Приведенный эпизод свидетельствует как об уважении, которым пользовался Гамалиил в синедрионе, так и о толерантности Гамалиила к зарождавшемуся христианскому движению. He случайно он стал единственным раввином I века, почитаемым не только в иудейской, но и в христианской традиции. Согласно церковному Преданию, в конце жизни Гамалиил уверовал во Христа и принял крещение. 71 Церковь прославила его в лике праведных; память его празднуется 2 августа. Выражение «воспитанный при ногах» отражает распространенную практику, согласно которой раввин учил сидя, а ученики располагались на полу или на земле у его ног. В данном случае, однако, оно имеет, скорее, переносный смысл, указывая на то, что Павел считал себя верным и преданным Гамалиилу, обязанным ему своим религиозным воспитанием. «Фарисей, сын фарисея» Толерантность Гамалиила к христианам никак не передалась его ученику Савлу. Будучи сыном фарисея и примкнув к школе Гамалиила, который тоже был фарисеем, Савл унаследовал от фарисеев непримиримую ненависть к христианам как вредной и опасной секте. Конфликт между фарисеями и Иисусом проходит красной нитью через все евангельские повествования. Савл в этих повествованиях не фигурирует, и мы не знаем, какую позицию он занимал по отношению к Иисусу при Его жизни. Однако вскоре после Его смерти и воскресения Савл оказывается в числе ярых гонителей Церкви. Дважды в Деяниях Павел свидетельствует о своей принадлежности к партии фарисеев. В Иерусалимском синедрионе Павел восклицает: «Я фарисей, сын фарисея» ( Деян. 23:6 ). 72 Царю Ироду Агриппе Павел говорит: «Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи; они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению» ( Деян. 26:4–5 ). Данные книги Деяний подтверждает Послание Павла к Филиппийцам, где он говорит о своей жизни до обращения: «...по учению фарисей, по ревности гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный» ( Флп. 3:5–6 ). Эти слова полностью отражают самоощущение фарисеев как «отделенных» от прочего народа и обладавших праведностью в силу строгого исполнения предписаний закона Моисеева. Праведность и непорочность воспринимались исключительно как внешнее качество, не препятствовавшее фарисеям быть жестокими и непримиримыми к врагам, корыстолюбивыми и алчными, лицемерными, творящими дела благочестия и милосердия напоказ. Именно за эти качества не уставал обличать их Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Великий Новгород, 1432 г. Сегодня Церковь празднует память двенадцати ближайших учеников Христа. Все мы помним, что после Вознесения Спасителя на собрании Иерусалимской общины христиан, по предложению Петра, на место отпавшего Иуды Искариота был по жребию избран Матфий, как «один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян. 1, 14–26). Так кто же они, апостолы Христовы? Однако книги Нового Завета учат, что не телесная близость человека к вочеловечившемуся Богу приближает к Нему, а устроение сердца и ума, готовность служить ему всею душою и всею крепостью своею, и – не менее важное – способность к покаянию . Ибо и ближайший ученик, избранный Самим Господом в число двенадцати и прошедший с Ним дорогами Галилеи и Иудеи, видевший все Его чудотворения и слышавший своими ушами все Его проповеди и поучения, принявший из Его рук хлеб Евхаристии, предал Учителя и, не возмогши принести покаяние, отчаялся и погиб страшной и вечной смертью. И не видевший Христа по плоти и горящий ненавистью к Нему и Его последователям Савл вдруг преобразился умом и «более других апостолов» потрудился Ему, созидая Церкви по всей вселенной. И Симон Ионин, прозванный за твердость веры «Скалой» (или «Камнем»), поколебался и оступился… Церковь поразительно честна и в своих богодухновенных книгах не скрывает того, что постарался бы скрыть, «забыть», исправить любой человек, замысливший написать историю созданной им организации, общественного движения, политической партии, поскольку писал бы по человеческому рассуждению, стремясь к лицеприятию, парадности и торжественности, полируя и лакируя все шероховатости... Так кто же они, апостолы Христовы? О большинстве из них мы знаем по преданиям и сказаниям, вошедшим в их жития, но о двух первоверховных апостолах нам рассказывает Евангелие, книга «Деяний» и их собственные послания, вошедшие в Новый Завет.

http://pravoslavie.ru/140481.html

Духовное руководство ...Святой апостол Павел говорит: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр. 12, 14 ). И паки: Сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? ( 1Кор. 1, 11–13 ). Этими словами апостол Павел упрекает как тех, которые отвергают духовное отношение к наставникам и прямо хотят относиться ко Христу, так и тех, которые при духовном отношении делятся на партии, нарушая этим взаимный мир и единодушие, и единомыслие, заповеданное Самим Господом и апостолами, которые, устраняя взаимное роптание как делящихся, так и не делящихся и предотвращая происходящий от сего общий душевный вред, увещевают всех к взаимной любви (2, ч. 2, с. 14). Если ваши наставники сами слабы и неисправны и слабо обращаются с духовными своими детьми, то вы старайтесь быть тверды, имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и поступках, более же всего смиряйтесь (2, ч. 2, с. 23). Без поддержки, т.е. духовного руководства старца, в монастыре не проживешь. Ты вот про меня говорил другим. Что бы я тебе ни говорил, другим не передавай. А если будешь поступать по-своему, то ко мне и не ходи (1, ч. 2, с. 2). [...Огорчаемый непослушанием некоторых из сестер обители, старец со скорбью говорил: «Вот Бог отнял у меня слух и голос, чтобы не слышать, как вы просите благословения жить по своей воле, и чтобы не говорить, потому что не слушаетесь» (1, ч. 2, с. 125).] Представлять лицо духовного отца в церкви и на молитве келейной не только не благовременно, но и противозаконно и вредно. Это просто благовидное искушение вражие, которого нужно избегать всячески. Первая и главная заповедь евангельская: возлюби Господа Бога всем сердцем и душой и помышлением (см. Лк. 10, 27 ). Этой заповеди и нужно всячески держаться. О духовных же отцах заповедь другая, так как бдят 36 о душах наших, должно повиноваться им, а не представлять их во время молитвы. Это не только не нужно, но и вредно, особенно тому, кто еще не освободился от земных чувств ветхого человека (2, ч. 2, с. 86–87).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Глава 4 Проповедники – служители Христовы и их ответственность только пред Христом (1–5). Гордость как настоящая причина разделений на партии (6–21) 1Кор.4:1–5 . Показавши, чем проповедники не могут быть, Ап. говорит теперь о том, что они такое на самом деле. Они – только служители Христовы и их обязанность – верно исполнять порученное им дело. Поэтому и судить о проповедниках должны не люди, а Сам Христос. 1Кор.4:1 .  Итак каждый должен ра­зу­меть нас, как служителей Христовых и домостро­ителей таин Божиих. «Нас». Ап. сначала говорит о проповедниках вообще и, в частности, о себе и Аполлосе. – «Домостроителей» ( οικονμους). Так в древности назывались рабы, которым господин вверял надзор за домом и которые разделяли работу и пропитание между другими рабами ( Лк. 12:42 ). Проповеднику также вверена Христом истина Евангельская для сообщения другим. – «Таин Божиих». Слово тайна означает план Божественного домостроительства о спасении людей. – «Тайны» – это различные отдельные части плана, из коих Павел и Аполлос делали выбор, когда обращались с проповедью к Коринфянам ( 1Кор.3:2 ). 1Кор.4:2 .  От домостро­ителей же требует­ся, чтобы каждый ока­за­л­ся верным. «Верным» т. е. по совести раздавал то, что ему дано от Господина, служил Церкви всеми дарами и силами, какие получил, чтобы исполнить волю Господина. 1Кор.4:3 .  Для меня очень мало значит, кáк судите обо мне вы или кáк судят другие люди; я и сам не сужу о себе. 1Кор.4:4 .  Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Го­с­по­дь. 1Кор.4:5 .  Посему не судите никак пре­жде време­ни, по­ка не при­дет Го­с­по­дь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намере­ния, и тогда каждому будет по­хвала от Бога. Теперь Ап. говорит в частности о себе лично. Сам лично он не придает значения суждению о нем других людей. Даже себе он не доверяет, когда приходится производить оценку своей деятельности (ср. 2Кор.7:11 ), потому что и для него есть нечто сокрытое в его внутреннем существе. Хотя бы совесть его была вполне спокойна, однако это еще не значит, что он вполне исполнил свой долг пред Господом. Только Господь на последнем суде скажет, во всем ли был прав и верен Его служитель (ср. Рим. 2:16 ). – «Сердечные намерения», т. е. побуждения, по каким человек совершает то или другое дело, знание которых только и дает возможность правильно оценить каждый отдельный поступок человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На мой взгляд, изменение состояния педагогического общества возможно только тогда, когда общество признает те самые духовно- нравственные ценности, которые пока никак не сформулирует наше руководство, путаясь между советскими определениями, между отделением Церкви от государства, каким-то общими гуманитарными и гуманными позициями, разнообразными традиционными религиозными течениями. И вот где-то там между всеми этими определённостями болтаются неприкаянными наши подлинные духовно-нравственные ценности, которые стыдятся сформулировать. Поясню свою мысль: К сожалению, нашему педагогическому сообществу совсем не возвращается ценностная ориентация в наших базовых, корневых, национальных ценностях. Понятия «святыня», «благодать», «спасение», «борьба с грехом», обожение», «личность Иисуса Христа» как наши сверхценности и церковные таинства как способа соединения с Господом остаются в нашем обществе игнорируемыми, в том числе в педагогическом сообществе. Напомню слова Господа: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:8). Эти слова Господа актуальны в отношении всего нашего сообщества, духом чуждого христианского исповедания и нашей православной традиции. Я убеждён, что только возвращение во все педагогические вузы, во все вузы, воспитывающие руководителей, во все вузы, готовящие интеллигенцию ценностно-ориентированного, просветительского вероучительного компонента составляет основу педагогического достоинства. Если педагог, преподавая гуманитарный или естественнонаучный предмет, не несёт собою духа просвещения во Христе, духа приобщения к нашей подлинной русской духовной традиции, то он является просто сообщателем некоторой информации. Может быть, он даже с нежностью относится к детям, как когда-то наши советские учителя, уча нас следовать заветам партии Ленина, всё-таки были небезразличны к нашему самочувствию и будущей нашей жизни. Однако наше счастье наши наставники видели исключительно в каком-нибудь материально-гражданском благополучии, полагая в этом придел педагогических усилий и плодов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/31/ve...

В том, что люди воскреснут не такими, какими умерли, они не соглашались, потому что не признавали пророчеств Исаии, Иова и других пророков. Исаия писал: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки» ( Ис.35:5–6 ). А у Иова сказано: «Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей» ( Иов.33:24–25 ). Блаженный Иероним в толкование на данный стих ( Мф.22:23 ) писал: «… а саддукеи, что значит “праведные”, сами себе присваивали то, чем они не были. В то время, как первые (фарисев. – О.С.) веровали в воскресение тела и души и учили о бытии Ангелов и духа, вторые (по свидетельству Деяний апостолов) отрицали всё » 299 . Еврейский историк I века Иосиф Флавий определяет эти секты оппонентов Христа как три различные философские школы, сравнивая на основании некоторого внешнего сходства саддукеев с эпикурейцами, фарисеев – со стоиками, а ессеев – с пифагорейцами. Правда, о столкновениях Христа с ессеями ничего не известно, скорее, содержатся намеки на их лояльность по отношению ко Христу, о чем мы говорили в беседе на Крещение Господне. Саддукеи были малочисленной сектантской ложей наподобие масонской. В эту секту принимали только представителей высшего духовенства и аристократии 300 . Саддукеи в древней Палестине по сути своей были атеистами. Они не веровали в загробную жизнь, Ангелов, Духа (Бога) и воскресение мертвых. Моисеев Закон (Тора) воспринимался ими как орудие управления серыми массами. И, как ни странно, к саддукейской партии принадлежали многие первосвященники еврейского народа 301 . То есть, по сути, иудейский первосвященник (руководитель Ветхозаветной Церкви), приговоривший Христа к смерти, был «масоном» и сатанистом ( Ин.8:43–44 ). Таким образом, мы выясняем что архиереи и старцы, погубившие Христа, это архиереи – саддукеи, старцы – фарисеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Собрался народ, и пришел в смятение» «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами», – продолжает евангелист. Иудеи времен земной жизни Христа Спасителя действительно были уже во множестве рассеяны по разным странам. Однако на большие праздники, в том числе и на Пятидесятницу, Иерусалим наполнялся многочисленными паломниками, прибывшими из общин иудейской диаспоры в землю своих отцов. Большая часть паломников давно утратила разговорный еврейский язык, предпочитая наречия тех стран, где они обычно проживали. В Иерусалиме можно было услышать самые разные языки и говоры со всех концов необъятной Римской империи и даже из–за ее пределов. «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием». Необычайность такого явления привлекла к дому множество народа, быть может, шедшего в храм на утреннюю молитву. Вероятно, перед домом была большая площадь. Народ был поражен непонятным явлением. Всем было ведомо, что апостолы – жители Галилеи, люди простые, некнижные. Однако то, что они говорили в тот момент, было чудесным образом понятно всем, независимо от языка и наречия. «И все изумлялись и дивились, говоря между собой: сии говорящие не все ли Галилеяне – рассказывает апостол Лука, – А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина». Из этого видно, что не всеми одинаково было принято это чудесное событие. Люди благомыслящие справедливо видели в этом необыкновенное знамение, пытаясь догадаться, что оно предвозвещает. Но люди неверующие, бывшие, может быть, из среды враждебной Христу Спасителю фарисейской и саддукейской партии, стали насмешливо объяснять происшедшее опьянением. Проповедь апостола Петра Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Вог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» ( Деян. 2.14–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В обоих чтениях из Нового Завета, которые предлагаются нам в нынешнюю субботу, речь идет о духовных наставниках – но один и тот же предмет рассматривается с несколько различных точек зрения, применительно к разным ситуациям. Чтобы понять, о чем говорит Павел, необходим более широкий контекст. Почти с первых же строк своего послания апостол призывает коринфских христиан к единству: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Кор 1:10–13). И далее: Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий (1 Кор 3:21–23). Таким образом, апостол пытается отрезвить новообращенных христиан и напомнить им, что все они – ученики и последователи Христа, в то время как Павел, Аполлос, Кифа и другие проповедники Евангелия – лишь слуги Божьи. Да, им дано Спасителем чрезвычайно ответственное и важное поручение – и всё же они не более чем слуги, исполняющие волю господина. А потому было бы странно делиться на партии, пытаясь примкнуть к тому или другому слуге, забывая о Боге, которому те служат. Ситуация, с которой столкнулся Павел, нам, конечно, хорошо знакома. Разделения у нас происходят внутри прихода: «Ну эти-то вечно у отца Василия исповедуются – всё им мало постов и поклонов, еще выпрашивают!», внутри епархии: «Ах, матушка, так ведь в этом храме – сплошные либерасты, чему ж тут удивляться!», внутри Церкви Христовой: «Я русский, православный. Что? Константинопольский патриархат? Не слышал. Это католики, что ли?» И единственное средство, позволяющее вылечить все эти глупости и несуразности, – осознание того, что «все мы Христовы, а Христос – Божий», что Церковь – Тело Христово, а мы – члены этого Тела, члены единого организма.

http://pravmir.ru/o-duhovnyih-nastavnika...

Обо всем этом приходится говорить, потому что, к сожалению, некоторые люди, находящиеся под влиянием антиисихастского западного духа и антиправославных теорий, обвиняют святого Григория в поддержке Кантакузина и партии аристократов, а также во вмешательстве в политические конфликты своего времени. И якобы поэтому святителя не приняли солунские зилоты. В действительности, не зная сущности православного Предания, зилоты выступали против этого Предания, что свидетельствовало о том, что они западного духа. И, наконец, если внимательно изучить этот вопрос, оказывается, что разрушению государства способствовал не исихазм, а политические конфликты и антиисихастские настроения. Я думаю, что после прочтения настоящей главы все это станет более ясным. При исследовании темы «Святой Григорий Палама как святогорец» я не мог избежать этих вопросов. Прежде всего я буду указывать на то, что святой Григорий всегда действовал как святогорец и что его социальное учение было плодом его исихастской жизни на Святой Горе. Зилотство и зилоты Зилотство, т. е. ревность по отношению к религиозным вопросам и христианской вере, существовало всегда. Всегда были отдельные христиане, которые, ревностно защищая свою веру, впадали в крайности. В Священном Писании слово «ревность» используется иногда в положительном, а иногда в отрицательном смысле. Апостол Павел писал коринфским христианам: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви« 405 . Христианин должен быть ревностным к исполнению добрых дел: «(Христос), Который дал Себя за нас, чтобы избавит нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» 406 . Однако бывают ревнители веры, у которых рвение не подкреплено духовным знанием. Такие ревнители становятся фанатиками. Апостол Павел писал об израильтянах, которые боролись против Христа: »Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению... " 407 Да и сам апостол имел личный опыт ревностной борьбы против христиан, пока Сам Христос не явился ему: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих моих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» 408 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Поэтому они: 1) все проповедовали одно чистое учение Христова, не примешивая к нему никаких человеческих мудрований, и ни в чем не противоречили ни себе, ни друг другу: мы не себя проповедуем, говорили они, но Христа Иисуса Господа, и – верен Бог , что слово наше к вам не было то да, то нет: – ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе ( 2Кор.4:5, 1:18, 2:17 ); 2) в случае недоумений о чем-нибудь, не настаивали на своих мнениях и не разделялись на партии, но дружелюбно совещались между собою и с общего согласия делали одно постановление для Церкви Христовой: так они поступили на соборе иерусалимском по случаю возникшего разномыслия о том: нужно ли христианам из язычников обрезываться по закону Моисееву ( Деян.15:1–29 ); 3) тщательно убеждали верующих жить в мире и единомыслии между собою: умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, писал апостол Павел к коринфянам, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях; – дополните мою радость, говорит он в другом месте: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны ( 1Кор.1:10 , Флп.2:2 ); 4) советовали, для сохранения мира и церковного единства, избегать ненужных словопрений о вере и иметь общение с теми христианами, которые держатся каких-либо особенных мнений, хотя бы и погрешительных, если они не касаются существенных догматов веры: от глупых и невежественных состязаний уклоняйся, внушал апостол Павел ученику своему Тимофею, зная, что они раждают ссоры, да и другим напоминай, заклиная пред Богом, не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, но к расстройству слушающих; немощного же в вере, писал тот же апостол к римлянам, принимайте без споров о мнениях ( 2Тим. 2:23, 14 , Рим.14:1 ); 5) строго обличали тех христиан, которые входили в распри между собою и составляли секты, называясь последователями какого-нибудь одного апостола, или исключительно Иисуса Христа, как ныне известные протестанты называются по имени основателя их общества лютеранами и притом евангеликами, как будто они только из всех христиан держатся евангельского учения

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010