Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах, стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ На “Господи воззвах:” стихиры на 4, глас 1 Подобен: Небесных От Господа приимше обещания плод,/Иоаким и Анна Божию Матерь,/благоприятну жертву, в храм введоша днесь,/и Захария, великий архиерей, благословив, прият. (2) Иоаким и Анна, от Господа приняв/Плод обещания – Божию Матерь,/как благоприятную жертву во храм ввели Ее в сей день,/и Захария, великий первосвященник,/благословив, принял Ее. (2) Святых святая во святых обитати достойно введеся,/яко Богоприятна жертва./И Сию девы, добродетельми благоукрашаемы,/впреди свещоносяще, приведоша Господу,/якоже сосуд священнейший. Святая из святых по достоинству была принесена,/как приятная Богу жертва,/чтобы во святилище обитать./И девы, добродетелями украшаемые,/пред Нею светильники неся,/приводили Ее Богу, как сосуд священнейший. Да отверзется дверь Богоприятнаго храма:/храм бо всех Царя и Престол,/днесь со славою внутрь прием,/Иоаким возлагает, освятив Господу/от Него избранную в Матерь Его. Да откроется дверь принявшего Бога храма:/ибо, взяв Храм всех Царя и престол,/Иоаким Ее в сей день внутрь святилища со славою помещает,/посвятив Господу избранную Им в Матерь Свою. Слава, и ныне, глас 8: Давид провозглашаше Тебе, Пречистая,/провидя освящение входа Твоего в храм,/в немже концы, днесь празднующе,/славословят Тя, Всепетая:/яже бо прежде Рождества Дева/и по Рождестве пребывши нетленна, Мати Слова Жизни./Днесь в храме Захария веселится, восприем Тя, Владычице,/и святая святых радуются,/подъемши Тя, источника жизни нашея./Темже и мы псаломски вопием Ти:/о нас моли Сына Твоего и Бога нашего/даровати нам велию милость. Слава, и ныне, глас 8: Давид провозглашал о Тебе, Пречистая,/провидя священное торжество входа Твоего во храм,/которое концы земли сегодня празднуя,/славословят Тебя, Всепрославленная,/– подлинно прежде родов Деву,/и после родов пребывшую неповрежденной,/Матерь Слова Жизни, в сей день во храм входящую./Захария веселится, приняв Тебя, Владычица,/и Святое Святых радуется,/вместив Тебя, Питательницу Жизни нашей./Потому и мы в песнях взываем Тебе:/“О нас моли Сына Твоего и Бога нашего/даровать нам великую милость!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

Самым древним отличием епископского сана в облачении современных нам архиереев, бесспорно, оказывается омофор, но только не тот большой омофор, в котором епископ является к народу во славе, окруженный целым сонмом священнослужителей, а тот малый омофор, в котором епископ предстоит престолу Божию и возносит на алтаре церковном Бескровную Жертву. Малый омофор, знаменующий заблудшую евангельскую овцу ( Лк. 15: 4–5 ), которую взимает на рамена свои архиерей, следуя примеру Доброго Пастыря, имеет, надо думать, апостольское происхождение. Уже в век апостольский под именем μοφ ριον или μαφ ριον была известна у христиан одежда, покрывавшая шею и плечи (слово μοφ ριον состоит из μος=плечо и φρω=несу). Одежда эта не составляла, впрочем, исключительной принадлежности высших иерархических лиц в Христовой Церкви – апостолов и их преемников. Она носима была и Божией Матерью, и другими святыми женами, причем покрывала у них не только шею и плечи, но еще и главу 1 . В короткой накидке у восточных монахов, покрывавшей плечи и на языке древнейших греческих чинов пострижения в монашество именуемой иногда словом πλλιον 2 , также можно усматривать разновидность μοφ ριονа или μαφ ριονа. Такой-то μοφ ριον или μαφ ριον, покрывавший шею и плечи, и был, по преданию, соткан собственноручно Богоматерью для Лазаря праведного, тридцать лет епископствовавшего, после своего воскресения, в Китейском граде 3 . μοφ ριον не имел ничего общего с эфодом иудейского первосвященника, – как это прекрасно выяснено проф. И. Д. Мансветовым в его специальном исследовании об омофоре, – так что ставить эфод и омофор в генетическую связь невозможно: столько отличны они друг от друга 4 . Сближение эфода и омофора, конечно, допустимо, и еще интерполятор толкований на церковные службы и обряды свт. Германа, патр. Константинопольского (715–730 г.), дававший в рассуждениях большой простор элементу созерцания, высказывал взгляд, что архиерейский омофор «соответствует той Аароновой одежде, которую носили подзаконные архиереи» и пр. 5 . Но допуская искусственное сближение, не надо, однако, забывать коренного различия между омофором и эфодом по существу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сведения о первоначальных границах К. е. сохранились в позднем источнике - сочинении груз. историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони «Описание царства Грузинского»: «Царь Баграт (Баграт III (978-1014).- Авт.) выстроил церковь (храм Баграта.- Авт.)... и посадил епископа, пастыря Имерети и Гурии» (КЦ. 1973. Т. 4. С. 761). Территориальное устройство груз. административно-структурных единиц (эриставств) и епархий происходило с учетом общих историко-географических особенностей и адм. деления данного региона. В средние века К. е. охватывала ранние Аргветское и Кутаисское эриставства, о границах к-рых Вахушти Багратиони писал: «Посадил [эриставом] того же Шорапани, [земель] к востоку от Риони и Ханисцкали до Лихи [и нарек эриставом] всего Аргвети. 8-го посадил в Кутатиси [эриставом] Ваке, Окриба и [земель] к западу от Ханисцкали до Гурии и к западу от Риони до Цхенисцкали» ( Вахушти Багратиони. 1976. С. 222). Очевидно, в состав К. е. вошли также территории пров. Гурия и часть пров. Ачара, поскольку в период, близкий к созданию епархии, была упразднена к-польская епархия Петры (совр. муниципалитет Кобулети), которой в церковном отношении подчинялись эти регионы. Также кутатели (Кутаисский архиерей) окормлял часть пров. Рача (Атлас. 2003. С. 55) и Н. Ачару («Подвластные католикосу первосвященники и паства в Самцхе-Саатабаго», нач. XVI в.- ПГП. 1970. Т. 3. С. 245). Сопоставив сведения Вахушти Багратиони с др. данными, можно полагать, что до кон. XV в. К. е. охватывала большую часть Зап. Грузии: на западе от Гонио до оз. Палеостоми граница тянулась вдоль побережья Чёрного м., далее шла вдоль рек Пичори и Цхенисцкали (здесь К. е. граничила с Хобской и Чкондидской епархиями ГПЦ), р. Риони (от сел. Горди до сел. Лехидрисхеви по течению реки К. е. граничила с Цагерской епархией ГПЦ), р. Аскисцкали (правый приток р. Риони), по Лечхумскому хребту. На северо-востоке горы Шода отделяли К. е. от Никозской епархии ГПЦ, на востоке Лихский хребет - от Руисской епархии. Юж. граница шла от устья р. Чорохи вдоль хребта Шавшети, затем сворачивала на север от горы Сакондриа до горы Перанга, далее пролегала вдоль Месхетского хребта, отделяя К. е. от Анчийской , Тбетской, Цурцкабской и Ацкурской епархий ГПЦ. По занимаемой площади и численности К. е. была одной из наиболее крупных в Грузии.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

священник Александр Кандарицкий Отдел четвёртый. Об учении поповщинских толков 63. Примерный план вступительной речи о церкви Поповщинские толки по своему церковному устройству не имеют ни полноты трёхчинной иерархии, ни святых седми спасительных церковных таинств. Беглопоповцы совершенно не имеют епископского чина и довольствуются священниками, бежавшими от православной церкви; а приемлющие австрийскую иерархию, выделившуюся из среды беглопоповцев в 1846 году при переходе к ним греческого митрополита Амвросия, также должны признаться, что в продолжение 180 лет у них не было епископского чина, а с ним и присвоенных званию епископа действий; прекратилось таинство хиротонии, освящения мира, антиминсов, храмов и прочее. При собеседовании с поповцами необходимо поэтому всегда ставить на вид им, что в истинной церкви Христовой от времён апостольских преемственно и непрерывно должна существовать трёхчинная иерархия и что без этого церковь не могла бы именоваться неодолённой вратами адовыми. Это необходимо для того, чтобы ослабить силу их доказательств, что будто бы церковь временно может существовать без епископа – толкование приемлющих австрийское священство, или – с двумя последними чинами – толкование беглопоповцев. Для опровержения таких заблуждений следует сказать приблизительно следующее: Священная иерархия церкви Христовой, по свидетельству святого апостола Павла, ведёт своё начало от Самого Господа: бо инаг никтоже можетъ положити паче лежащаг, хртосъ ( 1Кор.3:11 ). Он есть первый Иерарх и единый по существу Архиерей. Но так как никтоже самъ себ честь, но званный бга, коже и аарнъ. Так и хртосъ не себ прослави быти первосщенника, но главый къ нем: снъ мой ты, азъ днесь родихъ т: коже и инд глетъ: ты сщенникъ во вкъ по чин ( Евр.5:4–6 ). Сей Первосвященник, «отходя на небеса, не восхоте достояние свое (святую церковь ) оставити на земли неустроенно», но поручил оное истинным пастырям – апостолам и по них преемникам их служения – архиепископам и епископам, – «имъ же и спребывати даже до века сотвори» («Книга о вере», лист 59; у Озерского часть 1, с.78).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Священнослужители и их священные одежды (облачения) По примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященник, священники и левиты, святые Апостолы установили и в новозаветной христианской Церкви три степени священства : епископов, пресвитеров (т. е. священников) и диаконов . Все они называются священнослужителями , потому что через таинство священства они получают благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами. Епископы составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы называются еще архиереями , т. е. начальниками иереев (священников). Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам. По степени священства все епископы между собою равны , но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами , столичные же епископы называются митрополитами , так как столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами . В период с 1721 года по 1917 год, Русская Православная Церковь управлялась Святейшим синодом. В 1917 году собравшимся в Москве Священным Собором был избран снова для управления Русской Православной Церковью «Святейший патриарх Московский и всея России». В помощь епископу иногда дается другой епископ, который, в таком случае, называется викарием , т. е. наместником. Священники , а по-гречески иереи или пресвитеры , составляют второй священный чин после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т. е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Скачать epub pdf В царствование императора Николая сильно подвинулось дело возсоединения униатов. Государь желал только соблюдения осторожности в проведении этого вопроса, чего и указано было им придерживаться в 1834 г. 12 февраля 1839 г. собор униатских епископов и высшего духовенства, собравшийся в неделю Православия в Полоцке, составил торжественный акт о присоединении униатской церкви к православной и всеподданнейшее прошение о том государю, подписанное 1305 духовными лицами. 25 марта царь написал на прошении: «Благодарю Бога и принимаю». За пастырями присоединилось и все полуторамиллионное униатское население литовской и белорусской епархий. Торжественные богослужения совершены были в Витебске, Орше, Полоцке, Вильне. Выбита была медаль с надписью на одной стороне: «Отторженные насилием (1596) возсоединения любовью (1839)», на другой – под ликом Спасителя на убрусе: «Такова имамы Первосвященника». Бывшие униатские архиереи получили православные епархии западного края. Владыка Иосиф (Семашко) назначен был архиепископом литовским, владыка Василий (Лужинский) – епископом полоцким, Антоний (Зубко) – минским. В 1839 г. государем отправлен был в Константинополь, Александрию и Иерусалим флигель-адъютант граф Адам Адамович Ржевуский. Он должен был приветствовать молодого султана Абдул-Меджида, только что вступившего на престол. Принят был царский посланец с исключительными почестями. Выхлопотал он улучшение положения православных в Святой Земле. Мегемет-Али, паше египетскому, он передал пожелание государя об отозвании сына, Ибрагима-паши, выступившего против султана. По возвращении гр. Ржевуский был принят государем и высказал мнение, что от Мегемет-Али можно было бы добиться многого в отношении Палестины, если поддержать его. Государь ответствовал: «К сожалению, это невозможно, я не желал бы быть обязанным обладанию Св. Местами возстанию подданного против своего государя, ибо старый паша, в конце концов, подданный султана, и подданный, которому последний имеет право отрубить голову... Конечно, охрана Св. Мест должна была бы нам принадлежать безраздельно, или, по крайней мере, мы должны были бы иметь там больше и более широкие права, чем латиняне. Это покровительство христианам французами смешно. В Турции, как и в Сирии, больше православных, чем католиков, и наследие восточных императоров не принадлежит французам».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Скачать epub pdf Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Павла Память 29 июня Святой Апостол Павел, прежде апостольства называемый Савл 4252 , по происхождению был еврей, от племени Вениаминова; родился он в Тарсе Киликийском, от родителей знатных, живших прежде в Риме, потом переселившихся в Тарс Киликийский 4253 , с почетным званием римских граждан, посему и Павел назывался римским гражданином. Он приходился сродником святому первомученику Стефану и (вероятно вместе с ним) послан был родителями в Иерусалим для изучения Моисеева закона; там он был в числе учеников славного в Иерусалиме учителя Гамалиила. Товарищем по учению и другом его был Варнава, ставший потом Апостолом Христовым. Савл основательно изучил закон отцов, сделался великим приверженцем его и присоединился к партии фарисеев (строгих ревнителей всего отечественного и наружно благочестивых). В то время в Иерусалиме и в окрестных городах и странах святые Апостолы распространяли благовестие Христово; причем у них часто происходили долгие споры с фарисеями и саддукеями (отвергавшими предание и не верившими в бессмертие души) и со всеми книжниками и законоучителями иудейскими, которые постоянно ненавидели и преследовали проповедников Христовых. Ненавидел святых Апостолов и Савл, и даже слушать не хотел той проповеди о Христе, издевался над Варнавою (уже ставшим апостолом Христовым), и произносил хулу на Господа Христа. А когда святой первомученик Стефан был побиваем камнями от иудеев, Савл не только не сожалел о родной ему крови, невинно проливаемой, но и одобрял убийство и сторожил одежды иудеев, поражавших Стефана. После того, испросив себе полномочие от архиереев и старейшин иудейских, он еще с большею яростью терзал церковь (собрание верных), входя в дома и схватывая мужчин и женщин, отсылал их в темницы. Не удовлетворяясь гонением верных в Иерусалиме и продолжая дышать угрозами и убийством на учеников Господа, он отправился и в Дамаск 4254 , с письмами первосвященника к синагогам, чтобы и там, кого найдет из верующих в Христа, и мужчин и женщин, связав приводить в Иерусалим. Это происходило в царствование Тиверия 4255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово пред святой плащаницей в Великий Пяток 1 (сказано 11 апреля 1908 г. на архиерейском служении в полтавском кафедральном соборе) Ныне суд есть миру сему. Ин.12:31 Пред нами гроб Христа Спасителя. Христос изъязвлен, истерзан, измучен, бездыханен. Вот что сделали люди со своим Благодетелем и Господом! Язык человеческий не может выразить всего ужаса злодеяния. Своей благоговейной мыслью попытаемся вникнуть в происшедшее. Сам Сын Божий, Слово Отчее, явился на земле во плоти, чтобы просветить людей светом Богоразумия. В Себе Он явил для людей путь, истину и жизнь ( Ин.14:6 ). По свидетельству самих врагов Его – никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин.7:46 ). И как же отнеслись люди к свету истины? На суде первосвященническом они извращают высокое учение об искупительной Его жертве ( Мк.14:57–64 ). На суде у правителя извращают Его слова о служении жизни на земле, приписывая Ему смуту в народе ( Лк.23:2–5 ). Иные же, как современный Пилату Ирод, проявляют интерес к Христову учению, с радостью прислушиваются к Нему, а в заключение уничижают Христа и насмехаются над Ним ( Лк.23:8–12 ). Так непосредственно со Словом Жизни обращались люди. А ныне? He замечается ли и теперь того же в отношении к Христову учению? Появились писатели, которые извращают всю церковно-евангельскую истину. Один в угоду своему разуму лукаво и злобно отсекает из святого Евангелия всё относящееся к Божественному достоинству Христа Спасителя («Соединение, перевод и исследование четырех евангелий» Л. Толстого). Другой с издевательством, в превратном виде представляет человеческую личность Христа и Его святых апостолов, восхваляя в то же время беззаконнейшего и несчастнейшего Иуду Искариота («Иуда Искариот и другие» Л. Андреева). Третий ополчается против тайн христианского откровения, для чего во имя разума человеческого отрицается Божественного и исторического разума («Откровение во грозе и буре» Н. Морозова). Число подобных писателей ныне ежегодно умножается. Что же, как относится к ним современное христианское общество? Отвернулось ли оно от этих писателей, согласно Христову наставлению: если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф.18:17 )? Напротив, оно проявляет усиленный интерес к подобным писаниям, вызывая повторение их изданий. А величайшего еретика писателя, открыто отлученного нашей Церковью , собирались почтить посредством торжественного юбилейного празднества. И у нас, подобно Ироду, с радостью прислушиваются к словам Господа Христа, чтобы потом уничижить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Часть четвёртая Видение воина-патриота 180 Когда Иуда Маккавей за отечество и Церковь Божью ополчался против злочестивого Антиоха, то однажды, в глубоком размышлении воспоминая славу Израиля и чудесную помощь, много раз с небес ему ниспосылавшуюся, потом рассуждая об ужасных обстоятельствах настоящего времени и изыскивая средства спасти народ свой, вдруг узрел в видении архиерея Онию (2Макк.15:12), мужа благоговейного, кроткого и благодетельного. Первосвященник (так видел Маккавей), воздевая руки к небу, молился о мире и спасении всего народа иудейского. Благочестивый военачальник только что хотел повергнуться на землю и с ним же излить сердце своё к Богу, как вдруг явился другой муж, сединами убелённый, небесной славой сияющий и подобный более Божеству, нежели человеку. Тогда Ония сказал: «Се Иеремия, пророк Божий», – и Иеремия, в то же мгновение, простёрши руку свою к Маккавею, подал ему златой меч и возгласил: «Приими дар Божий! Им сокрушишь всех врагов веры и отечества». После этого пророк и архиерей стали невидимы. Христолюбивые воины! Из этого видения, которого свыше удостоился величайший из военачальников, познайте, что святые угодники Божьи и по кончине своей молятся за вас к Господу и вспомоществуют вам против супостатов. Верность своим господам Благочестивые супруги Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул 181 были рабами одного римлянина, по имени Катала. Невзирая на то, что господин их и весь дом поклонялись идолам, они жили по заповедям Иисуса Христа: были трудолюбивы, что возлагали на них, исполняли с усердием, и верностью отличались пред всеми домочадцами. В одно время блаженный Еспер, по приказанию господина, отправлен был в дальнее поместье, отчего Кириак и Феодул почувствовали огорчение и вскоре начали задумываться. Святая Зоя приписывала печаль детей своих то их нездоровью, то беспрестанным работам, то разлуке с родителем, но, к удивлению своему, вскоре узнала другое; ибо, когда с материнской нежностью начала выведывать у них причину душевного расстройства, дети сказали ей: «Любезная родительница! Мы не можем более жить с нечестивым Каталом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Разделы портала «Азбука веры» Ветхозаветная иерархия была установлена Богом. Она имела три ступени. Первое место среди израильского священства принадлежало первосвященнику. Это название мы впервые встречаем в книге Левит — коген-гадол (см.: Лев.21:10 ). В буквальном переводе оно значит великий священник . Слово  коген  происходит от глагола  коган  — совершать священнодействие. Видимо, первоначально слово  коган  означало  стоять . Ранее, в книге Левит, в главе о жертвах (см.: Лев.4:3 ), первосвященник назван священник помазанный  (коген-машиах). Священников Писание называет просто  коген  — без прилагательного  великий . Третью ступень ветхозаветной иерархии занимали левиты. Все три ступени в ветхозаветной иерархии по Синайскому законодательству принадлежат только колену Левия. Причем священниками и первосвященниками могли быть прямые потомки Аарона, которого Господь поставил на это служение первым. За пределами семейства Аарона члены колена Левия могли быть только левитами. Первосвященнику принадлежало общее руководство культа и право один раз в год входить в  святая святых . Первосвященник председательствовал во время праздничных торжеств. Первосвященник Господь Сам установил священные одежды. Надевали их только при священнодействиях. Первосвященнические одежды описаны в книге Исход (см.: Исх.28:4–39 ). Ефод (от еврейского глагола  афад  — облегать, опоясывать). Это два куска материи: один закрывал спину, другой — грудь до пояса. Ефод был разноцветный: сделан из голубых, пурпурных и червленых нитей (пряж), виссона и золота (в виде нитей). Ефод символизировал ответственность, которая ложилась на плечи первосвященника. Омофор епископа восходит к ефоду первосвященника, ибо с греческого переводится как  наплечник . В новозаветной Церкви этот вид архиерейской одежды приобрел иной, чем в Ветхом Завете, духовно-символический смысл. Он изображает заблудшую овцу, которую, согласно евангельской притче, Пастырь добрый нашел и возложил на плечи. Скрепляли два куска ефода застежки на плечах. Они были украшены камнями — ониксом в золотой оправе. На них были вырезаны имена колен Израилевых  для постоянной памяти пред Господом ( Исх.28:29 ). Вместе с первосвященником все колена Израилевы как бы являлись перед лицом Господа. Внизу, при поясе, ефод скреплялся завязками.

http://azbyka.ru/vethozavetnoe-svyashhen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010