76. Слово на Вознесение Господне 196 «Имуще убо Архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания» ( Евр. 4, 14 ). Последуем ныне, братие, мысленно за священными писателями, изображающими путь восхождения Господа нашего Иисуса Христа на небо, во славу Отца Своего. Этот путь, окончившийся восшествием Его ко Отцу ( Ин. 20, 17 ) и восприятием небесной славы, которую Он «имел» по Божеству Своему «прежде бытия мира» ( Ин. 17, 5 ), предначинался Его страданиями. «Восшедший превыше всех небес», Господь наш должен был снизойти «прежде в долнейшыя страны земли» ( Еф. 4, 9–10 ) скрыться в недра земли, в глубины преисподней, должен быть отторгнут от земли живых для того, чтобы, сделавшись «жертвою умилостивления» ( Ис. 53:8–10 ) за грехи людские, явиться и Первосвященником нашим, могущим «сострадать нам в немощах наших» ( Евр. 4, 15 ). И вот мы видим, как этот «вмененный в мертвых» и низведенный «в персть смерти» ( Пс. 87:5, 21:16 ) носитель грехов людских является Победителем ада и смерти, связывает сильного, т. е. диавола ( Мф. 12, 29 ), «величественно исходит в полноте силы Своей от Едома», т. е. после победы над врагами спасения нашего ( Ис. 63, 1 ), «восходит на высоту», получает вместо добычи спасенные Им души человеческие ( Пс. 67, 19 ), как Царь славы, входит во врата самого неба, чтобы там явиться за нас Предтечею и Ходатаем ( Пс. 23, 7–10 ; Евр. 6:20, 12:23–24 ). Если, братие, таков путь восхождения Самого Христа «в славу Свою» ( Лк. 24, 26 ), т. е. путь страданий и смерти, то может ли быть иным наш путь? Если Он есть «путь и истина и жизнь» ( Ин. 14, 6 ), то каким путем можем придти мы к Отцу всех Богу, как не путем подражания Господу нашему Иисусу Христу ( Ин. 13, 15 )? Если Господь наш Иисус Христос сидит одесную Бога, то «горняя будет мудрствовать, а не земная», ибо мы как бы умерли с Ним, по апостолу, и жизнь наша должна быть «сокрыта отныне со Христом в Боге» ( Кол. 3, 1–3 ). Умертвим земные страсти и помышления ( Кол. 3, 5 ), дабы иметь нам «жительство на небесах» ( Фил. 3, 20 ) и очищенными умами последовать Владыке нашей жизни Христу, вознесшемуся на небо и нас влекущему туда же, где Он. Уготоваем ум наш созерцанием и молитвою к той духовной радости, какою исполнены были апостолы, долго смотревшие на восходящего от земли на небо Христа и возвратившиеся после того во Иерусалим «с радостию великою» ( Лк. 24, 52 ; Деян. 1, 10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

§ 58. О первосвященническом служении И. Христа Как пророк, И. Христос возвестишь «глаголы жизни вечной» ( Ин.6:63:68 ) и в Своем лице осуществил вполне нравственный закон истинной жизни – праведной и святой, указавши, таким образом, людям путь ко спасению. Однако, одно учение истине и примерь совершенной жизни не могут спасти человека, подобно тому, как, например, не выздоравливает умирающий от того, что к его болезненному одру приведут цветущего здоровьем человека и посоветуют подражать ему. Для грешного человека нужно было восстановление его поврежденной природы, внутреннее перерождение. Это достигается посредством первосвященнического служения И. Христа.. Главная обязанность ветхозаветного первосвященника состояла в том, что он приносил жертвы и молитвы за себя и за людей, дабы тем очищать грехи собственные и грехи народа. Христос, как первосвященник, исполнил это совершеннейшим образом. Будучи Сам безгрешным, Он принял на Себя грехи всего мира и Самого Себя принес правде Божией умилостивительную и очистительную жертву за принятие на Себя греха ( Евр.7:27 ) и таким образом восстановил разрушенный грехом союз между Богом и человеком.       Первосвященническое служение И. Христа обнимает всю Его земную жизнь. Эта жизнь, святейшая и исполненная послушания Отцу, со всеми её скорбями, служила делу примирения людей с Богом, но в особенности крестная смерть Христа составляет жертву искупления и спасения человека. Через эту смерть Христос примирил и воссоединил нас с Богом, усыновил и соделал присными Ему, даровал нам средства быть праведными и святыми. Поэтому Господь наш и называется «Иисусом,тт.е. Спасителем, ходатаем, архиереем и первосвященником». Каким образом крестная смерть И. Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти, св. писание объясняет нам это через сравнение Христа с Адамом. Адам есть глава всего человечества в естественном отношении, так как от него произошли все люди; И. Христос, как основатель благодатного царства, есть глава всего человечества в духовном отношении. Чрез Адама все люди подверглись греху, проклятию и смерти, чрез И. Христа все истинно верующие в Него освобождаются от рабства греха и последствия его..

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

О чем нам говорит Великий Четверг Чтобы прийти к богообщению, необходимо прийти к согласию с людьми. 9 апреля, 2015 Чтобы прийти к богообщению, необходимо прийти к согласию с людьми. На пути к Страстям события разворачиваются с драматической скоростью. Исполненные богатого смысла, они приближаются к своей кульминации. Мы уже были свидетелями двух событий, связанных с личностью Христа, имеющих совершенно противоположный характер. С одной стороны – грешница, приходящая к Христу и воздающая Ему почести, с другой стороны – ученик, который отдаляется от Христа и предает Его, чтобы стать ближе к первосвященникам и книжникам. Поступок женщины показывает, что Его проповедь принесла плоды и убедила людей в Его любви и милосердии. Господь встречает ее с поступок с благосклонностью, принимает ее дар и упрекает учеников, которые ищут недостатки и изъяны в трогательных действиях женщины, чтящей своего Спасителя. Однако мы видим, как человеческая слабость настигает и охватывает даже круг самых близких учеников Христа. Те, кто считались его верными последователями, самым очевидным образом обнаруживают свои слабости. Один предает, другой отрекается. Хороший урок для всех тех, кто считает себя сильным в вере и готовым дать отпор своим “противникам”. Нам представлен диалог между Учителем и учениками, в котором Господь открывает великие истины о Себе, о Своей миссии на земле, об Отце, о предстоящих Страстях, Царствии Небесном, о нисхождении Святого Духа и о Церкви. Кроме того, Он оставляет им ценные наставления относительно того, как им следует жить после Его ухода. И, в конце концов, мы получаем бесценное пастырское богатство – Архиерейскую молитву, в которой Господь обращается к Отцу с молитвой о Своей пастве со стремлением быть с ней одним целым, завершая это непревзойденным “да будут все едино”. Значение этого единства запечатлевается и в Таинстве святой Евхаристии, совершаемой сегодня в Церкви. Но чтобы прийти к богообщению, необходимо прийти к согласию с людьми. Сам Господь ведет Себя с Иудой так же как и с другими Своими учениками, хотя заранее знает о его предательстве. Все действия Христа в период Его земного существования направлены на обновление человеческой природы и нравов, на утверждение подлинного образа человека, каким его создал Господь, ведь человек сотворен, чтобы любить.

http://pravmir.ru/o-chem-nam-govorit-vel...

Архиерейский Собор Сербской Церкви не стал приглашать Папу Римского на празднование юбилея Миланского эдикта 30 мая, 2011. Новостная служба Состоявшийся в Белграде Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял решение о приглашении гостей на празднование 1700-летия издания Миланского эдикта, которое должно состояться в 2013 г. в Нише. Белград. 30 мая. ПРАВМИР — Состоявшийся в Белграде Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял решение о приглашении гостей на празднование 1700-летия издания Миланского эдикта, которое должно состояться в 2013 г. в Нише. До и во время Собора сербская пресса много писала о том, будет или не будет приглашен на празднование Папа Бенедикт XVI. Говорилось с одной стороны о стремлении Сербского Патриарха Иринея пригласить римского первосвященника на празднования в Ниш, а с другой стороны — о просьбе Русской Православной Церкви не спешить с приглашением римского папы. В итоге Собор не назвал среди приглашенных на празднование юбилея римского понтифика. Это не означает, что Папа не будет приглашен на праздник, а говорит только о том, что данный вопрос отложен на будущее. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/arxierejskij-sobor-ser...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Слово «Церковь» - греч. экклесия ( εκκλησα ) - означает «собрание». Местом этого собрания, «собора», с самых древних христианских времен, как и сейчас, служит храм. Здесь собираются воедино верующие во имя Христово, здесь происходит единение неба и земли и всего творения - здесь проявляется сущность и назначение Церкви. Основным делом, ради которого собирается собрание верующих, была и остается Литургия, что в переводе с греческого ( λειτουργα ) и означает «общее, или общественное дело», «общественная служба». Важнейшее действо Литургии составляет Таинство Евхаристии (греч. ευχαριστα - «благодарение»). Совершителем Евхаристии, как и любого другого Таинства, является единственный в своем роде Первосвященник (Архиерей - αρχιερες ) - Господь наш Иисус Христос. Его невидимое главенство во время евхаристического собрания видимым образом являет предстоятель - таково древнейшее богослужебное наименование того, кто возглавляет данное евхаристическое собрание в данном храме. Он предстоит братии. Со времен апостолов предстоятелем на Литургии выступает епископ - глава местной церкви, понимаемой изначально как конкретная община верующих в конкретном месте. Лишь в V beke, с резким увеличением числа верующих, а значит, и количества общин, пресвитер, или иерей (священник), из экстраординарного предстоятеля Евхаристии как заместителя епископа в данной общине превращается в предстоятеля «ординарного». Неудивительно, что именно архиерейская Литургия (во время которой предстоятелем выступает сам архиерей, то есть епископ, например, митрополит) до сего дня сохранила многое из древних форм, а значит, и духа ранней евхаристической практики. Архиерей являет силу священства Христова - Того, Кто «пребывает вечно, имеет и священство непреходящее…» (Евр. 7, 24). Христос «не отлучается, но пребывает неотступно» (из тропаря Вознесения Господня) - пребывает в Церкви и Святым Духом наполняет всю ее жизнь. Епископ - не «представитель» и не «заместитель» Христа. В Таинстве он являет невидимое присутствие Его Самого, чтобы собрание осознало себя Телом Христовым.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/12...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ ИИСУС ХРИСТОС» Иконографический тип, представляющий Христа в архиерейском облачении; получил распространение в поздне - и поствизант. искусстве. Является одним из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе к-рого лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109. 4) и его истолкование в Послании к Евреям (4. 14; 5. 5-10). Встречаются как отдельные изображения «В. А.», так и в композициях « Евхаристия » и « Небесная литургия », распространенных в поздневизант. искусстве. Темы архиерейского служения Христа, единства небесной и земной литургии акцентированы в сцене «Причащение апостолов» в росписи на стене центральной апсиды в церквах: св. Никиты, близ Скопье (Македония), ок. 1320 г.; св. Николая Орфаноса в Фессалонике, 2-я четв. XIV в.; Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1338-1348 гг. (сцена помещена в конхе апсиды); Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1356-1360 гг.; св. Георгия в Полошко (Македония), ок. 1370 г.- В. А. везде представлен в саккосе, без омофора, причащающим апостолов. «Иже херувимы» . Икона. 1570 г. (ГТГ) «Иже херувимы» . Икона. 1570 г. (ГТГ) В ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), ок. 1387 г., В. А. изображен в алтаре в композиции «Евхаристия» перед престолом, благословляющим обеими руками апостолов, облачен в саккос и омофор, и в куполе в композиции «Небесная литургия» - с кадилом в руках встречающим процессию ангелов с Дарами. Так же Он представлен в композиции «Небесная литургия» на панагиаре 2-й пол. XIV в. из мон-ря Ксиропотам, в апсиде ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), 1376-1381 гг., в росписи купола ряда афонских соборов, напр. мон-ря Дохиар, 1568 г. В сцене «Поклонение жертве» в алтаре ц. мон-ря в Модриште (Македония), 80-е гг. XIV в., В. А. изображен с Евангелием в руках; на шитой катапетасме из Хиландара, исполненной мон. Евфимией в 1398/99 г.- благословляющим обеими руками, с предстоящими святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом.

http://pravenc.ru/text/150091.html

Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при вручении архиерейского жезла епископу Петергофскому Маркеллу в Казанском кафедральном соборе города Санкт-Петербурга. сентября 2006 В праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 2006 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась Божественная литургия, на которой Святейший Патриарх Алексий возглавил хиротонию архимандрита Маркелла (Ветрова) во епископа Петергофского, викария Санкт-Петербургской епархии. Предстоятель Русской Церкви обратился к епископу Маркеллу с Первосвятительским словом. Преосвященный епископ Маркелл! Благоволением Божием и избранием Священного Синода призван ты ныне к высшему служению в сане епископа, сподобился принять жребий апостольства в Святой Церкви. В час твоей священной хиротонии, возлагая на тебя свои святительские руки мы возносили молитвенно-ходатайственный глас к Пастыреначальнику Христу - Первосвященнику будущих благ (Евр. 9, 11), да приидет на тебя благодать Всесвятого Духа, и исполнит тя силой Своей Божественной. Сорок пять лет назад вступил я на крестный, жертвенный путь епископского служения. На память приходят слова братских пожеланий святителя митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, которому Бог судил тебе послужить в годы твоей юности. " Если твой свет, возлюбленный брат, - напутствовал он меня тогда, - " просветится пред человеки " , если пастыри твоего стада будут подобны горящим светильникам, то, несомненно, будут зримы и плоды трудов твоих, а люди будут познавать и славить Отца нашего Небесного. " Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий " (1 Кор. 13, 1) - это наставление и предостережение апостольское мы должны всегда помнить, благовествуя миру о Божественной Любви, воплотившейся и восшедшей на крест нашего ради спасения " . " Бог есть любовь " (1 Иоан. 4, 8), и святой Крест, Воздвижение которого мы сегодня празднуем, есть ничто иное, как Божия любовь. Любовь жертвенна и крестна. Потому что Крест - это жертва. Крест - это жертвенность. Сила истинной любви в ее жертвенности, в крестоношении, в самоотречении, в вольном истощании, полной самоотдачи ради других.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=189...

23 апреля 2012 г. 21:15 29 мая. Чита. Защита докторской диссертации В.Н.Засухиной «Аксиология жизни как основа биоэтики в России» 29 мая 2012 г. в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г. Чернышевского состоится защита докторской диссертации Виктории Николаевны Засухиной на тему «Аксиология жизни как основа биоэтики в России». Проблемы биоэтики привлекают к себе внимание богословов. Многочисленные рекомендации и разработки относительно биомедицины сделаны католической церковью. Они отражены в многочисленных документах Ватикана, важнейшими из которых являются документы II Ватиканского собора, в которых присутствует проблема зачатия и семьи; энциклика папы Павла VI «Humanae Vitae», 1968 г.; многочисленные письма, заявления, Апостольские увещевания, инструкции, которые в католической церкви имеют статус официальной рекомендации (например, Инструкция от 1987 г. «Donum vitae»); энциклики папы Иоанна Павла II «Veritatis Splendor» 1993 г., «Evangelium Vitae» 1995 г., в которых впервые римским первосвященником употреблен термин «биоэтика» и др. В России существенный вклад в разработку теоретических основ биоэтики вносят православные авторы: Н. Балашов, А. Бочаров, В. Зелинский, М. Обухов, М. Першин, С. Филимонов, А. Чернышев и др. Обстоятельно о православных основах биоэтики пишет И. В. Силуянова. Официальная позиция Православной церкви по вопросам биоэтики отражена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 г. Позиции других конфессией по проблемам биоэтики отражены в книге «Медицина и права человека: Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали», которая вышла в 1992 г. Цель исследования: выявление факторов становления и тенденций развития аксиологии жизни как основы биоэтики в России. Реализация цели предполагает решение ряда задач, основными из которых являются: 1)    определить сущность биоэтики как новой формы научного знания;

http://e-vestnik.ru/db/29_maya._chita._4...

3. Лица, совершающие Богослужение: священнослужители и церковнослужители Во времена патриархов, Богослужение совершал отец семейства или старший в роде. Через пророка Моисея на горе Синае Бог указал, кто должен совершать Богослужение. Были избраны особые лица: первосвященники, священники и левиты. Лица, совершающие Богослужение в ветхом завете, имели три степени священства. В новом завете Господь Иисус Христос избрал для совершения Богослужения 12 Апостолов. Они выбирали благочестивых людей и поручали им хранить церковное имущество и помогать при Богослужении. Эти люди назывались «диаконами». Затем Апостолы в помощь себе посвящали особых лиц, которые назывались «пресвитерами», что значит старейшими. Каждый пресвитер и диакон, кроме избрания еще освящался на дело своего служения. Пресвитер назывался «иеревс», или иерей, т. е. священный или священник. Когда число верующих увеличилось и Апостолы не имели возможности сами везде посвящать пресвитеров, то они учредили новую степень священства «епископа». Этим епископам Апостолы передали полную власть не только священнодействовать, но и посвящать пресвитеров и диаконов. В настоящее время лица, совершающие Православное Богослужение, разделяются на «священнослужителей и церковнослужителей». К священнослужителям принадлежат: 1) епископ или архиерей, 2) священник и 3) диакон. К церковнослужителям принадлежит псаломщик. 1) Епископ или архиерей есть самый старший священнослужитель. Он может совершать все таинства и он только один имеет право освящать миро, антиминсы, храмы и посвящать избранных лиц во священники и диаконы. 2) Священник или иерей – это лицо, освященное благодатию Божию для совершения таинств и Богослужения. Священники учат народ христианской вере, совершают Богослужение и таинства, кроме таинства священства, которое совершают только архиереи. Заслуженные священники называются «протоиереи». В монастырях священники называются «иеромонахи». 3) Диакон. Это слово греческое, означает «служитель». Диаконы приготовляют все необходимое для совершения таинств и помогают священнику. В соборах старший диакон называется «протодиаконом». В монастырях диаконы называются «иеродиаконами».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

LXIX. Правление Симона и прочих Маккавеев, Ирод Между тем Трифон, коварно умертвивший юного Антиоха, Царя своего, возложил на себя его диадему; а Симон, укрепив твердыни Иудейские, отправил посольство к бывшему Царю Димитрию и заключил с ним союз, испросив у него многие льготы; за ним был утвержден и сан Первосвященника. В лето сто семидесятое после Александра Великого, совершенно освободился Израиль от ига Царей языческих, и с тех пор начал писать все свои грамоты, на имя великого Архиерея и вождя. Симон, действуя успешно во всех своих предприятиях, завоевал Газу, пощадив однако её жителей, и заставил голодом сдаться краеградие. С великим торжеством, при звуке гимнов и гуслей, с пальмами в руках, взошел он в сию покоренную твердыню, которая столь долго огорчала сынов Израилевых, и установил праздновать день сей ежегодно. Первосвященник поручил вооруженную силу возмужавшему сыну своему Иоанну Гиркану, а сам занялся мирными делами управления. Пользуясь междоусобием Трифона и Димитрия, он распространил пределы свои, устроил пристань в Иоппии, и под его мирной сенью опять отдыхал народ Израилев; как во дни Соломона, каждый сидел под виноградником своим и под смоковницей; старейшины беседовали на стогнах, юноши облекались в светлые одежды; не было ратующих внутри земли Иудейской и процветали города, Римляне и Спартанцы обновили с ними дружественный союз; договор последних писан был на медных досках, которые внесены были Первосвященником, для вечной памяти, в сокровищницу храма. Римляне, приняв благосклонно послов Иудейских, обещали им свое покровительство и повелели всем, окрестным Царям и народам, не оскорблять их союзников. Однако строгое их запрещение не удержало Антиоха, сына Димитрия, томившегося в темнице Аравийской. Сперва искал он дружбы Первосвященника, чтобы одолеть Трифона, когда же укрепился и заключил мятежника в приморской крепости, отколе наконец принужден был бежать, то Антиох отринул дары и помощь, присланную Симоном, и стал требовать возвращения всех покоренных им городов, или тысячу талантов серебра. Мужественно отвечал Симон, что Иудеи правильно вступили во владение землей предков, неправедно у них отнятой язычниками, и и предлагал только сто двадцать талантов за Илппию и Газары. Раздраженный Царь, преследуя сам Трифона, послал военачальника своего Кендевия воевать Иудею, и он укрепился в Кедроне, нападая оттоле на её пределы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010