“Будет ликование торжества восстановления Русской Церкви” - святитель Иоанн (Максимович), Из Слова на открытии Епархиального съезда Западно-Европейской епархии в 1960 г. Мысли священника после поездки в Россию В мае месяце с.г. состоялась первая официальная поездка Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, в Россию. В те майские дни чада Русской Зарубежной Церкви усиленно молились Господу, чтобы поездка прошла во славу Божию, на пользу Русской Церкви. Нам известно, например, что в санфранцисском кафедральном соборе молящиеся каждый вечер собирались у раки святителя Иоанна на молебны о благопоспешении поездки Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в Россию; прот. Иоанн Шо, настоятель маленького прихода в Висконсине, во время пребывания Владыки митрополита в России, ежедневно совершал Божественную литургию; многие верующие келейно читали акафисты... Наша делегация чувствовала эти молитвы и поддержку духовенства и прихожан Зарубежной Руси. Спаси всех вас, Господи! На сегодняшний день тема взаимоотношений двух частей Русской Церкви - самая актуальная тема нашей церковной жизни. Нет возможности в газетной или журнальной статье обстоятельно изложить историю разделения в Русской Церкви, экклезиологические позиции и канонические вопросы. В этой статье я попытаюсь сосредоточить внимание читателя на другом: каков был и должен быть дух нашей Русской Зарубежной Церкви в деле уврачевания трагического для любого христианина разделения? ПОКАЯНИЕ И СПАСЕНИЕ ДУШ В состав делегации нашей Церкви митрополит Лавр пригласил представителей всех епархий русского зарубежья. Перед поездкой мы молились о том, чтобы Господь нас вел, чтобы была исполнена Его воля и чтобы мы достойно представили нашу Русскую Церковь Заграницей, прошедшую славный и тернистый путь. Мы осознавали, что на нас будут смотреть не только наши верные прихожане во всем мире, но и наши недоброжелатели и враги русского церковного единства, а также вся церковная и даже нецерковная Россия. Во время нашей поездки везде было много корреспондентов. Ежедневно по новостям передавались репортажи о пребывании делегации Русской Зарубежной Церкви на Родине. По Божией милости, мы быди представителями этой Церкви и участниками этого исторического визита.

http://pravoslavie.ru/214.html

     В Неделю первую по Пятидесятнице, Всех святых, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме Всех Святыхв городе Бахмут (Артёмовск). По окончании литургии владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом. Во имя Отца, Сына и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днём, праздником Всех святых, от века Богу благоугодивших, и престольным днём этого храма! Первой Церковью, первыми учениками Спасителя были апостолы — сначала двенадцать, затем семьдесят. В глазах всех остальных людей это и была Церковь. Ответ на вопрос, где Церковь, был простой: там, где были ученики Христовы. Они с проповедью Евангелия, Слова Божия шли туда, куда их вёл Дух Святый, и основывали христианские общины. Церковь расширялась через людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. Если мы посмотрим на первую Церковь, то количество святых равнялось количеству членов Церкви, потому что все члены Церкви были святыми. Святость в Церкви была не чем-то исключительно редким, необычным явлением, а естественным выбором, который был связан с тем, что человек, оставив всё, как это сделали апостолы, последовал за Христом. С тем, что ради Христа человек готов был на скорби, на страдания. Мы помним, что первая Церковь — это Церковь мучеников, которые за Имя Христово проливали свою кровь. Мы помним, что в первые века быть христианином означало не просто принять Крещение, получить свидетельство о Крещении или принести ребёнка окрестить, а сделать выбор, за который тебя лишат твоих гражданских прав, имущества и жизни. Люди делали такой выбор, потому что Христа они ставили выше. Он был для них дороже и больше всего. И как таких людей, которые каждый день готовы были умереть за Христа и умирали, когда приходило время, не назвать святыми? Сегодня мы видим, что Церковь трудами апостолов, учеников Христовых, через века расширилась и умножилась. Когда-то в Евангелии о Царстве Божием Господь сказал как о маленьком семени, которое, когда его бросают в землю, не видно, как не видно вначале было апостолов. А когда оно вырастает, становится огромным деревом, под сенью которого находят себе тень и звери, и птицы, и люди.

http://pravoslavie.ru/104259.html

     Нынешним летом, 3 июня, Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь будет отмечать 30-летие со дня совершения первой Божественной литургии в возвращенной Церкви обители. Воспоминания людей, причастных к возрождению колыбели русского старчества, помогают нам не просто представить события новейшей церковной историей, но и почувствовать дыхание той эпохи, соприкоснуться с ней сердцем, ощутить ее колорит. Когда в полуразрушенной Оптиной Пустыни состоялась первая Литургия, наш собеседник находился уже в другом месте, получив новое ответственное послушание. Но, по утверждению тех, кто стоял у истоков возрождения святой обители, именно он – в то время иеромонах Иосиф, помощник эконома Свято-Данилова монастыря – подготовил монастырь к тому, чтобы в нем затеплилась лампадка монашеской жизни. Мы продолжаем цикл бесед, посвященных событию, исторически важному для верующей России. И вновь зазвучала молитва Батюшка, с неослабевающим интересом я посмотрела документальный фильм «Архимандрит Иосиф. Соловецкая быль», посвященный Вашему 14-летнему служению на Соловках в качестве наместника Соловецкой обители. В нем Вы вспоминаете и про Оптину Пустынь. Некоторые факты, детали, наверное, современной воцерковленной молодежи кажутся невероятными. Например, такой: наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Тихон (Емельянов), ныне – митрополит Новосибирский и Бердский – сказал Вам, чтобы Вы, иеромонах (!), ни в коем случае не ехали в Оптину в подряснике. Хотя это и случилось незадолго до великого юбилея – тысячелетия Крещения Руси, ставшего, как мы знаем, поворотной точкой в русской истории XX века, однако КПСС и Комитет глубокого бурения (так мы расшифровывали аббревиатуру КГБ) были в ту пору еще в силе, активности своей не утратили. Что значит активность КГБ, я испытал на себе. Мою сестру чуть не посадили из-за того, что три ее брата, включая меня, ушли учиться в духовную семинарию. Уполномоченный Совета по делам религий по Рязанской области подал на нее в суд, и только благодаря владыке Симону (Новикову), удивительному рязанскому архиерею, привлекавшему людей духовной мудростью, глубокими богословскими познаниями и поразительной простотой в общении удалось предотвратить беду.

http://pravoslavie.ru/113232.html

  разделы   рассылка  распечатать Сергей Плотников Бог Един Источник: Наша Версия Попытка объединить две ветви православия привела и очередному расколу Этот май, несомненно, войдет в историю христианства как знаковый: 17 мая Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении между Русской православной церковью (РПЦ) и Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). Церемония состоялась в храме Христа Спасителя в присутствии Президента России Владимира Путина и многих известных российских политиков. После подписания исторического документа прошла первая совместная Божественная литургия, во время которой ведущие в алтарь Царские врата храма были открыты, чтобы все могли видеть, как иерархи причащаются от одной чаши, что прежде было немыслимо. Между тем большинство людей до сих пор не понимают причин почти векового раскола и трудностей объединения единой, по сути, православной церкви. Действительно, практически РПЦ и РПЦЗ ничем не различаются в своих канонах и обрядах. Напомним, что РПЦЗ была образована после гражданской войны русским духовенством в эмиграции. Это произошло по указу патриарха Тихона, возглавлявшего в то время Русскую православную церковь. Тогда он разрешил отдельное существование " зарубежников " до того момента, пока " церковь в России не избавится от безбожной власти " . С тех пор у священнослужителей этих двух ветвей единой синодальной церкви накопилась масса претензий друг к другу. Претензии РПЦЗ: Провозглашенная митрополитом Сергием Старогородским в 1927 году лояльность Московского патриархата к советской власти превратила, по мнению эмигрантов, Московский патриархат в организацию, управляемую с Лубянки. " Зарубежники " же представляли себя хранителями истинного русского, политически не ангажированного православия. За границей были канонизированы многие мученики большевистского режима: в частности, царь Николай II и его семья, а также ряд расстрелянных священнослужителей. Московский патриархат до недавнего времени сделать этого не мог по вполне понятным причинам. Другая ключевая претензия – экуменизм (от греческого слова " экумена " – обитаемый мир) отечественного православия. Экуменическое движение – это движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христиан. Своего рода религиозная глобализация, поскольку в более широком значении экуменизм понимается как объединение всех ведущих мировых религий. Сразу после Второй мировой войны представители РПЦ приняли участие во Всемирном совете церквей. " Зарубежники " , проповедующие глубокий консерватизм и замкнутость, отказались.

http://religare.ru/2_42047.html

  Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона (ок. 306) О принятии электронных карточек, печати антихриста и тайне числа 666   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с праздником - с завершением первой седмицы Великого Поста. Мы совершаем сегодня особый молебен святому великомученику Феодору Тирону, который входит в самую службу Божественной Литургии, и Святая Церковь говорит нам, что мы не одни совершаем этот Пост. Пост Христов - в память сорокадневного поста Спасителя, и Сам Господь, Божия Матерь и все святые участвуют в нем и дают нам силу победить врага. Первая неделя Великого Поста называется Чистой и дает нам образ всего Поста, когда мы хотим достигнуть чистоты, с тем чтобы видеть Бога. Святой великомученик Феодор Тирон, память которого совершает сегодня Церковь, показывает нам пример хранения этой чистоты, когда случаются искушения и враг хочет помешать нашему посту. Так было при императоре Юлиане Отступнике, который ненавидел христиан и, желая осквернить их святыню - святой Пост, приказал тайно окропить идоложертвенной кровью продукты на рынках Византии, с тем чтобы христиане, вкушая их, приобщались идолам. Но в сонном видении местному епископу явился святой великомученик Феодор Тирон, пострадавший за верность Христу; он предупредил христиан об этой опасности, и они заранее запаслись нужными продуктами. Это было в Чистую неделю. Так небесное покровительство Феодора Тирона спасло Церковь Христову от осквернения, и врагу не удалось осквернить святыню, а христиане сохранили свою чистоту. Этот праздник говорит нам о том, что внешнее имеет значение. Казалось бы, что значит осквернение идоложертвенной кровью? Какое это имеет значение? Тем более, как говорит апостол Павел, идол в мире - ничто. " Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого " (1 Кор. 8, 4). Мы должны задуматься об этом сегодня. Мы часто говорим о том, что соблюдение одного внешнего - главная опасность в Церкви. Внешняя видимость, соблюдение всего внешнего при внутренней пустоте, по слову святителя Феофана Затворника, приведет, в конце концов, к явлению " человека беззакония " в Церкви Христовой. Но и внешнее, оказывается, имеет очень большое значение. Святой Василий Великий в проповеди на память святого мученика Гордия говорит, что были такие христиане, которые считали, что внешнее настолько второстепенно, что им можно поступиться. И они уговаривали святого великомученика Гордия, зная глубину его веры: " Ты на словах отрекись от Христа, а в сердце своем скажи: " Господи, Ты же знаешь, что я люблю Тебя, что я от Тебя не отступаю " . И Господь, Который смотрит не на слова, а видит глубину человеческого сердца, примет твое исповедание " . Однако святой великомученик Гордий был тверд в вере и сказал: " Как может мой язык, сотворенный Господом, произнести отречение от Христа? Разве не сказал Господь: " От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься " (Мф. 12, 37)?

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_13...

Акция «Пасхальная весть» — Евангелие в каждый дом — присоединяйтесь! В дни Страстной седмицы в Москве стартует благотворительная просветительская акция «Пасхальная весть», организатор которой — издательство «Никея», а информационный партнер — портал «Правмир». Об акции рассказывает главный редактор «Никеи» Владимир Лучанинов. 20 апреля, 2011 В дни Страстной седмицы в Москве стартует благотворительная просветительская акция «Пасхальная весть», организатор которой — издательство «Никея», а информационный партнер — портал «Правмир». Об акции рассказывает главный редактор «Никеи» Владимир Лучанинов. — Владимир, суть Вашей акции в Великую Субботу – раздача специального издания Евангелия. Почему выбор пал именно на этот Священный для христиан текст? — Евангелие – это первая и основополагающая книга для любого христианина, это тот фундамент, на котором базируются каноны Церкви, православное вероучение, творения святых отцов. Без опоры на Евангелие невозможно понять значение Искупительной Жертвы Христа. Заметьте, сектанты различного толка упрекают нас, православных, в недостаточном знании текста Священного Писания. Они говорят, что мы соприкасаемся с Евангелием только тогда, когда Его выносят на литургии для чтения. Действительно, многие люди охотно читают житийную литературу, книги о чудесах, о старцах. Среди прихожан, к сожалению, нередко встречаются и такие, кто за всю жизнь ни разу не читал Евангелия. Поэтому мы хотим, чтобы с этой Книгой познакомилось как можно больше людей. К тому же, глубоко символично, что слово «Евангелие» с греческого переводится на русский язык как «Благая Весть» о воскресшем Мессии , что перекликается с названием нашей акции. — Скажите, а почему Вы остановились на Евангелии от Марка? — Этот текст отличается краткостью, ясностью, динамикой построения. Но от этого нисколько не страдает его содержание. Первоначально это Евангелие предназначалось для проповеди язычникам. Главная цель евангелиста – утвердить в обращённых язычниках веру в божественность Спасителя и власть Христа, Сына Божия, над всей тварью. Не случайно значительная часть повествования посвящена рассказу о чудесах . Автор представляет Христа в Его общении с учениками, показывает процесс их воспитания и научения вере, подготовке апостолов к общественному служению.

http://pravmir.ru/akciya-pasxalnaya-vest...

Архиепископ Обуховский Иона, наместник Свято-Троицкого Ионинского мужского монастыря Киева 30 декабря 2021 г. 14:30 Встретить Новый год с молитвой в храме Гражданский Новый год в нашем календаре соседствует с Рождеством Христовым. Как Новый год отмечают пастыри в дни, когда праздник с оливье и мандаринами стал для большинства соотечественников настоящим культом? «Журнал Московской Патриархии» попросил священнослужителей из разных стран рассказать, что для них значит новогодний праздник.  PDF-bepcuя.   Архиепископ Обуховский Иона, наместник Свято-Троицкого Ионин-ского мужского монастыря (Киев) Я вырос в обычной советской семье, и Рождество Христово мы не праздновали. А Новый год отмечался, как во всех советских семьях, застольем. Это были душевные посиделки с друзьями и соседями, с непременным Дедом Морозом, в которого переодевался или мой папа, или кто-то из пришедших гостей, и с обязательными тостами под перезвон кремлевских курантов. Мое детство прошло в начале 1980-х годов, когда еще сохранялась традиция застольных песен, они звучали за нашим столом в новогоднюю ночь. Летом 1990 года я впервые попал в Киево-Печерскую лавру, и она меня настолько впечатлила, что я стал там проводить все свое свободное время. Я тогда уже воцерковлялся и решил встретить новый, 1991 год вне семейного круга — в Лавре. В то время еще не было ночных новогодних служб, и мое празднование заключалось в том, что в полночь я вышел на холм рядом с Ближними пещерами, посмотрел на противоположный берег Днепра, на город, который освещался вспыхивающими то здесь, то там сигнальными ракетами (тогда и фейерверков еще не было), перекрестился, сказал «Слава Богу за все!» и пошел домой спать. Вот такая у меня была первая «воцерковленная» встреча Нового года. Многие верующие люди встречают гражданское новолетие в кругу семьи или идут в храм на ночную новогоднюю службу. В нашем Ионинском монастыре уже около пятнадцати лет существует традиция таких богослужений. Я стараюсь сам совершать Божественную литургию в новогоднюю ночь. Тем более что я очень почитаю мученика Вонифатия, память которого празднуется 1 января. На эту службу собирается полный храм богомольцев. Потом все расходятся по домам и уже в семейном кругу или с друзьями тихо празднуют наступившее новолетие.

http://e-vestnik.ru/interviews/vstretit_...

Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Сила Божия и молитвы новомучеников ведут и спасают Россию…» Источник: «Русь Державная» С отцом Тихоном мы знакомы уже очень давно… Почему-то врезались в память отдельные эпизоды: наша первая встреча в 1992 году в Донском монастыре, где он возглавлял в ту пору издательское дело. А я привез туда для распространения специальный выпуск газеты «Храм Христа Спасителя»… Молебны на морозной улице перед занятым неообновленцами Сретенским монастырем… Начало возрождения святой обители… Крестный ход из Спасских ворот Кремля с великой святыней — образом Владимирской Божией Матери, когда всю ночь ехали со всех концов Москвы православные люди, чтобы приложиться к святыне… Поездка по просьбе отца Тихона в скит монастыря, где он возглавил обвалившийся колхоз и возродил в нем жизнь… Отпевание и долгое прощание в Сретенском монастыре с нашим незабвенным другом, великим русским скульптором и подвижником Вячеславом Клыковым… И почему-то еще я вспомнил далекий сентябрь 1993 года, когда только что отпечатанный в типографии первый номер «Руси Державной» мы с художником Борисом Журавским показали в аэропорту «Внуково-2» нашему Святейшему Патриарху Алексию и провожавшим его членам Священного Синода перед полетом главы Русской Православной Церкви через всю нашу необъятную страну в далекую Америку. Мы погрузили тогда несколько пачек газет с ликом Державной Божией Матери в самолет… Выход на телевизионные экраны фильма отца Тихона «Гибель империи» поднял такую мощную волну в общественном сознании, какой я попросту не могу припомнить. Но об этом уже достаточно высказались и друзья, и недруги… Сегодня мы вновь беседуем в Сретенском монастыре с отцом Тихоном (Шевкуновым). — Ваше Высокопреподобие! В начале нашей беседы мне бы хотелось обратиться к словам нашего Святейшего Патриарха, которые он произнес 15 марта с.г. после Божественной литургии в Казанском соборе в Коломенском в праздник Державной Божией Матери. Его Святейшество, обращаясь к православному народу, подчеркнул важность подписания 15 мая прошлого года акта о возобновлении канонического общения с Русской Зарубежной Церковью и вспомнил еще раз о той важной миссии, которую совершили Вы с братией монастыря, посетив с великой святыней нашей Церкви — иконой Державной Божией Матери Соединенные Штаты, Канаду, Австралию, страны Европы, объехав тем самым практически весь земной шар. Я хотел бы попросить Вас рассказать о наиболее ярких эпизодох этого знаменательного путешествия, поскольку оно, как мне кажется, было очень промыслительным событием в жизни русского народа, находящимся в рассеянии по всему свету.

http://pravoslavie.ru/36611.html

Благовещенск. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (новый). Благовещенский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Строительство кафедрального собора началось в 1997 году с освящения места и установки креста. Это событие свершилось в праздник Сретения Господня — 15 февраля 1997 года. При проведении на стройплощадке археологических работ были найдены захоронения первого священника города Благовещенска — протоиерея Александра Сизого, а также доктора Михаила Давыдова и двух неизвестных, которые были первыми поселенцами. Их останки были торжественно перезахоронены в октябре 2002 года у алтаря новопостроенного храма. В течение двух лет (1997—1998 годы) интенсивно велись работы не только на стройплощадке, но и в других местах. Например, на Благовещенском судостроительном заводе выполнялся важный ответственный заказ — из металла изготавливались шатровые навершия центрального купола и звонницы, а также сами купола. В 1998 году в связи с общими для всей страны экономическими трудностями, которые отразились и на финансировании строительства храма, встал вопрос о консервации стройки. Однако всенародная поддержка, оказанная святому делу, позволила продолжить работу. В праздник Рождества Христова юбилейного для всех христиан 2000 года в еще недостроенном соборе была совершена первая Божественная литургия. Летом того же года храм украсился всеми своими куполами, и собор приобрел свой законченный вид, сразу став одной из главных достопримечательностей города Благовещенска и всего Приамурья в целом. Внутренняя отделка храма была завершена перед 2003 годом. 5 января того же года архиепископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом был освящен иконостас, и с этого дня в храме стали совершаться богослужения по праздничным и воскресным дням. А 8 июня 2003 года было совершено освящение собора. Источник: информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке» Кафедральный собор «Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Рёлочном», построенный в 1997-2003 гг., является главным храмом Благовещенской епархии. Его настоятелем является сам правящий архиерей архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил. Храм воздвигнут на историческом, священном для амурчан месте, где до 1980 года стояло первое строение г. Благовещенска - Свято-Никольская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=09344

Богослужебные и житийные тексты Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина Празднику Воскресения Христова предшествуют семь недель 31 Великого поста. Первая часть Великого поста – Четыредесятница – установлена в память о тех сорока днях, которые Христос постился в пустыне [ Мф.4:1–2 ; Лк.4:1–2 ]. Седьмая неделя посвящена воспоминаниям о Страстях Христовых и называется Страстной седмицей. В великопостном богослужении преобладает тема покаяния. Каждая из основных частей великопостного чина включает молитву преподобного Ефрема Сирина 32 . Во время чтения этой молитвы священник и молящиеся совершают поклоны – великие (земные) и малые (поясные). Гди и влко живота моег, дхъ праздности, 1) и не даждь м. Дхъ же и любв дарй ми раб твоем. Ей, гд и црю, дарй м зрти мо и не сждати брата моег, к блгословенъ во вки вквъ. Аминь. Примечание: 1) властолюбия. Замечательное поэтическое переложение этой молитвы принадлежит А.С. Пушкину: Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. Канон Канон 33 (κανν – норма, правило) – форма литургической поэзии, сложно организованный ряд кратких песнопений – ирмосов (εрμς – связь, сплетение) и тропарей (τрοπριον – обращение). Каноны входят во многие церковные службы, содержание их различно. Канон состоит из девяти песен, каждая из которых включает ирмос и несколько тропарей. Вторая песнь канона, как правило, опускается. Ирмосы задают общую тему песни, представляя собой вариацию на определённый фрагмент Св. Писания (эти фрагменты называются библейскими песнями). Библейских песен девять:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010