- Батюшка, в монашестве больше было из благородных или из простых людей? - У нас в Даниловом монастыре больше было окончивших семинарию. Но семинария прежняя была полная, преподавали по всем правилам. А за последнее время все не то уже стало. А я был посвящен в иеромонахи в день Благовещения Матери Божией. Это в Даниловом монастыре. Было так. Я слышу голос ночью: " На тебя пришло указание, чтобы тебя посвятить в иеромонахи " . А я еще ничего не знал. Вхожу я в Данилов монастырь, а меня встречает келейник епископа Тихона, который сейчас в Академии, по-моему, работает. И говорит: " На вас пришел указ от патриарха Пимена, чтобы посвятить вас в иеромонахи, идите к наместнику " . Когда я вошел к наместнику, владыке Тихону, он мне дает указ о посвящении меня в сан иеромонаха. А до этого там был голос свыше: " О твоем посвящении ходатайствовало очень много духовенства " . Я уже не помню подробностей, но это было. - Отец Даниил, прожив столько лет и зная старое монашество, до войны, и видя то монашество, которое есть сейчас, и будучи сам долгое время монахом, уже архимандритом, как вы можете сравнить спасение в миру и спасение в монашестве? Многие люди задумываются о своем жизненном пути, к примеру, семинаристы, заканчивающие духовные учебные заведения... - Сейчас в монастырях сложно, к тому же молодые семинаристы неустойчивы. Потом женятся, оставляют монастыри. То, что я видел в двадцатые годы, это как небо и земля, тогда еще монастыри были, и монашество было по призванию внутреннему. Правда, большинство из тех монахов потом стали мучениками, их потом всех арестовывали и в далекие края Сибири. А современные все, конечно, не то. Фото: Православие.Ru - Батюшка, наступило время Великого поста... Что бы вы могли пожелать посетителям нашего сайта в это важное для души время, как проводить Великий пост, что самое главное? - Проводить нелицемерно, вести себя примерно, а то дело наше будет скверно. Жить, не тужить, никого не огорчать, никого не осуждать, и всем мое почтение. Терпел пророк Моисей, терпел пророк Елисей, терпел пророк Илия, такожде потерплю и я. Это слова преподобного Амвросия Оптинского. Но есть предсказание, что расцвет России будет большой. Еще по линии женской из дома Романовых должен быть царь у нас. Это предсказание оптинских старцев. И предсказание отца Иоанна Кронштадтского: Русь расцветет, как солнце. Правда, вот сейчас такие сведения неспокойные. Все-таки Буш хочет войну открыть, из-за нефти там и из-за всего. И причем открыть он хочет прямо в день памяти князя Даниила, 700-летие. Вот надо сейчас помолиться, чтобы Господь не попустил, вразумил его. Потому что это будет катастрофа большая. Но, может быть, Господь за молитвы Царицы нашей Небесной не попустит. Мы живем под покровом Матери Божией, а Москва живет под покровом князя Даниила Московского. Будем надеяться, что будет все хорошо. Но Русь расцветет, как солнце, - это слова отца Иоанна Кронштадтского.

http://pravoslavie.ru/guest/arhimdaniils...

Расскажу теперь об одном весьма замечательном случае, которому удивлялся даже и сам старец. Лежу я однажды в келье, ибо тогда уже не владела ногами. Было два часа дня, и в келье моей совершенно светло. Вижу ясно, входит в келью смерть (как описана она в видении преподобной Феодоры) в образе скелета человеческого, вся обвешанная пилочками, молоточками и разными другими орудиями и с косой за плечами. Подходит ко мне и наносит мне молотком удар по спинному хребту. Чувствую, что спина у меня онемела. В это время раздается голос: «Оставь ее! Ей еще нужно жить на земле». Но смерть опять занесла надо мною руку, чтобы нанести другой удар. В эту минуту снова раздается невидимый голос, запрещая касаться меня. Смерть и еще заносит руку, для нанесения удара в третий раз. Слышу опять голос: «Оставь ее! Ей нужно жить; она еще неготова. Иди к монахине Глафире, – та совершенно готова для перехода в вечность». После этого смерть исчезла. Помню, что во всё это время я находилась в бодрственном состоянии, и до сих пор в памяти моей сохранились все подробности этого посещения меня смертью и спасения от нее. Входит моя сокелейница мать Агриппина, и я рассказываю ей всё происшедшее. На другой день мать Агриппина отправилась после утрени в монастырскую больницу, чтобы навестить лежавшую там больную монахиню Глафиру, и узнала, что она скончалась в 4 часа утра и ее уже опрятали и положили в гроб. Батюшка отец Амвросий нередко при случае напоминал мне это дивное посещение меня смертью, когда находился в Шамордине. РАССКАЗ СХИМОНАХИНИ БОРИСОВСКОЙ ЖЕНСКОЙ ПУСТЫНИ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ МАТЕРИ ЛЕОНИДЫ Проживши в Борисовской пустыни около девяти лет, я с одной старицей того монастыря, схимонахиней Лаврентией, отправилась в Оптину пустынь. Старец отец Макарий был тогда еще жив; это было в 1857 году. Отец Макарий, преподав мне душеспасительные наставления и благословение, сказал, чтобы я читала книгу преподобного аввы Дорофея . Потом прибавил, что пришлет ко мне отца Амвросия и книгу преподобного Дорофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Важный раздел дневников отца Даниила – «Мысли художника», где автор размышляет об особенностях художественного творчества и о назначении художника: «Достоинства портрета», «О единстве в колорите», «Вопросы при заказе художественного произведения (по композиции)», «Ошибки художника» и др. Однако формулирует и общие правила: «Талант без знания – это ружье без пороху», «Терпение и труд всё перетрут», «Опыт – лучший учитель». В небольшой заметке «О выражении лица и глаз христианина» Д.М. Болотов пишет: «Взгляд христианина может быть или радостно-веселый, братской любви и уважения, или скромно-печальный, грустно-почтительный, когда видит оскорбление Христа в себе или ближнем. Или внимательный, следящий до жжения и состояния души, рассматривающий, наблюдательный. Или серьезный, обращенный внутрь себя, задумчивый, чем-нибудь озабоченный внутренно. Или смиренный, скромно потупленный, простой, не лукавый Или полный мольбы, надежды, молитвенный, сокрушенный, чистосердечный, истиной веры и любви, покорности, усердия и послушания. Или простой, средний, а прочие неприличны». Художник остался в памяти многих как автор, прежде всего, удивительного портрета преподобного Амвросия. Только сейчас, спустя многие годы, начинается изучение творчества отца Даниила. 14 октября 2007 года, на праздник Покрова Божией Матери , в помещении Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии по благословению и при личном участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия была открыта выставка, посвященная 100-летию со дня смерти оптинского иеромонаха, иконописца и художника-портретиста отца Даниила (Болотова). Устроители выставки провели огромную работу, чтобы представить работы художника, хранящиеся в различных музейных и частных собраниях. Сейчас «Дневники» монаха и художника и каталог его художественных работ опубликованы в книге «Взыскующий красоты. Оптинский иеромонах Даниил (Болотов): Страницы духовного наследия», приобрести которую можно в магазине Сретенского монастыря. Рейтинг: 9.6 Голосов: 174 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/65122.html

Каждое воскресенье мы отправлялись в Оптину на службу. По дороге мы, дети, учили таблицу умножения. Если на остановке, когда долго не было автобуса, начинали замерзать, папа нас подбадривал: – Давайте молиться преподобному Амвросию! Сейчас вот эта машина остановится... Ну, не эта... Так вон та! Это было сокровенным содержанием всей его жизни – постоянное молитвенное общение с Господом, с Пресвятой Богородицей, с преподобным Амвросием, с другими святыми. Чуть что – сразу обращался к ним, а потом уже и нужные люди находились, и устраивалось все так, что папа, точно в благодарность, брался за новые и новые, более сложные дела. Сколько помню жизнь нашей семьи, папа постоянно куда-то стремился что-то восстанавливать. Никогда не успокаивался. У него не было инстинкта наживы: так, чтобы что-то постоянно в семью нести. Нет, душа нараспашку. Причем по натуре своей он такой первопроходец. Всегда там, где сложнее всего. Плыть против течения – а меньшие нагрузки не для него. Рядом с ним, конечно, надо было быть всегда в тонусе. Это нелегко. – Пап, вот мне никуда не хочется ехать... – бывало, промямлишь ему, отдохнуть охота... – А надо себя заставлять, – ответил он как-то и тоже честно признался: – И мне бывает лень, а вот принудишь себя, а потом Господь дает радость от свершенного! Еще меня всегда поражала его способность, как Мюнхгаузену, вытаскивать себя самого за волосы из самой сумасшедшей деятельной суеты. Он умел как-то вдруг оказаться над ситуацией, точно следуя наставлению преподобного Амвросия Оптинского: «На все надо смотреть взглядом оттуда ». Папа мог так абстрагироваться, и потом уже очень уверенно вести дело и доверившихся ему людей к цели. Сверхцель у христианина, известно, – Царство Небесное. Папа и в своей повседневной деятельности точно пытался как можно больше оставить указателей этой дороги для других. У папы, кстати, очень сильно было развито чувство почитания усопших. Он и за могилой своего отца ухаживал, несмотря на сотни километров расстояния, и своей мамы могилку в подмосковной Дубне часто навещал. И на место упокоения преподобного Нектария Оптинского в Холмище, куда трудно из-за болот добираться, с отцом Леонтием то и дело наведывался, чтобы там была отслужена панихида. И куда-то на место расстрела монахов вдруг срывался и ехал, чтобы пропеть там хотя бы литию в день их мученической кончины. У многих, с кем общался, просил молитв об известных ему новопреставленных или приснопоминаемых. В его памяти все почившие были живы.

http://pravoslavie.ru/115009.html

Ты пишешь о своем стеснительном и прискорбном положении. Что делать? Не вотще нам объявлено в евангельском и апостольском учении, что тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную (см. Мф. 7, 14 ), и что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ) и что все, желающие жить благочестиво… будут гонимы ( 2Тим. 3, 12 ). Помышляя все это, твердо держи в памяти слова Самого Господа: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 19 ), причем чаще перечитывай в уме евангельские блаженства, и особенное внимание обрати на последнее: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф. 5, 11–12 ). А чтобы не погрешить нам обвинением других, необходимо нам помнить и следующие заповеди Господни: не гневаться напрасно, не судить и не осуждать, любить врагов, добро творить ненавидящим нас, благословлять проклинающих нас и молиться за обижающих и гонящих нас (см. Мф. 5, 22, 44 ; Лк. 6, 37 ). Более всего и прежде всего следует нам молиться за обижающих нас, как научает нас и святой Дорофей: «Помози, Господи, якоже веси, таким-то и за их молитвы мне окаянной». Краткая эта молитва, как показывает опыт, очень сильна и нам помогает и изменяет противное расположение других (2, ч. 3, с. 102). ...Повторю евангельские слова Самого Господа: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15, 19 ). Аз же грешный со своей стороны прибавлю: ни губернатор, ни министр не вечны, и долготерпение Божие имеет предел; пусть покуражатся, пока попустит Господь, а после и самим достанется столько, сколько не думали и не ожидали. Неложно псаломское слово: Видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: и прошел я мимо, и вот нет его: и искал его, и не нашлось место его ( Пс. 36, 35–36 ). Хотя тяжело и очень оскорбительно переносить несправедливые противодействия от таких лиц, которые должны защищать правду, и лиц не малых, а великих и высоких, но после будет отрадно по нелицеприятному суду Единого Судии живых и мертвых. Выбор пал на вас; поэтому тяните до другого выбора, как можете и как сумеете, если достанет сил физических, вопреки всех ухищрений человеческих и вражеских, а там видно будет, на что решиться: служить или не служить (2, ч. 1, с. 191–192).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Икона Божией Матери «Призри на смирение». Фотография. 2013 г. Икона Божией Матери «Призри на смирение». Фотография. 2013 г. Осенью 1992 г. бывш. насельница К. м. мон. Феофания (Тоцкая), принявшая схиму с именем Феодора († 1994) в киевском Флоровском мон-ре, передала во Введенский храм список чудотворной Псковской иконы Божией Матери «Призри на смирение» , выполненный в XIX в. схим. Марией. Икону сохранил монастырский клирик прот. Б. Квасницкий, репрессированный в 30-х гг. XX в. Его сын передал святыню мон. Феофании. По свидетельству очевидцев, 1 авг. 1993 г. на стекле киота с обратной стороны проявился серебристый отпечаток, повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Указом Синода УПЦ от 22 нояб. 1995 г. Киевский список иконы «Призри на смирение» был признан чудотворным. В обители поддерживают традицию: по просьбе верующих и по благословению священноначалия икону «Призри на смирение» вывозят в различные епархии, а в мон-рь привозят др. святыни. В К. м. почитаются также списки Тихвинской, Касперовской и Владимирской икон Божией Матери. Рака с мощами прп. Димитры Киевской. Фотография. 2013 г. Рака с мощами прп. Димитры Киевской. Фотография. 2013 г. 21 авг. 1996 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) и с разрешения властей города мощи мон. Димитры были обретены на Зверинецком кладбище и перенесены в обитель. При обретении и освидетельствовании мощей комиссия установила, что нетленными оставались голова и верхняя часть тела. Под светским платьем преподобной был обнаружен монашеский параман, тело обернуто мантией, на лицо возложен наличник. В К. м. совершались особые заупокойные богослужения в дни памяти основательницы: в день кончины, 26 окт.- в день памяти вмч. Димитрия Солунского, 8/21 авг.- в день перенесения ее мощей из С.-Петербурга. Отмечены случаи исцеления по молитвам у ее мощей. 18 апр. 2008 г. решением Синода УПЦ мон. Димитра (Егорова) была причислена к лику местночтимых святых Киевской епархии. 6 дек. 1996 г. указом Синода УПЦ обитель была официально возобновлена как мужская. В 1997 и 2002 гг. постановлением Кабинета министров Украины мон-рю передавались игуменский корпус и др. постройки. В 2008 г. в отремонтированном Введенском храме была установлена рака с мощами прп. Олимпиады (Стригалёвой) , настоятельницы арзамасского во имя Алексия, человека Божия, жен. мон-ря , скончавшейся 6 авг. 1828 г., во время паломнической поездки в Киево-Печерскую лавру. В сент. 1999 г. на кладбище близ Богородице-Рождественской ц. Киево-Печерской лавры состоялось обретение ее мощей, а 8 мая 2008 г. Синод УПЦ причислил ее к лику местночтимых святых Киевской епархии. В К. м. освящены также часовня и домовый храм во имя прп. Исидора Пелусиота, среди святынь к-рого - частицы мощей мц. Христины, преподобных Алипия, Ипатия и Дамиана Киево-Печерских, Амвросия Оптинского, Саввы Освященного, Димитры Киевской и др.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

- Добрый вечер, Виктор. Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Сегодня тема нашей беседы будет посвящена духовному наследию преподобного Амвросия, старца Оптинского, 200 лет со дня рождения которого мы отмечаем 6 декабря на день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Преподобный Амвросий родился в 1812 году. И как раз началась война, поэтому нам особенно ценно периодически обращаться к его духовному опыту. Тем более, что сама эта дата еще раз направляет наш ум к тому, чтобы мы задумались над тем духовным наследием, которое оставил нам великий старец. Когда мы приезжали к отцу Иоанну Крестьянкину в Псково-Печерский монастырь, он говорил: «Вы в творениях Оптинских старцев найдете все ответы на ваши вопросы». И вспоминаю, когда не было еще книг, это были 80-е годы, когда мы имели только журнал Московской Патриархии и Евангелие, в редком случае Библию, какие-то книги, ксерокопии в самиздате, то чаще всего наравне с Аввой Дорофеем, Лествичником и епископом Игнатием ходили письма преподобного Амвросия Оптинского к мирянам и к монашествующим. Духовники как раз и советовали читать письма преподобного Амвросия, потому что он очень много в своей жизни посвятил духовному окормлению именно простого народа. И поэтому нам созвучны и близки его духовные наставления. И сегодня мы хотели начать цикл бесед, посвященный духовному наследию преподобного Амвросия и начать его по алфавиту, начиная с благодарности Богу. О которой старец Оптинский Амвросий говорил, что надо благодарить Господа Бога за все, что Он тебе все посылает. Это для трех причин: чтобы привести в чувства, в сознание и в благодарность. Еще говорил: Мы унылы и забывчивы, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными Богу за все Его великие к нам благодеяния временные и вечные. Благодарение же приемлющего, по слову преподобного Исаака Сирина, поощряет дающего. Благодарность в христиане такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную. Вот, о благодарности его слова, преподобного Амвросия. Сам, как мы знаем, мы в тот раз об этом говорили, о его жизни, что сам Преподобный в 33 года стал инвалидом первой группы. И в таком состоянии, когда заболел смертельной болезнью, был пострижен в схиму, через два года, в 35 лет. А дожил до 79 лет. И его дата кончины - 1891 год. То есть, казалось бы, инвалиды первой группы столько не живут. И какая же потрясающая внутренняя сила, мощь, энергия, встречая людей, лежа почти, в смысле он так иногда принимал! Даже большую часть времени принимал людей именно лежа на постели.

http://radonezh.ru/text/dukhovnoe-nasled...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие преподобного Амвросия Оптинского Житие преподобного Амвросия Оптинского Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития Амвросия Оптинского День памяти: 23 октября Текст читает: Народный артист России Е.А.Киндинов Житие преподобного Амвросия Оптинского Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Окончив духовное училище, он затем прошел успешно курс в духовной семинарии. Однако не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...» Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я – человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, – сказал ему старец, – и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Скачать epub pdf Содержание Земной ангел и небесный человек (предисловие) Часть первая (1861–1913) Часть вторая (1914–1934) I. Из поучений митрополита Трифона Слово в тюремном Сергиево-Посадском храме в день престольного праздника во имя иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца Слово на день сошествия Святого Духа на Апостолов Слова на день обретения мощей преподобного Серафима, саровского чудотворца Слово на день великомученика и целителя Пантелеймона Слово на день явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани Слово в день предпразднства Происхождения Древ Животворящего Креста Господня Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по случаю 200-летия военного госпиталя Слово в день попразднства Рождества Христова Слово в день памяти святителя Митрофания, епископа Воронежского Слова в день праздника Рождества Христова Слово на новый, 1909 год Слово в праздник Богоявления Господня Слово в день памяти Святого благоверного князя Даниила московского Слово о благоразумном разбойнике Слово после молебна в день памяти святителя Иоасафа Слово на день преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца Слово в честь дня перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа Слово на отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Слова, произнесённые за богослужениями Страстной и Светлой седмиц (1918 год) Великопостные проповеди и поучения Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Девы Марии Слово на день празднования Казанской иконы Божией Матери Слово в день памяти преподобного Иоанна Лествичника Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в субботу перед Воздвижением Честного Животворящего Креста Господня Слово в день памяти святого великомученика Дмитрия Солунского Слово на погребении старца о. Амвросия Настоятель Оптиной пустыни священноархимандрит схимонах Исаакий Памяти иеромонаха о. Варнавы Слово в день памяти иеросхимонаха Амвросия Оптинского Слово на девятый день по преставлении о.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Закрыть День памяти преподобного Варсонофия Оптинского Сегодня мы также вспоминаем художника М.А.Врубеля, черносотенца А.И.Дубровина, мецената М.К.Тенишеву, историка Н.П.Лихачева, зоолога Г.П.Дементьева, академиков И.Н.Блохину и В.С.Авдуевского 14.04.2024 Время на чтение 13 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского (XIV). Прав. Ахаза. Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелёгок. В миру прошла большая часть его жизни – 46 лет: кадетский корпус, военная служба. Однако, блестящей военной карьере Павел Иванович предпочел монастырь. В 1890 году во время духовных переживаний он посетил в Оптиной старца Амвросия. «Через два года приезжайте, я вас приму», – сказал тогда молодому полковнику преподобный старец. По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу. Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/de...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010