Приблизительно в эти годы в Китае жил философ Лао-цзы («Старый учитель»). Лао-цзы писал о той же Модели вселенной или Управляющем Принципе, который Гераклит назвал Логосом. «Я не знаю его имени, – говорил он, – но называю его Путь (Дао)» . Как Дао стал символом китайской философии , так Логос – символом греческой. Слово «Путь» Лао-цзы употреблял в его прямом значении и полном метафизическом смысле: Путь, Тропа или Небесная Модель, Направление, которым идет весь мир. Путь есть несотворенная Причина всех вещей. Путь созидает, и Путь «питает, развивает, заботится, дает приют, утешает и защищает» тварный мир, приводит в равновесие борьбу противоположностей. До наших времен сохранились лишь рукописные фрагменты сочинений Гераклита; но у нас есть все главы сочинения Лао-цзы «Книга Пути и благодати». Из всех древних философов только Лао-цзы приблизился к пониманию сути реальности и описал Дао или Логос. Его «Книга Пути и благодати» является эскизом того, что человек может познать при посредстве интуиции, через свое ощущение вселенского Принципа и Модели, который проявляет себя в тварном порядке. Шесть столетий спустя, после Гераклита и Лао-цзы, на греческом острове Патмос жил старый седовласый отшельник по имени Иоанн. Живя в пещере, он диктовал своему ученику Прохору то, что ему открыло Царство Небесное, божественное видение, сообщая миру слова, которые мир прежде не слышал: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал… И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца . Это был тот Логос, о котором Гераклит сказал, что люди его «не в силах постичь»; это было то Дао, о котором Лао-цзы сказал, что «ни один человек в мире не может понять». Тонко чувствующие китайские переводчики, зная, что Дао для китайского народа значит то же, что Логос для греческого, первую строку Евангелия от Иоанна перевели так: «В начале был Путь (Дао)».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Промыслом Божиим Иоанн жил на земле долее прочих апостолов. Он проповедовал в Римских провинциях Малой Азии, а после гонений Нерона поселился в Ефесе и управлял всеми малоазийскими Церквами. Во время гонений при Домициане (81–96 гг.) ап. Иоанна отправили в узах в Рим, хотели отравить ядом, потом бросили в котел с кипящим маслом. Ему чудом ничто не повредило. Тогда он был сослал на о. Патмос в Эгейском море, где написал Откровение о будущих судьбах мира и Церкви. При императоре Нерве (96–98 гг.) он возвратился в Ефес, где продолжил попечение о Церкви. В Ефесе по просьбам учеников он составил четвертое Евангелие, а также написал три Послания. Евангелист Иоанн скончался в начале II века, в возрасте более 100 лет, в царствование Траяна (98–117 гг.), и погребен в Ефесе, который до настоящего времени называется «Айя Селук», что значит «Святой Богослов». Память апостола и Евангелиста Иоанна 21 мая и 9 октября (н. ст.). 181 Апостол Филипп О жизни ап. Филиппа до призвания к апостольству нам ничего неизвестно, кроме того, что он был уроженцем Вифсаиды, по словам евангелиста, «из одного города с Андреем и Петром» ( Ин.1:44 ). Его имя упоминается в перечне имен апостолов в ( Мф.10:3 , Лк.6:14 ). На Тайной Вечери во время Прощальной беседы, когда Христос говорил о Своем отшествии к Отцу, Филипп под влиянием чувственных и земных представлений просил Спасителя: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» ( Ин.14:8 ). По Вознесении ап. Филипп упоминается вместе с прочими апостолами в ( Деян.1:13–14 ), когда описывается избрание ап. Матфия. Предание говорит, что он впоследствии проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и скончался мученически при Домициане, распятый на кресте в Иераполе. То же предание гласит, что он был женат и имел трех дочерей. Память его празднуется Церковью 27 ноября (н. ст.) 183 . Апостол Нафанаил (Варфоломей) Имя «Нафанаил» переводится как «Дар Божий». Варфоломей – это имя по отцу (сын Толоми). Апостол Нафанаил был уроженцем Каны Галилейской. О призвании Нафанаила говорится в Евангелии от Иоанна, когда Господь назвал его истинным израильтянином, в котором нет лести: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему ТЫ знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего» ( Ин.1:45–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 89  голосов:  4.2 из  5) Оглавление См. также: Откровение Иоанна Богослова — название последней книги Нового Завета (в Библии). Часто также упоминается как Апокалипсис (от греч. ποκλυψις — раскрытие, откровение). В книге Откровения описываются события, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. Книга описывает также само Второе пришествие Иисуса Христа и события после него. Откровение дается Иоанну, когда он во время гонения на христиан, был сослан на остров Патмос. Речь идет о первых десятилетиях христианства, но уже в этом тексте мы находим упоминание о том, что субботним днем, то есть отданным Богу, для уверовавших в Христа стал день воскресения. Мессия предстает перед апостолом Первосвященник, Ходатай за мир, Грядущий Судия, облеченный в подир — одеяние священника и опоясанный золотым поясом, символизирующим царское достоинство. Ключи от ада и смерти, а значит и власть над ними, теперь в руках Христа, который, пройдя через смерть, стал для нас источником жизни. 1 1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, 2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. 3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. 4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, 5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею 6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/apokalipsis/otkrovenie-...

Рано утром правитель велел заклинателям удалить из темницы змей, аспидов, ехидн и всех гадов своих, а мучеников привести на суд. Когда заклинатели пришли к темнице и стали говорить обычные свои заклинания, гады не послушали их, но с великою яростью все устремились из открытых дверей на своих заклинателей и поразили их до смерти, а также и всех бывших там людей. После сего святые были приведены в судилище, и правитель, увидев их невредимыми, пришел в ярость и приговорил их к усечению мечем. Тогда страстотерпцы исполнились неизреченной радости и, идя с веселием на смерть, пели: — Ты избавил нас, Господи, от обижающих нас, и посрамил ненавидящих нас. Слуги, приведши их на место казни, исполнили то, что им было приказано, и исповедники Христовы восприяли венец мученический. Благоговейные мужи убрали святые тела их и с честью погребли за два поприща от города во славу Спасителя нашего Иисуса Христа, Который живет и царствует во веки веков. Аминь. Кондак, глас 2: Мученическая честная память прииде днесь, веселящи всяческая, Терентия премудраго и дружины его. Тепле убо стецемся, да приимем исцеления: сии бо благодать от Бога прияша Духа Святаго, исцеляти недуги душ наших. В тот же день память святых мучеников Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, в Персии, при Сапоре пострадавших около 380 года. Память 11 апреля Страдание святого священномученика Антипы, епископа Пергамского В царствование императора Домициана открылось великое гонение на христиан, и ко всем князьям и правителям были разосланы указы, чтобы христиане беспрекословно повиновались царским велениям, приняли языческую веру и поклонились идолам. Тогда явилось множество верных, небоязненно исповедывавших слово Божие, и открылось великое мужество мучеников, подвизавшихся за Христа Спасителя. В это время был заточен на остров Патмос и великий Апостол, святой Иоанн Богослов, — сей столп Церкви, основание христианской истины и проповедник предвечного божества Единородного Сына Божия. На Патмосе в откровении среди семи светильников явился ему Господь, и повелел написать семи Ангелам, т. е. епископам семи малоазийских церквей, и укрепить сонмы мучеников. При этом Господь воспомянул и о святителе Антипе, о котором предлежит настоящее повествование. «Сказал Господь Своему ученику «знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр.2:13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Святой апостол Павел, конечно, говорил о себе самом, но по скромности своей, по смирению не говорил прямо, а как будто знает, слышал это от другого человека. Но знаем, знаем мы, конечно, что эти слова относятся к нему самому. Какое это третье небо, называемое рай, — не знаем — знаем только: был он восхищен в рай, слышал такие глаголы, которые на земле невозможно передать, которых достойны только восхищенные до третьего неба, как он был восхищен. Не знаем, только ли он один из всех Апостолов был восхищен до третьего неба, но можем думать, что и другие были тоже восхищены в рай, чтобы там узнать, чтобы там услышать неизреченные глаголы, чтобы проповедовать Евангелие всей твари. О великом Апостоле Иоанне Богослове определенно знаем с его собственных слов, которыми начинает он свое великое Откровение о грядущих судьбах всего мира. Послушайте, какими словами начинает он свое Откровение: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам…» (Откр. 1, 9-11). Он не говорит, что был восхищен до третьего неба. Он получил Откровение от Бога чрез посланного к нему Ангела на острове Патмосе, куда был сослан за свою проповедь о Господе Иисусе Христе. Но определенно говорит он, что от Самого Бога чрез посланного к нему Ангела слышал он то, что написал. Он говорит, что «был в духе» , когда слышал откровение от Ангела Божия. Это значит, что был он в особом, гораздо более высоком, гораздо более восторженном настроении, в духовной способности воспринимать недоступное всем людям. Это, в сущности, то же самое, что было с Апостолом Павлом, когда слышал он глаголы неизреченные. Св. Апостол Иоанн тоже непосредственно от Бога и из уст Ангела слышал неизреченные глаголы, которые невозможно передать людям живым. Это как бы было подготовкой к великой проповеди о Господе Иисусе Христе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Святые отцы во множестве приводят этот текст об оживлении сухих костей в подтверждение учения о телесном воскресении. Однако прямой смысл пророчества явно имеет исторический характер, о чем далее говорит Сам Господь: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву ( Иез. 37:12 ), т.е. речь идет о возвращении иудеев из плена и восстановлении их на земле отцов. Состояние же иудеев во время плена уподоблено полю со множеством сухих костей на нем. Когда и как исполнилось пророчество Иезекииля? Кажется, ответ очевиден – при Зоровавеле, когда иудеи вернулись из плена, т.е. ожили, и стали восстанавливать Иерусалим, храм и вновь обживать свою землю. Это, конечно, так. Но можно обратить внимание и на то, что оживление сухих костей происходит в два этапа. Сначала оживает плоть – кость воссоединяется со своей костью, кости обретают жилы, облекаются плотью и покрываются кожей, но духа нет. И уже через второе пророчество Иезекииля в эти восстановленные тела входит дух. И тогда восстает от поля весьма, весьма великое воинство. Думается, что непогрешительно будет думать так. Первое пророческое слово, приведшее ко восстановлению тел иссохших костей – это восстановление тела иудейства при Зоровавеле. Народ Божий вернулся в Обетованную Землю. Восстановлен город Иерусалим, восстановлен храм. Но духа не было. Слава Ягве не вернулась в пустое Святое Святых. Второе пророческое слово, когда дух оживит восстановленное тело, относится к мессианским временам. Придет Мессия, вернется слава Ягве, оживут тела, раввинизм сменится Евангелием, настанут времена поклонения Богу в духе и истине ( Ин. 4:23 ), весьма, весьма великое полчище святых пойдет по полю этого мира, проповедуя жизнь и воскресение! В ожившем при Зоровавеле теле иудейства в конце мессианских времен начнет действовать дух Нового Израиля, когда весь Израиль спасется ( Рим. 11:26 ). – Видение о возвращении славы Ягве в храм ( Иез. 43:1–5 ). Пророк Иезекииль возвещает: И привел меня Господь к воротам, к тем воротам, которые обращены лицом к востоку, т.е. к Елеонской горе, находившейся на восток от святого Иерусалима. И вот, слава Бога Израилева шла от востока (от горы Елеонской, куда она ушла из первого храма), и глас Его – как шум вод многих (так услышит потом на острове Патмос и св. Иоанн Богослов: ... и голос Его, как шум вод многих. – Откр. 1:15 ), и земля осветилась от славы Его. Это видение было такое же, какое я видел прежде, точно такое, какое я видел, когда приходил возвестить гибель городу, когда слава Ягве оставила храм Соломона перед его разрушением, и видения, подобные видениям, какие видел я у рек Ховара, когда видел таинственную херувимскую колесницу. И пал я на лице мое. И слава Ягве вошла в храм путем врат, обращенных лицом к востоку. И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Ягве наполнила весь храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Священномученик Антипа – ученик святого апостола Иоанна Богослова (память 26 сентября), был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54–68). В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был сослан на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви. О кончине святителя Антипы повествуется так: «И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» ( Откр. 2:12–3 ). Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам. Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить бесам, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы. Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув († ок. 68). Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Антипы, епископа Пергамского Память 11 апреля В царствование императора Домициана 2497 открылось великое гонение на христиан, и ко всем князьям и правителям были разосланы указы, чтобы христиане беспрекословно повиновались царским велениям, приняли языческую веру и поклонились идолам. Тогда явилось множество верных, небоязненно исповедывавших слово Божие, и открылось великое мужество мучеников, подвизавшихся за Христа Спасителя. В это время был заточен на остров Патмос 2498 и великий Апостол, святой Иоанн Богослов, – сей столп Церкви, основание христианской истины и проповедник предвечного божества Единородного Сына Божия. На Патмосе в откровении среди семи светильников явился ему Господь, и повелел написать семи Ангелам, т.е. епископам семи малоазийских церквей, и укрепить сонмы мучеников. При этом Господь воспомянул и о святителе Антипе, о котором предлежит настоящее повествование. Сказал Господь Своему ученику «знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» ( Откр.2:13 ). Ибо святой Антипа был епископом Пергамской церкви 2499 . Из этих слов откровения Иоаннова видно, каков верный свидетель Христов был Антипа и каковы были жители города Пергама, который был жилищем сатаны. Среди них святой Антипа был как свет среди тьмы, как роза среди терния, как золото в грязи или, лучше сказать, в огненной печи по написанному: «испытал их как золото в горниле» ( Прем.3:6 ). Там и закон природы не соблюдался и не было никакой рассудительности, но каждый мстил за себя и сильный обижал слабого, и тот считался мужественным, добрым и праведным, кто бил или умерщвлял христиан. И когда неверные так притесняли и беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в вере и постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы переменивши естество человеческое на Ангельское, крепко и небоязненно стоял против врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово в день святого апостола Иоанна Богослова Святой Иоанн Богослов на о. Патмос Празднуем мы сегодня во славу великого апостола Иоанна Богослова, так часто называемого в Евангелии «учеником, которого любил Иисус». Если за пламенную к Себе любовь любил его Иисус, то он имеет особенное дерзновение пред Ним, потому что любовь дает дерзновение пред любимым, как сам апостол говорит, что «в любви нет страха, но совершенная любовь вон изгоняет страх... Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда» (1 Ин. 4, 12-18). Иоанн - это тот апостол, который силою любви своей спас и юношу, сделавшегося атаманом разбойников. А если, еще живя на земле, он любовью своею избавлял людей от явной погибели и приводил ко Христу, то тем большее дерзновение и спасительную силу имеет любовь апостола по его смерти. И обычная молитва христианина, исполненная любви к согрешающему брату, имеет великую силу: Если, - говорит святой апостол в послании,- кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнъ (1 Ин. 5, 16); какую же силу имеет молитва самого Христом возлюбленного апостола? Недаром святая Церковь внушает нам взы-вать к нему: «Апостоле Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа, Иже падша на перси приемый». Недаром святая Церковь призывает нас «ублажать Иоанна приснопамятного, от земли преселяющагося и земли не отступающаго» духом своей любви, молитвою и сильною помощью. Там, где веет дух любви, легко и свободно дышится. Поэтому подойдем и мы безбоязненно к святому апостолу, хотя при грехах наших, которыми мы так оскорбляем Бога, приблизиться нам к нему страшно, войти в общение с сонмом святых, на которых мы так не похожи, мы едва ли способны. Чему же учит нас своими словами и делами жизни святой апостол, стяжавший такое дерзновение любви у Христа Бога? Не тому ли всего более, как и нам найти Бога, войти с Ним в блаженное общение и в этом общении обрести все, чего напрасно искала на земле душа, блуждая по путям, далеким от Бога, и не находила? Как только явился на земле с проповедью о Христе великий Пророк и Предтеча Господень, святой апостол Иоанн тотчас последовал за ним, сделался его учеником, чтобы узнать о грядущем в мир Христе Боге. А когда святой Предтеча рукою указал на Христа, то Иоанн тотчас же последовал за Ним и ходил неотступно всю жизнь.

http://pravoslavie.ru/1719.html

Смысл такого разбиения – выделить и подчеркнуть слово Вседержитель. Это имя в его полной форме встречается в Апокалипсисе ровно семь раз. Снова и снова символика! Имя Вседержитель тоже связано со священной тетраграммой, ибо есть перевод развитой формы имени Божьего JHWH elohe zebaoth, то есть «JHWH Бог множеств», в Синодальном переводе иногда «Господь Бог Саваоф» (например, в 2Цар.5:10 ). Zebaoth по-еврейски означает «множества», то есть все вещи, все. Речь идет о власти JHWH над всеми вещами, а потому и о Его господстве над ходом исторических событий. Наши переводчики не стали долго задумываться и восприняли слово «множества» как личное имя «Саваоф», следуя при этом некоторым древним переводчикам с еврейского на греческий язык. Но не все древние переводчики на греческий язык оставили слово zebaothfez перевода (Саваоф), но более вдумчивые из них перевели слово zebaoth по смыслу, как Пантократор, Вседержитель. Иоанн использует именно этот греческий перевод в Откровении. Такое обозначение Бога говорит не столько об абстрактном «всемогуществе», сколько о реальном контроле Бога над всеми вещами – Вседержитель! На этом оракуле ( Откр.1:8 ) заканчивается предисловие к Книге Откровения, и начинается собственно книга. 3. Видение Иисуса Христа и поручение Иоанну (1:9–20) 9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. 10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; 11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. В Откр.1:9 начинается чтение книги, которая представляет собою отчет Иоанна о том, «что он видел» ( Откр.1:2 ). До конца первой главы он сообщает о себе как о посреднике в Откровении и описывает, как сам Иисус поручил ему написать эту книгу. Сначала Иоанн подчеркивает свою солидарность с теми христианами, которым он пишет: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010