Мария Кавелина. «Против придельного алтаря преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца (ныне придел в честь прп. Амвросия Оптинского ), скромный памятник указывает на место погребения благочестивой боярыни Марии из фамилии господ Кавелиных, урожденной Нахимовой (двоюродной сестры синопского героя адмирала П.С. Нахимова), скончавшейся 23 августа (5 сентября) 1860 года, на 58 году от рождения.  Любя душою обитель, в которой постригся один из сыновей ее, добродетельная старица навещала оную во все годовые праздники и имела обычай ежегодно говеть в ней во все четыре поста. Она желала и молилась, чтобы Матерь Божия сподобила ее быть погребенной в стенах монастыря, посвященного Ее покрову.  Матерь Милостивого Господа исполнила во благих желание усердной рабы Своей. Мария, проведя в монастыре Успенский пост, почувствовала себя нездоровой и осталась поневоле. К водяной болезни, от которой она давно страдала, присоединилась простуда, сделалось воспаление и ускорило ход болезни. Больная на пятый день своей болезни вторично причастилась Святых Тайн и готовилась на десятый день, причастясь еще, особороваться маслом, но накануне назначенного для сего дня вдруг почувствовала приближение смертного часа и пожелала ускорить причащение Святых Тайн. Позвали духовника. Пока он прибыл, по воле Господней, ангел смерти как бы отступил на время от болящей: руки охладели, в лицо бросилась кровь, но она была в полной памяти, благословила рыдавшего у ног ее сына-иеромонаха, передала ему ясно и твердо свою последнюю волю относительно других, отсутствующих, детей, причастилась Святых Тайн с чувством умиления. После сего, подозвав духовника, сказала тихо, но ясно: «Я чувствую теперь такую радость и сладость, которую не могу выразить никакими словами». Затем, утешая сына, сказала: «Господь был ко мне так милостив, что в нынешнем году собрал около меня всех вас; мне более нечего просить у Него здесь». Взглянув на сына взглядом, которым, казалось, хотела, вместе с угасавшею жизнью, перелить в его сердце всю полноту своей любви к нему, склонила голову на грудь и уже более не поднимала ее. Вошел старец, советам которого она неуклонно следовала всю свою жизнь, но она уже не могла отвечать на его приветствие, она скончалась, сидя в креслах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Наталия 13 января 2021, 03:09 12 января 2021 года в 85 лет от коронавируса отошёл ко Господу Митрополит ФИЛАРЕТ (Вахромеев), почётный Патриарший экзарх всея Белоруссии. 12 января 2021 года в 82 года от коронавируса отошел ко Господу Протоиерей НИКОЛАЙ Беляев, старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря. Санкт-Петербург. Наталия 12 января 2021, 11:47 8 января 2021 года в 84 года отошла ко Господу сестра милосердия храма Святой Троицы г. Осинники Галина Михайловна Куликова. Новокузнецкая епархия. 10 января 2021 года отошла ко Господу Наталья Александровна Лёвкина. Руководитель Воскресной школы при Спасо-Яковлевском Димитриевом мужском монастыре г.Ростова. Наталия 12 января 2021, 11:17 6 января 2021 года после продолжительной болезни отошла ко Господу Матушка ТАТИАНА - супруга Дьякона ЕВГЕНИЯ Колчанова, клирика храма св.блгв.Дмитрия Донского города Нижнего Тагила. 10 января 2021 года, на 92 втором году, после продолжительной тяжелой болезни отошел ко Господу насельник Свято-Ильинского мужского монастыря, схиархимандрит Серафим (Курячий). Одесса. 11 января 2021 году на 72-м году жизни отошел ко Господу клирик Нижегородской епархии Протоиерей НИКОЛАЙ Коняшкин. Последним местом его служения стал приход храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Арзамасе. Наталия 10 января 2021, 23:40 Накануне памяти святителя Николая 18 декабря отошел ко Господу еще один сербский подвижник – простой и немногоглаголивый игумен монастыря Моштаница архимандрит Василий Квргич (1945 – 18.12. 2020). Наталия 10 января 2021, 21:38 8 января 2021 года отошла ко Господу мама настоятеля храма в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " священника Алексея Завгороднего - раба Божия ОЛЬГА. г.Воронеж. 31 декабря 2020 года на 84-м году жизни отошел ко Господу известный череповецкий поэт, член союза писателей-краеведов Геннадий Герасимович Мальцев, в творчестве которого значительное место занимает православная тематика. 10 января 2021 года, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, на 75 году жизни скончался клирик Тверской епархии протоиерей АНАТОЛИЙ Волгин, настоятель храма преподобного Амвросия Оптинского в деревне Кувшиново.

http://pravoslavie.ru/133481.html

После картины «Царь» он по дороге из деревни в Москву ненадолго заехал ко мне по делам и поведал, что согласился на эту роль только ради того, чтобы на примере Иоанна Грозного показать страшную проблему раскола личности. В картине это было выражено в словах Иоанна: «...как человек-то я грешен, но как Царь-то я праведен...». Это ключевой момент фильма — мы наблюдаем, как человек, хотя бы и Царь, пытается оправдать свои грехи «должностью», и это приводит к полному безумию, одиночеству и богооставленности. Если верующий человек, независимо от должности и статуса, не приведёт в соответствие свою жизнь во Христе с жизнью в миру, его ждут неминуемо трагические последствия. Пётр Николаевич очень сожалел, что с этой точки зрения ему не удалось выразить эту мысль ярко и доступно для понимания современников, а напрямую он говорить не хотел. Я помню, какую речь Пётр Николаевич сказал на вручении премии «Ника» за фильм «Остров». Ее тогда сочли политически скандальной и обрезали при показе на центральном телевидении. А Петр иносказательно заявил, что правитель не всемогущ, и ему надо помогать, а не ждать от него решения всех проблем. Президент — такой же человек, как и мы все, только ему пришлось взвалить на себя эту ношу… Пётр часто говорил, что имя врага — разделяющий (диавол), что «… наша борьба не против плоти и крови…» (Еф. 6, 12), то есть не против людей, а против причины, разделяющей людей на своих и чужих, против двоедушия, порождаемого врагом рода человеческого. Ещё говорил, что у Бога все свои, и надеялся, что люди, наконец, это поймут, преодолеют внутреннее разделение и начнут меняться. Себя он считал в большей степени поэтом и шутом, говорил, что начал свою клоунскую карьеру в 4 года и был верен ей до конца своих дней. Он любил высказывание преподобного Амвросия Оптинского о том, что «где просто, там ангелов до ста, а где мудрено, там ни одного», любил простоту и искренность. В завершение расскажу последний эпизод наших взаимоотношений, очень важный для меня и, думаю, для всех нас.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/15/sem_no...

Святой Игнатий Брянчанинов, размышляя о том, что означает памятование о Боге, говорит, что оно начинается с регулярного, постоянного и вдумчивого чтения Священного Писания и святых отцов, когда человек каждый день погружает себя в эту благодатную стихию Божественного откровения, когда он слышит голос Божий. Это уже очень много! От слышания голоса Божия можно незримо перейти и к видению Бога сердцем своим, как это было в жизни святых оптинских старцев, которые, несомненно, были этими сердечными боговидцами. Конечно, очень важно также, по учению святого Игнатия Брянчанинова, читать святых отцов. Я бы добавил к этому еще и важность совершения постоянной молитвы. Мне вчера отец наместник рассказал о том, что многие из братии здесь более 1 000 раз в день совершают Иисусову молитву. Я порадовался этому. Что означает эта постоянная молитва? Это и есть разворот ума и сердца к Богу, это и есть постоянное памятование о Боге. Если мы о Боге помним, то наше сердце пребывает в любви, в радости, в мире. Мы способны на долготерпение и на благость, мы становимся кроткими, ведь как можно гордиться пред лицом Божиим? Мы становимся людьми глубокой веры, потому что молитва и пребывание пред лицом Божиим связывают нас с Ним тесной, глубинной связью. Монастыри, собственно говоря, и должны иметь своей главной задачей помощь каждому, кто приходит сюда, в том, чтобы обрести это памятование о Боге, предстояние Богу. Видимо, этот самый опыт жизни оптинских старцев и поражал сознание интеллектуалов XIX века. Глубоко убежден, что с еще большей силой реальный духовный опыт людей, постоянно пребывающих в общении с Богом, способен и сегодня поразить сознание наших современников, которые часто бездумно, по инерции или по движению страстей отрицают Бога, исповедуя тем самым абсолютное нежелание иметь с Ним общение. Но, соприкасаясь с реальным религиозным опытом, и они способны увидеть эту захватывающую духовную перспективу жизни человека в общении с Богом. Я хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие братья, насельники Свято-Введенской Оптиной пустыни, восходить от силы к силе, через чтение Священного Писания и святых отцов, через молитвы, через творение Иисусовой молитвы, через совершение богослужений, через келейное правило, через несение послушаний, через отсечение своей воли, предаваясь в руки Божии, постоянно быть рядом с Господом, постоянно памятовать о Нем. И тогда все добродетели — незримо, таинственно, по мановению Божественной руки — будут вселяться в наши сердца и в наши умы, преображая нашу жизнь.

http://patriarchia.ru/db/text/3318998.ht...

Слава, глас 4: Не во дни древния,/но в сия дни последния,/со страхом Божиим совершал еси жительство твое,/преподобне отче наш Иосифе,/во благочестии и правде Божией/души верных пламенно и ревностно утверждая,/духовными советы обогащая/и чудесы предивными удивляя./Ныне же, в Небесных обителех водворяяся,/молися Христу Богу,/яко да низпослет душам нашим//мир и велию милость. И ныне, праздника, или Богородичен, глас тойже: Гласом благодарения в болезни к Богу воззвав,/глас Твой сладкий, Владычице, услыша Иосиф,/и ныне с Тобою глас возвышает ко Спасу,//еже улучити нам дар всыновления. На стиховне стихиры, глас 4. Подобен: Я ко добля в мученицех: Богоносне отче Иосифе,/сосуд благодати Духа Святаго/от младенчества показался еси,/паче же по успении твоем точиши токи целебныя,/власть бо имаши на духи нечистыя,/от человеков тех отгоняя./Избави и нас сих мучительства,/умоляя Господа,//да благоутробием Своим спасет души наша. Стих: Ч естна пред Господем//смерть преподобных Его. Святе старче Иосифе,/от юности твоея на рамо крест восприим,/Амвросием святым направляемь,/Христу последовал еси,/всякия же добродетели исполнь,/добрый образ иноком явился еси./Темже по исходе твоем от сего жития/низводиши от Господа токи чудес верою просящим,/Тому молися, усердно молим тя,//да благоутробием Своим спасет души наша. Стих: Б лажен муж, бояйся Господа,//в заповедех Его восхощет зело. Преподобне отче Иосифе,/издетска вожделел еси прилепитися Богови,/вменив же во уметы вся красная мира сего,/вседушне преселился еси в пустынь Оптинскую,/идеже надолзе в терпении потрудився,/райскаго пристанища достигл еси./Сего ради молим тя:/умоли Христа Бога,//да благоутробием Своим спасет души наша. Слава, глас 8: Отрасль благоплодная винограда Оптинскаго,/Иосифе приснопамятне,/вино духовное от аввы Амвросия приял еси/и, сердца верных напоив,/омраченная печальми житейскими,/божественное радование даровал еси./Ныне же в памяти твоей/веселие черплюще, молим тя:/помози нам горькия страстей работы избавитися//и вкусити сладости Небесныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Я согласен. – А что случилось? – спрашивает отец Евлогий. – Я пошел к иконе преподобного Амвросия Оптинского и стал жаловаться: «Вот, преподобный, куда меня отправляют…» И вдруг икона оживает и от нее голос: «Иди». Потом отца Евлогия уже рукоположили к нам на Владимирскую кафедру. Всюду, откуда его переводили, люди провожали его со слезами на глазах. И на отпевании и погребении нашего архиерея люди плакали. Плакали владыки, священники, матушки, певчие. Эта земная скорбь неизбежна, и может время уврачует наши слезы. Но потеряв отца на земле, мы приобрели на небе Ходатая и Заступника. И мы в этом не сомневаемся ни на секунду. Владыченька – ты наш Предстатель! Как путеводная звезда… Пред Господом за нас Ходатай, Отныне и вовеки навсегда! Сейчас ты видишь, как народ рекою Из пламенных и любящих сердец, Склонился над гробницею твоею… Ведь ты для всех воистину отец! Как могикан, ты покидаешь землю, И простираешь сердце в небеса… Вступая на вселенское служенье Во имя Духа, Сына и Отца. P.S.Oдhaжды на праздничной трапезе во Мстерской женской обители, Владыка Евлогий неожиданно меня спросил: – Какой подарок приготовила матушке Фомаиде на праздник? Подарка у меня не было, и я прочла стихотворение «Дух Святой», которое написала накануне вечером. Когда я подошла в конце трапезы под благословение владыки, то он произнес слова, которые меня очень удивили. – Да, – сказал владыка, – послушал я твои стихи, а ведь их так много… Я пожала плечами… Это было мое единственное стихотворение. Но после слов владыки, как будто хляби небесные раскрылись. И – пошли стихи по молитвам дорогого владыки Евлогия. А теперь и в его память. Слово митрополита Евлогия о милосердии с служении монахов «В истории монашества мы встречаем одних иноков с кротким и смиренным житием, исполненным евангельского духа, других сильными в молитвах за мир, за Церковь, за Отечество, третьих милосердными, благотворительными. … [Даже] иноки-отшельники, хотя и предпочитали безмолвие в подвиге, однако, не исключали служение миру в виде молитвы о нем и благотворения ему, если располагали чем-либо. «Мы, иноки, – говорит преп. Исаак Сирин, чтим безмолвие, не исключая милосердия». Безмолвники уходили только от мятежа мирского, а не от исполнения заповеди о любви к ближним как основного завета Евангелия Христова.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/26/pamyat...

Благослови, душа моя, Господа ( Пс. 102, 22 ). Спасение может получить христианин на всяком месте, и в мире живя. Но в Евангелии в другом месте читаем и следующее: Если хочешь быть совершенным… продай имение твое и раздай нищим ( Мф. 19, 21 ) и прочее. Святой Исаак Сирин на основании этих слов пишет: «Можно получить милость Божию малую и милость Божию великую в совершенстве: которые совершенно посвящают себя Богу, оставляя мир». При этом вникни в слова Господа: Если же хочешь войти в жизнь вечную; если хочешь быть совершенным, – и увидишь, что нигде Господь не хочет неволей понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и через собственное произволение люди бывают или добры, или злы. Поэтому напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному. Самуил жил и воспитывался у Илии священника при развратных его сыновьях и сохранил себя и был великим пророком. А Иуду и трехлетняя жизнь пред лицом Самого Спасителя не сделала лучшим, когда он видел столько чудес, постоянно слышал евангельскую проповедь , а сделался еще худшим, продал Учителя своего и Избавителя мира за тридесять сребреников... (2, ч. 1, с. 45). ...Я знаю главный смысл твоих обстоятельств и твоего настроения и в письмах своих всегда имел одну цель – разубедить тебя в неправильном твоем понятии о монашеской и вообще о духовной жизни, которое ты составила себе, еще живя в мире. Может быть, тебе случалось слышать не раз, что по видимому и правильная теория не всегда сходится с практической деятельностью. Собственный опыт, повторяемый по опытам прежде бывших духовных лиц, есть хороший наставник, когда при этом поверяем жизнь свою по евангельскому, и апостольскому, и святоотеческому учению. Ты положила для себя и для своей жизни какое-то странное основание: я желала так, я думала так, я предполагала так. Не одна ты, а и многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме; но только немногие и редкие на самом деле исполняют благое свое желание – именно те, которые твердо держатся слов Святаго Писания, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ), и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби, и болезни, и разные неудобства, содержа всегда в памяти слова Самого Господа: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф. 19, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

18 октября – день памяти сразу двенадцати русских святителей и чудотворцев: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа , Макария, Иова, Ермогена , Тихона , Петра, Филарета , Иннокентия и Макария. У каждого из них есть свои дни памяти, однако в этот день церковь воздает им равные почести – как небесным покровителям Москвы и всей русской земли. 19 октября мы вспоминаем апостола Фому , чье имя стало нарицательным для обозначения недоверчивости. Однако, по словам святителя Иоанна Златоуста , «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю». Он основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии, а также в Индии, где претерпел мученическую кончину за Христа. День памяти преподобного Льва Оптинского, а также собор четырнадцати преподобных Оптинских старцев во главе с Амвросием Оптинским отмечается 24 октября. Преподобные были причислены к лику местно чтимых святых в 80-90-е годы, а в 2000 г. были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Святые мощи старцев находятся во Введенском соборе обители. 26 октября – день принесения в Москву Иверской иконы Божией Матери . Первый список чудотворной иконы, привезенной с Афона, датируется 1648 годом. Этот образ сопровождал русские войска в походе 1654 г. против польского войска, а затем был помещен в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. 31 октября – день памяти еще одного евангелиста – Луки, апостола от 70 . Уроженец Антиохи Сирийской, Лука происходил из образованной греческой семьи, был врачом и художником. Именно он, по преданию, был творцом первых икон, изображающих Богородицу. Свое Евангелие, а также Книгу Деяний святых апостолов Лука написал под руководством апостола Павла, которого сопровождал в его миссионерских странствиях. После гибели верховных апостолов Лука продолжил проповедь в Ливии, Египте и Греции, где принял мученическую кончину в 84 г.

http://pravmir.ru/imeniny-oktyabrya/

Давняя мечта сбылась. Уже приняв великую схиму с именем и в честь преподобного Илариона схимника Печерского, почивающего мощами в дальних пещерах, старец засобирался на Афон. Перед этим часто рассказывал своим чадам о житии своего небесного покровителя, цитируя по памяти Киево-Печерский патерик: «Пре­по­доб­ный Ила­ри­он схим­ник та­ко­го воз­дер­жа­ния был, иже в неде­лю раз толь­ко и то ма­ло что едал, рев­ну­ю­чи пре­по­доб­но­му Фе­о­до­сию, бо и со­жи­тель его был, мо­литв же и мо­ле­ний мно­го, день и нощь, с ко­ле­но­пре­кло­не­ни­ем и сле­за­ми тво­ря­ше, уго­дил Гос­по­ду Бо­гу”. А мы что? – говаривал старец. – Спим, пьем, едим и Богу так никогда не угодим!.. Будем же спасаться, детки, прощать и любить друг друга. Ибо мир этот держится любовью!..» Когда весть о том, что старец Иларион уехал на Афон, облетела Киев, многие опечалились без любимого батюшки. Но афонский период оказался недолгим, всего один год. Старец вернулся – требовалось лечение. Назад он не возвратился, по одним предположениям – из-за плохого состояния здоровья, по другим – из-за препятствий со стороны органов власти. «Всех люби и никого не осуждай, и всем прощай, не унывай, не падай духом, за все благодари Господа» Последний год жизни схииродиакон Иларион провел в опекаемом им Спасо-Преображенском женском монастыре на Черкащине, в селе Стеблёв. Подобно преподобному Амвросию Оптинскому, создавшему Шамординскую обитель и почившему там, старец покинул лавру со словами: «Еду в своё Стеблёво умирать». И, что удивительно, похороны почившего подвижника припали на день памяти прп. Амвросия, 23-го октября. «Всех люби и никого не осуждай, и всем прощай, не унывай, не падай духом, за все благодари Господа», часто напоминал он перед смертью. В Спасо-Преобрженском монастыре, последнее лето… Умер он в осенний день, 21 октября, когда земля была устлана желтыми листьями, как золотым ковром, будто сотканным специально для почившего подвижника. Вечная тебе память, отче Иларионе! Рейтинг: 10 Голосов: 2375 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/107534.html

     – Но почему мы говорим, что нет универсальных норм, нет универсальной меры, а есть только общий принцип? – задала вопрос матушка-настоятельница. – Для наглядности приведу случай, связанный с подвижником-святогорцем, который вдруг потерял молитву и не знал, по какой причине это произошло. Он вел образ жизни такой же, как и ранее, однако молитва была утеряна. Этот монах пошел к своему духовнику, и тот посоветовал ему вспомнить всё, что могло послужить причиной. Подвижник стал вспоминать – и неожиданно в его памяти высветился недавний эпизод, когда он выпил чай с двумя кусочками сахара, хотя до этого к сахару не притрагивался. Получается, он усладил свою гортань тленной пищей и потерял нетленную пищу молитвы... Вот такая высота подвига! К высочайшему подвигу другого афонского старца, особенно любимого и почитаемого в России, обратилась матушка София, размышляя над темой, как избрать правильную меру. Так преподобный Паисий Святогорец, у которого, как и у преподобного Амвросия Оптинского, физические страдания (астма, приведшая к тяжелой легочной болезни) стали вечным спутником его земной жизни, занимался рукоделием. Под этим подразумевалась резьба по дереву. Он сам заготавливал дерево для икон, делал дощечки и вырезал иконки, затем раздавал их людям или отдавал в монастырь для продажи. Паломники иконки охотно покупали, а на вырученные деньги таксисты по просьбе отца Паисия приобретали одежду, шапочки, печенье, продукты. Всё это складывалось в рюкзачки. Это были подарки для бедуинских ребятишек, которыми батюшка периодически одаривал, как говорили вокруг, маленьких «бедуинчиков». Но иногда во время занятия рукоделием у отца Паисия начиналось кровотечение из носа, и тогда он обращался к своему старцу с вопросом, не отпустит ли тот его с послушания. Однако старец говорил: «Нет! Оставайся!» Кто-то может усмотреть в таком подходе старца к монаху худое отношение, даже жестокосердие. Сам преподобный Паисий напишет впоследствии слова назидания, которые ревностный исполнитель монашеских обетов должен взять за основу: «Во время испытания, если тебе будет трудно, смирись перед своим старцем и расскажи ему о своих трудностях. Если опять будешь испытывать затруднения, опять смирись, ибо он или забыл, или хочет проверить у тебя " пульс " – сколько у тебя стойкости Одновременно молись, чтобы Бог укрепил тебя и просветил твоего старца».

http://pravoslavie.ru/141568.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010