Великая среда – это особый день, ради которого в течение всего года православные соблюдают пост, даже в большие праздники. Протоиерей Георгий Бреев рассказывает о значении и смысле событий, вспоминаемых в третий день Страстной седмицы . Великая среда – это особый день, ради которого в течение всего года православные соблюдают пост, даже в большие праздники. Это день, когда в Синедрионе состоялось окончательное совещание, где уже все единодушно, начиная от архиереев, книжников и представителей от народа пришли к единому мнению. Они рассуждали, по-видимому, боясь, что авторитет Спасителя, что показал День Великого входа Его в Иерусалим, возрастает. Люди, и уже не только из среды иудейского народа, но даже язычники из Рима и других стран, просили апостолов, чтобы они открыли им возможность видеть Иисуса и слушать Его. Джотто. Иуда вступает в сговор с первосвященниками Сам Спаситель на это прореагировал интересно: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому». То есть наступила граница, мера Его почитания, отношения к Нему, которое началось с почитания Его как пророка, как учителя, потом – как Божественного помощника, потом Мессии, потом Спасителя… И вот оно уже выросла в некую полноту. И это страшило Синедрион. Священники боялись, что они не смогут ничего сделать с этим, поэтому суд единогласно решил предать Спасителя смерти. Наступали дни Пасхи. Священники стали предполагать, обдумывать план и принимать решение, каким образом им действовать, чтобы не было всенародного возмущения и это не привело еще к худшим последствиям. И тогда произошла встреча с Иудой, который тоже уже замыслил Спасителя предать. Он дал согласие предать Спасителя незаметным путем, чтобы без шума, без каких-то лишних народных волнений Он оказался в руках первосвященников и Суда. Вот почему Великая Среда остается днем, который мы всегда выделяем из других дней. Богослужение этого дня – во всех песнопениях, чтениях, Евангельском чтении — все также раскрывает суть этого дня, готовя к тому, что уже произошло осуждение Спасителя, и еще приблизился день Его страданий.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Ветхозаветный священник приносит жертвы за грехи людей, но перед этим должен принести жертву за собственные согрешения Речь идет о том самом левитском священстве, о котором мы в прошлый раз размышляли. «И посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертву о грехах» (Евр. 5: 3). Вот это очень важно. Ветхозаветный священник – он сам такой же грешный, как и мы. Он приносит жертвы за грехи людей, но перед этим должен принести жертву за собственные согрешения. Православным священникам это очень знакомо. Прежде чем вынимать частицы за тех, кто об этом просит и подает записочки в алтарь, мы вынимаем частицу за самого себя: «Помяни, Господи, мое недостоинство». А уже потом поминаем других. Потому что мы находимся в той же немощи, в которой и те, кто просит нас за них помолиться. Христос в этом не имеет нужды. Христу не надо приносить жертву за Самого Себя. Это для нас, христиан, очевидно. Христос безгрешен, Он восприял плоть от Пречистой Девы Марии, непорочно Его родившей, и как Сын Божий, восприявший человеческую природу, не согрешал, не унаследовал родительского греха, не сотворил произвольного греха и никаким образом к греху не причастен. И ни в какой жертве за свой собственный грех Он не имеет нужды. Вроде очевидная для христианина вещь, может быть, мало переживаемая. Действительно, Христос для нас совершенно исключителен. Он вне греха и приносит Себя за наш грех. «Ты священник вовек по чину Мелхиседекову…» Дальше говорится, что как и в Ветхом Завете первосвященство никто не приимал сам собою, а был призываем Богом, как Аарон, так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником. Это сделал Тот, кто сказал Ему: «Ты – сын мой, Я ныне родил тебя» (Евр. 1: 5). Эта фраза впервые прозвучала во 2-м псалме (см.: Пс. 2: 7). Об этом же говорится во псалме 109-м: «ты священник вовек по чину Мелхиседекову» (Пс. 109: 4), то есть ты иерей вовек по чину Мелхиседекову. Далее говорится, что Христос поставлен с клятвой. То есть те, ветхозаветные, были без клятвы. А Сей с клятвой, потому что о Нем сказано: «клялся Господь и не раскается, ты священник вовек по чину Мелхиседекову» (Пс. 109: 4).

http://pravoslavie.ru/144772.html

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (ФИЛЬМ телеканала Неофит) 16 апреля, 2010. Телеканал «Неофит» Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. С этого дня положили убить Его. Вербное воскресенье. Статьи, проповеди, видео Начало семнадцатого века до новой эры. Спасаясь от голода, небольшое пастушеское племя, семьдесят пять человек, покидает Хеврон и переселяется в дельту Нила, в лучшую египетскую землю – Гесем. Через семнадцать лет их старый вождь, Израиль, умирает. Благословляя сыновей перед смертью, патриарх обещает, что Бог возвратит их в землю отцов. Каждому из двенадцати колен он предсказывает его будущее, а Иудиным потомкам – рождение Человека, который будет для всех людей земли и Царем и Архиереем. Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое. Книга Бытия В конце декабря, за три месяца до Пасхи Христос пришел в Иерусалимский Храм на праздник Обновления. В этот день почти двести лет назад Дом Господень был освобожден и заново освящен после осквернения язычниками. По традиции люди стояли с пальмовыми ветвями в руках и торжественно воспевали хвалебные псалмы: «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как исчезает дым, да исчезнут; как тает воск от лица огня, так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся». Настроение было патриотическим. Иудеи обступили Иисуса в притворе Соломоновом и стали настойчиво спрашивать: «долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо». Они надеялись, что Он соберет народное ополчение и, как в славные времена войны за независимость, двинется на гарнизон поработителей. Но Учитель из Назарета явно не собирался поднимать восстание. Он говорил им о вечной жизни, толковал Писание и, отвечая на вопрос, сказал: «Я и Отец – одно». Фанатики схватились за камни – им нужен был только вождь. «Но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн», где начиналось Его Евангелие и Восхождение.

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

Игумен Трифон (Парсонс): Я был тем самым «чужаком», который верил, что Русская Церковь должна быть единой Когда 15 лет назад две ветви Русской Церкви пришли к воссоединению, отец Трифон (Парсонс) – настоятель русского монастыря Всемилостивого Спаса в американском Сиэтле – возможно, стал тем самым «чужим среди своих», кого Господь сподобил внести лепту в примирение. В один из самых эмоциональных моментов, когда противники единства из РПЦЗ бросали обвинения в адрес своих братьев из Московской Патриархии, он вышел к микрофону, попросил прощения и пал ниц. Его речь словно открыла двери для сторонников воссоединения. Отец Трифон поделился этой и многими другими, в том числе забавными, историями. В русском соборе я увидел Святая Святых Игумен Трифон (Парсонс) В молодости я был троцкистом и активно участвовал в деятельности Социалистической Рабочей партии США. Кроме того, работал психологом. Но чем глубже я погружался во все это, тем больше ощущал, что мне чего-то не хватает в духовном плане. В какой-то момент у меня возникло чувство, что многие мои коллеги идут по неправильному пути. Они занимались карьерой ради престижа или денег, но никогда не заботились о своих пациентах или учениках. Для меня же важнее всего была такая забота, и поэтому я не был уверен, что хотел бы провести всю жизнь среди таких людей. В результате я взял небольшой отпуск на 8 месяцев, в конце которого оказался в русском соборе в честь иконы Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радость в Сан-Франциско. Этот момент оказал на меня огромное влияние. Я зашел в собор и спросил мужчину, стоявшего за свечным ящиком, когда будет следующая служба. Дело было в субботу, и я был уверен, что она пройдет в воскресенье. Но этот человек сказал, что скоро будет литургия архиерейским чином с архиепископом Антонием (Медведевым). Я пришел на нее, и это стало для меня полным преображением. Когда мне было 10 лет, я спрашивал нашего пастора из лютеранской церкви, почему Господь в Ветхом Завете так заботится о том, как люди поклоняются Ему. Подумайте только: Создатель Вселенной «разработал проект» Иерусалимского храма, вплоть до одеяний первосвященника и других представителей духовенства, рассказал, что делать в этом храме – но почему Он не заботится так же о том, что нам делать сейчас, в наше время?

http://pravoslavie.ru/144285.html

Календарь Материалы 26 января 2007 г. [Интернет-журнал/Культура] Сергей Лебедев Каким должен быть возвышенный и целостный идеальный образ совершенного человека, которым могла бы руководствоваться современная система воспитания и образования в России? Размышления русского писателя в преддверии XV Международных Рождественских образовательных чтений «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке», открывающихся 28 января. [Встреча с Православием/Проповеди] Схиархимандрит Зосима (Сокур) Дай нам, Господи, осознания по-настоящему грехов наших, дай, Господи, искреннего покаяния нам. Мытарева воздыхания этого, а не фарисеева высокоглаголания, – как мы сегодня слышали в святых словах Божиих Триоди постной. И особенно да откроет Господь нам во дни этого предстоящего поста души наши к покаянию – настоящему, к умилению, к молитве, к труду святому. Всё во славу Божию и во спасение души своея. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Юрий Максимов На земле Азербайджана христианство появилось еще в апостольские времена. По преданию, первыми проповедниками там были апостол Варфоломей (там же и принявший мученическую смерть) и ученик апостола Фаддея – Елисей, которого местная традиция именует апостолом Албании. Народы, проживающие в Азербайджане, по сей день хранят память о своем многовековом христианском прошлом. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Святитель Николай Сербский Знаменитый сербский архиерей XX века, недавно прославленныйв лике святых, святитель Николай (Велимирович) в последние годы стал хорошо известен русском читателю. Его произведения все больше переводятся на русский язык и пользуются заслуженной любовью. В настоящий сборник вошли книги святителя Николая: " Сто слов о вере " , " Жатвы Господни " , " Беседы под горой " , " Мысли о добре и зле " , а также впервые публикуемая работа " Душа Сербии " . [Встреча с Православием/Православная библиотека] Несмотря на чудесные победы Самсона над филистимлянами, иго их все еще тяготело над израильтянами. Между тем среди скорбей и угнетения не было подкрепления их ослабевшей вере, не было власти направляющей и обновляющей. Духовное и гражданское управление находилось тогда в руках судьи и первосвященника Илия, человека хотя и благочестивого, но до крайности слабого. Он не имел влияния ни на исправление народа, ни даже на воспитание своих родных сыновей Офни и Финееса. Они состояли священниками при нем, но оказались далеко не на высоте этого звания.

http://pravoslavie.ru/archive/070126

Первенство как политический институт 13 декабря 2022 г. 12:09 18 ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек. Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Н.Ю. Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви 1  ( 12, 2022 , PDF-bepcuя ). Представление о богоустановленности первенства в Церкви Характерной чертой современных высказываний по теме первенства в Церкви является отсутствие интереса к истории вхождения самого этого понятия в церковный лексикон. Первенство воспринимается как не нуждающийся в определении общий принцип, лежащий в основе иерархических отношений и предполагающий главенствующую фигуру во главе любой иерархии. К примеру, в Кьетском документе Совместной православно-католической комиссии по богословскому диалогу говорится, что «понятие первенства обозначает обладание первым местом». Считается, что в Церкви данный принцип изначально реализовался в фигуре предстоятеля на евхаристическом собрании, на основании чего впоследствии возник так называемый монархический епископат, а еще позже, по мере усложнения церковной структуры, развился и институт первых епископов. Невнимание к истории понятия первенства и сведение его лишь к предстоятельству логичным образом ведет к декларированию его богоустановленности в Церкви, поскольку очевидно, что предстоятельство, а вовсе не первенство укоренено в первосвященническом служении Христа и заложено в природе евхаристического священнодействия.

http://patriarchia.ru/db/text/5984545.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Священноначалие ((греч. εραρχα (иерархиа), от ερς (иерос) — священный, святой, и ρχ (архи) — начало, начальство — священноначалие) – 1) духовенство , священнослужители всех трёх степеней священства : епископа , пресвитера и диакона ; 2) представители высшего духовенства. Все три степени сообщаются через благодатное таинство священства или хиротонию . « Церковь изначально имеет священную иерархию с ее тремя степенями: диаконской, пресвитерской и епископской. Эти степени апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней» (Протоиерей Владислав Цыпин . Церковное право). При этом священную иерархию Церкви необходимо отличать от правительственной иерархии: «Все степени правительственной иерархии, в отличие от священных степеней, исторического происхождения. Они устанавливаются и упраздняются самой Церковью, которая то увеличивает, то уменьшает их число» (Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право). В отличие от священных степеней, степени правительственной иерархии присваиваются либо по чину хиротесии, либо просто путем назначения, награждения, производства в ту или иную степень законной церковной властью. Степень священства «Чёрное» духовенство «Белое» духовенство Официальное обращение Неофиц. обращение Диакон Иеродиакон Диакон Отец диакон Отец (имя) Архидиакон (редко) Протодиакон Священник Иеромонах Священник= Иерей Ваше преподобие Батюшка, отец (имя) Игумен Протоиерей Архимандрит Протопресвитер Епископ Епископ= Архиерей Ваше преосвященство Владыка Архиепископ Ваше высокопреосвященство Митрополит Ваше высоко- преосвященство Патриарх Ваше святейшество Иерархическое священство – богоустановленный институт. От начала Церковь знает три степени иерархического служения: епископскую, пресвитерскую и диаконскую. Епископы – преемники апостолов, имеющие чрез чреду рукоположении благодатную связь с ними. Это архипастыри, первосвященники и высшие учители своих Церквей. По учению св. Иоанна Дамаскина , им вручена Церковь.

http://azbyka.ru/svyashhennonachalie

Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии в Архангельском соборе Московского Кремля В день праздника Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. За богослужением молились члены делегации Русской Православной Церкви Заграницей в архиерейском сане: архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион и епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл. Слово Святейшего Патриарха Алексия: Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я поздравляю всех вас с праздником святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных, с Престольным праздником этого святого храма - Архангельского собора в Московском Кремле. Причастников я поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, а именинников – с Днем Ангела. Сегодня мы вознесли молитвы к святому Архистратигу Божию Михаилу и прочим Небесным Силам. За каждым богослужением мы молимся и " ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим " . Мы просим, чтобы Ангел-Хранитель хранил нас на нашем жизненном пути, ограждал своими молитвами от бед, скорбей и испытаний. Сегодня мы с особой радостью приветствуем делегацию Русской Православной Церкви Заграницей, которая молилась вместе с нами. И мы рады тому, что после многих десятилетий разделений мы встали на путь, ведущий к церковному единству. Путь этот нелегкий, но мы начали этот путь, и наши собеседования с делегацией Русской Православной Церкви Заграницей прошли в духе откровенности и любви Христовой. Я думаю, что нет сегодня препятствий, которые могут разделять русских людей, живущих во Отечестве нашем и за его пределами. Страшные трагические события революции, гражданской войны побудили множество наших соотечественников покинуть свою Родину. И в эти десятилетия наши соотечественники духовно окормлялись иерархами и священнослужителями Русской Православной Церкви Заграницей. С падением коммунистического режима, с установлением религиозной свободы на нашей Родине есть все предпосылки для того, чтобы начать путь к единению, ибо Господь призвал всех нас едиными устами и единым сердцем славить Господа. В Первосвященнической молитве Господь молился о единстве Своих последователей.

http://pravoslavie.ru/8245.html

ТАЙНЫ РОДОСЛОВИЯ ХРИСТОВА 07.01.2016 22:09:36 Протоиерей Олег Стеняев ТАЙНЫ РОДОСЛОВИЯ ХРИСТОВА «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф.1:1). Такими словами начинается Родословие Христово. Это Евангелие, по преданию, писалось для христиан Палестины, и первоначально было написано на арамейском («сирийском») языке. Все евреи происходили от Авраама, посему было важно подчеркнуть, что Иисус и из Дома Давидова. Евреи не признали бы такого Мессию, Который не происходил бы от Давида и Авраама. Евреи знали и о том, что истинный Мессия (Христос) должен был родиться в том самом городе, где и родился царь Давид (Мф.2:6). «Сын» Он для них только по плотскому происхождению. Но есть и скрытый, духовный смысл в этих словах: «сын Давидов», «сын Авраамов». Действительный сын Давида Соломон построил первый в мире Храм, посвященный Богу, и Христос, в Теле Своем, создал ХРАМ Церкви Божией; действительный сын Авраама Исаак был приносим Богу в жертву, но Сам Бог остановил этот акт. А Сын Божий Иисус Христос точно был принесен в жертву и тоже именно Своим Отцом, как и сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). С другой стороны, само слово «Христос»означает, по истолкованию древних Отцов, и «царя» и «первосвященника» (архиерея) и пророка. Великим царем у иудеев был царь Давид, а великим патриархом-первосвященником Авраам. При этом и Давид и Авраам были пророками Бога. Но царское достоинство Христа выше любого человеческого (царского достоинства). Сказано: «Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь…» (Пс.23:8); и еще: «ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами» (Пс.94:3). Христос был и истинным пророком, и истинным первосвященником, – ибо, как Само Божественное Слово, Он возвещал будущее и вершил суд. Сказано: «А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв.2:20). В Православном догматическом богословии (Макарий), делается акцент на Царском, Первосвященническом и Пророческом служении Господа Христа Иисуса.

http://radonezh.ru/analytics/tayny-rodos...

Ветхозаветное священство      Ветхозаветная иерархия была установлена Богом. Она имела три ступени. Первое место среди израильского священства принадлежало первосвященнику. Это название мы впервые встречаем в книге Левит — коген-гадол (см.: Лев 21, 10). В буквальном переводе оно значит великий священник . Слово коген происходит от глагола коган — совершать священнодействие. Видимо, первоначально слово коган означало стоять . Ранее, в книге Левит, в главе о жертвах (см.: Лев 4, 3), первосвященник назван священник помазанный (коген-машиах). Священников Писание называет просто коген — без прилагательного великий . Третью ступень ветхозаветной иерархии занимали левиты. Все три ступени в ветхозаветной иерархии по Синайскому законодательству принадлежат только колену Левия. Причем священниками и первосвященниками могли быть прямые потомки Аарона, которого Господь поставил на это служение первым. За пределами семейства Аарона члены колена Левия могли быть только левитами. Первосвященнику принадлежало общее руководство культа и право один раз в год входить в святая святых . Первосвященник председательствовал во время праздничных торжеств. Первосвященник      Господь Сам установил священные одежды. Надевали их только при священнодействиях. Первосвященнические одежды описаны в книге Исход (см.: Исх 28, 4–39). Ефод (от еврейского глагола афад — облегать, опоясывать). Это два куска материи: один закрывал спину, другой — грудь до пояса. Ефод был разноцветный: сделан из голубых, пурпурных и червленых нитей (пряж), виссона и золота (в виде нитей). Ефод символизировал ответственность, которая ложилась на плечи первосвященника. Омофор епископа восходит к ефоду первосвященника, ибо с греческого переводится как наплечник . В новозаветной Церкви этот вид архиерейской одежды приобрел иной, чем в Ветхом Завете, духовно-символический смысл. Он изображает заблудшую овцу, которую, согласно евангельской притче, Пастырь добрый нашел и возложил на плечи. Скрепляли два куска ефода застежки на плечах. Они были украшены камнями — ониксом в золотой оправе. На них были вырезаны имена колен Израилевых для постоянной памяти пред Господом (Исх 28, 29). Вместе с первосвященником все колена Израилевы как бы являлись перед лицом Господа. Внизу, при поясе, ефод скреплялся завязками.

http://pravoslavie.ru/103702.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010