Закрыть itemscope itemtype="" > В Вырицу к преподобному Серафиму Сегодня исполнилось бы 75 лет известному писателю-агиографу и публицисту Валерию Павловичу Филимонову (21.07.1946 – 30.11.2020) 21.07.2021 1786 Время на чтение 15 минут Фото: Из личного архива автора Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице!.. Милостью Божией и Его непостижимым Промыслом день рождения Валерия Павловича Филимонова, писателя-агиографа и публициста, поэта, журналиста и общественного деятеля, пришёлся на день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы – 21 июля. Свой день рождения биограф преподобного Серафима и автор его жития многие десятилетия встречал в Вырице. Для него очень важным было в этот престольный для Вырицкого Казанского храма праздник быть в Вырице и участвовать в Божественной литургии, быть сопричастным значимым событиям на приходе храма, с которым его многое связывало. Впервые Валерию Павловичу довелось побывать здесь в начале 90-х годов прошедшего уже века, когда он начал свои первые исследования жизни и духовного делания подвижников Православия. Первая его большая агиографическая повесть была посвящена известному блаженному старцу Феодосию Иерусалимскому, прославленному позже как местночтимый святой преподобный Феодосий Кавказский. Валерий Павлович помнил об отце Феодосии всегда и ощущал его близость и молитвенную поддержку, но труды по изучению жизни и духовных подвигов этого старца ему не довелось продолжить. Господь дал писателю-агиографу новое послушание. Начинала зарождаться книга об отце Серафиме Вырицком. Вот как сам Валерий Павлович рассказывает об этом в своём интервью «Путь агиографа» православному альманаху «Линтула», издававшемуся трудами Константино-Еленинского монастыря: «...В 1994 году родилась повесть " По вере вашей да будет вам " о преподобном Феодосии Кавказском после нескольких поездок к месту его земного упокоения в Минеральных Водах и встреч с его духовными чадами в Минводах, Кисловодске, Иноземцево и Ставрополе. Повесть была издана в журнале " Собеседник православных христиан " и широко распространилась почти во всех храмах северной столицы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/21/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Знамение на Ганиной Яме 20 мая 2018 года Виктор Корн и Алексей Кузьмин об урагане в окрестностях Екатеринбурга 30.05.2018 3427 Время на чтение 5 минут В полдень 20 мая 2018 года над окрестностями Екатеринбурга пронесся ураган с ливнем. В самом Екатеринбурге 20 мая была первая майская гроза, которая сопровождалась сильным ветром с порывами до 20 метров в секунду. «При этом, в городе сегодня один из самых теплых дней в месяце - столбики термометра поднялись до отметки в + 26 градусов», сообщали синоптики. «В городе Арамиль под Екатеринбургом мощный ураган, обрушившийся на Свердловскую область в воскресение, 20 мая, снес крышу в одном из торговых центров. Ураган стал причиной прекращения железнодорожного сообщения между Екатеринбургом и Пермью. Поезда в обоих направлениях встали в районе станции Сабик. Позже энергетики сообщили о массовых авариях на ЛЭП. Без света остались более 30 тысяч человек», писали СМИ. Сильный ураган, в том числе, по направлению к Нижнему Тагилу и Перми, парализовал движение поездов на железнодорожной ветке Пермь - Екатеринбург.Сильный ветер обрушился и на расположенную недалеко от Ганиной Ямы Верхнюю Пышму. «Все произошло ближе к часу дня... За окном потемнело, во двор дома, где расположена редакция «Час Пик», порывами ветра занесло несколько пылевых облаков. Вскоре в воздухе уже витал мусор со всей окрестности. На счастье пошел дождь и прибил пыль к земле. Я выскочил на улицу и стал делать снимки. Ветер в прямом смысле сбивал с ног», пишет в сети очевидец. В воскресенье, 20 мая, в монастыре Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме проходили службы. «Ураган начался примерно с 13 до 13-30. В тот день в монастыре совершалось три Божественных литургии: в 6-00 в Царском храме у шахты 7, в 8-00 в храме в честь иконы Божией Матери " Державная " и в 9-30 в храме преподобного Сергия, где мы и были с учениками воскресной школы. Они пели в тот день на клиросе. После Богослужения дети с родителями и педагогами пошли на экскурсию по монастырю, но в тот самый момент, когда мы уже достаточно далеко отошли от надвратного Иверского храма и спрятаться нам уже было негде, небо потемнело и внезапно подул шквалистый ветер. За считанные секунды он усилился до ураганного. Деревья стало очень сильно раскачивать, с грохотом полетели ветки и обломки деревьев. Слева от нас с треском рухнула сосна. Можно сказать, что мы оказались в самом эпицентре. Слава Богу и благодарение Святым Царственным Мученикам, что обошлось без паники и пострадавших», - пишет Алексей Кузьмин.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/30/zn...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Небольшая горстка православных Перми идёт к месту Царской Голгофы» Впечатления от Крестного хода в память о Великом Князе Михаиле Александровиче Романове 17.06.2022 3759 Время на чтение 6 минут Фото: из личного архива автора Знакомство с новым для тебя городом – это всегда волнение и радость. Готовиться к поездке в Пермь я стала загодя. Неведомая сила подсказывала, что там 12 июня 2022 года надо обязательно быть. Священник переживал, что едем на Троицу, могут быть большие искушения перед таким Праздником. На этот раз совпали: Праздник Троицы и день убийства Великого Князя Михаила Александровича Романова – младшего брата Царя Николая Второго. В Нижнем Новгороде, где я живу, накануне были тёплые дни, и мы даже не ожидали, что Пермь встретит нас таким холодом: + 12 градусов по Цельсию и постоянный дождь. Он моросил с самого утра 12 июня. После Божественной Литургии в Свято-Троицком Стефановом монастыре начался Покаянный Крестный ход к часовне святого благоверного князя Михаила Тверского (небесного покровителя Великого князя Михаила Александровича), на место предполагаемого убийства Великого князя. Крестоходцев собралось немного. Под звон колоколов из храма вынесли иконы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой, посещавшей эти места, и Великого князя Михаила Александровича Романова. Великий князь Михаил был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских в ноябре 1981 года в Нью-Йорке Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Зарубежом. И организаторы Крестного хода дерзнули взять на Крестный ход этот образ. Небольшие бумажные иконы Великого князя можно было купить в церковной лавке. На лицах православных была радость. Всё же Праздник Великий – Троица! Многие захватили с собой зонтики, которые пришлись как нельзя кстати. Дождь моросил, не переставая, а при подходе к часовне стал ещё более усиливаться. Местность на нашем пути была гористая. Идти было тяжеловато. Трудно было дышать. Сердцебиение всё более усиливалось. У меня было ощущение, что идёшь на Голгофу. А ведь это, действительно, наша Русская Голгофа, причём первая. Потому что расстрел Великого князя Михаила положил начало политическим убийствам Дома Романовых. Михаил Александрович был первым в списке. И он был в тот момент не просто Великим князем, а Последним Некоронованным Императором Михаилом Вторым. Государь Николай Второй передал Ему Свою власть, и Он Его от неё не освобождал.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/17/pe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ночной царский крестный ход в Москве Приход храма в честь Царственных Страстотерпцев в Ясеневе приглашает москвичей почтить память Царской Семьи 16.07.2018 2578 Время на чтение 3 минуты 17 июля вся православная Россия, все почитатели Царя-Страстотерпца Николая II Александровича и Его Венценосной Семьи будут принимать участие в торжественных богослужениях, посвященных 100-летию их мученической кончины за Святую Православную Русь. Главные события будут происходить на месте Царской Голгофы в Екатеринбурге, где в памятную ночь, когда 100 лет назад в подвале Ипатьевского дома пролилась кровь Царственных Мучеников, на месте их страдания в Храме-на-Крови состоится торжественное Патриаршее богослужение. Святейшему Патриарху Кириллу будут сослужить члены Священного Синода, другие архиереи и сонм духовенства. По завершении Божественной литургии состоится традиционный Крестный ход от Храма-на-Крови в монастырь в честь Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. На ночную Божественную литургию и царский Крестный ход в последние годы собирается около ста тысяч богомольцев со всех уголков России и из-за границы. Наверное, в год 100-летия убиения Царственных Страдальцев соберется еще больше православных, желающих почтить память Царской Семьи. Однако далеко не все верующие смогут быть в этот день в Екатеринбурге, не все смогут принять участие в крестном ходе на Ганину Яму. У православных москви чей будет возможность и в столице принять участие в царском Крестном ходе и ночном богослужении. Приход храма в честь святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе приглашает всех желающих присоединиться к ночному царскому Крестному ходу в Москве, который организуется силами прихода, об этом сообщает сайт храма. Храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев строится в Юго-Западном округе Москвы в районе Ясенево (Ясногорская улица, д. 21) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках «Программы-200». В настоящее время возведён малый деревянный храм в честь святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе, который был освящен 21 апреля 2018 года. Тогда же состоялась и первая Божественная литургия. Настоятель храма - священник Димитрий Бабурин.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/12/no...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отменить русскую культуру у них не получится никогда Митрополит Клинский Леонид об итогах поездки в Египет, о санкциях Запада и церковном расколе на Украине 30.06.2022 834 Время на чтение 5 минут Фото: Patriarchia.ru Впервые в истории Патриарший экзарх Африки совершил литургию на континенте — это произошло 25 июня в Каире. После своей поездки в Египет 24-28 июня глава Африканского экзархата РПЦ митрополит Клинский Леонид (Горбачев)  рассказал ТАСС о некоторых итогах этого исторического визита, а также поделился своим мнением по поводу жестоких гонений на христиан в Африке, масштабных санкций Запада против России, попыток «отменить» русскую культуру и решений Собора Украинской Православной Церкви о ее «полной независимости».  Комментируя итоги поездки в Египет, митрополит сказал: «За кадром всегда остаются многие вопросы, которые скрыты от глаз читателя, зрителя, по одной простой причине, что есть ряд договоренностей, которые требуют доработок, дополнительных состыковок, каких-то шлифовок и, в конце концов, утверждения священноначалия. Работа экзарха — максимально отработать на всех направлениях, по фактам, доложить это патриарху, и он уже будет принимать решение».  «В перешедших в юрисдикцию РПЦ приходах в Африке совершили первую литургию. Касательно итогов поездки — удалось достичь, на мой взгляд, многого. Это и выделение Коптской церковью подворья для нужд Африканского экзархата РПЦ, и понимание дальнейших шагов для получения регистрации Северо-Африканской епархии Африканского экзархата. Это и наброски по дальнейшему треку — строительству административно-духовного центра Русской Православной Церкви в Новом Каире, и многое другое», - отметил он. «Мною была совершена первая литургия в качестве экзарха на территории Африканского континента — в прекрасном храме, освященном в честь великого подвижника благочестия, великомученика Мины. И если свои административно-политические визиты в статусе экзарха я начал с Республики Уганды, то духовное и литургическое присутствие я начинаю именно с Каира, совершив здесь первую Божественную литургию. Это исторический момент для Русской Православной Церкви», - добавил иерарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/30/ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Твёрдость в своих убеждениях Что тревожит и вдохновляет современную православную молодёжь? 14.02.2023 740 Фото: Из интернет-источников 15 февраля, в праздник Сретения Господня, Русская Православная Церковь отмечает День православной молодежи. Вопросу создания постоянной организации православной молодежи была посвящена первая генеральная ассамблея движения «Синдесмос» в 1953 году. В конференции приняли участие около 50 участников различного этнического происхождения: русские, сербы, финны, грузины, румыны, сирийцы, индусы. Некоторые из них были официальными представителями, но большинство – частными лицами. С этого времени и отмечается День православной молодежи. О жизни в Церкви православной молодёжи рассуждает председатель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии протоиерей Константин Головатский: Перед православной молодёжью стоит задача – быть более твёрдыми в своих убеждениях. Конечно, это актуально во все времена, но ныне особенно важно сохранять чистоту веры, правильное отношение к жизни, не размениваться на сиюминутные влечения современного мира, не соблазняться тем, чем живут многие молодые люди. Молодёжи важно проявлять себя в разных областях и сферах, делать что-то полезное для Церкви и общества, развивая свои таланты и способности. Тем самым молодёжь привнесёт неоценимый вклад в жизнь общества. Малая закваска заквашивает всё тесто, поэтому именно от православной молодёжи многое зависит, в том числе будущее России и мира. Начинания православных ребят могут послужить добрым примером для всех остальных: собирать вокруг проекта заинтересованную молодёжь, формировать прекрасные молодёжные команды, способные продвигать доброе, светлое, вечное. Как обстоит в Церкви работа с молодёжью? Всё зависит от регионов и епархий, как там налажена работа. Наш отдел по делам молодёжи Санкт-Петербургской епархии работает по определённой стратегии, но оценивать себя не очень красиво. В воскресенье, 19 февраля, в Санкт-Петербурге будем торжественно отмечать День православной молодёжи. Утром митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавит Божественную Литургию в храме Спаса-на-Крови. Литургия всех объединяет вокруг Христа. На Литургии мы хотим видеть наиболее активных участников молодёжного движения Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/14/tv...

Замосточье. Церковь Серафима Саровского (строящаяся). Церковь. Действует.   Престолы: Серафима Саровского Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Минский район, д. Замосточье, ул. Школьная, 4Б Координаты: 53.828193, 27.863041 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 18-ти км на юго-восток от г. Минска расположена деревня Замосточье Луговослободского сельсовета. Впервые она упоминается в документах середины XVII века как владение Г. Комара.  В 2008 году деревня стала официально называться агрогородком. Здесь проживает более 2,5 тыс. человек. Первый храм в Замосточье был построен в 1717 году князем Друцким-Гроским. Освятили церковь в честь святителя и чудотворца Николая архиепископа Мирликийского. Дальнейшая судьба Замосточского прихода такая же, как и у большинства православных общин в СССР: он был закрыт,  храм разрушен в период с конца 1920-х годов до начала Великой Отечественной войны. Приходская жизнь возродилась в поселке только в 90-х годах XX столетия. 15 февраля 1997 года состоялось собрание верующих д. Замосточье, На этом собрании решили образовать приход в честь преподобного Серафима, Саровского Чудотворца. К 1998 году у новообразованного прихода появилось здание для проведения богослужений. 17 июня этого же года указом митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) настоятелем был назначен иерей Анатолий Матвеевич Иващук. Началась подготовка к строительству храма. Для этих целей был выделен 1 га земли. В новообразованный приход вошли деревни: Обчак, Замосточье, Заречье, Дворец, Луговая Слобода. 8 апреля 2000 года во временном помещении храма произошел пожар, в результате которого сгорело все имущество, а при въезде в деревню неизвестными людьми был срублен крест. 31 июня этого же года новым настоятелем назначили заштатного священника Иоанна Петровича Дивина. К 31 декабря дом, где до пожара проходили богослужения, был восстановлен и совершена первая божественная литургия. К концу 2002 года Минрайисполком выделил новое место под строительство храма, а институт Белжилдорпроект разработал план архитектурного проекта. 5 февраля 2004 года Минский завод «Аливария» пожертвовал на храм 3 колокола. В феврале 2004 года завершена проектная документация под строительство церкви. В строящемся храме ведутся внутренние работы.

http://sobory.ru/article/?object=39778

И действительно, у отцов и писателей церкви мы находим ясные указания, как на само применение елея к умершим, так и на то символическое значение, которое с течением времени соединилось с этим употреблением елея. Наиболее раздельное указание на употребление елея над умершими с изъяснением его символического значения принадлежит писателю под именем Дионисия Ареопагита в книге «О церковной иерархии» 625 . Отмечая сначала «в тайнодействии, совершаемом над благочестивыми усопшими» сам факт возлияния елея на усопшего 626 писатель в изъяснении «созерцательной стороны» этого «тайнодействия» указывает и символический смысл возлияния елея на умершего. Он говорит: «После же целования священноначальник возливает на усопшего елей. Припомни, что при священном Богорождении (крещении) пред божественнейшим погружением преподается крещаемому первая доля причастия священного таинства – елея помазания –. после всецелого совлечения прежней одежды. Так и теперь, в конце всего, возливается на усопшего елей. Тогда помазание воззывало крещаемого к священным подвигам, а теперь возлияние елея указывает на то, что усопший потрудился в этих священных подвигах и достиг совершенства» 627 . Это объяснение употребления елея над умершими повторяет Максим Исповедник в своих примечаниях к книге «О церковной иерархии» 628 и Георгий Пахимер (1242–1310 гг.) в своем толковании на эту же книгу 629 . Наконец, воспроизводит его и Симеон Солунский , констатируя вместе с этим и сам факт возлияния елея на умерших. Он говорит: «И мертвые помазуются елеем, как говорит божественный Дионисий, во образ помазания первоначальным елеем в, крещении; и он приводит причиною этого то, что свято и честно почивший во Христе совершил подвиг, на который был помазан и прежде, и ради которого и опять помазывается елеем: 1) в знамение и запечатление того, что отшедшие (почившие) были Христовы; 2) в освящение , усопших тел, подвизавшихся ради Христа и благочестно поживших в сем мире, и 3) в честь их, так как они жили во Христе, знамением чего служит освященный елей помазания. Поэтому, на мощи мучеников, положенные как бы во гробе, под божественным престолом, возливается вместо этого елея и святое миро: ибо на совершенных должно возливать совершеннейшее» 630 . Включаются Симеоном Солунским в число лиц, на которых по смерти надлежало возливать елей, и монахи. «Мы ни одного монаха, – говорит он, – не погребаем иначе, как когда выльем на его останки елея из лампадки, который освящен, горя пред Господом» 631 . Подобное помазание елеем умерших сохранилось и у некоторых из отделившихся от православной церкви христиан. Например, у коптов «умерших помазуют только тем елеем, который берется из лампад, подвешенных перед иконами святых» 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава литургии» Константинопольского Патриарха Филофея Опыт историко-литургического исследования Источник Предисловие Проскомидия или первая часть литургии, 1 как излагается она в теперешнем печатном служебнике, представляет довольно сложный и законченный чин, в состав которого входят следующие отдельные части: 1) устав о поведении священнослужителя пред литургией и приготовлении к оной; 2) вход священнослужителей в храм и алтарь; 3) их облачение в священные одежды; 4) умовение рук; 5) проскомисание, т. е. уготовление св. даров и изъятие частиц из просфор в честь Богородицы, святых, за христиан живых и умерших, также за самих священнодействующих; 6) каждение и покровение даров; 7) молитва о предложенных дарах; 8) отпуст и часть переходная и предуготовительная к литургии Златоуста. 2 Каждая из этих частей обставлена соответствующими молитвословиями и священнодействиями, – некоторые имеют свое особое начало и окончание, все же совокупно и последовательно излагаются в служебнике как отдельная, хотя и существенно необходимая, часть всей литургии пред «божественною службою иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о» – с особым началом и отпустом. Чин проскомидии, как и сама литургия, конечно, имеет свою историю, представляющую не только глубокий интерес для научного любопытства, но и существенную важность для правильного разумения литургийного чина. Но если для восстановления и уяснения этой истории мы обратимся за справками к церковно-археологическим источникам, то найдем в них глубокое на этот счет молчание. Церковно-исторические памятники и специально-археологические и литургические документы открыты в большом количестве, изданы и переведены со многими вариантами; большая часть литургических рукописей на Синае, Афоне, в Иерусалиме, Ватикане; Москве и проч. пересмотрена учеными литургистами русскими и заграничными, – важные в каком-либо отношении рукописи изданы, или подробно описаны, или же вошли в исследования как литургический материал. При таком положении дела, – кажется, вполне бы естественно найти где-нибудь и хоть какое-либо прямое указание, более или менее важное, для истории проскомидийного чина. И однако-же ни один из доселе известных памятников не обмолвился на этот счет ни единым словом, ни одними хотя бы косвенными намеком, который мы могли бы взять за руководительную нить в деле исторического обследования проскомидийного чина. Когда впервые составлен этот довольно обширный, стройно обставленный и вполне законченный чин? Где? Каким лицом? Из каких элементов первичных? Под какими историческими влияниями возник он? Как развивался и при каких условиях осложнялся; пока не закреп в окончательный вид теперешнего чина?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Как раз перед кончиной Патриарха Максима эту икону принесли, он поцеловал ее, и через несколько дней после этого скончался. Как бы передал Болгарскую Церковь в руки Матери Божией. И мы надеемся, что Она и впредь будет заступаться и молиться о Болгарской Церкви и о болгарском народе. В Болгарии погиб митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. Предлагаем вашему вниманию одно из последних интервью с митрополитом Кириллом, записанное телеканалом «Союз». — Сегодня у нас в гостях видный болгарский иерарх, наместник и председатель Синода Болгарской Православной Церкви, местоблюститель болгарского Патриаршего престола, митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. Ваше Высокопреосвященство, в этом году в Болгарии, в морской столице страны, в городе Варна, проходила XIX международная конференция, посвященная традиционным ценностям и демократическим свободам. Организатором этой конференции выступил международный общественный фонд «Единство православных народов». Поучаствовать в диалоге в Варну приехали представители более 20 стран мира. Скажите, насколько для Болгарской Православной церкви событие это важное и весомое? — Международный фонд «Единство православных народов» проводит свои конференции в разных странах. Я очень рад, что каждый раз выбирают такие темы, которые близки к жизни, к проблемам и радостям православных народов. Очень рад, что в этом году выбрана именно Варна, как мы называем, морская столица Болгарии, потому здесь, прежде всего, больше солнца, больше духовности, культурных проявлений. У нас старинные храмы, хотя некоторые в руинах, но это самые древние храмы в Болгарии. Здесь самый интересный кафедральный собор Успения Матери Божией, который был построен именно в честь памяти погибших русских, румынских и других воинов, которые принесли нам освобождение. В нашей епархии находится первая и вторая столица Болгарии, откуда, как говорит Димитрий Лихачев, сделалось государство духа, то есть славянская цивилизация, которая пошла по Руси, а потом и по другим славянским странам. Таким образом, это государство духа распространилось между всеми славянами. Общение между православными христианами, между духовенством и мирянами – это самое важное. В воскресенье мы служили божественную литургию с представителями духовенства, которые были здесь, так что, эта конференция началась с молитвы. Каждый раз, где бы ни были, в какой православной стране, первое дело – это молитва. Дай Бог, чтобы и эта конференция прошла с успехом, с таким успехом, как прошли и другие до сих пор.

http://pravmir.ru/arxipastyr-mitropolit-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010