Словно на крыльях летел Эвбулид домой. До зимнего месяца, посвященного Гере, покровительнице брака, когда совершалось большинство свадеб в Афинах, оставалось немногим более пяти недель. «Как хорошо, что великая богиня, супруга самого Зевса, избрала для себя именно этот день, очень близкий месяц,» — то и дело твердил он про себя. Но кроме Зевса и Геры был на Олимпе еще один небожитель — Арес, бог войны, самый неистовый враг счастья, браков и справедливости. Вернувшись домой, радостный Эвбулид обнаружил на пороге белую дощечку. Она извещала, что все мужчины в возрасте до тридцати лет должны явиться на смотр послезавтра, принеся с собой оружие, доспехи и запас пищи на три дня. Через два дня, со многими знакомыми по эфебии юношами, в составе греческого отряда он отправился под Карфаген, который осаждала римская консульская армия… 5. Добрая рука Протянулась еще одна бесконечная неделя в эргастуле. Вялость и тупое безразличие ко всему происходящему охватили Эвбулида. Изредка, придерживаясь от слабости за стены, он подходил к двери и подолгу вслушивался в долетавшие до него голоса идущих мимо рабов. Старик-привратник и ставший опять водоносом Сир на все лады поносили сживавшую их со света ключницу, повара договаривались устроить маленький пир из утаенных продуктов. Полевые рабы проклинали жару, тяжелую работу, озверевших надсмотрщиков. Эвбулид удивлялся, что за эргастулом по-прежнему бурлит жизнь с ее тревогами и обидами. Потом случилось непонятное — целыми днями ему мерещились знакомые голоса: Гедиты, Диокла, Клейсы, Армена, даже тех людей, которых он видел считанные часы, — триерарха «Афродиты», Дорофея с дочерью, Аспиона… Они окликали его из-за стены, звали с крыши, из-под пола, со всех углов, жалели, угрожали, предупреждали, советовали… Из последних сил он метался по сторонам, рвал ногтями дверь, царапал стены, в изнеможении падал на пол, затихал, а голоса не умолкали, грозя ему безумием. — Эвбулид! Эвбулид! — стонала невидимая Гедита. — Диокл сбежал! …Квинт требует возврата долга и мельницы. Клейса заболела… Что мне делать?!

http://azbyka.ru/fiction/kolesnica-gelio...

4) Не подражайте нерадивому рабу, зарывшему свой талант в землю (ст. 18), иначе не избегнете его участи (ст. 28–30; Мф.3:10 ; Сир.33:23 ). 5) Предостережение слушателей от столь обычных в людях различных жалоб недовольства и на себя, и на людей окружающих: родных, супругов, детей (ст. 24, 25). 6) Наставление слушателям о служении Богу и ближним. Христианство от нас требует во всем всегда быть слугами наших ближних (ст. 4; Мф.6:24, 33:2 ; Исх.23:22, 25 ). Это служение ведет вас к высшему благу ( Ин.2:17 ). 7) Высшая правда. Говорят, что получивший пять талантов легче найдет путь спасения и скорее воспользуется им, чем менее одаренный. Неправда. Талант веры дается каждому человеку и в такой степени, что только крайнее нерадение оставляет его без применения в жизни. Кому больше дано с того и больше взыскивается. Награда же одинаковая... 8) Непобедимость христианской радости ( 2Кор.6:10 ). Кто имеет в сердце своем Бога, у того не только в нем самом, но и вокруг его царит мир, спокойствие, радость и веселие, щедро раздаваемые им всем приходящим к нему. Примеры апостолов, мучеников, святых ( Серафим Саровский )... Очистим сердце от всякой скверны и в него войдет Христос, а с Ним мир и радость пребудет с нами во веки веков. 9) Свидетельство преданности Христу ( 2Кор.6:4, 8 ). Терпение среди оскорблений и порицаний считается истинным свидетельством преданности Христу. Через оскорбления, бесчестия воспитываются сердце сдержанное, безгневное и воля чистая, прощающая... Мы, по слабости своей, не в силах принимать обиды как радость. Но как намного стала бы лучше жизнь, если бы мы, по крайней мере, не раздували обид, не преувеличивали бы их, а старались бы всячески относиться к обидам разумно и сдержанно. 17-я неделя по пятидесятнице. (Евангелие от Матфея, зач. 62, гл. 15, ст. 21–28; Апостол, 2-е к Коринфянам, зач. 182, гл. 6, ст. 16–8; гл. 7, ст. 1). 1) Женщина хананеянка. Молитва неотступная не может остаться напрасной. Если мы исполняем, иногда даже с досадой, просьбы тех, кто идет за нами и кричит, то откажет ли Господь милостивый?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Вопрос о загробной жизни не давал покоя человеку и до явления в мир Христа. И многие мужи древности положительно разрешали его. Так, Сократ говорил: «Я не скорблю, ибо я уверен, что умершие существуют и что там добрым гораздо лучше, чем злым», а из уст Платона мы слышим: «Душа человека бессмертна , все ее надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти, как начала истинной жизни», ибо – «только в том мире открывается сущность вещей». Мысль об уничтожении человека после смерти страшила и нашего великого Пушкина. Он гнал от себя эту мысль, как страшный призрак. «Душой не верую в тебя, чужда ты мыслям человека»... «Конечно, дух бессмертен мой», – говорил А. С. Пушкин. Вопрос о бессмертии – это самый жизненный вопрос. От ответа на него зависит весь тон жизни, ее содержание, направленность воли человека. Справедливо утверждал Ф. М. Достоевский, что вера в бессмертие является светом жизни. Он говорил: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле одна, а именно идея бессмертия души , ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть полезно жив человек, лишь из нее одной вытекают. Только при ней жизнь получает смысл и значение, и человек постигает всю разумную цель свою на земле». Для нас, христиан, бессмертие не идея, а реальность. «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых». Во Христе и Христом Богочеловеком раскрыта нам тайна жизни: смерть не прерывает существования человека, а лишь видоизменяет его. Утверждая, что жизнь человека не кончается телесной смертью, что т а м мы будем видеть друг друга, Господь Иисус Христос притчей о «богатом и Лазаре» говорит нам: спешите творить добро, лаской, улыбкой, добрым словом, материальной помощью, согревайте скорбных и страждущих, будьте сынами Света. Аминь. Неделя 22-я по Пятидесятнице Богатство и нищета, о них говорит нам притча о богатом и Лазаре. Осудил ли Христос богатство? Нет, не осудил. По учению св. Писания, обеспеченность и богатство есть некое благо. Оно обеспечивает драгоценную независимость, избавляет от унижения, предполагает в человеке, обладающем богатством, наличие ценных качеств – как деловитость, любовь к труду, умение, смелость. Но в то же время св. Писание говорит о богатстве, как о благе относительном и второстепенном. Богатство нигде в Писании не изображается наилучшим из благ. Верный Богу, мудрый и рассудительный человек всегда предпочитает богатству душевный мир (Притч. гл. 15), доброе имя (гл. 22), здоровье ( Сир. 30:14 ) и праведность (Притч. гл. 16). Св. Писание подчеркивает и ограниченную силу богатства: не все им можно купить, например избавление от смерти и любовь, и указывает на то, что богатство причиняет излишние заботы, вынуждает выбиваться из сил; «Лучше немногое в страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Больные люди приобщаются во всякое время в домах, без соблюдения правила, положенного для здоровых, готовящихся к Св. Причащению; – но исповедь грехов требуется и от них. Потерявшим чувство и сознание запрещено преподавать Святые Тайны. 4. О таинстве покаяния. Покаяние есть таинство, в котором исповедающих грехи свои, при объявлении священником прощения, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Какие постановления об этом таинстве? Покаяние или исповедь может принимать только или священник или архиерей. С семилетнего возраста всякий православный должен, где бы он ни был, по крайней мере, хоть однажды в год исповедаться, по обряду православному, в посты или в другое, удобное для него время. Приготовляющиеся к исповеди должны говеть (обыкновенно назначается для этого целая неделя), т.е. Должны проводить время в посте, молитве, в делах усиленного милосердия, в беспристрастном обсуждении своей прошлогодней жизни, во внутреннем осуждении себя за грехи и в примирении со всеми ближними своими. Впрочем по нужде, пред исповедью дозволяется говеть и три дня или даже один день. После такой снисходительности Святой нашей Матери, Православной Церкви, неуместными и неосновательными оказываются извинения и отговорки кающихся в том, что они не были в прошлом году на исповеди, или потому что были в услужении, или потому, что в великом посту прошлого года, напр. Мать или мамка занята была кормлением младенца грудью. Ведь, кроме великого поста во всякое время года можно говеть уже если не целую неделю, то хоть три и даже один день и потом исповедаться. Об упорных грешниках, не бывших на исповеди сряду три года, после многих, усиленных и бесполезных увещаний пастырей церкви и духовного начальства, сообщается гражданскому начальству на его усмотрение. Не медли, православный, обратиться ко Господу и не отлагай день от дне: внезапу бо изыдет гнев Господень и во время мести погибнеши ( Сир.5:8–9 .) Во время грехов покажещи обращение ( Сир.18:21 ). Что же значат самые обряды в Таинстве покаяния?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Пролог. Свв. мучч. Акепсия и Анфалы. Персиане. Анфала до обращения был идольским жрецом. Акепсий – диакон. Обезглавлены в Арвиле. Пролог. Св. муч. Миракса. Египтянин, сперва отвергшийся Христа, потом паки исповедавший Его. После мук усекнут и повержен в море, по приказанию Амиры Сарацинского. Пролог. Преп. Никона сухого, Печерского. При нашествии половецкого хана Боняка, в 1096 г. он взят был в плен. Хозяин подрезал ему жилы под коленями, чтоб он не убежал, но узник был чудесно возвращен в свою обитель. По заключении мира, прежний господин Никона пришел в лавру, узнал своего пленника, иссохшего от ран, уверовал, крестился, постригся и сделался послушником прежнего своего узника. Преп. Никон преставился в начале 12 века. Чет. Минея от Патерика Печерского. Неделя свв. Праотец, в которую творим память всех от века Богу угодивших праведных отец, от Адама до Иосифа обручника Пресвятой Богородицы, так же пророк и пророчиц. В службе, которая всегда совершается в воскресный день в пределах 11 – 17 чисел декабря, наименованы: Аарон, брат Моисея, первый ветхозаветный первосвященник, которого Бог «возвыси свята, ублажи благоукрашением, и препояса одеждою славы». Сир. 45:7–27 . Март. Р. 1 июля. (Act SS. iul. I. 7–11). Аввакум пророк. (2 дек.) Авдий пророк. (19 ноября.) Авель, сын Адама. ( Мф. 23:35 ) Авраам. (9 окт.) Аггей пророк. (16 дек.) Адам, первый человек. Азария из трех отроков. (17 дек.) Амос, пророк. (15 июля) Анания, из трех отроков. (17 дек.) Анна, мать пр. Самуила. (9 дек.) Асир, из 12 патриархов. Варак. ( Евр. 11:32 ) Вениамин и Гад, из 12 патриархов. Гедеон. ( Евр. 11:32 ; Март. Р. 1 сент.) Давид, царь Израильский. ( Евр. 11:32 ) Даниил прор. (17 дек.) Дан, из 12 патриархов. Девора, судившая Израилю. ( Суд. 4 ) Езекия, царь Иудейский. Елеазар, второй первосвященник Израильский. Елисей прор. (14 июня) Енос и Енох, праотцы. ( Сир. 44:15 ). Есфирь. Завулон, из 12 патриархов. Захария прор., серповидец. (8 февр.) Илия прор. (20 июля). Исаак, сын Авраама. Исаия прор. (9 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Вот мы видим сладкую любовь, сладко любящего от всего сердца.  Итак, положим то другое поленце на сердечный жертвенник к огню Божественной любви и поддуем словами святого Амвросия, говорящего: «Ты знаешь, Боже, ведущий сокровенные, что не только больше земли и всего, что на ней, но даже больше неба и всего, что на нем, Ты для меня дражайший, Ты желательнейший, Ты любезнейший! Люблю Тебя больше неба и земли, и всего, что есть на них». Так полоясивши другое поленце и поддувши, пойдем за третьим.  Третье дерево, которому уподобляется Премудрость, есть финик: «Аз, — говорит, — яко финик возвысихся, иже на приморий» (Сир. 24:15). Где это приморье? В иных переводах я слышу, что вместо приморья пишется Кадис: «Яко финик в Кадисе»; и некоторые говорят, что пустыня Синайская называлась приморьем и Кадисом: приморьем потому, что начиналась от берега Чермного моря; Кадис же толкуется «святыня». Я думаю, потому она была так названа, что там было начало святыни, там явился Бог в огненной купине, там Он говорил людям в огненном и облачном столпе, там дал закон, там — скиния свидения, там по повелению Божию сделаны были скиния с херувимами. Посему-то пустыня та и была названа «Кадис», то есть, святыня.  Рассуждая о толковании имени и рассматривая место Кадийской пустыни на приморье, я говорю себе: необходима Божественная любовь Кадиса, великой святыни, и богоугодная, святая жизнь, что на приморье, то есть, необходимо, чтобы была святая жизнь при море слез.  Кадис наименованием свят, а бывшими там некогда событиями — страшен: страшен потому, что там были блистания и громы, и страх великий; страшен: ибо там гнев Божий убил множество людей израильских за их ропот: «Гнев Божий прийде на ня, и уби множайшая их» (Пс. 77:31). Посему Давид так говорит о той пустыне: «Сотрясе Господь пустыню Кадис» (Пс. 28:8). Мы же внемлем: не возможно человеку достигнуть святости и любви Божией, если он прежде не истребит в себе злые греховные нравы.  Рассматривая высочайшие Кадийские финики, недоумеваю, почему уподобляется им Премудрость Божия? Спрашиваю, и мне говорят, что финик своею высотою превосходит всякий род деревьев; посему и невеста духовная — церковь — уподобляет в Песни песней своего Жениха — Христа — финику, говоря: «Се величество Твое уподобися финику» (Песн.

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

5) Как читать и понимать Библию . – Под руководством Церкви, которая есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). 6) Что посеешь, то и пожнешь... ( 2Кор.9:6 ). Настоящая жизнь -семя будущей. Там, именно там, раскроются вполне настроения, страсти... Добро , любовь вырастают и дают радость всеобщения. Зависть, ненависть тоже растут и жгут душу, как огонь. Кто здесь посеял добро, там пожнет свет; кто посеял зло, пожнет отчаяние и ужас. 19-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 26, гл. 6, ст. 31–36; Апостол, 2-ое к Коринфянам, зач. 194, гл. 11, ст. 31–32: гл. 12, ст. 1–9). 1) Нужно бояться проявлений болезненного самолюбия, ложных подозрений, наветов, ведущих к разрушению добрых отношений между людьми и ошибочному заключению о враждебности людей, ничего дурного нам не желающих. 2) Обличение людей враждолюбных и склонных к ссорам и гневу (ст. 35; Мф.18:28 ; Рим.13:21 ; Сир.28:3–5; 30:26 ). 3) Праведный человек может предвкушать будущее блаженство и в настоящей жизни в смертном теле (ст. 2, 4; 1Ин.3:2 ). 4) В болезнях и страданиях часто открывается высокое христианское достоинство человека ( 2Кор.12:9 ). Смиренное перенесение болезни. Болезнь – гроза Господня. На одре болезни познай душу свою: подумай о ней и восстанешь здрав душой и, милостью Божьей, может быть и телом. Оздоровление души поднимает телесные силы. 20-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 30, гл. 7, ст. 11–16; Апостол к Галатам, зач. 200, гл. 1, ст. 11–19). 1) Вдовы – люди Божии. Вдов поручает Господь нам, как поручал Иоанну Богослову матерь свою. Ради вашей покойной матери жалейте вдов. 2) Смерть юноши. Отцвел, не начавши цвести. Напоминание слушателям о возможности для каждого человека быть застигнутым преждевременною и неожиданною смертью и о необходимости постоянного приготовления к ней (ст. 12). 3) Наставление слушателям об обязанности каждого, кому Бог открыл Сына Своего, содействовать всеми доступными ему средствами делу проповеди Евангелия (ст. 16). 4) Остерегайтесь обычных советований с плотью и кровью (ст. 16 из Апостол, чт.; 2Петр.2:21 ). Не слушайте плоти: она дурной советник. Не слушайте мир. Да будет вашим советником совесть и Закон Божий!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Неделя о расслабленном (Евангелие от Иоанна, зач. 14, гл. 5, ст. 1–15; Апостольские Деяния, зач. 23, гл. 9, ст. 32–42). 1) Грех и болезнь, их связь. Болезни от грехов. Чтобы освободиться от болезней, нужно вырвать корень их – грех. 2) Мы должны быть терпеливы в перенесении скорбей и верить во всемогущество Божие. Пример терпения расслабленного. У нас расслаблена душа, бессильная на добро. Кто вылечит нас? – думаем мы. Храм, таинства Господни, молитва – вот что может обновить, воскресить нашу волю, совесть, душу. 3) Человека не имам, – жалуется расслабленный. Как часто грешный человек готов к возрождению, но нет друга, который опустил бы его в воду живую. Отчего мы не заботимся о спасении души ближнего? (Пролог о двух иноках, из которых один возлюбил «житие блудное»). 4) «Веруете ли, что Я могу исцелить вас?» Прежде всего считаете ли вы себя больными душой? Затем, веруете ли, что исцеление в Господе и нет иного врача, способного исцелить ее? 5) Наставление к христианскому перенесению болезней. Не должно отвергать ни больницы, ни врача ( Сир.38:1 , б, 13). Во время болезни христианину нужно заботиться о поправлении своего здоровья, терпеливо переносить свою болезнь. К окружающим ему нужно относиться снисходительно, а главное необходимо ему стараться о внутреннем очищении души, обратиться к Богу с раскаянием во грехах и сподобиться таинств Покаяния, святого Причащения и Елеосвящения ( Иак.5:14, 15 ). 6) Терпение в страданиях и болезнях привлекает к нам милосердие Божие ( Евр.12:7 ). Пример терпения расслабленного. Характеристика евангельского расслабленного. Его вера в Божественную помощь, не истощившаяся 38-летним ожиданием и постоянным неисполнением надежды. Его повиновение Христу по первому слову Его, извещение иудеев, посещение храма для принесения благодарения Богу и проч. 7) Средство предохранения себя от болезней, а в болезнях – приводить их к доброму концу – христианская вера. Вера укрощает губительные для здоровья человека страсти, осуждает скупость и чрезмерный труд, возбуждает бодрость духа. Вера во время болезни дает силу и мужество к перенесению болезни, смягчает боль. Молитва с верою творит чудеса. Выздоравливающие с верою исправляются нравственно, а умирающие -умирают о Господе для жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

В практике Русской и нек-рых др. Поместных Церквей следующее воскресенье после Недели всех святых отмечено соборной памятью всех национальных святых (см. ст. Всех святых, в земле Российской просиявших, неделя ). Эти последования не входят в состав Триоди (напр., последование рус. святых помещается в служебной Минее за май или июнь) и, т. о., формально не относятся к памятям Г. п. б. к. 3-ю категорию воскресений Г. п. б. к. образуют недели, памяти к-рых связаны с близкими к ним памятями годового неподвижного богослужебного круга: как в различных редакциях Студийского устава, так и в принятом ныне Иерусалимском уставе это памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской , великих учителей поста и молитвы,- в 4-е и 5-е воскресенья Великого поста (к-польский Типикон Великой ц. IX-X вв. указывал для этих воскресений памяти свт. Дометия и мч. Зиновия аналогично памяти сщмч. Поликарпа Смирнского во 2-е воскресенье Великого поста). Установление этих памятей, вероятно, связано с древней традицией переноса праздничных служб с будних дней на субботы и воскресенья поста (ср.: 51-е прав. Лаодик.); указание на это присутствует в нек-рых редакциях Студийского устава . Перенесение памятей было вызвано желанием сохранить уникальный характер богослужений седмичных дней Великого поста, т. к. совершение праздничных служб в честь почитаемых святых может не соответствовать общему покаянному настрою великопостного богослужения. Субботы Постной Триоди, имеющие праздничное посвящение Определенные памяти, связанные с годовым неподвижным богослужебным кругом, закреплены за нек-рыми субботними днями Великого поста. Это памяти Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в сырную субботу; вмч. Феодора Тирона в субботу 1-й седмицы поста и Похвалы Пресв. Богородицы в субботу Акафиста . Как и в случае с воскресными днями, памяти, возможно, были перенесены на эти субботы с соответствующих дней праздников неподвижного богослужебного круга (напр., связь субботы Акафиста с праздником Благовещения Пресв. Богородицы очевидна - в обеих службах звучат общие песнопения). Впрочем, возможно иное объяснение установления этих памятей. В нек-рых древних литургических традициях (напр., восточно-сир.) большинство памятей святых изначально являлись подвижными, поэтому, возможно, нек-рые из памятей суббот и недель Г. п. б. к. (напр., жен-мироносиц) сохранились как след древней практики связывать важнейшие праздники не с датой по юлианскому календарю, а с Г. п. б. к. (подробнее см. ст. Год церковный ). Еще 2 субботы Постной Триоди, имеющие совершенно особый богослужебный чин, принадлежат к циклу Страстной седмицы (см. ниже). Заупокойное богослужение Г. п. б. к.

http://pravenc.ru/text/165231.html

47. Если таков был рожденный в начале ристалища, каков же был по высоте добродетели и знания родивший его? Ведь говорит мудрец, что по сыновьям познается родитель ( Сир. 11:28 ). Едва начав готовить Арсения к подвигам за добродетель, Симеон увидел, что ученик прилежен в любом послушании, и не замедлил предоставить жаждущему способы приобрести пользу: он повелевал Арсению то ухаживать за мулами, то помогать на поварне, а иной раз носить воду и выполнять всякую более низменную работу. Арсений же не только охотно нес эти труды, но превосходил всех своих сподвижников-монахов в перенесении прочих трудностей, как-то в посте, бдении и молитве. Поэтому, когда в начале его пребывания в монастыре настал пост святой Четыредесятницы, он, будучи еще неопытен в подвижничестве, обращается к Симеону с просьбой провести первую неделю совсем без пищи. А святой, видя его горячее усердие, как и подобает, радовался и побуждал его к аскетическим подвигам, однако не хотел, чтобы тот следовал собственной воле, но предпочитал, чтобы он извлекал пользу большую и совершеннейшую через отсечение своей воли. Поэтому Симеон не потакал его воле. А тот возгорелся и, стараясь избежать препятствий в начатом деле, добивался исполнения своей просьбы. 48. Но так как блаженный муж часто пресекал его порыв, а тот часто настаивал на исполнении своего желания, то говорит ему Симеон: “Арсений! Было бы прекрасно и очень полезно для тебя не собственной воле следовать, но больше слушаться моих повелений; если же тебе кажется, что полезно исполнить собственное желание, как ты рассудил, то я, хоть и с неохотой, все же позволяю тебе сделать то, что ты хочешь. Смотри же, что предстоит тебе претерпеть и какой плод неповиновения ты получишь”. Сказал, – и когда наступила первая неделя, Арсений со всем присущим ему пылом и с горячим усердием безрассудно приступает к более совершенным подвигам, будучи еще новоначальным. Когда же все прочие в десятом часу уходили на ужин, он один оставался без пищи, взирая на святого Симеона и желая ему подражать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010