Митрополит Клинский Леонид: Запад может «отменить» только себя, но не Русскую Церковь и культуру 30.06.2022 19:55:25 Впервые в истории Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид совершил Литургию на континенте — это произошло 25 июня 2022 года в Каире. После своей поездки в Египет 24-28 июня глава Патриаршего экзархата Африки рассказал ТАСС о некоторых итогах визита, поделился своим мнением по поводу жестоких гонений на христиан в Африке, масштабных санкций Запада против России, попыток «отменить» русскую культуру и решений Собора Украинской Православной Церкви о ее «полной независимости». — Владыка Леонид, каковы итоги вашей поездки в Египет — насколько плодотворным получился визит, удалось ли достичь каких-то договоренностей? И может быть, что-то осталось за кадром, о чем не узнали и что не передали журналисты? — За кадром всегда остаются многие вопросы, которые скрыты от глаз читателя, зрителя, по одной простой причине, что есть ряд договоренностей, которые требуют доработок, дополнительных состыковок, каких-то шлифовок и, в конце концов, утверждения Священноначалия. Работа экзарха — максимально отработать на всех направлениях, по фактам, доложить это Патриарху, и он уже будет принимать решение. Касательно итогов поездки — удалось достичь, на мой взгляд, многого. Это и выделение Коптской Церковью подворья для нужд Африканского экзархата Русской Православной Церкви, и понимание дальнейших шагов для получения регистрации Северо-Африканской епархии Африканского экзархата. Это и наброски по дальнейшему треку — строительству административно-духовного центра Русской Православной Церкви в Новом Каире, и многое другое. Мною была совершена первая Литургия в качестве экзарха на территории Африканского континента — в прекрасном храме, освященном в честь великого подвижника благочестия великомученика Мины. И если свои административно-политические визиты в статусе экзарха я начал с Республики Уганды, то духовное и литургическое присутствие я начинаю именно с Каира, совершив здесь первую Божественную литургию. Это исторический момент для Русской Православной Церкви.

http://radonezh.ru/2022/06/30/mitropolit...

Москва. Церковь Иоанна Богослова " под вязом " . Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь на этом месте известна с конца XV века. Вяз, давший ей название, рос у алтаря до 1775 г. В 1658 г. церковь перестроена в кирпиче, а в 1825-37 гг. сооружен нынешний храм в стиле " ампир " . Колокольня пристроена в 1840-х гг. На втором этаже церкви помимо главного престола находились приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки, в цокольном — Покрова Богородицы, Николая Чудотворца и Митрофания Воронежского. В 1925 г. храм был закрыт, его основной объем лишился барабана с главой, а колокольня - шпиля. С 1934 г. в нем разместился Московский коммунальный музей, позже переименованный в Музей истории и реконструкции Москвы; современное название - Музей истории города Москвы. В начале 2004 г. Градостроительный совет при мэре Москвы утвердил перемещение Музея истории города в здание на Страстном бульваре, при этом здание храма должно было быть возвращено Православной Церкви. Это решение, запланированное на 2004 г., выполнено не было. 9 октября 2011 года, в день престольного праздника церкви во имя святого Иоанна Богослова под Вязом (Новая площадь, 12) — храма Российского православного университета и Православного института святого Иоанна Богослова, будет совершена первая за 85 лет Божественная литургия. Богослужение совершит ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) в сослужении преподавателей вуза в священном сане. На Литургии будут присутствовать представители органов власти, преподаватели и студенты РПУ и других столичных вузов, представители научной интеллигенции, православной общественности, казачества г.Москвы. «Мы счастливы, что именно нашей университетской общине Святейший Патриарх вверил этот замечательный храм, и видим особый промысел Божий в небольшом испытании, предшествовавшем возобновлению в этом храме богослужебной жизни, — отметил ректор университета игумен Петр (Еремеев). — Последний год, проведенный нашей общиной на улице, у алтаря храма, послужил ко благу, научил нас дорожить друг другом и оценить возложенную на нас ответственность за эту духовную жемчужину Китай-города. Конечно, храм должен быть храмом. Теперь здесь будет созидаться духовный центр, а Музей истории Москвы разместится в значительно более просторных и удобных помещениях».

http://sobory.ru/article/?object=02849

Москва. Церковь Софии, Премудрости Божией в Средних Садовниках. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о храме датируется 1495 г. В XVII в. царские садовники поселились на территории сада, который был уничтожен большим пожаром 1701 г. и более не восстанавливался, и построили здесь церковь Софии, стоящую доныне. По церкви была названа и набережная - Софийская. В 1682 г. выстроена нынешняя главная церковь в камне. Придел Андрея Первозванного числится с 1722 г. В 1757 г. слева в трапезной освящен придел Димитрия Ростовского, впоследствии упраздненный. В 1868 г. архитектором Н.И. Козловским выстроена нынешняя колокольня, старая шатровая была при трапезной. В 1890 г. разобрали трапезную и стали строить новую, где 15 сентября 1891 г. освящен придел Андрея Первозванного, а 8 мая 1893 г. придел св. Николая. Главный иконостас был устроен в 1857 г. После закрытия в храме располагалось жилье. В 1965 г. М.Л. Богоявленский записывал: «Церковь имеет облезлый, грязный вид. Штукатурка местами отвалилась, некоторые кирпичи выскочили, а в алтаре пробита дверь. Кресты сломаны, вместо них приделаны телеантенны. Внутри жилые квартиры. Колокольня в 1960-е гг. реставрировалась». Реставрация самого храма началась в 1976 г. К 1983 г. было почти полностью восстановлено покрытие с кокошниками и пять главок. Вновь сделаны наличники XVII в. Внутри работала лаборатория термомеханической обработки Института стали и сплавов. В 1960-1980-х гг. в колокольне размещался трест подводно-технических и строительных работ «Союзподводгазстрой». К 1990 г. на церкви восстановлены главы без крестов. К Пасхе 2004 г. внешнее убранство храма - кресты, главы и барабаны и кровля трапезной были отреставрированы, весь храм изнутри отштукатурен и побелен, положены новые каменные полы. Были изготовлены новый временный однорядный иконостас главного алтаря и престол с жертвенником. 11 апреля 2004 г. в праздник Светлого Христова Воскресения была отслужена первая Божественная Литургия. Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках церковь (Софийская набережная, дом 32).

http://sobory.ru/article/?object=02401

Надвратный Скорбященский храм. Фото Михаила Манина ЖМП 4 апрель 2013 /  4 апреля 2013 г. 08:50 Александро-Невская лавра встречает 300-летие: юбилейный гид для паломников В этом году Свято-Троицкая Александро-Невская лавра отмечает 300 летие со дня основания. Мероприятия, посвященные этой дате, уже прошли в Москве, Санкт-Петербурге и ряде городов Украины. Тем не менее юбилейный для лавры год официально открывается 7 апреля, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. И связано это с тем, что 25 марта (7 апреля) 1713 года состоялась первая Божественная литургия в Благовещенском храме лавры. Этот храм находился на месте Лазаревской усыпальницы, и сегодня не сохранился, однако именно с него начиналась жизнь монашеской общины на этом месте. Масштабные реставрационные работы, о которых «Журнал Момковской Патриархии» будет рассказывать подробно, к этому времени еще не закончатся, и строительные леса в Троицком соборе будут разобраны только к Пасхе. 12 июня состоится Александро-Невский хоровой собор, который соберет более 700 участников из России, Белоруссии и с Украины, а 12 сентября состоится крестный ход от Казанского собора к Александро-Невской лавре. Мощная реставрационная программа — один из краеугольных камней в подготовке лавры к юбилейным торжествам, кульминация которых намечена на день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского 12 сентября. Увы, полностью реализовать целостный замысел научной реставрации, даже в прошедшей стадию проектных чертежей части, к круглой дате не получается. Тому есть множество как объективных, так и субъективных причин. Прежде всего, если отказаться от пагубного принципа латания дыр и воссоздавать архитектурный ансамбль Александро-Невской лавры в целостном единстве, потребуется очень много времени, сил и средств. Ведь на протяжении трех минувших веков уникальный монастырский комплекс претерпевал колоссальное количество локальных изменений, приспосабливаясь под меняющиеся хозяйственные функции отдельных зданий. Едва ли не катастрофичной в этом смысле стала для монастырских строений советская эпоха. В прошлом веке перепланировка старинных интерьеров приняла лавинообразный характер, апофеозом же бурной сторонней деятельности стал въезд на территорию лавры оборонного Центрального научно-исследовательского института «Прометей» и размещение в нескольких церковных зданиях производственных мастерских. В результате единого комплекса инженерных сетей у лавры сейчас нет (к примеру, отсутствуют собственные очистные сооружения), большая часть кровель монастырских корпусов выполнена в различных материалах и окрашена в разные цвета, а дворовая территория, задуманная некогда первым архитектором лавры Доменико Трезини как Парадный двор, застроена хаотично и бессистемно.

http://e-vestnik.ru/analytics/aleksandro...

" Не я благословляю, а Господь. Страшно ослушаться Его святой воли " сентября 2016 1/14 сентября 1920 года в число братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры был принят в качестве послушника бывший петербургский купец Василий Николаевич Муравьев. Ранее, под духовным руководством преподобного Варнавы Гефсиманского, в течение нескольких десятилетий при весьма напряженных земных трудах он вел жизнь истинного молитвенника. Сокровенная внутренняя жизнь известного коммерсанта и его подвиги во славу Божию были скрыты от посторонних взоров... 16/29 октября 1920 года, по благословению будущего священномученика, митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) , он принял монашеский постриг. Новое имя послушник Василий получил в честь святого апостола Варнавы и в благоговейную память о своем духовном отце, а вскоре брата Варнаву (Муравьева) рукоположили в сан иеродиакона и возложили на него многотрудное послушание заведующего кладбищенской конторой. Страна была охвачена пламенем междоусобной брани. Сбылись обетования Господа: " Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их " (Мк. 13, 12). Белые убивали красных, красные убивали белых... Провожать почивших, преподавая им церковное напутствие, утешать родных и близких погибших... Это была первая школа духовного врачевания и наставничества, которую прошел будущий отец Серафим, вырицкий старец-утешитель, молитвенник за сирот и страждущих, предстатель пред Господом за всю землю Русскую. 29 августа/11 сентября 1921 года, в день Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи, произошло знаменательное событие. Совершавший с собором иерархов в Лавре Божественную литургию митрополит Вениамин возвел отца Варнаву в иеромонаха. И здесь заметно особое смотрение Божие об отце Варнаве, сподобившемся соединить ангельский чин иночества с благодатию священства именно в этот иноческий праздник, день усиленного церковного поста и сугубого покаяния. В период 1921-1926 годов отец Варнава последовательно нес послушания главного свечника и казначея монастыря, а на рубеже 1926-1927 годов он принял постриг в великую схиму с именем Серафим в честь и память святого преподобного Серафима Саровского чудотворца. Вскоре по принятии отцом Варнавой великой схимы состоялось общее собрание братии Лавры, на котором иеросхимонах Серафим (Муравьев) был избран духовным руководителем и членом Духовного Собора Лавры.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Несвятой философ Платон и святой философ Иустин Святой мученик Иустин Философ Христианство принимали самые разнообразные люди: простые и ученые, эллины и скифы. Иустин был философом, и свою веру он запечатлел мученичеством. Этого святого так и называют: то Иустин Мученик, то Иустин Философ. Ни от чего не отказался святой Иустин. Ни от философии, ни от Христа. От веры в языческих богов он, правда, отказался, но это не в счет, потому что – пустое. А философия не пустое. Благодаря философии Иустин подготовил себя к принятию Христа и отказу от идолов. И не он один, как мы знаем. Для Иустина философия была хорошим подспорьем и в новой христианской жизни. Он пользовался философскими знаниями, когда богословствовал об апостольской вере. Одну из самых сложных тем богословия и тогда и сейчас составляет учение о триединстве Бога. Для Иустина Сын Божий есть Бог, как и Отец, в том же смысле. Но от этого Единый Бог не становится двумя богами, тремя богами. Это не означает возврата к языческому многобожию. Нет, Бог Един. Но Сын отличается от Отца – особенным «нумерическим» отличием («арифмо етерон ти ести». – Разговор с Трифоном иудеем. 128, 4). То есть по природе Отец, Сын и Святой Дух – одно. Божественная природа одна. При этом святой Иустин отличает Отца от Сына и от Духа Святого – это троичность Бога. Через 200 лет после кончины святого Философа об этом будут говорить так: мы различаем три Лица (то есть Личности) в Едином Боге. Учение о Троице было открыто нам свыше, оно не придумано досужим кружком интеллектуалов. Его исповедовали те, кто понимал, что Христос не просто великий Человек. Христос и Человек, и Бог. Во Христе они видели Сына Божия, Который пришел спасти мир по воле небесного Отца. Благодаря подвигу Христа на апостолов и многих-многих учеников сошел Дух Святой Божий. Итак, Сын Божий, Бог Отец и Святой Дух – вот наш Бог. Христиане живут в полноте общения с Всевышним, они на опыте знают, что Бог – Троица. И хотя троичное богословие было сформулировано через два века после кончины святого Иустина, мы видим, как на удивление корректно он учит о Троице. Подобное утонченное представление о Боге не было у Иустина Философа каким-то абстрактным умствованием, каким-то концептом, оторванным от жизни. С Отцом и Сыном в Духе Святом общался Иустин вживую – на литургии. Его описание Божественной службы уникально. Его цитируют все, кто пишет о церковной жизни и мысли во II веке. Не буду повторять классических цитат, каждый может их найти в первоисточнике: Иустин Философ, святой. Первая апология. 65–67. Платон написал проникновенную апологию Сократа, Иустин – апологию христианства. Святой Иустин известен, прежде всего, как значительный раннехристианский апологет. Его апологетические труды давно переведены на русский, много переиздавались.

http://pravoslavie.ru/54236.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В воскресенье перед Рождеством Христовым за Божественной литургией мы услышим книгу родства Иисуса Христа. Это память богоизбранного народа, память человечества. Каждый народ и каждый человек имеет свою родословную, которую мы не храним. Память богоизбранного народа хранится вечной памятью — Духом Святым. Вся родословная Господа Иисуса Христа делится в Евангелии от Матфея на три части по четырнадцать родов в каждой. Первая часть рассказывает об истории народа до Давида, величайшего царя Израиля: Давид был тот, кто превратил Израиль в славный народ, иудеи стали могущественной силой в мире. Вторая идет до вавилонского пленения, которое было позором нации и крушением ее, третья — до Иисуса Христа, Который спасает народ Свой от рабства и гибели. Всё это люди, которых избрал Господь, праведные и грешные, но такие грешные, в которых была святость любви к Богу, потому что они так отдавали Богу свою жизнь, свою плоть и кровь, что в течение веков из рода в род ткалось из их плоти и крови пречистое Тело Спасителя, воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Это родословная всего человечества в лице избранных его, и каждого из нас. Накануне Рождества Христова каждый из нас призывается с новой силой осознать свое человеческое достоинство. Бог сотворил человека по образу Своему и подобию, человек создан для общения с Богом. Мы имеем родство с Самим Богом, мы Его и род, каждый из нас рождается, чтобы быть царем, чтобы принадлежать царскому Христову роду. И каждый из нас, прежде чем наступил светлый праздник, должен глубоко осознать свою греховность, свое отпадение от Бога, потому что Господь наш приходит спасти не праведников, но грешников. И оттого что Бог становится человеком, в Нем крепость и любовь неодолимая, и нет ничего для Него невозможного, чтобы восстановить попавших в диавольский плен в достоинство, которое дает благодать. И сегодня самое время поразмыслить о судьбах человечества и нашего русского народа, который тоже, на другом историческом этапе, явился богоизбранным народом, как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский. Ибо народу нашему вручен был для хранения и умножения драгоценный талант единственно спасительной православной веры. Что стало с богоизбранным народом, с тем, из которого родился Христос? Всех ли спас Господь, или не те чада Авраамовы, которые по плоти, как говорит апостол?

http://moral.ru/st_john_kronstadt/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — январь 2019 г. 01.01.2019 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В книге Деяний святых апостолов рассказывается, что после Пятидесятницы апостолы продолжали ходить в Иерусалимский храм. Так глубоко и сильно было исповедание веры христиан, что «никто из посторонних не смел пристать к ним». Что это значит? Л. Безрукова, г. Иваново Апостолы в первое время ходили с проповедью в Иерусалимский храм, во-первых, потому что в этом храме собиралось множество верующих во Единого Бога. И апостолы понимали, что одно дело — улавливать человеческие души для спасения по одному, а другое — сразу многих. Когда закидывают сети, улов бывает несравненно большим, чем при ловле рыбы удочкой. Из посторонних никто не смел пристать к обществу верующих, ощущая отталкивающую неверных благодатную силу. Так и нечистые духи боятся благодатной силы святыни. Наша вера должна быть настолько свободна от каких-либо заблуждений, чтобы всякое заблуждение не имело ни силы, ни власти присоединиться к нашей Церкви. Такова была благодатная сила молитвы апостолов, что она защищала христиан от смешения с иудейским обществом. Что такое «литургия слова»? И почему прежде пения Херувимской, после молитвы об оглашенных мы слышим: «Оглашенные, изыдите»? После этого, насколько мне известно, часть молящихся в храме должна выйти из него. Едва ли это правило исполняется сегодня. Понятно, что Церковь в наше время находится в других условиях, практически невозможно контролировать, кто входит в храм и выходит из него во время богослужения. Но в чем все-таки смысл этого правила? И еще один вопрос: что такое престольный праздник? Как связано это именование с престолом, находящемся в алтаре? Г.И. Новиков, г. Саратов «Литургией слова» называется первая часть Божественной литургии, целью которой является просвещение верующих словом Божиим. «Оглашенные, изыдите» означает, что в древней Церкви те, кто готовился к принятию святого крещения, должны были быть «оглашены» знанием главных тайн веры. Без этого они не могли участвовать с верными в таинстве Тела и Крови Христовых. Подготовка к принятию крещения обычно проходила в течение всего Великого поста.

http://moral.ru/dom_01_2019/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Симеон Фессалоникийский. Творения Симеон Солунский —  автор множества разнообразных писаний на литургические, пастырские, канонические, догматические, апологитические , моральные, исторические и политические темы. Симеон Солунский звестен как литургист. Занимался антиисламской полемикой, сосредоточенной на трёх пунктах: учение о Боге, христология, мораль. В собрание творений Симеона Солунского вошли: «Двенадцать главъ или членовъ, содержащихъ въ себе единую веру нашу», «Послание православному Крита», необходимейшихъ о божественнаго Символа, откуда оне собраны и противъ кого поставлены», «Книга о храме», «О священной молитве», «Послание в поддержку благочестия, против Агарян», «Против язычников, или магометан», «Совет и пожелание стоящим верно за отечество и напротив имущим порицание». Сочинения Двенадцать главъ или членовъ, содержащихъ въ себе единую веру нашу И стинная и единая вера наша, превосходящая умъ и слово потому самому, что она есть правая и единая вера, истиннейшее превосходящаго разумъ единаго Бога въ Троице, хотя и неограниченна, однакожъ кратко объемлется въ сихъ главахъ, которыя должно исповедывать всякому право верующему и желающему спастися. Эти главы некоторые называютъ и членами веры, или началами и Ихъ насчитывается двенадцать, во образъ Апостоловъ Христа, невечерняго Солнца, и оне приводятъ право верующаго къ нескончаемому веку славы Его. Изъ нихъ три главы о Святой Троице, въ честь самой Троицы, которая, будучи вечною, есть причина всего; шесть о Слова, — и это также удивительно: въ самомъ деле, Слово, будучи единымъ отъ Святой Троицы и единичнымъ, стало сугубымъ ради насъ и потому–то имеетъ сугубую троицу главъ; а еще три главы о (домостроительства), въ честь также безначальной Троицы, которая, сотворивъ все изъ ничего, все благо содержитъ и всемъ мудро управляетъ. Первая глава о томъ, что Божество — едино по естеству, а не множественно, что Оно едино по силе, власти, вседержительству и господству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Эдесское чудо В своей новой книге знаменитая писательница, автор бестселлера «Мои посмертные приключения» и номинант Патриаршей премии 2010 г. Ю.Н.Вознесенская обращается к жанру исторического романа. На основе древней истории о девице Евфимии и о чуде, совершенном святым Самоном, Гурием и Авивом, покровителями брака, автор воссоздает удивительную атмосферу эпохи раннего христианства. Под пером Юлии Вознесенской предание оборачивается увлекательными, захватывающими и даже опасными приключениями… но самым удивительным оказывается конец этой истории. Юлия Вознесенская. Эдесское чудо Глава первая В новом кафедральном храме города Эдессы , столицы Осроэны , подходила к концу воскресная литургия. София, причастившись, как и положено диакониссам , сразу после диаконов, вышла, спустилась с возвышения, прошла на левую, женскую, половину церкви и встала у единственного полностью открытого окна. Прочие окна храма были снизу закрыты деревянными ставнями, чтобы прихожане, особенно молодежь и дети, не отвлекались на то, что происходит в саду. Здесь же, между окном и каменным возвышением, приготовленным для ковчега с мощами святого апостола Мара Тумы , или по-гречески Фомы , обычно никто не стоял, и потому окно держали полностью открытым. Тут, в месте узком, однако не тесном, она и осталась стоять, ожидая конца службы. Причащающихся сегодня было особенно много: в город, спасаясь от нашествия варваров, уже набились окрестные крестьяне; они пока не были приписаны к отдельным приходам, а потому большинство их устремилось на службу в только что выстроенный кафедральный собор, способный вместить более тысячи человек. Прихожане причащались, молитвенно-трепетно звучал девический хор, в котором София различала голос своей семнадцатилетней дочери Евфимии, но слышны были ей и голоса птиц, доносящиеся из сада. Сердце Софии было исполнено благодарности Богу, удостоившему ее принятия Святых Божественных Таин, губы сами шептали слова благодарственных молитв, исходящие из сокровенной глубины сердца, глаза были устремлены на Чашу Спасения в руках епископа, но вот мысли… Скажем честно, мысли вдовы-диакониссы, подобно малым птицам в кроне древесной, перепархивали между благочестивыми словами молитвы, как между цветущими ветвями, касаясь то одного, то другого предмета ее забот, хотя и посвященных делам церковным, но все же отчасти и земным… А главной заботой этого дня были проводы паломницы Эгерии , прибывшей в Эдессу с самого края света, из далекой Аквитании , и проведшей в их городе три дня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010