В Патриаршество Иоанна V М. и. а.-К. привлек внимание единоверцев как вдохновенный проповедник. Он обратил в христианство мн. самаритян. В то время, когда егип. христиане использовали в богослужении копт. язык, уже практически вышедший тогда из повседневного обихода, М. и. а.-К. занялся переводом Свящ. Писания с коптского на араб. язык и составлял на арабском аллегорические толкования библейских текстов (     - букв. «толкование толкования»). Найдя неудовлетворительным употреблявшийся тогда Лекционарий, он составил собственный («Указатель»,   D  ). Основой духовной жизни М. и. а.-К. считал покаяние с несением епитимий и регулярное причащение Св. Таин после гласной исповеди духовному отцу, что противоречило распространившейся тогда в Коптской Церкви практике молчаливой исповеди «над кадилом». В числе других нововведений, к которым призывал М. и. а.-К., были: отказ от муж. обрезания и полного бритья головы, запрет браков между двоюродными братьями и сестрами, отмена т. н. поста ниневитян (3-дневный пост за 3 недели до начала Великого поста) и поста Ираклия (дополнительная постная неделя в начале Великого поста), каждение только ладаном (а не сандарком, который употреблялся в копт. церквах). Митр. Михаил Дамиеттский обвинял М. и. а.-К. и в ереси, в частности в распространении ложной триадологии (согласно которой Отец управляет действиями Сына и Св. Духа, а Св. Дух является носителем жен. начала, «матерью» по отношению к Сыну; образ Св. Духа (слово жен. рода в евр. и сир. языках) как «матери» был распространен в раннесирийской традиции - см.: Brock S. The Holy Spirit as Feminine in Early Syriac Literature//After Eve/Ed. J. M. Soskice. L., 1990. P. 73-88) и отрицании причастности праотцев и пророков благодати Св. Духа. Вокруг М. и. а.-К. сложился широкий круг учеников, некоторые в дальнейшем приняли монашество. Их стали называть по имени М. и. а.-К. - канабира, так что можно говорить о существовании в тот период целого течения в егип. монашестве, сформированного под влиянием авторитета М. и. а.-К.

http://pravenc.ru/text/2562262.html

Исцелив расслабленного, Господь посылает его в дом, показывая опять Свое смирение и подтверждая, что сотворенное Им чудо не есть мечта; ибо тех, которые были свидетелями болезни расслабленного, делает свидетелями его здоровья. Так Господь показывает, что Он есть Творец души и тела, и, исцеляя больного от расслабления духовного и телесного, открывает невидимое посредством видимого. Но свидетели этого пресмыкаются еще долу. Хотя они разменивались друг с другом восклицаниями удивления, не без примеси страха: чудные дела видели мы ныне! Никогда ничего такого мы не видели; но плоть препятствовала им вознестись горе, ибо они, говорит Евангелист, прославили Бога, давшего такую власть человекам 3 , все еще не понимая, что перед ними Сам Бог. Нет зла злее греха Из «Летописи» святителя Димитрия, митрополита Ростовского Грех – великое зло, и много зла от него происходит. Грех светлого Ангела обратил в темного сатану и низринул его с небес. Грех Адама изгнал из рая и навел проклятие и смерть на весь человеческий род. Грехи, умножившиеся между людьми первого мира, покрыли водами потопными бесчисленное множество народов. Скверные грехи истребили огнем Содом и Гоморру и соседние с ними города. Грехи многими казнями поразили Египет и погрузили в море фараона со всем его воинством. За грехи не вошли в обетованную землю, а скончались в пустыне все те израильтяне, которых Бог извел из Египта. Грехи самую землю под Дафаном и Авироном разверзли до ада, людей обращали в скотов, как Навуходоносора, и в столбы бесчувственные, как жену Лотову, и никогда никого не щадили, а, напротив, всякому грешнику готовили от Бога суд и наказание. Грехи человеческие пригвоздили ко Кресту и Самого, ни в чем не повинного, Праведного и Святейшего Сына Божия, яко греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (ср.: Ис. 53, 9 ). Пощадят ли они какого-нибудь грешника? Тяжкие грехи низвергали с престолов сильных земли, разоряли царства, разрушали города, уничтожали стройные полки войск, опустошали целые страны, да и ныне делают то же самое... О, как жесток всякий грех ! Хорошо увещевает Писание: якоже от лица змиина бежи греха, аще бо приступиши, угрызнет тя ( Сир. 21, 2 ). Нет в поднебесной зла злее греха. Будет ли болезнь или какая напасть, нищета или гонение, беда или злострадание – все это еще не столь великое зло, как смертный грех . Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что такое болезнь? Что слепота? Все это – ничто; вот величайшее зло – это грех!» Почему же все скорби и беды в мире – ничто противу греха? Да потому, что все это – временное, а грех готовит муку вечную. Если даже и будет он прощен, то все же он останется в памяти самого совершившего навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 1946 году один из путешественников, посещавших монастырь, писал, что в среднем за год монахи принимают пятьдесят иностранных гостей. В 1953 году к монастырю была проведена дорога, сделавшая путь к обители преподобного Антония удобным и относительно быстрым — теперь до монастыря из Каира можно было добраться на автомобиле за несколько часов, тогда как раньше требовалась неделя. В настоящее время на территории монастыря Антония Великого сохранились южная стена и храм св. Антония , возведенные до перестройки монастыря в XVI в. Настенные росписи этого храма реставрировались в кон. XX в., большая их часть датируется XIII в. В связи с аварийным состоянием несущих конструкций храма регулярные богослужения здесь не проводятся. С апреля по октябрь богослужения совершаются в храме Святых апостолов. В течение Великого поста служба совершается в храме ап. Марка, в 15-дневный период поста перед Успением - в храме Пресв. Богородицы. В монастыре имеется также часовня во имя арх. Михаила и 2 церкви во имя прп. Павла Фивейского (одна возведена в Патриаршество Кирилла VI (1854-1861), др.- в 1930). В монастырской библиотеке хранится богатая коллекция манускриптов (1700 рукописей) и печатных книг. В южной части монастыря, примыкающей к горе Аль-Кользом, находится источник преподобного Антония, который вытекает из расщелины горы и за сутки дает приблизительно сто кубометров воды. В настоящее время он отгорожен сеткой, а для желающих набрать воды из него — отведена труба с краном. Пещера св. Антония, одна из наиболее почитаемых святынь монастыря, находится примерно в 2 км от него на высоте 680 м над Красным морем. Литература Использованные материалы   коптский арабоязычный писатель Абу-ль-Макарим, чьи сочинения были изданы под именем армянского путешественника Абу-Салиха   0,42 га   В нач. XVI в. копт. патриарх Гавриил VII послал 20 монахов из сир. монастыря Дейр-эс-Суриани для помощи в восстановлении монастыря Антония Великого. После реставрации здесь некоторое время сосуществовали эфиопские и египетские общины.

http://drevo-info.ru/articles/14535.html

Некоторое время я пытался понять этот стих, как вдруг меня посетило легкое предположение, — а не ответ ли это на мой вопрос? И чем больше я размышлял над этим, тем больше убеждался, что так оно и есть. Наш недостроенный храм действительно находился на некоем возвышении и нуждался в строительстве. Все совпадало. И при этом Господь сказал, что будет благоволить к нему. Так, по крайней мере, я растолковал себе. Таким образом, выбор храма был сделан, а я, кроме того, неожиданно открыл для себя способ познания воли Божией. Ведь это Священное Писание, — думал я, — значит враг не может действовать через него. Не знал я тогда, что такое же выдергивание цитат используют и сектанты, когда хотят оправдать свое лжеучение. Познать эту истину мне предстояло на своем собственном горьком опыте. Но все это было впереди, а пока я все больше открывал для себя Священное Писание или, правильнее сказать, испытывал случай. На следующее утро собираясь на работу, я решил спросить у Бога, как пройдет мой сегодняшний день. Взяв Библию в руки, я открыл ее на первой попавшейся странице. Мой взгляд упал на слова из 13 главы послания к римлянам: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно…» ( Рим. 13:12 ). Взяв это наставление себе в сегодняшний девиз, я начал свой новый день, а лучше сказать — новую жизнь. Возвращаясь однажды с работы, я решил зайти в магазин и прикупить что-нибудь поесть. Войдя в большой супермаркет я на минуту задумался: А надо ли считаться с волей Божией при покупке еды? Не долго думая, я достал из кармана Библию, которая теперь была моим всегдашним спутником, и произнес: «Господи, накорми меня по воле Твоей святой!» После этой импровизированной молитвы, я открыл священную книгу. Это оказалась 39 глава книги Иисуса Сирахова. Он говорил: «Главное из всех потребностей для жизни человека — вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда» ( Сир. 39:33 ). Как вы, наверно, уже догадались, я затарился макаронными изделиями, маслом, молоком и зажигалкой. Такой резкий переход на макароны, а также отказ от ржаного хлеба и еще много от чего, дался мне очень не просто. Прошла не одна неделя, пока я, наконец, не понял, что все вышеперечисленное было названо — главным. Значит есть и второстепенное, — подумал я. И после того, как я вспомнил про указание Божие есть мясо и рыбу, можно сказать, что все вернулось на свои места.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-ieromo...

Слава, сказал апостол. Слава же есть двоякого рода: одна слава добродетели, другая слава мира сего: первая есть неувядаема и непременяема, а вторая удобь увядаема и непременяема. Богатый добродетелью всегда славен: напротив богатый благами мирскими сегодня славен, а заутра бесславен. Слава добродетели есть бессмертна и вечна: напротив слава мирская временна и тленна, правда, умирают яко люди и добродетелью увенчанные, но слава их никогда не умирает: она живет и пребывает в век века. « И слава их не потребится»  (Сир 44:12), говорит Иисус, сын Сирахов. Умирают богатеющие благами мира сего, умирает и слава их с ними. « Всяка слава человеча яко цвет травный: изсше трава, и цвет ея отпаде»,  говорит Исаия (Ис 40:6–7). Слава добродетели есть свет, просвещающий ум и пользующий душу. « Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф 5:16). А слава мирского благополучия есть тьма, помрачающая ум и вредящая душе. « Мир весь во зле лежит»  (1 Ин 5:19), говорит Иоанн Богослов. Следовательно, как свет различествует от тьмы, польза от вреда, вечное от временного, так слава добродетели различествует от суетной славы мира сего. «Слава и честь»  (Рим 2:10). Честь, воздаваемая за добрые дела, есть честь истинная. Богача сребролюбивого и скупого ты не почитаешь, а презираешь. Ежели и надеешься чего-нибудь от него, то только льстишь ему, а не почитаешь его. Язык твой соплетает ему похвалы, а сердце изрыгает на него хулы. Начальника или почтенного чинами гордого, и неприступного, неправедного и жестокого ты не почитаешь, но страшишься и трепещешь лица его. Кланяется ему до земли, но будучи побуждаем не сердечным расположением, а страхом и робостью: тело твое пред ним сгибается и показывает знаки почтения, а душа раздражается, и говорит со Пророком: « Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли»  (Ис 26:15). Вот таким образом мы почитаем славных земли, но недобродетельных! Напротив, добродетельного человека, какого бы он ни был состояния или звания, хвалят не только уста твои, но и сердце, почитает и кланяется ему не токмо твое тело, но и душа: одно сердечное твое расположение заставляет тебя преклонять пред ним главу твою.

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Пролог Меня опалял лихорадочный жар нечистых страстей, когда ты, по своему обыкновению, прикосновением своих боголюбивых писем вновь возродил меня, ободрив ум мой, изнурённый самыми постыднейшими [искушениями], блаженно подражая тем самым великому Наставнику и Учителю [нашему]. И это неудивительно: уделом твоим, как и благословенного Иакова, всегда было славное. Ведь хорошо послужив ради Рахили и получив Лию, ты [теперь] добиваешься и возлюбленной, из-за неё, вероятно, исполнив уже седмицу лет ( Быт.29:20–30 ) 1 . Что же касается меня, то я не отрицаю, что, потрудившись всю ночь, ничего не поймал ( Лк.5:5 ). Однако, по твоему совету забросив сети [ещё раз], выловил множество рыб – не думаю, что больших, но числом, тем не менее, «сто пятьдесят три» ( Ин.21:11 ). И посылаю тебе их в корзине любви, исполнив твоё повеление через такое же количество глав. Я удивляюсь и ревностно желаю подражать твоему прекрасному стремлению получить главы о молитве. Ибо ты не просто возжелал иметь их, запечатлённых руками и с помощью чернил на хартии, но захотел обладать ими, незыблемо укоренёнными в уме любовью и непамятозлобием. Но поскольку, согласно премудрому Иисусу, «вся сугуба, едино противу единаго» ( Сир.42:25 ), то прими [мой дар] и по букве, и по духу. Ведь ум предшествует всякой букве, а если его нет, то не бывает и буквы. Поэтому и образ молитвы двойственен: один – деятельный, другой – созерцательный 2 . Подобным же образом дело обстоит и с числом: то, что в нём, очевидно, есть количество, а смыслом его является качество 3 . Разделив сочинение о молитве на сто пятьдесят три [главы], мы послали их тебе, как евангельское воздаяние 4 , дабы обрёл ты приятное услаждение символическим числом, также найдя здесь фигуру треугольника и шестиугольника, указывающие одновременно и на благочестивое ведение Троицы, и на очертание этой вселенной 5 . Ибо число сто само по себе – четырёхугольно, а пятьдесят три – треугольно и сферично. Двадцать восемь – треугольно, а двадцать пять – сферично, поскольку пятью пять будет двадцать пять. Таким образом, ты имеешь фигуру четырёхугольника благодаря четверице добродетелей, а также в числе двадцать пять имеешь фигуру круга, [обозначающую] посредством кругового вращения времён премудрое ведение века. Ибо время катится неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом и пора за порой, как это мы видим в движении солнца и луны, весны и лета, и т. п. Треугольник же, вероятно, обозначает ведение Святой Троицы. Или иначе: если ты мыслишь число сто пятьдесят три, то оно, вследствие своего обилия и в качестве треугольника, есть [любомудрие] деятельное, естественное и богословское 6 . Оно также есть вера, надежда и любовь, или золото, серебро и драгоценные камни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Я удивляюсь и ревностно желаю подражать твоему прекрасному стремлению получить главы о молитве. Ибо ты не просто возжелал иметь их, запечатленных руками и с помощью чернил на хартии, но захотел обладать ими, незыблемо укорененными в уме любовью и непамятозлобием. Но поскольку, согласно премудрому Иисусу, вся сугуба, едино противу единаго (Сир. 42–25), то прими мой дар и по букве, и по духу. Ведь ум предшествует всякой букве, а если его нет, то не бывает и буквы. Поэтому и образ молитвы двойственен: один — деятельный, другой созерцательный. Подобным же образом дело обстоит и с числом: то, что в нем очевидно, есть количество, а смыслом его является качество. Разделив сочинение о молитве на сто пятьдесят три главы, мы послали их тебе, как евангельское воздаяние, дабы обрел ты приятное услаждение символическим числом, также найдя здесь фигуру треугольника и шестиугольника, указывающие одновременно и на благочестивое ведение Троицы, и на очертание этой вселенной. Ибо число сто само по себе — четырехугольно, а пятьдесят три — треугольно и сферично. Двадцать восемь — треугольно, а двадцать пять — сферично, поскольку пятью пять будет двадцать пять. Таким образом, ты имеешь фигуру четырехугольника благодаря четверице добродетелей, а также в числе двадцать пять имеешь фигуру круга, обозначающую посредством кругового вращения времен премудрое ведение века. Ибо время катится неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом и пора за порой, как это мы видим в движении солнца и луны, весны и лета, и т.п. Треугольник же, вероятно, обозначает ведение Святой Троицы. Или иначе: если ты мыслишь число сто пятьдесят три, то оно, вследствие своего обилия и в качестве треугольника, есть любомудрие деятельное, естественное и богословское. Оно также есть вера, надежда и любовь, или золото, серебро и драгоценные камни. Таково то, что относится к числу. Что же касается глав, то не пренебрегай их скудостью, как научившийся и терпеть голод, и быть в недостатке (Флп. 4,12). Помни о Том, Кто не отверг двух лепт вдовицы, но принял их благосклоннее, чем богатство многих других (Лк. 21,3). Поэтому, познав плод благоволения и любви, будь внимательным к искренним братьям своим, молись о немощном, чтобы он стал здрав и, взяв постель свою, мог ходить (Мк. 2,11) через благодать Христову. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зарубежные историки Церкви АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ АЛЕШ Павел (род. в 1935 г.), прот., д-р богословия, проф. церковной истории, директор канцелярии епархиального управления Оломоуцко-Брненской епархии, член Митрополичьего совета Православной Церкви Чешских земель и Словакии АНАРХИЗМ одно из радикальных течений политической мысли, главной идеей к-рого является безгос. устройство об-ва БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) БОТТАРИ Джованни Гаэтано (1689 - 1775), итал. историк Церкви, историк искусства, архивист, один из основоположников музейного дела БРОК Себастиан Пол (род. 24.02.1938, Лондон) англ. сиролог, специалист по сир. лит-ре, культуре и церковной истории, библеистике, иудаике ВИНКЛЕР Габриела (род. 9.03.1940), проф., д-р философии, специалист в области богослужения и истории христ. Востока ГАРНАК Адольф фон (1851 - 1930), немецкий протестант. церковный историк и богослов либерального направления ГЕДЕОН Мануил (1851 - 1943), греческий историк Церкви, великий хартофилак Константинопольского Патриархата ГИЖИЦКИЙ Ян Марек Антоний (1844 - 1925), польск. историк католицизма и унии на западнорус., польск. и лит. землях

http://pravenc.ru/rubrics/121244.html

Итак, не будем жестоки, бесчеловечны, неумолимы, бесчувственны; не будем злее зверей. Я знаю многих, которые дошли до такого зверства, что из одной лености оставляют голодных без помощи, отговариваясь так: теперь нет у меня слуги; домой идти далеко, а разменять не у кого. Какая жестокость! Большее ты обещал, а меньшего не делаешь. Ужели ему истаивать голодом, потому что тебе не хочется пройти несколько шагов? Какая гордость! Какая спесь! Если бы тебе надлежало пройти и десять стадий, то зачем лениться? А не подумаешь, что за то было бы тебе больше награды? Когда подашь, то получишь награду только за подаяние; а когда сам пойдешь, то за это тебе будет другая награда. Так и патриарху дивимся потому, что он, имея триста восемнадцать домочадцев, сам побежал в стадо и взял тельца ( Быт. 14:14, 18:7). А ныне некоторые до такой степени надуты спесью, что без стыда употребляют на то слуг. Но скажет иной: ты велишь самому мне делать это? Не сочтут ли меня тщеславным? Да и теперь ты также водишься тщеславием, только иным, – когда стыдишься разговаривать при других с нищим. Но спорить о том не буду, – сам ли, через других ли, как хочешь, – только подавай милостыню, а не укоряй, не бей, не бранись; нищий, приходя к тебе, надеется получить врачевство, а не раны, милостыню, а не побои. Скажи мне: если в кого бросят камнем и он, с раною на голове, весь в крови, мимо всех других пробежит под твою защиту: ужели ты кинешь в него другим камнем, и нанесешь ему другую рану? Не думаю, чтобы ты так поступил; напротив, верно постараешься и нанесенную ему рану излечить. Для чего же ты с бедными поступаешь не так? Ужели ты не знаешь того, сколько и одно слово может или ободрить, или привести в уныние?  " Слово,  -:говорится, – лучше, нежели даяние» ( Сир. 19:16). Ужели не рассудишь, что ты сам на себя подъемлешь меч и наносишь себе жесточайшую рану, когда обруганный тобою нищий пойдет от тебя безмолвно, вздыхая и обливаясь слезами? Нищего посылает к тебе Бог. Итак, обижая его, подумай, кому делаешь обиду, когда сам Бог его посылает к тебе, и тебе велит подавать, а ты не только не подаешь, но еще и ругаешь пришедшего.

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

Здесь, очевидно, вспоминается чудесное услаждение вод Мерры ( Исх.15:23–25 ), но изложено это событие так обоюдно, что как будто не Божественное чудо, а «целебная сила» дерева произвела перемену во вкусе воды, хотя, с другой стороны, отсюда еще далеко до вывода Ейхгорна, будто Сирах старается «рационалистически» излагать библейские события и удалять чудеса. Напротив, в 44–49 главах Сирах точно воспроизводит древние библейские повествования о чудесах (напр., Сир.46:5–7:21, 23; 48:2–11:24 …). Встречаются и моральные воззрения, отличные от канонических писаний. Так, в Сир.12:1–7 читаем: «давай доброму и благочестивому и не давай грешнику». Слишком практично! В Сир.25:9–10 : «девять помышлений похвалил я в сердце моем: это – человек при жизни видящий падение врагов». – Не так учили богодухновенные писатели (ср. Иов.31:29 ; Притч.25:22–23 ). В Сир.30:6 : «благоразумный отец утешается при смерти мыслию о том, что в мудром своем сыне оставил мстителя врагам своим». Сир.30:17 : «лучше смерть, нежели горестная жизнь». Сир.31:24 : «если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни». Не таковы советы Приточника-Соломона. В Сир.31:32 : «что за жизнь без вина»?.. Еще: «горький да будет плач (над умершим)… по достоинству его, день или два для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (38:17). На показ печаль! Опять и опять видны идеалы жизни иные, чем у канонических писателей. Слишком мелочные советы: «если что выдаешь (прислуге или жене), выдавай весом и по записи» ( Сир.42:6–7 )… Но указывая некоторые «недоумения» в обозреваемой книге, православный богослов должен обратить внимание на то, что в общем все содержание книги, весь ее тон и характер, способ изложения, взгляды и суждения автора чрезвычайно ценны для всякого читателя по своей сердечности, умилительности, поучительности. Следуя мудрым советам и указаниям автора (напр. Сир.42:2 ), и современный христианский читатель его книги, как древний еврей, не ошибется в своих поступках и будет вызывать у благоразумных людей себе не порицание, а полное одобрение и подражание. Начертываемые Сирахом правила жизни, а равно и общие его нравственно-философские принципы остаются и доселе вполне применимыми и полезными в жизни и теоретических воззрениях; нельзя сказать, чтобы они «устарели» и негодны для нашего времени, так как основаны на вечных канонических откровенных воззрениях. Возвышенный «гимн Творцу» ( Сир.42:15–43:36 ) очень близок к каноническим псалмам: сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней… Он проникает в бездну и сердце и видит все изгибы их…

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010