После освобождения в Париже был организован Французский Православный институт имени святого Дионисия, в котором Владимир Лосский читал курс догматического богословия. Библиография: «Догматическое богословие» (Париж, 1964–1965; М., 1991), «Соблазны церковного сознания» (1950), «К вопросу об исхождении Св. Духа» (1957), «Всесвятая» (1967), «Богословие света в учении св. Григория Паламы » (1968), «Кафолическое сознание» (1969) и др. Макарий (Булгаков) , митрополит Московский (1816–1882) – выдающийся богослов и церковный историк. Сын сельского священника, окончил Курскую Духовную Семинарию и Киевскую Духовную Академию, принял монашество и был назначен преподавателем русской церковной истории. С 1842 года – преподаватель догматического богословия в С.-Петербургской Духовной Академии. Получил степень магистра за книгу «История Киевской Духовной Академии» (СПб., 1843), и доктора богословия – за книгу «Введение в православное богословие» (СПб., 1847), с 1850 – ректор в С.-Петербургской Духовной Академии. С 1846 года начали выходить первые тома его многотомной «Истории Русской Церкви» (переизд. в 1994–1997), а с 1849 года – первые тома 5-томного «Православного догматического богословия» (переизд. репринтом в 1993), которые до сих пор остаются непревзойденными учебными и исследовательскими трудами. В 1854 году был избран академиком Академии наук и многих исторических и археологических научных обществ, с 1879 – митрополит Московский. Оказывал значительную материальную помощь нуждающимся профессорам, учредил премию за лучшие ученые сочинения и учебники по истории Церкви, богословским и светским наукам (премия имени митрополита Макария восстановлена в конце 1990-х годов и присуждается Российской Академией наук и Московской патриархией). Мейендорф Иоанн , протопресвитер (1926–1992) – русский православный богослов, патролог, церковный историк, византолог, один из выдающихся ученых и деятелей православия в XX веке. Родился в Париже в эмигрантской семье, в 1949 году окончил Православный Богословский институт преподобного Сергия, в 1958 году защитил докторскую диссертацию о богословии святого Григория Паламы , рукоположен во священника Затем переехал в Нью-Йорк, где стал профессором и с 1984 года ректором Свято-Владимирской Духовной Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

256 См.: Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия (330–898 гг.). Извлечено из сочинения аббата Марена. Кн. 1. СПб., 1899. С. 8–10. 258 Соколов И. Указ. соч. С. 350. Преп. Александр с братией обосновался в столице около 425 года. О жизни этого подвижника см.: Vie d’Alexandre l’Acémète/Ed. par E. De Stoop// Patrologia Orientalis . T. VI, fasc. 5. 30. Turnhout, 1980. P. 645–657. 259 См.: Dagron G. La vie ancienne de saint Marcel l’Acémète//Analecta Bollandiana. T. 86. 1968. P. 271–276. 260 См. издание (напутствуемое хорошей вступительной статьей) «Жития св. Ипатия Руфинианского, написанного Каллиником: Callinicos. Vie d’Hypatios/Ed. par G. J.M. Bartelink//Sources chrétiennes. 177. Paris, 1971. 262 Наиболее важные в богословско-аскетическом отношении фрагменты этого жития см.: Преподобный Ипатий Руфинианский. Аскетические поучения преподобного Ипатия Руфинианского из избранных глав «Жития Ипатия» монаха Калинника (перевод иерея Павла Лизгунова)//Материалы кафедры богословия МДА 2012–2013. Сергиев Посад, 2013. С. 358–387. 263 См.: Lorenz R. Die Anfänge des abendländischen Mönchtum im 4. Jahrhundert//Zeitschrift für Kirchengeschichte. Bd. 77. 1966. S. 1–61. 264 Скабалланович М. Западное монашество в его прошлом и настоящем. Исторический очерк//Труды Императорской Киевской Духовной Академии. 1917. Т. 1. С. 46. 268 См.: Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский . Сергиев Посад, 1915. С. 649–651 (переизд.: Сергиев Посад, 2006. С. 546–547). Вполне единодушен со св. Амвросием в своих воззрениях был и западный христианский поэт конца IV – начала V века Аврелий Пруденций Клемент, который, исходя из учения о «двух путях», разработанного уже в древнейших пластах христианской письменности («Дидахе», «Послание Варнавы» и др. См.: Сидоров А.И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. С. 57–58, 116–117 (переизд: Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 2: Доникейские отцы Церкви и церковные писатели. М., 2011. С. 83, 88 , 156–157, 473–474, 477–478)), видит совершенство «пути жизни» в аскезе. Поэтому он не устает восхвалять воздержание и целомудрие: для Пруденция «наибольшей высоты воздержание достигает в посте, которому поэт дает название “чистейшего таинства”... Пост обуздывает своеволие плотских похотей, пробуждает ум, исправляет самую молитву, примиряет нас с Богом. Не так быстро огонь потухает от воды, не так быстро снега тают от палящего солнца, как скоро исчезает мерзкая жатва преступлений, сокрушенная укрепляющим постом». Пруденций является и столь же вдохновенным певцом целомудрия и девства, рассматривая их как собственно христианскую добродетель: «...этою добродетелью по преимуществу сердце человеческое созидается в храм Божий; ибо в сердце чистое входит Бог». См.: Цветков П. Аврелий Пруденций Клемент. М, 1889. С. 336–345.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

161 Зиновий. Сказание известно что есть Софей Премудрость Божия, см. в: Филимонов Г. Очерки русской христианской иконографии. I. София Премудрость Божия//Вестник общества древнерусского искусства при Московском публичном музее, 1874–1876: Материалы М., 1877. С. 1–5. 162 См.: Флоровский Г. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси//Труды V съезда русских академических организаций за границей. София, 1932. Ч. 1. С. 485–500. [Переизд. в: Альфа и Омега. 1995. 1 (4).С. 145–161; Флоровский Г., прот. Догмат и история. М., 1998. С. 394–414]. 163 Текст см.: Никольский А. София, Премудрость Божия: Новгородская редакция иконы и служба св. Софии/С-Петербург. арх. ин-т. СПб., 1905. Об этой службе и ее авторе см. также: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. Париж, 1951. С. 254–273. 167 Русский перевод: «Дух является подателем всего: Он назначает пророков, посвящает священников, дарует мудрость неразумным, превращает рыбаков в богословов, собирает воедино все собрание Церкви. О, Утешитель, единосущный и соправящий Отцу и Сыну, слава Тебе». – Прим. пер. 168 Русский перевод: «Мы видели истинный свет, получили Духа Небесного, обрели истинную веру и поклоняемся Нераздельной Троице, Которая спасла нас». – Прим. пер. 173 Wesley J . A Christian Library. Bristol, 1749. Vol. 1. О восхищении Уэсли преп. Макарием см.: John Wesley/Ed. A. Outler. New York, 1964. P. 174 Note 26; P. 274–275.9. Epistula magna/Ed. W. Jaeger//Two Rediscovered Works of Ancient Christian Literaturë Gregory of Nyssa and Macarius. Leiden, 1954. P. 236. [Рус. пер.: Великое послание. II, 3// Макарий Египетский , преп. Творения. М., 2002.С. 99. (Библ. отцов и учит. Церкви; Т. 11)]. 177 Отождествление «Духа Божиего» со Святым Духом широко распространено в святоотеческой экзегетике. 180 Возможно, в пользу этого мнения свидетельствует тот факт, что древнееврейское слово «дух» (ruah) женского рода. 181 Популярное изложение этого «открытия» было сделано в известных лекциях Е. Н. Трубецкого «Умозрение в красках» (М., 1916). [Переизд. в кн.: Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 2000. С. 338–370. (Серия «Религиозная философия»)].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Многие работы того времени были бы и сейчас как нельзя кстати. Например: «Душа человека. Против неверия. Учение Православной Церкви и полная популярная критика психоматериализма»/Чернигов, 1910/Н. Стопановского, «Психология»/Воронеж: «Труд», 1904; переизд.: Воронеж, 1911/И. П. Назарьева, «Отношение психологии к другим научным дисциплинам»/СПб., 1906/А. А. Крогиуса, «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию»/М., 1917; переизд.: СПб.: Наука, 1995/ С. Л. Франка , «Задачи религиозной психологии»/Христианская мысль. 1917, 1/В. В. Зеньковского и другие работы разных авторов. Примерами конкретных религиозно-психологических исследований могут быть работы, темы которых интересны и актуальны до сих пор: «Психология таинств»/Миссионерское обозрение. 1902, нояб./иеромонаха Михаила, «Состояние души пророков при откровениях Духа Святого»/Вера и разум. 1902, 13, 16, 17/Феодора Владимирского, «Психология греха и добродетели по учению свв. подвижников древней церкви в связи с условиями пастырского душепопечения»/Вологда, 1905/Л. Соколова, «Святоотеческое учение о душе человека»/Вера и разум. 1902–1903; отд. изд.: Харьков, 1903; Харьков, 1908/В. Ф. Давыденко, «Вера. Психологический этюд»/Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 2(62)–4(64); отд. изд.: М.: Тип. И. Н. Кушнерев, 1902/П. П. Соколова, «Психология фанатизма»/Вопросы философии и психологии. 1905, кн. 1(76)–2(77)/и «Психология наших праведников»/Вопросы философии и психологии. 1906, кн. 4(84)–5(85)/В. Ф. Чижа (1855–1936), «Психология сектантского экстаза»/Сергиев-Посад, 1908/Д. Коновалова, «Внутренний религиозный опыт в деле исследования и апологии христианства»/Киев, 1912/ С. А. Песоцкого , «Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое исследование»/М., 1913/иеромонаха Алексия (Кузнецова), «Психология молитвы»/СПб., 1913/священника В. В. Платонова и другие. После Октябрьской революции весь огромный пласт культуры, связанный с христианством, стал невостребованным, более того, с точки зрения советской власти, он был прямо-таки вреден.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Богородицы, в Православной Церкви прославляемых. М., 1866. С. 37. Монреаль, 1980р; Ключевский. Древнерус. жития. С. 357; Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 47-51, 124-125; Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 690-691; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 419-420; Филарет (Гумилевский). РСв. 1882. Т. 2. С. 156-158; Мухин В. Воспоминания об обители прп. Паисия близ г. Галича (Костромской губ.). М., 1884; Описание о российских святых. 1887. С. 202; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 192-193; Палилов К. Житие прп. Паисия Галичского (23 мая), с описанием обители его имени близ г. Галича Костромской губ. М., 1896; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1898. С. 399; Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900. С. 12; Бухарев И. Чудотворные иконы Пресв. Богородицы. М., 1901. С. 98 (переизд.: М., 1994); Голубинский. Канонизация святых. С. 149; Сказание о земной жизни Пресв. Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней и чудотв. икон Ее. М., 19043. С. 304; М., 1990р; Полное собр. житий святых правосл. греко-российской церкви. Ред.: Е. Поселянин. Май. СПб., [б. г.]. М., 1992р. С. 153-154; Сытин С. Д. [Палилов К. В.] Древний г. Галич Костромской губ.: Рассказы о его прошлом и настоящем. М., 1905. С. 49-53 (переизд.: Галич, 1994. С. 32-34); Слава Богоматери. М., 1907. С. 569; Денисов. Монастыри. С. 326; Иконников В. С. Опыт рус. историографии. К., 1908. Т. 2. Кн. 1. С. 893-894; Поселянин Е. Богоматерь. 1909. С. 518-519; Православные рус. обители. 1910. 1994р. С. 261; Смирнов П. П. Древний Галич и его важнейшие памятники//УЗ МГПИ им. В. П. Потёмкина. 1948. Т. 9. Вып. 1. С. 81-112; Будовниц И. У. Словарь рус., укр., белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 30; он же. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: По «житиям святых». М., 1966. С. 200-202; Тиц А. А. На земле древнего Галича: (Галич. Чухлома.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

Theophanes Cerameus, О втором пришествии Христовом, PG 132, 395–412. Григорий Палама , О втором пришествии Христовом, PG 151, 47–64. Антология византийских литургических текстов, повествующих о Рае, см. Archidiacre Denis, Fleurs de Paradis, Roma 1976. Человеческое сообщество Авва Исайя, Logos 30, франц. пер. Etiolles 1970, с. 281 слл. (Пимен и его братия: условия совместного мирного жития). Соловьев В., Оправдание добра III, И, 1–2, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 249–256. Бердяев Н., Русская идея, Париж 1946, гл. 3: Человек и гармония мира, с. 7487; гл. 5: Социальная тема, с. 101–130. Церковь Иоанн Златоуст, Восемь катех. па крещение III, 16, SC 50 bis (1970), с. 160 слл. Старец Зосима (S 1833), в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 87–90. Соловьев В., Оправдание добра III, XIX, 8, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 471 слл. Хомяков А.С. в кн.: Spidlik, T. I grandi mistici russi, Roma 1977, с. 332 слл. Божья Матерь Corpus Marianum Patristicum, collegit S. Alvarez Campos, Burgos 1970 слл. Общежительное монашество Василий Великий , Великое правило 7, 24, 35, 37, 42. Авва Исайя, Logos 5, франц. пер. Etiolles 1970, с. 76–85. Кассиан, Трапеза 20, SC 64 (1959), с. 37–55 (о жизни кеновитов и отшельников). Мартирий Садонский, Книга совершенства I, 4, CSCO 201, Syri 87, с. 119138 (о пользе общинного жития для начинающих). Дружба Кассиан, Трапеза 16, SC 54 (1958), с. 221–247. Иоанн Златоуст , О священстве I, PG 48, 623 слл. Иноческий устав св. Василия, гл. 29–30, PG 31, 1417 слл. Семья Иоанн Златоуст, Молодой вдове. О единобрачии, SC 138 (1968). Авва Исайя, Logos 25 франц пер. Etiolles 1970, с. 202–203 (слово к замужней молодице). Симеон Новый Богослов , Катех. 7, SC 104 (1964), с. 48–84 (о безудержной любви к родным). Светская власть Иоанн Златоуст , О статуях 6, 1, PG 49, 81 слл. (о пользе почитания властей, предержащих) Феофил Антиохийский , Три послания к Автолику I, 1, SC 20 (1948), с. 8285 (отношение к императору: «я окажу почести... но не поклонюсь ему»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

343 В частности «гностический идеал», или «идеальный гностик» Климента находит свое место и в наследии Евагрия. См.: Guillamont, A. Le gnostique Clement d’Alexandrie et chez Evagre le Pontique./ ΑΛ_ΚΣΑΝΔΡΙΝΑ. Hellenisme, judaisme et christianisme a Alexandrie. – Paris, 1987. PP. 195 – 201. Тот факт, что в литературе отцов-аскетов (Лимонарий Иоанна Мосха и свт. Софрония; в писаниях прп. Максима Исповедника ), фигурирует и цитируется Климент, наводит меня на мысль, что аскеты его читали, и чтили. 344 Подробнее о внутреннем делении души см. Ларше, Ж.-К. Исцеление психических болезней. – М., 2008 – (Православное богословие 5). – СС. 43 – 52. 350 Для Оригена , как я уже упоминал выше, обожение – соединение ума с Богом, для обожения тела в Оригеновой системе нет места. Для православной же традиции обожение – восхождение личности к подобию Божию, причем обожается вся природа, а не ум лишь только. По словам прп. Максима Исповедника : «Твердым и заслуживающим основанием обожения человеческой природы является Боговоплощение, которое делает человека богом в той мере, в которой Бог сам становится человеком». Гуроян, 2003. – С. 30 – 31. 356 Подробно см.: В. Лосский. Боговидение [сб. трудов]. М., 2003; Глава 7. СС.408 – 416. Большой интерес вызывает и письмо кардинала Николая Кузанского, направленное аббату и братьям в Тагернзее, датированное 1453 г. (рус. пер А.Ф. Лосева ), где Кузанец дает краткое руководство концепции Дионисия о восхождении к Богу. 358 По этому вопросу см.: Монашеская жизнь по изречениям Св. Отцов (переизд.: СТСЛ, 2008); Древне иноческие уставы прп. Пахомия, св. Василия Великого , прп. Иоанна Кассиана и прп. Венедикта./Сост. еп. Феофан [свт. Феофан Затворник ] (М., 1892); Евлогий (Смирнов), еп. Премирное служение (Владимир, 2000); Петр (Екатериновский), еп. Правила и практика православной аскезы (переизд.: СПб., 2000); Сирнов, С.И. Духовный отец в Древней Восточной Церкви: История духовничества на Востоке (М., 2003); Преподобного отца нашего Орсисия, аввы Т авенисищтскаго, учение об устроении монашеского жительства (Оптина Пустынь, 1858; репр.: М, 1994); Демустье А. Монашеская жизнь: притча ее истории./Символ. – 25. – 1991 г. – СС. 7 – 28.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Новогреч. пер. см. 4 .1372. Серб. пер.: 1379 . Duhovno rukovoenje/Ava Varsanufije i Jovan Prorok. Sveta Gora Atonskä Manastir Hilandar. 1996. 170. Под руководством преп. Паисия Величковского были осуществлены рум. и слав. переводы. Славянский пер. вопросоответов: 1380 . Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников/(пер. иером. Дорофея под ред. прп. Паисия Величковского) [Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни]. М. 1852. XXVII, 592 (перевод на славянский язык набран гражданской графикой). Рум. переводы: 13 .11, 16 (неизд. монастырские ркп времени св. Паисия). Рус. переводы: 1381 . Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников/Пер. [МДА] с греч., предисл. прп. Никодима Святогорца . 1 М., 1855. XXVIII, 656, 102. [алфав. указ. наставлений...]. 2 М., 1883. XXVII, 532, 66. 3 М., 1892. XXVIII, 497, 64. 4 СПб., 1905. XXX, 496, 64. и переизд. 4-го изд.: М., 1993. 484; М., 1995. XXX, 496, 64; М., 2001. 783. Отрывки: 1382 . 1) пер. иеромонаха Пахомия (1815); опубл.: Учение о мнениях Оригена , Дидима и Евагрия//ХЧ 1827. 25. 257–270; Душеспасительные наставления//ХЧ 1834. 1. 158–175; 3. 244; 1835. 2. 262–276; 1836. 4. 41–54. 2) пер. свт. Феофана, еп. Вышенского://Добротолюбие. М. 2 1895. 2. 559–598. пер. еп. Феофана://Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу 2 .58). 384–439. 1383 . Избранные места из руководства к духовной жизни преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна/Собрано великой княгиней Милицей Николаевной. СПб., 1908. 38. 1384 . Уроки духовной мудрости прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна. Сергиев Посад, 1912. 71. (Троицкие цветки. 82). Таблица соответствия вопросоответов в современных изданиях и в русском переводе 26 Последовательность «Ответов» в 1-м издании прп. Никодима была несовершенной: из 849 ответов пронумеровано только 836; 252, 253, 261, 326, 558, 787, 789 повторены дважды; после 543 следовал сразу 554 ответ. Данные неисправности были устранены в издании С. Схинаса (см. 4 .1371) и в последующих переизд. в Греции. Нами составлена таблица соответствий номеров по переводу МДА и по совр. греч. изд. Захариаду (см. 4 .1372), к-рые в осн. совпадают, а если и расходятся, то незначительно, а также по изданию Ф. Нея (в SC), нумерация которого наиболее отличается от традиционно принятой. Сопоставительную таблицу, где учитывается порядок ответов по основным ркп, см. в 4 .1374 (Neyt 1997, SC 426). 150–155.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Подлинные 1. «Слово о трезвении и хранении сердца» (Λγος περ νψεως κα φυλακς καρδας; критическое изд. отсутствует). В рукописях сочинение представлено как под именем Н. У., так и с атрибуцией прп . Симеону Новому Богослову (напр., в наиболее ранней рукописи из ныне известных - Ath. Xen. 36. Fol. 550-560; 1321 г.; см.: Rigo. 1991. P. 90, 93) или без указания авторства. Полное исследование рукописной традиции до наст. времени не осуществлено, однако можно считать установленным, что текст сочинения отличается в разных группах рукописей вслед. пропусков или вставок (подробнее см.: Ibid. P. 87-95). Греч. текст с параллельным лат. переводом был впервые издан в кон. XVII в. в составе сборника памятников греч. монашеской письменности «Аскетическая сокровищница»; автор обозначен как Никифор Монах ( Nicephori Monachi De custodia cordis liber//Thesaurus asceticus/Ed. P. Possinus. Tolosae, 1683. P. 402-428. N 17). В XVIII в. независимое от предшествующего издание было осуществлено в составе греч. «Добротолюбия» (Θιλοκαλα. Venezia, 1782. P. 867-876; переизд.: PG. 147. Col. 945-966; Θιλοκαλα. Αθναι, 1976. Τ. 4. Σ. 18-28). «Слово...» было опубликовано здесь с некоторыми лакунами; перед текстом помещена в качестве предисловия краткая справка об авторе, содержащая некорректные сведения: он назван «наставником и тайноводителем» свт. Григория Паламы, а время его подвижничества отнесено к 30-м гг. XIV в. В заглавии сочинения автор обозначен как Никифор Уединенник. На дефектном издании в составе «Добротолюбия» основаны все позднейшие переводы за исключением перевода на итал. язык, к-рый был выполнен А. Риго по 2 греч. изданиям с восстановлением лакун по основным рукописям (см.: Niceforo Athonita. Trattato colmo di utilità sulla custodia del cuore//L " amore della quiete: L " esicasmo bizantino tra il XIII e il XV sec./Introd., trad. e note a cura di A. Rigo. Bose, 1993. P. 47-60; переизд.: Mistici bizantini/Ed. A. Rigo. Torino, 2008. P. 417-428). В России «Слово...» было впервые опубликовано в составе церковнослав.

http://pravenc.ru/text/2565544.html

Хотя Л.П. Карсавин концентрирует свою научную и педагогическую деятельность на проблемах всеобщей истории, он не оставляет без внимания и историко-церковные сюжеты – в частности, в книгах «Культура Средних веков» (Пг., 1918; переизд.: Κ., 1995; M., 2003) и многотомной «Истории европейской культуры», изданной на литовском языке в каунасский период эмиграции ученого (Europos kultros istorija. Kaunas, 1931–1937; переизд.: Vilnius, 1991), где тысячелетняя культура раскрыта через духовную жизнь многих народов. Этот методологический подход был новым и для Литвы, и для Европы. В монографиях «Введение в историю (теория истории)» (Пг., 1920) и «Теория истории» (Istorijos teorija. Kaunas, 1929) Карсавин позиционирует себя как крупный методолог, пытающийся решительно порвать с позитивизмом и найти новые пути для развития истории как науки, причем наиболее широкие перспективы он видел в неопосредованном соприкосновении историка с прошлым, в ходе которого основой деятельности исследователя становится «не только и не главным образом его субъективное переживание, a реальное проникновение в иной душевный процесс, подлинное слияние с ним, как бы такое вживание в чужую индивидуальную и коллективную душу ни объяснялось». Как историк Церкви Л.П. Карсавин исходит из общей посылки о том, что «раскрытие Церкви в ее учении и жизни – не что иное, как христианизация самого мира, как его свободное становление Церковью». Еще один крупный специалист по византинистике, неоднократно обращавшийся к историко-церковной проблематике, жизнь которого была разделена между Россией и зарубежьем, – Александр Александрович Васильев (1867–1953) 1389 . Основной труд A.A. Васильева – «История Византийской империи» – полностью отразил его научную судьбу: впервые изданный в России как общедоступный конспект лекций 1390 , он был переведен на английский и ряд других языков 1391 , существенно переработан за границей и на рубеже тысячелетий вернулся на родину – но уже в переводе с английского 1392 . В то же время необходимо отметить, что уже в начале своей ученой карьеры (со времени поездки с Н.Я. Марром на Синай, в монастырь св. Екатерины, для изучения рукописей Агапия) A.A. Васильев заявил о себе как о церковном историке целым рядом публикаций 1393 . Этот интерес не угасал в нем и в годы пребывания за рубежом; ему мы обязаны появлением немалого числа исследовательских материалов и публикаций источников 1394 . § 4. Историко-церковные проблемы в отечественной историографии советского периода

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010