– I. Св. Алимпий; II. Андрей Рублев. – СПб., 1901. – С. 35–76; Никодим (Кононов), архим. К вопросу о церковно-народном почитании святых русских Москвы и Владимира//ЧОИДР, 1903. Кн. 4. Смесь; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. – СПб.: Комитет попечительства о русской иконописи, 1905. – Т. 1. 15 Грабарь И. Андрей Рублев: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 гг.//Вопросы реставрации. – М., 1926. Сб. 1. – С. 7–112 (переизд.: он же. О древнерус. искусстве: Сб. ст. М., 1966. – С. 112–208). 16 Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия//Троице-Сергиева Лавра: Сб. ст. Серг. Посада, 1919. – С. 18–21, 22, 23. 17 Алпатов М. Андрей Рублев: Рус. художник XV в. М.: Искусство, 1943; он же. Андрей Рублев. М., 1959; он же. Алпатов М. А. Андрей Рублев. Около 1370–1430: альбом/М.А. Алпатов. – М.: Изобр. искусство, 1972. 18 Лазарев В. Н. О методе работы в рублевской мастерской//МГУ, филол. фак. Докл. и сообщ. – М, 1946. Вып. 1. – С. 60–64 (переизд.: он же. Византийское и древнерус. искусство. – М, 1978. – С. 205–210); он же. Андрей Рублев и его школа//История рус. искусства. – М., 1955. Т. 3. – С. 102–186 (отд. изд.: М., 1966); он же. Андрей Рублев. – М., 1960. 19 Демина Н. А. Черты героической действительности XTV–XV вв. в образах людей Андрея Рублева и художников его круга//ТОДРЛ, 1956. – Т. 12. – С. 311–324; она же. «Троица» Андрея Рублева. – М.: Искусство, 1963; она же. Андрей Рублев и художники его круга: Сб. ст. М., 1972. 20 Тихомиров М. Н. Андрей Рублев и его эпоха//Русская культура X–XVIII вв. – М., 1968; Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст./Под ред. М. В. Алпатова. – М., 1971; Гусева Э. К. Иконы «Васильевского» чина и фрески 1408 г. Успенского собора во Владимире//Вопросы рус. и сов. искусства: Мат-лы науч. конф. (янв.-март 1971 г.)/ГТГ. 1971. Вып. 1. – С. 25–32; Клибанов А. И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева//Андрей Рублев и его эпоха. – 1971. – С. 62–102; Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева: (Нек-рые проблемы): Древнерус.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ин-т перевода Библии ведет работу по переводу книг Свящ. Писания на языки народов К.-Б. В 1993 г. был издан перевод НЗ на кабардино-черкесский язык (переизд. в 2007), в 2009 г. опубликована часть книг ВЗ в переводе на кабардино-черкесский. В 1994 г. издан перевод НЗ и Псалтири на балкарский язык (переизд. в 2000). Прот. Михаил Самохин Католики Католические общины появились на Сев. Кавказе в кон. XVIII в., 1-й приход был создан иезуитами в Моздоке в царствование Александра I (1801-1825), затем был построен храм в Пятигорске. В годы Кавказской войны число католиков в регионе резко увеличилось, поскольку здесь служили воинские формирования из участников Польского восстания 1830 г. В 1850 г. упоминается устроенная нем. поселенцами католическая домовая часовня в Нальчике, впосл. упраздненная. Первый на территории К.-Б. католич. приход был образован в Нальчике и состоял из поляков, поселившихся здесь в кон. XIX в. До 1917 г. были образованы католич. приходы в с. Благовещенка (состоял из польск. семей, переселившихся в 1916 из Сунженского окр.) и в ст-це Прохладной (состоял из немцев, поляков и белорусов, поселившихся здесь в 1912). Указанные храмы входили в состав католич. Тираспольско-Саратовского диоцеза (центр - Саратов), в 30-х гг. XX в. все они были закрыты. Возрождение католич. Церкви на Сев. Кавказе связано с насильственным переселением советских немцев во время Великой Отечественной войны. С 1941 г. осуществлялась массовая депортация немцев из мест их компактного проживания (Поволжье, Юж. Украина, Кубань) в Ср. Азию, Сибирь и Казахстан. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. отдельные семьи начали возвращаться в европ. часть России. Их дома, как правило, были заняты, поэтому немцы компактно селились на новых местах. Одним из центров их проживания стал г. Прохладный в К.-Б. К нач. 80-х гг. XX в., по нек-рым свидетельствам, местная нем. община насчитывала более 10 тыс. чел. Многие из них были католиками и ездили на богослужение в Тбилиси, Одессу, Белоруссию и Прибалтику. В 1975 г. из Риги в К.-Б. приехали 3 монахини конгрегации Бедного Младенца Иисуса, к-рые способствовали созданию прихода Св. Семейства в Прохладном. 12 мая 1982 г. была зарегистрирована римско-католическая община в К.-Б., к-рая стала 3-м легальным католич. приходом в РСФСР после приходов Москвы и Ленинграда и 1-й общиной, получившей регистрацию за последние 50 лет. 10 мая 1983 г. община купила дом в Прохладном и устроила в нем храм, на мессы приезжали католики из Нальчика, Благовещенки и Нарткалы. 2 июля 1991 г. для общины в Прохладном назначили постоянного священника, стараниями к-рого были зарегистрированы католические приходы в Махачкале, во Владикавказе, в Грозном, в Нальчике.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Светлов П. Я. О главных причинах неверия интеллигенции и безуспешности ее религиозных исканий. Киев, 1911. Светлов П. Я. Пророческие и вещие сны. Апологетическое исследование в области библейской психологии. Киев, 1892. Семенов В. Е. Православная ментальность и борьба менталитетов в современной России//Духовные и социальные проблемы современной России в свете Православия. СПб., 2002, с.34–40. Серапион (Воинов) иером. О религиозном опыте//Вера и разум. 1913, 6, с.709–717, 7, с.14–26. Серафим Роуз иером. Душа после смерти: Современный «посмертный опыт» в свете учения Православной Церкви. Пер. с англ. М., 1991. Сергий архим. Учение бл. Августина о предопределении в связи с обстоятельствами его жизни и деятельности//Чтение в ОЛДП. 1887, 12, с.431–492. Сергий/Страгородский/патр. Вечная жизнь как высшее благо//Альфа и Омега. 1999, 2(20), с.147–172 (переизд: Богословский вестник. 1895, 1, с.195–213; отд. изд.: М., 1895). Сергий/Страгородский/архим. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. М.: Изд. отд. Моск. патриархата, Иосифо-Волоцкий мон., Изд-во «Просветитель», 1991 (репр. переизд.: 2-е изд., Казань: Типо-литогр. Импер. ун-та, 1898). Серебренников В. Лейбниц и его учение о душе человека. СПб., 1908. Серебренников В. Конспект лекций по психологии. СПб., 1894 (то же: СПб., 1892; СПб., 1898). Серебренников В. Механическое воззрение на душевную жизнь перед судом современных строго научных психологических исследований//Христианское чтение. 1897, вып. 3, с.372–390. Серебренников В. Психофизические исследования и их значение для психологии//Христианское чтение. 1895, вып. 2, с.289–311. Серебренников В. Самооткровение духа как источник его познания//Христианское чтение. 1897, вып. 3, с.424–439. Сидорова С. Любовь Божественная и любовь человеческая//Альфа и Омега. 1999, 4(22), с.33–45. Сикорский И. Эволюция души//Журнал Московской патриархии. 1991, 12, с.25–33. Силы души и их благодатное врачевание./Сергиев Посад/, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В наст. время только немногие богословские журналы публикуют сводные указатели содержания: православные «Альфа и омега» (М., 1994-; указ. ежегодные: 4(7) (за 1994-1995), 4(11) (за 1996), 3(14) (за 1997), 4(18) (за 1998), 4(22) (за 1999); «Церковь и время» (М., 1991-; указ.: 3(16). С. 309-324), и католич. «Символ» (П., 1985-; указ.: 20, 30, 40). В числе указателей к периодическим изданиям, активно публиковавшим материалы по церковной истории, издан «Сводный указатель к «Русскому архиву» П. И. Бартенева» (сост. А. Б. Каменский, А. Ю. Каменская. М., 2001); время от времени указатели содержания публикуют продолжающиеся искусствоведческие издания со значительным количеством статей по смежной с церковно-богословскими предметами тематике: ДРИ, ПКНО, ТОДРЛ (Т. 10, 20, 30, 40, 50). Справочным изданием по «Ключам» к содержанию журналов является: Масанов Ю. И. и др. Указатели содержания русских журналов и продолжающихся изданий, 1755-1970/ГПБ. М., 1975; 2-е, доп. изд.: Русская периодическая печать: Указатели содержания, 1728-1995/РНБ. СПб., 1998. Тематические указатели (с кон. XIX до нач. XXI в.). I. По библеистике: Знаменский И. С. Систематический указатель статей, находящихся в разных духовных журналах и епархиальных ведомостях по предмету Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Полтава, 1880-1881; Каз., 1882-1890; Барсов М. В. Сб. статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиогр. указателем: В 2 т. СПб., 18932. Серг. П., 2002р. [Подробная библиогр. в конце разделов издания]; Указатель книг для чтения православному христианину. СПб., 1913. Вып. 1: Книги по истории и изъяснению Ветхого и Нового Завета. II. По богословию: Светлов П. Я. , прот. Что читать по богословию?: Систем. указ. апологетической лит-ры на рус., нем., франц. и англ. яз. (К., 1907); Трубецкой С. Н. Библиографический указатель книг и статей на рус. языке по истории религии. М., 1899. Недостаток общей и рекомендательной богословской библиографии отчасти восполняется историческими обзорами: Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928 (переизд.: М., 1992); Флоровский Г. В. , прот. Пути русского богословия. П., 1937 (переизд.: П., 19884; Вильнюс, 1991).

http://pravenc.ru/text/149151.html

Spanu P.G. La Sardegna bizantina tra VI e VII secolo. Oristano, 1998. Στρτος A.N. ο Βυζντιον στον Ζ αινα. Αθναι, 1965–1978. 6 τ. Англ. пер.: Stratos A.N. Byzantium in the seventh century, 602–711. Amsterdam, 1968–1980. 5 vol. Taha A.D. The Muslim conquest and settlement of North Africa and Spain. London, 1989. Walmsley A. Early Islamic Syriä an archaeological assessment. London, 2007. Weithmann M. Die slavische Bevölkerung auf der griechischen Halbinsel. München, 1978. Whittow M. The making of orthodox Byzantium, 600–1025. London, 1996. Wickham C. Framing the early middle ages: Europe and the Mediterranean 400–800. Oxford, 2005. Winkelmann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. Frankfurt am Main, 2001. Winkelmann F. e.a. Byzanz im 7. Jahrhundert: Untersuchungen zur Herausbildung des Feudalismus. Berlin, 1978. Winkler G. Über die Entwicklungsgeschichte des armenischen Symbolums. Rom, 2000. Wood D. (ed.). Christianity and Judaism. Oxford, 1992. Zanini E. Le Italie bizantinë territorio, insediamenti ed economia nella provincia bizantina d " ltalia (VI-VIII sec). Bari, 1998. III. Эпоха иконоборческого кризиса (711–843) Источники Сет. Герман Константинопольский . Сказание о Церкви и рассмотрение Таинств/Пер. Е.М. Ломизе. М., 1995. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры /Пер. А. Бронзова . СПб., 1894. Иоанн Дамаскин . Христологические и полемические трактаты, слова на богородичные праздники/Пер. свящ. М. Козлов, Д.Е. Афиногенов. М., 1997. Продолжатель Феофана . Жизнеописания византийских царей/Пер. Я.Н. Любарского. СПб., 1992. Свт. Спиридон Тримифунтский, Кипрский Чудотворец: Агиографические источники IV-X столетий/Публ. и пер. А.Ю. Виноградова. М., 2008. Преп. Феодор Студит . Послания. М., 2003 (переизд.). 2 т. Летопись византийца Феофана /Пер. В.И. Оболенского и Ф.А. Терновского . М., 1884 (2-е изд.). Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения [о славянах]: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора/Тексты, пер., комм. М., 1980. Эклога: Византийский законодательный свод VIII века/Пер. Е.Э. Липшиц. М., 1965 (переизд.: Рязань, 2006).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

675 Lossky V. The Vision of God. London, 1963. P. 127 [Лосский B.H. Боговидение//Лосский B.H. Богословие и Боговидение. С. 259]. 679 Мф. 17:1–9 ; Мр. 9:2–9 ; Лк. 9:28–36 ; 2Петр. 1:17–21 . Особое внимание следует обратить на раздел о «нетварном Божественном свете» в: Krivosbeine В. The Ascetic and Theological Teaching of Gregory Palamas. London, 1954. P. 33–46 (препринт из: The Eastern Churches Quarterly 3 P. 26–33, 71–84, 138–150, 193–214) [ Василий (Кривошеин) , монах. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы //Seminarium Kondakovianum. (Recueil d’etudes. Archeologie. Histoire de l " art. Etudes Byzantines). Prague, 1936. V. 8. C. 99–154; переизд.: Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. 1987. 115. С. 109–174; Альфа и Омега. 1995. 3(6). С. 77–82]; Lossky V. In the Image and Likeness of God. Crestwood (NY), 1974. Р. 45–69 [Лососий В.Н. Богословие света в учении святителя Григория Паламы //Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. С. 82–111)]; Idem. The Mystical Theology of the Eastern Church. P. 217–235 [Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 238–251]. 682 Hagioritic Tomus//PG, 150, col. 1232b [Святогорский Томос//Патристика: Труды Отцов Церкви и петрологические исследования. Сб. Нижний Новгород, 2007. С. 163]. 683 PG, 150, col. 1233; Lossky V. The Mystical Theology of the Eastern Church. P. 222 [Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 241]. 684 Triads. III, 1,11. Р. 579 часть Триады III]. Ср. со словами Симеона Нового Богослова [Гимн 27–й (125–132)]: Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух, Не говорите, что без Него возможно спастись, Не говорите, что кто–нибудь причастен Ему, сам того не зная, Не говорите, что Бог невидим людям, Не говорите, что люди не видят Божественного света Или что это невозможно в настоящие времена! Это никогда не бывает невозможным, друзья! Но очень даже возможно желающим. Цит. по: Krivocheine В. In the Light of Christ, Saint Symeon the New Theologian (949–1022). Crestwood (NY), 1986. P. 26 [Василий (Кривошеи»), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Париж, 1980; переизд.: Н. Новгород, 1996 – цитируемый гимн взят как эпиграф ко всей книге].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

С. 122–139). 654 B TLG отсутствует. Отрывок из «l-ro жития Пахомия», гл. 150. См.: Βιβλιοθκη λλνων Πατρων κα κκλησιαστικν Συγγραφων 40 (далее ΒΕΠΕΣ 40). θναι. 1970. Σ. 191, 192. 655 B PG и TLG отсутствует. Отрывок из «Послания Аммона епископа о житии и Пахомия и Феодора», гл. 34. См.: ΒΕΠΕΣ 40. Σ. 99. CPG 2378. Новый рус. пер. А. И. Сидорова : Епископ Аммон. Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора//Альфа и Омега. 2000. 4 (26). С. 79–102; 2001. 1 (27). С. 94–115 (см. с. 112–114) (и переизд.). 659 Из 432 сочинений на греческом языке, принадлежащих или приписываемых 4-м отцам. – если иметь в виду только номер TLG, а не объём произведений. – на русский переведено 328, что составляет 75,9%. 660 Всего 127 сочинений, в ТСО полностью или частично переведено 88 сочинений. Сочинения под 663, 664 в TLG под именем св. Афанасия отсутствуют. 663 545, 639, 640 в TLG отсутствуют. 532–534, 564–568, 578–600, 610–613, 621–623, 646–659 на сир. яз. не имеют соответствий в TLG. 665 По отношению к подлинным текстам, сохранившимся на греческом (включая греческие сочинения, приписываемые прп. Ефрему Сирину ). – если иметь в виду только номер CPG, а не объём произведений. – русские переводы составляют 63%. Но если учесть все сочинения вместе, а именно: подлинные, сомнительные. подложные и сохранившиеся на восточных языках, то русские переводы не достигнут и одной трети общего числа творений. Поскольку расписанные в указателе авторы почти не переводились вне ТСО, перед современным переводчиком-богословом открывается широкое поле деятельности – перевод значительной части сочинений «главнейших отцов Церкви». 666 Всего 58 произведений (исключая CPG 2163 и не считая CPG 2165), в т. ч. дошедшие только в пе9реводах на восточные языки, все изданы. В ТСО переведены 35 произведений. 667 Всего 39 произведений (некоторые неизданные), в основном на коптском, армянском и грузинском языках. Русских переводов нет. 668 Всего 74 изданных произведения (исключая CPG 2243, 2275, 2276, 2278–2281, 2283, 2288), почти все дошли на греческом (небольшая часть на лат., по одному на сир., эфиоп., копт, и груз.), из них в ТСО переведены только 4 (вне серии ТСО имеются переводы на русский еще 2 сочинений – «Жития Синклитикии» и «О девстве»). 670 Современной патрологической наукой установлено, что пролог 9 совпадает с 25 беседой из Макариевского корпуса. (Рус. пер. см.: Прп. Макарий Египетский . Духовные беседы, послание и слова [=тип II]. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Беседа 25. С. 185–191 [и переизд.]. PG 34, 667–674. Анализ текста см.: Дунаев 2002. С. 354.) Этот же текст приписывается и прп. Ефрему Сирину (CPG 4033. рус. пер. см. под 539), но с дополнениями из других творений Макариевского корпуса (см.: Дунаев 2002. С. 665–670). 671 Собрание канонических правил из разных писем. Имеется частичный русский перевод в составе «Книги правил».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Византии Исихием Милетским (VI в.) был составлен биобиблиографический словарь «Ономатологос», впосл. многократно перерабатывавшийся (утрачен до IX в.). Его преемником является словарь «Суда» (ок. 1000), к-рый послужил основой для ряда сочинений в ср. века и эпоху Возрождения и неоднократно переиздавался в Европе начиная с 1499 г., не потеряв своей актуальности до наст. времени. Для ознакомления с богословской лит-рой составлялись сборники выдержек из святоотеческих творений (первые «реферативные сборники»). Самым известным из них является «Библиотека» (Μυριοββλιον) (ок. 855) Патриарха К-польского Фотия (ок. 820-891), включающая 280 отзывов и извлечений из святоотеческих книг, соборных постановлений, а также трудов античных и визант. грамматиков, риторов, историков и натуралистов (изд.: Photius. Bibliothèque/Ed. R. Henry. P., 1959-1977. 8 t.). В Зап. Европе «Библиотека» получила распространение в кон. XV в. На Востоке в XIV в. митр. Нисибинский и Армянский Церкви Востока Авдишо бар Бриха составил «Каталог писателей» (The Book of Marganitha (the Pearl) on the Truth of Christianity. Chicago, 1988), в к-ром была учтена и классифицирована вся известная в то время сир. лит-ра, как оригинальная, так и переводная: книги ВЗ, НЗ, творения отцов Церкви, богословские и др. сочинения греч. и сир. авторов. После значительного перерыва библиографические работы появляются в Зап. Европе в XI в.: «О церковных писателях» мон. Сигеберта из Жамблу ( Sigebertus Gemblacensis. De scriptoribus ecclesiasticis//PL. 160. Col. 545-588; переизд.: Catalogus... de viris illustribus. Bern, 1974), справочник о писателях-монахах бенедиктинского мон-ря в Монте-Кассино, составленный библиотекарем обители ( Petrus Diaconus Monachus. De viris illustribus Casinensibus//PL. 173. Col. 1009-1050; переизд.: Cassino, 1995), в нач. XII в.- труд Гонория Отёнского ( Honorius Augustodunensis. De luminaribus Ecclesiae//PL. 172. Col. 197-234) и др. После начала книгопечатания первым подобным справочником явилось соч. аббата бенедиктинского мон-ря в Шпонхайме Иоанна Тритемия (1462-1516) «De scriptoribus ecclesiasticis» (Basileae, 1494; доп. и испр.: Colonia, 1546), в к-ром было учтено ок. 9 тыс. произведений 963 авторов. Каталоги-инвентари монастырских библиотек

http://pravenc.ru/text/149151.html

обладал талантом проповедника, его наставления не оставляли равнодушными ни простой народ, ни царский двор. Н. возродил жанр устной проповеди, ориентируясь на пример свт. Иоанна Златоуста, сборник речей которого («Маргарит») был постоянным его спутником. Дошли 17 сочинений Н., преимущественно эпистолярного жанра. Основной корпус сочинений Н., а также иные материалы, посвященные ему, входят в рукописный сборник нач. XVIII в. ГИМ. Увар. 494(131), по к-рому выполнена публикация Субботина. Н. С. Демкова обнаружила еще один сборник с сочинениями Н.- РГБ. Ф. 247. 667. Л 336-393. Содержание посланий Н. обусловлено борьбой за «старую веру»: они посвящены защите соратников, содержат обвинения против патриарха Никона и его сторонников, призывы к царю «уставить бурю, смущающую Церковь». В оценке Н. как писателя исследователи расходятся: от признания за его сочинениями среднего уровня (А. М. Панченко) до весьма высокой их оценки (М. А. Коротенко). Наследие Н. изучено недостаточно. Соч.: МДИР. 1875. Т. 1. С. 34-108, 119-123, 167-192, 198-201, 222-240; Лавров А. С. Письмо и челобитная Ивана Неронова//ДРВМ. 2009. 1(35). С. 101-106. Ист.: [Феоктист, игум.]. Записка о жизни Ивана Неронова//МДИР. Т. 1. С. 134-166 (переизд.: ПЛДР. XVII в. Кн. 2. М., 1989. С. 337-350); Протопоп Иван Неронов: Собр. док-тов эпохи. СПб., 2012. С. 41-55; БЛДР. 2013. Т. 17: XVII в. С. 50-63; Житие Григория Неронова, составленное после его смерти//МДИР. Т. 1. С. 243-305 (переизд.: Протопоп Иван Неронов: Собр. док-тов эпохи. С. 11-40); Рождественский Н. В. К истории борьбы с церковными беспорядками, отголосками язычества и пороками в рус. быту XVII в.: (Челобитная нижегородских священников 1636 г. в связи с первонач. деятельностью Ивана Неронова)//ЧОИДР. 1902. Кн. 2. Смесь. С. 1-31. Лит.: Знаменский П. Григорий Неронов//ПС. 1869. Ч. 1. С. 236-282; Клипуновский Ф. Григорий Неронов//Унив. изв. К., 1886. Кн. 7. Ч. 2. С. 1-40; Свирелин А. И. Сведения о жизни архимандрита Переславского Данилова мон-ря Григория Неронова//Тр.

http://pravenc.ru/text/2565072.html

Анастасия Диакона) – одна из следующих крепостей: Герзеульская, Лар, Бат, Ахыста (в междуречье р. Кодори и Келасури) или, менее вероятно, Пскальская (на левом берегу р. Кодори). Букол (Бухлой у Агафия Миринейского; место первого заточения прп. Анастасия Апокрисиария) – Клычская крепость (на р. Клыч, у Клухорского перевала). Фуста (место второго заточения прп. Анастасия Апокрисиария) – крепость Пал (на правом берегу р. Кодори) или, менее вероятно, Апушта (по соседству). Фусумий (место третьего заточения, кончины и погребения прп. Анастасия Апокрисиария) – Шапкинская крепость (в междуречье р. Кодори и Келасури). Зихахорий (вероятное место пребывания прп. Анастасия Апокрисиария во время второго заточения) – Цебельдинская крепость (Цибила у Прокопия Кесарийского, Тибелей у Агафия Миринейского; на правом берегу р. Кодори). Схимар (Химар у Епифания Монаха; место заточения, кончины и погребения прп.  Максима Исповедника ) – Омаришарская крепость (в верховьях р. Кодори, при слиянии р. Гвандра и Клыч) или, менее вероятно, Чхалтинская или Клычская крепость (также в верховьях р. Кодори). 1 Автор благодарит за ценные советы Д. Алексеева, Г. И. Беневича, Ш. Гугушвили, А. Г. Дунаева и Д. С. Коробова. 2 Их полный обзор готовится в настоящей время к печати Г. И. Беневичем. См. также: Сальников C. B. Максим Исповедник в исследованиях западных и отечественных патрологов//Вестник Челябинского университета. Серия 10: Востоковедение. Евразийство. Геополитика. 2003. 2. С. 104–114; М. Максим (580–662): Београд, 2012. С. 75–80. српске Кн. 6). 3 Так, в последней обобщающей работе по проблемам локализации византийских крепостей из «досье» прп. Максима (Воронов Ю. Н. Древняя Апсилия. Сухум, 1998; цит. по переизд.: Воронов Ю. Н. Научные труды. Сухум, 2010. Т. 3. С. 141–464) нет ссылки на основополагающую для грузинской традиции статью К. С. Кекелидзе (Сведения грузинских источников о Максиме Исповеднике //ТКДА. 1912. 9. С. 1–41; 11. С. 451–486; переизд. в: Кекелидзе К. С. Этюды по истории древнегрузинской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010