Приниматель даров, многостяжатель, сребролюбец и ростовщик – одна телега с четырьмя лошадьми, в которой возница и начальник – гордость. Господом низвержен тот, кто следует за ними, [устремившись] к собственной погибели. Посему непозволительно для благомыслящих управляться неприязненным, чтобы не свалиться вместе с ним в пропасть мучения, но [должно] руководиться в жизни скорее Апостолом, говорящим: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть диавольскую ( 1Тим. 6:8 ). Посему убоимся заповеди Апостола, особенно же Самого Господа, говорящего: Не берите с собою ни золота, ни серебра ( Мф. 10:9 ), не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить( Мф. 6:25 ), ибо такого возницу [вышеупомянутая четверка лошадей] сбросит под ноги свои и растопчет. Прекрасно же и Приточник увещает приемлющих дары, говоря: не разгневай мужа в нищете его ( Сир. 4:2 ). И опять-таки: Любяй сребро не насытится сребра ( Еккл. 5:9 ). Посему нищий позна ходити противу живота ( Еккл. 6:8 ). И не буди рука твоя простерта на взятие, а на отдаяние согбена ( Сир. 4:31 ). И Апостол: блаженнее давать, нежели принимать ( Деян. 20:35 ). И Закон говорит: не оправдиши нечестиваго даров ради ( Исх. 23:7 ). И еще: да не возмеши даров: дары бо ослепляют очи видящим ( Исх. 23:8 ). И Самуил, соблюдая заповедь Закона, сказал народу: еда у кого… приях мзду, или обущу? Се Свидетель Господь ( 1Цар. 12:3 ). И пророк Амос, выведенный пред народом, сказал: вы приемлюще дары от нищих ( Ам. 5:12 ). И Исаия, порицая, говорит: Князи… любяще дары, гоняше воздаяние ( Ис. 1:23 ). И именуя жалкими их, продолжает: горе… оправдывающим нечестива даров ради и еже есть праведное праведнаго вземлющим от него ( Ис. 5:22–23 ). И иначе: Мзда и дарове ослепляют очи премудрых ( Сир. 20:29 ). [Col. 1461] И опять: Губит себе мздо имец, ненавидяй же даров приятия спасется ( Притч. 15:27 ). И тотчас: приемлющему дары неправедно в недра не предуспевают путие ( Притч. 17:23 ). И: Лучше имя доброе, неже богатство ( Притч. 22:1 ). Давид же, Бога умоляя, сказал: Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды ( Пс. 25:9–10 ), нечестивыми и беззаконными мужами кровей называя принимающих дары. И далее: безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое ( Пс. 48:11 ). И о том же сказано: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? ( Лк. 12:20 ), безумными называя тех, кто полагается на богатство, несмотря на неопределенность плотской жизни. И опять-таки: Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство ( Пс. 118:36 ). Иов же, показывая чистоту свою, рек: аще рукама моима прикоснухся даров ( Иов. 31:7 ). И Господь наш и Спаситель заповедует, говоря:смотрите, берегитесь всякого любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк. 12:15 ). Ему же слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Слово 56. О том, чтобы не ссориться Человек задиристый не только со своими ближними не пребывает в мире, но и с чужими. Желая удовлетворить задиристый свой помысел, всегда предается беспечности; постоянно подстрекаем, и других возмущает. Таковой ненавистным у всех людей оказывается, а скорее – самым жалким. Написано в книге Бытия, что взял Исав из иноплеменников жену, и они ссорились с Исааком и Ревеккой: Рече же Ревекка ко Исааку: стужих си жизнию моею дщерей ради сынов хеттейских ( Быт. 27:46 ). Это слово показывает, что ссориться подходит безбожникам, а не верным и благоговейным. Ибо по-настоящему благоговейные и Христовы ученики подражают Своему Владыке и Учителю, ибо Он не возопиет, ниже ославит, ниже услышится вне глас Его ( Ис. 42:2 ). И таковые решают какое-либо дело не посредством ссоры или любопрения, но посредством терпения, молитвы, послушания и единой надежды. Ибо говорит Господь: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца( Ин. 6:38 ). И Приточник говорит о ссорящихся: Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его ( Сир. 8:4 ) и: Не отвещай безумному по безумию его [да не подобен ему будеши, но отвещай безумному по безумию его], да не явится мудр у себе ( Притч. 26:4 ). И еще: Жаркий спор возжигает огонь, а жаркая ссора проливает кровь ( Сир. 28:13 ). И опять-таки: Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое выходит из уст твоих ( Сир. 28:14 ). Говорит же и Иаков: Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое ( Иак. 3:16 ). Павел же говорит: А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь [Col. 1605] и теснота всякой душе человека, делающего злое( Рим. 2:8–9 ). И в других местах: Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере ( 2Тим. 3:8 ). Пишет же и Титу, говоря: Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны ( Тит. 3:9 ). Посему мы, возлюбленные, будучи чадами послушания, не станем уподобляться суетным спорщикам и любителям ссор, научаясь из Божественного Писания о вреде ссоры, чтобы нам никогда не быть осужденными вместе с беззаконными иудеями, которые всегда противились истине и говорили Владыке: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно ( Ин. 8:13 ). И опять-таки: кто же Ты? Им же Господь отвечал: от начала Сущий, как и говорю вам… аминь, аминь говорю вам, ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших ( Ин. 8:25, 24 ). Ему же слава во веки. Аминь. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Слово 128. О любви к Богу Пусть теперь речь перейдет от страха Господня к совершенной любви к Нему. Я имею в виду любовь нерушимую, неделимую, нерассекаемую в различных искушениях и мучениях, но приближающую к Богу и чад Божиих рождающую. Ибо любовь Господня и страх [Его] более всего преизбыточествуют просвещением. Тот, кто с сердечным чувством любит Бога, тот познается Им. Тот, кто стяжал совершенную любовь к Богу, в сей жизни присутствует так, как если бы не присутствовал, ибо он все видимое считает чуждым себе, терпя ради невидимого. Потому что весь он изменяется в любовь Божию, как вышедший единожды из любви к себе ради любви к Богу. Поскольку если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас ( 2Кор. 5:13 ). Ибо тот, кто любит себя, Бога любить не может. Тот же, кто себя не любит ради превосходящего богатства любви Божией, тот любит Бога. Первым Закон повелевает, говоря: Я Господь, Бог твой… творящий милость… любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои ( Втор. 5:9–10 ). И другой: Семя безопасности – боящиеся Господа… почтенное насаждение – любящие Его (ср. Сир. 10:19 ). И: милость человека – к ближнему его, а милость Господа – на всякую плоть ( Сир. 18:12 ), ибо Он возвышает душу и просвещает очи ( Сир. 34:17 ). Говорит же и Премудрость: Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут ведение; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои паче злата и камения драга ( Притч. 8:17–19 ). И Давид из-за горячей любви к Богу непрестанно возглашал: Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада Тебе, душа моя, в земли пусте и непроходне и безводне ( Пс. 62:1–2 ). И еще: Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой ( Пс. 17:1–2 ); и: Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися ( Пс. 37:10 ). И опять-таки: Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюся лицу Божию? ( Пс. 41:3 ), и: Возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя на всякое время, и: [Col. 1836] Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим ( Пс. 118:20, 103 ). Ибо говорит: Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей, таково и познание мудрости для души твоей ( Притч. 24:13–14 ). И Иоанн: Возлюбленные! Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. И прибавляет: не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Слово 53. О том, чтобы не памятозлобствовать Закончив слово о том, чтобы не воздавать злом за зло, перейдем к тому, которое о памятозлобии. Ибо нам, братия, не только не следует памятозлобствовать по отношению к единородным и своим по плоти, но если по-христиански жительствуем, то и злым делаем добро, простирая на них многую доброту и показывая себя истинными учениками Христовыми на деле, потому что и Он Сам благ к дурным и неблагодарным. Так же и мы должны во всем по нашей возможности подражать нашему Господу. Посему должны не только пресекать гнев на деле, но и в мыслях. Ибо не столь трудно удерживать уста во время ярости и не изрыгать безумные речи, сколь очищать сердце от памятозлобия и не вращать в уме злых помыслов против брата. Евангельское учение заповедует отсекать и корни грехов. Ибо если будет отсечен корень ярости в сердце, то ни ненависть, ни зависть не перейдут в действие. «Посему как находящее облако помрачает солнце, так и ум – памятозлобные помыслы. Ибо в памятозлобной душе поселяются лисы и в возмущенном сердце звери устраивают логово. И так же как почтенный муж избегает порочного дома, так и Бог – памятозлобного сердца. И так же как дым ест глаза, так и памятозлобный [неблагоугоден] во время молитвы» 88 . Выслушаем же, что заповедует Сам и через рабов Своих Господь. Итак, свидетельствует нам пророк Захария, говоря: И кийждо злобы искренняго своего не помышляйте в сердцах ваших ( Зах. 8:17 ), и злобы кийждо брата своего не помните в сердцах своих ( Зах. 7:10 ). И другой: Иже памятозлобствует – беззаконен ( Притч. 21:24 ); Таяй вражду составляет лесть ( Притч. 26:26 ); во всяцей неправде не держи гнева на искреннего ( Сир. 10:6 ). Но если голоден враг твой, накорми его, и если он жаждет, напой его ( Притч. 25:21 ). И опять-таки: Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои ( Сир. 28:2 ). И продолжает:Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения… сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его? И прибавляет: Помни последнее и перестань враждовать ( Сир. 28:3, 5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Потому что когда ум окажется в безмолвии и беспопечительности, тогда не дает ему покоя страх Божий, ведя его ко многой любви и благости Божией. Страх для подвизающихся – это своего рода очищение, ибо страх Господень чист, пребываяй в век века ( Пс. 18:10 ). Страх Господень – родитель разумения. И кто Одного опасается – не испугается многих. Скорее же его из-за Одного многие будут бояться. «Если будешь бояться Господа Бога вашего [Col. 1832] и слушать гласа Его ( Исх. 23:22 ),никто не устоит против вас: Господь, Бог ваш, наведет страх и трепет пред вами на всякий народ» ( Втор. 11:25 ). И вновь увещевает, говоря: Господа Бога твоего бойся… и к Нему прилепись ( Втор. 10:20 ); Кто даст еже тако быти сердцу в народе, яко боятися заповеди Моя… да благо будет им? ( Втор. 5:29 ). И это что касается Закона. Говорит же и пророк Михей: И возсияет вам, боящимся имене Моего, Солнце правды… и изыдите и взыграете, якоже телцы от уз разрешени ( Мал. 4:2 ). Приточник же: Начало премудрости страх Господень ( Притч. 1:7 ) и: утверждение преподобному ( Притч. 10:29 ), страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти ( Притч. 14:27 ). Блажен тот, кому дарован страх Господень; страх Господень в живот мужеви ( Притч. 19:23 ); страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость ( Сир. 1:12 ), страх Господень – даяние от Господа. Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение… Полнота премудрости – бояться Господа; она напояет их от плодов своих… Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе ( Сир. 1:13, 16, 26 );Боящиеся Господа ничего не устрашатся и не убоятся, ибо Он – надежда их (ср. Сир. 34:14 ). И Давид: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык Его возглаголет суд ( Пс. 36:30 ); Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его ( Пс. 102:11 ); и: Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я ( Пс. 144:19 ); и: Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им ( Пс. 24:14 ); и: Се очи Господни на боящияся Его ( Пс. 32:18 ); и о себе: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего ( Пс. 85:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Постараемся же, братия мои, прилепляться уже не к благам мира сего, а к закону Господню, и о законе Его помышлять днем и ночью. О таких говорит Писание: блажени испытующие свидения Его, всем сердцем взыщут Его: и жива будут сердца их в век века ( Пс.118:2, 21, 27 ). Возьмем пример с Давида, который говорил пред Богом: в сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою. Люблю я закон Твой; весь день размышляю о нем. Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое ( Пс.118:11, 97, 148 ). Вот какая была у праведника любовь к учению Господню! Будем же и мы, возлюбленные мои, подражать ему. Кто проводит такую жизнь, тому Господь откроет безвестная и тайная (для других) премудрости Своея, и он узрит благая Господня на земле живых, – там, где праведники живут и не умирают. Он и здесь, на земле, еще в сем веке, всею душою благословит Господа и радостно воззовет: благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою ( Пс.30:22 ). И милость Господня поженет его во все дни живота его, еже вселитися ему в дом Господень, в долготу дний ( Пс.22:6 ).Ибо никого же, как сказано, любит Бог, токмо сего, иже с премудростью пребывает ( Прем.7:28 ). Кто любит премудрость Господню, тот любит жизнь; а кто ее презирает, ничем считает, тот любит смерть. Аще кто будет и совершен в сынех человеческих, отсутствующей же премудрости, ни во что же вменится ( Прем.9:6 ), – сказано в Писании. Если и праведник, как сказано, едва спасется, и то только при помощи Божьей премудрости: то нечестивый грешник, оставляющий закон Господень, где явится? Всех таковых, которые ныне не умудряются премудростью Господнею и дел угодных Ему не делают, погубит Господь во гневе Своем, и пожрет их огонь ( Пс.20:10 ). И при всем том премудрость не многим есть явна (Ср. Сир.6:23 ), как сказано: не постигают ее неразумные люди и грешные не видят ее ( Сир.15:7 ): точию вдающий душу свою в волю Господню и размышляющий в законе Вышнего премудрости взыщет ( Сир.39:1 ). Как премудрость есть, по слову Писания, сияние света присносущного ( Прем.7:26 ), то и последование премудрости возводит к Царству вечному ( Прем.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Примите от меня, много раньше Вас вступившему по воле Божией на путь тех же лишений, слова утешения из опыта последнего моего крестоносного года: Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною ( Авв. 3:16 ). Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! Тесно мне; спаси меня (из Плача Езекии; Ис. 38:14 ). Возведите к Господу очи сердец Ваших 671 , ибо он причиняет раны и Сам обвязывает их, Он поражает и Он врачует (ср.: Иов. 5:18 ). Кто без молитвы и терпения хочет победить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается 672 . Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью, ибо печаль многих погубила, а пользы в ней нет ( Сир. 30:22–25 ). Управь сердце твоё и будь твёрд во время посещения твоего (ср.: Сир. 2:2 ). Всё, что ни приключается тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив ( Сир. 2:4 ). При умножении страданий моих в сердце моём, утешения Твои стали веселить мою душу (ср.: Пс. 93:19 ). Постоянно помню. Молюсь за Вас и за Сергея Вадимовича 673 . Предайте Господу путь Ваш, и уповайте на Него, и Он сотворит (ср.: Пс. 36:5 ). Я всегда сам надеюсь на милость Божию и желаю этого же и Вам. По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор. 1:5 ). Аня шлёт крёстному привет. Да сохранит Вас всех Господь! Простите! Спасибо за всё Л. А. Воскресенской 674 [До 1927 г.] Большое спасибо Вам, дорогая Лидия Александровна, за память обо мне. Я всегда молюсь за Вас и всегда помню. Только всё вот не выбрался к Вам в Посад 675 . Завтра уезжаю на 3–4 дня (вернусь в четверг вечером) в Верею навестить семью. Я не знаю, когда Вы переезжаете совсем в Москву. На той неделе в середине буду в Посаде. Я, если нужен Вам до этого времени, служу в пятницу, субботу и воскресенье. Очень рад был бы повидать Вас. Всё, что только могу, я готов сделать для Вас и Вашей семьи. Передайте мою сердечную благодарность Александру Дмитриевичу и благословение детишкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Может, хотя желательно не игнорировать традиции без особых на то причин. Тем более платки есть почти в каждом храме при входе. Что касается покровения головы, то это предписано лишь замужним женщинам. Цитаты о женщине «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». 1Пет.3:7 «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением… чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». Тит.2:1, 3-5 «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям». 1Пет.3:1-5 «Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его». Прит.12:4 «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». Прит.31:30 «Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем». Сир.25:24 «Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; добрая жена — счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа». Сир.26:2-3 «Кроткая жена — дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе». Сир.26:17 «Да не будет позволено женщинам говорить во время Божественной литургии, но, по слову апостола Павла, да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих ( 1Кор.14:34-35 )». 70 канон Трулльского собора

http://azbyka.ru/zhenshhina

Примите от меня, много раньше Вас вступившему по воле Божией на путь тех же лишений, слова утешения из опыта послед­него моего крестоносного года: Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною ( Авв. 3:16 ). Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как го­лубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! Тесно мне; спаси меня (из Плача Езекии; Ис. 38:14 ). Возведите к Господу очи сердец Ваших, ибо он причиня­ет раны и Сам обвязывает их, Он поражает и Он врачует (ср.: Иов. 5:18 ). Кто без молитвы и терпения хочет побудить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается. Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью, ибо печаль многих погубила, а пользы в ней нет ( Сир. 30:22.25 ). Управъ сердце твое и будь тверд во время посещения твоего (ср.: Сир. 2:2 ). Все, что ни приключается тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпе­лив ( Сир. 2:4 ). При умножении страданий моих в сердце моем, утешения Твои стали веселить мою душу (ср.: Пс. 93:19 ). Постоянно помню. Молюсь за Вас и за Сергея Вадимовича. Предайте Господу путь Ваш, и уповайте на Него, и Он сотворит (ср.: Пс. 36:5 ). Я всегда сам надеюсь на милость Божию и желаю это­го же и Вам. По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор. 1:5 ). Аня шлет крестному привет. Да сохранит Вас всех Господь! Простите! Спасибо за все! Л. А. Воскресенской [До 1927 г.] Большое спасибо Вам, дорогая Лидия Александровна, за память обо мне. Я всегда молюсь за Вас и всегда помню. Толь­ко все вот не выбрался к Вам в Посад. Завтра уезжаю на 3–4 дня (вернусь в четверг вечером) в Верею навестить семью. Я не знаю, когда Вы переезжаете совсем в Москву. На той неделе в середине буду в Посаде. Я, если нужен Вам до этого времени, служу в пят­ницу, субботу и воскресенье. Очень рад был бы повидать Вас. Все, что только могу, я готов сделать для Вас и Вашей семьи. Передайте мою сердечную благодарность Александру Дмитриевичу и благо­словение детишкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Ответ на возражение 1 . Можно хвалить человека как хорошо, так и дурно в зависимости оттого, насколько учтены или упущены надлежащие обстоятельства. В самом деле, если кто-либо, учитывая все прочие надлежащие обстоятельства, хвалит человека, желая угодить ему ради того, чтобы утешить его или побудить подвигаться в чем-либо добром, то это относится к вышеупомянутой добродетели дружбы. Но если кто-либо желает хвалить человека за то, за что не должно хвалить, то тогда речь идет о лести, поскольку это, возможно, или является злом, согласно сказанному [в Писании]: «Нечестивый хвалится похотью души своей» ( Пс. 9, 24 ); или о нем ничего достоверно не известно, согласно сказанному [в Писании]: «Прежде беседы не хвали человека» ( Сир. 27, 7 ), и еще: «Не хвали человека за красоту его» ( Сир. 11,2 ); или в связи с опасностью того, что человеческая хвала может побудить к тщеславию, по каковой причине сказано: «Прежде смерти никого не называй блаженным» ( Сир. 11, 30 ). И точно так же хорошо желать угодить человеку ради того, чтобы поощрить его к горней любви, дабы он мог духовно возрастать в ней. Однако греховно желать угождать людям ради тщеславия или выгоды, или же поощрять их в делании зла, согласно сказанному [в Писании]: «Рассыплет Бог кости тем, кто угождает людям» 772 ( Пс. 52, 6 ), а также согласно словам апостола: «Если бы я поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (fan. 1, 10). Ответ на возражение 2 . Даже обвинение злого может быть греховным в тех случаях, когда не учтены надлежащие обстоятельства, и то же самое можно сказать о похвале доброго. Ответ на возражение 3 . Ничто не препятствует тому, чтобы два порока были противоположны друг другу. Поэтому как злословие является злом, так и льстивость, которая противоположна ему со стороны того, что именно сказано, но не [противоположна ему] непосредственно с точки зрения цели. В самом деле, льстец стремится доставить удовольствие тому, кому он льстит, в то время как хулитель стремится не к тому, чтобы вызвать неудовольствие своего объекта (поскольку нередко порочит его втайне), а к тому, чтобы его очернить. Раздел 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЛЬСТИВОСТЬ СМЕРТНЫМ ГРЕХОМ?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010