Патриарх Кирилл: Духовный опыт Оптиной пустыни востребован сегодня не менее, чем в прошлом Мне вчера отец наместник рассказал о том, что многие из братии здесь более 1 000 раз в день совершают Иисусову молитву. Я порадовался этому. Что означает эта постоянная молитва? Это и есть разворот ума и сердца к Богу, это и есть постоянное памятование о Боге. 23 октября, 2013 Мне вчера отец наместник рассказал о том, что многие из братии здесь более 1 000 раз в день совершают Иисусову молитву. Я порадовался этому. Что означает эта постоянная молитва? Это и есть разворот ума и сердца к Богу, это и есть постоянное памятование о Боге. 23 октября 2013 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Введенского собора Оптиной пустыни и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестной отец Венедикт! Дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с праздником, с днем памяти святого преподобного старца Амвросия Оптинского. В этом году исполняется 25 лет со дня его прославления, и в этот юбилейный год с особым чувством я посещаю Оптинскую пустынь. Взирая на эти исторические, из забвения и праха возрожденные храмы и монастырские постройки, мыслью устремляюсь к тем годам, когда Оптина сияла своей духовной славой, когда она была светочем для многих колеблющихся душ, особенно в среде русской интеллигенции. Именно с Оптиной связаны имена Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого, который, отпав от Церкви, возжелал в преддверии смерти прибыть сюда для того, чтобы принести покаяние. Но воля Божия была иной… Мы знаем также, что с этим местом связаны имена других выдающихся мыслителей, которые создавали интеллектуальный и духовный фон жизни нашего народа в XIX веке. То было непростое время, и многие искушения, которые тогда соблазняли людей, последующей историей были изжиты, преодолены, — ведь многие искушения и привели к трагедии революции, к гражданской войне, к миллионам человеческих жертв.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-duxovn...

Крест из шишек Оптинские истории Благословенная Оптина! Как много страждущих, больных душой и телом, находили приют в твоих стенах! Тебя величали духовным оазисом, обителью израненных душ… И сейчас продолжают притекать к тебе страждущие в поисках утешения и спасения. И слова оптинского старца Иосифа звучат так, будто сказаны они не в девятнадцатом веке, а сегодня, сейчас: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину пустынь в крайней своей потребности найдёт удовлетворение милостью Божией… за молитвы великих наших отец». Обитель великих старцев, утешителей земли Российской, ты восстала из руин. Тебя уничтожали, стирали с лица земли, разрушая твои храмы, разбивая колокола, разоряя кельи старцев и даже их надгробия, терзая святую землю гусеницами тракторов, чтобы уничтожить, стереть даже память об Оптиной пустыни. А ты воскресла, возродилась и снова принимаешь в свои объятия странников земных. И преподобные старцы оптинские – вчера и днесь – с нами! Слышат молитвы и отвечают на них! Когда надгробия старцев разрушили, а могилки сровняли с землёй, люди продолжали притекать к месту их упокоения, молиться и плакать. Елена Станиславовна, будущий экскурсовод краеведческого музея, а тогда ещё просто молоденькая девушка, приехав в Оптину в восьмидесятые годы, увидела на месте бывших могилок ровную траву. Но на этой траве, на месте упокоения оптинского старца Амвросия, был шишечками выложен крест. И люди приезжали поклониться старцу. Через несколько месяцев Елена снова побывала на могиле. Шишечек уже не было, но крест был выложен камушками. Так и продолжалось. Безбожники снова и снова пытались стереть из памяти людей и с лица земли святые могилы, а верующие приходили и вновь обозначали места упокоения старцев. В следующий раз Елена не увидела ни шишечек, ни камушков. Но крестик на могилке преподобного Амвросия снова появился. Теперь он был из песка. Когда Елена вошла в скит, то не увидела никакой ограды, здесь жили обычные мирские люди. Они жили прямо в храме преподобного Льва Катанского, а в храме святого Иоанна Предтечи был музей. По стенам храма развешаны портреты Толстого, экспозиции краеведческого музея, а в алтаре поставили рояль из бывшего имения Оболенских.

http://pravoslavie.ru/50910.html

Преподобный Анатолий Оптинский:«Аристократ» по долгу любви 25 января/7 февраля – день памяти одного из самых известных святых Оптиной Пустыни – преподобного Анатолия (старшего). Чем он запомнился, какая черта была наиболее яркой в его духовном облике и привлекала внимание тех, кто оставили о нем воспоминания 7 февраля, 2010 25 января/7 февраля – день памяти одного из самых известных святых Оптиной Пустыни – преподобного Анатолия (старшего). Чем он запомнился, какая черта была наиболее яркой в его духовном облике и привлекала внимание тех, кто оставили о нем воспоминания Преподобный Анатолий, старец Оптинский (старший) 25 января/7 февраля – день памяти одного из самых известных святых Оптиной Пустыни – преподобного Анатолия (старшего). Чем он запомнился, какая черта была наиболее яркой в его духовном облике и привлекала внимание тех, кто оставили о нем воспоминания? Не будет преувеличением сказать, что это смирение и послушливость. Присущая, вообще всем оптинским старцам, у о. Анатолия (Зерцалова) она проявилась так явно, что учителя ставили его в пример другим, уже не опасаясь того, что это может повредить ему самому… «Начальник» … Необычная картина предстала однажды перед взором одной из посетительниц старца Амвросия. Ожидая приема в его «хибарке», она с поспешностью направилась в келью, едва старец позвал к себе, но, не успев переступить порог, замерла в нерешительности: на коленях перед батюшкой, не меняя положения, стоял другой священник. А о. Амвросий, заметив ее замешательство, и весело посматривая на нее, произнес: «Рекомендую: мой начальник». Эпизод этот остался в памяти надолго. В том, другом священнике, она узнала начальника Иоанно-Предтечского скита, о. Анатолия. Были, видимо, у батюшки причины так, по-отечески, шутливо, «пробрать» гостью: дескать, смотри-смотри, как монахи живут, – начальствующий не пренебрегает послушанием и почтительностью,  – и прими к сведению. Это был уже итог, «плоды» оптинской духовной школы . А прежде и о. Анатолию пришлось немало потрудиться. Оба его наставника, о. Амвросий и о. Макарий, любя его и выделяя как способного к обучению, берегли, как зеницу ока, от горделивости и «самоцена».

http://pravmir.ru/anatoly-optinskij/

Макарий Оптинский: Знать меру и не увлекаться в высоту… Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим. 19 сентября, 2012 Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим. 20 сентября — день памяти преподобного Макария Оптинского. Макарий Оптинский (в миру — Михаил Николаевич Иванов), преподобный оптинский старец (20.11/3.12.1788 — 7/20.09.1860). Преподобный Макарий Оптинский Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим Всем без различия старец преподает уроки подлинного духовного мудрования о мире и жизни, всем указывает на высоту Евангельских заповедей. И наипаче любит говорить о смирении. Смирение , смиренномудрие – это основное состояние души, которое проповедует батюшка Макарий, оно нужно всем и всегда. По слову его писем, утвержденному мнением преподобного Исаака Сирина, «яко соль во всякой пище, тако и смирение во всякой добродетели нужно» Ныне прославленный Святою Церковью преподобный старец иеросхимонах Амвросий радовался появлению в печати писем старца Макария и писал в одном из своих посланий: «Слава и благодарение Всеблагому Господу, приведшему к окончанию напечатания драгоценных писем блаженного нашего отца. Пользовал он многих при жизни своей, а теперь будет пользовать, кажется, и множайших письменными своими наставлениями. Покойный батюшка отец Макарий по смирению своему лично не высказывал, щадя немощь нашу, в письмах же своих он обнажает истину прямо, а часто и не обинуясь» Письма батюшки Макария – всегда воистину живой отклик на живую жизнь, отклик, одеянный в мудрование Христово. Знание святых Отцов настолько глубоко у смиренного старца, что ссылки на них даются им в любом письме и по любому поводу, даже с указанием страницы. Ссылаясь на опыт преподобных Исаака Сирина и Петра Дамаскина, старец пишет своей духовной дочери, живущей в миру и имеющей семью: «Чтобы не смущаться, а смиряться: при исправлении чего-либо не возвышаться, а при недостатках не упадать духом, но наблюдать средину, а когда Бог узрит в нас залог смирения, то и поможет в делании добрых дел; а пока оных нет, то самыми нашими поползновениями приобретаем смирение и невольно, видя свою немощь и нищету» Далее старец предупреждает от опасности высокоумия и мнения о себе. Так образует он духовного воина и в душе живущего в миру.

http://pravmir.ru/makarij-optinskij-nado...

В Ташкенте открылась выставка-форум «Радость Слова» 24 октября 2021 г. 15:38 23 октября 2021 года в Ташкенте прошли первые мероприятия Международной православной книжной выставки-форума «Радость Слова». В день памяти преподобного Амвросия Оптинского глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий и председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент возглавили соборное служение Божественной литургии в Свято-Троицком Никольском женском монастыре г. Ташкента (район Узбум). К празднику в обитель был принесен ковчег с частицей мощей святого Амвросия. Архиереям сослужили заместитель председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров), духовенство обители. За Литургией молились настоятельница обители игумения Екатерина (Мальгина), лауреат Патриаршей литературной премии В.Ю. Малягин, номинант Патриаршей литературной премии Н.Е. Сухинина. По окончании богослужения митрополит Викентий приветствовал главу Издательского Совета и отметил важность проведения просветительской программы выставки-форума «Радость Слова», представления новых изданий и организации творческих встреч с писателями, лауреатами Патриаршей литературной премии. В ответном слове митрополит Климент поблагодарил владыку Викентия за приглашение и передал верующим Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Кирилла, утвердившего проведение выставки-форума «Радость Слова» в Ташкентской епархии . Владыка представил прибывших в Ташкент писателей и выразил надежду на то, что творческие встречи, просветительские конференции и другие мероприятия выставки-форума пройдут с большой пользой для православных людей Ташкента, послужат укреплению веры и развитию книжной культуры в обществе. Архиереи осмотрели представленную книжную экспозицию и открыли встречу с писателями, которая состоялась в актовом зале Ташкентского духовного училища, расположенного в монастыре. В ходе встречи митрополит Климент представил собравшимся книгу «Александр Невский» из серии «Святые России», выпущенную Фондом социально-культурных инициатив к 800-летию со дня рождения благоверного князя, а также вручил игумении Екатерине (Мальгиной) экземпляр издания и комплект книг для монастырской библиотеки.

http://patriarchia.ru/db/text/5855597.ht...

Двенадцатого мая — день памяти преподобного Нектария (1853–1928), последнего соборно избранного Оптинского старца , наделённого Богом великим даром пророчества и прозорливости. Он задолго до революции и гражданской войны видел грядущие беды и скорби людей, молился за всю Россию, утешал людей, укреплял их в вере, брал на себя бремя людских грехов. Старец разделил участь многих своих верующих соотечественников: был гоним, сослан, почил в изгнании. Преподобный Нектарий Оптинский Кому нужны такие? Рассказы о своём детстве преподобный Нектарий часто начинал словами: «Было это в младенчестве моём, когда жил я с маменькой. Двое нас было на белом свете, да ещё кот жил с нами. Мы низкого были звания и притом бедные. Кому нужны такие?» Его отец, умирая, благословил семилетнего сына иконой святителя Николая, поручая ребёнка попечительству святого. С этой иконой преподобный Нектарий не расставался всю жизнь. Вскоре умерла и мать, мальчик остался круглым сиротой и уже в одиннадцать лет должен был сам зарабатывать себе на жизнь, работая у богатого купца. В свободное время любил ходить в храм и читать церковные книги. Монастырь вместо женитьбы Когда юноше исполнилось двадцать лет, его, отличавшегося кротостью, скромностью и душевной чистотой, старший приказчик решил женить на своей дочери. Николая отправили за благословением к столетней схимнице, старице Феоктисте, духовной дочери святителя Тихона Задонского. Старица вместо женитьбы благословила юношу пойти в Оптину пустынь. Так весной 1873 года будущий старец оказался в монастыре. Он пришёл в обитель с одной котомкой, в которой лежало Евангелие. Много лет спустя старец Нектарий вспоминал о своём первом впечатлении от Оптиной: «Какая красота здесь! Солнышко с самой зари, и какие цветы, словно в раю». Самый что ни на есть последний Монастырь в те годы процветал, и юный Николай думал о себе: «Круглый сирота, совсем нищий, а братия тогда вся была — много образованных. И вот я был самым что ни на есть последним». Тем не менее, великий старец Амвросий, приёма к которому приходилось многочисленным паломникам ждать неделями, принял «самого что ни на есть последнего» сразу, и, несмотря на огромную занятость, говорил с никому не известным юношей два часа. О чём была их беседа, преподобный Нектарий никогда не открывал, но после неё юноша навсегда остался в скиту.

http://pravoslavie.ru/70612.html

Закрыть itemscope itemtype="" > По святым местам Калужской области с Луганской иконой Божией Матери (день второй) 25.01.2017 429 Время на чтение 12 минут День второй. Оптина - Клыково - Оптина. Первая утренняя литургия начиналась в 6-00 в Свято-Казанском храме. Кто не успел исповедаться вечером, пошел Свято-Владимирский храм. Именно там по утрам исповедовали прихожан. А мы с Алексеем Викторовичем, не сговариваясь, встретились утром в Свято-Введенском храме монастыря. В нём покоятся мощи нескольких Оптинских старцев, им мы и пришли поклониться этим ранним утром. По окончании молебна с акафистом преподобному Амвросию Оптинскому, мы приложились к раке с его мощами и пошли на литургию в Свято-Казанский храм. Икона Божией Матери « Луганска я» находилась там, куда ее на вечерней службе поставили монахи - перед Державной иконой Божией Матери. Принять Таинства Христовы в монастыре Оптина Пустынь - это большая честь для любого верующего человека. Все, кто хотел, кто готовился из луганчан, смог причаститься здесь в это благословенное утро - в день памяти ревностного Угодника Божьего пророка Ильи. После Божественной литургии преподаватели духовно-просветительского центра «Фавор» устроили детям экскурсию по территории монастыря, в которой с удовольствием приняли участие и сотрудники фонда «Добротолюбие». Когда пришло назначенное время, мы с Алексеем Викторовичем пошли звонить по внутренней линии связи келейнику настоятеля монастыря. Нам было сказано идти ко входу Свято-Владимирского храма. Позвав с собой Наталью Александровну Заику и нескольких детей, которые готовили небольшое приветствие настоятелю, мы поднялись к этому храму. На его крыльце стоял один из исповедников в зеленой епитрахили, а на лавочке, неподалеку от нас, сидели монах и работник монастыря, деловито обсуждая какой-то вопрос. Их разговор прервал телефонный звонок, после которого монах встал и подошел к делегации из Луганска. - Это вы хотели встретиться с настоятелем? Мы подтвердили, что луганчане и ждем, когда нас проведут к настоятелю.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Как старец Кирилл (Павлов) отца Илиодора в Оптину к старцу Илию послал К 40-му дню преставления иеродиакона Илиодора (Гайриянца) Иеродиакон Илиодор (Гайриянц) и схиархимандрит Илий (Ноздрин) Иеродиакон Илиодор (Гайриянц), будучи выходцем с Кавказа, призван был ко Господу на празднование своей любимой Иверской иконы Божией Матери, у которой, где бы ни оказывался, служил акафисты. Когда у схиархимандрита Илия спрашивали: «Есть ли сегодня святые?», батюшка, пока отец Илиодор где-то там, как всегда, носился и кому-то где-то помогал, так и отвечал, что есть, и указывал на него. Когда-то, еще до пострига, послушника Георгия в Оптину пустынь отправил старец Кирилл (Павлов), и – вот сейчас: просто ошеломительное попадание в церковный календарь, в сакральную летопись Оптиной. Все дни его памяти пришлись на престольные оптинские праздники: 3-й день – отпевание на «Спорительницу хлебов». В Оптиной в честь этой Богородичной иконы преподобного Амвросия Оптинского освящен храм на подсобном хозяйстве. 9 дней – на святого Илариона Великого. Ему посвящен храм при паломнической гостинице монастыря, где долгое время принимал паломников расторопный отец Илиодор. И вот сегодня 40 дней отмечаем на Введение во храм Пресвятой Богородицы. А это главный престольный праздник обители, и это же – день хиротонии отца Илиодора! А рукополагал его 30 лет назад Святейший Патриарх Алексий II, о чем сам отец Илиодор, как и о своей отправке отцом Кириллом из Лавры в Оптину, рассказывал так: Как мне Преподобный ответит?! Монашествовать я начинал в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Нес там послушания у отца Кирилла (Павлова) почти четыре года – с 1985-го по 1989-й. Думал, что так и останусь в Лавре, но батюшка Кирилл сказал: – Ты подожди… Наступает 1989 год, и он благословляет меня в Оптину пустынь. Вызывает к себе и говорит: – Георгий (так меня звали до пострига), тебе завтра уже надо ехать в Оптину. Я даже растерялся: – В какую Оптину?! А батюшка мне: – Это – монастырь, Оптина пустынь, открывается в Калужской области под городом Козельском.

http://pravoslavie.ru/135823.html

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Этого мальчика с детства дразнили «Его Святейшеством». Прозвище оказалось пророческим. Каким он был, самый тихий, но и самый решительный из патриархов российских, до конца сохранивший по-детски непосредственные черты души?  Предлагаем тему для семейной беседы о жизни и деяниях Предстоятеля Российской Церкви Святейшего Патриарха Тихона в преддверии дня памяти святого 18 ноября. Святые тоже были маленькими Время навязывает нам в кино и в литературе своих героев – обличенных властью, холодных и расчетливых, крутых и бесконечно успешных. Христианскому миру есть, что противопоставить,  приведя нашим дочерям и сыновьям иные примеры. Постараемся сломать устойчивый стереотип – донести до детей, что святые – это вовсе не далекие от нас по времени и непонятные суровые люди, отрицающие житейские радости. А абсолютно живые, настоящие, близкие, с личным обаянием и любовью к жизни. Святые тоже были маленькими. И были подростками со своими трудностями и проблемами. Иногда над ними потешались в школе. А иногда сверстники им удивлялись. Святые смеялись и плакали, сомневались и решались на поступки, путешествовали и сидели взаперти, – словом, как и мы, находились в гуще жизни. А значит, святость – это не фантастика, она достижима. Говорят, что власть портит людей. Но власть, данная этому кроткому человеку, ничуть его не испортила. Она поставила его на путь бесстрашного исповедания веры, служения близким и со смирением принятого на себя мученичества. К жизни священнического сына Василия, затем инока Тихона, а годы спустя – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона  – подходят слова преподобного Амвросия Оптинского : «По имени и житие твое да будет». О том, каким был он до начала скорбного патриаршего пути, сохранилось немного свидетельств, но все они рисуют образ тихого, кроткого и смиренного служителя Божьего, который в ту эпоху имел мужество обличать дела, а не делателей и не принимать ничью сторону, кроме Христовой. Достойно перенося испытания, Первосвятитель до последних дней не переставал совершать литургию, сохранять присутствие духа, нести радость. Время его жизни прошло в молитве и в пути. Имя, фамилия, прозвище

http://azbyka.ru/deti/patriarh-tihon-nep...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Анатолий 5 мин., 11.08.2020 Значение имени: Происходит от греческого νατολ - «восток», «восход солнца». День памяти: 12 августа. Преподобный Анатолий Оптинский (Потапов) (1855–1922) Отец Анатолий, до монашеского пострига — Александр Алексеевич Потапов, родился в 1855 году в московской купеческой семье. С ранних лет ему мечталось посвятить себя Богу, но, пока была жива мать, она просила его быть при ней — и Александр слушался. Лишь в тридцать лет поступил в Оптину пустынь, где успел еще застать преподобного Амвросия (и даже послужить его келейником). У этого великого старца он и принял оптинские традиции духовничества. Довольно скоро за советами стали обращаться и к самому отцу Анатолию. Его авторитет как духовника неуклонно рос, и со временем число посетителей так увеличилось, что даже настоятелю монастыря архимандриту Ксенофонту не всегда удавалось попасть к нему на исповедь. Принимая у человека исповедь, он одновременно горячо молился за него, и, если Бог открывал ему, что у человека на душе остались какие-то грехи, батюшка не читал разрешительную молитву, пока тот не выскажет всего. Такое попечение о людях оборачивалось для самого отца Анатолия страшной усталостью и болезнями, иногда очень мучительными. Монахи Оптинской обители на заготовке капусты. Преподобный Анатолий - крайний слева. По молитвам отца Анатолия люди нередко выздоравливали, но он всегда старался представить дело так, чтобы человек не связывал свое выздоровление лично с ним. Для этого он посылал болящих на источник или на могилку кого-то из старцев или давал какую-нибудь освященную вещь. Одна женщина рассказывала, как отец Анатолий передал ей грушу для брата, который по ее возвращении домой как раз сильно разболелся, а съев гостинец, быстро выздоровел. С приходом к власти большевиков стали исполняться пророчества Оптинских старцев, предшественников отца Анатолия, о судьбе обители. Монахов стали арестовывать, отправлять в ссылки, издеваться… Однажды преподобному Анатолию (ему было уже за шестьдесят) предложили уехать из Оптиной. Он отказался: «Что же я в такое время оставлю святую обитель? Меня всякий сочтет за труса, скажет: когда жилось хорошо, то говорил “терпите, Бог не оставит”, а когда пришло испытание, первый удрал».

http://foma.ru/imja-anatolij.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010