Прочитав Писание, не удивимся видя как ты гнушаешься праведными, смеясь и издеваясь над их благочестием. Ибо написано: грешнику же страх Господень ненавистен ( Сир. 1:25 ) и еще написано: Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе. Услышал его легкомысленный, и оно не понравилось ему, и он бросил его за себя ( Сир. 21:18 ). Также сказано: Всякое животное любит подобное себе ( Сир. 13:19 ), то есть человек лукавый любит и приветствует подобно себе другого лукавого. 175. Опекуну Капитану Не хвались своими руками, лобзая их и ублажая себя за то, что добываешь ими пропитание и своим домашним и другим пустым и негодным людям. Лучше благодари Бога, Который и руки тебе дал, и промышляет о тебе. А если, забыв Бога, кланяешься рукам своим, остерегись, как бы со временем не расслабли от немощи или не отсохли твои руки. 176. Диакону Еортасию Всякий согрешающий удаляется от Бога, независимо от места своего пребывания. Нравом удаляется в страну чужую – то есть в некий образ жизни, отчуждённый от Всесовершенного Бога. Там человек страдает от духовного голода, живя блудно, злым произволением расточив своё доброе по природе состояние, потому что там, где нет целомудрия и благочестивых помыслов, там царит духовный голод. Жители же той страны – демоны, которые обладают пищей греха – сладкой с виду, но обжигающей гортань 96 . 177. Пресвитеру Мартиниану Израильтянам, готовившим пасхального агнца, закон повелевает: но ешьте испеченное на огне, голову с ногами ( Исх. 12:9 ), чтобы мы в этих словах познали истину Божественного Промысла. Под головой здесь подразумевается Божество, а под ногами – человечество Спасителя. Об этом же говорится и в Евангелии: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин. 1:1 ), но далее говорится: И Слово стало плотию ( Ин. 1:14 ). Поэтому будем покланяться Богу и веровать, что Бог вочеловечился. Ибо Христос одновременно видимый человек и невидимый – Бог . Поэтому неправедно исповедовать Его лишь человеком, не подразумевая Божества, и не спасительно с Божеством не исповедовать человечества. Вот краткий ответ на твоё письмо. 178. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Мы не приемлем безумных идей повредившегося в уме Новата 92 , который отвергает спасительное покаяние, утверждает его бессмысленность, копя грехи. Не приемлем также и тех, кто говорит о себе, что они чисты, а на деле оказываются нечистыми, так что последующие их учению доходят до отчаяния и погибели, потому что всё это противоречит апостольским правилам. 146. Правителю дел Афродисию Неужели ты надеешься утаиться, будучи человеком злобным и коварным, строящим козни многим добрым людям, прикрываясь личиной добродетели. Но по плодам познаём древо, и не скроется волк, одевшись в овечью шкуру, будет узнан по зубам и когтям. Как говорится в Писании: Как охотничья птица в западне, таково сердце надменного ( Сир. 11:30 ), так и о тебе все знают, что ты горд и завистлив. Как змей, угрызающий молча, и пес, кусающий не лая, ты всегда скрытен, будучи человеком злобным и притворным. Те, кому ты строишь козни, нуждаются в Божией помощи, чтобы могли они сказать словами девяностого псалма: Он избавит тебя от сети ловца, ( Пс. 90:3 ). Ибо против кого злоумышляешь, тех молча вторгаешь в смятение. 147. Трибуну Сосипатру Сообразуясь с божественным знанием, ты, превосходнейший, стараешься делать всё, последуя его правилам и законам. Поэтому богатство своё большей частью расходуешь на монахов, смотря на них с великой любовью, ими только и дышишь день и ночь. Как будто нет у тебя родни и детей, хотя их и много. То, что ты говоришь монахам – будто бы ты рабочий их скот, готовый безропотно и радушно служить всем их нуждам, – явный признак божественного познания. Ибо ты, конечно, знаешь, что вместе с левитами и скот их благословил по Божией воле Моисей. Поэтому, сообразуясь с божественным знанием, ты, боголюбивый муж, вместе с монахами войдёшь в Царство Небесное, как добрый их служитель, и с ними наследуешь неизреченные блага в бесконечные веки. 148. Доместику Хилону Изображая непостоянство твоего нрава, говорит Сирах: Колесо в колеснице – сердце глупого ( Сир. 33:5 ). Ты не можешь хранить тайны, но готов тотчас всем рассказать то, что тебе доверено. Выслушай же, что говорит Сирах: Выслушал ты слово, пусть умрёт оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя. Глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая – от младенца ( Сир. 19:10–11 ). Первый признак глупости – рассказывать о позоре, разнося туда и сюда, и без всякого стыда обнаруживать вверенное нам тайно – наедине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

6) Язык немощных и малодушных приводит в несносную печаль, уныние и в отчаяние. 7) Язык в одном городе и селе между соседями, в одном доме между женой и мужем, между братьями, сестрами, рабами, между друзьями любезными ссоры и драки делает. 8) Язык открывает секреты, которые по присяжной должности твердо хранить должно, от чего также многие затруднения и беды происходят. 9) Язык часто и самого клевещущего приводит в великое раскаяние и печаль, что слово выпустил, которого возвратить невозможно. Вкратце сказать: сколько на свете бед есть или было – все язык или учинил, или умножил. О, язык необузданный! Небольшой член, но много делает, это – неудержимое зло, исполненное смертоносного яда (Иак. 3:5-8). Блажен и мудр человек обуздывающий язык! Блажен, кто для слов своих сделал вес и меру, и для уст своих – дверь и запор! Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло, – говорит Сирах (Сир.19:6; 28:29). Истинно Соломон написал: Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою (Притч. 13:3); и еще: Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою (Притч. 21:23). Окаянен и безумен, кто не хранит своего языка, не знает времени молчать и времени говорить: Человек злоязычный не исправится на земле (Пс. 139:12). Смерть и жизнь – во власти языка (Притч. 18:22); ибо преткновение от земли лучше, нежели от языка (Сир. 20:18). Многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка; счастлив, кто укрылся от него, кто не испытал ярости его, кто не влачил ярма его и не связан был узами его; ибо ярмо его – ярмо железное, и узы его – узы медные, смерть лютая – смерть его, и самый ад лучше его (Сир. 28:21–23). § 39. Если язык, разумом не управляемый, бывает виною стольких грехов и бед, – должны мы стараться его обуздывать. Но старание без помощи Божией мало что может, ибо неудержимо зло, как говорит апостол. И хотя две ограды, то есть зубы и губы имеет, однако прорывается. Ибо сердце человеческое, как сосуд переполненный, все, что не вмещается, вон извергает, и таким образом от избытка сердца говорят уста его, по словам Господа (Лк. 6:45). Поэтому должны мы смиренно молиться с Псаломником всемогущему Богу: Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих (Пс. 140:3), чтобы Господь и сердце исправил, и язык – орудие сердца – направил и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять. Статья 3. О грехе вообще и следствиях греха

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Аминь. О здоровье Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Очень часто, когда мы хотим какому - либо человеку пожелать что - либо хорошее, мы желаем ему доброго здоровья. Поздравляя родных и знакомых с днем рождения, с каким - либо юбилеем, с Новым годом, мы опять же неизменно желаем им здоровья. Здоровье — это основа существования нашего земного тела, здоровье — это отсутствие каких-нибудь болезней и заболеваний. Здоровье — это нормальное функционирование всех органов нашего тела. С христианской точки зрения здоровье — это великий дар Божий, который надо хранить, беречь и не утрачивать. Святая Библия учит нас, что целостное здравое состояние человека тогда гармонично и нормально, когда здорово тело и здорова душа. Вот что говорит праведный Иисус сын Сирахов: " Венец премудрости — страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие, но и то и другое — дары Бога… Корень премудрости — бояться Господа, а ветви ее — долголетие… " (Сир. 1, 18–20). Однако, к сожалению, бытует среди людей совершенно неправильное мнение, будто бы для духовного развития вредно быть человеку здоровым и, наоборот, полезно всегда быть больным. Неверность таких рассуждений подтверждает вся история Святой Церкви и Священное Писание. Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно, желая проявить Свою любовь к людям, исцелял их от болезней, возвращал потерянное здоровье. Многие святые, как например, св. апостол и евангелист Лука, св. великомученик и целитель Пантелеимон, св. Сампсон - странноприимец, святые Косма, Дамиан и другие святые занимались лечением больных. В слове Божием так говорится о дозволенности обращаться к врачам и лекарствам: " Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен… " (Сир. 38, 12). " …Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими " (Сир. 38, 34). Совсем другое дело, когда ставится вопрос о том, как надо относиться к посетившим нас болезням. Христианское учение содержит в себе достаточно ясное решение этого вопроса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Кто уважает своего отца, тот будет иметь радость в своих детях и в день молитвы своей будет услышан. Милость, оказанная родителям, не будет забыта и пойдет в плату за твои грехи. ( Сир.3:1–16 ). В. Кроме родителей, кому по закону Божию следует повиноваться? О. Всякому, кто занимает место родителей, кто принимает на себя хоть часть их обязанностей. Так, следует повиноваться: 1) Государю, как отцу целого народа. 2) Всем властям, от него поставленным. 3) Пастырям и учителям церковным, заботящимся о нашем христианском воспитании и освящении. 4) Крестному отцу и матери. 5) Честным, добрым опекунам и другим благодетелям. и 6) Наставникам, руководящим нас к познанию истинного Бога и мира духовного и к правильному уразумению людей и всего мира видимого. 7) Нужно почитать старших возрастом и благоразумно слушаться их в жизни, как более опытных. В. Какие обязанности по отношению к властям, заменяющим для нас родителей? О. Такие же, какие и по отношению к родителям, т. е. любовь и истинное почтение к ним, послушание их добрым распоряжениям и благодарность к ним за их заботы о нас. «Бога бойтесь, Царя чтите». ( 1Петр.2:17 ). «Молю», говорит св. апостол, «прежде всех творить молитвы, прошения и благодарения, за Царя и за всех правительствующих, ибо это угодно Господу нашему Богу.» ( 1Тим.2:1–3 ). «Начальник есть Божий слуга. Начальствующие страшны не для творящих добрые дела, а для злых людей». ( Рим.13:1–5 ). § 66. Об отношениях к каждому частному человеку. Общие замечания В. Как мы должны относиться к ближним? О. С любовию. Слово Божие говорит: «люби ближняго твоего, как самого себя.» В. Как понимать эту заповедь? О. «Чего себе не желаете, того другому не делайте» ( Мф.7:12 , Лк.6:31 , Деян.15:29 ). Не вредите ближнему, его семье и хозяйству ни делом, ни словом; даже и не замышляйте зла против него. «Кто копает яму другому, сам впадает в нее» ( Сир.27:29 ). «Кто делает зло, того самого постигнет зло» ( Сир.27:29,30 ). В. Как называются любвеобильные отношения людей, равных между собою?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Соломон побуждает к такому действованию, обещая от него добрые плоды.Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей ( Прит. 29: 17 ). Учение сына Сирахова более строго. Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их ( Сир. 7:25 ). Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его ( Сир. 30:13 ). В особенности с горьким словом обращается он к тем родителям, которые любят забавлять своих детей и забавляться ими, а не учить их. Дают им излишнюю свободу и легкомысленно смотрят на порывы их легкомыслия:Лелей дитя, и оно устрашит тебя, играй с ним, и оно опечалит тебя ( Сир. 30:9 ). Наконец, Евангелие, которое вообще, вместо духа страха пред законом, господствовавшего в Ветхом Завете, распространяет дух любви и свободы, и в правилах воспитания смягчает древнюю строгость. Святой апостол Павел пишет: и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6:4 ). И в другом послании: Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали ( Кол. 3:21 ). Таково учение священных книг о воспитании. Оно просто и немногосложно, потому что назначено не только для мудрых, но для простых. Впрочем и мудрые не унизят себя, если окажут внимание учеников сим простым урокам, потому что их преподали люди, водимые Духом Божиим. Самое простое воспитание по правилам истинного благочестия и чистой нравственности может образовать доброго гражданина царству земному, способного и к небесному гражданству. Воспитание же любомудрое, бесспорно может сделать более и совершеннее приспособить воспитываемого к достижению разных общеполезных целей. Но без сих правил самое ученое воспитание есть построение благовидного здания без прочного основания. По сим правилам просто воспитан был отрок Давид, чтобы пасти овец, но в нем открылся муж, способный пасти народ Божий, победоносный воин, царь, пророк. По сим правилам, вероятно, уже более учительно, воспитан сын царев Соломон, и явился царем премудрым, царем пророком, царем необыкновенно счастливым.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но чтобы подавить в ребенке своеволие и приучить к беспрекословному послушанию, для этого отец и мать должны быть в своих приказаниях и запрещениях совершенно согласны. Мать не должна дозволять того, что запрещено отцом, и наоборот, отец не должен, хотя бы только в шутку, бранить мать за то, что она отказала в чем-нибудь ребенку. В противном случае на них исполнятся слова Писания: когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления? ( Сир.34:23 ). Если христианские родители желают, чтобы их дети оказывали послушание, то следует внушать им уважение и должное почтение к себе. А для этого отец и мать должны так держать себя во всех словах и делах своих пред детьми, чтобы они, по заповеди Божией, питали к родившим и воспитывающим их глубокое почтение и благоговение. Этого, конечно, нельзя достичь путем вспышек и резкого проявления гнева, путем шума, брани и проклятий. Этим можно поселить в детях только страх, а не уважение, добиться только временного, а не постоянного послушания. Сын или дочь – они уже знают, что когда пройдет гнев отца, минует раздражение матери, тогда они уже не будут строго настаивать на исполнении своих приказаний. Но так же мало, как и чрез вспышки гнева, родители могут внушать надлежащее уважение к себе, если они слишком много шутят с детьми и редко бывают серьезны с ними, если отец, например, дозволяет малютке трепать себя за волосы, бранить или бить себя, говорить в шутку дерзкие и непристойные слова и т.п. Не напрасно мудрый Сирах делает в своей книге такое предостережение: есть у тебя дочери? Имей попечение о теле их, и не показывай им веселого лица твоего ( Сир.7:26 ), и в другом месте: лелей дитя, и оно устрашит тебя, играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими ( Сир.30:9–10 ). Сказанное отнюдь не означает того, что родителям не нужно быть ласковыми и любезными к детям, что нельзя время от времени дозволять даже и невинных с ними шуток; нет, мы желаем только предостеречь родителей от чрезмерной фамильярности, панибратства и излишних шуток со своими детьми. Строгость и серьезное обращение, при всей нежности не допускающие чрезмерной вольности в обращении детей с родителями, безусловно необходимы для доброго воспитания. Родители должны ожидать от своих детей почитания и уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Когда настало время взятия святого пророка Илии на Небо, он сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей дерзновенно испросил для дела Божия сугубую благодать: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Пророк Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» ( 4Цар. 2:9–10 ). Когда они шли по дороге и беседовали, явились огненная колесница и кони и разлучили их обоих. Пророк Елисей воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его!» ( 4Цар. 2:12 ). Подняв упавшую с неба милоть (плащ) своего учителя, святой Елисей получил силу и пророческий дар Илии. Пророческое служение он проходил более 65 лет, при шести израильских царях (от Ахаза до Иоаса). «И во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его» ( Сир. 48:13 ). Святой пророк творил многочисленные чудеса. Разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии; сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника; обильным изведением воды молитвой спас от гибели стоявшие в безводной пустыне войска израильского и иудейского царей; избавил бедную вдову от голодной смерти чудесным умножением масла в сосуде. Оказавшая пророку гостеприимство женщина-соманитянка была обрадована рождением сына по его молитве, когда же ребенок умер, то был воскрешен пророком. Сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы, а слуга пророка Гиезий поражен ею за то, что ослушался пророка и тайно от него взял деньги от Неемана. Пророк Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами и силой своей молитвы совершил много других чудес. Скончался святой пророк Елисей в глубокой старости в Самарии. «И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его» ( Сир. 48:15 ). Через год после смерти пророка Елисея мертвец, брошенный в пещеру, где лежали его останки, воскрес от прикосновения к честным костям святого пророка. Пророк Елисей, так же как и его учитель, святой пророк Илия, не оставил после себя книг: их проповедь была только устной. Иисус, сын Сирахов, написал похвалу обоим великим пророкам ( Сир. 48:1–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010