Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Ключевой особенностью делопроизводственной документации является ее информационная ограниченность: составителя, как правило, интересовала преимущественно четкая фиксация финансовых потоков, служебных назначений и т. п., все остальное в записи не попадало. «Глухие» или просто регестовые записи, отсутствие необходимых деталей и указаний — эта специфика создает немалые сложности для историков, занимающихся исследованием делопроизводственных документов. Предлагаемая вниманию читателей «Записная книга печатным пошлинам Патриаршего Казенного приказа 1643/44 г.» в полной мере обладает этими характеристиками. Получение грамоты в приказе было лишь половиной дела: на грамоте должна была стоять печать, а за ее приложение также следовало платить. Записные книги печатных пошлин представляли собой вид приходной текущей документации Патриаршего Казенного приказа. В них фиксировался приход пошлинных денег, собираемых с поставления печати на грамотах, которые выдавались Патриаршими приказами. В то же время исследуемый источник является уникальным. За 1-ю половину XVII в. сохранились только 3 аналогичных записных книги. Первая обнаружена в составе делопроизводственного комплекса Печатного приказа Е. В. Ивановой. Исследовательница обратила внимание на особую роль Патриарших приказов в регистрационной деятельности, оформленную указом царя Михаила Федоровича от 1618 г. о взимании печатных пошлин с Патриарших грамот. Указ предписывал их «на патриаршем дворе ведати, на время до его государева указу, и казначея из приказных людей в патриарших во всяких доходех в приходе и в росходе… и по челобитью патриарших детей боярских и крестьян о управных, о всяких делех в городы, которые в патриаршей десятине, к воеводам и к приказным людям велено писати грамоты от государя… и печатать государевой печатью, а пошлины подписные и печатные велено имать на Патриаршем дворе». В дополнение к этому оказалось, что пошлинная книга, охватывающая 1633/34 г. (целиком) и 1634/35 г. (с 1 сентября по 18 июля), посвящена регистрации Патриарших грамот, выданных в этот период. По форме и структуре записей эта книга не отличалась от остальных книг Печатного приказа, особенным в ней было только содержание грамот, « наименования которых ранее не встречались в записях книг Печатного приказа и не обнаружены позже». Это позволило Ивановой предположить, что книга «составлялась не в Печатном приказе, а велась на Патриаршем дворе» .

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ. 1753 год Отъезд Елисаветы в Москву и положение этой столицы. – Пожар в Головинском дворце. – Постройка нового дворца. – Заговор Батурина. – Крестьянские волнения. – Осторожность относительно пытки. – Распоряжения по поводу отмены смертной казни. – Меры против проволочки дел. – Финансовые меры. – Учреждение банка для дворянства. – Уничтожение внутренних таможен. – Заботы о шелковом производстве. – Дела на украйнах. – Сближение канцлера Бестужева с великою княгинею. – Назначение нового канцлера в Вене, графа Кауница, и отзыв о нем Кейзерлинга. – Затруднительное положение русского министра Гросса в Дрездене вследствие ссоры польско-саксонского правительства с князьями Чарторыйскими. – Деятельность Гросса по делу о православных в Польше. – Переговоры по поводу наследства польского престола. – Переговоры относительно Пруссии. – Отношения шведские отходят на второй план. – Начало переговоров с Англиею о субсидиях. – Дела турецкие. Проходил трехлетний срок, и в конце 1752 года Елисавета начала собираться в Москву. На этот раз она хотела посещать и старый Кремль, почему летом 1752 года в нем назначены были переделки и новые постройки: архитекторы определили сломать палатки, которые были приделаны к Столовой палате и в которых сидели секретари и приказные служители Сенатской конторы. Но следствием этой сломки и вывода Сенатской конторы был целый ряд перемещений: под канцелярию Сената велено было взять верхние покои Вотчинной коллегии и конторы Главного комиссариата, а нижние, под Комиссариатскою конторою и под Юстиц-коллегиею, палаты взять под сенатский архив с Печатною конторою и типографиею; Вотчинную коллегию перевести в нижние департаменты Берг – и Мануфактур-коллегии; а Комиссариатскую контору поместить в тех покоях, где был Судный приказ; Судный приказ вывесть туда, где был Сыскной приказ, а последний с колодниками перевесть на житный двор у калужских ворот; в Кремле острог и казармы в Сыскном приказе немедленно сломать и построить их на калужском житном дворе и вперед в находящихся в Москве в Кремле коллегиях, канцеляриях и конторах колодников отнюдь не держать, отсылать их в новый острог на калужском житном дворе или держать в других пристойных местах, кроме Кремля; Ямскую контору перевесть в Охотный ряд в палаты, где была Полицмейстерская канцелярия, и вместе с Ямскою конторою там же уместить Раскольническую контору и школу, в которой обучаются архитектории ученики; а в те покои, где была Ямская контора, перевесть разрядный архив; находящихся при Сенате офицеров геодезии и геодезистов, также и школу, в которой обучаются коллегии юнкеры, перевесть в палаты под Ивановскою колокольнею, где был глобус.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Государственные печати Как было видно выше, начальники Посольского приказа, А. Л. Ордин-Нащокин и кн. В. В. Голицын, именовались между прочим «оберегателями царственной большой печати», а при А. С. Матвееве и В. С. Волынском Посольский приказ назывался «государственным приказом Посольской печати». В древней Руси удостоверением подлинности грамоты служило привешение к ней печати, что было последним моментом изготовления грамоты. Печать считалась существенной необходимостью не только для грамот в иноземные государства, но и для грамот, вращавшихся внутри самого государства, выдававшихся «на поместья и на вотчины всяких чинов людем и на гостинство гостем (купцам)». В виду такого важного значения печати, в древней Руси существовали особые лица, в ведении коих находилась государственная печать, наиболее доверенные великого князя или царя. Судя по некоторым указаниям, можно думать, что они вместе с казначеями находились на Казенном дворе – государственной канцелярии XV–XVI в., входили в состав этого правительственного учреждения и носили звание «печатников» 54 . Звание это считалось очень почетным, судя по тому, что его удостоивались посольские и думные дьяки не сразу, а после продолжительной служебной деятельности. Первый Посольский дьяк пожалован был в это звание в 1561 г., после 12-летней службы в Посольской избе и нескольких лет на Казенном дворе. Один из наиболее влиятельных Дьяковь XVI в. Василий Щелкалов получил это звание в 1595 г., хотя с 1571 г. был Посольским дьяком, а с 1577 г. думным Разрядным. Одни из печатников, как напр. Висковатый, на занимали никаких других правительственных должностей, другие соединяли звание печатника с иными обязанностями, как Василий Щелкалов. В XVII в. нередко думные Посольские дьяки были и печатниками; а некоторое время Посольскому приказу подчинен был и особый Печатный приказ, упоминания о коем встречаются с 20-х годов XVII столетия. Заведывание государственною печать и дало повод к возникновению во второй половине XVII в. титула «царственной большой печати оберегателя».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

А.А. Половцов Тимофеев Петр Мстиславец, книгопечатник Тимофеев Петр, прозванный Мстиславец (по месту рождения в Мстиславле), вместе с Иваном Федоровым был первым книгопечатником в Москве. Т. был пришельцем в Москве, он сам в послесловиях к напечатанным им книгам указывает на свое происхождение из г. Мстиславля, Могилевской области. Приглашен ли он в Москву, когда здесь задумано было устроить типографию, или же прибыл туда по собственному почину, остается невыясненным. Неизвестно также, с какого времени он поселился в Москве. Во всяком случае он был уже здесь, когда в 50-х годах XVI столетия основана была первая московская типография. Во вновь устроенной типографии Т. работал вместе с Иваном Федоровым, являясь помощником последнего; это видно из того, что сказания половины XVII столетия «О воображении книгопечатного дела», сохранившиеся в Печатном дворе, называют Т. «клевретом» Федорова. Остается невыясненным и вопрос, где и у кого Т. обучался типографскому искусству. Существует предположение, что обоих первопечатников обучал Ганс Миссенгеймер (или Богбиндер), датский посол, привезший в 1552 г. Иоанну Грозному грамоту от датского короля Христиана III, в которой предлагается объединение православной церкви с лютеранской; «если это наше предложение (о церковном единении), – говорится в грамоте, – и две книги с Библией будут приняты и одобрены тобой, возлюбленный брат, патриархом, митрополитом и прочим духовенством, то этот наш служитель (Ганс), по переводе означенных книг, напечатает их в нескольких ста экземпляров, и таким образом можно будет в немногие годы споспешествовать и содействовать пользе всех церквей и прочих подданных, ревнующих о славе Христовой и о своем спасении». Но предложение это принято не было, посол датского короля встречен был недружелюбно, и потому маловероятно, чтобы ему поручено было обучать типографскому искусству лиц, которые должны были печатать богослужебные книги. Тем менее вероятно, как на это указывает Соловьев, высказываемое некоторыми исследователями предположение, что Ганс Богбиндер руководил первопечатниками при печатании «Апостола»: ни в послесловии к московскому «Апостолу», ни в послесловиях к другим своим изданиям Иван Федоров и Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

ЖМП 11 ноябрь 2012 /  12 ноября 2012 г. 01:00 Книжная справа при Патриархе Гермогене Значение Патриарха Гермогена в русской истории огромно. Одним из направлений его многосторонней и плодотворной деятельности на благо Отечества было книгоиздание. Как истинный патриот и исповедник Патриарх имел особое попечение о благолепии и исправности богослужения на Руси. Именно ему мы обязаны появлением новых богослужебных книг, созданием уникального Типикона. Этому аспекту служения Первосвятителя посвящена предлагаемая вниманию наших читателей статья. Отзывы современников говорят о Патриархе Гермогене как о человеке большого ума и начитанности, авторе многочисленных сочинений, своеобразном " интеллигенте " того времени. Он не мог не обратить внимания на печатное дело и предпринял, несмотря на Смутное время, публикацию двух новых, не издававшихся до этого на славянском языке книг: Миней месячных и Типикона. Он заботился о Московском Печатном дворе, при нем было построено новое здание типографии. Интерес к печатному делу зародился у будущего Патриарха Гермогена, вероятно, задолго до патриаршества. История эта связана с " тайной Казанской типографии " . Действовала она, по всей видимости, с середины 1589 года и до середины 90-х годов XVI века, то есть во время пребывания Гермогена на Казанской кафедре. О работе этой типографии известно очень мало. От нее сохранилось всего два однотипных издания: служба Казанской иконе Божией Матери . Автором этой службы сейчас считается Гермоген. Однако даже если поставить его авторство под сомнение, инициатива создания службы несомненно принадлежит первому казанскому митрополиту . С большой степенью вероятности можно предположить, что именно он создал эту типографию. Издания отпечатаны тем же шрифтом, что и Триодь цветная, опубликованная Московской анонимной типографией не позднее 1564 года. Когда типографское оборудование было перевезено в Казань, неизвестно. Брошюры не содержат года издания и датируются по филиграням. Типография находилась в Казани до 1620 года, а затем ее оборудование было перевезено на Московский Печатный двор (далее МПД). О книгопечатании в Казани после середины 90-х годов XVI века сведений нет. Казанская типография являет собою уникальный, единственный в своем роде для русского средневековья пример региональной типографии, действовавшей одновременно с МПД . А выпущенная этой типографией служба Казанской иконе Божией Матери тоже уникальна, поскольку практики издания отдельной службы святому или иконе на Руси XVI – начала XVII века не существовало и других подобных изданий не было.

http://e-vestnik.ru/history/knizhnaya_sp...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Последний день мира По мнению публициста Андрея Рогозянского, сегодня может начаться Третья мировая война 18.03.2011 4016 Международная политика вступает в новый отрезок. Сегодня, 17 марта, начнётся Третья мировая война . Первые залпы её будут сделаны в Ливии . ООН приняла резолюцию о создании над этой страной «бесполётной зоны» . Так это называется в современном политическом жаргоне. Хотя, этим создаётся «полётная зона» для авиации НАТО. Главная цель – обнаружить и уничтожить Каддафи и высшее ливийское руководство. Убийство политической верхушки суверенной страны санкционировано ООН, и никто не сказал «нет». Потому что, сказавший «нет» сам станет мишенью. Америка ищет жертву, и вызывать на себя разбушевавшегося борова нет желающих. Серьёзных последствий боится даже Китай, но это означает лишь, что всех, одного за другим передавят, как мух. Завтра же цены на нефть пойдут в гору. При двухстах долларах за бочку не выживет никто, кроме тех, у кого есть нефть или печатный станок для долларов. Поэтому Франция и Италия идут в Ливию. Германия и Япония падут. Китай будет вынужден занять Казахстан. Туркмению ему не отдадут – не зря столько лет обосновывались по соседству, в Афганистане. Безуспешно Индия будет дотягиваться до иранских нефтегазовых месторождений. Пакистан не даст состояться региональному союзу. Все вместе спешно подтягивают тылы, ставят на вооружение технику, бросают в печь предстоящей войны за передел мира сотни и сотни обесценивающихся миллиардов. В предыдущие дни, на фоне катастрофы в Фукусиме, разыгрывался запредельный по своему цинизму политический спектакль. Запад вёл переговоры о будущем Японии. На дворе – кризис перепроизводства, а потому, в плане экономики и финансов, никто не расстроился из-за японских проблем. Выбытие одного из мощнейших производителей и экспортёров на руку всем: Америке, Евросоюзу, азиатским экономикам. Производственные мощности и технологии давно замещены, а японская собственность по сниженной цене, если случится самое худшее, разойдётся на «ура». Игра оказалась сыграна, когда правительство Н.Кана не получило от США вложенных в казначейские облигации 900 млрд. собственных денег. Самурайская гордость взыграла, но тотчас на биржах, против экономической логики, резко взлетел курс йены. Кто-то неизвестный массированно проспекулировал, скупая во высокой цене значительные суммы японской валюты.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/18/po...

Известно, что и самое появление раскола в русской Церкви имели ближайшую связь с предпринятым при патриархе Никоне делом Соборного исправления церковно-богослужебных книг, по греческим и харатейным славянским подлинникам. Предприятие это, в самом начале своём было встречено крайне неприязненно людьми, дотоле беспрепятственно распоряжавшимися на печатном дворе, надзиравшими над исправлением и печатанием книг, а теперь, за неспособность, устранёнными от участия в этом важном деле, которое поручено было, как и следовало, людям учёным, хорошо знавшим греческий язык, в том числе некоторым грекам, знакомым с языком славянским. Противодействуя начатому и постепенно приводившемуся в исполнение предприятию соборного исправления богослужебных книг, эти лица, ставшие теперь первоначальниками и первоучителями раскола, огласили это исправление не исправлением богослужебных книг и чинов, а искажением православной веры. Они утверждали, что прежде изданные, так называемые старопечатные книги, составляют неприкосновенное хранилище истинной веры и православного обряда, так что каждое от них отступление, каждая поправка, есть не что иное, как именно отступление от чистоты веры и обряда: и следы этого отступления они находили и указывали не только в исправлении чинов и обрядов, богослужебных действий и молитв, но и в каждом исправленном выражении, в каждом исключённом, прибавленном, или изменённом слове 1 . Наконец они поставили дело так, что держаться старопечатных книг, по их учению, значило держаться древлеправославной веры, а принять книги соборно исправленные отступить от веры, принять новшества, уклониться в ереси: и таким образом между членами единой Христовой церкви они поселили раскол. Именно такое воззрение старопечатные и соборно исправленные церковно-богослужебные книги, сделавшееся общепринятым в среде первых расколоучителей и учеников их, ясно выразили Соловецкие челобитчики: «по преданию Никона, бывшего патриарха, – писали они, – и по его новоизложенным книгам, проповедуют нам ныне его Никоновы ученицы новую незнаемую веру по своему плотскому мудрованию, а не по апостольскому и святых отец преданию: а в коем православии многие святые отцы и чудотворцы угодили Господу Богу, и ту истиную нашу православную веру он похулили, церковный чин и устав нарушили, и книги вс напечатали на свой разум, противно и развращенно».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Zaharo...

Предметом настоящей нашей статьи будет обследование вопроса из истории XVII в., а именно – о певчих дьяках и крестовом духовенстве, состоявших при дворе Московских Государей. И нам кажется, что изучение сего вопроса имеет глубокий интерес и составляет одну из неотложных задач современной историографии, так как способствует пониманию разносторонних явлений нашей старинной не только придворной, но и общегосударственной жизни, тесно примыкавшей к формам церковного строя. Что касается причины, по которой мы в нашей статье ограничиваемся обследованием вышеуказанного вопроса одним лишь XVII веком, то она заключается в том соображении, что старинный быт русского государя, в тесной связи с которым только и возможно надлежащее исследование взятого нами вопроса, со всеми своими уставами, положениями, формами, со всею порядливостию, чинностью и чтивостию, постепенно развиваясь в течение XVII века, наиболее полно выразился к концу оного. «Это была, как справедливо замечает наш известный Московский археолог И.Е. Забелин, эпоха последних дней для нашей домашней и общественной старины, когда все, чем была сильна и богата эта старина, высказалось и закончилось в такие образы и формы, с которыми потому же пути дальше идти было невозможно. Москва, сильнейшая из жизненных сил старой Руси, в эту замечательную и любопытную эпоху, отживала свой век, при полном господстве исторического начала, которое ею было выработано и водворение которого в жизни стоило стольких жертв и такой долгой и упорной борьбы» 1 . Что касается источников, доставивших нам необходимый материал для составления настоящей статьи, то ими были преимущественно и главным образом описные книги старинных дворцовых приказов 2 , а также столбцы XVII в., хранящееся в Московском отделе Общего Архива Министерства Императорского Двора. Из печатных же трудов наиболее ценными и полезными для нас были ученые произведения маститого исследователя Московской старины XVI и XVII в. И.Е. Забелина: «Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII в.» и «материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы», составленные, под его ученым руководством В.И. и Д.И. Холмогоровыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

См. также: Увет духовный Афанасия Холмогорского В православной полемической литературе против раскола видное место занимает «Увет духовный», обязанный своим появлением раскольничьему бунту 1682 года под предводительством Никиты Пустосвята. Раскольники, поднимая восстание, надеялись одержать верх над православными, надеялись убедить патриарха Иоакима оставить «новую» веру и возвратиться в старую дониконовскую. Но случилось противное тому, чего они ожидали; публичные прения ( 5 июля 1682 г.) в Грановитой палате между православными пастырями и раскольниками, в присутствии царского семейства, бояр и выборных, ирения, которых так желали и домогались раскольники и на которых так сильно надеялись, привели совсем к противоположным результатам. Предержащая власть поняла к чему стремятся вожаки раскола и стала действовать за одно с духовной властью против раскола. В то время как гражданская власть предпринимала с целью пресечения деятельности раскольников меры «наказующия», действовала «прещением и наказанием», власть духовная предпринимала меры нравственного свойства, заботилась об исправлении раскольников «молением и учением». – Так с этой целью на московском печатном дворе были напечатаны 1 особые «поучения» против раскольников – одно в количестве 600 экземпляров «в две тетради» и другое в том же количестве экземпляров размером «в четыре тетради», – и издано было особое полемическое сочинение «Увет духовный», «в нем же вся их (раскольников) прелесть, злоба же и безумство обнажится». В Грановитой палате 5 июля во время диспута православных с раскольниками, как известно, читана была особая раскольническая челобитная, составленная монахом Сергием вместе с другими своими единомышленниками – Семеном Калачниковым, Никитой Борисовым, Иваном Курбатовым и Саввой Романовым 2 , против которой, по мнению раскольников, православные не могли ничего сказать и должны были остаться безответными. Стрельцы пришли в изумление, когда она была им прочитана (еще до 5 июля); «от роду не слыхали мы такого слога и такого описания ересей в новых книгах, говорили они» 3 . Чтобы доказать ложность этого утверждения и вообще ложность всей челобитной, неосновательность тех обвинений русской церкви в неправославии, которые были высказаны в этой челобитной, духовною властью и был издан «Увет духовный».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Сортировать по Исключить новости Собрание заблуждений, или Все, что вы думали о труде, но боялись сказать 18 октября, 2007. Редакция " Правмира " Записывая все это, я порой посмеивался, но внутренне ужасался. Сколько лет уже читаю о технологиях манипуляции сознанием и промывания мозгов, а все никак не могу привыкнуть к тому, что эти технологии на самом деле работают, действительно калечат не только мозги, но и душу. Источник: православный молодежный журнал Наследник Расскажу об одном разговоре, недавно состоявшемся у меня на занятиях. Волей судьбы я веду факультатив по основам творческой деятельности журналиста в одной из московских школ, вот уже полгода пытаясь объяснить школьникам суть предмета с таким загадочным названием. Согласно программе, мы должны были посвятить очередное занятие разбору «периодического бумажного массового СМИ», попросту говоря, газеты. Но на дворе-то весна, и никто, разумеется, не подготовился. Даже «газету, которая особенно нравится» никто не принес. А сам я, грешным делом, проспал утром на час больше и потому, выбегая из дому на занятия, второпях схватил совершенно не тот пакет. Приготовленные с вечера печатные издания так и остались дома. Когда вся группа обнаружила передо мной столь же полное отсутствие «рабочего материала», мне ничего не оставалось, как послать кого-то за прессой в библиотеку. — Ну, что ж, если у нас сегодня абсолютно ничего нет… — начал я, прогуливаясь у доски и медленно обводя глазами аудиторию. — Подождите! — вдруг перебила меня обычно молчаливая Света, сидевшая за партой в углу. — У меня в столе, кажется, что-то валяется. Группа, как по команде, оглянулась назад. — Ну и что же это? — Кажется, газета. Никогда такую не видела. Называется, называется… — она лихорадочно листала несколько выгоревшие страницы. — Называется «Труд»! Только она… только он позапрошлого года. — Ну, это не так важно. Главное, буквы можно прочесть. В конце концов, это даже любопытно — попытаться оценить совершенно незнакомое издание. — Ну уж нет! — вмешалась Юля со второй парты. — Мы, конечно, виноваты, что не подготовились, но такой отстой мы анализировать не будем.

http://pravmir.ru/sobranie-zabluzhdenij-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010