Благослови, душа моя, Господа ( Пс. 102, 22 ). Спасение может получить христианин на всяком месте, и в мире живя. Но в Евангелии в другом месте читаем и следующее: Если хочешь быть совершенным… продай имение твое и раздай нищим ( Мф. 19, 21 ) и прочее. Святой Исаак Сирин на основании этих слов пишет: «Можно получить милость Божию малую и милость Божию великую в совершенстве: которые совершенно посвящают себя Богу, оставляя мир». При этом вникни в слова Господа: Если же хочешь войти в жизнь вечную; если хочешь быть совершенным, – и увидишь, что нигде Господь не хочет неволей понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и через собственное произволение люди бывают или добры, или злы. Поэтому напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному. Самуил жил и воспитывался у Илии священника при развратных его сыновьях и сохранил себя и был великим пророком. А Иуду и трехлетняя жизнь пред лицом Самого Спасителя не сделала лучшим, когда он видел столько чудес, постоянно слышал евангельскую проповедь , а сделался еще худшим, продал Учителя своего и Избавителя мира за тридесять сребреников... (2, ч. 1, с. 45). ...Я знаю главный смысл твоих обстоятельств и твоего настроения и в письмах своих всегда имел одну цель – разубедить тебя в неправильном твоем понятии о монашеской и вообще о духовной жизни, которое ты составила себе, еще живя в мире. Может быть, тебе случалось слышать не раз, что по видимому и правильная теория не всегда сходится с практической деятельностью. Собственный опыт, повторяемый по опытам прежде бывших духовных лиц, есть хороший наставник, когда при этом поверяем жизнь свою по евангельскому, и апостольскому, и святоотеческому учению. Ты положила для себя и для своей жизни какое-то странное основание: я желала так, я думала так, я предполагала так. Не одна ты, а и многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме; но только немногие и редкие на самом деле исполняют благое свое желание – именно те, которые твердо держатся слов Святаго Писания, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ), и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби, и болезни, и разные неудобства, содержа всегда в памяти слова Самого Господа: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф. 19, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

М., 2002. Соколов Д. Значение Козельской Оптиной пустыни в XIX столетии. Калуга, 1898. Соколов Ф. С. Приснопамятный старец Русской земли подвижник Козельской Оптиной пустыни отец Амвросий (Гренков) . Биографический очерк. Тамбов, 1902. Старец Нектарий: подвиги и чудеса. М., 1994. Трифон (Туркестанов) , епископ. Шамординская Казанская Амвросиевская пустынь и ее основатель старец иеросхимонах Амвросий. Сергиев Посад, 1912. Трифон (Туркестанов) , митрополит. Древнехристианские и Оптинские старцы. М., 1997. Успенский С. Е. Учитель благочестивой жизни Оптинский старец Амвросий. Б. м., 1904. Филадельф, иеромонах. Заступница Усердная. Слово о деяниях Пресвятой Богородицы. М., 1992. Цветочки Оптиной пустыни. Воспоминания о последних Оптинских старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Нектарии (Тихонове) . М., 1995. Четвериков С., протоиерей. Оптина Пустынь//Четвериков С., протоиерей. Правда христианства. М., 1998. С. 337–398. Четвериков. С., протоиерей. Описание жизни блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. М., 1998. Ч-н Ф. П. Тяжелая утрата (Оптинский старец Амвросий †). М., 1892. Шишкова А. Несколько дополнений к статьям об отце Амвросии. М., 1893. Шустин В., священник. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. Из личных воспоминаний. М., 1991. Письменное наследие Оптинских преподобных Амвросий Оптинский , преподобный. Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского , читаемое во время скорби и искушений. М., 1996. Амвросий, преподобный. Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим и мирянам: В 3 ч. М., 1995. Амвросий, старец Оптинский, преподобный. Собрание писем преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN и настоятельницам N общины. Оптина пустынь, 1997. Анатолий (Зерцалов) Оптинский , преподобный. Письма Оптинского старца иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) . Оптина пустынь, 1998. Антоний, игумен. Письма к разным лицам. [М.], 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так писал великий старец земли русской, ныне причисленный к лику преподобных! В некоторых своих письмах батюшка Амвросий высказывает глубочайшие истины, говоря, к примеру, что «монашество есть таинство» [ 10]. Таким же духовным опытом полны его письма о молитве Иисусовой. «Прежде сердечной молитвы, – пишет батюшка к некоей страждущей инокине, – постарайтесь иметь молитву умную, держа внимание в персех и заключая ум в словах молитвы. Такая молитва проще и удобнее; и если в этой молитве будет успех, то, по свидетельству некоторых, она переходит и в сердечную» [ 11]. Повторяем, подлинный разбор наследия писем преподобного старца Амвросия найдет свое место в ближайшем будущем [ 12], тогда и будут отобраны и изложены основные ценности его смиренной старческой переписки с миром страждущих и ищущих Бога сердец. Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906. – С. 108–109. Там же. – С. 30. Там же. – С. 42–43. Там же. – С. 71. Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 1, 2. Сергиев Посад, 1908. Вып. 1. Письмо 5. – С. 6. Там же. Письмо 91. – С. 86. Там же. Письмо 118. – С. 101. Там же. Письмо 121. – С. 105. Там же. Письмо 205. – С. 176. Там же. Вып. 2. Письмо 383. – С. 104. Там же. Письмо 395. – С. 115. См. Архимандрит Иоанн (Маслов). Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993. Кроме этой книги, написанной в 1968–1969 гг., другие изданные труды по этой теме нам неизвестны. – Сост. Читайте также: «Надобно знать нам свою меру и не увлекаться в высоту». О письмах преподобного Макария Оптинского Черная ряса ничего не значит без внутреннего подвига Старчество на Руси. О письмах Ивана Ивановича Троицкого Старчество на Руси. О письмах святителя Феофана Затворника Старчество на Руси. Глава 5. Старчество в русских обителях Старчество на Руси. Глава 4. Зосимова пустынь и старчество Старчество на Руси. Глава 3. Старчество в Оптиной пустыни Старчество на Руси. Глава 2.

http://pravmir.ru/o-pismax-prepodobnogo-...

С благодарностью Богу, Его непостижимому Промыслу должны быть помянуты многочисленные помощники старца Макария, прежде всего чета Киреевских (Иван Васильевич и Наталья Петровна), профессор Московского Университета С. П. Шевырев, цензор профессор Ф. А. Голубинский и другие. На дело печатания появились средства, много содействовал новому начинанию богомудрый игумен Оптиной пустыни архимандрит Моисей [ 15 ], а в числе братии нашлись для отца Макария постоянные помощники. Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса, 1890. – С. 14. Преподобный Лев (Наголкин; – основатель старчества в Оптиной пустыни, духовный наставник многих светильников русской Церкви (святителя Игнатия Брянчанинова, преподобного Амвросия Оптинского и др.). Прославлен в лике местночтимых святых Оптиной пустыни в 1996 г . – Сост . Жизнеописание старца Леонида. – С. 127–128. Там же. – С. 128. Там же. – С. 136–145. Преподобный Макарий (Иванов; старец Оптинский. Прославлен в лике местночтимых святых Оптиной пустыни в 1996 г . – Сост . Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария. Отделение второе. Письма к монахиням. М., 1862. – С. 209. Там же. Там же. – С. 197. Там же. – С. 272. Там же. Там же. – С. 203. Архимандрит Никодим . Старцы о Паисий Величковский и о Макарий Оптинский и их литературно-аскетическая деятельность. М., 1909. – С. 32. – Авт . Краткий очерк истории оптинского книгоиздательства см. также Концевич И. М . Оптина пустынь и ее время. Jordanville, 1970. – С. 177–182. – Сост . Святитель Филарет (Дроздов; митрополит Московский и Коломенский. Прославлен в 1994 г . – Сост . Преподобный Моисей (Путилов; игумен и старец Оптинский. Прославлен в лике местночтимых святых Оптиной пустыни в 1996 г . – Сост . Часть 2 Архимандрит Никодим пишет в своем исследовании: «Во всех лучших русских людях первой половины XIX века издательская деятельность Оптиной пустыни встретила полное одобрение. Труды духовных питомцев о Паисия Величковского во главе с о Макарием и славянофилов Киреевских были верно поняты и оценены еще современниками» [ 1 ].

http://pravmir.ru/starchestvo-na-rusi-gl...

11 июня, в день памяти святого апостола Варнавы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II совершили Божественную литургию в храме в честь основателя Кипрской Церкви, что в районе Дасуполи, столицы Кипра. По окончании богослужения настоятель храма протопресвитер Сотирий Савва от имени церковного совета прихода преподнес Предстоятелю Русской Церкви панагию. Святейший Патриарх Кирилл со своей стороны поздравил собравшихся с праздником и отметил, что " Русская Церковь близко к сердцу принимает всё, что происходит с кипрским народом " . " Сегодня есть еще один важный фактор, который поддерживает любовь всего русского народа и Церкви Русской к Кипрской земле, это большая русская диаспора на Кипре. Десятки тысяч русскоязычных людей живут сегодня на острове. Они православные и, находясь на Кипре, являются членами местной Православной Церкви. Разве Россия и Церковь Русская могут не видеть страданий этой земли, когда так много наших людей живет здесь сегодня? Вот почему мы говорим о том, что русскоязычная паства Кипра является важным фактором укрепления связей между нашими странами, народами, между нашими Церквами " , — сказал Святейший Патриарх. В дар Кипрской Церкви был передан ковчег с мощами Преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святителя Филарета, митрополита Московского, и преподобного Амвросия Оптинского. Храму апостола Варнавы Святейший Патриарх подарил икону Божией Матери " Владимирская " . Предстоятель Русской Церкви напомнил также о договоренности между приснопамятным Патриархом Алексием II и Архиепископом Хризостомом по поводу передачи пяти старейшим митрополиям Кипрской Церкви, семи древним монастырям и трем храмам икон, созданных русскими иконописцами, и вручил новонаписанные иконы. Для Блаженнейшего Архиепископа Хризостома и Кипрской Архиепископии, Пафосской, Китийской, Киринейской, Лемесосской и Морфосской митрополий были созданы списки особо почитаемых на Руси икон Пресвятой Богородицы: " Владимирской " , " Казанской " , " Тихвинской " , " Иверской " , " Одигитрии " . Ставропигиальному монастырю Богородицы Махера предназначены образы святителя Крымского Луки, преподобного Серафима Саровского; ставропигиальному Киккскому монастырю — преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженной Ксении Петербургской; ставропигиальному монастырю святого Неофита, храму Богородицы Хрисополитиссы, храму праведного Лазаря в Ларнаке — образа праведного Иоанна Кронштадтского; обители Ставровуни — икона преподобного Амвросия Оптинского, монастырям Лампадиста и Мавровуни — иконы собора Оптинских старцев. Образ преподобного Серафима Саровского также написан для монастыря Богородицы Троодитиссы, а для русского прихода Святителя Николая в Лимасоле — икона блаженной Ксении Петербургской.

http://e-vestnik.ru/world/na_ostrove_svy...

Данные сопоставления показывают не только независимость поучений старца от сборника владыки Палладия, но лишний раз свидетельствуют о том, что монашеское богословие в Оптиной пустыни не отставало от академической богословской науки. По-иному обстоит дело с 22-м псалмом, где старец Амвросий по смыслу своего поучения близок к толкованию епископа Палладия. Особого внимание заслуживает третий стих псалма: «Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего» ( Пс. 22:3 ). Мы обнаруживаем поразительное текстуальное совпадение толкователей. Епископ Палладий Преподобный Амвросий «То есть с пути неправды, лжи, порока и греха, обратил на путь правды, истины и добродетели. С Евр: «подкрепляет душу мою; направляет меня на стези правды ради имени Своего». То есть по единому благоволению, ради проявления и прославления имени Своего, а не ради заслуг и дел человеческих» 31 «С пути неправды, лжи, порока и греха обращает нас Господь Евангельсми заповедями на путь добродетели, правды и истины Имене ради Своего, то есть делает все это не ради человеческих заслуг и дел, но поединому Своему благоволению, чтобы мы прославляли всесвятое Имя Его» 32 «Толкование» владыки Палладия было опубликовано в 1872–74 годах, в то время как преподобный писал данные строки к празднику Рождества 1880 года. Столь явное совпадение убеждает в том, что оптинский старец всё же обращался к труду епископа 33 . В качестве итога, следует сделать общий вывод о том, что старец Амвросий в толкованиях на псалмы был практически независим от сочинений наиболее известных представителей русской академической экзегезы в лице архиепископа Иринея (Клименьтьевского) и епископа Палладия (Пьянкова) . Основу духовного чтения в Оптиной составляли творения святых отцов, но преподобный Амвросий, совершая подвиг старчества, следил за движением русской богословской мысли и духовной литературой своего времени. 1 Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария. Отд-е 1-е. Письма к монахам. СПб., 1994 (репринт 1862 г.). С. 75. Письмо 56.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

При преподобном Макарии издавалась только святоотеческая аскетическая литература, в 60–80-х гг. XIX в. под руководством Амвросия и при деятельном участии иеромонаха Климента (Зедергольма), архимандрита Леонида (Кавелина), преподобного Анатолия (Зерцалова), отца Агапита (Беловидова) и другие были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной пустыни: «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария» (Составленное архимандритом Леонидом (Кавелиным. М., 1861, 18812); «Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни» (Составленное иеромонахом Леонидом. М., 18622); «Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария» (1862–1863. 4 т.); «Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря» (М., 1869); «Жизнеописание настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря игумена Антония» (Составленное иеромонахом Климентом. М., 1870); «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни, с приложениями» (Составленное иеромонахом Леонидом. М., 18763); «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (Сост. иером. Климентом. М., 1876; Од., 1890); «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (Составленное архимандритом Ювеналием. М., 1882). Кроме того, были выпущены в свет 20 брошюр и переиздавались ранее вышедшие произведения. Особое внимание уделялось жизнеописаниям и творениям Оптинских старцев и св. отцов. Книги рассылались епархиальным архиереям, по библиотекам монастырей, академий, семинарий и раздавались богомольцам. По благословению старца в 1890 г. художником Д. М. Болотовым (впоследствии иеромонах Даниил) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов». С именем Амвросия связано устройство в 1884 г. Шамординского женского монастыря, в который в отличие от других монастырей принимали неимущих и больных женщин. В Шамординской обители Амвросий провел последние полтора года своей жизни.

http://sedmitza.ru/text/414332.html

Церковь именует этих людей собеседниками преподобного Сергия. Он был учителем учителей, наставником наставников. Исследователи жития преподобного называют имена ста святых иноков, вышедших из его монастыря. Созданный им монастырь во имя Пресвятой Троицы дал жизнь пятидесяти другим монастырям, от которых в свою очередь образовалось еще сорок. Замечательно, что преподобный Серафим Саровский, один из главных духовных наследников преподобного Сергия, принял в свой гроб образок этого святого. В свете его подвига открывается подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Амвросия Оптинского, всех оптинских старцев, всех наших русских святых. Но, может быть, самое поразительное — это связь преподобного Сергия с царственными страстотерпцами и всеми новыми мучениками и исповедниками Российскими. Неслучайно праздник обретения его честных мощей предваряется праздником святых царственных мучеников. И в день его памяти совершается также память родной сестры царицы Александры —преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Как преподобный Сергий был духовным знаменем для своего времени, так для нашего времени таким знаменем являются святые царственные страстотерпцы и весь сонм новых мучеников и исповедников Российских. Суть их подвига — участие в тайне любви Христовой, в Его жертвенном приношении Себя за других людей. Подвиг преподобничества и мученичества становится единым подвигом. И преподобномученица великая княгиня Елизавета, сброшенная озверевшими палачами в шахту, произносит как бы от имени всех царственных страстотерпцев и всех новых мучеников и исповедников Российских слова молитвы Христовой на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят». Только так мы можем понять, почему великий исторический момент в жизни русского народа — свержение татаро-монгольского ига — связан с именем преподобного Сергия. Мы помним, как он осенил крестным знамением святого благоверного князя Димитрия Донского, когда орды Мамая угрожали полным уничтожением русской земли. Преподобный Сергий благословил его на знаменитую Куликовскую битву, сказал ему: «Иди, князь, без страха.

http://moral.ru/st-sergius/

Напутствуемый Нашим словом и укрепляемый верой в помощь Божию, безбоязненно и мирно вступи на благословенный путь, указуемый тебе Господом и со всей ревностью отдайся делу Божию. Прими этот святительский жезл и яви себя народу, вместе с нами молившемуся о тебе, и осени его первым архипастырским благословением. Биография епископа Прокопьевского Амвросия Епископ Амвросий (в миру Ермаков Виталий Анатольевич), родился 15 июня 1970 года в селе Лужки Железногорского района Курской области в семье рабочих, русский. С 1982 года нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую Духовную семинарию. 7 апреля 1994 года ректором Московской Духовной академии и семинарии епископом Дмитровским Филаретом (ныне архиепископ Пензенский и Кузнецкий), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество с именем Амвросий, в честь преподобного Амвросия Оптинского (день тезоименитства 23 октября по н.ст.). 29 мая 1994 года в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой Лавры епископом Дмитровским Филаретом рукоположен в сан иеродиакона. В сентябре 1994 года назначен регентом вновь образованного академического хора студентов семинарии и академии. 8 октября 1994 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой Лавры епископом (ныне архиепископ) Пинским и Лунинецким Стефаном рукоположен в сан иеромонаха. В июне 1995 года окончил семинарию и в августе того же года был зачислен на 1-й курс академии. В июне 1999 года окончил академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре Патрологии на тему «Сотериология святого Иоанна Златоуста». После окончания Московской Духовной академии оставлен в Духовных школах преподавателем и регентом академического хора. В августе 2000 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую Духовную семинарию, при Сретенском монастыре в Москве и определен в братство обители.

http://pravoslavie.ru/news/13084.htm

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года постановил: «Для того, чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников». Добрые качества, присущие новомученикам и исповедником Церкви Русской, начиная со Святейшего Патриарха Тихона, митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) — твердое стояние в истинной вере, смелое исповедничество, жертвенное служение Богу и людям — в полной мере относятся к выдающемуся представителю русской святости прошлого столетия, преподобноисповеднику Севастиану, старцу Карагандинскому. Он вошел в историю Православия не только как страдалец за веру, но и как духоносный наставник, наследник благодати оптинского старчества. Стефан Васильевич Фомин, будущий старец Севастиан, родился в день памяти преподобного Стефана Савваита 28 октября/10 ноября 1884 года в крестьянской семье села Космодемьяновское Орловской губернии. Имел двух старших братьев: Илариона и Романа. Родители были бедны, но благочестивы. Незабываемое впечатление раннего детства — поездка в четырехлетнем возрасте в прославленную Оптину пустынь, расположенную в 150 километрах от Орла, где тогда старчествовал самый известный оптинский подвижник преподобный Амвросий, сыграла важную роль в духовном становлении отрока. Неизвестно, встречался ли Стефан с отцом Амвросием (последний умер в 1891 году), но портрет этого святого старца был с ним в течение всей жизни. Вскоре после этого паломничества от непосильного крестьянского труда и болезней умирают мать и отец. Иларион в достаточно молодом возрасте женится, а Роман избирает иноческое житие, в 1892 году поступив послушником в ту же Оптину. В зимнее, свободное от крестьянской работы время, Стефан любит посещать в прославленном монастыре среднего брата, и в скором времени сам ощущает в сердце призвание к монашеству. В 1905 году Иларион, наконец, отпускает Стефана в Оптину пустынь. А через три года происходит удивительное событие — 24-летний послушник Стефан становится келейником преподобного иеросхимонаха Иосифа (Литовкина), преемника великого старца Амвросия. Семидесятилетний отец Иосиф, несмотря на физические немощи и болезни, в то время являлся главным духовным наставником монастыря, у которого окормлялись тысячи людей со всей России. Братия обители понимала, что недалек миг перехода старца в вечность.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010