З., в первую очередь в брошюре Жебровского и в соч. «Plewy Stefanka Zizaniey...». (М. А. Корзо высказала предположение, что перепечаткой или переводом «Катехизиса» С. З. на «просту мову» является разд. «Объяснение изложения Никейского и Константинопольского Символу, двунадесяти артыкулов веры хр[ис]тиянское» в сб. «Собрание вкратце словес от Божественнаго Писания» (Угорцы, 1618. Л. 13-21); см.: Корзо. 2007. С. 245-251.) В 1596 г. вышли в свет все остальные известные труды С. З.: «Лист Иеремии, патриарха Константинопольского, напоминальный» (опубл. 20 янв. 1596; единственный экземпляр данного издания, хранившийся в б-ке музея князей Чарторыйских в Кракове, считается утерянным; переизд.: Пам " ятки украïнсько-руськоï мови i лimepamypu. Льbib, 1906. Т. 5. С. 29-46); «Казанье святого Кирилла, патриархи Иерусалимского, о антихристе и знаках его, з росширеньем науки против ересей розных» - перевод 15-го огласительного поучения свт. Кирилла и комментарии к нему (опубл. 20 мая 1596 с посвящением кн. Константину Константиновичу Острожскому; переизд.: Пам " ятки полемич. письменства kihця XVI i поч. XVII в. Льbib, 1906. Т. 1. С. 41-200); «Изложение о православной вере» - катехизический раздел в азбуке «Наука ку читаню и розуменю писма словенского» (Вильно, 1596. Л. 38 об.- 44 об.; переизд.: Беляновский. 1887. 17. С. 556-559). С. З. приписывается участие в подготовке двуязычной грамматики «Αδελφτης: Грамматика доброглаголивого еллинославенского языка» (Львов, 1591), автором к-рой ныне признается свт. Арсений Элассонский . Из всех сочинений С. З. наибольшей критике подверглись «Катехизис» и «Казанье святого Кирилла...». В начале брошюры «Kkol, ktory rozsiewa Stephanek Zizania...» приведена цитата из «Катехизиса» С. З., в к-рой толкуется 7-й член Символа веры («И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца»): «Мы осуждаем различных еретиков, которые, умаляя достоинство Сына Божия... называют его ходатаем перед Отцом. Поэтому мы веруем, что сидящий одесную Бога Отца обладает и равной славой, и достоинством с Богом Отцом, а не меньшей властью.

http://pravenc.ru/text/199773.html

Ср.: Nastasi D. Imperial Claims in the Romanian Principalities//The Byzantine Legacy in Eastern Europe/Clueas L., ed. (Eastern European Monographs, 230). [Boulder (CO), 1988]. P. 200. 586 Ср.: Второе послание митрополита Киприана прп. Сергию Радонежскому (РИБ VI, кол. 181; англ. пер.: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 297 [ Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 541]); ср.: Rhalles Potles. V. 5. P. 305; Соколов П. Русский архиерей из Византии. Киев, 1913. С. 536. Большинство авторов полагают – на мой взгляд, ошибочно, – что Антоний занимал кафедру до 1391 года. 587 Он странствовал по Палестине, Сирии, Малой Азии, Грузии и Балканам, рукополагая «епископов». О его жизненном пути см.: Loenertz R. – J. Cardinal Morosini et Paul Paleologue Tagaris, patriarches//REB 24 (1966). P. 224–256; Nicol D.M. The Confessions of a Bogus Patriarch: Paul Tagaris Palaiologos, Orthodox Patriarch of Constantinople in the Fourteenth Century//JEH 21 (1970). P. 289–299 (переизд. в: Idem. Byzantium: Its Ecclesiastical History and Relations with the Western World. London, 1972). 592 Ср.: Obolensky D. A Byzantine Grand Embassy to Russia in 1400//BMGS 4 (1978). P. 123–132 (переизд.: Idem. The Byzantine Inheritance of Eastern Europe. London, 1982). 593 Более подробно об истории этих событий см.: Istoria Bisericii Romani. Vol. I. P. 144–162, 171–190; Арсений [Стадницкий], en. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904; Obolensky D. A Late Fourteenth–Century Byzantine Diplomat: Michael, Archbishop of Bethlehem//Byzance et les Slaves. Melanges Ivan Dujcev/Dufrenne S.P. ed., 1970. P. 299–315 (переизд.: Obolensky D. The Byzantine Inheritance of Eastern Europe); Stanescu E. Byzance et les pays roumains aux IXe–XVe ss.//Actes du XIV Congres International des Etudes Byzantines 1. Bucharest, 1974. P. 419–420. О связях с Галицией см. также: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 249–251 [ Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 505–506]. 594 Obolensky D. Byzantine Commonwealth. P. 331. [Оболенский Д. Византийское Содружество наций; Шесть византийских портретов. С. 353]. 596 Ср.: Иванова К. Болгарская переводная литература X–XIV вв. в контексте Slavia orthodoxa//Studia Slavica Mediaevalia et Humanistica Ricardo Picchio dicata/Colucci М., Dell’Agata G., Goldblatt H., eds. Roma, 1986. Vol. II. P. 362. См. также: Бегунов Ж. Академик H.K. Никольский о Григории Цамблаке//Ibid. Vol. I. P. 19–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

762 Поставление Пимена – русского по национальности и кандидата Москвы – в качестве преемника Алексия нарушало политику чередования греческих и русских митрополитов, которой придерживался Патриархат, – в отличие от кандидатуры болгарина Киприана, в свое время занимавшего должность в Патриархате. 764 Это наименование напоминает о многочисленных монашеских общинах, которые с IV века стали появляться в Фиванской пустыне в Египте. 765 Епифаний написал житие прп. Сергия, представляющее собой один из важнейших литературных памятников эпохи; сокращ. англ. пер. см.: Fedotov G. A Treasury of Russian Spirituality. New York, 1950 (переизд.: New York, 1965). P. 54–83 [Житие Сергия Радонежского//Памятники литературы Древней Руси: XIV – середина XV века. М., 1981. С. 256–429, 570–579]. 767 Участие Пимена показывает, что хаотические изменения в руководстве митрополии часто игнорировались на местах. Житие св. Стефана Пермского составил биограф прп. Сергия Епифаний Премудрый : Житие св. Стефана, епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым/Под ред. Е. В. Дружинина . СПб., 1897 (переизд. с ввел. Д. Чижевского: Apophoreta Slavica, II. Gravenhage, 1959. С. 85) [древнерус. текст с рус. пер.: Святитель Стефан Пермский: К 600–летию со дня преставления. СПб., 1995. С. 211]. 768 Ср.: Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Λ., 1978. С. 100–101 [Переизд.: Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Т. 1: Повесть о Митяе. СПб., 2000; см. также: Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 483–486 («По просьбе Москвы прогенуэзский патриарх Макарий утвердил кандидатуру Митяя на особую кафедру “Великой России”, в отличие от митрополии “Киева и Литвы”, которую уже занимал Киприан… Русское посольство… уже было в виду Константинополя, когда нареченный митрополит неожиданно умер»)]. 769 Даже в Литве за богослужением он первым поминал Дмитрия в числе православных светских властителей (Второе послание прп. Сергию//РИБ. Т. 6. Стб. 181; англ. пер.: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 297 [ Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 541]).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1016 Еп. Михаил (Чуб) после разбора доводов ученых считает, однако, наиболее вероятным, что епископской кафедрой Мефодия были Филиппы (в Македонии). См.: БТ 10. С. 16–19. – Изд.   1017 Η. И. Сагарда пользовался первым изданием (1892) творений св. Мефодия, подготовленным Γ. Η. Бонвечем с полным немецким переводом славянских текстов. Во втором (улучшенном) издании (1917) немецкий перевод оставлен только для тех текстов, где отсутствует греческий оригинал. Здесь и далее мы ссылаемся на второе издание. Нумерация книг и глав в обоих изданиях тождественна. – Изд.   1020 CPGS 1810. Рус. пер. «Пира» имеется в репринте с 1-го изд. Ловягина: М., 1996. Переизд. также в антологии: Отцы и учители Церкви III века. Т. 2. М., 1996. С. 388–464 и в Твор. по 2-му изд. Ловягина, с. 25–139. Исследования на рус. яз.: Барсов Н. И. «Декамерон» и «Пир десяти дев»//Вестник Европы. Т. 5. 1893. 10. С. 830–850 (переизд. в сб.: Несколько исследований исторических и рассуждений о вопросах современности. СПб., 1899); [Аноним.] Отзыв о соч. студ. Ювалова Димитрия – на тему: «Учение св. Мефодия, еп. Патарского, о девстве»//ХЧ. 1910. 3. С. 392– 394; Михаил (Чуб), архиеп. «Пир десяти дев» св. Мефодия//ЖМП. 1974. 9. С. 67–78; Миллер Т. А. Мефодий Олимпийский и традиция платоновского диалога//Античность и Византия. М., 1975. С. 175–194. – Изд.   1021 CPG 1811. Рус. пер.: 1) Твор . С. 171–191; 2) Диалог св. сщмч. Мефодия «О свободе воли»/Пер., излож., предисл. еп. Михаил (Чуб)//БТ 3. 1964 С. 192–208 (Предисловие на с. 187– 192). Переизд. (с опущением фотографий слав, рукописей): Твор. С. 365–368 (предисл.), 369–389 (перевод и изложение.) В переводе еп. Михаила греч. текст приводится лишь в кратком изложении (гл. 1–13), перевод (гл.> 14–21) делается только со славянского – даже там, где текст есть и на греч., но не переведен у Ловягина (это относится к фрагментам, сохранившимся в диалоге Пс.-Адамантия «О правой вере в Бога», в Sacra Parallela и других источниках). Слав, текст (вместе с греч. оригиналом или ретроверсией и фр. пер. со слав, и греч.) издан А. Вайяном (Patrologia orientalis XXII, 5. Paris, 1930; repr.: Turnhout, 1974, 1989). А. Вайян выполнил издание (с последующей сверкой de visu) по фотокопии ГПБ Q I 265 (основной манускрипт, сигл Sa) и по рукописной копии Г. Н. Бонвеча ГИМ 110v(496, сигл Sb). При подготовке русского перевода еп. Михаил использовал большее число рукописей, нежели А. Вайян, хотя разночтения оказались несущественными; в дополнение к слав, манускриптам, уже использовавшимся при переводе других слов Мефодия, еп. Михаил привлек и слав, рукопись 310 Румынской академии наук. В издании А. Вайяна указаны только листы слав, рукописи, а внизу – страницы издания Г. Н. Бонвеча, без деления на книги и главы, что доставляет значительные неудобства при пользовании, во избежание которых мы указываем страницы изданий Г. Н. Бонвеча и А. Вайяна, а также Твор. Новый полный русский перевод со слав, и греч. сочинения «О свободе воли» был бы весьма желателен. – Изд.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

— „Полтава. Из живописного путешествия по России“ — 181, 427 — „Светский быт“ — 188, 429 „Северная Пчела“ 218, 293, 430, 438, 444, 470, 474, 475, 476 „Северные Цветы“, альманах — 205 („Посылаю Вам книжку“), 217, 223, 248, 429, 434, 439, 444 „Северный Меркурий“ 203, 438 Северский конно-егерский полк — 100 Севрюгин, Федор Емельянович — 40 („учитель танцования и музыки“), 42, 85, 392, 406 Семенов, Василий Николаевич — 487 Семереньки, имение — 217, 433, 435, 472 Сенковский, Осип Иванович — 263 („прочти Брамбеуса“). 293, 308 („Брамбеус“), 314 („барона Брамбеуса“), 339, 355, 362 („приписали мне сочинения“), 461, 471, 478, 485, 493 — „Фантастические путешествия барона Брамбеуса“ 293, 471 Сенпри (St. Priest), Эммануил Карлович — 233, 448 Сербинович, Константин Степанович — 145, 294–296, 317–318, 340–341, 420, 479 Сиверс, А. А. — 430 Симон, слуга — 35, 67, 68, 105, 136, 215, 389 Синельникова, Марья Николаевна (ур. Ходаревская) — 266 („от кузины“), 363, 373 („сестрицей“), 497 Скалон, Василий Антонович — 460 Сковорода, Григорий Саввич — 480 Скотт (Scott), Вальтер — 412, 490 Смирдин, Александр Филиппович — 199, 257, 258, 263, 269, 272, 273, 278, 283, 293, 306, 319, 321, 331, 352, 353, 365, 434, 461, 466, 471, 482 Смирнов, Б. — 495 Смирнова, Александра Осиповна — 206 („Розетти“), 213 („Ласточка Розетти“), 440, 442 (А. О. Россет), 448, 485 Смольный институт — 210, 441 „Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах и прозе“ 47, 48, 394 „Современник“ — 436, 471, 472 Соединенные Штаты Северной Америки — 157 Соколов, Иван Яковлевич — 494 Соколовский — 369 („отдать новому учителю“), 496 Соллогуб, Владимир Александрович — 435 Соловьев, Никита Федорович — 403 Сомов, Орест Михайлович — 199 („Сом“), 433, 434, 444, 455 Сорочинцы — 213, 418 Соути (Southey), Роберт — 443 Спасская 367 („супруги вашей“) Спасский — 387 Спасский, Григорий Иванович — 366–368, 495 Сперанский, М. — 407 Сребницкий, Иван Афанасьевич — 403, 407 Срезневская — 474 Срезневский, Измаил Иванович — 297–300, 320, 321, 368, 473, 474, 480, 482

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Авва Исайя, Logos 23, франц. пер. Etiolles 1970, с. 198 слл. Он же, Аскетикон CSCO 293, Syri 122, Указатель, с. 511: работа. См. обширную библиографию в кн.: L. Daloz, Le travail selon saint Jean Chrysostome, Paris 1959. Апостольское служение Василий Великий , Великое правило 32 (о паломниках), 33 (о сестрах), 36 (в миру); Краткое правило 311, 312, 131. Иноческий устав св. Василия 9, PG 31, 1369с-1372Ь (иноку не следует стремиться к священству). Кассиан, Трапеза SC 64 (1959): наставление, с. 236. Иоанн Златоуст , О священстве, PG 48, 633–692; другие тексты Златоуста см. в кн.: I. Auf der Maur, Mönchtum und Glaubensverkündigung in den Schriften des hl. Johannes Chrysostomus, Freiburg Schw. 1959. Воспитание Климент Александрийский , Педагог III, 8, 41, SC 158 (1970), с. 91 слл. Василий Великий , Великое правило 15, 53; Краткое правило 292. Иоанн Златоуст , О тщеславии и воспитании детей, SC 188 (1972). Соловьев В., Оправдание добра III, XIX, 4–5, Собр. соч., т. 8, изд. С.Петербург .(б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 457 слл. Делание Авва Исайя, Logos 21, франц. пер. Etiolles 1970, с. 170 (вера должна сопровождаться делами). Кассиан, см. Указатель Трапеза SC 64 (1959), с. 243: praktikè. Греч. изд. Добротолюбия, Афины, том 5 (1963), Указатель, с. 310–311: праксис. Аскеза Филоксен Мабугский, Том. 11, SC 44 (1956), с. 373–428 (суровость аскезы). Авва Исайя , франц. пер. Etiolles 1970, Указатель, с. 301: аскеза, умерщвление. Соловьев В., Оправдание добра I, II, 1–8, Собр. сон., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 66–85 (роль начала добра в аскетизме); Там же III, XI, 3, с. 256 слл. Самоотречение Василий Великий , Великое правило 5, 6, 8, 9, Краткое правило 2, 92, 94, 187, 188, 189, 190, 234, 237. Авва Исайя, Logos 15, франц. пер. Etiolles 1970, с. 123–126. Филоксен Мабугский, Гом. 8, SC 44 (1956), с. 221–224. Дорофей Газский, Поучения 1, 1–25, SC 92 (1963), с. 146–185. Феолепт Филадельфийский, во франц. изд. Добротолюбия, с. 222–226 (отречение от воспоминаний и прошлого).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

274 Вот характеристика И. Осэром (Hausherr 1927, 149 53 ) этой рукописи: «Р путает Симеона Нового Богослова с Метафрастом. В остальном, несмотря на свою более верную орфографию, кодекс содержит, как и предыдущие, значительные ошибки и несколько явно испорченных мест». Возможно, определённая близость слав. к Р побуждает с бóльшим вниманием отнестись к ряду разночтений, представленному этой традицией. 275 Читатель имеет возможность сам сравнить на основе критического аппарата разночтения древнерусской и греческих рукописей и составить своё собственное мнение. 276 По каталогу Ламброса т. 1, 738, с. 64–65, указано уже иеромонахом Пантелеймоном в кн.: Божественные гимны прп. Симеона Нового Богослова [­ т. 3 Сочинений Симеона, р1993]. СП, 1917. С. 279, примеч. 2. Эта рукопись (1313/1314 гг., л. 560–567) использована А. Риго для контроля текста в ит. переводе (Rigo 2008, 402). 278 Hausherr 1930, переизд. (репр.) с сохранением старой пагинации и параллельной новой в кн.: Hausherr 1966, 4–7. 286 Pitra I. B. Iuris ecclesiastici graecorum historia et monumenta. Vol. 2. Romae, 1868. P. 170. 287 В качестве специального приложения 1) к переводам гимнов (см. след. примеч.) была выпущена небольшая брошюра с первым древнегреческим изданием ряда гимнов Симеона Нового Богослова . Это редчайшее приложение (нам известен только один экземпляр в частном московском собрании) осталось неизвестным даже архиеп. Василию Кривошеину , издавшему произведения св. Симеона в серии SC. 288 Бож. гимны… Указ. изд. [см. примеч. 30], с. 279–280: пер.; с. XXXIII Приложения 1: греч. текст. 289 Иверского монастыря 713, каталог Ламброса, т. 2, 4833; собр. Московской Синодальной библиотеки, 423 по каталогу архим. Владимира; и др. 292 Matus (Th omas), Rev., O. S. B. Symeon the New Th eologian and the hesych astic «Method»//Diakonia 10 (3), 1975, 260–270. 293 Jugie M. Les origines de la methode d’oraison des hesych astes//Ech os d’Orient 30 (1931), 179–185. 294 Bach t H. Das Jesus-Gebet, seine Gesch ich te und seine Problematik//Geist und Leben 24 (1951), 326–336 (переизд. указано в: ИАБ II, 83).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Орда Х., свящ. (впосл. Ириней, еп. Орловский и Севский). Руководственное пособие к пониманию Псалтири. 1 Киев, 1882. 11, IV, 347 с. Переизд.: М.; СПб., 2000. 462 с. Терновский С. , прот. Изъяснение темных изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви. ‘М., 1891. 245 с. Переизд. с немного измененным названием: М., 2000. 218 с. Разумовский Григорий , прот. Объяснение священной книги псалмов. М., 2002. 990 с. Исследования Павский Г., прот. Обозрение Книги Псалмов: Опыт археологический, филологический и герменевтический. СПб., 1814. 82 с. [Порфирьев И. Я.] Употребление книги «Псалтирь» в древнем быту русского народа//ПС. 1857. Т. 4. С. 814–856. Амфилохий [Казанский-Сергиевский], архим. Археологические заметки о греческой Псалтири, писанной в конце IX века, принадлежащей действительному члену Общества древнерусского искусства при Румянцевском Московском музее и других обществ А. Н. Лобкову с снимками Символа веры , Херувимской песни и некоторых других песней на 12 страницах. М., 1866. 26 с., 7 л. факс. Викторов А. Е. Замечательное открытие в древнерусском книжном мире: [Первая книга, напечатанная д-ром Ф. Скориной]//Беседы в Обществе любителей российской словесности. 1867. Вып. 1. Отд. 1. С. 1–27. (Отд. отт.: М., 1867. 28 с.) Описание Псалтири, изданной в 1517 г. в Праге. Амфилохий [Казанский-Сергиевский], архим. Исследования о славянской Псалтири XIII–XIV веков библиотеки А. И. Хлудова. М., 1870. 28 с., л. ил., факс. Орда X. М. (впосл. Ириней, еп. Орловский и Севский). Беседа псаломщика с грамотными прихожанами о Псалтири: О надписании псалмов//Руководство для сельских пастырей. 1870. 43, 49, 52. Он же. Руководство к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета. Киев, 2 1871. 4, 244, 2 л. ил.; 2 1873. 231 с. Полотебнов А. Г. Мессианское значение типологических псалмов, по Генстенбергу//ЧОЛДП. 1872. Ч. 2. 10.] С. 171–233 [см. также опечатки на с. 295]; 11.] С. 296–329. 1874. Ч. 1. 5. С. 750–770. (Отд. отт.: М., 1872. 68 с.; 2 М., 1878.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

ЛОГА. Ф. Р-3173, Оп.4. Д.29. Л.31. ЛОГА. Ф. Р-407, Оп.5. Д.1. Л.6; Д.2. Л.13; Д.4. Л.30; Д.10. Л.7; Ф. Р-3173, Оп.4. Д.42. Л.32; Д.85. Л.68. См.: ЛОГА. Ф. Р-407, Оп.5. ДД.113,453; Д.3. Л.12; Д.1. Л.5 об.; Д.2. Л.13; Д.10. Л.7. См.: Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений  ...  С.153. См.: Цыпин В., прот. РПЦ (1925-1938) ... С.256. Архив СПб епархии Ф.3. Оп.3. Д.105. (Копия). ЦГА СПб. Ф.7384. Оп.2. Д.39. Л.32. ЦГА СПб. Ф.7384. Оп.2. Д.39. Л.33. Там же. То есть чин погребения в Великую Пятницу. Бывшее Царское село. ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп.2. Д.39. Л.45. ЦГАИПД. Ф. 25. Оп.10. Д.21. Л.3 об. ЦГАИПД.  Ф.25. Оп.10. Д.21. Л.33. Краснов-Левитин А. Лихие годы. 1925-1941. Воспоминания. - Paris: YMCA-PRESS, 1977. С.252. ЦГАИПД Ф.24. Оп.8. Д.293. Л.180. ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп.8. Д.293. Л.33. В Конституции 1936 г.: Статья 124: В  целях  обеспечения  за  гражданами  свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами. ЦГАИПД Ф.24. Оп.10. Д.316. Л.11. ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп.8. Д.293. Л.129, 130. Архив СПб епархии Ф.3. Оп.2. Д.3. Бахтенков Е. Переписка райисполкомов и сельсоветов с религиозными объединениями второй половины 1930-х гг. как исторический источник (по документам Государственного архива Вологодской области)//Новгородский архивный вестник. Великий Новгород, 2000. 2. С.126. ЦГАИПД. Ф.24.Оп.8. Д.293. Л.57. ЦГАИПД Ф.24. Оп.10. Д.420. Л.25-26. ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп. 10. Д.316. Л.4. Архив СПб епархии Ф.3. Оп. 2. Д.6. Архив СПб епархии Ф.3. Оп. 2. Д.7. Архив СПб епархии Ф.3. Оп. 2. Д.10. ЦГАИПД Ф.24. Оп.10. Д.420. Л.85. ЦГАИПД Ф.24. Оп.10. Д.420.  Л.86. В декабре 1941 г. протоиерей Николай Чуков, при своем первоначальном отказе от предлагавшегося ему сана епископа, констатировал отсутствие в СССР условий для осуществления легальной церковной деятельности. См.: Архив СПб епархии Ф.3. Оп.3б. Д.83; Сорокин В., протоиерей. Исповедник. Церковно- просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 418.

http://bogoslov.ru/article/411565

Дмитрий Царевич — Димитрий (1581–1591) — сын Ивана Грозного, убит в Угличе; канонизирован при Василии Шуйском, по преданию, при вскрытии нетленных мощей — 102, 271 Добров Сергей — выпускник Московской Духовной семинарии (1886); позже — священник города Волоколамска — 265, 273 Долгина С. — писательница, автор популярного романа «Фиктивный брак» (1876) — 183 Долгины — Долгина С. и ее старшая сестра — 183 Долгорукая — см. Долгорукова Н. В. Долгоруков Владимир Андреевич (1810–1891) — князь, московский генерал–губернатор (с 1856 г.) — 245, 276, 280, 293 Долгорукова Наталья Владимировна (? –1885) — княгиня; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); сестра графини М. В. Орловой–Давыдовой — 141, 249, 251 Достоевский Федор Михайлович (1821–1881) — писатель — 288, 293 Дубельт Леонтий Михайлович (1855–1894) — капитан второго ранга; сын младшей дочери А. С. Пушкина — Наталии Александровны (1836–1913), внук Пушкина — 293 Дубельт Михаил Леонтьевич (1822–1900) — полковник; сын известного Л. В. Дубельта, муж младшей дочери А. С. Пушкина — Наталии Александровны, с которой состоял в разводе с 1868 г. — 293 Е. Ник. — Сивохин Е. Н. Евгений — см. Путятин Е. Е. Евгений, настоятель Новгород–Северского монастыря Черниговской губернии — возможно, Евгений (Шерешилов Николай) (? –1897) — настоятель и архимандрит нежинского Благовещенского монастыря Черниговской губернии (с 1878 г.) — 175, 176, 179, 181 Евгений, сын А. С. Бирюкова — 233 Евгений Васильевич — см. Богданович Е. В. Евгений Евфимович — см. Путятин Е. Е. Евгения, матушка — Евгения (Озерова Евдокия Семеновна) (1809–1892) — монахиня (с 1858 г.), настоятельница борисоглебского Аносина и московского Страстного (с 1875 г.) монастырей — 244, 246, 253, 274, 291 Евреинова Анна Михайловна (1844–1919) — доктор права Лейпцигского университета (1875); издатель журнала «Северный вестник» (1885–1890) — 277 Евсевий, архиепископ Могилевский — Евсевий (Орлинский Евфимий Поликарпович) (1808–1883) — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1832), инспектор (с 1838 г.) и ректор (с 1841 г.) этой академии; архимандрит (с 1838 г.), настоятель московских Богоявленского (с 1842 г.) и Высокопетровского (с 1845 г.) монастырей; ректор Санкт–Петербургской Духовной академии (1847–1850); епископ Винницкий (с 1847 г.), Самарский (с 1850 г.) и Иркутский (с 1856 г.); архиепископ Иркутский (с 1858 г.) и Могилевский (с 1860 г.); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) и Святейшего Синода (с 1862 г.); автор «бесед» и проповедей (см.: Каргопольцов И. И. Высокопреосвященный Евсевий, архиепископ Могилевский и Мстиславский. Могилев, 1883; Бекаревич С. Из воспоминаний о высокопреосвященном архиепископе Евсевии//Могилевские епархиальные ведомости. 1884. 1. Часть неофициальная. С. 5–10; Глубоковский И. Н. Преосвященный Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский…//Христианское чтение. 1909. 10–11) — 139, 244

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010