10). Автор относит одни и те же сведения к разным иконам. В гл. 94 в качестве источника информации указывается сб. «Небо новое» и пересказывается описанное там «чудо с арапом» с тем изменением, что изображение Божией Матери характеризуется как произведение монументальной живописи, расположенное не на воротах, а на одной из стен: «...на стене церковной был образ Богородицын написан». В сб. «Солнце Пресветлое» сюжет об иконе, раненной арабом, дополнен новыми сведениями - о том, что она явилась на Кипре 2 июня 392 г. (МГУ НБ. 293. Л. 112 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 123). По другим источникам об этом событии ничего не известно. Более того, возглавлявший в то время Кипрскую Православную Церковь свт. Епифаний Кипрский известен выступлениями против иконопочитания. В обоих сборниках сохранилась вклеенная гравюра Тепчегорского с изображением Пресв. Богородицы с Младенцем на престоле и 2 предстоящих архангелов - композиция, описанная в сказании. Богоматерь сидит на низком престоле, без спинки, Младенец стоит на Ее коленях и держится рукой за край мафория; глава Божией Матери увенчана короной, архангелы с зерцалом и мерилом в руках предстоят престолу (МГУ НБ. 293. Л. 112 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 123 об.). В гл. 23 сообщается о К. и., которая явилась 12 мая 393 г., во время архиерейства свт. Епифания Кипрского (хронологическая близость позволяет предположить, что речь идет о вышеупомянутой одноименной иконе), и о том, что от нее происходили мн. чудеса; далее автор приводит сведения о др. кипрских святынях и о 24 (вместо 14) епископах (МГУ НБ. 293. Л. 45 об.- 46; ГИМ. Муз. 42. Л. 37 об.). Н. А. Кобяк отметила, что празднование этой иконе приурочено ко дню памяти свт. Епифания Кипрского. На сопровождающей сказание гравюре в сборнике Моховикова (МГУ НБ. 293. Л. 45 об.; в сборнике из ГИМ сохр. следы вклейки,- вероятно, гравюра перенесена к л. 59; еще один отпечаток гравюры представлен на неразрезанном листе с 12 иконами Божией Матери - ОГ ГМИИ. Собр. Д. А. Ровинского. 30933) помещен другой Богородичный образ, происходящий с Кипра,- Киккская икона Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/1684772.html

Название Киккской иконы Кипрской встречается еще в Сийском подлиннике (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.), среди его прорисей - изображение Богоматери с Младенцем на левой руке в изводе Киккской иконы с подписью «Изображение чюдотворного образа престыя бдца Кипрския» (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 440; см. также: Покровский. 1898. Вып. 4. С. 202; Белоброва. 2005. Ил. 146). В гл. 10 рассказывается об иконе Божией Матери «Китейская», явление которой также приурочено к 392 г., но не ко 2 июня, а к 17 окт., что совпадает с празднованием перенесения мощей прав. Лазаря с Кипра в К-поль по приказу имп. Льва VI Мудрого в 901/2 (МГУ НБ. 293. Л. 33-33 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 25; гравюры не представлены). Местонахождение этого образа в отличие от предыдущего указано не в ц. Пресв. Богородицы, а «в соборней церкви Китейского града», т. е. в ц. прав. Лазаря в Китии; автор добавляет, что от иконы происходили многочисленные чудеса, а ее список, присланный в Москву «патриархом иерусалимским древним великим князем нашим на благословение», находится «в соборнои церкви Успения Пресвятыя Богородицы близ царицына места, у столпа к патриаршу двору» и «ныне же от ветхости поновлен бысть письмом» (цит. по: МГУ НБ. 293. Л. 33-33 об.). В гл. 40 говорится о К. и., к-рая явилась 10 апр. 480 г. (возможно, 5988 г. ошибочно заменил 5900 г., что соответствует 392 г.) и «велия знамения и чудеса показа» в ц. прав. Лазаря в Китии, и тогда можно предположительно отождествить ее с предыдущими иконами. Далее сообщается, что она была увезена имп. Львом VI Мудрым в К-поль вместе с мощами прав. Лазаря (МГУ НБ. 293. Л. 65 об.- 66 - гравюра не представлена; ГИМ. Муз. 42. Л. 59 - вклеена та же гравюра с изображением Киккской иконы Божией Матери, что и в рукописи МГУ НБ. 293. Л. 45 об.). Если о перенесении мощей прав. Лазаря упоминают византийские хронисты, а о местонахождении мощей в специально построенном в К-поле монастыре прав. Лазаря - паломники, то об иконе из ц. прав. Лазаря в Китии сведений нет. В представлении автора все перечисленные выше сведения относились к разным иконам: «Образ Пресвятыя Богородицы третий по числу Кипрския...» (МГУ НБ.

http://pravenc.ru/text/1684772.html

1 Евсевий, сын Памфила ок.260—339 — один из отцов церкви, родоначальник жанра церковной историографии. Епископ Кесарии с 313 г. Выражение «сын Памфила» следует понимать фигурально: Памфил был не отцом, а учителем и покровителем Евсевия. 2 Гонения при Цезаре Гае Аврелии Валерии Диоклетиане Августе 284—305 , начавшиеся в 303 г. Они продолжались и при его преемниках до 311 г. 3 «Похвале Константину» и «Жизни Константина». 4 Последняя Десятая книга «Церковной истории» Евсевия Кесарийского заканчивается описанием победы Константина Великого, правившего Западом, над императором Востока Лицинием в 323—324 гг. 5 Диоклетиан и его соправитель Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август по прозвищу Геркулий «происходящий от Геркулеса» , император Запада 286—293 и тетрарх Италии, Испании и Африки 293—305 , отреклись от власти 1 мая 305 г. Империя была разделена между переведенными в ранг августов цезарями Гаем Галерием Валерием Максимианом, тетрархом балканских провинций без Фракии 293—305 , ставшим императором Иллирии, Азии и Востока 305—311 , и Марком Флавием Валерием Констанцией Хлором, тетрархом Галлии и Британии 293—305 , ставшим императором Галлии, Италии и Африки 305—306 . Галерий при отречении Диоклетиана и Максимиана добился назначения цезарями Флавия Валерия Севера, будущего императора Запада 306—307 , и своего племянника Максимина Дазы, будущего императора Египта и Сирии 309—313 . 6 Первый год двести семьдесят первой олимпиады — 304 г. Констанций же умер во время похода в Британию в Эбораке совр. Йорк 25 июля 306 г. 7 Гай Флавий Валерий Константин 272—337 стал цезарем Британии и Галлии, получив власть из рук умирающего отца и поддержанный легионами западной армии, несмотря на недовольство Галерия, который передал титул августа Запада, вакантный после смерти Констанция Хлора, цезарю Флавию Северу. Титул августа Константин получил 31 марта 307 г. от вернувшегося к власти Масимиана Геркулия. 8 Марк Аврелий Валерий Максенций, сын Максимиана Геркулия и зять Галерия, был провозглашен цезарем в Риме 28 октября 306 г. В 307 г. он стал августом Италии, Испании и Африки и оставался им до своей гибели 28 октября 312г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

ходить к старцу с откровением (л. 51). ходить к старцу на совет или на дух с откровением (с. 18). воспаление всей кисти (л. 52 об.). воспламенение всей кисти (с. 21). прямо подъехали к нам (л. 71). прямо подскакали к нам (с. 49). выбрали девку степенную (л. 78 об.). выбрали девушку (с. 62). должно поучаться призывать Имя Божие более дышания (л. 87). должно поучаться призыванию Имени Божия более нежели дыханию (с. 78). При этом К-1881 содержит ошибочные чтения: Редакция Михаила (Козлова) (Мух-293) К-1881 спасительное благоюродство (л. 71). спасительное благородство (с. 49). и не стал чувствовать боли (л. 73). и не стал чувствовать более (с. 53). нежели скоты о тленной пище (л. 89). нежели скоты отменной пище (с. 80). стремилось прорваться (л. 93). стремилось прохватиться (с. 87). преподобный Исихий (л. 93). пророк Исихий (с. 87). а умом-то внимательно слушай (л. 95). а ушами-то внимательно слушай (с. 91). 11.3. Тем не менее, в К-1881 содержатся особые чтения, не поддерживаемые чтениями Мух-293 и совпадающие с чтениями Оптинской редакции (Опт-455, Опт-456), которые соответствуют чтениям Сводной редакции и, следовательно, принадлежат первоначальному тексту редакции Михаила (Козлова): Мух-293; Опт-455, Опт-456 К-1881 Сводная редакция вместе с движением в сердце (Л. 65 об.; Л. 28 об., 40). вместе с дыханием в сердце (с. 43). вместе с дышанием в сердце (С. 85). я знаю от сего способы (Л. 71; Л. 38, 52 об.). я знаю от сего снадобье (с. 53). я знаю от сего снадобье (С. 95). не сделавшем никакого добра (Л. 77; Л. 43, 58). не делающем никакого добра (с. 60). не делающем никакого добра (С. 99). она, бывало, плетет или прядет (Л. 79 об.; Л. 44 об., 60 об.). она, бывало, ткёт или прядет (с. 63). она, бывало, тчёт или прядет (С. 101). наукою ли или меткостию (Л. 88 об.; Л. 54 об., 73 об.). наукою ли или опытностию (с. 80). наукою ли или опытностию (С. 110). зашитыми на углу (Л. 102 об.; Л. 70, 95). зашитыми наглухо (с. 103). зашитыми наглухо (С. 125). Следовательно, текст Мух-293 содержит некоторые изменения по отношению к первоначальному тексту редакции Михаила (Козлова), которые имеются и в Оптинской редакции, что, свою очередь, указывает на существование общего протографа у текста, представленного в Мух-293, и у текста рукописи, присланной в Оптину пустынь в 1879 г. (см. п. 10.2), к которому восходит Оптинская редакция.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Причем пресвитер получил приказ отдать это завещание в руки управляющего востоком сына Константина, Констанция, а не кому другому. Сделав завещание, царь прожил еще несколько дней и скончался. При его кончине не было ни одного из сыновей. Поэтому к Констанцию, на восток, тотчас же отправлено было донесение о смерти его отца. Глава 40 О погребении царя Константина Приближенные положили тело царя в золотой гроб и перенесли его в Константинополь, тут оно положено было в царском дворце, на возвышении, и окружено всеми знаками почестей и множеством телохранителей, как и при жизни. Это делалось, в ожидании приезда которого-либо из сыновей. Когда же с востока прибыл Констанций, тело Константина почтено царским погребением и положено в церкви, соименной Апостолам, которую Константин построил для того, чтобы цари и иереи были недалеко от останков апостольских. Царь Константин жил шестьдесят пять лет, царствовал тридцать один год и умер во время второго консульства Филикиана и Тациана, в двадцать второй день месяца Мая. То был второй год двести семьдесят восьмой Олимпиады 104 . Вся эта книга обнимает тридцать один год времени. 1 Евсевий, сын Памфила ок.260–339 – один из отцов церкви, родоначальник жанра церковной историографии. Епископ Кесарии с 313 г. Выражение «сын Памфила» следует понимать фигурально: Памфил был не отцом, а учителем и покровителем Евсевия. 2 Гонения при Цезаре Гае Аврелии Валерии Диоклетиане Августе 284–305, начавшиеся в 303 г. Они продолжались и при его преемниках до 311 г. 5 Диоклетиан и его соправитель Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август по прозвищу Геркулий «происходящий от Геркулеса», император Запада 286–293 и тетрарх Италии, Испании и Африки 293–305, отреклись от власти 1 мая 305 г. Империя была разделена между переведенными в ранг августов цезарями Гаем Галерием Валерием Максимианом, тетрархом балканских провинций без Фракии 293–305, ставшим императором Иллирии, Азии и Востока 305–311, и Марком Флавием Валерием Констанцией Хлором, тетрархом Галлии и Британии 293–305, ставшим императором Галлии, Италии и Африки 305–306.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

284-285 ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 285-288 ГАЛАКТИОН (Урбанович (Новиков) Григорий Станиславович (Степанович); 1870-1937), иером., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 288-289 ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) 289-291 ГАЛАКТИОН (Табаков Георги Любенов; род. 26.02.1949), митр. Стара-Загорский Болгарской Православной Церкви 291-293 293-295 295-296 296-302 ГАЛАТИНО Пьетро (ок. 1460 - после 1539), францисканец, провинциал ордена, богослов, знаток древних и вост. языков 302-304 304-305 ГАЛАХА часть Талмуда, содержащая историю библейского законодательства и регламентирующая религ., семейную и гражданскую жизнь 305-307 307-308 ГАЛГАЛ распространенное в Ветхом Завете обозначение категории поселений; в визант. период - название паломнического центра с храмом 308-309 309-310 310-312 312-313 313-315 315-316 ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви 316-322 322-328 328-340 340-341 341-344 344-345 345-346 ГАЛЛ АНОНИМ (кон. XI - нач. XII в.), автор древнейшей польск. хроники «Хроника и деяния князей или правителей польских» 347-348 348-349 349-350 ГАЛЛИКАНИЗМ совокупность церковных, политических и правовых доктрин в XIII-XIX вв., обосновывавших особое положение франц. католич. Церкви по отношению к папству 350-358 ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция, существовавшая на территории древней Галлии (совр. Франция) в период поздней Римской империи и франк. королевской династии Меровингов 358-368 368-372 ГАЛЛИКАНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ официальное исповедание веры Реформатской церкви Франции, принятое на первом национальном синоде в Париже в 1559 г. 372-373 ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда

http://pravenc.ru/vol/x.html

Слово св. Григория Папы Римского, л. 218–254. Нач. «Повесть, яже глаголю от Фортуната мужа благоговейна». Слово от бесед св. Григория Папы Римского, л. 284–286 об. Нач. «Глаголаше святый Григорие, от Епископа моего уведех, яже поведую повесть». Слово св. Григория Папы Римского о Фортунате, л. 286 об. Слово св. Григория Папы Римского о умилении души, л. 289 – 293. Нач. «По мнозех видох доброты, умиление разделяется». Слово св. Григорие Папы Римского о монастырском и о разных нужных требах, л. 293–296 об., Слово св. Григория Папы Римского о монастырском житии, л. 296 об. – 298 об. Слово св. Григория Папы Римского о смерти некоего благочестивого мужа и о явлении ему Господа, л. 298–299 об. Слово св. Григория о монашеском житии и о епитимиях, л. 299 об. В той же день св. Евфимия Архиепископа Великого Новограда, л. 304–310 об. Нач. «Сего блаженного Евфимия родителя беста Великого Новограда». В 12-й день. Мучение св. Пиония пресвитера Смирнского града, л. 312 – 331 об. Нач. «Память святыи общевати Апостолом велит беды». Молитва св. Пиония, иже обрете во ино писание, л. 232. В 13-й день. Слово о велицем Агриколаи, како прият от Бога простыню от грех , л. 334–341 об. Нач. «Бе некий человек именем Агриколай, рода Латынска. В 14-й день. Житие вкратце Преп. Венедикта, л. 342–357 об. Нач. «Сей бяше Преподобный отец наш Венедикт, бе от Римского града, юн же сый оставль дом и родителя своя». Чудеса Преп. Венедикта (5-ть чудес), л. 343–357 об. О схоластике сестре блаж. Венедикта чудо 1-е, л. 343. Слово от чудес св. Венедикта. Чудо 2-е о пресвитере Флоренции, завидующем св. Венедикту, л. 358–361 об. Слово от чудес св. Венедикта. Чудо 3-е о некоем юноше, хотящем искусити блаженного Венедикта, л. 346 об. – 351 Того же св. Венедикта о видении души Германа Епископа чудо 4-е, л. 351–357. об. Чудо 5-е св. Венедикта о некоем юноше, живущем во обители, и наказанном от Бога внезапною смеряю за чрезмерную любовь к своим родителям, л. 357. В той же день страдание Преосвященного Феогноста Митрополита о даки церковней, л. 362–363 об. Нач. «В лето 6078-е бысть еще Великому Князю Ивану Ивановичу юну сушу, и тогда старейший брат его Симеон Иванович пойде во Орду к царю Загнибеку».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

263-264 264-266 265-266 266-267 267-270 270-273 273-274 КУК Авраам Исаак ха-Коэн (1865-1935), основатель религ. сионизма, раввинский авторитет, автор религиозно-философских и галахических трудов, религ. стихотворений КУКАЙ [посмертное имя Кобо-дайси - «Великий учитель, распространяющий дхарму»] (774-835), япон. буддийский мыслитель, основатель школы Сингон 274-276 «КУКУЗЕЛИССА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в Лавре св. Афанасия на Афоне (празд. 1 окт., по др. источникам - 21 нояб., в день Введения во храм Пресв. Богородицы) 276-277 КУКША (Величко Косма Кириллович; 1875-1964), прп. (пам. 11 дек., 16 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), схиархим. 277-279 КУКША (Купша; † 1-я четв. XII в.), иером. Киево-Печерского мон-ря, сщмч., Киево-Печерский (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) 279-281 281-282 КУЛАКОВСКИЙ Юлиан Андреевич (1855-1919), рус. ученый, историк, специалист в области истории Рима и Византии, филолог-классик, переводчик с латыни и древнегреческого, археолог, публицист 282-283 КУЛИКОВСКАЯ БИТВА сражение 8 сент. 1380 г. войск под предводительством блгв. вел. кн. Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича Донского и его союзников против войск хана Тюляка (Тулунбека) и его темника Мамая на Куликовом поле в устье р. Непрядвы (правый приток Дона) 283-291 291-293 КУЛЬТУРКАМПФ направление внутренней политики в Германской империи в 1871-1878 гг. с целью реформировать отношения между гос-вом и католич. Церковью 293-296 КУМАРАДЖИВА (344/50-409/13), буддийский монах, один из 4 крупнейших переводчиков буддийской лит-ры на кит. язык 296-304 КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА условное обозначение группы людей, проживавшей в поселении на территории совр. Хирбет-Кумрана предположительно с нач. II в. до Р. Х. до 66-73 гг. по Р. Х.

http://pravenc.ru/vol/xxxix.html

На этих основаниях началом периода седмин может быть принят седьмой год царствования Артаксеркса Долгорукого, как год, в котором дано разрешение строить Иерусалим. В каком же году вступил на престол Артаксеркс Долгорукий? Источником для определения начала царствования Артаксеркса служит Канон царей или царств Птоломея, греческого географа и астронома, жившего во II веке по Р. X. В этом Каноне даны таблицы ассирийских, мидийских, персидских, греческих и римских царей, начиная с Набонассара. При имени каждого царя указано число лет его царствования и сумма всех лет, протекших до последнего года его царствования от первого года Набонассара. Все хронологи согласны, что первый год Набонассара начинается с 26 февраля 747 года до Р. X. по Дионисиевскому счету. Известно также, что египетский год, положенный в основу хронологии Птоломея, имеет 365 дней. Зная это, легко определить и время царствования Артаксеркса. В каноне царей значится, что Артаксеркс вступил на престол в 283 году и царствовал 41 год. Если перевести эти годы на наше, то есть Дионисиевское, летоисчисление, то окажется, что Артаксеркс вступил на престол около 18 декабря 464 года до Р. X., и что седьмой год его царствования продолжался до конца 458 года. Принимая же во внимание, что Дионисий считал 754 год от основания Рима годом рождения Иисуса Христа, следует признать, что седьмой год царствования Артаксеркса, то есть начала Данииловых седмин, был 296-м (754-458=296) годом от основания Рима. Конец первых шестидесяти девяти седмин указан в пророчестве Даниила ясно: до Христа Владыки , то есть до явления Христа, должно пройти шестьдесят девять седмин или 483 года, начиная с 296 года от основания Рима. Складывая 296 и 483, узнаем, что конец 69 седмин и, следовательно, явление Христа должно было последовать в 779 году от основания Рима. Евангелист Лука удостоверяет, что явление Иоанна Крестителя на проповедь и Крещение им Иисуса Христа последовали в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря (Лк. 3, 1), то есть в 779 году от основания Рима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Второй указ, Дария Гистаспа, повторяет указ Кира. Третий был дан священнику Ездре, предводительствовавшему евреями- переселенцами в 7-м году царствования Артаксеркса Долгорукого. «И что тебе и братьям твоим заблагорассудится сделать из остального серебра и золота, то по воле Бога вашего делайте» (1Езд. 7,18); Ездра воспользовался этим разрешением и приступил к восстановлению Иерусалима, как о том свидетельствует Неемия (Неем. 1, 3). Таким образом, началом периода седмин можно считать седьмой год царствования Артаксеркса, как год, в котором дано разрешение строить Иерусалим. В каком году вступил на престол Артаксеркс Долгорукий? Это можно определить с помощью Канона царей, или царств, Птоломея, греческого географа и астронома, жившего во II в. по Р. X. В этом каноне даны таблицы ассирийских, мидийских, персидских, греческих и римских царей начиная с Набонассара; при имени каждого царя указано, сколько он царствовал, и сколько лет прошло до последнего года его правления от первого года Набонассара. Все хронологи согласны, что первый год Набонассара начинается с 26 февраля 747 года до Р. X. по Дионисиевскому счету (в 525 г. Дионисий Малый положил основание нашему исчислению времени от Рождества Христова). Известно также, что египетский год, положенный в основу хронологии Птоломея, имеет 365 дней. Зная это, легко определить и время царствования Артаксеркса: в каноне значится, что Артаксеркс вступил на престол в 283 г. и царствовал 41 год — по нашему летосчислению вступил на престол около 18 декабря 464 г. до Р. X., а 7-й год его царствования продолжался до конца 458 г. Принимая во внимание, что Дионисий считал 754 г. от основания Рима годом рождения Иисуса Христа, следует признать, что 7-й год царствования Артаксеркса, то есть начало Данииловых седмин, был 296-м (754 — 458=296) годом от основания Рима. Конец первых 69 седмин ясно указан в пророчестве Даниила: до Христа Владыки, то есть до явления Христа, должно пройти 483 года, начиная с 296 года от основания Рима. Складывая 296 и 483, узнаем, что конец 69 седмин и, следовательно, явление Христа должно было последовать в 779-м году от основания Рима.

http://zavet.ru/kalendar/rx-003st.htm

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010