Данные сопоставления показывают не только независимость поучений старца от сборника владыки Палладия, но лишний раз свидетельствуют о том, что монашеское богословие в Оптиной пустыни не отставало от академической богословской науки. По-иному обстоит дело с 22-м псалмом, где старец Амвросий по смыслу своего поучения близок к толкованию епископа Палладия. Особого внимание заслуживает третий стих псалма: «Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего» ( Пс. 22:3 ). Мы обнаруживаем поразительное текстуальное совпадение толкователей. Епископ Палладий Преподобный Амвросий «То есть с пути неправды, лжи, порока и греха, обратил на путь правды, истины и добродетели. С Евр: «подкрепляет душу мою; направляет меня на стези правды ради имени Своего». То есть по единому благоволению, ради проявления и прославления имени Своего, а не ради заслуг и дел человеческих» 31 «С пути неправды, лжи, порока и греха обращает нас Господь Евангельсми заповедями на путь добродетели, правды и истины Имене ради Своего, то есть делает все это не ради человеческих заслуг и дел, но поединому Своему благоволению, чтобы мы прославляли всесвятое Имя Его» 32 «Толкование» владыки Палладия было опубликовано в 1872–74 годах, в то время как преподобный писал данные строки к празднику Рождества 1880 года. Столь явное совпадение убеждает в том, что оптинский старец всё же обращался к труду епископа 33 . В качестве итога, следует сделать общий вывод о том, что старец Амвросий в толкованиях на псалмы был практически независим от сочинений наиболее известных представителей русской академической экзегезы в лице архиепископа Иринея (Клименьтьевского) и епископа Палладия (Пьянкова) . Основу духовного чтения в Оптиной составляли творения святых отцов, но преподобный Амвросий, совершая подвиг старчества, следил за движением русской богословской мысли и духовной литературой своего времени. 1 Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария. Отд-е 1-е. Письма к монахам. СПб., 1994 (репринт 1862 г.). С. 75. Письмо 56.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Церковь именует этих людей собеседниками преподобного Сергия. Он был учителем учителей, наставником наставников. Исследователи жития преподобного называют имена ста святых иноков, вышедших из его монастыря. Созданный им монастырь во имя Пресвятой Троицы дал жизнь пятидесяти другим монастырям, от которых в свою очередь образовалось еще сорок. Замечательно, что преподобный Серафим Саровский, один из главных духовных наследников преподобного Сергия, принял в свой гроб образок этого святого. В свете его подвига открывается подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Амвросия Оптинского, всех оптинских старцев, всех наших русских святых. Но, может быть, самое поразительное — это связь преподобного Сергия с царственными страстотерпцами и всеми новыми мучениками и исповедниками Российскими. Неслучайно праздник обретения его честных мощей предваряется праздником святых царственных мучеников. И в день его памяти совершается также память родной сестры царицы Александры —преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Как преподобный Сергий был духовным знаменем для своего времени, так для нашего времени таким знаменем являются святые царственные страстотерпцы и весь сонм новых мучеников и исповедников Российских. Суть их подвига — участие в тайне любви Христовой, в Его жертвенном приношении Себя за других людей. Подвиг преподобничества и мученичества становится единым подвигом. И преподобномученица великая княгиня Елизавета, сброшенная озверевшими палачами в шахту, произносит как бы от имени всех царственных страстотерпцев и всех новых мучеников и исповедников Российских слова молитвы Христовой на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят». Только так мы можем понять, почему великий исторический момент в жизни русского народа — свержение татаро-монгольского ига — связан с именем преподобного Сергия. Мы помним, как он осенил крестным знамением святого благоверного князя Димитрия Донского, когда орды Мамая угрожали полным уничтожением русской земли. Преподобный Сергий благословил его на знаменитую Куликовскую битву, сказал ему: «Иди, князь, без страха.

http://moral.ru/st-sergius/

Напутствуемый Нашим словом и укрепляемый верой в помощь Божию, безбоязненно и мирно вступи на благословенный путь, указуемый тебе Господом и со всей ревностью отдайся делу Божию. Прими этот святительский жезл и яви себя народу, вместе с нами молившемуся о тебе, и осени его первым архипастырским благословением. Биография епископа Прокопьевского Амвросия Епископ Амвросий (в миру Ермаков Виталий Анатольевич), родился 15 июня 1970 года в селе Лужки Железногорского района Курской области в семье рабочих, русский. С 1982 года нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую Духовную семинарию. 7 апреля 1994 года ректором Московской Духовной академии и семинарии епископом Дмитровским Филаретом (ныне архиепископ Пензенский и Кузнецкий), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество с именем Амвросий, в честь преподобного Амвросия Оптинского (день тезоименитства 23 октября по н.ст.). 29 мая 1994 года в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой Лавры епископом Дмитровским Филаретом рукоположен в сан иеродиакона. В сентябре 1994 года назначен регентом вновь образованного академического хора студентов семинарии и академии. 8 октября 1994 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой Лавры епископом (ныне архиепископ) Пинским и Лунинецким Стефаном рукоположен в сан иеромонаха. В июне 1995 года окончил семинарию и в августе того же года был зачислен на 1-й курс академии. В июне 1999 года окончил академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре Патрологии на тему «Сотериология святого Иоанна Златоуста». После окончания Московской Духовной академии оставлен в Духовных школах преподавателем и регентом академического хора. В августе 2000 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую Духовную семинарию, при Сретенском монастыре в Москве и определен в братство обители.

http://pravoslavie.ru/13084.html

Оптина пустынь стала для старца Льва местом, где, с одной стороны, его испытанная в подвиге душа явила полноту дарованной ей благодати, с другой же – пошла на большую жертву. Жертва эта – отказ от вожделенного безмолвия – для преподобного была, надо полагать, значительно ощутимее той клеветы и гонений, которые не оставят его и в Оптиной. Гонения в одном из писем своих старец спокойно именовал «мнимыми неприятностями», оптинцы же сохранят в памяти то, с каким внутренним подъемом и легкостью переносил преподобный Лев различные прещения и поношения. Настоятель Оптиной преподобный Моисей и его брат, скитоначальник преподобный Антоний, хорошо понимали, сколь важное значение имеет для монастыря старец-наставник, и всячески содействовали укоренению в среде братии должного отношения к отцу Льву. Сами выходцы из среды пустыннической, знавшие цену безмолвию и уединенному подвигу, они были способны оценить и жертву преподобного Льва, который в монастыре, помимо духовного попечения о братии, окормлял и сотни богомольцев, съезжающихся к нему со всей России за советом и утешением. Здесь служение преподобного Льва заложило фундамент знаменитой оптинской школы старчества. Сюда, в Оптину, ради общения с преподобным Львом перейдет из Площанской пустыни его будущий преемник преподобный старец Макарий, здесь «из полы в полу» передаст старец Лев под духовное водительство Макарию преподобного Амвросия, тогда еще новоначального инока... Преподобный крепко удерживал корабль монастырский в спасительной бухте святоотеческого предания. Он оказался той несокрушимой скалой, о которую вдребезги разбивались мутные волны человеческого самолюбия и тщеславия. Ради правды Божией старец не смущался обличать ни близких ему по духу сподвижников, ни монастырских благодетелей, задевать честолюбивые струны которых казалось делом неприличным. Болезнь всегда требует лекарства, кто бы ею ни был заражен – инок-нестяжатель или богатый вкладчик. Сам же старец Лев, не терпя поругания божественных истин, как должное принимал несправедливые поругания в свой адрес, одаривая отеческой лаской тех, кто в ней нуждался.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года постановил: «Для того, чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников». Добрые качества, присущие новомученикам и исповедником Церкви Русской, начиная со Святейшего Патриарха Тихона, митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) — твердое стояние в истинной вере, смелое исповедничество, жертвенное служение Богу и людям — в полной мере относятся к выдающемуся представителю русской святости прошлого столетия, преподобноисповеднику Севастиану, старцу Карагандинскому. Он вошел в историю Православия не только как страдалец за веру, но и как духоносный наставник, наследник благодати оптинского старчества. Стефан Васильевич Фомин, будущий старец Севастиан, родился в день памяти преподобного Стефана Савваита 28 октября/10 ноября 1884 года в крестьянской семье села Космодемьяновское Орловской губернии. Имел двух старших братьев: Илариона и Романа. Родители были бедны, но благочестивы. Незабываемое впечатление раннего детства — поездка в четырехлетнем возрасте в прославленную Оптину пустынь, расположенную в 150 километрах от Орла, где тогда старчествовал самый известный оптинский подвижник преподобный Амвросий, сыграла важную роль в духовном становлении отрока. Неизвестно, встречался ли Стефан с отцом Амвросием (последний умер в 1891 году), но портрет этого святого старца был с ним в течение всей жизни. Вскоре после этого паломничества от непосильного крестьянского труда и болезней умирают мать и отец. Иларион в достаточно молодом возрасте женится, а Роман избирает иноческое житие, в 1892 году поступив послушником в ту же Оптину. В зимнее, свободное от крестьянской работы время, Стефан любит посещать в прославленном монастыре среднего брата, и в скором времени сам ощущает в сердце призвание к монашеству. В 1905 году Иларион, наконец, отпускает Стефана в Оптину пустынь. А через три года происходит удивительное событие — 24-летний послушник Стефан становится келейником преподобного иеросхимонаха Иосифа (Литовкина), преемника великого старца Амвросия. Семидесятилетний отец Иосиф, несмотря на физические немощи и болезни, в то время являлся главным духовным наставником монастыря, у которого окормлялись тысячи людей со всей России. Братия обители понимала, что недалек миг перехода старца в вечность.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В монастыре у художника открылся и еще один талант – пробуждать искреннюю веру у богатых и знатных людей, которые на рубеже веков часто погружались в сети неверия и безразличия. Об этом писал С.А. Нилус: «Отец Даниил любил проповедовать перед всякой аудиторией, где бы она для него ни собиралась, кто бы только ни пожелал его слушать… При покойном великом старце отце Амвросии Оптинском, по болезненности своей редко выходившем из кельи, на отце Данииле лежала, с благословения старца, обязанность приводить к вере и истине тех из смущенных духом интеллигентов, которых тянула в Оптину к старцам еще не уснувшая навеки совесть… В летнее время, когда до сих пор еще бывает в Оптиной большой наплыв к Оптинским старцам, а во дни старца Амвросия и того больше, отец Даниил почти не живал в своей скитской келье: его разбирали, как говорится, нарасхват – то на гостиницу, а то и просто в отъезд из монастыря к окрестным помещикам, в числе которых были люди высокого положения в свете, богатые или знатные… И там, где, казалось, уже совсем замирало религиозное чувство, искаженное современными лжеучениями или равнодушием к вере, гремело и там апостольское слово отца Даниила. И к слову этому прислушивались, и слово это чтили…» Такое же сильное воздействие на окружающих оказывали и художественные работы отца Даниила, особенно портреты преподобного Амвросия – учителя отца Даниила, которого он глубоко почитал. Через год после кончины старца – в день его памяти – отец Даниил написал портрет старца, на котором преподобный Амвросий был изображен в монашеской мантии и клобуке, с наперсным крестом и наградным в память Крымской войны, с палочкой-посохом и четками в руках. И всё тот же проникновенный взгляд, никого не оставляющий равнодушным… Всенародно любимым стал и другой портрет старца, на котором батюшка был изображен лежащим на подушечках. Как отмечает потомок Д.М. Болотова и исследователь его творчества А.Л. Толмачев, «в этом портрете зафиксирован итог монашеской жизни, переход к жизни вечной, спокойная готовность потрудившегося в молитве к встрече со своим Спасителем». Именно этот портрет почитатели старца просили художника повторить еще и еще раз. Многие копии его дошли и до наших дней. Некоторые даже обращались с просьбами к отцу Даниилу изобразить себя коленопреклоненными перед старцем. Сохранился один такой портрет 1899 года, на котором изображен старец, исповедующий Ольгу Карловну Гончарову.

http://pravoslavie.ru/65122.html

Где просто, там Ангелов со сто — наверное, многие, знавшие батюшку, нередко вспоминали эти слова великого старца преподобного Амвросия Оптинского. Всё в отце Василии было просто, без мудрствования, но шло из самых глубин его светлой души, сострадающей, любящей, такой тёплой и родной. Каждое батюшкино слово, простое и понятное, проникало в самые тёмные закоулки душ человеческих и оставалось там, как маленький светлячок. И вспоминалось в своё время и приносило плод. С батюшкой было тепло, просто и легко. Всегда. Он мог пригрозить, поругать, строго обличить. Но сейчас более вспоминаются его улыбка и глаза, а в них синее радостное небо… Переживая боль разлуки с дорогим отцом, мы стараемся утешаться словами святого апостола Павла: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Думается, что эти слова полностью приложимы и к жизни, и к могучему образу ушедшего в небесные обители протоиерея Василия Дыгаева. И верится, что и там отец Василий не оставляет нас своей молитвой. Давно уже передается из уст в уста быль о стареньком потрёпанном синодике батюшки. В нём сотни имён, и он поминал всех, живших в его сердце, пока слабые руки ещё могли удержать синодик. Верим и надеемся, что теперь наш дорогой батюшка со своим синодиком предстоит Престолу Господню и так же молится о нас, как и раньше. “Какого молитвенника вы приобрели себе на небесах!” — нередко можно услышать в утешение от священнослужителей и иноков, знавших отца Василия при жизни. Ведь сейчас он нам близок больше, чем когда-либо. Пока он был жив, мы могли только ждать личной встречи или звонком найти друг друга. А сейчас стоит только возвести свой ум и сердце к Богу, помолиться: “Помоги, Господи, молитвами отца моего духовного, вразуми, подскажи”, — и тут же получаешь ответ. Тайна этого общения заключена в словах нашего Спасителя: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17:21). Вера, с которой мы обращаемся ко Господу, помогает отцу Василию быть с нами рядом и сейчас. И, ощущая его помощь и заботу, наши души восклицают: “Смерть, где твое жало?! Ад, где твоя победа?! Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!”.

http://pravmir.ru/pamyati-protoiereya-va...

Город Керкира, в котором уже много веков лежат нетленные мощи святого Спиридона, всегда был местом особых чудес. Свидетелем такого чуда от мощей святителя стал русский писатель Николай Гоголь. В 1848 году, во время своего путешествия в Иерусалим, Гоголь приехал на Корфу. Был как раз день памяти святителя Спиридона, и Николай Васильевич наблюдал, как мощи святого обносят вокруг города. О том, что он увидел, мы знаем со слов преподобного Амвросия Оптинского: «При нем (Гоголе. — Прим. ред. ) мощи обносились около города, как это ежегодно совершается 12 декабря (по старому стилю. — Прим. ред ) с большим торжеством. Все бывшие тут прикладывались к мощам, а один английский путешественник не хотел оказать им должного почтения, говоря, что спина угодника будто бы была прорезанная и тело набальзамировано; потом, однако, решился подойти, и мощи сами обратились к нему спиной. Англичанин в ужасе пал на землю пред святыней. Этому были свидетелями многие зрители, в том числе и Гоголь, на которого сильно подействовал этот случай». Многие чудеса от мощей святого Спиридона произошли и в XX веке. Когда в 1940 году Италия объявила войну Греции, Корфу несколько месяцев находился под сильными обстрелами. Спасаться от бомбардировок люди часто бежали в храм святители Спиридона, где находились его мощи. Они заметили, что бомбы странным образом вели себя вокруг церкви: взрывались в воздухе, не долетая до здания, или внезапно меняли свою траекторию. Один раз бомба всё же упала в храм, однако взрыва не последовало, и никто не пострадал. В 1948 году, за несколько дней до праздника святителя Спиридона, матери одного немого мальчика приснился сон, в котором святой исцелял ее сына Георгия. Тогда женщина решила поехать с мальчиком на Корфу. Три дня они с сыном молились в храме у мощей святителя Спиридона. Настал день праздника. На Корфу есть обычай: в день почитания святого Спиридона над верующими проносят раку с мощами. Когда мощи пронесли над маленьким Георгием, он тут же начал говорить. Современные чудеса Спиридона Тримифунтского

http://foma.ru/chudesa-spiridona-trimifu...

Игум. Авраамий в 1808 г. писал, что общежитие заведено в О. п. издавна (Насельники Оптиной пуст. 2017. С. 14). 8 сент. 1824 г. еп. Филарет особой грамотой утвердил в О. п. устав Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , рекомендованный Синодом в качестве образцового ( Леонид (Кавелин). 1876. С. 91-93). В уставе были представлены отдельные правила для общежительного мон-ря и для скита, последние предполагали особое уединение (Устав общежительного мон-ря, писанный для Коневской обители. СПб., 1824). По уставу в мон-ре совершалось ежедневное богослужение, а в скиту - по субботам и воскресеньям. Только в отдельные праздники скитники должны были посещать богослужения в мон-ре, а насельники мон-ря во главе с настоятелем - в скиту. По инициативе старца прп. Макария (Иванова) стало практиковаться пение стихир на подобны. В больничной Владимирской ц. совершалось неусыпное чтение Псалтири с поминовением усопших братьев и благотворителей. Ежегодно в день Преполовения Пятидесятницы - 1 мая, 1 авг. и 14 сент. совершались крестные ходы из мон-ря на водные источники. В период настоятельства прп. Моисея (Путилова; 1826-1862) О. п. приобрела широкую известность благодаря оптинским старцам, к к-рым устремилось множество паломников, а также вслед. своей лит. деятельности, прежде всего изданию переводов творений святых отцов. При архим. Моисее в мон-ре появились каменная ограда с башнями, храм прп. Марии Египетской и прав. Анны и много др. построек, Введенский собор был расширен. Прп. Моисей принял О. п. с долгом в 12 тыс. р., ему удалось сократить его до 7 тыс. р., к-рые после его кончины были погашены благотворителем из уважения к памяти преподобного. Материальное положение мон-ря укреплялось при прп. Моисее и в особенности при схиархим. прп. Исаакии (Антимонове; 1862-1894), на время настоятельства к-рого приходится старческое служение самого знаменитого оптинского подвижника иеросхим. прп. Амвросия (Гренкова) . Монастырские угодья во 2-й пол. XIX в. существенно расширились за счет покупок и пожертвований: мон-рь получил более 1000 дес. земли (прежде всего леса) в Козельском и Перемышльском уездах Калужской губ. и Болховском у. Орловской губ. Значительно увеличились денежные пожертвования. Была прекращена практика отправки монашествующих за сбором пожертвований. Открыты кирпичный, черепичный, лесопильный, известковый, свечной заводы, бочарная, столярная, переплетная, портняжная, сапожная мастерские, кузница; устроен водопровод; созданы б-ки, книжная лавка и т. д. Больших успехов братия достигла в разведении скота. За оградой появились конный и скотный дворы, у скотниц закрепился общежительный порядок по правилам жен. мон-рей. В хозяйстве О. п. имелись коровы (впосл. известны как «оптинская порода»), жеребцы из мон-ря участвовали в крупных выставках.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Краткие изречения, которые публикуются сегодня, конечно, не столь отталкивающи… Но это по-прежнему не делает их высказываниями отца Кирилла. За 24 года жизни в Переделкино я слышала от батюшки (и не только я) лишь два полюбившихся ему высказывания преподобного Амвросия Оптинского, которые батюшка с радостью цитировал, желая поддержать наш унылый дух: «Там, где просто, там ангелов со ста» и «Жить — не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, быть тише воды, ниже травы, и всем — мое почтение»… Вообще же старец с упоением по памяти цитировал огромные отрывки из посланий Апостолов — духовная сила и глубина этих новозаветных текстов поражала слушателя снова и снова, сообщала жизнь и радость обремененной страстями и грехами душе… Открывается батюшка и в своих проповедях — но это душевный труд, и внимательное изучение проповеди требует, конечно, большего количества времени, чем беглое скольжение глазами по кратеньким высказываниям, которые удобно размещать под картинками календарей, украшающих кухонное царство хлопотливых домохозяек. Оживает образ незабвенного батюшки и при прочтении небольших воспоминаний лаврских монахов — вот уж кто доподлинно знал меру духовного подвига своего братского духовника, меру его смирения и внутреннего благородства. Именно монахи оказались способны уловить главное, стержневое в этом подвижнике нашего времени. Оно и справедливо — отец Кирилл был прежде всего «классическим» иноком общежительного монастыря. Помню, как незадолго до инсульта батюшка практически часами сидел на своем диванчике в Переделкино, склонившись над Евангелием и подолгу размышляя над той или иной строчкой или притчей… И как-то окликнул меня — он весь словно лучился от счастья и умиления: «Вот послушай скорее, послушай как кротко, деликатно, как милостиво ведет Себя Господь!». И дальше последовал крошечный отрывок из Евангелия от Луки, в котором Господь, попав в дом к Симону, обратился к нему: «Симоне, я имею нечто сказать тебе»… Батюшка прочел это с невероятной нежностью, словно видел перед собою живой прекрасный образ своего кроткого Спасителя, и заплакал…

http://ruskline.ru/opp/2020/06/16/stil_r...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010