Эта уникальность вещих снов и избранность их адресатов привели в тому, что в христианской традиции сложился общий скептический взгляд на ночные видения. … Во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты (Еккл 5:6), Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению (Сир 34:7), Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям (Сир 34:2), Гадания и приметы и сновидения — суета (Сир 34:5), — это лишь немногие цитаты из Библии, в которых содержатся предостережения против веры в сны. Сон Константина. Мильвия, А святые уже новозаветной христианской эпохи утверждают, что бесовские силы могут использовать сны, чтобы ввести людей в соблазн, подчинить себе и погубить. «Верующим не должно иметь предрассудков и снам верить; сны могут быть от врагов, для того чтобы смутить человека будущей случайностью. Без Промысла Божия или попущения ничто не может с нами случиться, то и надо утверждаться верой и с покорностью принимать, что случится, а снам не верить», — писал, например, преподобный Макарий Оптинский. А основатель монашества преподобный Антоний Великий увещевал: «Даже если благость Божия посылает нам видение, а мы его не принимаем, многовожделенный Господь наш Иисус не будет гневаться на нас. Ибо Он знает, что мы не приняли видение только потому, что остерегаемся бесовского обмана». Вообще же сновидения — или, по крайней мере, их подавляющая часть — явление чисто физиологическое . Современная наука изучает сон как вполне естественный для человека физиологический и психологический процесс, не имеющий отношения к мистике. Так, во время быстрого сна электрическая активность мозга сходна с состоянием бодрствования, в то время как мышечный тонус человека резко падает, так что спящий находится в полной неподвижности, «спит как убитый». В это время мозг упорядочивает и перерабатывает информацию, полученную в течение дня. Побочным продуктом этой переработки и выступают сновидения. Думать каждый раз, что за этим скрывается некая духовная реальность, не только не верно, но и вредно, и даже опасно. Если человек верит снам, особенно дурным, считая их вещими, он начинает тревожиться, нервничает, теряет трезвомыслие, начинает совершать ошибки и сам провоцирует негативные события в жизни. Поэтому опытные духовники советуют после пробуждения как можно скорее забыть то, что нам снилось, потому что мы живем не снами, а явью.

http://foma.ru/pravda-li-chto-s-chetverg...

Е. открывает и завершает ряд героев и праведников ВЗ: «Енох угодил Господу и был взят на небо,- образ покаяния для всех родов» (Сир 44. 15). В Сир 49. 16 перечисляются праведники-праотцы: Е., Иосиф, Сим, Сиф, Адам, а о Е. сказано: «Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху,- ибо он был восхищен от земли» (Сир 49. 14). В Книге премудрости Соломона датируемой мн. совр. исследователями эпохой эллинизма, говорится о Е., хотя он и не назван по имени ( Winston D. The Wisdom of Solomon. Garden City (N. Y.), 1979. P. 139-140), весьма возвышенно: «Как благоугодивший Богу, он возлюблен и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его» (Прем 4. 10-15). Е., т. о., особо выделяется из числа ветхозаветных праведников, о к-рых речь идет в 10-й гл., и становится ветхозаветным образцом святости. Прем 4. 20 - 5. 8 представляет собой переложение 1 Енох 62-63, а Прем 2. 1-4. 9 содержит множество совпадений с 1 Енох 102. 6-103. 15 и 108. 8-9, 13 (см. комментарий Дж. Никелсберга к соответствующим стихам 1-й Книги Еноха). В межзаветных апокрифах Е. предстает как образец праведника, книжник, мудрец и тайнозритель, познавший тайны творения и устройства мира, его прошлое и будущее. Более того, явно прослеживается тенденция к наделению Е. ангельскими атрибутами. Наконец, с именем Е. начинают связывать астрологические и астрономические открытия. Так, Псевдо-Евполем (вероятно, самаритянский автор нач. II в. до Р. Х.) упоминает Е. как одного из первооткрывателей астрологии, передавшего сыну Мафусалу некие знания, полученные им от ангелов ( Euseb. Praep. evang. IX 17. 8-9).

http://pravenc.ru/text/189985.html

И впоследствии сердце, смущаясь, мучается оттого, что ум и страсть, будто палачи, тащат его то туда то сюда (ср. Рим. 7:23 ). Посему суета для нас [заключается в том], как было уже сказано прежде, чтобы, оставив родителей и братьев, приобретать [такие] свидания на погибель души. Ибо человеку, желающему подвизаться, вообще не подобает есть и пить вместе с женщиной, или получать услуги от женщины, или заботиться о женщинах, или вообще знаться с ними. Также и церковным девственницам ( κανονικαι ς) не подобает общаться с мужчинами наедине, чтобы никто не соблазнился из-за нас, но чтобы мы были для всех беспреткновенны. Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открываемся 40 ( 2Кор. 5:11 ). Посему убоимся соблазнить кого-либо, но послушаем Господа, сказавшего, что лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской… тому… кто соблазнит одного из малых сих ( Мф. 18:6 ). Посему следует, словно от змеи или от великого греха, бежать от них из-за того, что для желающих подвизаться смертоносна не только беседа с ними, но и помышление [о них]. Учит нас об этом Приточник, говоря: Не даждь женам твоего богатства и твоего ума и жития в последний совет ( Притч. 31:3 ). И другой:К спевающей не примешайся, да не како увязнеши в начинаниех ея ( Сир. 9:4 ). Полагаю, что и Исаия о них говорит: понеже вознесошася дщери Сиони и ходиша высокою выею и помизанием очей и так далее. И продолжает: Господь открыет срамоту их в день онь ( Ис. 3:16–17 ). Что и произошло, как полагаю, в нашествие халдеев. Говорит и иначе: Девы не назирай, да не когда соблазнишися в красоте ея ( Сир. 9:5 ); и далее: Вино и жены превратят разумливых ( Сир. 19:2 ). И Екклесиаст: И обретох аз ю, и реку горчайшу паче смерти жену, яже есть ловитва, и сети сердце ея, узы в руку ея, благий пред лицем Божиим изымется от нея, а согрешаяй ят будет от нея ( Еккл. 7:27 ); и продолжает: Веселися, юноше, во юности твоей, и да ублажит тя сердце твое во днех юности твоея, и ходи в путех сердца твоего непорочен и не в видении очию твоею; и разумей, яко о всех сих приведет тя Бог на Суд ( Еккл. 11:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Многоречивый – опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден ( Сир. 20:5, 7, 8 ). Положим, что вкусные и обильные блюда, естественно, усиливают желание поесть их. Но нетерпение и увлечение яствами, кроме улыбки и смеха, могут возбудить и положительно неприятное чувство в других; ибо невоздержность граничит здесь с животною жадностию. Поэтому и премудрый предостерегает: когда ты сядешь за богатый стол, не раскрывай на него гортани твоей, и не говори: много же на нем! Помни, что алчный глаз – злая вещь. Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя. Переставай есть первый из вежливости, и не будь алчен, чтобы не послужить соблазном. И если ты сядешь посреди многих, то не протягивай руки своей прежде них. Не многим довольствуется человек благовоспитанный!... ( Сир. 31:13, 14, 18, 19, 20, 21 ). Любопытство есть общее свойство людей; но с усиленным любопытством подсматривать за ближним, подслушивать и разведывать его домашний быт и образ жизни – сочтет ниже своего достоинства человек приличный, серьезный и рассудительный, ибо это значило бы назойливо врываться туда, куда не просят, и мешать жить ближнему. Поэтому и премудрый наставляет: не будь навязчив, чтобы не оттолкнули тебя... Нога глупаго спешит в чужой дом, но человек многоопытный постыдится людей. Неразумный сквозь дверь заглядывает в дом, а человек благовоспитанный остановится вне. Невежество человека – подслушивать у дверей; благоразумный же огорчится таким безстыдством ( Сир. 13:13; 21:25, 26, 27 ). Естественно говорить при случае и по довлеющему поводу о том, что видишь, знаешь или слышишь; но назовут (и справедливо) пустяшным и сплетником того человека, который находит особенное удовольствие в злоречивой болтовне о случаях и обстоятельствах, касающихся чести ближнего; и потому человек благовоспитанный остережется сего, совершенно согласно наставлению премудрого: уста многоречивых разсказывают чужое; а слова благоразумных взвешиваются на весах. В устах глупых сердце их (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Сир. 19:2 . Вино и женщины развратят разумных. Сир. 26:10 . Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама. Сир. 31:29 . Против вина не показывайся храбрым, ибо многих погубило вино. 2Ездр. 3:18, 23 . О, мужи! как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, вьющих его. Оно делает ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого, одним умом. И всякий ум превращает в веселие и радость, так что человек не понимает никакой печали и никакого долга. И когда опьянеют, не помнят о приязни к друзьям и братьям, и скоро обнажают мечи. А когда истрезвятся от вина, не помнят, что делали. Ис. 5:11, 12 . Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры, и до позднего вечера разгорячают себя вином. Ис. 5:22 . Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток. Иоил. 1:5 . Пробудитесь, пьяницы, плачьте и рыдайте, все пьющие вино. II. Мнения о пьянстве древнего и нового мира Свв. отцы и учители церкви Св. Василий Великий . Как вода противится огню, так вино потопляет умные мысли. Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды. Св. Иоанн Златоуст . Дьявол никого так не любят, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница. Убегай от вина, как от змия. Пьяный жалок более мертвого: тот лежит без чувств и не делает ни добра, ни зла, а этот способен делать зло. Пьяный хуже бесноватого, потому что он по своей вине беснуется. Св. Григорий Богослов . Пьянство, плотская любовь, ревность и бес равны между собою. К кому они пришли, у того погубят ум. Вода – прекрасный напиток, она не нарушает ясности мыслей, а выпитая чаша вина мутит ум. Климент Александрийский . Всякий человек, напившись вина, делается раздражительным, ослабевает умом, бывает многоречив. Блаженный Иероним. Ни один вулкан не бушует с такой силою, как вино в пьяном человеке. Ефрем Сирин. Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, что не должно, богатство свое, как чужое, расхищает и отдает врагам, потому что упоение омрачило у него ум. Древние русские писатели

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

На кого воззрю? – Господь Сам говорит, разумеется, не тем всевидящим оком, которым усматривает Он и самую тайную мысль в мрачной глубине ада. Господь смотрит еще оком благоволения и говорит, как бы так: на кого Я смотрю с любовью? – Токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих ( Ис.66:2 ). Такими словами Господь высказывает – сколь приятны Ему богобоящиеся люди, и каковы они бывают нравом, и откуда приобретают себе страх Божий. Обратим же внимание и на сии слова Господни. Великое есть дело, братия, страх Господень, весьма богоугодное и спасительное для души, Великой Божьей милости он сподобляет человека. Кто есть человек, бояйся Господа? – скажем словами пророка Давида. Господь укажет ему путь, которым спастись; душа его будет почивать во благе. Ибо тайна Господня – боящимся Его ( Пс.24:12, 14 ); завет Свой Он открывает только им. Мнози суть высоцы и славны, как сказано в Писании, но только кротким открываются тайны ( Сир.3:19 ). Кроткие же не иные суть, как исполненные страха Господня и веры словам Господним; ибо только от страха Господня происходит вера и кротость ( Сир.1:27 ), как возвещает Писание. И потому боящиеся Господа не сомневаются в глаголах Его, – сказано еще, – боящимся Господа поищут благословения Его. ( Сир.2:15, 17 ). Таковы свойства богобоящихся людей, и таково их упражнение, которым они приобретают и утверждают в себе страх Божий. Значит, те напрасно почитают себя богобоязненными, которые сих признаков не имеют: кротости и смирения пред Господом, веры словам Господним, – которые не ищут благоволения Божия, но бывают дерзки, многоречивы, говорят все более о суетном и ложном. Не таковы богобоящиеся люди. Уста праведника, – сказано, – изрекают премудрость, и язык его произносит правду; в сердце его – закон Бога ( Пс.26:30, 31 ). Он говорит пред Ним: как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем ( Пс.118:97 ). И потому муж мудрый водит, как сказано, безмолвие; если и говорит когда, то только о Боге и о законе Божием. А тот, кто любит празднословить, заводить пустые речи, весьма далек от истинного благочестия. Писание ясно говорит: если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, у того пустое благочестие ( Иак.1:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Но и все, что наполняет Вселенную, то есть небо, землю и воду, распределяется, как мы уже знаем, также по трем дням творения: 3-й день наполняется земля: и произвела земля зелень, траву и дерево плодовитое ( Быт.1:12 ). 4-й день наполняется небо: и создал Бог два светила великие и звезды ( Быт.1:16 ). 5-й день наполняются моря: и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода И благословил их Бог , говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях ( Быт 1:21–22 ). Причем и здесь легко усматривается определенная симметрия: порядок наполнения обратен порядку созидания: Эта симметрия усиливается еще тем, что и начальное творение первого дня и творение рыб в день пятый описываются при помощи одного и того же евр. глагола бара ‘сотворил’. Творение неба (второй день) и расположенных на нем светил (четвертый день) передаются другим глаголом аса ‘создал’. Земля же является по слову Божиему после того, как воды, которые под небом, собрались в одно место, но и о растительности не сказано, что Бог сотворил или создал ее, но по слову Божиему ее производит земля (третий день). Такая фигура, когда начало соотносится с концом, второй член с предпоследним, а третий с третьим с конца и т. д., обычно обозначаемая как зеркальный параллелизм, или хиазм, очень характерна для библейского повествования и Ветхого, и Нового Завета. Но что нам до этих фигур, до этих сухих и голых схем, скажем мы. Но для древних читателей Шестоднева подобная упорядоченность и параллелизм служили признаком совершенства мира и славы его Творца. Как вожделенны все дела Его, хотя мы можем видеть их как только искры! (То есть они не даны нам с откровенной очевидностью, но под покровом тайны и в мире, и в слове Писания). Все они живут и пребывают вовек Все они парные 6 , одно напротив другого, и ничего не сотворил Он несовершенным: одно поддерживает благо другого, и кто насытится зрением славы Его? (см. Сир.42:2326 ). Иисус сын Сирахов восхищается симметрией. Обнаружить симметрию хотя бы издали ( Иов.36:25 ), хотя бы как блеск искры ( Сир.42:23 ) значит узреть совершенство. В ней надежность и благополучие мира, благодаря ей одно поддерживает благо другого, так что все живет и пребывает вовек. И даже то, что мы принимаем за безусловно отрицательное, зло, смерть и грех тонет в общей гармонии вселенской взаимосоотнесенности: Как напротив зла добро, и напротив смерти жизнь, так напротив благочестивого грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого ( Сир.33:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

39 . В начале главы премудрый увещевает не делать зла, а в конце указывает и средство к тому, чтобы никогда не поступать дурно: «при всех делах твоих» или «во всех делах твоих помни ο последних днях», т.е. ο том, что ожидает тебя при кончине, когда праведник получит награду (ср. 2:3, 6:29), а грешник будет наказан (ср. 3:28), – и тогда «во век не будешь поступать дурно»: если мысль ο воздаянии при смерти будет сопровождать все твои занятия, то она несомненно удержит тебя от дурных поступков. Сл.: «Во всех словесех твоих поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши». «Словесех», Γρ. λγοις, в Библии обычно передает еврейское дабар, означающее и «слово», и «дело», здесь же в Евр. поставлено маъасê «дела», как и в Сир. Глагол шахат «портить» и «делать худо, поступать дурно», Гр. и Сир. передали свободно: «не согрешишь».   Правила обращения с различными людьми (Сир. 8 гл.)   Глава 8 1. He спорь с человеком сильным, чтобы тебе не впасть в руки его. 2. He веди тяжбы с человеком богатым, чтобы он не взял перевеса над тобой: 3. ибо многих соблазняет золото и богатство прельщает сердца князей. 4. He спорь с человеком болтливым и не подкладывай дров на огонь. 5. He шути с человеком глупым, чтобы он не отозвался презрительно ο предках твоих. 6. He укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы виноваты. 7. He поноси человека старого, потому что и из нас будут старики. 8. He торжествуй над мертвецом, помни: все мы умрем. 9. He пропускай речей мудрецов и навыкай в притчах их, 10. так как от этого научишься разумению, чтобы предстоять пред вельможами. 11. He пренебрегай преданиями старцев, которые они слышали от отцов своих, 12. так как от этого получишь знание, чтобы дать ответ, когда потребуется. 13. He раздувай огня на углях грешника. чтобы самому не сгореть в пламени его. 14. He возмущайся пред лицом наглеца, чтобы он не засел в засаду против тебя. 15. He давай в долг тому, кто сильнее тебя, а если дал, то считай себя потерявшим; 16. He поручайся за того, кто знатнее тебя,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

И. Булгакова с местными штундо-пашковцами. Началась беседа в 4½ часа, кончилась в исходе 9-го. Беседа оставила сильное впечатление: библейская начитанность миссионера, находчивость и живость речи, искренность чувства и братски-ласковое обращение с заблудшими и православными положительно пленили всех слушателей и видимо тронули загрубелые сердца сектантов. Сотни голосов после беседы сказали: «благодарим, благодарим!..» «Очень справедливо вы говорили», заметил один лютеранин, всё время прослушавший у самого амвона. На лицах сектантов можно было читать уже не пренебрежение и упорство, а удивление и нерешительное доверие. Нам удалось сделать наброски беседы во время её хода. Помещая беседу в органе миссии, думаем, что план собеседования верно передадим, возражения сектантов возможно точно приведём: но, заранее винимся, что содержание беседы, увы! у нас не выйдет так полно и живо, как было на самом деле: всего не удалось записать. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот должен удерживать язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Пет.3:10 )... Будучи вообще кротким в своём поведении, истинный последователь Христа в частности должен проявлять свою кротость и скромность при слушании наставлений от законных учителей церкви. Братия мои возлюбленные, – взывает к нам апостол, – отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души ( Иак.1:21 ). А особенно женщина-христианка должна учиться закону Божию в безмолвии и со всякой покорностью ( 1Тим.1:11–12 ), потому что кротость и стыдливость в поступках, есть лучшее украшение для женщины-христианки; женщина-христианка должна украшать себя не нарядами, а именно кротким и молчаливым духом, что драгоценно пред Богом ( 1Пет.3:3–4 ). Напротив, злая женщина прямо, так сказать грязнит в себе образ Божий, потому что злость женщины, говорит премудрый Сирах, изменяет взгляд её и делает её лицо мрачным, как у медведя ( Сир.24:19 ); человек, берущий злую женщину себе в супруги, берёт к себе в дом скорпиона ( Сир.26:9 ); а потому лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злой женой ( Сир.25:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010