Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМФИЛОХИЙ (МАКРИС) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архим. Амфилохий (Макрис). Фото Архим. Амфилохий (Макрис). Фото Однако сознание своего недостоинства и своей неспособности к этому служению подвигли Амфилохия поступить по-иному. Он сказал одному из братий, путешествующему вместе с ним, чтобы тоже быть рукоположенным: " Брат мой, недостоин я чести такой. Уж лучше буду переходить с места на место и просить милостыню с чистой совестью, чем недостойно восприиму честь рукоположения. Иди с миром, а я отправлюсь в Святую Землю " . Так сознание собственной худости соединилось со свойственной Амфилохию свободой духа и горячим желанием видеть Святую Землю. Паломничество это глубоко впечатлило его, и он решил просить патриарха Иерусалимского принять его в Братство хранителей Гроба Господня. Однако патриарх пожелал, чтобы молодой монах вернулся на место своего первого покаяния, вновь присоединившись к братии монастыря святого апостола Иоанна Богослова на Патмосе. Монастырская же братия " наказала " его за непослушание, отправив в пустынь Аполло, где подвизался старец Макарий. Там Амфилохий провёл несколько полных духовного ликования лет, ревностно предаваясь молитве и безмолвию. С юных лет Амфилохий видел, сколь разорительны для духовной жизни греков оказались долгие годы турецкого гнёта и иностранного владычества, и потому всегда стремился с помощью Божией потрудиться к возрождению родины. Ещё будучи простым монахом, он смог приобрести участок земли на скалистом западном склоне острова Патмос. Здесь, по соседству с часовней, он построил две кельи и надеялся со временем основать женский монастырь. В 1920 году Бог послал Амфилохию его первую сотрудницу на миссионерской ниве - Каллиопу Гуннарис (будущую монахиню Евстокию). В 1919 году о. Амфилохий был рукоположен в сан диакона , а вслед за тем по настойчивому убеждению братии монастыря - и в священника .

http://drevo-info.ru/articles/13678297.h...

Гипотеза Брауна помогает объяснить, почему, например, на Тайной Вечере после слов Иисуса встаньте, пойдем отсюда ( Ин. 14:31 ) никто не встает; напротив, Иисус продолжает говорить и произносит самое длинное из включенных в четвертое Евангелие поучений. На наш взгляд, однако, приписывание трех глав Евангелия, имеющих ключевое богословское значение, некоему позднейшему редактору существенным образом умаляет их значимость. Гораздо более вероятным представляется предположение о том, что подобные нестыковки могли возникнуть в результате работы самого автора со своим текстом (например, при подготовке второй версии) или же такой работы редактора, которая предполагала не написание новых текстов, а лишь перегруппировку материала, автором которого был евангелист Иоанн. Кроме того, нестыковки на поверку могут оказаться мнимыми. Согласно одной из гипотез, после слов Иисуса встаньте, пойдем отсюда ученики действительно встали и пошли, а Иисус продолжил беседу на пути в Гефсиманский сад. Помимо четвертого Евангелия Иоанну принадлежит авторство вошедших в состав Нового Завета трех посланий и Апокалипсиса. Корпус писаний Иоанна занимает самостоятельное место в Новом Завете. Наряду с Павлом Иоанн является создателем христианского богословия, так как евангельскую историю он облек в раму четкого богословского видения. Не случайно в церковной традиции именно за апостолом Иоанном закрепилось наименование Богослова. Свое Первое послание Иоанн начинает примечательными словами: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом ( 1Ин. 1:1–3 ). Апостол Иоанн на острове Патмос. Мастер из Лориньяна. XVI в. Эти слова в полной мере отражают мотивацию автора четвертого Евангелия, решившего положить на бумагу то, что он видел своими очами, что рассматривал и осязал своими руками. Он – реальный свидетель, очевидец и участник событий, о которых говорит, и текст четвертого Евангелия имеет этому множество подтверждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 13. Об антихристе Откр.13:1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. И стал я на песке морском. Можно себе действительно представить, что Иоанн, находящийся на острове Патмос, стоит на берегу на песке морском, и вот то, что он видел, реально переплетается уже с видением духовным. Или же все это происходило в видении. И увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Из моря житейского, всегда волнующегося и много мятущегося суетой и грехами, из моря земных народов увидел Иоанн выходящего зверя . Кто этот зверь? Этот зверь, по верованию Церкви, и есть антихрист. Здесь необходимо указать на ряд неверных пониманий того, кто будет антихрист. Неверно понимать, что антихристом будет сам сатана. Сатана не может по примеру Христа воплотиться, да и Писание ясно различает сатану и антихриста: «диавол... ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк» ( Откр. 20:10 ). И апостол Павел называет антихриста «человеком греха» ( 2Сол. 2:3 ), а не сатаной. Так разумели и святые отцы. Святой Иоанн Златоуст : «Кто же есть сей, убо ли сатана; – никакоже, но человек некий, всякое егово приемляй действо». Святой Ефрем Сирин : «Не сам же родится сатана, но во образ его приидет прескверный яко тать». Святой Иоанн Дамаскин : «Не сам убо диавол будет человек, по Господню вочеловечению да не будет, но человек из блуда родится и поднимет все действа сатаны». То есть антихрист – не сам сатана, но человек, в которого вселится сатана и который будет всецело орудием сатаны в кончину века. Неверно понимание, что антихрист – это некоторое отвлеченное понятие вроде отступления, безбожия, ереси и подобного. Этому противоречит ясное указание апостола, что антихристом будет «человек греха» ( 2Сол. 2:3 ). О нем Писание говорит как о человеке в единственном числе, которому присущи действия конкретного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Голос на Иордане. Когда Господь Иисус крещался на Иордане рукою Иоанна Предтечи, и се, был глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение ( Мф. 3:17 ). Точно такое же голос слышали и Апостолы на горе Фавор во время Христова Преображения ( Мф. 17:5 ). Голос Савлу. На пути в Дамаск Савлу, гонителю христиан, явился великий свет и пришёл к нему голос: Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Люди, бывшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Сей таинственный Господень глас совершил переворот в жизни Савла – из гонителя он стал апостолом ( Деян. 9 гл.). Голос Иоанну Богослову. Так свидетельствует евангелист Иоанн о таинственном голосе, открывшем ему все тайны до скончания века (букв.: до конца времени. – Пер.): Я, Иоанн… был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний и т.д. ( Откр. 1:9, 10 ). Мы привели здесь примеры не всех библейских голосов – их много. Указали лишь на несколько, только для того чтобы читатели увидели и удостоверились, что [Сам Господь и] Силы Небесные с того света испокон веку воздействовали на людей через посредство таинственных речений, то есть голосов, издаваемых без помощи телесных, материальных органов речи. Такие голоса не перестают раздаваться и поныне, оказывая [благотворное] влияние на человеческую жизнь. Не говорит ли апостол Павел: Есть… на свете много различных голосов, но ни один из них не без значения ( 1Кор. 14:10 )! [Синодальный перевод в данном стихе существенно отличается от сербского и греческого. – Пер.] Эти таинственные голоса, которые слышали и доселе слышат люди, свидетельствуют о том, что мы не одиноки, что существует грандиозный и могущественный духовный мир над сим мирозданием. Одним словом, Бог с нами. С нами Бог ! Еммануил! Читать далее Источник: Перевод с сербского Сергея Фонова. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Есть удивительная особенность у наших праведников. Мы обращаемся к ним в наших молитвах и молебных пениях, часто не различая и даже не задумываясь, в какое время проходило их земное служение. Находясь вне времени, они своим реальным участием в нашей духовной жизни как бы пронизывают его. Если в любом храме, будь то кафедральный собор или деревенская церквушка, мы посмотрим на иконы святых с точки зрения времени, то увидим, что перед нами — все эпохи церковной истории. Но в своих молитвах мы не делим этих подвижников на «ранних» и «поздних», они все для нас реальные современники. 24 апреля Церковь чтит память одного из первых своих святых — ученика святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, епископа Пергамской Церкви в Малой Азии, мужа апостольского, священномученика Антипы. Именно о нем упоминает апостол Иоанн в своем Откровении: И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа ( Отк. 2:12-13 ). Епископ Пергамский Антипа жил, проповедовал, подвергся гонениям и мучениям в I веке, который впоследствии был назван «веком Апостольским». Уже воскрес и вознесся на Небо Спаситель. Небольшая группа Его учеников — христиан — значительно возросла. Все чаще в городах и весях слышен был голос последователей Христа. Их не только знали и слушали. Весть о спасении, о возможности реального поклонения Единому Богу, как бы к ней не относились ранее — как к слуху или мечте — начала приобретать для людей практическую форму: они отрекались от языческого многобожия, за что христианские проповедники стали еще более ненавидимы не только жрецами-идолопоклонниками, но и властями предержащими. Начиналась эпоха первого гонения последователей Христа. Именно тогда и был сослан на остров Патмос, что в Эгейском море, святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.

http://azbyka.ru/fiction/batjushkin-greh...

За Косом, в туманах дали, утесы острова Нисироса, потухшего вулкана, когда-то поднявшегося со дна моря и теперь обращенный в неистощимый рудник серы, чуть ли не единственной соперницы с серою Везувия и Этны. Впереди целый лабиринт мелких островов и скал: Лерос, Капари, Калимно. На Калимно ярко вырывается белая башня маяка. Берега Азии, родные братья этих отделившихся от них островов, во всех направлениях протягивают к ним, будто дружелюбные руки, свои капризно изрезанные полуостровки и мысики, то низенькие, совсем прилегшие к лону вод, то гористыми пирамидами и горбами, которые издали тоже кажутся островками той же многочисленной семьи островов... Все это так близко и тесно друг к другу, что, кажется, с берега можно беспрепятственно шагать через все эти бесчисленные узенькие проливчики по всему прибрежному архипелагу. Недаром художественная фантазия древних жителей этого побережья остановилась именно на статуе Колосса Родосского, шагнувшего своими медными ногами с одной скалы на другую и пропускавшего между своих расставленных ног тогдашние корабли... Налево, в развал жаркого полудня, мы увидели вдали Патмос. Он стоял в знойных туманах солнца, словно весь сотканный из огня и дыма, каким-то бесплодным апокалиптическим видением. На его раскаленных утесах, казалось сами собою должны были зарождаться в воспаленной голове старца-апостола вещие грёзы суда божьего, которые он в таких потрясающих картинах, в таких пламенных красках передавал, как грозное предостережение от того, кто называл себя: «Я есмь Альфа и Омега, первый и последний, имеющий ключи ада и смерти»!.. Но пророк страшного суда даже и в этих страшных прорицаниях своих вдохновлялся не гибелью грешников, а тем идеалом всеобщей человеческой любви и радости, который составлял всю суть души его. Он заканчивает свои содрогающиеся страницы крови, смерти и ужаса светлым видением Иерусалима небесного, который «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слово божие осветило его»; в котором нет храма, «ибо Господь Бог вседержитель храм его». «Ворота его не будут запираться, и ночи там не будет», «спасенные народы будут ходить во свете его», «и не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи»... Такой утешительный конец фантастически-мрачной поэмы истребления и мести гораздо более дышит всепрощающим настроением любимого ученика Христова, который юношей возлежал на его груди, полный слез умиления, и до глубокой старости оставался восторженным апостолом любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Ангелу Русской Церкви напиши... К празднованию памяти апостола Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Московского Павел Смирнов Апостол Иоанн Богослов и святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси      Когда апостол Петр уже утвердил Церковь Божию в Риме своим свидетельством, а Павел основал Церкви по всему Средиземноморью, когда утихли споры об обрезании и свободе, когда почти все «очевидцы и свидетели Слова» (Лк. 1:2) были убиты – тогда изрек слова апостол Иоанн : «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа… [И увидел Сына Человеческого], и Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живой; и был мертв и се, жив во веки веков… и имею ключи ада и смерти. Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего…» (Откр. 1: 9; 17–19). Апостол Иоанн вообще загадочная личность. Его Евангелие самое сложное для понимания, самое «богословское», словно взгляд на всем известные события, но только – с высоты птичьего полета. Как сумел он взять эту высоту? Церковь объясняет нам: он черпал «токи Богословия» на груди Иисуса. Человек тонкой и чуткой души, он полюбил Учителя и стал пристально всматриваться в Его внутренний мир, вслушиваться в Его слова и внутреннее свидетельство Духа в своем сердце. Плодом этого внимания к Логосу стало четвертое Евангелие. А затем, в конце его долгой жизни, закончившейся почти вместе со столетием, Иоанну были показаны судьбы Церкви в истории… «И Ангелу Ефесской церкви напиши: …знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое… Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2:1–4). Не нужно думать, что написанное конкретной общине I века нашей эры относится только к ней. Это послание всякой общине и любой Церкви, больше того – каждому христианину. И в разные моменты истории-жизни к нам может относиться то или иное слово, обращенное к «семи церквам» Апокалипсиса.

http://pravoslavie.ru/86617.html

И вот, здесь Иоанн свидетельствует, что ему было это Откровение, и он пишет о себе, это его прямая речь, и она в то же время является частью всего Откровения Иоанна Богослова. То есть, даже эти слова он произносит в Духе Святом, «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). Не под диктовку, а через движение Духа Святого в сердце конкретного человека. В древнейшие времена пророков называли в народе провидец. По мнению некоторых лингвистов, слово «наби» уже существовало и тогда, но не вошло в обиходную речь народа, который по-прежнему знал лишь «роех», т. е. провидца, что имело совсем другой смысл. Провидец давал только советы, как поступать в трудную минуту жизни, и скорее напоминал собою «старца» в христианской традиции. Другим названием пророка было «хозе» (? ? ?), ясновидящий. Пророк назывался также «человеком Божьим» («иш элогим»). «Хозе» («видящий») – данный тип пророческого служения более подходит автору Апокалипсиса, ибо Иоанн Богослов передает скорее увиденные им образы, чем нежели прямую речь Бога. Сказано о древнем провидце: «говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его» ( Чис.24:4 ). Но вернемся к нашему отрывку: Иоанн Богослов говорит, что он был на острове Патмос. Это было при императоре Домициане, который сослал его туда за проповедь. Ссылка продолжалась с 94-го по 96-й год. Как я вам уже говорил, для апостолов проповедь заключалась в том, что они рассказывали об Иисусе Христе, то есть их проповедь – это Евангелие, – то, что мы читаем, благая весть. Иоанн Богослов свидетельствует о себе: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам…» ( Откр.1:10–11 ). Итак, он слышит мощный звук. Громкий голос, как трубный. Сам он пребывает в Духе. Именно потому, что он был в Духе, он услышал этот звук.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем: Мф.20:23 . «И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим». Блаженный Иероним, объясняя слова: « чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься », пишет: « каким образом сыны Зеведея, – именно: Иаков и Иоанн, будут пить чашу страданий, когда [Священное] Писание повествует, что только Иаков апостол был обезглавлен Иродом, а Иоанн окончил жизнь свою естественною смертью. Но если мы будем читать церковные повествования, в которых говорится, что и он (т. е. Иоанн Богослов – О.С.) был во время мучений опущен в котел кипящего масла и оттуда вышел, как победитель на ристалище, для принятия венца Христова и потом был сослан на остров Патмос, то увидим, что Иоанн не имел недостатка в мужестве для перенесения мучений и что он испил чашу исповедания: ее испили и три отрока в печи огненной, хотя гонитель и не пролил крови ». Т. е. гонения бывают различные и многообразные. Разве не является мученицей пожилая христианка, когда во время ее молитвенного правила внуки погромче включают бесовскую музыку; разве не страдалец за Христа, мужчина христианин, которого за отказ воровать на работе презирают и гнобят товарищи по труду; разве не мученик мальчик христианин, который в школе отказывается снять крест с груди и продолжает молиться перед едою в школьной столовой; разве не страдалица за веру девушка, которая несмотря на сильную привязанность, отказывается встречаться с юношей, который отрицает истину Евангелия; разве не исповедник священник, который не смотря на прессинг и агрессию, соблюдает тайну исповеди, когда ее из него буквально вышибают; разве не исповедник школьник в лагере отдыха, отказавшийся в среду и пятницу (постные дни) посещать дискотеку; а разве не страстотерпец наркоман, выбросивший наркотики Христа ради, не смотря на мучительнейшие ломки. Сказано: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том…» ( 1Кор.15:31 ). Т. е. умираю для греха, чтобы жить для праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем: Мф.20:23 . «И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим». Блаженный Иероним, объясняя слова « чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься », пишет: «каким образом сыны Зеведея, – именно: Иаков и Иоанн, будут пить чашу страданий, когда [Священное] Писание повествует, что только Иаков апостол был обезглавлен Иродом, а Иоанн окончил жизнь свою естественною смертью . Но если мы будем читать церковные повествования, в которых говорится, что и он (то есть Иоанн Богослов. – О.С.) был во время мучений опущен в котел кипящего масла и оттуда вышел, как победитель на ристалище, для принятия венца Христова и потом был сослан на остров Патмос, то увидим, что Иоанн не имел недостатка в мужестве для перенесения мучений и что он испил чашу исповедания: ее испили и три отрока в печи огненной, хотя гонитель и не пролил крови » 152 . То есть гонения бывают различные и многообразные. Разве не является мученицей пожилая христианка, когда во время ее молитвенного правила внуки погромче включают бесовскую музыку; разве не страдалец за Христа мужчина-христианин, которого за отказ воровать на работе презирают и гнобят товарищи по труду; разве не мученик мальчик-христианин, который в школе отказывается снять крест с груди и продолжает молиться перед едою в школьной столовой; разве не страдалица за веру девушка, которая, несмотря на сильную привязанность, отказывается встречаться с юношей, отрицающим истину Евангелия; разве не исповедник священник, который, несмотря на прессинг и агрессию, соблюдает тайну исповеди, когда ее из него буквально вышибают; разве не исповедник школьник в лагере отдыха, отказавшийся в среду и пятницу (постные дни), посещать дискотеку; а разве не страстотерпец наркоман, выбросивший наркотики Христа ради, несмотря на мучительные ломки? Сказано: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том…» ( 1Кор.15:31 ). То есть умираю для греха, чтобы жить для праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010