Он воскликнул громким голосом 136 – это означает, что были возвещены людям слова Небесного, Всемогущего Бога, потому что, когда будет завершено [время] покаяния, после этого надежды больше не будет. 2 . Семь громов проговорили голосами своими 137 . Дух семи даров, предвозвестил через пророков все будущее и голосом Своим засвидетельствовал это миру. [Апостол] говорит, что он хотел было уже записать то, что говорили громы, то есть то, что в Ветхом Завете было неясно проповедано, однако ему было запрещено писать, но [велено] сохранить в тайне то, что он узнал. Поскольку он был апостолом, не подобало даровать благодать следующего чина  человеку первого чина, ибо время близко 138 . Апостолы победили неверие силами и предвозвещенными знамениями, и великими чудесами. А после них Церквам, уже утвержденным в вере, дано утешение в толковании пророческих писаний. Такие толкователи, названы пророками, так как апостол говорит: и иных поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями 139 , и так далее. Так же и в другом месте говорит: и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают 140 . И еще: всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову 141 . И так, когда [апостол] говорит: и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают, он имеет ввиду не то, что Кафолическое пророчество не слыхано и неизвестно, но уже проповедано. А остальные должны рассуждать о том, согласуется ли толкование со свидетельствами пророческого слова. И так ясно, что для Иоанна вооруженного более высокой Благодатью это не было необходимым, поскольку Церковь Христова украшается своими членами и должна соответствовать своему чину. 3 . Слова: И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее 142 обозначают заповедь запомнить то, что ему показано. Она в устах моих была сладка 143 , – означает то, что плод проповеди очень сладок для говорящего и для слушающих, но и для проповедника, и для держащихся заповедей, он является вместе с тем и очень горьким по причине страданий. Тебе надлежит опять проповедовать, то есть пророчествовать, о народах и племенах, и языках: так написано, потому что Иоанн, когда видел это находился на острове Патмос, осужденный императором Домицианом, на работы в рудниках. Именно там по всей видимости Иоанн записал Апокалипсис и будучи уже старцем он полагал, что после своего страдания сможет освободится. И действительно, после того, как Домициан был убит, все его приговоры были отменены и Иоанн был выпущен из рудников. И впоследствии он передал этот Апокалипсис, который принял от Господа. Это и значит надлежит опять проповедовать. Глава XI

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

Он оторван от своих церквей, от общин. Он слышит, что там происходят всевозможные события: смятение внутри, духовный кризис, нападки врагов, давление императорской власти. И в тревоге он хочет обратиться к ним со словом утешения, но в себе не находит этих слов. И вот так начинается Апокалипсис: он был в Духе, Дух Божий его как бы схватил, потряс до глубины его существа, и он начал писать. Он начал писать то, что он видел. Я сомневаюсь, что видение было зримое. Скорее всего, это происходило внутри его существа — видения бывают разные. Почему я так думаю? Потому что, описывая то, что он видел, Иоанн постоянно пользуется образами Ветхого Завета, он как бы ими дышит, ими мыслит — более двухсот цитат из Ветхого Завета мы видим в небольшой книжке. Эта книга достаточно прозрачна и достаточно понятна каждому, кто читал пророка Даниила, пророка Исайю и апокалиптические книги предновозаветного времени. То, что поверхностному взгляду кажется слишком туманным и загадочным, при ближайшем рассмотрении оказывается суммой весьма понятных символов. Итак, начало. Начало грозное и грандиозное. «Я, — говорит Иоанн, — брат ваш и соучастник в скорби, и в царстве, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие, свидетельство Иисуса Христа. Я был в Духе (то есть охваченный превозмогающей силой Духа) в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: «Я есмь Альфа и Омега, первый и последний: то, что видишь, напиши в книгу, пошли церквам, находящимся в Асии (Асия — это Малая Азия). Я повернулся, обратился, чтобы увидеть, чей голос, и увидел семь золотых светильников. И посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в потир (белую одежду первосвященников) и по груди опоясанного золотым поясом. Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег, очи Его — как пламень огненный; и ноги Его — как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его — как солнце, сияющее в силе своей».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Откр.19:10 Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества. Такой сценой заканчивается видение небесного торжества, ликующего о падении Вавилона. Иоанн поклоняется ангелу, но тот не принимает его поклонения и указывает ему, чтобы он поклонился Богу. Это одно из основных мест Писания, приводимого сектантами против православного догмата о почитании и поклонении ангелам. При этом они говорят, что вот апостол Иоанн хотел поклониться ангелу, но тот запретил ему это сделать, указав, что поклонение надлежит совершать только Богу. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф. 4:10 ). Православные, мол, поклоняются не только Богу, но и ангелам, и совершают им службы, чем и нарушают закон Божий. То, что такое толкование сектантов неверно, легко видно из следующих соображений. Откровение было получено Иоанном на острове Патмос в 95 или 96 году. Или, даже если допустить версию раннего написания Апокалипсиса, то в 67 году. По крайней мере, никто не может сомневаться в том, что ко времени получения Откровения уже были насаждены Церкви по всей Малой Азии, в Ефесе, Смирне, Пергаме (гл. 1–3). Апостолы уже разнесли весть о Христе по многим странам. Так неужели после того, как ими была оглашена вся Римская империя, они все еще не знали основной истины, кому принадлежит поклонение, а кому нет?! О чем же они тогда проповедовали язычникам, если они все еще путались, кому можно поклоняться, а кому нет?! Неужели Иерусалимская Церковь , которой еще управляли все двенадцать апостолов и в которой часто были явления ангелов ( Деян. 1:10; 5:19; 8:39; 12:6–11 ), так и не знала, что делать в таких случаях и поклонялась в своем «неведении» ангелам, в то время, как этого нельзя было делать? Неужели одиннадцать апостолов и авторы новозаветных священных книг все так и умерли, не узнав точно, кому можно, а кому нельзя поклоняться, и вот только в конце жизни об этом сообщается апостолу Иоанну?! Получается, что учителя истинного богопоклонения не знали, кому следует поклоняться! К такому абсурдному выводу приводит сектантское толкование. К тому же можно заметить, что вопрос о дозволенном и недозволенном поклонении был вообще решен еще в Ветхом Завете. Иудеи это прекрасно знали. Не знали этого только язычники.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Откр.1:15 И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Под ногами святой Григорий Богослов разумеет домостроительство Божие, ибо ноги Христовы – это суть плоть, которой сошедшее Божество соделало наше спасение. Ноги – это же и суть апостолы, которые как благовестники Господни проповедовали по всей земле и огласили ее Христовым учением. Ноги Господни подобны халколивану . Халк означает медь, ливан – ладан, то есть два естества во Христе, человеческое – медь и Божественное – ладан. А вместе это дивное благоухание домостроительства нашего спасения во Христе, это неслиянное единство естеств в Господе: человеческого и божественного. Ноги Его здесь – как раскаленные в печи . Раскаленная красная медь. Это указывает на праведность и суд Божий. Это же указывает и на апостолов, разожженных в горниле искушений, в раскаленной печи страданий. И голос Его, как шум вод многих . Иоанн слышит дивный и величественный голос, оборачивается, чтобы посмотреть, кто это говорит с ним, и видит своего возлюбленного Учителя и Спасителя. Голосу, запретившему ветрам и морю и соделавшему великую тишину ( Мф. 8:26 ), действительно самому подобает быть, как шуму вод многих. Откр.1:16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. Христос стоял пред ним и держал в деснице , то есть в правой руке Своей, семь звезд . Далее будет объяснено, что это значит. И из уст Его выходил острый с обеих сторон меч . Это Слово Божие, которое живо и действенно, как обоюдоострый меч ( Евр. 4:12 ). Это тот «меч духовный», который взять велит нам апостол Павел ( Еф. 6:17 ). Слово, исходящее из уст Господних, призывает до сего дня к покаянию, отсекает всякий грех и нечистоту. В последний день оно будет нас судить ( Евр. 4:12–13 ). И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей . Лучезарный Христос! В этом свете померкнет всякое светило земное. Останется единый свет – Свет Христов! Этот Божественный Свет Христов созерцали Его ученики на Фаворе – горе Преображения. И вот на острове Патмос Иоанн снова видит лице Его, как солнце, сияющее ввек.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Павел, – Иоанн Богослов: Возлюбленные! Мы уже дети Божии; но еще не открылось, что будем; знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему: ибо узрим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него (в невидимом) очищает себя, так как Он чист. А Св. Павел: несмотря на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно. И паки: горняя мудрствуйте, а не земная; горняя мудрствуйте, идеже есть Иисус Христос, одесную Бога седяй. Все это – грады убежища и спасения, отверстые для нас в откровении Божественном, как в объятиях Отца небесного. Иногда в сих самых словах из песни невестоводительства: «Объятия Отча! Обнищавшее сердце!», вы увидите во время бегства вашего как бы пещеру, в которой, как в крове Бога небесного, водворитесь, дóндеже прейдет беззаконие. Словом, по настоящему понятию моему мрак веры есть спасительная сила смерти Христовой, действующей в верной душе и ее осеняющей. Но сила смерти Господа Христа сопровождается силою Его воскресения, силою жизни Его, и жизни вечной. Ибо Христос воскрес из мертвых, к тому уже не умирает, смерть Им к тому не обладает. И: «Я был мертв, и се живу во веки веков, аминь. И имам ключи ада и смерти». – Я написал сии слова потому, что они пришли на память теперь, и я вспомнил, как они были некогда и для моей души приятны, питательны, сладостны. Христос воскрес из мертвых; к тому уже не умирает, смерть Им к тому не обладает. Смерть Им к тому не обладает! Mon frere! Смерть Им к тому не обладает! И Сам Он явился Иоанну на острове Патмос и сказал: «Я мертв был, а ныне жив, и се живу во веки веков, аминь. И имам ключи ада и смерти. Я хотел продолжить убогое слово о смерти таинственной; но сие слово Ап. Павла обдержит ум мой: Смерть Им к тому не обладает! Смерть Им к тому не обладает! – Я мертв был, а ныне жив, и се живу во веки веков, аминь. И имам ключи ада и смерти!» – Слава Ему и поклонение! Описание состязания вашего в защищении веры и Церкви Христовой, и все письмо, которое получил я летом по возвращении с Телецкого озера, было приятно и утешительно для меня до умиления.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

пойте все разумно. Бог воцарился над народами и: Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, [Вышний]! и: " Хвалите Господа, все народы, прославляйте все племена " , и еще: " От востока и до запада хвалимо Имя Господне. Высок над всеми народами Господь, над небесами слава Его " , как Имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далече и: Да познаем на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое, и: Цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят Имя Господа. И Исаии: " Послушай Меня, народ Мой, [говорит Бог], и цари. ко Мне прислушайтесь, ибо Закон от Меня изойдет, и суд Мой — свет народам. Приблизится скоро правда Моя и снизойдет, как свет, спасение Мое. Меня острова ждут, и на мышцу Мою страны уповают " . Хвалит же хвалебным гласом римская страна Петра и Павла, от них уверовавшая в Иисуса Христа, Сына Божия, Асия и Эфес, и Патмос — Иоанна Богослова. Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли. Сей славный, рожденный от славных, благородный — от благородных, князь наш Владимир возрос, окреп от детской младости, паче же возмужал, крепостью и силой совершенствуясь, мужеством же и умом преуспевая, и единодержцем стал земли своей, покорив себе соседние народы, иных — миром, а непокорных — мечом. И вот на него, во дни свои живущего и землю свою пасущего правдою, мужеством и умом, сошло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Поскольку все пророки Божии служили Церкви, они, независимо от времени, связаны между собой. Их служения – как звенья огромной цепи, проходящей через все столетия, смысл которой может быть открыт только тогда, когда в мире появляется центральное ее Звено, истинный Пророк, воплотивший совершенное пророческое служение. Об этом очень ярко писал автор послания к Евреям: «те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр.11:38–40 ). Только с достижением Церковью полноты, когда Отец послал Ей Святого Духа через воскресшего Сына, служение ветхозаветных пророков достигло своего совершенства. Итак, как пророк не может не служить Церкви, так и Церковь не может жить без пророческого служения. 6.4. Синергичность служения пророка Вопрос авторства пророческого слова, как и вопрос авторства различных книг Священного Писания, всегда волновал многих, внимавших и внимающих ему. В какой мере это слово Самого Бога и в какой – слово человека–пророка? Проблема эта невероятно важная и острая во все периоды истории как ветхозаветной, так и новозаветной Церкви. Ее решение имеет прямое отношение не только к богословию, но и к духовной практике верующих людей. В истории Церкви были апробированы все возможные, нередко полярные варианты решения этой проблемы. Наверное, чаще всего слово пророческое воспринималось как слово Самого Бога, изреченное через человека, который представлялся, в таком случае, чем-то вроде трубы, доносящей и усиливающей Его Голос для нас. Разумеется, чем лучшего качества эта «труба», чем меньше она привносит собственных обертонов, всегда искажающих Божественный Голос, тем лучше. Схожее представление – пророк в образе некоего идеального «записывающего устройства», воспринимающий то, что ему диктует Божественный Голос. Иногда эта картина несколько усложнялась – вводилась фигура посредника, что зафиксировано, например, на известной иконе «Святой апостол Иоанн Богослов на острове Патмос». Здесь Дух Святой вкладывает «глаголы неизреченные» прямо в уши святого евангелиста, который тут же диктует их своему ученику Прохору, сидящему у его ног и все записывающему в свиток. Такое понимание превращает святого Иоанна Богослова в своего рода «усилитель» Голоса Святого Духа, а святого Прохора – в «записывающее устройство».

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Поскольку все пророки Божии служили Церкви, они, независимо от времени, связаны между собой. Их служения — как звенья огромной цепи, проходящей через все столетия, смысл которой может быть открыт только тогда, когда в мире появляется центральное ее Звено, истинный Пророк, воплотивший совершенное пророческое служение. Об этом очень ярко писал автор послания к Евреям: «те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр 11.38–40). Только с достижением Церковью полноты, когда Отец послал Ей Святого Духа через воскресшего Сына, служение ветхозаветных пророков достигло своего совершенства. Итак, как пророк не может не служить Церкви, так и Церковь не может жить без пророческого служения. 6.4. Синергичность служения пророка Вопрос авторства пророческого слова, как и вопрос авторства различных книг Священного Писания, всегда волновал многих, внимавших и внимающих ему. В какой мере это слово Самого Бога и в какой — слово человека–пророка? Проблема эта невероятно важная и острая во все периоды истории как ветхозаветной, так и новозаветной Церкви. Ее решение имеет прямое отношение не только к богословию, но и к духовной практике верующих людей. В истории Церкви были апробированы все возможные, нередко полярные варианты решения этой проблемы. Наверное, чаще всего слово пророческое воспринималось как слово Самого Бога, изреченное через человека, который представлялся, в таком случае, чем-то вроде трубы, доносящей и усиливающей Его Голос для нас. Разумеется, чем лучшего качества эта «труба», чем меньше она привносит собственных обертонов, всегда искажающих Божественный Голос, тем лучше. Схожее представление — пророк в образе некоего идеального «записывающего устройства», воспринимающий то, что ему диктует Божественный Голос. Иногда эта картина несколько усложнялась — вводилась фигура посредника, что зафиксировано, например, на известной иконе «Святой апостол Иоанн Богослов на острове Патмос». Здесь Дух Святой вкладывает «глаголы неизреченные» прямо в уши святого евангелиста, который тут же диктует их своему ученику Прохору, сидящему у его ног и все записывающему в свиток. Такое понимание превращает святого Иоанна Богослова в своего рода «усилитель» Голоса Святого Духа, а святого Прохора — в «записывающее устройство».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Потом, осмотревшись, пришел к дому, где многие христиане собрались и молились. Когда Петр постучался у ворот, вышла послушать служанка. Узнав голос Петра, от радости она не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. Ей сказали: «в своем ли ты уме?» Но она утверждала свое. Тогда сказали; «это Ангел его». Между тем Петр продолжал стучать. Когда отворили, то увидели его и удивились. Петр рассказал им, как вывел его Господь из темницы. Затем, вышедши из дома, Петр пошел в другое место. Потом апостол Петр удалился из Иерусалима и из Палестины, посетил разные города, и наконец прибыл в Рим. Здесь он проповедовал о Христе. При императоре Нероне началось гонение на христиан. Верующие умоляли Петра скрыться из Рима; он послушался. Выходя из городских ворот, Петр встретил идущего в город Иисуса Христа и спросил: «куда Ты идешь, Господи?» Господь сказал: «иду в Рим опять распяться» – и сделался невидим. Петр понял из этого, что Господь желает, чтобы он пострадал. Тогда Петр возвратился в Рим, и был схвачен воинами. Осужденный на распятие, Петр упросил, чтобы они распяли его вниз головой, считая себя недостойным уподобиться в распятии Господу. †† 143. Апостол Иоанн Богослов Возлюбленный ученик Иисуса Христа апостол Иоанн Богослов до успения Божией Матери жил в Иерусалиме, служа Ей, как сын. После сего он отправился в Малую Азию, управлял там многими церквами и главным образом жил в Ефесе. Император Домициан, подняв гонение на христиан, вытребовал Иоанна в Рим. Здесь его били, пытались отравить ядом, варили в котле с кипящим маслом, но он остался невредим. Домициан сослал его на остров Патмос. Здесь Иоанн научил жителей учению Христову; здесь же он написал Апокалипсис (Откровение) о судьбах церкви Христовой до конца мира. После смерти Домициана апостол Иоанн возвратился в Ефес и продолжал проповедовать христианство . Однажды Иоанн пришел в один город, недалеко от Ефеса, обратил там ко Христу одного юношу, который был очень умный и способный, и поручил его заботам епископа. Епископ воспитал юношу, но рано отпустил от себя. Юноша подружился с худыми людьми и, наконец, сделался предводителем шайки разбойников. Через несколько времени Иоанн опять пришел в тот же город и спросил епископа об юноше. Епископ отвечал: «он погиб, стал разбойником». Иоанн тотчас отправился в то место, где скрывался юноша с разбойниками. Как только юноша увидел Иоанна, со стыда бросился бежать. Апостол, позабыв свою старость, погнался за ним и кричал: «зачем ты бежишь от меня, от своего отца. Остановись. Христос послал меня к тебе дать тебе прощение грехов. Я за тебя пострадаю. Пусть на мне будет кровь, которую ты пролил». Юноша остановился, задрожал и заплакал и, бросившись к Иоанну, стал со слезами целовать его, прося прощения. Иоанн взял его в Ефес, долго наставлял его, молился с ним и не прежде его, как увидел совершенное исправление его.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

При Домициане был сослан на остров Патмос автор «Апокалипсиса» апостол Иоанн Богослов, который был освобожден из ссылки и вернулся в Ефес уже после смерти императора. Часть 1. Деяния Святых Апостолов В изложении истории апостольского века большое значение имеет книга Деяний Апостолов, написанная евангелистом Лукой, спутником апостола Павла. Евангелист Лука сопровождал апостола во втором и третьем его путешествии и был в Риме во время заключений ап. Павла. Многие события евангелист Лука описывает как очевидец, рассказывая в то же время о других со слов самих апостолов или их ближайших учеников. Его книга дает точную историю проповеди апостолов Петра, Иоанна и Павла в первые времена жизни христианской Церкви, распространившейся из Иерусалима по Азии и Европе. 1. Сошествие Святого Духа на апостолов ( Деян. 1:2 ) В сороковой день по Своем воскресении, Господь Иисус вознесся на небо, дав повеление апостолам никуда не отлучаться из Иерусалима и ждать сошествия Святого Духа. «Иоанн крестил водой – сказал им Господь, – а вы через несколько дней после сего (т. е. после Его вознесения) будете крещены Духом Святым» и «примете силу (когда сойдет на вас Дух Святой) и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (1:5 и 8). Поэтому, возвратившись с горы Елеонской, апостолы вошли в горницу, где и пребывали вместе Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда брат Иакова (1:13). Вместе с апостолами была и Мария, Матерь Иисуса, с некоторыми женщинами и сродниками Христа по плоти. Всех около ста двадцати человек. Здесь вместо Иуды предателя был избран по жребию после молитвы двенадцатый апостол – Матфий. Прошло десять дней, и наступил день Пятидесятницы. У иудеев этот день был не только одним из великих годовых праздников, когда вспоминалось провозглашение Моисеева закона на Синае, но также и праздником жатвы. К этому дню в Иерусалим со всех окрестных стран стекалось множество паломников. Здесь были парфяне и мидяне, и эламиты, и жители Мессопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, принадлежащих к Киренее, пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, критяне, аравитяне и другие народы. Все это были «иудеи рассеяния», т. е. евреи, которые в течение многих поколений жили в разных странах, но сохранили духовную связь с Иерусалимом и были людьми «набожными»; были и иностранцы, принявшие иудейскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010