Впервые опубл.: Христианин. 1908. Окт. – нояб.; 1909. Янв., май. Переизд.:Флоренский П.А. Соч.: В4т. М., 1994. Т. 1. С. 571–637. Исидор (Козин; ок. 1824–1908) – иеромонах (1865); жил на Афоне, в Паракли-товой пустыни и в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры. «В нем… нащупывалось голою рукою живое, зиждущееся, творческое тело Церкви – Церковь власть имеющая… Исповедь старца… была совсем особою по какому-то неуловимому веянию вечности». – Флоренский П. Соль земли… [Сергиев Посад, 1909.] С. 2, 42. С. 292–293. «Ничего не оказалось между мной и им… Церковь в портах и золотых поручах и епитрахили на Камне». – Там же. С. 44–47. С. 293. «Христианство – это тайна для мира«… – Ср.: «Христианство великая тайна Тайна христианства необычайна для мира сего» ( Макарий Великий , преп. Наставления о христианской жизни//Добротолюбие. М., 1895. Т. 1. С. 177). … «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы»… – 1Кор. 2, 4 . …«домостроительством тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге». – Ср.: Еф. 3,9 . …» Церковь … есть точно так же объект мистического опыта, как и Христос». – Арсеньев Н.С. О литургии и таинстве Евхаристии. Париж, (1928.) С. 56. «Царство Божие внутри вас». – Ср.: Лк. 17, 21 . С. 294….«выдает свои философские домыслы за «церковную мысль»… – Ср.: Зеньковский В. В., прот. История русской философии. Париж: YMCA-Press, 1950. Т. 2. С. 419. Зеньковский Василий Васильевич (1881–1962) – религиозный философ, профессор Киевского университета (1915–1919), Берлинского университета (1920– 1923), директор Педагогического института в Праге (1923–1926), профессор Православного богословского института в Париже (1926–1962), священник (1942). …«не из православных глубин исходит»… – Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж: YMCA-Press, 1937. С. 497. Флоровский Г.В. – см. примеч. к с. 185. Бердяев – эпохи выхода книги (1914 год) – считал… – Приведенные далее цитаты взяты из статьи: Бердяев H.A. Стилизованное православие//Русская мысль. 1914. 1.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

Псевдо-Макарий, Гом. 20, PG 31, 649–656; Гом. 17, col. 624–633; Гом. 44, col. 777–785. Симеон Новый Богослов , Катех. 2, SC 96 (1963), с. 242–256 (всего отречься, чтобы познать Христа); Катех. SC 113 (1965), с. 152–154. Соловьев В., Оправдание добра И, IX, 3–7, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 193–204. Почитание Христа Георгий Схоларий, Precation ad DNJXtum, М atut in a, Meridian a et Vespertina, PG 160, 535–528. Nersès ânorhali, Иисус, единородный Сын Отца, SC 203 (1973). Старец Георгий Затворник, в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 92–95. Подражание Христу Василий Великий , Великое правило 3, 5, 7, К», 43. Псевдо-Макарий, Гом. 43, 1–2, PG 34, 772. Авва Исайя, Logos 13, франц. пер., Etiolles, 1970, с. 114–119; Logos 22, с. 184 слл.; Logos 25, с. 232 слл.; Logos 27, с. 247 слл. Симеон Новый Богослов , Катех. 20, SC 104 ( 1 904), с. 330–348 (под водительством духовника следовать за Христом в его служении, Тайной вечере, Страстях, просвещенным в славе); Катех. 27, SC 113 (1965), с. 118–126. Тихон Задонский , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur. 157, c. 40 слл. Бог Ириней. Избранные тексты, сборник составлен R. Poelman и озаглавлен De la plénitude de Dieu, Bible et la vie Chrétienne, Maredsous, 1959. Les chemins vers Dieu. Избранные тексты, представленные F. Quére-Jaulmes и A. Hamman, Lettres Chrétiennes 11, Paris 1967. Климент Александрийский , Протрептик 5, SC 2 (1941), с. 119–128 (мнения философов о Боге). Соловьев В., Оправдание добра III, XIX, 10, Собр. сои., т. 8, изд. С.Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 476 слл. (религиозный принцип отцовства). Пресвятая Троица Иоанн Дамаскин , О Пресвятой Троице, PG 94, 9–18; О Трисвятом, Там же, col. 21–62. Геннадий Схоларий , О Боге в Троице едином, PG 160, 567–596: Disputation сит amera Machumetis, col. 322–328 (образы Троицы). Григорий Палама , франц. Добротолюбие, с. 269 слл. Обожснис Иоанн Златоуст, Восемь катехизисов на крещение I, 1, SC 50bis (1970),

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

721 Лаврентьевская летопись//ПСРЛ. Т. 1. Стб. 449. Новгородская летопись также сообщает, что при этом было убито четверо волхвов. 722 Юрий (или Георгий) – имя, которое в крещении принял князь Ярослав. Город Юрьев – современный Тарту в Эстонии. 724 Абрамович Д. Kuэbo–Neчepcьkiй патерик. К., 1930 (переизд.: Das Paterikon des Kiever Hohlenklosters/Nach der Ausg. von D. Abramovic, neu Hrsg. Von D. Tschizewskij. Munchen, 1964). C. 110–111 [Переизд.: Киево–Печерский патерик//Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980]. 725 Ср. прим. 13. Исследованию этого патерика и истории первого русского монастыря посвящено множество трудов; дальнейшие ссылки см.: Smolitsch I. Russisches Monchtum: Entstehung, Entwicklung und Wesen 988–1917. Wurzburg, 1953. S. 61–78 [рус. пер.: Смолич И. Русское монашество: Возникновение, развитие и сущность (988–1917). Жизнь и учение старцев: Путь к совершенной жизни. М., 1997. С. 469–470]; Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus’. S. 50–56 [Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. С. 84–93]. О личности прп. Феодосия см.: Fedotov G. The Russian Religious Mind. Vol. 1: Kievan Christianity, the Tenth to the Thirteenth Centuries. Cambridge (Mass.), 1946. P. 132–136 [ Федотов Г.П. Русская религиозность. Ч. 1: Христианство Киевской Руси. X–XIII вв.// Федотов Г.П. Собр. соч.: В 12 т. М., 2001. Т. 10. С. 126–129]. 726 Критическое издание И.П. Еремина см.: ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 400–426; ТОДРЛ. 1958. Т. 15. С. 331–348. Ср.: Fedotov G. The Russian Religious Mind. Vol. 1: Kievan Christianity. P. 136–141 [ Федотов Г.П. Русская религиозность. Ч. 1: Христианство Киевской Руси. X–XIII вв. С. 129–134]. 727 Неизвестный епископ XIII столетия. Святительское поучение ново–поставленному священнику//РИБ. Т. 6. Стб. 108. Это «Поучение», встречающееся во многих рукописях, [вошло в главу 60 русской Кормчей – «О хиротонии, сиречь о рукоположении святительском»], широко использовалось несколькими поколениями читателей. Наряду с поучениями библейского и этического характера оно содержит практические указания для священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

thunberg 1985 – thunberg, Lars, Man and the Cosmos. The Vision of St Maximus the Confessor, with a Foreword by A.M.Allchin (Crestwood, New York: St Vladimir " " s Seminary Press, 1985). бальтазар, Ханс Урс фон, Вселенская литургия (фрагменты), пер. М .першина и др., АО 3/14 (1997); 2/16 (1998); 1/19 (1999); 1/23 (2000); 3/25 (2000); 2/36 (2003); 4/38 (2003). бриллиантов, Александр Иванович , Влгяние восточного богословгя на западное вь произведениях Иоанна Скота Эригены (СПб., 1898; переизд.: М.: Мартис, 1998), с. 212–234. бронзов, Александр Александрович, «Предисловие переводчика», 1894 г., в кн.: Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Дионисий (шленов) , иеромонах, «Гефсиманское моление в свете христологии прп. Максима Исповедника », в кн.: Диспут с Пирром. Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия, отв. ред. Д.А.поспелов (М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004). Афанасий (Евтич) , епископ, «Пролегомены к исихастской гносеологии», £740 (2005), с. 74–121. ЕПИФАНОВИЧ, Сергей Леонтьевич, Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие ([!]Киев, 1915; переизд.: М.: Мартис, 2003). петров В.В., " О трудностях XLI Максима Исповедника : основные понятия, источники, истолкование», в сб. Космос и душа, сс. 147–271. петров В.В., «Соединения и деления ипостаси тварного в О трудностях XLI (PG 91, 1304D-1316A) Максима Исповедника », ВТ 40 (2005), с. 47–73. петров в.в., «. Знание: его значение и функции в богословской системе Максима Исповедника », Точки/Puncta 3–4/5 (М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005), сс. 7–25. поспелов Д.А., «Преподобный Максим Исповедник как историческое лицо и богослов», в кн .».Диспут с Пирром... (см. выше). флоровский, Георгий Васильевич, Восточные отцы V-VIII веков (Париж, 1933, Paris: Ymca-Press, 1990). 265 Прокл, In Platonis Cratylum commentaria (ed. G.Pasquali) III, 2, 5–12; In Platonis Parmenidem p. 982, 24– 30; 1003, 10; In primum Euclidis elementorum, 42, 15; 69, 13. триада ποδεικτικ – ριστικ – διαιρετικ упоминается Ямвлихом в Жизни Пифагора 161, 8: «Общие знания, такие, как учение о доказательстве, определении и делении, он [Пифагор] передал людям» (пер. Ю.А.Полуэктова).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Мнение И. о рус. происхождении перевода убедительно оспорено лишь в отношении Хроники Георгия Синкелла ( Бражникова. 2000). Отдельным направлением научных интересов И. была история рус. лит-ры XIX в., и в этой области ему также принадлежит ряд важных открытий. Серию публикаций И. посвятил архиву семьи Тургеневых, что стало большим вкладом в изучение рус. общества и лит. среды эпохи романтизма на рубеже XVIII и XIX вв. В статье 1908 г. он уточнил дату рождения Н. В. Гоголя (19 (а не 20, как было принято считать) марта (1 апр.) 1809). Архив И. находится в С.-Петербургском филиале Архива РАН (Ф. 332). Соч.: Александрия русских хронографов: Исслед. и текст. М., 1893. 2 кн. (переизд.: ЧОИДР. 1894. Кн. 1-2; Lpz., 1985r); Сказание об Индейском царстве//Древности: Тр. Слав. комис. МАО. М., 1893. Т. 1. С. 1-75, I-III; Beiträge zur griechisch-slavischen Chronographie//ASPh. 1895. Bd. 17. S. 416-429; Отчет командированного за границу приват-доцента Моск. ун-та В. Истрина за 2-ю пол. 1894 г.//ЖМНП. 1896. Ч. 304. 4. С. 47-78; Ч. 305. 6. С. 53-86; Ч. 307. 9. С. 1-25; Ч. 308. 11. С. 1-41; Хронограф Ипатского списка летописи под 1114 г.//Там же. 1897. Ч. 314. 11. С. 83-91; Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах: Исслед. и тексты//ЧОИДР. 1897. Кн. 2. С. II, 1-250; Кн. 3. С. 251-329; Кн. 4. С. 1-131; 1898. Кн. 1. С. 133-208, II; Кн. 2. С. 32-33; Апокриф об Иосифе и Асенефе//Древности. 1898. Т. 2. С. 146-199; Апокрифическое мучение Никиты//ЛетИФО. 1898. Т. 7. С. 211-304; Греческие списки завещания Соломона//Там же. 1898. Т. 7. С. 49-98; Замечания о составе Толковой Палеи. СПб., 1898. (СбОРЯС; Т. 65. 6) (переизд.: Nendeln, 1966r); Новый сборник ветхозаветных апокрифов: (Рец. на кн.: Франко I. Anokpiфu i легенди з украïнських pykonucib. Льbib, 1896. Т. 1)//ЖМНП. 1898. Ч. 315. 1. С. 112-133; Рец. на кн.: Владимиров П. В. Древняя русская литература киевского периода, XI-XIII вв.//Там же. Ч. 340. 3. С. 213-244; Ч. 342. 8. С.

http://pravenc.ru/text/Истрин.html

7 . Флоровский Г.В., протоиерей. Византийские отцы V-VIII веков. – Париж, 1933. Переизд.: М., 1992. 8 . Православная Богословская энциклопедия: В 12-ти т./Под ред. А.П. Лопухина . – Петроград, 1903–1917. 9 . Словарь библейского богословия: Пер. с франц./Под ред. К. Леон-Дюфура. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1974. БОГОСЛОВИЕ, ДОГМАТЫ, СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ 1 . Св. Григорий Богослов . Слова 20, 27, 32//Творения. – М., 1889. – Ч. 2–3. 2 . Св. Исаак Сирин . Слова подвижнические. 3-е изд. – Сергиев Посад, 1911. Слова 28, 55, 71, 82, 84. 3 . Викторов П. Усвоение догматических истин человеческим сознанием//ЖМП. – 1956. – 6. – С. 46–56. 4 . Лосский В.Н. Вера и богословие//Вестник Русского западноевропейского Патриаршего экзархата. – Париж, 1979. – 101 –104. – С. 101 – 112. 5 . Лосский В.Н. Предание и предания//ЖМП. –1970. – 4. – С. 61–75. 6 . Лосский В.Н. Формулировки веры и тайна веры//Вестник РЗЕПЭ. – Париж, 1982. – 109–112. – С. 151–155. 7 . Скабалланович M.H., проф. Хранение догмата в Церкви//Труды Киевской Духовной Академии. – 1910. – Т. 3. 8 . Софроний (Сахаров) , иеромонах. Старец Силуан. – Париж, 1952. Переизд.: М.: Воскресение, 1991. 9 . Филарет (Дроздов) , митрополит Московский. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания//Прибавления к изданию Творений святых отцов в русском переводе. – М., 1858. – Ч. 17. – С. 452–483. 10 . Флоровский Г.В., протоиерей. Дом Отчий//Вестник РЗЕПЭ. – Париж, 1982.   109–112. – С. 177–205. 11 . Флоровский Г.В., протоиерей. Богословские отрывки//Вестник РЗЕПЭ. – Париж, 1981. – 105–108. – С. 179–197. 12 . Флоровский Г.В., протоиерей. Писание и Предание с православной точки зрения//Вестник РЗЕПЭ. – Париж, 1964. – 45. – С. 57–63 13 . Шаргунов А., священник. Догмат в христианской жизни//Троицкое слово. – 1990. – 3. – С. 14–25. ИСТОРИЯ ДОГМАТИКИ 1 . Василий (Кривошеий), архиепископ Брюссельский. Символические тексты в Православной Церкви//Богословские труды.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

JI3AK – Летопись занятий постоянной Историко-археографической комиссии Императорской Академии наук. СПб. Литвина, Успенский 2010 – Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Князь и митрополит: штрихи к портрету Климента Смолятича//Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Траектории традиции: Главы из истории династии и церкви на Руси конца XI – начала XIII века. М., 2010. Лосева 2001 – Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. Лосева 2009 – Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских прологов XII – первой трети XV веков. М., 2009. Лурье 1999 – Лурье В. М. Святой Кирилл перед мощами святого Климента//Общото и специфичного в балканските народи до края на XIX век. Сборник в чест на 70-годишнината на проф. В. Тъпкова – Заимова. София, 1999. Макарий 1–2 – Макарий (Булгаков) , митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 1: История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви. М., 1994 (комментированное переизд. издания 1868 г.); Кн. 2: История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988–1240). М., 1995 (комментированное переизд. 2-го изд. в 1868 г. томов 1–3). Медынцева 1991 – Медынцева А. А. Архангельская ставротека и культ Климента на Руси//Советская археология. М., 1991. Милютенко 2006 – Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. Михеев 2011 – Михеев С. М Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011 (Славяно-германские исследования. Т. 6). Молдован 1984 – Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. Киев, 1984. Морозов 1915 – Морозов Ф. Антиминс 1149 (6657) года//ЗОРСА. Т. 11, 1915. Мочульский 1887 – Мочульскии В. Историко – литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887. Мурьянов 1991 – Мурьянов М. Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси//Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991. Мурьянов 2003 – Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. М., 2003. Назаренко 1993 – Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX – XI веков: Текст, перевод, комментарий. М., 1993 (ДИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

В янв. 1918 г. в Перми установилась советская власть, над В. нависла угроза ареста. Осенью ученый с женой уехал в Киев к родителям В. В это время в Симферополе открылся филиал Киевского ун-та, преобразованного вскоре в Таврический ун-т. При содействии отца В. получил в нем место профессора на кафедре рус. истории. В сент. 1920 г. В. принял предложение П. Н. Врангеля возглавить Отдел печати при Гражданском управлении Крыма, участвовал в комиссии по обработке материалов Таврического архива о деятельности Г. А. Потёмкина. В «Известиях Таврического ун-та» (1919-1920) опубликовал неск. статей по истории Крыма. 30 окт. 1920 г. В. отплыл в К-поль, через 4 месяца переехал в Афины, преподавал в Православной школе для детей рус. эмиграции, был принят в Греческую археологическую ассоциацию. В нояб. 1921 г. рус. правосл. община Афин делегировала В. на Карловацкий Собор (в Сремски-Карловци, Югославия). В. не считал себя компетентным в решении церковных вопросов, при обсуждении политических проблем воздерживался от голосования, досрочно покинул заседания Собора и вернулся в Афины. В февр. 1922 г. по приглашению Русской учебной коллегии в Праге В. переехал в Чехословакию, где получил место профессора рус. юридического фак-та Карлова ун-та. На основе лекционного курса в Праге издал учебник «Очерк истории права Русского государства XVIII-XIX вв.: Период империи» (1924; М., 1998) и кн. «Государственная Уставная грамота Российской империи 1820 г.» (1925). Работал в архивах Праги, Берлина, Вены и Парижа, изучая хранящиеся в них рус. рукописи. Участвовал в семинаре под рук. Н. П. Кондакова , в 1925-1927 гг. руководил семинаром им. Кондакова (с 1931 Ин-т им. Кондакова). В 1922 г. В. примкнул к евразийству , идеи этого движения отразились в сочинениях В. «Начертание русской истории» (Прага, 1927; переизд.: М., 1996. СПб., 2000), «Опыт истории Евразии с VI в. до настоящего времени» (Берлин, 1934), «Звенья русской культуры» (Берлин, 1938). Среди рус. церковных деятелей и писателей в эмиграции высказывалось мнение о необходимости унии с католич. Церковью ради «сохранения целостности Русской Православной Церкви за рубежом». В. и его единомышленники решительно выступили против этого намерения. В ст. ««Соединение Церквей» в исторической действительности», опубликованной в евразийском издании «Россия и латинство» (Берлин, 1923, переизд.: ВИ. 1994. 7. С. 160-174), В. рассмотрел историю церковных уний с Лионской 1274 г. (см. Лионские Соборы ) до Брестской 1596 г. как акты «насилия над совестью слабейшего». В. считал, что «нигде уния не была действительным «соединением» Церквей; она почти всюду была или вынужденной, или неискренней, или просто подготовительной степенью для перехода в латинство» (ВИ. 1994. 7. С. 174).

http://pravenc.ru/text/150429.html

Соч.: П. И. Чайковский как духовный композитор: (Крит. очерк)//РМГ. 1897. 9. Стб. 1199-1214; А. Ф. Львов (1799-1870): По поводу 100-летия со дня рождения. СПб., 1899; Церковь и музыка: (По поводу новых течений в муз. искусстве). СПб., 1902, 19042 (добавлен подзаголовок: Панченко, Кастальский и Гречанинов); Я. С. Калишевский и его хор: По поводу статьи г. Витошинского//Музыка и пение. 1902/1903. 3. С. 2-3; 4. С. 3-5; 5. С. 1-5; [Рец. на:] Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского мон-ря//Там же. 4. С. 7-8; Еще о пении в Киево-Печерской лавре: Письмо в редакцию//РМГ. 1903. 37. Стб. 831-839; Имеющему уши...: (Ответ г. В. П.)//РМГ. 1904. 8. Стб. 208-209; 9. Стб. 235-237; По поводу новой школы церк. музыки (в ответ на фельетон г. Иванова)//Музыка и пение. 1904/1905. 10. С. 1-3; Москва и Синодальный хор//Там же. 1905/1906. 11. С. 4-5; 12. С. 1-3 (переизд.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 874-882); «Революционные мотивы»: [Ответ на ст. М. М. Иванова]//Там же. 1906-1907. 1. С. 3-4; Летние впечатления//Там же. 1908/1909. 10. С. 2-5; 11. С. 2-4; 12. С. 2-4; 1911/1912. 1. С. 1-2; Эпоха Бортнянского, Турчанинова и Львова и значение названных композиторов в истории русской культуры//Памяти духовных композиторов Бортнянского, Турчанинова и Львова: [Сб. ст.]. СПб., 1908. С. 12-19; Поборник правды: [О Н. И. Компанейском]//Там же. 1909/1910. 6. С. 2-4; О древних и новых песнотворцах: Ист. очерк. СПб., 1910; Концерт Синодального хора//Колокол. 1911. 1488 (переизд.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 1042-1043); Духовный концерт дирижера Зилоти [«Литургия» С. В. Рахманинова]//Там же. 1501; О православии и «божественном» в церк. пении//Там же. 1505; Нравственно-воспитательное значение музыки//Музыка и пение. 1910/1911. 1/2. С. 3-4; 4. С. 1-3; 5. С. 1-2; 6. С. 1; Лекция аббата Ж. Тибо//Там же. 1911/1912. 5. С. 5; Ответ на «Несколько поправок [...]» проф. М. Скабаллановича»//ТКДА. 1913. Т. 1. 1. С. 103-125; М. А. Гольтисон (1872-1914)//Музыка и жизнь. 1913/1914. 5. С. 1-3; К вопросу о демественниках, клирошанах и о первоначальном пении в Русской Церкви: (По поводу кн. о. В. М. Металлова «Богослужебное пение в Русской Церкви в период домонгольский»)//Муз. современник. 1917. Тетр. 7/8. С. 77-101.

http://pravenc.ru/text/2110556.html

Древнейшее изображение Д., датируемое XI в., находится в алтарной части ц. свт. Николая «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр). Визант. календари не содержат сведений о Д., известно только позднее добавление, сделанное на полях кодекса 1050 г. (Laurent. San Marco. 787) под 6 нояб.: «...память иже во святых отца нашего Димитриана чудотворца, епископа Кифреи» (SynCP. Col. 197). В рукописи Александрийской Патриаршей б-ки Cod. 156 (XIV в.) содержится канон в честь Д., написанный гимнографом Самоной (Ταμεον, N 178). Д. упоминается в списке Хитрских епископов в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.). По крайней мере 4 церкви на о-ве Кипр носят имя Д., древнейшая из них построена в Идалионе (на окраине совр. Дали) в 1317 г. Ист.: BHG, N 495; ActaSS. Nov. T. 3. P. 298-308; Gr é goire H. St. Démétrianos, évêque de Chytri (île de Chypre)//BZ. 1907. Bd. 16. S. 217-237. Лит.: Gr é goire H. St. Démétrianos. S. 204-216; Лопарев Х. М. Греч. жития святых VIII-IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 368-370; Jenkins R. J. H. The Mission of St. Demetrianus of Cyprus to Bagdad//Annuaire de l " Inst. de Philologie et d " Histoire Orientales et Slaves. Brux., 1949. T. 9. P. 275-401 (переизд.: idem. Studies in Byzantine History of the 9th and 10th Cent. L., 1970); Canard M. Deux épisodes des relations diplomatiques arabo-byzantines au Xe siècle//Bull. d " Études Orientales de l " Inst. français de Damas. 1949/1951. T. 13. P. 51-69 (переизд.: idem. Byzance et les musulmans du Proche Orient. L., 1973); Vasiliev A. A. Byzance et les Arabes. Brux., 1950. T. 2: La Dynastie Macédonienne (867-959). P. 43, 212-213; Garitte G. Démétrianus, évêque de Chytri//DHGE. T. 14. Col. 194-195; Στυλιανο Π. Ο ϒιος ημητριανς Κυθρας. Λευκωσα, 1973; Becquet T. Demetriano//BiblSS. Vol. 4. Col. 552; Ryden L. Cyprus at the Time of Condominium//«The Sweet Land of Cyprus»/Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. P. 189-202; Mouriki D. The Cult of Cypriot saints in Medieval Cyprus as Attested by Church decoration and Icon Paintings//Ibid. P. 237-277; Μακριος, ρχιεπ. Κπρου. Κπρος Αϒα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 22; Stylianou J. and A. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. P. 55, 72, 425-426.

http://pravenc.ru/text/172058.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010