52 – 138 40 Собрание типа II. Collectio HA. Рус. пер. указаны в: ИАБ IV, 560. 52, 6, p. 27[: 6–7] Marriott – 28 94 Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию. CPGSadd 7688. TLG 2892/1. Рус. пер. (включая схолии) С. Л. Епифановича (вопросоответы 1–25): Прп. Максим Исповедник . Творения. [Ч. 2.] СП, 1917 (ТСО ) (желательно пользоваться, наряду с переизд. этого пер. под ред. А. И. Сидорова , также и первым изд.), – и А. И. Сидорова (вопросоответы 26–62; список изд. см. в ИАБ IV, 1557; см. также: Избранные творения прп. Максима Исповедника . М., 2004; Альфа и Омега 3 (50) (2007) [вопросоответ 63]; 1 (57) (2010) [вопросоответ 64]; вопросоответ 65 пока не переведен): Творения прп. Максима Исповедника . Кн. 2. М., 1993 (и переизд.). 22 [CCSG 7, p. 139: 42 Laga-Steel; PG 90, 320 A] – 265 435 , 266 438 29 [p. 211: 9–10 Laga-Steel; PG 90, 365 A] – 200 146 , 302 21 60 [CCSG 22, p. 75: 42 Laga-Steel; PG 90, 621 B] – 201 149 61 [p. 101: 293, 296 Laga-Steel; PG 90, 637 D] – 197 130 Там же [lin. 296–297 Laga-Steel] – 197 128 63 [p. 155: 158–159 Laga-Steel; PG 90, 672 С] – 200 146 (с коммент. к строкам 182, 224–233), 302 21 Там же [p. 159: 230 Laga-Steel; PG 90, 673 D] – 201 149 См. также: Схолии. Главы богословские и домостроительные. CPGS 7694. Рус. пер.: ИАБ IV, 1584. I, 48 [PG 90, 1100 D] – 251 376 , 252 380 , 253 381 , 255 388 , 301 16 , 465 32 Там же [PG 90, 1101 A] – 258 401 , 465 35 I, 48–50 – 255 389 , 258 400 , 402 I, 49 – 257 397 , 258 400 Там же [PG 90, 1101 A] – 201 149 I, 50 [PG 90, 1101 B] – 389 ], 256[ 392 ], 393 , 396 ], 301 16 Там же [B 12] – 254 сн . I, 97 [PG 90, 1124 A 8 sq.] – 385 225 II, 1 [PG 90, 1125 A] – 234 282 II, 2 [PG 90, 1125 C] – 181 60 , 63 II, 3 [PG 90, 1125 D] – 181 60 , 62 II, 86 [PG 90, 1165 B] – 271 464 II, 90 [PG 90, 1168 C] – 271 465 II, 93 [PG 90, 1169 A] – 271 466 Главы о любви. CPG 7693. TLG 2892/8. Рус. пер.: ИАБ IV, 1582. II, 21 [p. 100 Ceresa-Gastaldo; PG 90, 989 D – 992 A] – 158 115 III, 27 [p. 156: 1–3 Ceresa-Gastaldo; PG 90, 1025 A] – 249 365 , 250 374

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Стб. 633-643 (переизд.: Там же. С. 211-218); Дионисий Александрийский//Там же. Стб. 1082-1086 (переизд.: Там же. С. 311-314); Дионисий Ареопагит//Там же. Стб. 1076-1082 (переизд.: Там же. С. 315-320); Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского//БВ. 1903. Т. 2. 12. С. 690-716; 1904. Т. 1. 3. С. 448-483; Т. 2. 5. С. 91-123 (переизд.: Там же. С. 49-116; отд. отт.: Серг. П., 1904); Мистическое оправдание аскетизма в творениях прп. Макария Египетского//БВ. 1904. Т. 3. 11. С. 538-565; 1905. Т. 1. 1. С. 28-59; Т. 2. 6. С. 237-278 (переизд.: Там же. С. 117-189); Богословские факультеты: [Рец. на кн.: Светлов П. Я., проф. О необходимости богословских факультетов в университетах или о реформе высшего религиозного образования в России. К., 1906]//БВ. 1906. Т. 1. 2. С. 392-401; Св. Иоанн Златоуст и его враги//БВ. 1907. Т. 3. 11. С. 569-607; 12. С. 798-855 (переизд.: Там же. С. 321-389); Конспект лекций по патрологии: 1907-1908. Серг. П., 1908. Литогр.; Элементы греко-римской культуры в истории древнего христианства: (Доклад в Моск. Психологическом об-ве 13 дек. 1908)//ВФиП. 1909. Кн. 1(96). С. 55-92 (отд. отт.: М., 1909); Идея обожения в древневосточной церкви//Там же. Кн. 2(97). Отд. 1. С. 165-213 (переизд.: Там же. С. 17-48; отт.: М., 1909); Конспект лекций по патрологии: 1911-1912. М., 1912. Серг. П., 19163 (переизд.: М., 2003 [назв. изм.: Патрология: Краткий курс]; Тверь, 2006); Личность блаженного Августина//БВ. 1915. Т. 1. 2. С. 324-364; Жизнь и развитие бл. Августина до его крещения//Там же. 4. С. 693-738; Т. 2. 7/8. С. 474-511; Т. 3. С. 68-97; Учение блаженного Августина о познании//ВФиП. 1915. Кн. 4(129). С. 388-460; Кн. 5(130). С. 499-580; 1916. Кн. 2/3 (132/133). С. 195-279; Экстаз и откровение в системе блж. Августина//В память столетия (1814-1914) Имп. Московской духовной академии: Сб. ст. Серг. П., 1915. Ч. 2. С. 455-508; Учение блж. Августина о познании души//БВ. 1916. Т. 1. 3/4. С. 452-493; Т. 2. 5. С. 37-56; Вопрос о бытии Божием в творениях блаженного Августина//Христ.

http://pravenc.ru/text/469348.html

468 . Lossky V. Domination et Règne (étude eschatologique)//ВРЗПЭ 1954. 17. 43–55. пер.: Dominion and kingship: An eschatological study//Sobornost. 1953. 14. 67–79. пер..: Господство и царство (эсхатологический этюд)//БТ 1972. 8. 1 .114). 205–214. Переизд.://Лосский В. Н. По образу и подобию 1 .115). 184–197;//Лосский В. Н. Богословие и Боговидение 1 .117). 581–599. 469 . Lossky V. La notion théologique de personne humaine//ВРЗПЭ 1955. 24. 227–235. À l’image et à la ressemblance de Dieu. 109–121. пер.: Богословское понятие человеческой личности//БТ 1975. 14. 113–120. Переизд.://Лосский В. Н. Богословие и боговидение 1 .117). 289–302. 470 . Lossky V. La problème de la «Vision face à face» et la tradition patristique de Byzance//StPatr 1957. 2. 512–537. пер.: The Problem of the Vision Face to Face and Byzantine Patristic Tradition//GOTR 1972. 17. 231–54. пер.: ср. Боговидение 1 .116), гл. 8 («Боговидение в византийском богословии») и «Святой Иоанн Дамаскин и византийское учение о духовной жизни»//ВРЗПЭ 1968.61. 57–68. 471 . Lossky V. La théologie de l’image//ВРЗПЭ 1959. 30–31. 123–133. пер.: The Theology of the Image//Sobornost. 1957–58. 2. 510–520. пер.: Богословие образа//БТ 1975. 14. 105–113. Переизд.://Лосский В. Н. По образу и подобию 1 .115). 117–128;//Лосский В. Н. Богословие и Боговидение. 1 .117). 303–319. 472 . Lossky V. La Tradition et les traditions//ВРЗПЭ 1959. 30–31. пер.://Lossky V., Uspensky L. The Meaning of Icons. Boston 1952. 13–24. пер.://Lossky V, Uspensky L. Der Sinn der Ikonen. Bern; Olten 1952. пер.: Предание и предания//ЖМП 1970. 4. 61–76; Переизд.://Лосский В. Н. По образу и подобию 1 .115). 129–151;//Лосский В. Н. Богословие и Боговидение 1 .117). 513–544. 473 . Lossky V. Vision de Dieu. Neuchâtel. 1962. 142. пер.: The Vision of God. I. 1963. 139. Slayton M.//GOTR 1964. 10:1. 144–148. пер.: Shau Gottes. Zürich 1964. 144. пер.: La teologia mistica della Chiesa d’Oriente. La visione di Dio/Introd. di Lanne E. Bologna. 1967. XXVIII, 412. пер.: Гл. 1–2//БТ 18. 118–135; гл.З//БТ 24. 214–229; Гл. 4//БТ 25. 161–168; Гл. 7 (Святой Дионисий Ареопагит и преподобный Максим Исповедник )//АО 1995. 3(6). 83–95; Гл. 8–9//БТ 1972. 8 1 .114). 187–203. Полн. пер. впервые: Боговидение 1 .116). Переизд.://Лосский В.Н. Богословие и Боговидение 1 .117). 112–272. пер.: Атос 2000. [Исихастская и паламитская проблематика, пр. всего, в гл. 6–9].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В 1927 г. В., получив приглашение Йельского ун-та, переехал в США. По поручению ун-та написал для студентов однотомную «Историю России», к-рая вышла в 1929 г. При переизданиях (6-е изд. в 1969) В. дополнял ее новыми главами, доведя изложение до современности. Книга пользовалась большой популярностью, была переведена на большинство европ. языков (рус. пер.: Русская история. М., 1997) и содержит специальные разделы, посвященные церковной тематике. В сер. 30-х гг. В. вместе со своим другом проф. Гарвардского ун-та М. М. Карповичем задумал создать «Историю России» в 10 томах. Первые 6 томов (с древнейших времен до нач. XIX в.) предстояло написать В., остальные 4 т. (Россия в XIX-XX вв.) - Карповичу. 1-й т. («Древняя Русь») вышел в 1943 г. (переизд.: Тверь; М., 1996), 2-й («Киевская Русь») - в 1948 г. (переизд.: Тверь; М., 1996), 3-й («Монголы и Русь») - в 1953 г. (переизд.: Тверь; М., 1997), 4-й («Россия в средние века») - в 1958 г. (переизд.: Тверь; М., 1997). После смерти Карповича в 1959 г. работа остановилась. 5-й т. в 2 ч. («Московское царство», изложение доведено до 1682) вышел в 1968 г. (переизд.: Тверь; М., 1997. 2 ч.), 6-10-й тома не были написаны. Исследование В. и Карповича стало первым зарубежным обобщающим трудом по истории России с древнейших времен до XVIII в. Значительное внимание как в этом исследовании, так и в др. общих и специальных трудах В. уделил раскрытию роли правосл. Церкви в истории России, развитии рус. культуры. По мнению В., духовный кризис рус. народа достиг высшего напряжения в XX в. и должен был разрешиться возрождением Православия. На научные исследования В. оказало влияние его личное отношение к религии и Церкви. В первые 30 лет жизни главным авторитетом для В. был его отец, к-рый считал себя религ. человеком, хотя и отрицал необходимость Церкви. В молодые годы В. разделял взгляды отца, но затем его перестала удовлетворять «бесцерковная» вера. В. вспоминал: «В Перми я, можно сказать, вернулся к Церкви. Во время моего студенчества в Москве и позже до 1917 г. я как-то отошел от религии и Церкви, хотя и не сделался атеистом и почти всегда ходил на 12 Евангелий и Пасхальную заутреню. Вероятно, большевистский переворот обратил меня к Церкви» (Из воспоминаний. С. 144). В Симферополе В. посещал религиозно-философские собрания. Он писал, что под влиянием религ. диспутов и работ прот. Сергия Булгакова «многое - особенно модернистские тенденции в Православии - стало для меня неприемлемым» («Соединение церквей». С. 158). В К-поле В. познакомился с митр. Антонием (Храповицким) , митр. Платоном (Рождественским) , архиеп. Анастасием (Грибановским) и еп. Вениамином (Федченковым) , встречи и беседы с к-рыми еще более укрепили его религ. убеждения.

http://pravenc.ru/text/150429.html

1845. 3. С. 18-20; Описание Шиомгвимской пустыни в Грузии//Там же. 12-14, 16; Празднование новолетия у древних грузин//Там же. 1. С. 8-9; Св. Нина, просветительница Грузии христианскою верою//Там же. 1; Дербентские железные врата в Имеретии//Там же. 1846. 6; Различные наименования грузинов//ЖМВД. 1844. Ч. 6. С. 115-143; То же, переизд.: Тифлис, 1846; Описание Марткопского мон-ря//ЖМВД. 1845. Ч. 9; То же//Закавказский вестн. 1845. 3-4; То же, переизд.: Тифлис, 1847. Тбилиси, 2009 (на груз. яз.); Акт бывшей в Грузии Руставской епархии//Закавказский вестн. 1848. 26; Жизнь великого моурава кн. Георгия Саакадзе, родоначальника князей Тархан-Моуравовых, с приложением описания Эртацминдского храма и Кватахевского мон-ря//Закавказский вестн. 1848. 32-37; То же, переизд.: Тбилиси, 1973 (на груз. яз.); Исторический взгляд на состояние Грузин под властью царей-магометан//Закавказский вестн. 1849. 1, 3, 5, 7; Города, существовавшие и существующие в Грузии. Тифлис, 1850; Жизнеописания святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью, составленные на основании древних и современных сведений с историческими, географическими, хронологическими и филологическими замечаниями. Тифлис, 1850; Путевые записки от Тифлиса до Ахталы//Закавказский вестн. 1850. 16-18; Гелатский монастырь [Генатский мон-рь]//Кавказский календарь на 1853 г. Тифлис, 1852. С. 401-408; Гора святого Давида в Тифлисе//Кавказский календарь на 1856 г. Тифлис, 1855; То же, переизд.: Тифлис, 1858; Описание города Душета Тифлисской губернии. Тифлис, 1860; Путевые записки по Дагестану в 1861 г. Тифлис, 1862; Икортский мон-рь в Карталинии//ДВГЭ. 1865. 11. С. 67-93; Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866; Послание Иерусалимского патриарха Досифея в Грузию//Цискари. Тифлис, 1852. 3. С. 70-73; То же//ДВГЭ. 1866. 4. С. 161-173; 5. С. 177-190; переизд.: Тифлис, 1866 (на груз. яз.); Род князей Чолокаевых и мученик св. Бидзина Чолокаев//Цискари. 1866. 3. С. 60-73 (на груз. яз.); Жизнь царя Георгия XIII. Тифлис, 1867, 1936, 1978 (на груз.

http://pravenc.ru/text/578390.html

М., 1912 (Переизд.: Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 49-297); Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. Серг. П., 1917. М., 1994П; Тихие думы: Из ст. 1911-1915 гг. М., 1918, 1996П; На пиру богов. София, 1921; Новозаветное учение о Царствии Божием: Протоколы семинария проф. прот. С. Н. Булгакова (по записи Л. А. Зандера)//Духовный мир студенчества. Прага, 1923. 3. С. 47-69; 1924. 4. С. 51-71; 1925. 5. С. 48-60 (Переизд. в: С.Н. Булгаков: Религиозно-философский путь: Междунар. науч. конф., посвящ. 130-летию со дня рождения/Науч. ред. А. П. Козырев; сост. М. А. Васильева, А. П. Козырев. М., 2003. С. 427-520); Ипостась и ипостасность: (Scholia к «Свету Невечернему»)//Сб. ст., посвящ. 35-летию науч. деятельности П. Б. Струве. Прага, 1925. С. 353-371 (Переизд. в: Булгаков С., прот. Труды о Троичности. М., 2001. С. 19-53); Очерки учения о Церкви. I//Путь. 1925. 1. С. 53-78; Очерки учения о Церкви. II: Обладает ли Православие внешним авторитетом догматической непогрешимости?//Путь. 1926. 2. С. 47-58; Очерки учения о Церкви. III: Церковь и «инославие»//Там же. 4. С. 3-20; Св. Петр и Иоанн: Два Первоапостола. П., 1926. Минск, 1996. (Два Первоапостола); Купина Неопалимая: Опыт догматич. истолкования некоторых черт в правосл. почитании Богоматери. П., 1927; Друг Жениха (Ио. III, 28-30): О правосл. почитании Предтечи. П., 1927; Die Tragödie der Philosophie. Darmstadt, 1927 (На рус.: Трагедия философии//ВРСХД. 1971. 101/102. С. 87-104; Трагедия философии// Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 311-518); Лестница Иаковля: Об ангелах. П., 1929; Очерки учения о Церкви. IV: О Ватиканском догмате//Путь. 1929. 15. С. 39-80; 16. С. 19-48; Главы о Троичности//ПМ. 1928. Вып. 1. С. 31-88; 1930. Вып. 2. С. 57-85 (Переизд. в: Булгаков С., прот. Труды о Троичности. С. 54-180); Евхаристический догмат//Путь. 1930. 20. С. 3-46; 1930. 21. С. 3-33; Иуда Искариот - апостол-предатель//Там же. 1930-1931. 26-27 (Переизд. в: Булгаков С., прот. Труды о Троичности. С. 181-330); Икона и иконопочитание.

http://pravenc.ru/text/153629.html

Изд. и переводы: Capita hortatoria ad monachos in India [=первая сотница]: изд.: ΦΙλοκαλα τν ερν νηπακν. Venetiis, 1782. S. 241–261; Athenis, 18932. P. 165–181; 19573 [и репр.]. P. 276–296 («Слово к монахам» на с. 297–301); PG. 85 (в переизд. 1861 и 1864 гг., текст по «Добротолюбию»; в изд. 1860 г. этого текста нет). Col. 1837–1860; древний араб. пер. (не издан, упом.:) Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 407); Sauget J. M. Le Patérikon du manuscript arabe 276 de la Bibliothèque nationale de Paris//Le Muséon. 1969. Vol. 82. P. 363–404 (см. с. 381–382: упоминание, имя восстановлено при интерпретации Qrbs как «Карпафийский»); лат. пер. [частичный: отсутствуют главы 3, 37, 58 и 99]: PG. 85. Col. 791–811 (editio princeps: Ioannis Carpathiorum episcope Capita hortatoria, sive documenta spiritualia CXCI// Philippi Solitarii Dioptra/Omnia nunc primum Latinitate donate a Jacobi Pontano (=Jakob Spanmuller, 1542–1626). Ingolstadii,1604) [главы 96–97 — перевод «Слова к монахам»]; слав. пер. прп. Паисия Величковского см. в 4-м т. слав. «Добротолюбия»; рус. переводы: 1) Сто утешительных глав к индийским монахам, писавшим к нему/[Пер. прот. Д. С. Вершинского]//ХЧ. 1827. Ч. 26. С. 134–188; Преподобного отца нашего Иоанна Карпафского к монахам, находившимся в Индии, писавшим к нему, сто увещательных глав/Пер. еп. Феофана Затворника//Добротолюбие. М., 19002. С. 76–102; 2) Слово подвижническое и весьма утешительное к монахам, писавшим к нему из Индии, служащее дополнением ко ста главам/[Пер. прот. Д. С. Вершинского]//ХЧ. 1827. Ч. 26. С. 296–306; Аскетические творения святых отцов: Каллиста Катафигиота «О Божественном единении и созерцательной жизни»; Иоанна Карпафийского «Слово подвижническое и очень утешительное к обратившимся к нему монахам из Индии, восполняющее число Ста глав»/Пер. с греч.: Н. А. Леонтьев//ПС. 1898. Ч. 2. 7/8. С. 103–109 (переизд.: Символ. 1997. 38, дек. С. 246–250; Дунаев А. Г., пер., примеч., послесл., указатели. Дополнение к Добротолюбию: Вторая сотница прп. Иоанна Карпафийского. М., 2001. С. 50–58 [переизд. пер. с небольшой ред.; введено деление на параграфы]). Переводы на совр. языки имеются в составе «Добротолюбия» (см.: ПЭ. Т. 15. С. 511); Capita theologica et gnostica [=вторая сотница]: изд.: Ossieur. 1973; Balfour. 1994; лат. пер. (частичный): J. Pontanus//PG. 85. Col. 812–826; рус. пер.: Дунаев. 2001; англ. пер.: Balfour. 1994.

http://pravenc.ru/text/471286.html

П., 1931 (Переизд. в: Булгаков С. Н. Первообраз и образ: Соч.: В 2 т. СПб., 1999. Т. 2. С. 241-310); О чудесах евангельских. П., 1932; М., 1994П; Святый Грааль: (Опыт догматич. экзегезы. Ио. XIX, 34)//Путь. 1932. 32. С. 3-42 (Переизд. в: Булгаков С. Н. Первообраз и образ); Агнец Божий: О Богочеловечестве. Ч. 1. П., 1933; М., 2000П; Иерархия и Таинства//Путь. 1935. 49. С. 23-47; О Софии Премудрости Божией. Указ Московской Патриархии и докладные записки прот. Сергия Булгакова Митрополиту Евлогию. П., 1935; Утешитель: О Богочеловечестве. Ч. 2. П., 1936. М., 2003 (Утешитель); Проблема «Условного бессмертия»: (Из введения в эсхатологию)//Путь. 1936-1937. 52. С. 3-23; 1937. 53. С. 31-49; The Wisdom of God: A Brief Summary of Sophiology. N. Y.; L., 1937; Радость церковная: Слова и поучения. П., 1938; Невеста Агнца: О Богочеловечестве. Ч. 3. П., 1945; Автобиографические заметки. П., 1946, 1991П (Переизд.: Автобиографическое// Булгаков С. Н. Тихие думы. М., 1996. С. 308-419); Апокалипсис Иоанна. П., 1948. М., 1991П; Философия имени. П., 1953. СПб., 1998; Мариология в четвертом Евангелии//ВРСХД. 1971. 101/102. С. 19-114; Софиология смерти//Вестн. РХД. 1978. 127. С. 18-41; 1979. 128. С. 13-32 (Переизд. в: Булгаков С. Н. Тихие думы. 1996. С. 273-306); Богословие Евангелия Иоанна Богослова//Вестн. РХД. 1980. 131. С. 10-33; 1981. 134. С. 59-81; 135. С. 26-38; 136. С. 51-67; 137. С. 92-107; Из памяти сердца: Прага (1923-1934)//Исслед. по истории рус. мысли: Ежег. М., 1998. С. 112-256; Мужское и женское в Божестве. Мужское и женское//С. Н. Булгаков: Религ.-филос. путь. С. 343-395. Лит.: Лосский В. Н. Спор о Софии: «Докладная записка» прот. С. Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии. П., 1936; Граббе П. Н. О парижских «богословах». Ровно, 1937; Lialine C., dom. Le débat sophiologique//Irénikon. 1936. T. 13. P. 168-205; Dobbie-Bateman A. F. In quos fines saeculorum//Sobornost. 1944. N. S. 30. P. 6-8; Зандер Л. А. Бог и мир: (Миросозерцание отца Сергия Булгакова): В 2 т. П., 1948; Сериков Г., прот.

http://pravenc.ru/text/153629.html

(CPG, N 1813), содержит увещания мужественно переносить любые перемены житейских обстоятельств. Сохранилось только в слав. переводе. Рус. пер.: О жизни и о разумной деятельности (слово второе «О житии и деянии разумъне»)/Пер.: еп. Михаил (Чуб)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 154-159 (переизд.: Творения. 1996. С. 305-313). «О различении пищи, и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники» (CPG, N 1814). Первые 5 глав посвящены страданиям праведников, в главах 6-15 аллегорически объясняются ветхозаветные законы (Числ 19. 2-3, 14-21) о пище и о рыжей телице. Под телицей автор подразумевает плоть Христову (11. 4), а законы толкует в моральном аспекте (13-15). Сочинение дошло только в слав. переводе. Рус. пер.: О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники/Пер.: еп. Михаил (Чуб)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 160-172 (переизд.: Творения. 1996. С. 314-334). «О проказе» (CPG, N 1815), представляет собой беседу Еввулия и Систелия относительно закона о проказе (Лев 13. 1-6, 47-52), к-рый понимается аллегорически: 4 вида проказы толкуются как прелюбодеяние, страх и боязнь, гнев, зависть и уныние (5. 1-4); от этих и прочих пороков христианин должен всячески воздерживаться. Сохранилось в слав. переводе в сокращении, на греческом - только отрывки. Рус. пер.: К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении)/Пер.: еп. Михаил (Чуб)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 173-183 (переизд.: Творения. 1996. С. 335-352). «О пиявке, упоминаемой в Притчах, и о «Небеса поведают славу Божию»» (CPG, N 1816), обращено к Евстохию. Сначала изъясняются слова из Притч 30. 15-16: под пиявкой понимается «враждебная сила» (3. 3), «кровопийца и сожительница левиафана» (6. 1). Затем истолковываются без всякой связи с предыдущим текстом Пс 18. 2-5: «твердь» - это либо Церковь, либо богословствующий ум, «день» - души святых (7-9); и Прем 7. 1-2: поскольку эта глава представляется ясной, М. отказывается от толкования, уточнив лишь, что Соломон говорит здесь о себе, а не о Христе (10). Сочинение сохранилось в слав. переводе. Рус. перевод: О пиявице, о которой говорится в Книге Притчей, и о [словах] «Небеса проповедуют славу Божию»/Пер.: еп. Михаил (Чуб)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 184-205 (переизд.: Творения. 1996. С. 353-364). «О сотворенном»

http://pravenc.ru/text/2633849.html

1748 . Горский А. В., Невоструев К. И. 9 .41). 2:2. 193–205. [Первый слав. перевод]. 1749 . Драгунский Д. В. «Лествицы» Пушкинского Дома//ТОДРЛ 1976. 30. 345–347. 1750 . Душани С. Браничевски превод Лествице Jobaha Синаита//Браничево. Пожаревац 1956. 2:4. 62–83. 1751 . Lazi N. Lestvica Jovana Lestvinika u hilandarskim isihastikim zbornicima//Arheografski prilozi. Beograd. 1988–1989. 10–11. 45–50. 1752 . Heppell M. Some Slavonic Manuscripts of the «Scala paradisi» («Lestvica»)//BSI 1957. 18(2). 233–270. 1753 . Heppell M. The Rila manuscripts of the «Lestvica» (Scala Paradisi)//BSI 1971. 32. 276–283. Издания 1754 . Первое изд. слав. перевода : М. 1647 [по рук. ЦГАДА, Синод, тип. 201] перепечатка: Варшава 1785. 1755 . Николаев Н. И. Об источниках московского издания Лествицы 1647 г.//ТОДРЛ 1994. 47. 277–283. 1756 . Новый слав. пер. Д. М. Ульянинского : М. 1785. Переизд.: СПб. 1812, 1817; Киев 1823, 1836, 1862, 1869. 1757 . Пер. св. Паисия Величковского , изданный Оптинским старцем Амвросием: Преп. о. н. Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица с алфавитным указателем и примечаниями. М. 1862. 554, с разд. паг. (переизд. с некоторыми отличиями: 2 М. 1873. 544; 3 1888. 530; 4 1892. 312, 40; 5 Сергиев Посад 1898. 480. [Репр.: М. 1994]; 6 1901). 1758 . Пер. МДА (о. Агапита Введенского): Преп. о.н. Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица и Слово к пастырю. М. 1851. XXIII, 405, II. переизд.: 2 М. 1854. 3 М. 1862. 554; 4 М. 1869. XXII, 405; 5 Сергиев Посад 1894. 286, II. 7 Сергиев Посад 1908. [С алф. указ.; на обл. 1909]. XII, 276, 90. репр. и переизд: СТСЛ 1991. XII, 273, 90. II. [Репр. изд. 1908]. То же: Коломна. Свято-Троиц. Ново-Голутвин жен. м-рь. 1992. СПб. 1995. 352. (Б-ка правосл. христианина). То же: 1996. Иоанн Лествичник , св. Лествица. М.: Срет. м-рь; Правило веры; Лествица 1996. 673; Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица в рус. пер. с алф. указ. СПб.; М.: Междун. Правосл. Фонд Благовест 1996. 352. М.: Лествица и др. 1996. 671. М.: Лествица 1997. 671 [по изд. 1908]. М.: Срет. м-рь; Правило веры 1997. 671 [по изд. 1908]. СПб. 1998. 352 [по изд. 1908 г., с исп. изд. М. 1862]. М.: Правило веры 1999. 671 [по изд. 1908 г.]; и др.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010