Храм во имя иконы Божией Матери «Иверская».  Это самый большой из шести храмов обители. Расположен он в главном корпусе. В нем проходят все основные службы и монашеские постриги. Здесь находится мощевик с частицами мощей многих святых и еще две главные святыни монастыря. Первая – список Иверской иконы Божией Матери, сделанный иконописцами Иверской обители и максимально приближенный к оригиналу – чудотворному образу, который пребывает на Святой горе Афон. Другая святыня – копия афонской «Скоропослушницы». Кто автор оригинала этой чудотворной иконы Божией Матери и когда она была написана – точно пока не известно. В Иверский монастырь копия этой иконы попала следующим образом. Отцу Сергию Баранову позвонил человек, который по всему миру собирает иконы афонского письма, выкупает их из антикварных магазинов, у частных владельцев и дарит их в монастыри и храмы. Пять лет назад он смотрел документальный фильм, в котором были кадры из антикварного магазина, где на стене висела икона «Скоропослушницы». Собиратель сразу определил, что она афонского письма. И вот недавно он вдруг вспоминает о ней, находит именно этот антикварный магазин и именно эту икону, которая так же и висит на том же месте, как и 5 лет назад. Человек покупает ее и звонит о.Сергию, чтобы передать икону в дар монастырю. Разве не чудо? Как говорит сам даритель, он заметил, что всегда иконы будто сами выбирают место своего пребывания. И эта икона «Скоропослушницы» словно ждала, когда сможет поехать именно в г.Орск, в Иверский монастырь. И что удивительно, человек позвонил, когда батюшка был в Оренбурге в связи с обострением тяжелой болезни сына. Таким образом, Богородица, направляя свой образ «Скоропослушницы», оказала воистину «скорую помощь». Отец Сергий в этот же день отправился в Москву, чтобы забрать святыню и привезти в монастырь. На обратной стороне иконы есть точная надпись, когда и кем она была написана, но едва читаемая. Год написания едва различим – цифры, похожие на 1913. Первая Божественная литургия в Иверском храме состоялась 26 октября 2014 г.

http://sobory.ru/article/?object=44623

Часть первая Все нами совершаемое доброе нужно относить к милости Божией, а не к собственной заслуге, «чтоб было, как написано: хвалящийся хвались Господом» ( 1Кор.1:31 . Ср.: Иер.9:24 ). Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: «даже и ночью учит меня внутренность моя» ( Пс.15:7 ). Это вызовет другого рода впечатлительность – скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не беспокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс.50:12 ). Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде, – приими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу. Батюшка отец Иоанн Кронштадтский пред каждым служением Божественной литургии припадал к престолу и тайно исповедовался Господу Богу и до тех пор молился, пока начинал чувствовать, что Господь прощает его Своею милостию 1 . Какой великий пример для каждого пастыря! Мало себя укорять – и особенно без свидетелей, – хорошо принимать без смущения укоры от других, это уже будет высшая степень смирения и кротости. Как болезнь нас смиряет: от нее я и худ, и бледен, и некрасив! А это все как полезно борьбе с вожделениями нашей греховной плоти: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ). Как любезно покаяние! Оно человека, лишившегося за грехи близости благодати Божией, снова примиряет с Господом, снова привлекает благодать и – больше того: так перерождает человека грешника, что делает его удобоподвижнее к добру и смиреннее даже обыкновенного праведника. Покаяние – это необыкновенная милость Божия к человеку: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»!.. (Стихира на утрени великопостная).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

священник Никифор Востоков Краткое объяснение на Божественную Литургию в вопросах и ответах, составленное священником Никифором Востоковым Источник Скачать epub pdf Беседа первая (вступительная). О Божественной Литургии или Обедне вообще Православные христиане! Многие из вас почти неупустительно ходят к Службе Божией, – и Господь наградил вас за это; но много ли из вас найдётся таких, которые бы хорошо понимали слова и действия священника или диакона, например, во время Обедни? Кажется не многие. А потому я намерен, при помощи Божьей, объяснить вам Божественную Литургию или, как вы называете её, Обедню, дабы вы могли стоять и молиться в церкви Божьей с большим благоговением и с большей пользой. Понимать хорошее всегда полезно, а тем более понимать Службу Божью. Поясняя Обедню, мы будем извлекать из неё для себя и назидание. Но прежде, чем мы примемся за объяснение, я нужным считаю сказать вам о Божественной Литургии или Обедне вообще. И Вечерня и Утреня, так же как и Обедня называются Службой Божьей; но Обедня отличается от этих Служб Божьих тем, что во время её совершается Великое Таинство Святого Причастия, то есть, хлеб и вино пресуществляются Духом Божьим в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. Божественную Литургию или Обедню установил Сам Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечери. Иисус Христос, перед страданиями Своими, взошёл в пространную и убранную горницу, воздал хвалу Богу , взявши хлеб, преломил его, и подавая его ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Моё . – Потом, подавая им чашу с вином, сказал: пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многия изливаемая, во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Причастив Апостолов, Иисус Христос повелел им тоже самое делать в Его воспоминание: сие творите в Моё воспоминание , сказал Он им. Эту первую Литургию, которая называется Тайною Вечерию, Иисус Христос с Апостолами окончил проповедью пением и молитвой ( Ин.13 ; Мф.26:3 ). Как совершил Господь наш первую Литургию, и как Он повелел совершать её Апостолам, так она и совершается в нашей Православной Церкви неизменно до сего времени. Вникните попристальнее. Иисус Христос совершил Литургию в пространной и убранной горнице. Стало быть, для совершения Божественной Литургии, нужен пространный и украшенный дом: этот дом мы называем церковью, которую украшаем

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стефанос Анагностопулос Скачать epub pdf Содержание От редакции Предисловие моего старца Архим. о. Ефрема Вступительное слово Общее введение в божественную литургию Часть первая: Литургия оглашенных 1. «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…» 2. Великая ектения «Миром Господу помолимся» 3. Антифоны 4. Малый вход 5. Трисвятая песнь 6. Чтение апостола 7. Чтение евангелия 8. Сугубая ектения 9. Чины оглашенных и кающихся Часть вторая: Литургия верных 1. Молитвы верных 2. Херувимская песнь 3. Великий вход 4. Просительная ектения 5. Молитва приношения 6. Лобзание любви 7. Символ веры 8. Святое возношение 9. Просительная ектения 10. Божественное причастие 11. Молитвы после Святого Причащения и Благодарственная молитва 12. Заамвонная молитва 13. Отпуст и антидор Часть третья Заключение Боголюбивая критика Сокращения Библиография     В основу настоящей книги легли 52 проповеди на тему толкования Божественной литургии, прочитанные в 90-х годах ХХ века отцом Стефаносом Анагностопулосом прихожанам храма святой Варвары в Керацини (Пирей). Опираясь на Священное Писание  и труды святых отцов, а также на свой многолетний священнический опыт, о. Стефанос просто и доступно разъясняет современным христианам основы литургической жизни Церкви. В своих проповедях он не только подробным образом разбирает духовное содержание молитв, песнопений, богослужебных изречений и действий, входящих в состав Божественной литургии, но сопровождает свое толкование рассказами о чудесном духовном опыте, пережитом святыми, монахами, священниками и простыми, исполненными глубокой веры прихожанами во время богослужения. Эти откровения и составляют главную отличительную особенность книги, которая будет полезна священнослужителям как руководство для объяснения литургии, и, несомненно, заинтересует широкий круг читателей, стремящихся приобщиться к духовному опыту христианства. Посвящается с признательностью честному моему старцу, Арх. о. Ефрему Филофейскому, нежно любимому отцу, строгому наставнику, чуткому исповеднику, доброму пастырю, красноречивому учителю, неутомимому искателю духа, Последователю Христа и здравомыслящему христианину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Марина Михайлова – филолог, кандидат философии, катехизатор, автор и ведущая радио «Град Петров» и телеканала 100 ТВ. (Катехизаторский цикл бесед кандидата философии, многолетнего преподавателя воскресной школы для взрослых при Чесменской церкви Рождества Иоанна Предтечи Марины Михайловой высоко оценен как его слушателями, так и священноначалием Русской Православной Церкви). Беседа 1. Символ веры Почему необходимы для нас беседы о Символе веры? Почему мы снова и снова обращаемся к таким, казалось бы, старым и общеизвестным вещам? В настоящее время ситуация в церкви такова, что приходит в храм очень много людей, которые ничего не знают о богословии, и существует парадоксальная возможность быть крещеным и не читать Евангелие, считать себя христианином, но в то же время не задумываться о Символе веры и не знать даже, что это такое. Ситуация эта очень странная. Раньше, в первохристианские времена, такое было невозможно, человек становился христианином именно после некоторого научения, образования. До сих пор первая часть нашей Литургии Иоанна Златоуста сохраняет название Литургии оглашенных, и при каждом совершении Божественной Литургии Церковь молится об оглашенных такими замечательными словами: «Помолитеся, оглашении, Господеви. Верни, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их, огласит их словом истины, открыет им Евангелие правды, соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви». Кто такие эти «оглашенные»? Это и были те самые люди, которые выразили твердое желание стать христианами и готовились к принятию таинства Крещения. В те времена, в первохристианские, Крещение совершалось однажды в год, в пасхальную ночь. Приготовление к Крещению было очень длительным и занимало, в зависимости от традиции местной общины, от года до трех лет. В этом приготовлении участвовала вся церковь . Особенно интенсивная подготовка к принятию таинства приходилась на время Великого Поста, этого приготовительного периода к Пасхе. Сегодня положение вещей таково, что кто-то был крещен во младенчестве и потому не мог пройти подготовку к Крещению, а кто-то не имел такой возможности по другим причинам. Наши с вами беседы будут призваны восполнить этот пробел в нашем христианском образовании и воспитании. Если мы не получили подробного наставления словом, то мы это сделаем сейчас и будем по мере своих сил приближаться к пониманию Символа веры .

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

  разделы   рассылка  распечатать Филипп Щипков Сергей Чапнин: " Празднование 100-летия канонизации преп. Серафима является новым осмыслением русской святости " С руководителем Московского информационного центра " 100-летия прославления преп. Серафима Саровского " , ответственным редактором газеты " Церковный вестник " Сергеем Чапниным о предстоящих этим летом торжествах беседует наш корреспондент Филипп Щипков. – В чём особенность готовящихся торжеств по случаю столетия канонизации преп. Серафима Саровского? Саровские тожества имеют одну очень важную особенность: их подготовка и проведение – это соединение усилий Церкви и государственных организаций. Сам характер празднования при этом остается церковным. Два кульминационных момента торжеств – освящение воссозданного храма преподобного Серафима в Сарове и первая Божественная литургия в этом храме, а через день – Божественная литургия в Серафимо-Дивеевском монастыре. О том, что празднование носит церковно-государственный характер, говорит решение правительства России о создании Организационного комитета по содействию Церкви в подготовке и проведении этих торжеств. Единственным аналогом этого решения был правительственный комитет по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова, но и здесь есть отличия. Тогда инициатором выступила Русская Православная Церковь, нынешняя же комиссия в большей степени связана с инициативой светских властей, прежде всего Приволжского федерального округа. Напомню, что сопредседателями правительственной комиссии назначены Сергей Кириенко, полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе, и митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев). На уровне исполнительного комитета, занимающегося практическими вопросами организации празднования, сопредседателями являются Сергей Обозов, заместитель Кириенко, и епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов). Таким образом, и на уровне большого оргкомитета, и на уровне исполнительного комитета мы видим паритетное представительство Церкви и государства.

http://religare.ru/2_4800.html

Предисловие Часть первая. Православное богослужение Сведения из Литургики 1. Общие сведения о богослужении 2. Три круга богослужений. Богослужения суточного круга 3. Богослужения седмичного (недельного) круга 4. Богослужения годового круга. Праздники 6. Божественная Литургия Часть вторая. Богослужебное пение Глава 1. Церковное пение и его значение для совершения богослужения 1. Общие сведения. Сущность богослужебного пения 2. Богослужебное пение и музыка, их историческое взаимодействие. Различие понятий богослужебного пения, церковной и духовной музыки Глава 2. Основные исторические этапы становления и развития христианского богослужебного пения 1. Богослужебное пение Ветхого Завета 2. Раннехристианское богослужебное пение I–IV веков (период от «мужей апостольских» до св. Константина Великого) 3. Византийское пение IV–IX веков и его канонические основы 4. Дальнейшее развитие богослужебного пении византийской традиции 5. Истоки богослужебного пения на Руси 6. Историческая периодизация богослужебного пения Русской Православной Церкви Глава 3. Богослужебное пение Русской Православной Церкви 1. Знаменное и кондакарное пение XI–XIV веков 2. Основы безлинейной знаменной нотации 3. Расцвет столпового знаменного пения в XV–XVI веках. Гласо-попевочная система 4. Пение на глас 5. Пространные роспевы XV–XVII веков (путевой, демественный, большой знаменный) 6. Монодийное пение в XVII веке. Киевский, болгарский и греческий роспевы 7. Реформирование знаменной нотации 8. Раннее русское многоголосие Глава IV. Богослужебное пение и духовная музыка в России второй половины веков 1. Русско-украинское партесное пение второй половины XVII – первой половины XVIII веков 2. Богослужебное пение и духовная музыка эпохи «русского классицизма» второй половины XVIII – первой четверти XIX веков 3. Богослужебное пение и духовная музыка середины XIX века 4. Новое направление в духовной музыке на рубеже веков 5. Богослужебное пение и духовная музыка в XX веке Библиография Приложения Приложение 1. Типы и виды древней литургии Приложение 2. Структура евхаристического канона Приложение 3. Схема Богослужебнае структуры Литургии св. Иоанна Златоуста Приложение 4. Примеры песнопений Пример 1. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример 2. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример 3. На великом вопечерии. С нами Бог. Глас 8 Пример 4. Демественный роспев (фрагмент Евхаристического канона) Пример 5. Се жених грядет в полунощи. Киевский роспев Пример 6. Приидите ублажим Иосифа. Болгарский роспев Пример 7. Повеленное тайно. Греческий роспев Пример 8. Хвалите имя Господне. Строчное пение Пример 9. 118 Догматик 5-го гласа в Чермнем мори Пример 10. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене» Начало Пример 11. М. Березовский. «Не отвержи мене». Фуга Пример 12. Трисвятое из Обихода нотного пения Пример 13. П.И. Чайковский. Литургия. Трисвятое Приложение 5. Терминология византийского и древнерусского певческого искусства  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Божественной литургии в Корецком монастыре 3 августа 2009 г. 16:11 3 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Корецком монастыре . По чтении Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к богомольцам со словом проповеди. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали такие слова: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же (1 Кор. 12, 5). В Священном Писании мы иногда находим такую мысль, которая помогает нам радикально изменить свою жизнь, и изменить ее к лучшему — настолько велика сила Божественного слова. Мы хорошо знаем, что человеческое общежитие, человеческие отношения чаще всего омрачаются таким греховным состоянием души, как зависть. Еще диавол позавидовал Богу, будучи ангелом, и миру явилось зло. Очень много зла проистекает от того, что один человек завидует другому. То, что мы называем конкуренцией, в основе своей имеет подчас именно это чувство. Если дело ограничивается только соревновательностью в общении между людьми, то беды от этого нет, даже возникает иногда и польза. А вот когда зависть овладевает человеком настолько, что он теряет способность управлять собой, тогда человеческие отношения омрачаются конфликтами, недоброжелательством, борьбой, иногда даже смертью. В истории бывало всякое. Первая кровь была пролита потому, что Каин позавидовал Авелю (см. Быт. 4, 3-8). Апостол Павел, обращаясь к Коринфянам, у которых было много разделений, говорит о том, что дары различны в Церкви, но Дух один и тот же (1 Кор. 12, 4). Что это означает? Это означает, что все человеческие способности и таланты имеют один и тот же источник — это Дух Божий. Поэтому, когда мы негодуем по поводу того, что другие люди талантливее или умнее нас, когда мы негодуем по поводу того, что кто-то совершает дело лучше, чем мы, если в нашем сердце возникает недоброжелательность, — мы согрешаем против Духа Святого. Это Дух Божий одному дал больше, а другому — меньше. Но даже тот, кому дано совсем мало, должен понимать, что в нем — тот же самый Дух. Если Дух один, как же можно негодовать по поводу того, что один имеет даров больше, а другой меньше, ведь дары-то распределяют не люди? И не тот человек виноват, кому многое дано, а мы виноваты, если завидуем тому, кому много дано.

http://patriarchia.ru/db/text/711414.htm...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в Покровском соборе Гатчины в день памяти преподобного Серафима Вырицкого апреля 2014 3 апреля 2014 года, в день памяти преподобного Серафима Вырицкого, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Покровском соборе Гатчины Санкт-Петербургской митрополии. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий ! Ваше Преосвященство, владыка Митрофан , епископ Гатчинский и Лужский! Ваше Превосходительство, уважаемый Александр Юрьевич, губернатор Ленинградской области! Преосвященные владыки! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с большим событием, с подлинным праздником не только для гатчинской земли, но и для всей нашей Русской Православной Церкви. Мы празднуем столетие Покровского собора - величественного храма, который был построен в дореволюционное время и освящен в грозном 1914 году, когда началась Первая мировая война. Недолго оставался открытым этот храм. Вспоминаю, как в детские годы, проезжая по Гатчине или по Псковскому шоссе, я всегда видел издали шпиль Покровского собора. Он был темный, мрачный, как был мрачен и сам храм; и даже тогда в детскую душу входила мысль - как важно, чтобы когда-нибудь этот храм вновь стал домом молитвы. Поэтому с особым чувством я ехал сегодня в Гатчину, где не был 30 лет. Подъезжая к храму, увидев это сияющее благолепие, я возблагодарил Господа за все милости, которые Он дарует нам, народу нашему, Отечеству, Церкви нашей. Эти милости - не просто Божественный ответ на смену исторических эпох. Эти милости Божии - ответ на многие скорби нашего народа, на бесчисленные жертвы и кровь. И когда некие лжемыслители обращаются сегодня к нашему народу с призывом покаяться за что-то, что было в далеком прошлом и без чего якобы не может возродиться Россия, я отвечаю им: народ наш не просто покаялся - он кровью своей, по количеству несопоставимой с кровью любого другого народа, искупил грехи своих отцов, дедов и прадедов. И такие мистические, таинственные события в истории народа не могут происходить где-то на периферии - они как бы рассекают духовную жизнь народа, они в его сердце.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-svya...

Щелканово. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты В селе Щелканово было два храма – в честь Рождества Христова и единоверческий в честь Сошествия Святого Духа. Христорождественский храм был построен в 1800 г. на средства помещицы Веры Борисовны Лопухиной. Храм каменный, особой колокольни не имел. Колокола находились на одной из четырех башен самой церкви. Второй храм, Сошественский, был построен в середине XIX в. До наших дней здание второго храма не сохранилось - оно было разобрано в 1970-е гг. Сохранившийся храм в честь Рождества Христова имеет четыре придела – главный, освященный в честь Рождества Христова; в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и в честь святителя Николая Чудотворца. Отдельно от храма стоит трехъярусная колокольня. Храм является памятником истории и культуры Калужской области. В ограде при храме Рождества Христова имеется мраморное надгробие лесопромышленника Иванкина (бывшего когда-то старостой храма) в виде дуба с обрезанными сучьями и мемориальной доской с надписью. Храм был закрыт в 1930 г. Священник Феодор Никольский и псаломщик Петр Степанович Архиреев 21 апреля 1930 года ПП ОГПУ Западной области были приговорены к разным срокам лагерей. Храм был передан Калужской епархии 13 апреля 1995 г. Сейчас ведется его восстановление. 13 марта 2005 года в воскресенье после продолжительного перерыва со времени закрытия в домовой церкви при храме Рождества Христова в селе Щелканово была совершена первая литургия. Помощь в приобретении и ремонта молитвенного дома оказало предприятие " Бор " . По благословению правящего архиерея Калужской епархии Митрополита Климента теперь в молитвенном доме при храме Рождества Христова каждое воскресенье будет совершаться Божественная литургия. До этого дня при храме совершались только молебны и панихиды. Общими усилиями прихожан был сооружен молитвенный дом, так как для того чтобы начать богослужения в самом храме нужны большие средства. Пока в храме течет крыша, нет окон, а кое-где и дверей. Внутри и снаружи требуется оштукатурить стены, постелить пол.

http://sobory.ru/article/?object=01611

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010