Апостол Павел также называет Бога Отцем духов ( Евр. 12:9 ). 2) О первобытном завете Бога с человеком § 125. Цель и назначение первозданного человека Сотворивши таким образом человека и наделивши его такими дарами, Бог указал ему высокую цель и назначение. Это есть: а) Возведение на высшую степень совершенства духовной природы его через постепенное раскрытие и образование её сил и способностей, доколе душа, через деятельное стремление и приближение к своему первообразу, достигнет полной, возможной для конечного существа, меры богоподобия и теснейшего единения с Богом или причастия Божественного естества. Сие несомненно открывается из того, что святая вера христианская, которая имеет предметом возвратить человека в первобытное состояние и довести его до конечной цели его творения, от коей он уклонился через падение, именно требует: святи будите, яко Аз, т. е. Бог свят есмь ( 1Пет. 1:16 ); будите совершены, якоже Отец ваш небесный совершен есть ( Мф. 5:48 ); и св. апостол Петр говорит, что честная нам и великая обетования даровашася, да сих ради будем Божественного причастницы естества ( 2Пет. 1:4 ). Вместе с сим и самая телесная природа человека предназначена была к тому, чтобы постепенно преображаться и усовершаться, доколе тело его из перстного и земного созреет и приидет в состояние тела духовного и небесного ( 1Кор. 15:44–49 ). б) По мере достижения сей цели должна была достигаться и другая, как её следствие – блаженство человека. Ибо Бог есть бесконечный и неисчерпаемый источник всякого блага: следовательно, уподобление Ему и приобщение самого естества Его не может не сопровождаться ощущением высочайшего блаженства. в) Но как Господь вся Себе ради содела, то конечная цель творения человека заключается в самом Боге: это есть слава Божия, которая, выражаясь на земле в самой неразумной твари бессознательно, в человеке должна была выражаться сознательно и свободно. В сем удостоверяет священное Писание, когда говорит, что Бог призвал нас из тмы в чудный свой свет, именно для того, дабы явились в нас совершенства Его ( 1Пет. 2:9 ); и Христос Спаситель заповедует ученикам своим: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф. 6:16 ); потому Апостол внушает христианам все делать во славу Божию: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите ( 1Кор. 10:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

При сохранившихся почти неповрежденных грехом силами и возвращении дара первобытной праведности он в состоянии и сам собственными трудами и подвигами заслуживать или приобретать право на получение наград от Бога; или вечного блаженства. Соответственно с такими представлениями ο грехе, искуплении и состоянии природы человека, оправдание и спасение человека совершается, по р.-католическому учению, не заслугами только Христа Спасителя, но и заслугами самого человека. Раскрывается это учение таким образом. И. Христос заслужил благодать Божию и небесное блаженство для всего человечества. Благодать и даруется людям ради Его заслуг, ибо без благодати они не могли бы оправдаться и спастись. Она призывает человека-грешника ко спасению. При содействии этой благодати (т. н. предваряющей) в призываемых ко спасению является вера в смысле «самого твердого согласия на все открытое свыше» (Cat. rom. 1 p. II с. 2 qu.), в особенности же вера в то, «что нечестивый оправдывается по благодати Его, избавлением ο Христе Иисусе» (Сопс. trid. Sess. VI, 6), a вместе с нею — страх перед правосудием Божиим, надежда на помилование, покаяние, решимость принять крещение, начать новую жизнь и соблюдать заповеди Божии. Все это вместе взятое называют приготовлением (dispositio) к оправданию в крещении. На этой подготовительной к оправданию ступени, учат некоторые из римских богословов, человек уже может совершать духовные подвиги, — добрые дела, которые являются как бы заслугами, за которые Бог затем в крещении дает ему благодать оправдания. Таким добрым делам усвояют название merita de congruo. Они совершаются не при помощи благодати оправдания, а при помощи естественных сил самого человека, и принимаются Богом за заслуги как бы из чувства приличия (ех congruo). За приготовлением следует самое оправдание в таинстве крещения, или т. н. влитие благодати (infusio gratiae). В этом таинстве Бог вливает в человека Свой сверхъестественный дар (supernaturale donum), или Свою благодать, которая освящает и обновляет его природу и через то освобождает его от всех его грехов — первородного и личных, а вместе с тем и от всех наказаний — временных и вечных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Падение человека изменило взаимные отношения мужчины и женщины. Так как вина соблазна к греху лежит на женщине, то соподчинение ее мужу было обращено в порабощение от него: муж, сказано было ей, " будет господствовать над тобою " (Быт. III, 16). Злые действия греха скоро заявили себя в порче брачных обычаев: единство брака было нарушено введением полигамии, которая, по-видимому, возникла прежде всего среди каинитов (IV, 19), а чистота его погибла в смешанных браках " сынов Божиих " с " сынами человеческими " , т.е. сифитов с каинитами незадолго до потопа (VI, 2). После потопа Ноем была восстановлена моногамическая форма брака, но вскоре она, под влиянием особенных условий древней патриархальной жизни, вновь заменена была полигамией, хотя эта форма никогда не получала между евреями значительного развития. Развод вследствие существования полигамии хотя был част и легок, однако же не имел вполне унизительного характера по отношению к жене. Таково было состояние брачных отношений ко времени Моисея. Моисеево законодательство, как имеющее своею целью по возможности восстановить во всех отношениях нормальное состояние вещей (такова сущность проникавшего его теократического начала), в данном отношении тоже стремилось поставить брачные отношения в их первобытное нормальное состояние, от которого они уклонились. Конечно, сила зла, исторически окрепшего, была уже настолько велика, что полного восстановления нельзя было осуществить, и поэтому существенною и прямою задачею законодательства было ограничить и по возможности устранить дурные действия этого зла. С этой стороны оно и имеет для нас интерес. В своих постановлениях о брачных отношениях оно стремится: 1) к ограничению и по возможности к уничтожению полигамии; 2) к ограничению прав отца или господина, могущих вредно отозваться на брачных отношениях детей или рабов; 3) к подведению развода под известные юридически определенные правила и 4) к восстановлению чистоты жизни во время брачного союза. Для достижения первой цели законодательство постановляет определения или прямо направленные против увеличения жен, или косвенно - посредством постановлений, затрудняющих или делающих полигамию тягостною.

http://predanie.ru/book/219933-zakonodat...

Глава 1-ая. О конце людей раскаявшихся. Это о воздаянии по смерти, по мере добра, известной степенью блаженства. Ло хань есть семя, На фу сы плод, принесенный в саду. Четыре рода Ло хань: а) Святых и мудрых, б) Обыкновенных мудрых и высших Mo минь, в) Обыкновенных Mo минь и слегка грешных. г) Последних. Нельзя переходить из низшей в высшую степень. На фу сы тоже 4-х родов: а) утвердившихся (в Боге); б) прозревших; в) раскаявшихся; г) противящихся истине. Не могут переходить в высшие, исключая первой. Подвижники 3-х родов: а) Правой стороны; добрые; восходящие до первобытного состояния, б) Левой; многогрешные, которые, очистившись в аду, восходят до первоначального состояния семени, в) Усердные, или ревностные, превосходящие свою степень. Главное – освобождение Имана из оболочки. Предотвращение ада покаянием. Описание пользы покаяния. Глава 2-ая. О конце людей прозревших. Очищение На фу сы. Прозрение, по воле Божией, того, что в нем добро, и что зло. Оттого страх. Восторг от сближения с высшим миром, от рассеяния ложного и умертвия себя для Бога. Сэ мар – безумный восторг. Прозрение от Бога. Глава 3-я. О возвращении утвердившихся к истинному. Это верхняя степень святых. С помощью Бога и указаниями веры. Способ достижения сей степени нравственным преуспеянием. Созерцательное прохождение сферами: земли, воды, воздуха, огня, небес, верховного мира с миром светил, и мира одушевленных тварей. Разнообразные явления; необходимость опытного Шай хэ; особенно явление огня и света. После того подвижник достигает свойственной его На фу сы степени. Утверждение происходит символом. Награда – 8 раев. Степень утвердившихся выше материального представления их. Фигуральное описание состояния души в любви к Богу. Глава 4-ая. О конце злых и соразмерных наказаниях. Два рода грешников: нарушающие особые постановления веры, и совершенно преданные миру (как свои, так и чужие). Первые, не лишенные еще Имана, посредством Ля иллях иль аллах Мухаммед ресул аллах освобождаются со временем и вступают в рай. Последние, противящиеся вере, навсегда остаются; прощения от Бога и помощи от Магомета им нет. Различие в вечных мучениях. Глубочайший ад для сектантов, отвергавших силу Бога и Магомета. Оплакивает омрачение современников – верных, которых Бог наказал напущением Тэ тар. Вероломство двух родов: у своих нарушение слова, и т. д.; у иноверцев притворство, или двуличность. Мирские наслаждения, богатства и проч. суть врата ада. Семь таких предметов; семь органов чувств и семь органов в поклонении, как средство исправления. 5 периодов человека: 1) Небытия. 2) Сотворения. 3) Жизни в теле. 4) Смерть. 5) Воскресение. Связь их. Размышление. Прославление тела. Отдел V. Об обязанностях сословий

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Ответ на возражение 2. Человеческое тело в состоянии невинности было бесстрастным в том, что касалось страстей, изменяющих расположение природы, о чем будет сказано после (97, 2); точно так же и душа была бесстрастной в том, что касалось страстей, препятствующих свободному использованию разума. Ответ на возражение 3. Совершенные нравственные добродетели не исключают страсти, а управляют ими; в самом деле, как сказано в третьей [книге] «Этики», благоразумный человек желает так, как он должен желать, и то, что он должен желать 440 . Раздел 3. Обладал ли Адам всеми добродетелями? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Адам не обладал всеми добродетелями. В самом деле, некоторые добродетели направлены на то, чтобы обуздывать страсти: так, неумеренное желание ограничивается умеренностью, а неумеренный страх – мужеством. Но в состоянии невинности в страстях не было никакой неумеренности. Следовательно, не было и такого рода добродетелей. Возражение 2. Далее, некоторые добродетели связаны со страстями, которые направлены на зло, например, кротость – с гневом и мужество – со страхом. Но в состоянии невинности не было подобных страстей, о чем уже было сказано (2). Следовательно, не было тогда и подобных добродетелей. Возражение 3. Далее, покаяние – это добродетель, которая определена к совершенному греху. Сострадание, в свою очередь, является добродетелью, связанной с несчастьем. Но в состоянии невинности не было ни греха, ни несчастья. Следовательно, не было и указанных добродетелей. Возражение 4. Далее, стойкость – это добродетель. Но Адам не обладал стойкостью, о чем свидетельствует его последующее грехопадение. Следовательно, он обладал не всеми добродетелями. Возражение 5. Кроме того, является добродетелью и вера. Но ее не было в состоянии невинности, поскольку вера подразумевает помраченность познания, а это, похоже, несовместимо с совершенством первобытного состояния. Этому противоречит сказанное Августином в наставительной беседе: «Князь греха одолел Адама, который был сотворен из праха земного по образу Божию, украшен скромностью, ограничен умеренностью, осиян чистотою» 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Далее, в универсальных традициях человечества, наряду с поэтическими преданиями о золотом веке, мы повсюду встречаем изображение несчастной катастрофы, разразившейся над первыми людьми, что, разумеется, не имеет ничего общего с какой бы то ни было идеализацией. Сходство же традиций показывает нам, что все они имеют общий источник». 8 Итак, и предания старины и научные соображения склоняют нас к тому, что современные дикари – это люди, ниспавшие в свое печальное состояние из более высокого положения. Особенно это можно утверждать о религиозной и нравственной областях; веские данные – это традиции, а наука против этого положения не может выставить решительно ничего. Это вне её кругозора и компетенции. Откуда же и как произошел первый человек? Ответ на это мы получим из библии, и только из неё, ибо традиции язычества далеко не отражают в себе чистой исторической истины; оне не более, как туманная аберрация действительной истории, воспроизведенной в откровении. Но нужно помнить, что нельзя откровенные мысли понимать буквально, неразумно было бы искать в космогонии Моисея научного изложения истории происхождения мира и человека, редактированного со всею точностью новых ученых, написанного языком строгой и точной науки, наоборот, она изложена живым, поэтическим языком первобытного человечества и полна метафорическими и антропоморфическими выражениями. 9 О творении человека в библии повествуется три раза. Это обстоятельство ещё в глубокой древности вызвало вопрос, рассказывается ли во всех этих трёх повествованиях об одном событии или о различных. Недоумевая, откуда должны были взять жен сыновья Адама, кем Каин мог населить построенный им город, встречи с кем он мог бояться и т. д. прибегали к теории преадамитов, говорили, что в 1-й главе говорится об ином создании людей, чем во 2-й, что во 2-й повествуется только о создании родоначальника еврейского народа и т. д. Но все эти рассуждения разбивались ясными изречениями Св. Писания, показывавшими, что Адам был первым человеком на земле, что не было до него никого, кто бы возделывал землю, что он не нашел себе помощника по себе, приложением к Адаму слов, сказанных в повествовании о творении в 1-й главе., а в Новом завете словами Самого Спасителя, ясно показывающими, что в 1-й и 2-й главах говорится об одном творении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Очевидно, человеку для воссоединения с Богом необходимо было разрушить греховное состояние, стоящее между ним и Богом ( Ис.59:2 ), истребить в себе греховность. Но истребление греховности было дело, сколь необходимое, столько же и невозможное для человека. Греховность в человеке не есть какое-нибудь временное или случайное направление жизни и деятельности, подобное приобретенной наклонности или привычке, которая может быть и не быть, которую можно приобресть, и хотя трудно, но возможно искоренить. Напротив, греховность есть глубокая порча или растление человеческой природы, влечение непреодолимое и неискоренимое естественными силами человека, как бы внедренное в его природу, сросшееся с нею, или прирожденное. Наклонность к злу получает человек вместе с бытием, с душею и с плотию. Всеянное в природу человеческую семя зла быстро возрастает; и человек решительно не имеет никакой возможности не только искоренить из себя силу зла, но даже с успехом противиться ей. Даже при любви к добру и при ненависти к злу, человек непреодолимо отторгается от добра и любимого, и влечется к злу и ненавидимому. Апостол говорит то, что каждому говорит собственное сознание и опыт: “не еже хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю. Вижду ин залог во, удех моих противувоюющь закону ума моего, и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих” ( Рим.7:19, 23 ). Если сила греха проникла все существо человека, то совершенное уничтожение этой силы означает то-же, что обновление, воссоздание человека; следовательно, есть дело невозможное для ограниченной твари. Воссоздателем человека мог быть только его Создатель, Который один только мог обновить и восстановить в человеке Свой образ, помраченный и искаженный грехом. Точно также одно только Божеское всемогущество могло уничтожить все естественные следствия человеческого греха, смерть и зло физическое, возвратить человеку бессмертие, потерянное грехом, а природе совершенства, отнятые у нее проклятием, возвести ее в первобытное состояние красоты и благолепия, в достойное жилище человека искупленного, спасенного и примиренного с Богом.

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-uchenie-o-...

Этот отдел антропологии св. Григория имеет по преимуществу научный интерес, и многие соображения, в нем высказанные, не потеряли своего значения доселе. Наконец, третий важнейший момент в истории человечества есть новое преобразование эмпирической природы человека в состояние, соответствующее первоначальной ее идее. Это – предмет третьей части антропологического учения еп. Нисского – эсхатологии. – Деление, данное самим св. отцом и имеющее на своей стороне достоинства естественности и полноты, положим и мы в основание своего дальнейшего исследования, которое должно, таким образом, раскрыть учение св. Григория о природе человеческой в трех различных ее состояниях: 1) в состоянии первобытной чистоты и невинности, точно соответствовавшем божественной идее о человеке, – 2) в состоянии уклонения от этой идеи, в каком находим мы человеческую природу в здешнем мире, – и 3) в состоянии возвращения этой природы к идеальному ее назначению, начиная с момента смерти человека до окончательного восстановления его к первоначальному совершенству. Отдел первый. Первобытное (идеальное) состояние человека I. Место и назначение человека во вселенной. Он – средоточие двух миров. Он – царь земли Гармония мирового целого слагается из сочетания противоположностей. Начиная с различия стихий или элементов материи и последовательно восходя по лестнице противоположностей, наблюдаемых между свойствами вещей мира физического, наша мысль доходит, наконец, до крайнего предела, где оканчивается область материального, видимого и начинается область невидимого, духовного. Невидимое и видимое, сверхчувственное и чувственное, дух и материя – это самые крайние и высшие полюсы, к которым сводятся все частные разности тварного мира: „самое высшее разделение всех существ, – есть деление на разумное и чувственное (π " ντων των ντων ανωττω διαρεσις ις τε το νοητν, χα τ ισθητον την τομν εχει)“. 86 Если взаимная противоположность между предметами материальными – только относительная и основывается лишь на различии их свойств, при общности их существа, – то противоположность между сверхчувственным и чувственным – самая решительная и коренится в разности их существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

4 «Подробный разбор этой теории в сочинении «Бог и Природа» Ульрици (Ulrici). Французский астроном Фай (Faye) доказывает, что теория Лапласа вполне соответствует науке прошлого столетия. Но успехи астрономии в XIX столетии совершенно изменили состояние этой науки и склад наших космогонических идей. По мнению Фая, превращение туманностей в звезды невозможно, потому что они слишком бедны в химическом отношении и следовательно неспособны перейти в твердое состояние. Но до применения спектрального анализа думали, что туманности представляют собой то состояние первобытного вещества, из которого постепенно, путем сгущения, образовалась наша солнечная система (Sur l " origine du monde, 1885). 6 Главных периодов геология насчитывает три: палеозойский, мезозойский и кайнозойский, которые подразделяются еще на 10 соответственно различным формациям земной коры: кембрийский или азонческий (1-й день творения), силурийский, девонский (оба составляют 2-й день), каменноугольный (3-й день), пермский, триасовый (оба 4-й день), юрский и меловой (5-й день), третичный (6-й день); за ними следуют позднейшие периоды; четвертичный или делювиальный, наносный, с подразделениями на миоценовый, плиоценовый, ледяной и поздний. 7 Одна и та же душа человека, по своей отличной от тела природе, по своим высшим стремлениям и силам, по их направлению и характеру – называется духом, а по своей связи с телом – душою, в частнейшем смысле. Но когда человек характеризуется наименованием душевного ( 1Кор. 2:14 ) или плотского (3:3), в смысле исключительного ограничения его одними интересами земного существования или даже одними потребностями животной чувственной жизни. 8 На вопрос о происхождении души каждого человека есть три ответа, которые нельзя назвать удовлетворительными. Совершенно неудовлетворительна теория, известная под именем предсуществования душ (praeexistentianismus), в наказание за грехопадение заключенных в тело, как в темницу. Теория эта принадлежит Платону, была поддерживаемая Оригеном , в настоящее время ее придерживается немецкий богослов Юлий Мюллер.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Первобытное человечество, его история, культура и древность по учению Откровения (Быт. 4–5 гл.) и изысканиям наук Источник Одна из самых излюбленных тем новейшей исторической науки есть «первобытная культура», «доисторический быт человечества» 1 и т. п., причем наука смелым полетом мысли старается проникнуть в такие отдаленные эпохи, которые прежней историографии неизвестны были даже по имени. Всем пользуется она в этой смелой попытке: народной мифологией, филологией, этнографией, геологией, и из отрывочных данных, представляемых последними, старается составить цельную картину доисторического быта человечества. Но что такое этот «доисторический» быт? Это очевидно такое состояние человечества, о котором не сохранялось прямых письменных или ясных вещественных памятников. Такого быта не знает Откровение. В последнем от самого сотворения человека проведена такая стройная нить исторической жизни человечества, со всеми его культурными особенностями на разных ступенях развития, которая исключает всякую мысль о доисторическом быте. Если можно назвать какое-либо состояние человека доисторическим, так это разве состояние его в раю, но и то в ограниченном смысле, – в смысле состояния, существенно отличного от теперешнего исторического состояния, обусловленного грехопадением. Между тем историческая наука указанного направления относит к доисторической эпохе весь библейский период приблизительно до Авраама, когда будто бы только впервые выступают собственно исторические черты. Такое воззрение неосновательно и вызывается единственно предвзятым отношением к древнейшему письменному памятнику – книге Бытия, – тогда как эта книга описывает мнимый «доисторический» быт такими чертами, которые, находя полное подтверждение в палеонтологических, геологических, филологических, психологических и других научных данных, ставят выше всякого сомнения достоверноисторический характер доавраамовского периода. Настоящая статья имеет в виду научными данными подтвердить – библейскую историю этого периода. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pervob...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010