От неожиданности я несколько минут не могула произнести ни слова. Вот это услышали! Вот это скорость исполнения просимого! Воистину, то, чего мы просим, может сбыться! И надо быть во всеоружии готовым принять это. Вот так быстро, необыкновенно и удивительно исполнили и управили мое молитвенное прошение преподобный Амвросий и старцы Оптинские ! Преподобный Амвросий и старцы Оптинские молите Бога о нас. «Батюшка Амвросий вернулся» Екатерина, Москва Батюшка Амвросий помог мне этим летом, но я, по глупости и гордости, эту помощь не приняла (не поняла, что от него, не ожидала, что так сразу, да и мозгов нет, надо признаться) и до сих пор в этом раскаиваюсь. На тот момент я только-только потеряла работу, причем, уволили меня очень некрасиво и нечестно, после того как я уже прошла испытательный срок и буквально накануне шла речь о прибавлении мне зарплаты. К радости, у меня было благословение духовника пойти в определенное место и туда устроиться, а я все тянула — считала себя «интеллектуально неготовой». А тут начались один за другим июльские церковные праздники, в т.ч. и день памяти старца Амвросия Оптинского. Я была на службе и попросила его помочь мне с работой, учитывая, что у меня благословение, выполнить которое я не готова. И вдруг вечером в электронной почте вижу письмо от своего научного руководителя, потом пропущенные от него вызовы в телефоне, он весь с ног сбился — меня искал. Хотя обычно он мне не звонит и не пишет — это я к нему обращаюсь. Оказалось, что в фирму, где работает его друг, срочно понадобился журналист-редактор сайта. Я скептически изучила вакансию — мне показалось, что денег предлагали очень мало, а требовали ой как много. Да еще испытательный срок два месяца при всем многообразии задач и требований, которые стояли перед потенциальным сотрудником. Кроме того, кое-чего я и не знала. Я поморщила нос и сказала, что это какой-то «лохотрон». Хотя потом уже поняла: надо было хвататься за эту работу, чтобы хотя бы два испытательных месяца, чем бы они не закончились, перекантоваться. Научный руководитель посмеялся: «Ну, как знаете. Только вопрос, видимо, в том, что вы боитесь, что не справитесь». А я в самом деле боялась, что меня снова выгонят с работы после испытательного срока. Я боялась не выдержать еще одного подобного издевательства.

http://pravoslavie.ru/65133.html

Ни на приходах, ни в монастырях нельзя спокойно и тем более равнодушно смотреть на то, что прихожане становятся «захожанами». Жизнь показывает: для тех верующих, у кого нет какой-то зацепки или площадки для применения своих сил в храме, храм может оставаться по сути чужим. И хотя эти люди и посещают службы, все равно они, к сожалению, «захожане». Но если они будут вкладывать в какое-то доброе дело свой труд, частичку своего сердца, храм станет для них родным. Всё здесь станет родным! Проблема современных приходов в значительной степени заключается в отсутствии общинной жизни. А ведь мы должны не только со Христом соединяться, но и друг с другом сплачиваться. Но чтобы лучше узнать друг друга, получить представления о нуждах и переживаниях своих ближних, нужно общаться неформально. И мы видим, что трапезная – прекрасная площадка для общения, для единения. Сам Господь нам на это указал. Таинство Евхаристии было установлено Спасителем на Тайной вечере – на праздничной трапезе.      Должен сказать и еще о двух важных моментах. Да, на нашем вагончике красивыми буквами выведен призыв преподобного Серафима Саровского к радости. Однако мы держим в памяти и мудрое высказывание другого великого старца – преподобного Амвросия Оптинского, тоже помогающее нам развивать проект: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Подтверждение этому встречается постоянно. К слову, недавно я услышал, что некая даже конкуренция существует, кто у нас будет еду раздать и чай наливать. Прихожанам хочется быть сопричастными к добрым делам, а сопричастность – это ощущение общности с миром. И второй момент. В рамках епархиального проекта «Не хлебом единым» организуется благотворительная трапеза на крупных приходах – причем уже на постоянной основе, а не только в дни престольных торжеств. Мы тоже стали кормить своих прихожан после Литургии и в будни, и в праздники. В теплое время года трапеза организовывается у Раифского озера, в холодное – в кафе «Монастырская трапеза».

http://pravoslavie.ru/149722.html

Никаких разговоров Яков не вел ни с кем. Каждый день приходил к старцу Иосифу, открывал помыслы, получал благословение. Однажды пожаловался, что вот, мол, слабость одолевает. Старец сказал ему: «Ты ешь побольше». Яков ответил: «Та ни куцы!», – то есть некуда, так как желудок его мало вмещал пищи. В октябре того же года Яков простудился, пришел в монастырскую больницу и сказал фельдшеру, что у него внутри что-то «захололо», – то есть захолодило. Ему дали каких-то порошков и велели принимать в келлии с водой, он пошел было, но, отойдя немного от больницы, остановился и проговорил: «Не могу идти». Тогда измерили у него температуру, она оказалась сильно повышенной. Оставили его в больнице. Дни шли, а он не поправлялся, все слабел и слабел. Дошло до того, что он уже редко мог встать с койки. Прошел месяц. Яков тихо лежал, перебирая четки. Часто худое его тело сотрясал кашель. Он не жаловался, смиренно исполнял все, что предписывали ему доктор-монах и фельдшер, тоже монах. Ел, что давали, принимал лекарства, когда говорили, что нельзя долго читать, убирал в ящик столика книгу. Старец Иосиф прийти к нему не мог, так как сам был нездоров. В холодное время года он почти не выходил из келлии, только изредка в храм или в трапезную. Рождественским постом, в первых числах декабря, больничный врач-иеромонах исповедал Якова и причастил его Святых Христовых Тайн. Поздравил его, дал просфору. Яков еле слышно благодарил. Лицо его стало необыкновенно светлым. В глазах его лучилась тихая радость. В день памяти святителя Амвросия Медиоланского (это день Ангела оптинского старца преподобного Амвросия), 7 декабря, Яков поднялся с койки и пошел по больничному коридору. Но едва сделал несколько шагов, как зашатался, оперся о стену и начал падать. Проходивший мимо больничный смотритель успел подхватить его. Яков был легонький, как младенец. Смотритель положил его на койку и, увидев, что он без сознания, принес пузырек с нашатырным спиртом и стал пытаться привести больного в сознание. Это не удавалось. Подошел врач. Они внимательно смотрели в лицо Якова, щупали пульс, и долго не могли поверить, что он уже скончался.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Об отношении о. Климента к Хомякову (они были знакомы еще в 1850-х годах через И. В. и Н. П. Киреевских, в имении которых К. Зедергольм был домашним учителем) известно мало. Леонтьев приводил в своей книге слова о. Климента, сравнивавшего Хомякова и Киреевского: «Хомяков, – говорил мне Зедергольм, – был холоднее; он, разумеется, был человек тоже искренне-православный, но его диалектика, его страсть к словопрениям увлекла его до того, что он вступал в споры и с людьми православными иногда о самых существенных вопросах, противоречил и впадал в некоторые уклонения» 9 . Заметим, что и тема «Леонтьев и Хомяков» является неразработанной. Насколько вообще Леонтьев был знаком с его трудами? Есть свидетельство о том, что серьезно изучать сочинения Хомякова Леонтьев стал лишь в последние годы жизни. Оптинский монах о. Эраст (Вытропский, 1828–1913) сообщил в адресованном о. И. Фуделю примечании к недатированной записке Леонтьева, содержавшей просьбу прислать два первых тома «Истории Русской Церкви» митрополита Макария: «Еще послал 2 тома Хомякова. До сего времени К Н Хомякова не читал, кроме французской брошюры о вопросах веры, которую прочел на Афоне по рекоменд о. Иеронима 10 .» 11 . Едва ли дело ограничилось одной брошюрой. В 1879 г. Леонтьев в книге об о. Клименте по памяти цитировал «Письма к Пальмеру» 12 , но вряд ли это та самая «единственная» брошюра, знакомая еще по Афону. О чтении Хомякова на Афоне говорится в «Афонских письмах» (1872, 1884) 13 . В предсмертном письме к Л. А. Тихомирову Леонтьев вспоминал: «От. Иероним (самоучка из старооскольских купцов 20–30-х годов) читал с удовольствием Хомякова и Герцена и рассуждал со мною о них» 14 . Тем не менее серьезное изучение трудов Хомякова, действительно, относится уже ко времени окончательного переселения Леонтьева в Оптину пустынь (конец 1880-х годов). Почему заметка о. Климента оказалась у Леонтьева? Была ли она подарена ему другом-«катехизатором» или взята Леонтьевым в ряду других материалов для книги об о. Клименте (наряду с его путевыми заметками или письмами к отцу)? Ответить на эти вопросы трудно. В книгу записка во всяком случае не вошла. Возможно, она была составлена специально для Леонтьева – как ответ на его вопрос о догматической авторитетности хомяковского наследия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, заместитель губернатора Калужской области Р.В. Смоленский, глава администрации г. Козельска Е.В. Василькова, благотворители обители и многочисленные паломники. За Божественной литургией были вознесены молитвы об «упокоении душ усопших рабов Божиих, от теракта в Волгограде по злой человеческой воле невинно убиенных», а также о выздоровлении пострадавших. Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Антония (Скорика), насельника  Донского ставропигиального монастыря , в сан иеромонаха. Проповедь перед причастием произнес игумен Владимир (Милованов), насельник Оптиной пустыни. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви  напутствовал  епископа Серапиона на служение и вручил ему архиерейский жезл. Новохиротонисанный епископ преподал богомольцам первое архипастырское благословение. Затем было совершено славление прп. Амровсия, после чего Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святого подвижника. От лица насельников и паломников Святейшего Владыку приветствовал архимандрит Венедикт и преподнес образ преподобного Амвросия Оптинского и фотоальбом об истории возрождения и современной жизни Оптиной пустыни. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в храме с  Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх передал икону Божией Матери «Игумения Горы Афонской», написанную афонскими иконописцами, а также подарил архимандриту Венедикту памятный крест. Во внимание к помощи Введенскому ставропигиальному монастырю Оптина пустынь Святейший Патриарх Кирилл вручил высокие церковные награды: руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы А.О. Кульбачевский был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени, генеральный директор ООО «Северо-Восточная промысловая компания» (Хабаровск) В.Г. Фукалов — орденом преподобного Серафима Саровского III степени; директор страховой компании ЗАО «МАКС» (Москва) Н.В. Мартьянова — орденом преподобной Евфросинии Московской III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/3320053.ht...

Песнопения всенощного бдения исполнили братский хор Оптиной пустыни (регент — иеромонах Виталий (Белов)) и хор Троице-Сергиевой лавры (регент — Димитрий Никитин). По окончании богослужения в Казанском храме было совершено наречение архимандрита Серапиона (Колосницина) во епископа Кокшетауского и Акмолинского. Затем от лица братии Оптиной пустыни и всех присутствующих Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал архимандрит Венедикт (Пеньков), который преподнес в дар Его Святейшеству две панагии и крест. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с кратким словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимый отец Венедикт, дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Венедикт, за Ваши добрые слова и за прекрасный дар, который Вы мне вручаете от лица братии, посетителей и паломников сего святого места, почитателей памяти святых Оптинских старцев. Завтра по милости Божией возложу на себя этот крест и две панагии, совершая Божественную литургию в Оптиной пустыни. Хотел бы всем нам пожелать духовной силы, которую источали Оптинские старцы. Не каждый человек способен иметь такую силу, но каждый человек, имеющий веру в Бога, способен этой силой питаться от великих угодников Божиих, от чудотворных икон, от их цельбоносных мощей, потому что сила, которая принадлежала и принадлежит им, никуда не исчезла с их смертью, но, напротив, она многократно укрепилась благодатью Божией через присутствие святых Божиих людей в Царствии Небесном пред Престолом Божиим. Именно поэтому мы и обращаемся с молитвой к почившим святым угодникам. Мы через них просим Господа даровать и нам частицу того, что они имели. И как это важно, особенно для монашествующих.  В день памяти святого Амвросия, старца Оптинского, молясь перед его мощами, испрашивайте для себя частицу его мудрости, его любви, его веры, частицу его терпения, его послушания, чтобы монашеская жизнь наша украсилась хотя бы, может быть, и в малой мере теми добродетелями, которые святые Оптинские старцы и святой преподобный Амвросий Оптинский стяжали в этой земной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/3317035.ht...

Многие участники этого Собора пострадали в годы гонений и были причислены к лику святых новомучеников и исповедников. Священный Синод на заседании 4 мая 2017 года установил празднование памяти Отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. Днем памяти Отцов Поместного Собора определено 5 (18) ноября — день избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол. На Поместном Соборе 1945 года, который прошел с 31 января по 4 февраля в храме Воскресения Христова в Сокольниках в Москве, Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Также важным деянием стало утверждение «Положения об управлении Русской Православной Церкви». Поместный Собор 1971 года, созванный в связи с необходимостью избрания нового Предстоятеля после смерти Патриарха Алексия I, проходил c 30 мая по 2 июня в Троице-Сергиевой лавре. На Соборе новым Патриархом был избран Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Важным деянием Собора стало принятие документа «Об отмене клятвы на старые обряды и на придерживающихся их». Поместный Собор 1988 года — проходил 6-9 июня в Троице-Сергиевой лавре. Проводился в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. На Соборе был принят новый Устав Русской Православной Церкви, а также состоялась канонизация благоверного князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублева, преподобного Максима Грека, святителя Макария Московского, преподобного Паисия Величковского, блаженной Ксении Петербургской, преподобного Игнатия (Брянчанинова), преподобного Амвросия Оптинского, святителя Феофана Затворника. Поместный Собор 1990 года, созванный в связи с необходимостью избрания нового Предстоятеля после смерти Патриарха Пимена, проходил 7 и 8 июня в Троице-Сергиевой лавре. Новым Предстоятелем был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер). Важным деянием стала канонизация праведного Иоанна Кронштадтского. Поместный Собор 2009 года, состоявшийся 27-28 января в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, избрал новым Предстоятелем митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Также Собор утвердил исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви, принятый Архиерейским Собором 2000 года, с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 2008 года.    

http://foto.patriarchia.ru/church/pomest...

Писал он и пророческие стихи. Одно из них — «Пройдет гроза над Русскою землею...» — прочитала заслуженная артистка России Мария Лаврова. Эти строки она соединила со стихами современницы святого Анны Ахматовой, обнаружив одну и ту же боль за Россию, веру в народ и силу русского слова, в покров Божий над нашей землей. Сюрпризом стало выступление ансамбля народной песни «Отрада» под руководством Бориса Сазонова с песней Геннадия Заволокина «Как жить?». В качестве припева к ней взяты слова преподобного Амвросия Оптинского: «Надо жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Известные слова, положенные на запоминающийся мотив, сделали песню поистине народной. А другая песня в исполнении артистов — «Улка широкая» — прославляет русские соболиные меха. Она звучала на русском севере и будущий схимонах, тогда торговец мехом, наверняка ее слышал и не мог оставаться к ней равнодушным. На сцене БДТ мы представили девятое издание рождественского рассказа игумении Таисии «Первая елка на земле» с рисунками детей. В этом году первое место заняли рисунки воспитанников школы изобразительных искусств из Калининградской области. Их педагог — Альбина Солопова, родственница игумении Таисии. А хореографическую иллюстрацию к книге показали участники ансамбля «Росинка» детской школы искусств поселка Сиверский Ленинградской области, который находится недалеко от Вырицы. На вечере состоялась церемония записи имени преподобного Серафима Вырицкого в Золотую книгу Санкт-Петербурга. Ее открыл хор Академической Капеллы под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко. Запись огласил протоиерей Валерий Клименков — строитель и настоятель первого строящегося в северной столице храма преподобного Серафима Вырицкого в Купчино. Также подписи поставили протоиерей Александр Покрамович, настоятель Спасо-Преображенского храма в поселке Тярлево, где жил Серафим Вырицкий, игумения Елизавета (Кольцова), основательница первого в России скита преподобного Серафима Вырицкого под Калининградом.

http://old.aquaviva.ru/news/2010-01-13/1...

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил прозорливый старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского. К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин. После революции монастырь был закрыт и подвергся сильному разорению; помещения обители стали использоваться под склад, а в 1921 г. были переданы под устройство санатория для больных туберкулезом. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI — нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в середине 1990-х гг. В 2000 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия в древней обители был открыт женский монастырь. 28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря. В этот день приняла иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы и поступила в число сестер Спасо-Елеазаровской женской обители Татьяна Ивановна Беляева. 17 июля того же года инокиня Елисавета принимает монашеский постриг в честь той же святой, а 25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении. На протяжении десяти лет игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. Также матушка Елисавета была инициатором и участницей многих православных конференций и чтений. Выступила инициатором возвращения из Псковского музея в Спасо-Елеазаровскую обитель древнего чудотворного образа «Спас Елеазаровский». 4 июня 2010 г. игумения Елисавета (Беляева) скончалась после продолжительной болезни в Боткинской больнице г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/1251119.ht...

16 января 2012 года митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон назначает иеромонаха Даниила исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря города Переславля-Залесского. 19 марта 2014 года он назначается игуменом этой обители. Отпевание игумена Даниила совершилось в храме Похвалы Пресвятой Богородицы Данилова монастыря в воскресение 10 июля, в день памяти обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского. Божественную литургию и следующее за ней отпевание при сонме переславского и угличского духовенства возглавляли Высокопреосвященнейший Пантелеимон, митрополит Ярославский и Ростовский, Преосвященнейший Иоанн, епископ Калачевский и Палласовский и Преосвященнейший Феодор, епископ Переславский и Угличский. В своем слове после отпевания владыка Иоанн, в частности, сказал: «Я познакомился с игуменом Даниилом в 1997 году в Троице-Сергиевской Лавре, куда он, тогда еще светский молодой человек, пришел к старцу, желая монашеского жития. Он был молод, занимался спортом. Казалось, его ждет блестящее будущее, а он избрал монашество. Отец Даниил принадлежит к тому поколению, которое пришло к Богу в 1990-е годы. Для кого-то это были «лихие» годы, а для нас благодатные: возвращались Церкви обители и храмы, возрождалась духовная жизнь. Никто не может упрекнуть это поколение в том, что люди искали в Церкви каких-то благ, выгоды для себя. Кругом была разруха, как после войны, руины. И не каждый мог понести тяготы восстановления и стен, и своей души, пройти школу выживания. Отец Даниил прошел ее с честью. Какие только профессии и специальности он не освоил в монашестве! И во всем он был первый и во всем доходил до конца. И сейчас можно задаться вопросом, а есть ли еще где-нибудь, к примеру, игумен-пчеловод? И, наверное, на отце Данииле сбываются слова Господа: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал». Пусть кровь игумена Даниила станет семенем для возрождения монашеской жизни, в том числе и в стенах этой древней обители…»     После заупокойной службы и панихиды 9-го дня, на свежей могиле новопреставленного игумена Даниила, погребенного за Алтарем Троицкого собора Свято-Троицкого Данилова монастыря, преосвященнейший Феодор, епископ Переславский и Угличский поддержал братию и прихожан: «…Теперь мы должны предаваться не скорби уныния, столь свойственной миру сему при подобных обстоятельствах, а скорби деятельной, молитвенной, которая будет нашим лучшим ходатайством перед Всевышним за отца Даниила. Теперь, находящемуся в любви Божией, отцу Даниилу открыто то, чего он не мог знать раньше, чего не знаем мы, но можем только догадываться. Наверное, он встретился и с основателем этой обители преподобным Даниилом и молится вместе с ним за наш древний город, за нас…»

http://e-vestnik.ru/obituaries/igumen-da...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010