В Коринфской Церкви, основанной благовестническими трудами святого апостола Павла, произошел разлад и разделение. После удаления святого Апостола из Коринфа явились там некоторые лжеучители, которые стали унижать апостольское достоинство святого Павла, чтобы, унижая его, возвысить себя в глазах новообращенных коринфян. Они настолько преуспели в своем злом намерении, что местные христиане разделились на партии, избравшие каждая для себя главу – особого учителя. Узнав об этом, Апостол восскорбел духом, ибо, по слову Христову, всякий дом, всякое царство, разделившееся само в себе, не устоит ( Мф.12:25 ), – значит, та же участь ожидала и коринфское христианское общество. Чтобы призвать всех верующих к единению, святой Апостол пишет к ним послание, в котором, изложив истинное учение о том, что Церковь Христова едина, что в ней не должно быть разделений, что все верующие, причащаясь от единого Хлеба – Тела Христова и от единой Чаши – Крови Христовой, входя в теснейшее единение со Христом, делаются членами тела Христова, имея Главой своей Христа, и между собой становятся в такое отношение, в каком находятся глава, руки, ноги и прочие члены, все же составляют единое тело ( 1Кор.10:16–17 ). Разъяснив все это, Апостол убеждает коринфян бодрствовать, стоять в вере, быть мужественными, твердыми, бодрствовать, как бодрствует воин, стоящий на страже, часто озираясь, чтобы видеть, не подкрадывается ли откуда-либо враг; стоять твердо в вере, не колебаться разными лжеучениями, быть мужественными, твердыми, как мужи брани, а не как слабые женщины. В заключение же говорит им: Все у вас да будет с любовью. Что происходило некогда среди коринфских христиан, то же бывает и у нас в настоящее время. Там лжеучители – и среди нас явилось их множество; там разделения – и у нас стал делиться православный русский народ. Там оскудение взаимной любви – и здесь за умножение беззакония оскудела любовь многих ( Мф.24:12 ). Посему апостольский совет: Все у вас да будет с любовью – приличен в особенности для нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Это – «премудрость тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» – это образ устроения нашего спасения в Господе Иисусе Христе со всеми исходными его началами и с необъятными последствиями во всех областях тварного бытия (ст. 6–8). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (ст. 9). А нам, то есть истинным христианам, «Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (ст. 10). Проповедуя о премудрой тайне спасения людей, апостолы имеют «ум Христов», а потому принять их учение во всей глубине могут только люди «духовные», то есть утвердившиеся в духовно-нравственной жизни, переродившиеся духовно и принимающие истину не умом только, но и сердцем и волею, то есть в полном проявлении своих сил и способностей. Человек «душевный», то есть не очистивший ещё душу свою от греховных привязанностей, живущий не духом, но низшими свойствами души, «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (2:14). Содержание третьей главы даёт основание предположить, что в отсутствие св. апостола Павла в Коринфе, противники его возбуждали против него христиан, стараясь унизить его учение. Они, видимо, указывали, что другие проповедники Евангелия, как, например, апостол Пётр и Аполлос, более глубоко и красноречиво раскрывают истины учения Христова. Вероятно, отвечая на подобного рода нарекания, св. Павел пишет: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твёрдою пищей, ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы ещё плотские», доказательством чему служат распри, споры и разделения на партии из-за разных учителей-проповедников. Затем св. Павел разъясняет, как нужно смотреть на апостолов. Апостолы – только слуги Божии, «только служители, чрез которых вы уверовали», а основание спасения во Христе Иисусе, ибо «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

К рассуждению об этом св. апостол был подвигнут как бы внезапно, вспомнив о перемене плана своего путешествия и о том, как, придя в Македонию, он встретил там Тита и был обрадован им вестями о благоприятном действии своего первого послания (ст. 12–13). Апостол благодарит Бога, «Который всегда даёт нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами на всяком месте» (ст. 14). Первое свойство и действие евангельского Откровения то, что оно не нуждается в посторонних одобрениях для себя: оно само даёт себя чувствовать, как всюду разносящееся благоухание: «Христово благоухание есть», хотя это благоухание и производит неодинаковое действие на людей, в зависимости от их внутренней настроенности: для одних оно живительно, а для других смертоносно. Вины апостолов тут нет, ибо они проповедуют чистое и неповреждённое учение Христово (ст. 14–17). В третьей и четвёртой главах св. апостол говорит о превосходстве новозаветного откровения пред ветхозаветным и указывает характерные свойства истинных проповедников Евангелия и самой евангельской проповеди. Как видно из третьей главы, противники апостола – руководители иудействующей партии – хвалились перед коринфянами тем, что имеют одобрительные (рекомендательные) письма из Иерусалима, и, вероятно говорили, что деятельность апостола Павла, будто бы унижающего в своей проповеди ветхозаветный закон, не одобряется иерусалимскими христианами. В ответ на это св. апостол утверждает, что новозаветное откровение не нуждается ни в каких посторонних одобрениях для себя. Оно само за себя говорит, и лучшей рекомендацией для него служит вера и добрая жизнь принявших его. «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, – говорит св. апостол, – узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше, написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (ст. 1–3). Такая уверенность апостола в плодотворности его проповеднической деятельности покоится на вдохновении, полученном от Самого Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   Ст. 8—9. И Я оставлю у вас тех, которые избежали меча среди народов, когда рассею вас по землям, и будут вспоминать обо Мне уцелевшие из вас среди народов, к которым были отведены они в плен.    То, что Господь говорит Илии: „Я оставил Себе семь тысяч мужей, не преклонявших колена пред Ваалом“ (3 Цар. 19. 15), и что пишет апостол Павел: и в нынешнее время останок по избранию благодати бысть (Рим. 11:6), может относиться и к этому отделу. Ибо и апостолы, бывшие из семени Израилева и избежавшие меча, для того соблюдены, чтобы быть рассеянными по землям и проповедовать среди народов евангелие и напоминать о Боге среди тех народов, у которых они пребывали во время плена. Но можно и то сказать, что некоторые из иудейских пленников для того были сохранены, чтобы среди народов напоминать об имени Его и проповедовать о силе Его. Также из еретических народов, которые могли избежать меча погибели их и зловредной партии, восставшей против Бога, рассеянные по разным местам вспомнят об имени Божием, принося покаяние, и будут радоваться, что они пленены мужами Церкви.    Ст. 9—10. Ибо Я сокрушил сердце их блудное и отпадшее от Меня и глаза их, блудившие вслед идолов, и они к самим себе почувствуют отвращение за то зло, какое они делали во всех мерзостях своих. И узнают, что Я, Господь, не напрасно говорил, что сделаю им бедствие это.    Многое из этого отдела опущено Семьюдесятью, а то, вместо чего мы поставили: Я сокрушил сердце их блудное, изменено так: Я поклялся сердцу их блудному. Поклялся же Он и определил совершить то, на что указал действием, или сокрушил блудное и отпадшее от Бога сердце тех, о которых Господь говорит чрез Осию: духом блужения прелстишася (Осии 4, 12), и блудившие вслед идолов глаза, чрез отверстия которых смерть не допускается к вхождению. Поэтому и у Даниила (гл. 13) двое старейшин велели Сусанне раскрыть себя, чтобы насладиться красотою обнаженного тела. И не напрасно говорил Господь, что сделает бедствие или бедствия, потому что вследствие Его угрозы приносят покаяние те, которые подлежали этому определению. Если же сердце жестоко и неукротимо, даже чрез наказания не уразумевающее благодеяний исправляющего, то к таковым говорится: всуе поразих чада ваша, наказания не приясте (Иерем. 2:30). Но полезно и еретикам, чтобы сокрушалось сердце их, наихудшая сокровищница превратных учений, потому что оно отпало от Бога и глаза блудят вслед измышлений своих. Когда они вспомнят о Боге, то почувствуют отвращение к самим себе за все мерзости свои и, уразумев истинность правой веры, узнают, что Он есть Господь. Он часто для того наводит бедствие, кажущееся для претерпевающих пагубным и весьма худым, чтобы они обратились к покаянию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и по человечеству наследник всего Божьего достояния. Он Сам говорит: вся мне предана суть Отцом Моим ( Мф.11:27 ), а посему Ап. Павел и прямо именует Его Наследником, имже Бог Отец и веки сотвори ( Евр.1:2 ). Но будучи сиянием славы Отчей и образом Ипостаси Его и держа все словом силы Своей ( Евр.1:3 ), Единородный Сын Божий явился на землю в образе человека. Слово, Второе Лицо Пресвятой Троицы, стало плотью ( Ин.1:14 ). Оно благоволило принять в единство Божественного лица человеческое естество. Явился на земле Богочеловек. Он во своя прииде, пришел к своим ( Ин.1:11 ), в свой собственный виноградник. Тридцать лет прожил Он от Своего рождения в безвестности. Только немногие избранные знали о Нем. Но после крещения от Иоанна Богочеловек выступил на общественное служение. Божественное учение Его и чудеса обратили на Него внимание. Но делатели злые виноградника, т.е. народные руководители из партии фарисеев книжников и саддукеев совет сотворили погубить Иисуса. За что? Они сами не находят вины. После воскрешения Лазаря «многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: «что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставить Его так, то все уверуют в Него» ( Ин.11:45–48 ). Что же будет, если все уверуют? На совете члены его умолчали о том, что действительно будет, и указали на мнимую опасность от римлян. Но ведь ясно им было, что Иисус, Наследник достояния Божия, неисправных делателей в винограднике подвергнет взысканию и заслуженному ими наказанию. Все в Него уверуют, и Он будет Главою нового виноградника, а нерадивые виноградари изгнаны будут вон. Понимают это первосвященники и фарисеи. И вот «один из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им (членам совета): вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» ( Ин.11:49–50 ). Как этот голос напоминает совещание виноградарей: приидите, убием его! Нам лучше будет, мечтают они. Мы удержим достояние его. Мы останемся деятелями в Божием винограднике, церкви ветхозаветной. И все у нас пойдет по-прежнему. Ни откуда опасности не будет. Господство останется в наших руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

и 23 гл.). Типичными представителями лучшего и, так сказать, академического фарисеизма в Новом Завете являются Никодим ( Ин. 3:1 сл.), Гамалиил ( Деян. 5:34 ), синедрионские книжники фарисейской партии в суде над ап. Павлом ( Деян. 23:9 ). Ап. Павел, как особый и «избранный сосуд Божий» ( Деян. 9:18 , Гал. 1:15, 16 ) – исключение. Как в прежнем образе жизни своей в иудействе он до чрезмерности (καθ περβολν), необычайной даже для саддукеев жестокости, гнал Церковь Божию и опустошал её, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде своем, будучи необычайным ревнителем отеческих своих преданий ( Гал. 1:13–14 , Флп. 3:5 ), так напротив и тогда, когда Бог открыл в нем Сына Своего, чтобы он благовествовал Его язычникам ( Гал. 1:16 ), и когда жил уже не он, а Христос жил в нем ( Гал. 2:20 ), апостол обнаружил в своих посланиях полную противоположность фарисейству, как нравственно-психологическую так и богословско-теоретическую. Саддукейское архиерейство не дало христианству не только Павла, но и ни одного Никодима, ни одного Гамалиила. Деян. 6:7 о низших только ερων, но луч. чт. ουδαων. Для сравнительной характеристики фарисеев и саддукеев важно сопоставить два места из книги Деяний. В 15:5 читаем: «Из секты фарисеев были некоторые уверовавшие, говорившие, что должно обрезывать их (язычников, принявших христианство ) и возвещать (им) блюсти закон Моисеев», кои однако ж последовали общесоборному решению вопроса, несогласному с их желаниями. А в 19:13–16 сообщается: «Пытались даже некоторые из скитавшихся иудейских заклинателей называть над имеющими духов злых имя Господа Иисуса, говоря: заклинаю вас Иисусом, Коего Павел проповедует. Это делали некие семь сынов иудейского архиерея Скевы. Но злой дух сказал в ответ им: Иисуса я знаю и Павел мне известен, вы же кто? И бросившись на них человек, в ком был дух злой, осилив их всех превозмог над ними, так что нагими и избитыми они выбежали из дома того». Там – вера во Христа и подчинение своих личных симпатий и желаний общесоборному голосу Церкви во имя Любви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Ueз.VI:8–9 . И Я оставлю у вас тех, которые избежали меча среди народов, когда рассею вас по землям, и будут вспоминать обо Мне уцелевшие из вас среди народов, к которым были отведены они в плен. То, что Господь говорит Илии: «Я оставил Себе семь тысяч мужей, не преклонявших колена пред Ваалом» ( 3Цар. 19:18 ), и что пишет апостол Павел: и в нынешнее время останок по избранию благодати бысть ( Рим. 11:6 ), может относиться и к этому отделу. Ибо и апостолы, бывшие из семени Израилева и избежавшие меча, для того соблюдены, чтобы быть рассеянными по землям и проповедовать среди народов евангелие и напоминать о Боге среди тех народов, у которых они пребывали во время плена. Но можно и то сказать, что некоторые из иудейских пленников для того были сохранены, чтобы среди народов напоминать об имени Его и проповедовать о силе Его. Также из еретических народов, которые могли избежать меча погибели их и зловредной партии, восставшей против Бога, рассеянные по разным местам вспомнят об имени Божием, принося покаяние, и будут радоваться, что они пленены мужами Церкви. Ueз.VI:9–10 . Ибо Я сокрушил сердце их блудное и отпадшее от Меня и глаза их, блудившие вслед идолов, и они к самим себе почувствуют отвращение за то зло, какое они делали во всех мерзостях своих. И узнают, что Я, Господь, не напрасно говорил, что сделаю им бедствие это. Многое из этого отдела опущено Семьюдесятью, а то, вместо чего мы поставили: Я сокрушил сердце их блудное, изменено так: Я поклялся сердцу их блудному. Поклялся же Он и определил совершить то, на что указал действием, или сокрушил блудное и отпадшее от Бога сердце тех, о которых Господь говорит чрез Осию: духом блужения прельстишася ( Ос. 4:12 ), и блудившие вслед идолов глаза, чрез отверстия которых смерть не допускается к вхождению. Поэтому и у Даниила ( Дан. 13 ) двое старейшин велели Сусанне раскрыть себя, чтобы насладиться красотой обнаженного тела. И не напрасно говорил Господь, что сделает бедствие или бедствия, потому что вследствие Его угрозы приносят покаяние те, которые подлежали этому определению. Если же сердце жестоко и неукротимо, даже чрез наказания не уразумевающее благодеяний исправляющего, то к таковым говорится: всуе поразих чада ваша, наказания не приясте ( Иер. 2:30 ). Но полезно и еретикам, чтобы сокрушалось сердце их, наихудшая сокровищница превратных учений, потому что оно отпало от Бога и глаза блудят вслед измышлений своих. Когда они вспомнят о Боге, то почувствуют отвращение к самим себе за все мерзости свои и, уразумев истинность правой веры, узнают, что Он есть Господь. Он часто для того наводит бедствие, кажущееся для претерпевающих пагубным и весьма худым, чтобы они обратились к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Будем жалеть каждого человека. Пожелаем всем спасения, " сами себя и друг друга Христу Богу предадим " . Деньги я получил. Очень жаль, что послали. Будьте здоровы. Да хранит Вас Господь и благословит. Простите за написанное. Если что покажется не так, то не спешите осуждать, а допытывайтесь, так ли это? Привет знакомым. Да, забыл написать. Очень стали нажимать на нас. Ставят всякие ограничения. Я чуть не попал в положение о. Б. Пока оставили в покое. Возможно, что придется переселиться в другие края. Привет С. и, особенно, Н. Никак не могу вырваться. Да теперь и трудно стало. Надо получить разрешение от высших, чтобы поехать куда-либо за чем-либо. Н. 20/IX–60 г.   Письмо 273 Добрая Л.! Получили Ваше письмо. Так я рад, что Надюша поправилась и уже находится дома. Я ей посылаю письмо. Очень хочу видеть ее, Н.М. и всех вас. Надеюсь вскоре приехать к Вам. Сейчас занят с рабочими. Житейский опыт учит, что без воли Божией ничего не делается (Слову Божию мы мало придаем значения). Все делается для нашего спасения, хотя мы не всегда это видим. Вся моя жизнь мне подтверждает это. Думаю, что и относительно других это также верно, но не у всех открыты глаза на происходящее. Будьте здоровы, дорогая Л.В. Привет всем. Надеюсь увидеться скоро. Господь да благословит Вас.   Письмо 274 Дорогая Л.! Мир Вам! Вы совсем забыли меня и ничего не пишете, что у Вас там делается. Между тем, до меня дошли слухи, что около церкви образовались две партии, которые под благовидным предлогом борьбы за правду ненавидят друг друга лютой ненавистью. Явно, что это от земной мудрости, " бесовской " , как говорит ап. Иаков. Не злословьте друг друга, братие; кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон: а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судия. Есть Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить, а ты кто, который судишь другого? (ап. Иаков). Я не судия ни Вам, ни противникам Вашим, но опыт мой житейский (а прежде всего, Слово Божие) говорит, что страшно жить, а тем более умереть во вражде. Никакая правда земная не может оправдать вражду. Говорю " земная " , потому что небесная правда дает мир и внутренний, и внешний. Если умрет тот, кого Вы считаете своим недругом, Вы будете страдать, т.к. рано или поздно Вы почувствуете свою вину. Обычно это делается во время молитвы. Если Вы умрете во вражде (да не будет этого), то знайте, что все Ваши добрые дела и вся надежда на спасение погибнут. Вы пойдете в руки сеющих вражду. Царствие Божие есть царство любви и мира. Не может в него войти вражда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010