В числе профессорских программ, хранящихся в архиве Киевской академии есть несколько программ и догматических чтений Димитрия. Судя по этим программам, догматический материал в лекциях Димитрия распределялся заметным образом иначе, чем как распределяется он в Догматике преосвященного Макария в крупных чертах системы того и другого имеют следующее построение: У Димитрия: Введение. Часть 1. I. Учение о Триедином Боге: 1). о трех Божественных ипостасях; 2). о едином Божественном существе трех ипостасей. II. Учение о действиях Триипостасного Божества: 1). Творении, 2). Провидении. Часть 2. Учение о домостроительстве спасения человеческого рода. 1). О первобытном состоянии человека; 2). о падении человека и следствиях падения (о первородном грехе). Учение о спасении рода человеческого Сыном Божиим. Предопределение Божие о спасении падшего человека. А). Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя. Б). Пришествие Иисуса Христа и служение Его роду человеческому. 1). Учение о лице Иисуса Христа, или таинстве воплощения. 2). Учение о служении Иисуса Христа спасению рода человеческого а). пророческом, б). первосвященническом и в). царском. 3). Учение о царствии Божием, учрежденном на земле Иисусом Христом, для спасения человека. А). Царство благодатное, или церковь воинствующая. 1). Общие понятия о благодатном царстве Христове, или о церкви. 2). Преимущества, которыми пользуются сыны царства Христова, или о благодати Божией; 3). условия и обязательства членов благодатного царства; 4). средства к получению благодати Божией: а). слово Божие и б). таинства; 5). взаимное общение членов царства Христова между собою (живых и умерших; здесь же о смерти, частном суде и следствиях его). Б). Царство славы, или церковь торжествующая. 1). Окончание царства благодати (пришествие антихриста); 2). открытие царства славы (последний суд); 3). образ царства славы (вечное блаженство и вечные мучения). У Макария: Введение. Часть 1. Отдел I. О Боге самом в Себе. 1). О Боге едином в существе. 2). О Боге троичном в лицах. Отдел II. О Боге в общем отношении Его к миру и человеку. 1). О Боге Творце мира. 2). О Боге Промыслителе. Часть 2. Отдел I. О Боге Спасителе вообще. 1). Предвечный совет Божий о спасении падшего человека. 2). О Господе нашем Иисусе Христе: а). о лице Иисуса Христа; б). о совершении Им спасения людей – о служении Его пророческом, первосвященническом и царском. Отдел II. О Боге Спасителе в Его особенном отношении к роду человеческому. 1). О Боге Освятителе. А). О Церкви, как орудии чрез которое совершается наше освящение. Б). О благодати Божией, как силе, которою совершается освящение. В). О таинствах, чрез которые сообщается благодать. 2). О Боге Мздовоздателе и Судии: а). о мздовоздании на частном суде; б). о мздовоздании на всеобщем суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

об источниках церковного учения; о личном свойстве Святого Духа; о первородном грехе и непорочном зачатии Пресвятой Девы; об оправдании и спасении человека; о Церкви и ее устройстве; о таинствах и о загробной судьбе человека. Кроме вероучения, Римская церковь еще отличается от Православной своим нравоучением и богослужением. 1. Признавая источниками церковного учения Св. Писание и Св. Предание, Римско-католическая церковь некоторые книги, признаваемые Православною Церковью неканоническими, почитает и выдает за канонические, а именно: Варуха, Товита, Иудифь, Премудрости Соломоновой, Премудрости Иисуса Сирахова, две книги Маккавейские, Песнь трех отроков, историю о Сусанне, историю о Виле и Змие и всю книгу Есфирь. Другое заблуждение Римской церкви относительно источников церковного учения состоит в том, что папы, опасаясь, что рассмотрение и испытание Св. Писания покажет верующим несогласие их целей с духом христианства, запретили всем, не принадлежащим к церковному клиру, чтение Библии и распространение среди народа переводов Св. Писания на живых понятных языках. 2. По учению католиков. Дух Святой исходит не только от Отца, но вместе от Отца и Сына 19 ; это учение об исхождении Святого Духа на Западе внесено в Символ веры , так что 8 член Никео-Цареградского Символа веры читается у них так: «(верую) и в Духа Святого животворящего, Иже от Отца и Сына (a Patre Filioque) исходящего». 3. По католическому учению, первобытное состояние праотцев было состоянием сверхъестественным, благодатным. Повреждение и извращение, которое потерпел человек вследствие грехопадения, состоит поэтому только в утрате сверхъестественного благодатного дара, который для человека в первобытном состоянии служил уздою его чувственности и разуму давал перевес над нею. Через эту утрату сверхъестественного дара человеческая природа, очевидно, не могла потерпеть повреждения и извращения, – она утратила только сверхъестественное украшение, которое получила не в самом акте творения, а после него, по особой Божественной благодати. Господство разума над чувственными возбуждениями и страстями, укрепляемое и сохраняемое сверхъестественным даром, со времени грехопадения прекратилось, но природа человека сама в себе осталась неповрежденною, она только возвратилась в первоначальное состояние, status purorum naturalium. Что плоть похотствует против духа, это не есть следствие падения, а есть состояние, само в себе отвечающее природе человека. Борьба между разумом и чувственностью появилась бы еще в раю, если бы Бог не наделил природу человека сверхъестественным даром праведности и святости; после того, как дар был отнят, естественно происходит борьба в каждом человеке.– Свое учение о первородном грехе Римская церковь простерла до полного отрицания первородного греха, возвестив в 1854 г. новый догмат о непорочном зачатии (immaculata conceptio) Пресвятой Девы 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

I. Признавая источниками церковного учения Св. Писание и Св. Предание, римско-католическая церковь некоторые книги, признаваемые православною Церковию неканоническими, почитает и выдает за канонические, а именно: 1) Варуха, 2) Товита, 3) Иудифь, 4) Премудрости Соломоновой, 5) Премудрости Иисуса Сирахова, 6) две книги Маккавейские, 7) Песнь трех отроков, историю о Сусанне, историю о Виле и Змие и 8) всю книгу Есфирь. Другое заблуждение римской церкви относительно источников церковного учения состоит в том, что папы, опасаясь, что рассмотрение и испытание Св. Писания покажет верующим несогласие их целей с духом христианства, запретили всем, не принадлежащим к церковному клиру, чтение Библии и распространение среди народа переводов Св. Писания на живых понятных языках. – II. По учению католиков, Дух Святой исходит не только от Отца, но вместе от Отца и Сына 326 ; это учение об исхождении Святого Духа на западе внесено в символ веры , так что 8 член Никео-Цареградского символа веры читается у них так: „(верую) и в Духа Святаго животворящего, Иже от Отца и Сына (a Patre Filioque) исходящаго». – III. По католическому учению первобытное состояние праотцов было состоянием сверхъестественным, благодатным. Повреждение и извращение, которое потерпел человек вследствие грехопадения, состоит поэтому только в утрате сверхъестественного благодатного дара, который для человека в первобытном состоянии служил уздою его чувственности и разуму давал перевес над нею. Через эту утрату сверхъестественного дара, человеческая природа, очевидно, не могла потерпеть повреждения и извращения, – она утратила только сверхъестественное украшение, которое получила не в самом акте творения, а после него, по особой Божественной благодати. Господство разума над чувственными возбуждениями и страстями, укрепляемое и сохраняемое сверхъестественным даром, со времени грехопадения прекратилось, но природа человека сама в себе осталась неповрежденною, – она только возвратилась в первоначальное состояние, status purorum naturalium.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Единственный источник, как вообще умозрительное, так в частности и Деятельное Богословие должно почерпать основания для возведения возрождаемых к Богоподобию и законы для Богоподной деятельности, есть вообще слово Божие или Св. писание ( 1Тим. 3:16 ). Как глаголы живота вечного ( Ин. 6:68 ) и изображение святой и совершенной воли Божией ( Деян.20:27 ), ( Рим.12:2 ). Оно в различных местах различно, а все в совокупности вполне и совершенно преднаписует образ духовной жизни. И потому как плод внутренний Духа Божия и многоразличной опытности духовной, оно полезно для научения, для обличения, для наставления в праведности, и достаточно к тому, что бы совершен был Божий человек на всякое благое дело уготован ( 2Тим.3:16–17 ). Примечание. Впрочем как Деятельное Богословие, почерпая из Св. писания законы для духовной деятельности, приспособляет оные к состоянию человека в различных отношениях жизни его: то из оснований Деятельного Богословия неизключаются пополнительные источники: во 1–х, общие начала нравственности, почерпаемые из естественных оснований чистого ума; во 2–х, Церковные постановления, утверждающиеся на определениях соборов. Потребность первого открывается из того, что откровенный закон, возводящий человека в первобытное нравственное совершенство ( Еф.4:22–23 ), остатки которого и в настоящем состоянии растления остаются в чистой природе неизгладимо ( Рим.1:19; 2:14–16 ) в основании своем имеет закон естественный ( Втор.30:11, 16 ). Последнее несомненно из того, что Сам Спаситель, давши церкви своей право власти и суда: Аще же и церковь преслушает, буди теб, якоже язычник и мытарь ( Мф.18:17 ), дал ей право, на основании откровенного слова Божия давать законы для благоустроения деятельности христиан в различных случаях ( 1Кор.14:40 ), а посему законами церкви (кои вообще в своих основаниях согласны со словом Бога) в различных отношениях управляется деятельность христианина. – Польза и нужда изложения деятельного учения в правильном порядке Нет сомнения, что и простое познание христианских обязанностей, которые во всей полноте и пространстве содержатся в Св. писании, ( 2Тим.3:15–17 ), само по себе достаточно руководствовать к совершенству в духовной жизни, а посему нет, по видимому необходимости кроме простого руководства писания, искать еще искусственного руководства ко спасению. Впрочем не говоря уже о множестве толкований, несогласных с духом Божиего закона, когда возьмем во внимание, что в Св. писании и между нравственными правилами встречаются, по видимому, разногласия, то многие обязанности или в своем приложении или во внутренней силе, или в побуждениях и средствах недовольно раскрыты, вообще строгого взаимного отношения и порядка немеют; сверх того весьма много встречается важных совестных случаев простым разумением закона неудоборазрешимых; отселе не только полезно, но и необходимо, что бы путь благодатной деятельности во всем пространстве был изображен и христианские обязанности во взаимной связи были изложены. –

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

126-130 НОЭТ СМИРНСКИЙ (кон. II - сер. III в.), один из главных представителей ереси патрипассианских антитринитариев 130-131 НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ раздел богословия, в рамках к-рого изучается и систематически излагается христ. учение о нравственности, нравственном сознании и нравственном поведении человека 131-137 НУБИЯ топоним, в средневековой лит-ре обозначавший бассейн среднего течения Нила (по большей части соответствует территории совр. Республики Судан ; центр христианства в VI-XVI вв. 137-147 НУМАН III [ан-Нуман ибн аль-Мунзир], последний царь из династии Лахмидов (Насридов) (579/80-601/2), сын аль-Мунзира IV, внук аль-Мунзира III 147-148 148-159 НУН в древнеегип. религии и мифологии первобытный мировой океан, олицетворение состояния Вселенной до начала творения и упорядочивания ее творцом НУНЦИЙ постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола 159-162 НУР АЛЬ-МУХАММАДИ согласно шиитским представлениям, световой световой образ Мухаммада, к-рый предшествовал творению и передавался через божественных избранников 162-163 НУСАЙРИТЫ др. название - алавиты (аль-алавия, ввиду их особого почитания халифа и имама Али ибн Аби Талиба), одна из общин «крайних» шиитов, возникшая в кон. IX - сер. X в. в Сев. Сирии НУТ в древнеегип. религии и мифологии богиня неба, супруга и сестра бога земли Геба; дочь Шу и Тефнут; мать Осириса, Сета, Исиды и Нефтиды «НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ» евангельский гимн прав. Симеона Богоприимца (ср.: Лк 2. 29-32) во время Сретения Господня; относится к числу библейских песней 164-170 170-170 170-172 НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов 172-174 НЬЮ-ЭЙДЖ собирательное наименование синкретических оккультных и эзотерических представлений, а также связанных с ними движений 2-й пол. XX в. 174-178 178-181 НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник

http://pravenc.ru/vol/LII.html

Вода, обладающая универсальной способностью очищать и обогащать человеческий организм необходимым количеством продуктов жизнедеятельности, менее известна многими другими, подлинно благодатными качествами: принимать и передавать энергию и силу молитвенного слова и благодать священнодействия. На первых страницах Святой Библии отмечено, что первоматерия, состоявшая из воды и множества других элементов и находившаяся в состоянии хаоса, особо активным действием Божиим: Дух Божий ношашеся верху воды (Быт 1:2) — получила первобытную силу, способную образовать вселенную. Освящение воды в Церкви — это возвращение ей утраченных “духоносных свойств”. У верующего в Меня, — говорит Господь в Евангелии от Иоанна, — потекут реки воды живой (Ин 7:38), называя Благодать Святаго Духа живой водой. 2 Вода и Дух Божий, по слову Спасителя (см. Ин 3:5), в дивном единстве святаго Таинства Крещения становятся купелью новой жизни, заменившей утробу матери, неспособной, по ироническому замечанию праведного Никодима, вместить его для нового рождения, на что Спаситель ответил: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3:6). Если бы был возможен целый ряд рождений человека из состава матери (материи), всякий раз воспроизводилась бы одна и та же природа. Истинно говорю если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Углубляясь в Священное Писание, можно привести множество событий, связанных с природой воды, через которые Бог спасал, просвещал, вразумлял Свой народ. Собранные воедино в богослужебном последовании в дни праздника Крещения, или Богоявления, они представляют богатую сокровищницу для молитвенного переживания Таинственного возрождения человечества через силу благодати и водной стихии. “Ты — Бог Великий и чудный в делах Твоих, и ни одно слово не может воспеть и восхвалить чудеса Твоя. Ты — Бог наш, водою потопивый при Ное грех. Ты — Бог наш, через море свободивый от рабства фараонова Моисеем еврейский народ. Ты напоил жаждущий народ потоками вод из разверзшихся камней. Ты — Бог, Который водою и огнем отвратил от Вааловой прелести через пророка Илию свой народ. Ты Иорданские струи освятил с Небес ниспосланным Святым Твоим Духом и уничтожил основы зла”.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-hristovo-o-...

Благость, потому что Он не презрел немощи Своего собственного создания, но сжалился над ним, павшим, и простер руку. Праведность же потому, что после того как человек был побежден, Он не делает, чтобы другой победил тирана, и не вырывает человека силою из рук смерти, но того, кого некогда смерть порабощает себе через грех , этого Благий и Праведный опять сделал победителем и, что именно было затруднительно, подобного привел в первобытное состояние посредством подобного. А мудрость потому, что Он нашел самое благоприличное уничтожение затруднительного. Ибо, по благоволению Бога и Отца, единородный Сын и Слово Божие, и Бог, сый в лоне Бога и Отца ( Ин. 1, 18 ), единосущный со Отцом и Святым Духом, предвечный, безначальный, Который был в начале, и был у Бога и Отца, и был Богом (см. Ин. 1, 1 ), Иже во образе Божии сый ( Флп. 2, 6 ), наклонив небеса, нисходит, то есть неуничижимую Свою высоту неуничиженно уничижив, нисходит для пользы Своих слуг таким снисхождением, которое было и неизреченно, и непостижимо; ибо это обозначает слово: нисхождение. И, будучи совершенным Богом, Он делается совершенным человеком, и совершается дело, новейшее из всего нового, дело, которое одно только – ново под солнцем (см. Еккл. 1, 10 ) и через которое открывается беспредельное могущество Божие. Ибо что больше того, что Бог сделался человеком? Слово, не потерпев изменения, стало плотью: от Святого Духа и Святой Марии, Приснодевы и Богородицы. Оно называется Посредником между Богом и людьми, едино только человеколюбивое, зачатое в непорочной утробе Девы не от желания или похоти, или соединения с мужем (см. Ин. 1, 13 ), или рождения, связанного с удовольствием, но от Святого Духа и первого Источника Адамова. Оно делается послушным Отцу, через то, что Оно стало подобно нам, и через то, что приняло от нас [наше], врачуя наше непослушание и становясь для нас Образцом повиновения, вне которого невозможно получить спасение. Глава 2 (46). Об образе зачатия Слова и о Божественном Его воплощении Ибо Ангел Господень был послан ко Святой Деве, происходящей из Давидова племени ( Лк. 1, 26, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

По учению православной Церкви, Бог прежде всего сотворил мир духовный, потом мир вещественный в продолжение шести дней, и наконец в шестой день сотворил человека (Простр. Христ. Катех. о чл. 1). I. Бог прежде всего сотворил мир духовный. Основания для сего учения можно находить – 1. В первых словах свящ. Бытописателя: в начале сотвори Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ). Здесь под небом нельзя разуметь твердь или вообще то, что обыкновенно называется небом: ибо небо видимое со всеми своими пространствами и светилами сотворено после ( Быт. 1:6, 8, 14–17 ); но с вероятностью разумеют здесь собственно духов, которые обыкновенно представляются в писании населяющими небо ( Кол. 1:16 ): потому что небу Моисей не приписывает нестроения, какое приписывает земле или первобытному веществу. Если так, то Ангелы сотворены прежде всего, когда кроме Бога ничто еще не существовало, и послужили началом всего творения Божия. 2. В словах Самого Бога к Иову: егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом великим вси Ангели Мои ( Иов. 38:7 ). Ангелы признаются здесь славословящими Бога в день четвертый, когда сотворены были звезды; значит, предполагаются сотворенными прежде. 3. Св. отцы и учители Церкви несомненно признавали Ангелов сотворенными прежде мира вещественного. Например: Св. Василий Великий . «Еще ранее бытия мира, – говорит он, – было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания, – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумныя и невидимыя природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименования. Оне-то наполняют собою сущность невидимаго мира ». Св. Григорий Богослов . «Бог измышляет прежде всего (πρτον) Ангельския и небесныя силы, и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом.... Поскольку же первыя твари были Ему благоугодны: то измышляет другой мир, вещественный и видимый; и это есть стройный состав неба, земли и того, что между ними».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Таким образом, место, куда был помещен первозданный Адам (как сама природа, а также и духовное состояние первых людей) было совершенно особым. Человек должен был возделывать и хранить рай (Быт. 2:15), «распространив» в конечном итоге его на весь космос. Вместе с тем, на первом этапе существования людей границы Эдемского сада могли являться по словам диак. А. Кураева «крепостью», защищающей зарождающееся человечество, в том числе, и от разрушительных стихий тварного мира. Следует отметить, что данное богословское мнение отнюдь не является «модернистским» Аналогичные мысли были высказаны более ста лет назад некоторыми авторитетными представителями русской дореволюционной богословской школы. Выше мы приводили цитату из труда профессора Казанской Духовной Академии Я. А. Богородского («Начало истории мира и человека по первым страницам Библии»). Еще более интересными являются размышления профессора Киевской Духовной Академии  М. Скабаллановича, которыми он делится в своей статье, посвященной загадочному райскому саду: «Бытописателю нужно было каким-нибудь словом обозначить это местопребывание первобытного человека . Как более других подходящее сюда, он выбрал слово gan, собственно «огород», «сад» (Втор. 11:10) с.554-572]. Дается ли этим названием мысль, что местоприбывание первобытного человека представляло собою что-либо строго обособленное и выделенное на тогдашней еще не богатой растительностью земле (как бы оазис на ней) или же им указывается на внутреннее содержание этого места, напоминавшее огород или сад, решить трудно в виду незнакомства нашего с древнейшим еврейским языком. Лучше всего, конечно, положиться на древнейшее понимание этого слова, какое представляет перевод его у LXX через , слово, впрочем, не чисто греческое, а иностранное для греческого языка, судя по персидскому  peridaeza (в Зенд-Авесте) и позднейшему еврейскому pardes (Песн. 4:13; Еккл. 2:5; Неем. 2:8), означавшее приблизительно парк. Таким пониманием евр. gan у LXX в качестве существенной черты рая, в полном согласии с дальнейшим описанием его Моисея, мыслятся деревья» [там же, с.570-571]. К сходным выводам в своем фундаментальном библейском исследовании приходит и А. Покровский с.120-121].

http://bogoslov.ru/article/278183

Взгляды отцов Церкви § 2. Какое толкование библейского рассказа о творении мира может претендовать на наибольшую правильность? § 3. Творение человека § 4. Хотя и вне контекста, скажем несколько слов о грехопадении Глава 4. Согласуются ли научные данные с библейским рассказом о сотворении мира? § 1. Возникновение химических элементов, земной атмосферы, гидросферы и биосферы § 2. Ископаемые § 3. Генетическая информация § 4. Существует ли «древо жизни»? § 5. Происхождение человека § 6. были ли предки у человека? Часть 3. Христианские корни современной науки Глава 1. Идеологи просвещения § 1. Образы войны § 2. Наука с точки зрения позитивизма § 3. История науки как история идей Глава 2. Материализм и познание § 1. Идейное «богатство» материализма § 2. Какие еще философские течения повлияли на натурализм Хокинга и Млодинова? § 3. Обладает ли подлинно научным статусом эволюционное учение Чарльза Дарвина? § 4. Почему мы здесь? Глава 3. Христианское просвещение § 1. Научный вклад древних цивилизаций § 2. Развитие образования в христианской Европе § 3. Теория познания и состояние науки в средние века § 4. Смысл жизни с точки зрения христианства Глава 4. Предпосылки возникновения современной науки § 1. Несколько слов о взаимоотношениях науки и философии § 2. Историческое развитие научной методологии § 3. Библейские принципы научного мышления Глава 5. Взгляды на сотворение мира § 1. Научный креационизм § 2. Теистическая эволюция Заключение. Какой Бог? § 1. Опыт научного доказательства бытия Божия § 2. Библейский ли Бог является Творцом? Терминологические словари Физико-космологический словарь Биологический словарь Богословско-философский словарь Библиография     К русскому читателю Дорогие братья и сестры! В прошедшем ХХ веке не только в России, но и в Болгарии марксистская диалектико-материалистическая философия делала непрестанные попытки дискредитировать учение Православной Церкви. С точки зрения этой философии, религия возникла из страха первобытных людей перед стихиями природы и являлась фантастическим отражением действительности в их сознании: боги, мифические герои и события появились в результате усилий непросвещенного человека понять различные природные и общественные явления.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010