпичные, двухэтажные, в плане — вытянутый прямоугольник. С севера к зданию примыкает колокольня. Частично сохранились своды в помещениях первого и второго этажей. Башня-колокольня, 1681—1822 гг. В строительстве принимал участие архит. П. Римлянин. Расположена на одной оси с церковью, является главным входом на территорию монастыря. С улицы к воротам ведет парадная лестница, построенная в 1780 г. Колокольня надстроена в 1820—1822 гг. Представляет собой каменную, квадратную в плане, четырехъярусную башню со сквозным арочным проходом в первом ярусе. Накрыта шатровой крышей. Ниши на фасаде по форме аналогичны нишам, прорезающим стены церкви. 

http://sobory.ru/article/?object=10017

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИМ ИВИРЯНУ [Анфим, Антимоз Ивериели; румын. Antim Ivireanul, греч. ρδβλθυοτεΑνθιμος, груз. ] (Андрей; ок. 1650-1716), сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.), митр. Унгро-Влахийский (1708-1716) К-польского Патриархата, печатник, художник, церковный и политический деятель Валахии. Грузин по происхождению, Андрей в возрасте 16 лет был похищен турками и продан на стамбульском невольничьем рынке. Иерусалимский Патриарх Досифей II выкупил юношу и дал ему прекрасное образование при Патриаршем дворе, где Андрей, овладевший в совершенстве греч., тур. и араб. языками, стал переводчиком и мастером типографского дела. Предположительно в это же время был пострижен в монашество с именем Антим и рукоположен в сан иеромонаха. Валашский господарь Константин Брынковяну по рекомендации Патриарха Досифея пригласил А. И. как искусного мастера-типографа в Бухарест в 1689 г. В Валахии А. И. изучил румын. и церковнослав. языки и с 1691 г. был назначен руководителем господарской типографии. Здесь была напечатана первая книга А. И.- перевод с древнегреч. на новогреч. «Советов Василия Македонянина своему сыну Льву» (1691). В 1694 г. А. И. был назначен игуменом Снаговского мон-ря, где основал собственную типографию и напечатал Псалтирь (1694), Евангелие (1697) и др. книги. В 1701-1705 гг. А. И. снова работал в типографии Бухареста. 16 марта 1705 г. был хиротонисан во епископа Рымникского, с 28 янв. 1708 г.- митрополит Унгро-Влахийский. В своей новой резиденции в Тырговиште А. И. основал типографию в 1709 г. Первой здесь была напечатана «Книга годовой церковной службы». В 1713-1715 гг. по инициативе А. И. в Бухаресте был основан мон-рь Всех святых (совр. Антим мон-рь ), ктитором к-рого А. И. оставался до своей смерти. Здесь он составил «Поучение для устроения честного монастыря Всех святых» в 32 главах, расписал дверь и окна мон-ря пышными орнаментами, сочетающими груз. и румын. черты, а также создал неск. скульптур для иконостаса монастырского собора.

http://pravenc.ru/text/115728.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ ПОДОЛЬСКИЙ (кон. XVI - 1-я треть XVII в.), московский писатель и полемист (предположение об укр. происхождении А. П. опровергается отсутствием в его сочинениях украинизмов). Ок. 1614/15-1616/17 гг. А. П. служил подьячим Денежного стола Разряда с окладом 33 р., вероятно, имел отношение к книжной справе на московском Печатном дворе . В соч. «О просветительном огне» (не сохранилось, известно из возражений на него Ивана Наседки ) выступил против исправления Требника троицкими книжниками во главе с архим. прп. Дионисием (Зобниновским) : рассуждая о «Божественном огне» и ссылаясь на древность обряда погружения свечей в воду при освящении воды, А. П. настаивал на важности слов «и огнем» в конце молитвы на великом освящении воды на Богоявление, вычеркнутых троицкими справщиками. На Соборе в 1618 г. прп. Дионисий и его сотрудники были осуждены, однако после приезда в Москву Иерусалимского Патриарха Феофана XIV в 1619 г. состоялся новый Собор, оправдавший троицких справщиков. После Собора 1619 г. А. П. был отправлен в ссылку валовым писцом на Двину (1621/22), в 1626/27 г. послан подьячим в Козельск для «селитренного варения». В сер. 30-х гг. XVII в. под стражей был привезен в Москву. Сохранились сочинения А. П.: «Слово о многопотопном и прелестном пьянстве» (1619-1620), «Слово о Царствии Небеснем, Богом дарованнем и вечнем, и о славе святых, составлено от Божественных писаний» (1625-1626), «Слово о разслабленном, и немужественном, и изуменном страховании, написано к некоему другу», антипротестант. послание «Ко учителю латынскому обличение люторской вере» и предисловие к Русскому хронографу (РГБ. Унд. 727). А. П. приписывается пространное нравственно-дидактическое соч. «Послание к некоему» (атрибуция В. М. Ундольского , А. Н. Попова и А. И. Соболевского ), содержащее ок. 630 стихов. Соч.: Древняя русская проповедь против пьянства//ПС. 1862. Ч. 1. С. 238-288, 369-385; Памятники древнерусской духовной письменности//Там же. 1864. Ч. 1. С. 108-126, 227-246; Попов А. Н. Обзор хронографов русской редакции. М., 1869. Вып. 2. С. 245-252; Петухов Е. В. Из истории русской литературы. XVII в.: Соч. о Царствии Небесном и о воспитании чад. СПб., 1893. С. 23-56. (ПДПИ; Вып. 93); Сатира XI-XVII вв./Сост., вступ. ст. и коммент. В. К. Былинина и В. А. Грихина. М., 1987. С. 107-112; Виршевая поэзия (1-я пол. XVII в.)/Сост., вступ. ст. и коммент. В. К. Былинина и А. А. Илюшина. М., 1989. С. 27-56, 393-400; Антипротестантское послание Антония Подольского// Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. Новосиб., 1998. С. 343-351 [об А. П.- С. 179-182].

http://pravenc.ru/text/116096.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Паисиос-Кондоиди), еп. Суздальский (Паисиос-Кондоиди Анастасий; † 10.10.1737, Суздаль), еп. Суздальский и Юрьевский. Грек, уроженец о-ва Крит. Получив образование в Италии, вернулся на родину, принял священный сан. Преподавал греч., лат. и итал. языки детям молдав. господаря Дмитрия Кантемира . В 1711 г., после неудачного прусского похода Петра I , в к-ром Кантемир был союзником рус. царя против турок, Паисиос-Кондоиди вместе с семьей молдав. правителя выехал в Россию, где получил назначение 2-м секретарем рус. посольства в К-поле и одновременно состоял проповедником при К-польском Патриархе. В 1714 г. Паисиос-Кондоиди был тайно вывезен из К-поля рус. послом гр. П. А. Толстым, спасшим греч. священника от преследований тур. властей. Поселившись в России, с 1716 г. Паисиос-Кондоиди служил справщиком на московском Печатном дворе , затем преподавателем богословия в Славяно-греко-латинской академии . Вскоре переехал в С.-Петербург, в сане протоиерея состоял в клире Петропавловского собора. В 1721 г. при учреждении Святейшего Синода прот. Анастасий был назначен его асессором с жалованьем в 1000 р. за службу в К-поле. 12 февр. 1722 г. по собственному прошению пострижен в монашество с именем А. в Симоновом московском мон-ре ; 2 марта того же года возведен в сан игумена, назначен настоятелем Толгского ярославского мон-ря , с 8 июля 1723 г. настоятель ярославского в честь Преображения Господня мон-ря в сане архимандрита. В февр. 1725 г. участвовал в погребении имп. Петра I. 13 нояб. 1725 г. имп. Екатерина I поручила вице-президенту Синода архиеп. Феофилакту (Лопатинскому) и А. «новоисправленную Библию свидетельствовать с греческими Библиями и, ежели что в переводе явится неисправно, то оное исправить». 26 дек. 1725 г. указом императрицы А. был назначен советником Святейшего Синода с предоставлением права ношения наперсного креста, «подобно архиереям». 15 июля 1726 г., при разделении Синода на 2 департамента, А. был определен 5-м членом 1-го департамента.

http://pravenc.ru/text/76916.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОКУРОВ Сергей Алексеевич (1.09.1862, посад Сергиевский Дмитровского у. Московской губ.- 3.12. 1918, Москва), историк, археограф, архивист. Род. в семье диакона. Племянник еп. Никодима (Белокурова) . Закончил Донское ДУ (1875) и Московскую ДС (1882). В 1881 г. по ходатайству проф. Е. Е. Голубинского Б. получил разрешение работать с документами в Московском главном архиве МИД (МГАМИД), после чего написал работу «Собрание патриархом Никоном книг с Востока» (1882). В 1882-1886 гг. учился в МДА, под рук. Голубинского изучал принципы источниковедческого анализа и методы работы с архивными документами. В 1886 г. после окончания МДА рекомендован настоятелем ТСЛ архим. Леонидом (Кавелиным) на службу в МГАМИД, где проработал почти всю жизнь. С 1887 г. Б. являлся постоянным членом ОИДР, публиковал статьи и архивные документы в «Чтениях ОИДР» (с 1891 занимался их редактированием), провел обширные библиографические исследования в области слав. письменности IX-X вв. С 1887 г. член-сотрудник Ростовского музея церковных древностей, с 1890 г. почетный член Воронежской историко-археологической комиссии, с 1903 г. чл.-кор. имп. Петербургской АН, с 1907 г. почетный член Петербургского археологического ин-та. Под рук. Б. издавались сборники материалов и указатели МГАМИД. В последние годы жизни Б. постепенно отошел от научно-исследовательской деятельности и сосредоточился на архивной работе. С 1917 г. секретарь ОИДР. В 1918 г., после реорганизации архивной системы, Б. назначен управляющим московским отд-нием ЕГАФ и зам. Московского управления архивным делом. Б. изучал преимущественно историю рус. духовной культуры XVI-XVII вв. В 1891 г. защитил в МДА магист. дис. «Арсений Суханов» о келаре ТСЛ и видном церковном деятеле религ. просвещения сер. XVII в. В диссертации Б. подробно осветил путешествие иером. Арсения (Суханова) , его цель и задачи, охарактеризовал то значение, к-рое имели результаты поездки для осуществления книжной справы, развернувшейся на Московском Печатном дворе по инициативе Патриарха Московского Никона . За магистерскую диссертацию Б. получил в 1894 г. премию митр. Макария (Булгакова), затем - премию имп. Петербургской АН. Изучение документальных материалов, связанных с поездкой иером. Арсения, и привезенных им в Россию книг позволили Б. в монографии «О библиотеке московских государей в XVI столетии» (1898) обоснованно отрицать связь греч. рукописей московских собраний с легендарной б-кой царя Иоанна IV Васильевича Грозного и отвергнуть версию о существовании б-ки в тайниках Московского Кремля. В 1904 г. за исследование о царской б-ке XVI в. Б. получил степень д-ра церковной истории после защиты диссертации в КДА.

http://pravenc.ru/text/77940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРЦОВ (Бурцев-Протопопов) Василий Федорович († после 1647/48), московский подьячий, типограф, издатель. Судя по прозвищу, происходил из семьи священнослужителей. Первые упоминания о Б. в документах относятся к 1626/27 г., когда он с кн. Р. Волховским описывал Епифанский, Венёвский и Тульский уезды, в 1631/32 г. с И. Загряжским - Соловский у., в 1638 г. имел двор в Москве. С 1632 г. Б. работал на Печатном дворе , руководил постройкой нового печатного отд-ния, а затем и его работой. Задачей этого отд-ния, созданного на средства Патриаршего разрядного приказа, по-видимому, должно было стать обеспечение книгами школы, основанной Патриархом Филаретом . Подтверждением тому являются первые книги, изданные Б.,- Буквари, Псалтири, Часовники (в документах Б. нередко именуется «подьячим азбучного дела», по-видимому он руководил издательским процессом на всех этапах - от составления книги до выпуска ее в свет). После смерти Патриарха Филарета († 1 окт. 1633) Б. отделился от Печатного двора, компенсировав казне расходы по созданию отд-ния. (По поводу статуса его типографии в лит-ре существуют различные мнения - ее считают либо частной (И. В. Починская), либо 2-й гос. (И. В. Поздеева).) Типография Б. успешно функционировала в 1633-1642 гг. и была закрыта с восшествием на Патриарший престол Иосифа . За это время было напечатано не менее 20 изданий: 4 издания Псалтири, 1 - Псалтири с восследованием, 3 издания Часовника, 4 - Букваря, Служебная Минея на сентябрь, Служебник, Апостол, Евангелие учительное, Святцы, Шестоднев, Канонник, Требник,- к-рые характеризуются мн. новаторскими для великорус. книгопечатания чертами. Б. первым в Московском государстве издал буквари церковнослав. языка - в 1634 и 1637 гг.,- в основном следовавшие традиции букварей Ивана Фёдорова . Букварь 1637 г. имеет стихотворное вступление и является 1-м иллюстрированным букварем - на фронтисписе издания помещена гравюра с изображением сцены из школьной жизни, восходящая к польск. первопечатным букварям нач. XVII в. (возможно, через западнорус. посредство). Букварю 1634 г. предшествовало издание 2 азбук, выполненное, вероятно, также Б. (одно форматом в четвертку («полдесть»), др.- в осьмушку («четверть»)). Они упоминаются как распроданные к сент. 1634 г. в деле о продаже изданий Печатного двора ( Поздеева и др. Московский Печатный двор. С. 407). Стоимость этих азбук (соответственно 2 деньги и деньга) указывает на то, что это были малообъемные издания типа позднейших «восьмилисток», содержавшие, очевидно, лишь алфавиты (с разным порядком букв) и слоги. Печатник ввел в московские издания концовки. Канонник 1642 г. стал первой московской книгой, имеющей титульный лист.

http://pravenc.ru/text/153685.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛОВНЯ [Матвеев] Гавриил (1706, г. Глухов, ныне Сумской обл., Украина - 22.12.1786, С.-Петербург), свящ., певчий (бас) Придворной капеллы, уставщик, переписчик нотных Ирмологиев. Служил при дворе с 1738 г. В 1742 г. отправился на Украину для набора ко двору новых певчих, в их числе привез в С.-Петербург альта Григория Сковороду . В 1743 г. Г. отпущен от двора в г. Глухов для женитьбы на дочери умершего священника ц. во имя св. Анастасии. В 1744 г. Г. рукоположен в иерея глуховской церкви. Грамота, выданная от имени имп. Елизаветы Петровны, повелевает Г. «быть священником вместо умершего тестя впредь, когда от двора отпущен будет, а до той поры, когда рукоположен будет, нанять к той церкви викария» (ЦГИА Украины. Ф. 1219. Оп. 2. Д. 1702). Возвратился в С.-Петербург в 1747 г.; оставался там и в следующем году, когда двор находился в Москве. В 1778 г. уволился от придворной службы с чином уставщика. Г. были составлены и написаны 2 Ирмология, предназначенные для печатания: в 1752 (ЦНБ АНУ. Ф. 557. 351) и в 1762 гг. (РНБ. ОЛДП. F-511). На Ирмологии киевского собрания имеется надпись: «Ирмологий, или Чинное пение по знаменному киевскому и наречию великоросскому, написано в царствующем граде Санкт-Петербурге придворным певчим Гавриилом Головнею в лето от Р. Х. 1752». В 1767 г. Ирмологий был представлен в Святейший Синод, а оттуда передан для «освидетельствования» синодальным иподиаконам Петру Андрееву и Сергею Максимову, к-рые эту рукопись отклонили. По просьбе Г. Ирмологий был возвращен ему для исправления. В 1768 г. Г. 2 раза обращался с прошением в Синод о печатании Ирмология сначала на казенный, а после отказа - на собственный счет в типографии АН. Однако Ирмологий так и не был напечатан, поскольку в 1769 г. печатание нотных книг взяли в свои руки синодальные певчие и иподиаконы (Петр Андреев, Иван Тимофеев, Сергей Попов, Сергей Любимов, Иван Никитин). В 1772 г. в Москве были впервые изданы нотные Ирмологий и Обиход, составленные этими певчими. В том же году Г. выходит в Синод с новым предложением: представить «ко изъяснению тех (московских печатных книг.- Ред.) нотнаго пения азбуку, дабы обучающемуся юношеству вразумительнее было узнавать тех нот имена, чрез что в голосе положение и партесному пению начатки, то есть сольмизации». Азбуку Г. послали в Москву, но ее не приняли: в ответе было сказано, что требуется азбука простого, а не партесного пения и что такую уже составили синодальные иподиаконы и певчие. В 1772 г. последовало окончательное решение: «Понеже вышеупоминаемые нотные азбуки обе российскому юношеству обучающемуся нотного пения полезными могут быть, того ради приказали: обе оныя азбуки в Московской типографии в силу присланного из Святаго Синода указа напечатать». Азбука одноголосного пения, составленная Г., вошла в Сокращенный Обиход, напечатанный в 1778 г.

http://pravenc.ru/text/165281.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Птицкий; † после 1656), иером. Киево-Печерского монастыря, переводчик. Возможно, Д. являлся преподавателем Киево-Могилянской коллегии (в письме царя Алексея Михайловича Киевскому митрополиту Д. и Арсений Сатановский названы «учителями»). Как ученый монах Д. стал известен в Москве, куда его неск. раз вместе с Арсением Сатановским приглашали для перевода Библии с греч. языка на церковнославянский. В 1648 г. царь послал в Киево-Печерский монастырь мон. Марка с письмом к Черниговскому еп. Зосиме, в к-ром просил прислать в Москву иеромонахов Арсения Сатановского и Д., но поездка не состоялась «для монастырской потребы». В мае 1649 г. Алексей Михайлович обратился уже к Киевскому митрополиту и к властям киевского Братского мон-ря , чтобы те же иеромонахи были присланы в Москву для «справки Библеи греческие на словенскую речь», поскольку они «Божественнаго писания ведущи, и елинскому языку навычны, и с елинского языку на словенскую речь перевести умеют, и латинскую речь достаточно знают». В ответ Киевский митрополит направил монахов Братского мон-ря Арсения Сатановского и Епифания (Славинецкого) , прибывших в Москву 12 июля 1649 г. После того как выяснилось, что Арсений не пригоден к переводу Библии из-за незнания греч. языка, в 1650 г. из Москвы в Киев с просьбой о приезде Д. снова отправился мон. Марк. На этот раз его поездка была успешной, и 14 дек. 1650 г. Д. приехал в Москву, поселился в московском в честь Богоявления муж. мон-ре . В расходной книге Патриаршего Казенного приказа за 1654 г. есть запись об уплате жалованья киевским монахам (они названы «переводчиками»), в т. ч. Д. Поскольку перевод Библии в 50-х гг. XVII в. не совершался (он начался в 1673), возможно, Д. работал справщиком на Печатном дворе. Последние упоминания книжника в документах относятся к осени 1656 г., когда он еще трудился в Москве, дальнейшая его судьба неизвестна. Переводы, выполненные Д., неизвестны. А. И. Соболевский атрибутировал киевскому книжнику перевод Слова свт. Иоанна Златоуста, изданного в составе «Анфологиона» (М., 1660). И. У. Будовниц ошибочно приписал Д. сочинения др. ученого монаха - иеродиак. московского Чудова мон-ря Дамаскина (Будовниц И. У. Словарь рус., укр. и белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 58).

http://pravenc.ru/text/168718.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010