Откр.1:9 .  Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Тайнозритель называет себя по имени – это согласно с ветхозаветной и новозаветной апокалиптикой ( Дан.7:15, 8:1 ). – В дополнение к сказанному в Откр.1 тайнозритель в 9 ст. говорит о себе как о брате. Название брата и здесь, как и в других местах Апокалипсиса ( Откр.6:11, 12:10, 19:10 ), употреблено не с целью особенного отличить себя от других верующих, но с целью указания большего сродства и близости. Последующие же слова: «и соучастник в скорби» являются дальнейшим раскрытием той же мысли. Иоанн не только брат по своей природе, но подобен им и в других условиях жизни. Он также подвергся гонению за имя Христа; не один, а вместе с другими он участвует и в Царствии Христовом, и в терпеливой надежде на Иисуса Христа. Указав на свою близость ко всем христианам, св. Иоанн в словах: «был на острове, называемом Патмос» определяет и то место, откуда он шлёт свой Апокалипсис. Сюда он был сослан в царствование Домициана за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Он был сослан за то, что его проповедь слова Божия слишком возбуждала против него языческий народ и языческие римские власти. Они послали его на тяжелую работу в рудники о. Патмоса, как поступали и с другими христианами. Так заканчивает св. Иоанн свое введение в Апокалипсис. Теперь читатели уже знают, с кем они имеют дело, кто будет говорить им, о чем и от чьего имени. Откр.1:10 .  Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; Свое сообщение откровения для семи малоазийских церквей Иоанн предваряет изображением своего собственного внутреннего состояния, при котором им получено это откровение. «Я, – пишет он, – был в духе в день воскресный». Очевидно, это был тот день недели, который св. Иоанн вместе с другими христианами привык проводить в служении Господу. Он совершенно отрешился от тела, от земли и от земных интересов и был, как он выражается, в духе (состояние экстаза). Иоанн услыхал громкий голос, очевидно, духовным слухом ( 2Кор 12:2 ), и сила звука выражалась в той силе впечатления, которое производило на тайнозрителя все виденное и слышанное им.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ПОДЕЛКА: Пусть дети склеят из спичек колесницу, на которой ехал евнух по дороге из Иерусалима. Колеса сделайте из картона. Когда они закончат, пусть дети перескажут библейскую историю сегодняшнего урока. СЦЕНКА:  Подготовьте с детьми сценку по сегодняшнему уроку. Распределите между детьми роли Филиппа, Ангела, евнуха. Пусть слова Духа произнесет какой-нибудь ребенок, спрятавшись от остальных детей. ОКОНЧАНИЕ: Закончите урок песней и молитвой. Урок 50. Раздел: Дух Святой. Дух Святой на Иоанне МОЛИТВА: «Господь, спасибо Тебе за Твое Слово, которое Ты дал нам, и за Святой Дух, Который нас учит и помогает. Дух Святой, помоги нам понимать все, что написано в Библии. Учи нас, как Ты учил Иоанна. Во имя Иисуса. Аминь». ЗОЛОТОЙ СТИХ: Золотой стих этого раздела находится в книге пророка Исаии, 61 глава, первый стих («Дух Господа Бога на Мне»). Сделайте мозаику из бумажной полоски, написав на ней слова стиха и разрезав таким образом, чтобы дети могли догадаться, какие части являются соседними. БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ: НА ОСТРОВЕ ПАТМОС Иоанн, один из учеников Иисуса, жил на острове Патмос. Император сослал Иоанна туда за то, что он проповедовал об Иисусе. Но Иоанн не перестал верить в Бога и продолжал проповедовать тем людям, которые жили на этом острове. Однажды в воскресенье Иоанн молился и вдруг услышал голос позади себя. Громкий голос сказал: «Я Альфа и Омега, первый и последний.» Иоанн обернулся, чтобы посмотреть, кто говорил с ним, и увидел Иисуса. Как только он увидел Господа, Он упал к Его ногам как мертвый. Но Иисус положил на Иоанна Свою руку и сказал: «Не бойся.» Господь сказал Своему верному ученику: «То, что ты увидишь, напиши в книгу и отправь церквям.» Бог открыл Иоанну будущее и рассказал, что произойдет перед тем, как Иисус снова вернется на землю. И сегодня мы можем узнать об этом из Библии. Многое из того, что написано в книги Откровений, уже исполнилось или сейчас исполняется. Поэтому мы можем быть уверенными, что Иисус скоро снова придет на землю во второй раз.

http://azbyka.ru/deti/50-urokov-dlya-zan...

Скачать epub pdf Глава первая Апокалипсис написан святым апостолом Иоанном Богословом во время его ссылки на Патмос – остров в Эгейском море, при императоре Домициане. В одно из воскресений, когда апостол находился в пещере, ему было видение, он услышал громкий голос, как бы трубный, говоривший: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу» ( Откр.1:10–11 ). Откровение было записано учеником апостола Иоанна – Прохором. По преданию, сохраненному христианами острова Патмос, апостол жил в пещере, где спал на голом камне. Этот камень, кстати, и сегодня можно там увидеть. Над пещерой сейчас находится монастырь Апокалипсиса. «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог , чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел» ( Откр.1:1–2 ). Это откровение не апостола Иоанна, а Иисуса Христа – Великого Властелина истории. Из Символа веры известно, что Христос имеет равенство власти – как Бог и как человек. Он участвует в Божественной власти над миром, и Откровение как раз и показывает, каким образом Иисус управляет мировой историей, и как творится воля Отца Небесного, Его Сына и Святого Духа. Почему сказано, что Откровение дал Христу Бог ? Потому что источником Божества является Бог Отец: Он в вечности рождает Сына и в вечности изводит из Себя Святого Духа. Поэтому и слава Христу подается Отцом – Христос в рождении Своем получает от Отца честь и славу, могущество и великолепие. Но здесь она дается Ему как человеку, и эта слава – не просто для того, чтобы Он в себе ее держал, а для того, чтобы показать Отца людям и возвестить то, что должно случиться вскоре. Откровение раскрывает тайну будущей жизни, тайну, которая совершается уже в нашем мире. Сказано «надлежит быть вскоре», потому что для Христа все – вскоре. И нам нужно помнить, что Суд – при дверях, что он будет скоро. Господь говорит в Евангелии: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:19–21 ). Суд начинается с явления Света – Иисуса Христа, Сына Божиего, то есть с Богоявления, с величайшего откровения Бога в лице Христа Спасителя. Суд – это раскрытие людей, их внутренних качеств. 1 Поэтому некорректно и неправильно говорить, что есть люди, отвергающие Христа, но вместе с тем делающие добрые дела. Если бы они по-настоящему делали добрые дела, то любили бы Христа, приняли бы Его всем сердцем, стремились бы к Нему и уверовали бы в то, что Он есть – Бог ! Ведь свет добрых дел исходит от Христа, Который Сам и есть Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущего в мир ( Ин.1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

10. Дальше он пишет письмо: «Иоанн семи Церквам в Асии: благодать и мир с вами». Евангелист же не поставил своего имени во главе Соборного Послания, но начал, избегая всего лишнего, прямо с Божественного откровения тайны: «О том, что было от начала, что мы слышали и видели очами своими». За такое откровение и Господь объявил блаженным Петра: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой Небесный». 11. Ни во Втором, ни в Третьем посланиях, которые считают Иоанновыми, хотя они и кратки, Иоанн не называет себя по имени, а пишет как о безымянном: «старец». Этот же счел недостаточным, однажды назвавшись, приняться за рассказ, а начал вновь: «Я, Иоанн, брат ваш, соучастник в скорби, и в царствии и в терпении Иисуса, был на острове Патмос за слово Божие и за свидетельство Иисуса» и под конец добавляет: «Блажен соблюдающий слова пророчества этой книги и я, Иоанн, видевший и слышавший это». 12. Следует верить словам Иоанна, что написал это именно он. Но кто он, это не ясно. Он не сказал, что он тот самый, который, как это неоднократно упоминается в Евангелии, был любимым учеником Господа и возлежал у Него на груди, что он брат Иакова, что он сам видел и слышал Господа. 13. Если бы он хотел точно указать, кто он, он сослался бы на что-нибудь из вышесказанного. Ничего подобного нет: он называет себя нашим братом и соучастником, свидетелем Иисусовым и блаженным, ибо видел и слышал откровение. 14. Я думаю, что у апостола Иоанна много тезок. Любовь к нему, восхищение им, желание быть таким же возлюбленным от Господа – все это делало его имя дорогим: так в семьях верующих часто называют мальчиков именем Петра или Павла. 15. В Деяниях есть и другой Иоанн, прозванный Марком, которого Павел и Варнава взяли с собой и о котором сказано: «Был у них прислужником и Иоанн». Он ли написал это Откровение? – Вряд ли. И того ведь не написано, что он отправился вместе с ними и Асию, а только сказано: «Отплыв из Пафоса, Павел и его спутники прибыли в Пергию Памфилийскую; Иоанн же отделился от них и вернулся в Иерусалим».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

(10) Дальше он пишет письмо: " Иоанн семи Церквам в Асии: благодать и мир с вами " . Евангелист же не поставил своего имени во главе Соборного Послания, но начал, избегая всего лишнего, прямо с Божественного откровения тайны: " О том, что было от начала, что мы слышали и видели очами своими " . За такое откровение и Господь объявил блаженным Петра: " Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой Небесный " . (11) Ни во Втором, ни в Третьем посланиях, которые считают Иоанновыми, хотя они и кратки, Иоанн не называет себя по имени, а пишет как о безымянном: " старец " . Этот же счел недостаточным, однажды назвавшись, приняться за рассказ, а начал вновь: " Я, Иоанн, брат ваш, соучастник в скорби, и в царствии и в терпении Иисуса, был на острове Патмос за слово Божис и за свидетельство Иисуса " и под конец добавляет: " Блажен соблюдающий слова пророчества этой книги и я, Иоанн, видевший и слышавший это " . (14) Я думаю, что у апостола Иоанна много тезок. Любовь к нему, восхищение им, желание быть таким же возлюбленным от Господа — все это делало его имя дорогим: так в семьях верующих часто называют мальчиков именем Петра или Павла. (15) В Деяниях есть и другой Иоанн, прозванный Марком, которого Павел и Варнава взяли с собой и о котором сказано: " Был у них прислужником и Иоанн " . Он ли написал это Откровение?— Вряд ли. И того ведь не написано, что он отправился вместе с ними и Асию, а только сказано: " Отплыв из Пафоса, Павел и его спутники прибыли в Пергию Памфилийскую; Иоанн же отделился от них и вернулся в Иерусалим " . (16) Я думаю, что автором был кто-то другой, тем более, что в Эфесе, говорят, есть дне гробницы и каждая называется Иоанновой. (17) Судя по мыслям, подбору слов и построению предложений, догадываешься, что автор Откровения и евангелист Иоанн—разные лица. (18) Евангелие и Послание согласуются между собой и даже начинаются одинаково; в одном: " В начале было Слово " , в другом: " Он, Который был в начале " ; в одном: " И Слово стало плотью и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца " , в другом — то же самое с незначительными изменениями: " Что мы слышали, что видели глазами своими, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,— ибо жизнь явилась " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

27 . Кроме того, схоластические учители видели Вознесение Девы Богородицы как нечто предвещенное не только в различных фигурах Ветхого Завета, но и в [образе] Жены, облеченной в солнце ( Апок.12:1 сл.), которая была явлена апостолу Иоанну на острове Патмос. Также особое внимание они уделяли словам из Нового Завета, например: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах» ( Лк.1:28 ), поскольку они видели в таинстве Успения довершение полноты этой благодати, дарованной Блаженной Деве, и особое благословение к проклятой Еве. 28 . Таким образом, в самый ранний период схоластического богословия, епископ Амадей Лозанский утверждал, что плоть Девы Марии осталась нетленной; – ибо нельзя поверить, чтобы Ее тело выглядело тленным – поскольку в действительности оно снова было соединено с Ее душой и, вместе с ней, оно было увенчано великой славой в небесных чертогах. «Ибо Она была благодатная и благословенная между женами ( Лк.1:28 ). Она единственная заслужила принять Бога истинного от Бога истинного, Которого Она, как женщина, родила, как женщина, кормила молоком, сохраняла в лоне Своем, и во всех вещах Она с кротостью служила Ему» 332 . 29 . Среди священных писателей, которые в то время использовали различные высказывания и подобия или аналогии Священного Писания для освещения и утверждения учения о Вознесении [Девы Марии], в которое они благочестиво верили, особое место занимает Евангелический Доктор, св. Антоний Падуанский. В день Успения [Пресвятой Богородицы], истолковывая слова пророка Исайи «Я прославлю подножие ног Моих» ( Ис.60:13 ), он с уверенностью утверждает, что Божественный Искупитель Мать Свою возлюбленнейшую, от Которой Он обрел человеческую плоть, украсил высшей славой. «Из этого становится ясно, – говорит он, – что Блаженная Дева была принята в теле, которое было местом подножия ног Господних». Вот почему святой Псалмопевец пишет: «Стань, Господи, на место покоя Твоего, – Ты и ковчег могущества Твоего». Также он утверждает, что как Иисус Христос воскрес из мертвых, одержав победу над смертью , и воссел одесную Отца, равным образом и «Ковчег Его освящения, когда Дева-Матерь была вознесена в тот день в небесный покой» 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

3 Апреля. Поучение о Первом и Последнем, Живом Не бойся; Я есмь Первый и Последний и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь ( Откр.1:17–18 ) Так сказал Господь Иисус любимому ученику Своему Иоанну в видении на острове Патмос. Чего не бойся? Не бойся гонения на церковь со стороны язычников. Не бойся мучителей, которые мучают Моих верующих со всех сторон. Не бойся царей, которые поднимают гонения на христиан. Не бойся деспотичных вельмож этого мира, которые издеваются над Моим унижением и Моей смертью. Не бойся бесов, которые ослепляют людей страстями, и те не видят истины, которую Я принес в мир. Не бойся ничего! Как же не бояться, Господи! Когда весь мир до зубов вооружен и восстал против нас, малочисленных и невооруженных, как же не бояться? Не бойся, потому что Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. А все эти войска, вооружившиеся против вас, являются не чем иным, как преходящей ордой мертвецов. Я прежде времен и Я после времен, до начала всего и после конца всего сотворенного Я. А они все заперты в одну пядь времен, которую Я Сам каждому сотворенному отмерял, и из той пяди они не могут протянуться. Не бойся, потому что Я был мертв, и се, жив. И смерти не бойся. Я до смерти и после смерти. Смерть – слуга Мне, и Я пустил слугу Своего в мир, чтобы Мне послужил. И Я подчинился Своему слуге на три дня, и приказал ему, чтобы Меня отпустил, и се, жив. Я властитель смерти, как и жизни. Я властитель времен, как вечности. Не бойся! Во веки веков Я жив. И ты жив будешь со Мной. И все те, кто останется Мне верен и не убоится, живы будут со Мной. Не бойся, Я есмь Альфа и Омега. Господи Вечный и Бессмертный, дай, чтобы эти Твои святые слова всегда звучали в душах верующих Твоих, когда возникнет гонение на святую Церковь Твою. Чтобы не убоялись мы, держась Твоей десницы. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

3 . С другой стороны, получить книгу и съесть ее ( Откр 10:10 ) – доверить памяти то, что было показано. Сладка в устах – означает, что плод пророчества – наисладчайший для изрекающего и слушающих его, но для проповедаюших и упорствующих в доверенном – самый горький. Надлежит, говорит он, опять пророчествовать ( Откр 10:11 ), то есть возвещать [истину] среди народов, племен и языков. Это означает следующее: когда Иоанн получил Откровение, он был на острове Патмос, осужденный цезарем Домицианом 25 на работы в рудниках. Там, вероятно, он и записал Апокалипсис. [Будучи] в преклонном возрасте, он полагал, что после страдания сможет воспринять [блаженство]. После убийства Домициана все суды были прекращены и Иоанн был отпущен с рудников. Позже он передал именно то Откровение, которое получил от Господа. Вот [что означают слова]: надлежит опять пророчествовать. 7 Свт. Викторин имеет в виду последователей Маркиона, которые не принимали пророчеств Ветхого Завета. 10 Туника (от лат. tunica) – нижняя домашняя одежда римлян без рукавов, поверх которой мужчины надевали тогу, а женщины – столу. 13 В Синодальном переводе: «Иуда, тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» 14 Свт. Викторин рассматривает Святого Духа в субординационистском ключе (от лат. subordinatio – подчиненность), то есть что Он предвечно находиться в подчинении у Сына Божьего. Впоследствии, это учение Церковь Христова отвергла как еретическое, утвердив на II Вселенском соборе (381) 2-ю часть Символа веры (8–12 члены), где говорится: «И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки» (8 член). 17 В Синодальном переводе: «и после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

51. Поучение в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Кто сей дряхлый, безволосый на голове, но еще бодрый, с блестящими очами – стоит на высокой скале, погруженный в глубокие думы и созерцания – старец? Это девственник, наперстник, возлюбленный ученик Иисуса Христа – святый апостол и евангелист Иоанн Богослов, – сосланный жестоким царём Нероном, из уважения к его старости, в рудники на тяжкие работы, в каменоломни, на остров Патмос. Брошенный в Ефесе на растерзание зверей, потом в кипящее олово, – он остался жив, здоров и не повреждён; брошенный в море – не утоп; так его сослали на тяжкие работы; но и здесь апостол продолжал дело апостольское – всех идолопоклонников обратил ко Христу. И вот он, после недельного поста, получил от Бога великие и тайные видения о судьбе Церкви и последних событиях видимого мира. Он видит пред собою Сына Божия, среди седьми светильников, в предивном и чудном одеянии, и слышит громкий голос, как бы трубный: «Се грядет с блаками, и узрит Его всяко око, и те, которые пронзили Его, и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, сказал Господь, Который есть и был и грядет Вседержитель» ( Откр.1:7–8 ). В каком дивном и преславном одеянии явился пред Иоанном Сын Божий, – об этом вы можете сами прочитать в откровении: «Я первый и последний, сказать Господь, – Я был мёртв и вот жив, и буду жить во веки веков. Я имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:17–18 ), – и из уст Его выходил острый меч, и лице Его сияло как солнце во всей силе и великолепии. – Далее Господь давал повеления Иоанну к седьми церквам азийским; открывал тайны о том: какие явления и знамения будут на небе и на земле; какие кары и страшные казни будут поражать человеков пред Его пришествием на землю; как будет свирепствовать антихрист и его клевреты, и как будут побеждены Ангелами, и брошены будут в озеро огненное: и смерть, и ад, и дракон и – все бесы; – и как обновится земля, и в каком виде явится с неба новый Иерусалим, куда войдут все праведники; – все это вы можете читать в Откровении Иоанна; можете читать и размышлять, и обдумывать, и удивляться, и ужасаться – сколько вам угодно. Довольно нам знать то, что Сын Божий жив во веки; что Он будет судить нас по своему страшному правосудию; что Он грешников подвергнет тяжким мучениям, а праведников введёт в чудный и прекрасный рай. Все это открыто Иоанну – возлюбленному ученику – сыном Божиим, распятым на кресте, но живущим во веки веков – и имеющим власть Божию на небе, на земле и в преисподней; ибо в Его руках ключи Рая и ада, ключи жизни и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

5 И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. 6 И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. 7 И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. 8 И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов. Комментарий Откр. 15 . Прежде чем читать пятнадцатую главу, необходимо сделать некоторое отступление. Дело в том, что исследователи Апокалипсиса еще не пришли к общему мнению относительно его композиции. Ясно только одно, что здесь одни и те же темы повторяются, как бы нарастая, волнами. Мы видим здесь несколько циклов, в каждом из которых разыгрывается одна и та же драма — наступление темных сил, их временное торжество и их крушение. И здесь этот сюжет, вся эта драма повторяется несколько раз. Почему это так, точный ответ не найден. Первый вариант — Апокалипсис писался несколькими авторами, которые потом все соединили в одну книгу. Второй вариант — апостол Иоанн писал Апокалипсис не однажды, а в течение всего, и может быть, длительного времени своего пребывания на острове Патмос, и потом все это соединил в книгу. Третий вариант — часть Апокалипсиса была написана еще чуть ли не до нашей эры, это был иудейский апокалипсис, соединенный впоследствии с Апокалипсисом апостола Иоанна. Однако наиболее вероятное предположение заключается в следующем: сам строй библейского ритма, стиля, композиционных условностей требует известной повторяемости, в частности, в библейской поэзии вместо рифмы и ритма присутствует параллелизм членов. Это особый литературный прием, при котором одна и та же тема обыгрывается в разных словах. Благодаря этим вариациям мы и вычленяем из библейского текста поэтические отрывки. Эти вариации могут быть чисто параллельными, когда говорится о том, что отверзаются хляби небесные, и что там открываются источники бездны… то есть повторяется одна и та же мысль, но в разных выражениях, и могут быть антитетическими, когда противопоставляется “низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ и богатящиеся отпусти тщи”. Это в высшей степени характерное для Востока словоупотребление (как и сам способ мышления), очевидно, и объясняет тавтологический характер изложения в Апокалипсисе. Он как бы рассказан несколько раз; апостол набрасывает картину один раз, потом он, не удовлетворяясь этим, начертывает ее вторично, потом та же мысль повторяется еще и еще раз, — и у читателя возникает представление, что перед ним как бы хрестоматия небольших апокалипсисов. Но филологи все-таки установили принадлежность текста одному автору.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010