Мы знаем, как все шли к нему — из далеких городов и стран, чтобы только увидеть и услышать его. И случалось, что к нему приходили за словом наставления уже искушенные в духовной мудрости, те, кто в течение многих лет совершал монашеский подвиг. Такие, как преподобный Сергий Нуромский, до этого подвизавшийся на Афоне, преподобный Евфимий Суздальский, преподобный Димитрий Прилуцкий, преподобный Стефан Махрищский и многие другие. Церковь именует этих людей собеседниками преподобного Сергия. Он был учителем учителей, наставником наставников. Исследователи жития Преподобного называют имена ста святых иноков, вышедших из его монастыря. Созданный им монастырь во имя Пресвятой Троицы дал жизнь пятидесяти другим монастырям, от которых в свою очередь образовалось еще сорок. По стопам игумена земли Русской Замечательно, что преподобный Серафим Саровский, один из главных духовных наследников преподобного Сергия, принял в свой гроб образок этого святого. В свете его подвига открывается подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Амвросия Оптинского, всех оптинских старцев, всех наших русских святых. Но, может быть, самое поразительное — это связь преподобного Сергия с новыми мучениками и исповедниками Российскими. Неслучайно праздник обретения его честных мощей предваряется праздником святых Царственных мучеников. И в день его памяти совершается также память преподобномученицы великой княгини Елисаветы с верной ее спутницей инокиней Варварой. Как преподобный Сергий был духовным знаменем для своего времени, так для нашего времени таким знаменем являются новые мученики и исповедники Российские. Суть их подвига — участие в тайне любви Христовой, в Его жертвенном приношении Себя за других людей. Подвиг преподобничества и мученичества становится единым подвигом. И преподобномученица великая княгиня Елисавета, сброшенная озверевшими палачами в шахту, произносит слова молитвы Христовой на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят». Вспоминается уникальный документ о видении сестры Евфросинии (в монашестве Любови), который автор этих строк получил около сорока лет назад от монахини Надежды, самой близкой ее подруги. Документ этот взят из дневника преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), духовника Марфо-Мариинской обители, и предваряется надписью в углу первой страницы: «Свидетельствую своей священнической совестью, что все, записанное мной со слов сестры Евфросинии, верно». 25 июня 1912 года во время летаргического сна сестре Евфросинии было видение преподобного Онуфрия Великого, подвижника IV века, в течение шестидесяти лет совершавшего в полном одиночестве подвиг молитвы в Фиваидской пустыне. Преподобный Онуфрий благословил сестру Евфросинию на служение в обители Марфы и Марии, где подвизались в то время великая княгиня Елисавета и отец Митрофан. Ни имен их, ни этой обители она раньше не знала. Но вся ее последующая жизнь будет неразрывно связана с послушанием в Марфо-Мариинской обители.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/18/po...

У преподобного Нектария Оптинского есть такое внушение послушнику: «У тебя три страха: первый страх – отречения от монашества бояться; второй страх – начальства бояться; третий страх – молодости своей бояться». Казалось бы, зачем христианину начальства бояться, да? А вот преподобные старцы считали это важным. И отец Венедикт явно управлял в духе их традиции. Отец Венедикт на память прп. Амвросия. 2016 г – Наставления оптинских старцев у братии были на слуху? – Конечно. На трапезах постоянно их жития читались, в дни памяти старцев их поучения вспоминались. Кто из нынешней оптинской братии, например, не знает, что старец Лев Оптинский свое чадо отца Геронтия назвал по имени только один раз в жизни, когда читал ему напутственную молитву при отъезде его из Оптиной вследствие назначения его игуменом Калужской Тихоновой пустыни? А так – за буйный темперамент смирял прозвищем «Горлантий». Он и будущего преподобного Амвросия в его бытность послушником называл «Химерой»... – Скорее, подобные эксперименты над послушником большинству читателей сейчас известны по книге «Моя жизнь со старцем Иосифом» ныне ставшего также уже старцем Ефрема Филофейского... – Отец Венедикт, кстати, не совсем понимал нынешнего нашего увлечения греческим опытом. Не был любителем поездок за рубеж. Сам он не был ни на Афоне, ни в Иерусалиме. Любил повторять: «В Оптиной и Рим, и Иерусалим, и Афон – все заключено». Если и выезжал в отпуск, то порыбачить на Селигер. Но и туда брал с собой несколько братьев, наставлял их там в беседах у костра. Он был сторонником развития собственно русской монашеской традиции Он был сторонником развития собственно русской монашеской традиции. Считал, что у нас есть свои корни. «Разве нам чего-то не хватает, чтобы жить во Христе, спасаться?» – спрашивал он. Хотя, например, старца Паисия Святогорца он очень любил, сам читал и нам фрагменты зачитывал. А в отношении каких-то других греческих авторов, которых он, конечно, тоже читал, знал, – мог прямо так и указать, что вот это нам, в Оптиной, не подходит, так как это наставление идет вразрез с традициями оптинских старцев.

http://pravoslavie.ru/111122.html

     Потомки Болотова не посрамили его памяти: один из них, Александр Владимирович Болотов (1866–1938) стал пермским губернатором, а закончил жизненный путь монахом Русского Свято-Пантелеимонова монастыря Святой Горы Афон; был, как и прапрадед, литературно одарен – сегодня его воспоминания и дневник изданы Институтом Русского Афона . Родной дядя святогорского инока Амвросия, получившего имя в честь преподобного Оптинского старца, – иеромонах Даниил – был насельником Оптиной, иконописцем, его кисти принадлежит известный портрет преподобного и написанная по благословению старца икона «Спорительница хлебов». А родная тетка – Софья Николаевна Янькова, урожденная Болотова, первая настоятельница Шамординской обители схимонахиня София – ныне прославлена в Соборе Тульских святых. Неизвестная обитель О том, что вблизи усадьбы была создана обитель, узнали не так давно. От нее в буквальном смысле камня на камне не осталось. Пройдя от Дворяниновского дома несколько сот метров, можно обнаружить надгробные плиты – здесь когда-то располагалось монастырское кладбище. Последней владелицей усадьбы до революции была Надежда Дмитриевна Давыдова, которая приобрела Болотовское имение в 1902 году. До этого в течение почти ста лет Дворяниново переходило из рук в руки, сменив десятки хозяев. Надежда Дмитриевна родилась в 1859 году в Москве, в семье статского советника Дмитрия Михайловича Горчакова и его супруги Марии Яковлевны. Окончила с медалью Московский Елизаветинский институт, курс консерватории. Несколько лет провела за границей, жила во Франции, Швейцарии, Италии, Австрии и Германии. Впоследствии оставила московский дом и переехала с детьми в Дворяниново. Поселившись в имении, практически сразу обратилась к тульскому архиерею епископу Питириму (Окнову) с просьбой об устройстве в усадьбе домовой церкви. Освящение храма во имя Спаса Нерукотворного Образа было совершено протоиереем Димитрием Лебединским 3 октября 1903 года. Тогда же, по благословению старца Варнавы Гефсиманского Надежда Дмитриева создает в Дворяниново женскую общину в память о чудесном спасении семьи Императора Александра III при крушении царского поезда в 1888 году. Определением Святейшего Синода от 18/30 марта 1904 года решено было «учредить в жертвуемом потомственной дворянкой Надеждою Давыдовою имении при сельце Дворянинове Алексинского уезда Тульской губернии женскую общину с наименованием оной “Спасо-Казанскою”».

http://pravoslavie.ru/142655.html

Советский антирелигиозный плакат Мир Церкви был далек от меня. В детстве меня не крестили. Никто из родных не ходил в Дом Божий, поэтому картинки эти были для меня как научно-фантастический комикс. Никакой связи с реальной жизнью. Прошли годы. Мне было пятнадцать лет, когда в 1989 году я начал ездить в Оптину Пустынь. Сначала из чистого любопытства. Приезжал, трудился, как мог, на общих послушаниях, общался с паломниками и монахами. В один из первых приездов шефство надо мной взял один из паломников, почти старик, на мой взгляд — было ему лет, наверное, двадцать пять, а то и меньше. Мы вместе ходили на службы, он что-то объяснял. Я наблюдал, ко всему присматривался.  И вот, однажды, после вечернего богослужения, когда я стоял в левой части Введенского храма напротив раки с мощами преподобного Амвросия Оптинского, он подошел ко мне и сказал: «Пойдем прикладываться к мощам». Внутри меня все похолодело, коленки затряслись. В один миг передо мной пронеслось уныло-болезненное детство, физиокабинет с ширмочками и плакат с бабушкой и микробами. В голове промелькнуло: «Вот и смерть моя пришла». Но он, сочтя мое состояние ступора за благочестивую робость, немного подтолкнул меня к другим паломникам, которые уже стояли в очереди к раке. Отступать было некуда. Присматриваясь, как крестятся и кланяются окружающие, я подошел и приложился к мощам. Мгновенной смерти не последовало. Я отошел и стал ожидать начала проявлений неизвестной мне мучительной болезни. День памяти обретения святых мощей преподобных Оптинских старцев, сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря С тех пор прошло уже больше двадцати лет, а я все еще живой. Преодолев, с Божией помощью, детские помыслы, я принял в свою жизнь церковное предание. Чтение рассказа Даррела всколыхнуло пласты памяти. Ну а уж если я дал совет почитать этого автора, то считаю долгом предупредить о тех «подводных камнях», которые есть в его книге о солнечном острове Корфу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/svyatye-moshhi-rasskaz...

Книга о. Иоанна на сербском языке «Оживим сердца для Бога», изданная в Белграде в 2004 г. Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял его духовно. От младенчества до юности – это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского. Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям. После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить. Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет. Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Отец Иоанн принял монашество 10 июня 1966 года, на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в городе Сухуми.

http://pravmir.ru/ob-otce-ioanne-krestya...

Уже на втором курсе я крестился, очень сознательно. Со временем пришел в один из челябинских храмов к священнику и сказал, что хочу больше узнать о нашей вере. Священник выделил мне хорошего катехизатора – Ольгу (она пела на клиросе), которая стала мне второй крестной. Каждое воскресенье я ходил в храм. После воскресной службы провожал Ольгу до дома, а это около 10 километров. В течение всего пути я задавал ей много вопросов, на которые получал важные для себя ответы. Наши беседы были очень интересными и полезными. За студенческие годы мною было прочитано множество жизнеописаний Отцов Церкви. Ольга подарила мне книгу о старце Амвросии Оптинском, я раз пять ее прочитал. Стал склоняться к монашеской жизни, и уже тогда открыл для себя, что если встретить такого руководителя, как Амвросий Оптинский, то можно все бросить и уехать подвизаться. Позже я прочел книги и о других Оптинских старцах, собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова), житие преподобного Серафима Саровского, труды святителя Иоанна Златоуста, «Поучения» Аввы Дорофея, Лествицу и многое другое. После окончания университета я отправился работать радиоинженером-технологом на военный завод в городе Трехгорный в Челябинской области. Городок этот был на московском снабжении, культура и спорт – на высшем уровне, преступность отсутствовала. Естественно, храма в Трехгорном не было, он находился в горах. Я приспособился: в будни работал на заводе, а на выходные уходил через горы в церковь, в соседний город Юрюзань. Рано утром, едва светало, я выходил за КПП и горно-лесистой дорогой прямиком шел в храм. Это вызывало во мне восторг, те времена до сих пор свежи в моей памяти: речки, лес, горы, птички поют. Красота! А когда Вы всерьез задумались о монашестве? У меня была большая мечта – увидеть Оптину Пустынь. Я взял отпуск и на рождественские праздники в 1997 году отправился в Оптину. Эта поездка вызвала немало эмоций и восхищений: я впервые встретил монахов, помолился у мощей, на могилки к убиенной братии сходил, выполнял свои первые послушания. Но я чувствовал, что еще слаб для пострига.

http://pravoslavie.ru/102113.html

3 нояб. 1909 г. по состоянию здоровья получил освобождение от воинской службы. 16 апр. 1910 г. в храме прп. Марии Египетской пострижен в мантию. Прп. Варсонофий наставлял своего ученика и сотаинника в правилах духовной жизни и молитве, отмечая, что «монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле. Выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни» (Дневник. 2004. С. 224). Это духовное руководство обеспечивало духовное преемство в Оптиной пуст. Преподобноисп. Никон Оптинский. Фрагмент иконы «Собор преподобных Оптинских старцев». Ок. 2006 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (ц. в честь Собора св. Иоана Предтечи Оптиной пуст.) Преподобноисп. Никон Оптинский. Фрагмент иконы «Собор преподобных Оптинских старцев». Ок. 2006 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (ц. в честь Собора св. Иоана Предтечи Оптиной пуст.) В 1912 г. указом Синода прп. Варсонофий был назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина монастыря и 2 апр. покинул скит вместе с келейником Григорием Ермаковым (впосл. иеромонах Геронтий) и Иваном Беляевым. В нояб. 1912 г., в день 100-летнего юбилея прп. Амвросия, Николай Беляев написал слово для скитоначальника иером. Феодосия (Поморцева), исполнявшего должность настоятеля мон-ря. 15 мая 1913 г. переведен на должность письмоводителя. Тяжело заболел ревмокардитом. К 40-му дню со дня кончины прп. Варсонофия († 1913) при участии Николая Беляева была издана кн. «Памяти оптинского старца схиархим. Варсонофия: Венок на могилу батюшки». Также он написал слово для иеромон. Феодосия (Поморцева), которое тот произнес перед многочисленными богомольцами на 40-й день по кончине прп. Варсонофия. При активном участии Николая Беляева над могилой иеросхим. прп. Анатолия (Копьёва (Зерцалова)) и Варсонофия была воздвигнута часовня. Воспитанный старцем, своей жизнью являл «высокий пример безусловного послушания, нелицемерного смирения, мирности со всеми исключительной, твердости и мужества, не колеблющегося ни перед лестию, ни перед угрозами, добросовестности в исполнении своих обязанностей образцовой. Не по годам серьезный, вдумчивый и в то же время всегда радостный» (Житие. 1996. С. 241). 24 мая 1915 г. принял постриг с именем в честь мч. Никона. 10 апр. 1916 г. рукоположен во диакона, 3 нояб. 1917 г.- во иерея.

http://pravenc.ru/text/2566252.html

Служба была не такой, как вчера. Это и понятно, и греческий тут ни при чем. Мы выстояли ее, не заметив усталости, потрясенные утренним событием. Необходимо отметить, что геронда Григорий отошел ко Господу в день празднования памяти преподобного Амвросия Оптинского. Царствие ему Небесное! А вечером, вместо ушедших греков, к нам подселили серба, а точнее черногорца. Вот этот черногорец Саша нас удивил так удивил! Началось с его признания, что он стал верующим благодаря Достоевскому, которого он перечитал от корки до корки. (К стыду своему, я, например, этим похвастаться не могу.) Кроме того, он прочитал Льва Толстого, Ивана Ильина, Алексея Лосева, Николая Бердяева, Игнатия Брянчанинова. У него двое маленьких детей. Живут небогато, но он много путешествует. — Как же тебя жена отпустила? — не удержался Тарас. — А у нас считается, что тот, кто едет по святым местам, тот молится за весь род. И поэтому Саша, с семейного согласия, уже поклонился многим православным святыням, а в России был у Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, даже у Александра Свирского. А на следующий день с нами произошел вот такой конфуз. На кухне нас ждали полтора мешка факи. Господи, помилуй мя, грешного, где набраться столько терпения? Греки-паломники, сидевшие рядом за факи, что-то запели. А потом как-то незаметно пересели на переборку лука. Надо было что-то предпринимать кардинальное. И мы отказались от принятого здесь способа переборки чечевицы: высыпаешь горку в железную миску и выбираешь шелуху, камешки и семена сорных трав. Это — на целый день без продыху. Где же наша русская смекалка? И мы ее применили. Пока наш добрый ангел, послушник Серафим, смеялся над русским названием этого зерна — «че-чече-ччче-чччче-ви-чча?», мы предприняли мозговую атаку. В результате был найден ускоренный способ переборки данного продукта, и мы все-таки справились с поставленной задачей. Глядя на быстрый рост горки чистой факи, Серафим недоверчиво подошел к нам и тщательно переворошил семена. «О’кей?» — спросили мы. «О’кей, гуд», — задумчиво ответил тот.

http://pravmir.ru/na-afon-ne-dlya-galoch...

Когда я к нему приехала, у дома батюшки было множество народу. Его келейница подошла ко мне и спрашивает: " А ты чего " ? " Я из Ленинграда и у меня очень серьезный вопрос " , - ответила я. Через пять минут она вернулась и отвела меня в домик к отцу Серафиму. Сидевшие в очереди начали роптать и говорить, что они находятся у дома с вечера, но келейница провела меня. Батюшка Серафим лежал в постели и был очень похож на преподобного Амвросия Оптинского, - есть такая известная литография, где он лежит на подушке. Я опустилась на колени, плачу и ничего не могу сказать. А он спрашивает: " Ну что, деточка? " И сам стал меня расспрашивать. Я отвечала на все вопросы. А про монастырь боюсь даже спросить, думаю: " ну кто я такая? В монастыре жили такие подвижники, а кто я " ? Но отец Серафим стал дальше меня расспрашивать, и тут уж я не выдержала, говорю: " батюшка, я так хочу в монастырь " . А он отвечает: " Вот-вот. Матерь Божия тебя избрала, и ты должна жить в монастыре " . Затем указал мне на фото на стене и сказал: " Посмотри на твой монастырь " . Это оказалась Пюхтица, о которой я мечтала, и даже встречалась с инокиней из этого монастыря. " А тетушка твоя пусть ко мне приедет, я с ней поговорю! " - сказал отец Серафим. Так Господь сподобил, что весной 1949 года я приехала в Успенский Пюхтицкий монастырь. - Какой след оставила в вашей памяти блокада? - Хотя я была маленькой девочкой, но блокаду помню очень хорошо, в подробностях. Помню, как приходила в магазин, получать хлеб по карточкам, а там все меня отталкивали и часто отнимали хлеб. Это голод заставлял, и люди уже не выдерживали. Доходило ведь до того, что люди ели своих деток. Один мужчина говорил моей тете: Матрена Степановна ты от меня никуда не уйдешь, ты будешь моя. Помню, он брал ножик, тряпку и вырезал у трупов мягкие места... А тетушка мне потом говорила: хоть он и ел человеческое мясо, но все равно умер. Однажды к нам домой пришла знакомая и незаметно забрала с собой лежавшие на комоде продуктовые карточки. Все четыре продовольственные карточки исчезли, и осталась на всех одна " детская " , по которой мы получали на день 125 граммов хлеба.

http://e-vestnik.ru/interviews/igumeniya...

11 июня, в день памяти святого апостола Варнавы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II совершили Божественную литургию в храме в честь основателя Кипрской Церкви, что в районе Дасуполи, столицы Кипра. По окончании богослужения настоятель храма протопресвитер Сотирий Савва от имени церковного совета прихода преподнес Предстоятелю Русской Церкви панагию. Святейший Патриарх Кирилл со своей стороны поздравил собравшихся с праздником и отметил, что " Русская Церковь близко к сердцу принимает всё, что происходит с кипрским народом " . " Сегодня есть еще один важный фактор, который поддерживает любовь всего русского народа и Церкви Русской к Кипрской земле, это большая русская диаспора на Кипре. Десятки тысяч русскоязычных людей живут сегодня на острове. Они православные и, находясь на Кипре, являются членами местной Православной Церкви. Разве Россия и Церковь Русская могут не видеть страданий этой земли, когда так много наших людей живет здесь сегодня? Вот почему мы говорим о том, что русскоязычная паства Кипра является важным фактором укрепления связей между нашими странами, народами, между нашими Церквами " , — сказал Святейший Патриарх. В дар Кипрской Церкви был передан ковчег с мощами Преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святителя Филарета, митрополита Московского, и преподобного Амвросия Оптинского. Храму апостола Варнавы Святейший Патриарх подарил икону Божией Матери " Владимирская " . Предстоятель Русской Церкви напомнил также о договоренности между приснопамятным Патриархом Алексием II и Архиепископом Хризостомом по поводу передачи пяти старейшим митрополиям Кипрской Церкви, семи древним монастырям и трем храмам икон, созданных русскими иконописцами, и вручил новонаписанные иконы. Для Блаженнейшего Архиепископа Хризостома и Кипрской Архиепископии, Пафосской, Китийской, Киринейской, Лемесосской и Морфосской митрополий были созданы списки особо почитаемых на Руси икон Пресвятой Богородицы: " Владимирской " , " Казанской " , " Тихвинской " , " Иверской " , " Одигитрии " . Ставропигиальному монастырю Богородицы Махера предназначены образы святителя Крымского Луки, преподобного Серафима Саровского; ставропигиальному Киккскому монастырю — преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженной Ксении Петербургской; ставропигиальному монастырю святого Неофита, храму Богородицы Хрисополитиссы, храму праведного Лазаря в Ларнаке — образа праведного Иоанна Кронштадтского; обители Ставровуни — икона преподобного Амвросия Оптинского, монастырям Лампадиста и Мавровуни — иконы собора Оптинских старцев. Образ преподобного Серафима Саровского также написан для монастыря Богородицы Троодитиссы, а для русского прихода Святителя Николая в Лимасоле — икона блаженной Ксении Петербургской.

http://e-vestnik.ru/reports/na_ostrove_s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010