Блж. Феодорит относит пророческие слова к наказанию беззаконных. «Вложил еси во главы беззаконных смерть: воздвигл еси узы даже до выи в конец. Как уверовавшим даровал Ты спасение, так до конца не уверовавших пре­дал смерти, обложив их узами ее. Разсекл еси во изступлении главы сильных, сотрясутся в ней: разверзут узды своя, яко снедаяй нищий тай. Когда же могущество Твое соделается явным для всех людей, тогда обле­ченные высокою властию придут в такой страх, что не с дерзновением, но в скрытности и тайно станут выражать свое противление, так что справедливо иной уподобит их нищему, который не смеет вкушать пищу явно, но жует ее, не разверзая уст» 697 . Посредь всех неправд этого мира шествует Бог. И да молчит всякая плоть. Замер и пророк. Кто постигнет пути Божии? Истинны и праведны пути Его. Но вот еще раз зазвучал голос поющего, и унеслось к небесам, и разли­лось по просторам земли: 3.15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, чрез пучину великих вод. Рефреном отозвались эти слова пророческой песни, слились в перезвучье с песнью Моисея и Мариам. В Синайской пустыне, освободившись от рабства Египетского, когда сомкнулись воды Чермного моря над конями и колесницами фараоновыми, зазвучало, разлилось над пустыней: Пою Ягве (Господу), ибо Он превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. 698 Воспел Моисей с сынами Израиля. Подхватила Мариам и все женщины с тимпанами и ликованием. Через века пел Аввакум. На острове Патмос видел святой тайнозритель апостол Иоанн как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! 699 Так многократным эхом от берега Чермного моря и далее из уст в уста от Моисея к пророку Аввакуму, от православных священников воспева­ющих: – Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема,

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Богу победную песнь поим, вопияше, – до победивших на стеклянном море, которое есть покой святых, звучит эта песнь 700 . Непостижимое ныне, вызывающее тревогу, сомнение и смущение духа, – прославляется посредь великих и чудных дел Божиих; раздражаю­щая несправедливость и неправда отступает пред праведностью и истиннос­тью путей Его. Мутное, мятущееся море нашей жизни, нашего недоумения и наших претензий превращается в стеклянное море, чистое как кристалл, хотя и смешанное с огнем. На стеклянном море нет волн и даже легкой ряби – покой, покой глубинный и истинный. Это воспоют и уже воспевают Царю святых победившие. Пророк Аввакум едва ли слышал тогда эти аккорды вечности. Он пел: Ты с конями Твоими проложил путь по морю чрез пучину великих вод. Море еще не было стеклянным, вокруг еще лютовала пучина великих вод. Покой стеклянного моря Аввакум еще не знал, но он уже видел Того, Кто с ко­нями Своими проложил путь по морю. Он проложил его при Моисее, и пророк верил, что проложит его и в мятежные времена, в которые ему довелось жить и страдать от непонимания неправды этой жизни. Колесница правды Божией пролагает себе путь по морю неправд этой жизни. Не были ли кони Навуходоносоровы конями Божьими, прологающими себе путь по морю неправд судей и вельмож иудейских?! Не были ли кони Кира Персидского конями Божиими, пролагающими себе путь по морю неправд Вавилонских?! Евангелисты и апос­толы, шевствовашие по городам и селениям, по землям идолопоклонческим, не были ли конями, на которых Христос, Божья Истина и правда, пролагал Себе путь по морю языческих заблуждений, неправд и нечестия?!... Ты с конями Твоими проложил путь по морю, чрез пучину великих вод. Песнь Аввакума озвучивает виденное тайнозрителем на острове Патмос: Видел я отверстое небо (а в затворенное безуспешно стучится порою наш поиск правды), и вот КОНЬ БЕЛЫЙ, и СИДЯЩИЙ на нем называется Верный и Исинный, Который праведно судит и воинствует (среди непра­ведных судей и воителей, судей-иудеев, воителей-халдеев)... Имя Всадни­ку...: Слово Божие. И воинства небесные святых архангелов и ангелов следовали за Ним на конях белых... Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы 701 . Воплощенное Слово Божие – Христос Иисус, Господь наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Быхъ въ дус въ день недлный» – «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный» (Ап.1:9–10).). Теоретически каждый пункт таких исторических мест можно проверить для точности с помощью свидетельств, документов, историков древней Церкви и тд. Метафорические места, когда в поэтических образах описываются природные явления ( «Солнце позна западъ свой». – «Солнце знает свой запад» ( Пс. 103:19 ).) можно тоже рассматривать в буквальном смысле, как и те, когда действия или качества Господа описываются в земных терминах или Господу приписываются земные части тела или страсти (Бог сердится или возмущается, или гуляет в Раю). Эти виды смысла можно тоже классифицировать как «буквальные» (хотя в точности они такими не являются), потому что они стремятся описать реальность как таковую (земную или небесную), не ссылаясь больше ни на что. Символические значения, с другой стороны, могут быть различными. Например, есть метафорические прообразы, когда исторические лица или события используются для предзнаменования событий в жизни Христа (например, три дня Ионы ю чреве кита предзнаменуют три дня, проведенные Христом в гробу – Мф. 12:40 ); символы, когда Богодухновенные деяния указывают на Божию волю или откровение (например, узы и ярмо Иеремии означают вавилонский плен – Иер. 27 ; или пояс святого Павла, который, взяв, связал себе руки и ноги пророк Агав означает пленение Апостола иудеями– Деян.21:11 ). В обоих этих видах символического значения буквальный, исторический смысл текста тоже верен. В том, что можно назвать мистическими образами, когда какому–либо земному лицу, вещи или событию придается более глубокое, духовное значение – как, например, с древом познания добра и зла в Раю, которые святитель Григорий Богослов толковал как «созерцание», не отрицая при этом, что это было также и дерево; или древо жизни, которое, будучи прообразом Креста Христова, кроме того, является также образом будущей вечной жизни и во то же время не перестает быть просто деревом с саду в буквальном смысле слова, о чем ясно говорится в святоотеческой традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В своем 1-м Послании апостол Петр свидетельствует: «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» ( 1Пет.1:18–20 ). А на острове Патмос апостол Иоанн Богослов видел и слышал «многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» ( Откр.5:11–12 ). То есть само заклание обеспечило Агнцу «принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение». Так что же осуществлялось на совете синедриона, когда постановили, « положили в совете взять Иисуса хитростью и убить », – величайшее в мире злодеяние, или законное избрание Истинного Пасхального Агнца? – Скорее всего, и то и другое, ибо на тот момент и первосвященник и его совет (Сангедрин) были законной Церковью Бога, ибо завеса в Храме еще не разодралась. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Дьявол не хотел, чтобы Христос пострадал в Пасху, для того, чтобы страдание Его не сделалось известным; а они (то есть иудеи. – О.С.)  – чтобы не сделалось возмущения… потом, найдя предателя (то есть Иуду. – О.С.) , они не ждали времени, но совершили убийство в праздник. Почему же они взяли Его в это время? Потому что и гневом кипели, как я сказал, и надеялись Его найти в то время, и во всем действовали, как ослепленные. Правда, сам Он воспользовался злобою их для совершения Своего служения… » 490 Итак, получается, что архиереи и старцы не хотели смерти Христа на Пасху (ибо боялись возмущения народа), и дьявол этого не хотел (зная из Писания, что истинный Агнец должен умереть в Пасху), и апостолы этого не хотели (см. Мф.16:22–23 ), но все получилось так, как получилось, то есть по воле Бога. Некоторые задаются вопросом, а почему сказано: « собрались первосвященники », – разве по Закону Божию такое возможно? Златоуст отвечает и на этот вопрос: «И сколько же было первосвященников? По закону, должен быть один; но тогда было их много.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В Священном Писании действительно есть отрывки, дословно продиктованные Богом. Например: «Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» ( Иер.30:2 ; см. 36:2:28). В книге пророка Исаии есть история о том, как Бог поручил пророку передать Исаии конкретное послание: «И было слово Господне к Исайе, и сказано: пойди, и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей» ( Ис.38:4–6 ). Когда апостолу Иоанну на острове Патмос было видение воскресшего Господа, Христос велел: «Ангелу Ефесской церкви напиши...» ( Откр.2:1 ); «Ангелу Смирнской церкви напиши...» ( Откр.2:8 ); «Ангелу Пергамской церкви напиши...» ( Откр.2:12 ). Все это примеры непосредственной диктовки. Господь говорит, что нужно записать, а автор точно записывает услышанное 9 . На основании подобных текстов некоторые делают вывод, что так была написана и вся Библия . У теорий транса и надиктовывания есть несколько проблем. Во-первых, в результате все библейские книги должны быть совершенно единообразны, что в действительности совсем не так – они написаны в разных жанрах и стилях, то есть авторы не были пассивными проводниками Божьей истины. Пытаясь объяснить эту неоднородность, сторонники названных теорий говорят о так называемом «стиле Святого Духа»: Бог в каждом отдельном случае якобы усваивал уникальный стиль автора, и диктовал текст в соответствии с ним. Во-вторых, эти теории не оставляют места для человеческой личности и воли. Бог действительно использовал людей, но не ограничивал их свободу, не подавлял и уж тем более не уничтожал их уникальную индивидуальность. Библейские книги несут на себе отпечаток личности их авторов: их стиля, темперамента, наблюдательности, литературной зрелости, образа жизни, эпохи. Каждый из них старался как можно точнее представить факты, но делал это по-своему: один был бесстрастным рассказчиком, второй – поэтом, третий писал только то, что ему казалось важным 10 . Труд авторов иногда требовал от них исследований ( Лк.1:1–3; 1 –4Цар.; 1–2Пар.). Они описывали собственные переживания – например, Моисей просил послать кого-нибудь другого ( Исх.4:13 ), Иеремия жаловался на свою молодость ( Иер.1:6 ), авторы псалмов плакали и радовались; подчас одна и та же истина или история излагается с различных точек зрения (как в случае с четырьмя Евангелиями) 11 . Все сказанное свидетельствует о том, что библейские авторы действительно писали свои книги, и эти тексты по праву носят их имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Вместе с Петром и Павлом умерло первое поколение христиан. Над трепетавшими от страха учениками сгустился мрак, и они наверняка впали в почти столь же глубокое отчаяние, как и вечером в день распятия, тридцать четыре года тому назад. Но утро воскресения близилось, и даже на том самом месте, где апостол Петр принял мученическую смерть, ныне высятся величайшая церковь христианского мира и роскошные апартаменты предполагаемых наследников апостола. 535 Апокалипсис – о Нероновых гонениях Никого из главных апостолов, за исключением Иоанна, к тому времени уже не было в живых, чтобы описать эту ужасную резню. Возможно, он услышал о ней в Ефесе или сопровождал Петра в Рим, и его чуть не казнили в Нероновых садах – если верить древнему преданию о том, как он чудесным образом избежал сожжения вместе с другими христианами на Ватиканском холме. 536 Так или иначе, Иоанн претерпел гонения за имя Иисуса и был сослан на пустынный остров Патмос – пережитый ужас он описал в своем видении Апокалипсиса. Эта загадочная книга – была ли она написана в 68 – 69 г. или в 95 г., при Домициане, – несомненно, предназначалась как для церкви тех времен, так и для христиан грядущих столетий и, по–видимому, была достаточно приспособлена к условиям жизни ее первых читателей, чтобы они могли получить помощь и утешение в своих скорбях. Вероятно, в силу близости описываемых в этой книге событий верующие того времени понимали ее гораздо лучше, чем последующие поколения христиан. Иоанн обращает взор вперед, к окончательному завершению истории, но видит конец в начале. Он опирается на историю древней Римской империи, в которой жил, точно так же как видения пророков Израиля отталкивались от истории царства Давида или вавилонского пленения. Апостол описывает языческий Рим своего времени как «зверя, выходящего из бездны», как «выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами», как «жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами», как «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Вопрос. Как должно понимать слова Второзакония: “Не прибавляйте к тому, что Я заповедаю вам, и не убавляйте от того?» (4:2). Ответ. Когда была дана эта заповедь, существовало в письменах только одно Пятокнижие Моисея. Эти слова, приведенные штундистом, доказывали бы, что он считает Пятокнижие Моисея достаточным для спасения. Но что тогда сказать о Пророках и Апостолах, которые прибавили остальные священные писания Ветхого и Нового Завета? Приведенною заповедью Бог запрещает не то, что будет прибавлено богодухновенными лицами, а то, что противоречит тому, что Он открыл людям. Во второй книге Паралипоменон (30:22, 23, 27) сказано, что, совершив праздник опресноков в семь дней по заповеди Бога, сыны Израиля решили праздновать другие семь дней и, хотя это было установление человеческое, молитва их взошла в святое жилище Бога. Сам Иисус Христос праздновал праздник обновления ( Ин.10:22 ), об установлении которого Иудою Маккавеем и братьями его упоминается в первой книге Маккавеев (4:59), и однако штундисты отвергают эту книгу, как бесполезную в деле спасения. Вопрос. Что должно заметить относительно слов евангелиста Иоанна: «свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей» (22:18). Ответ. Апокалипсис, хотя в ряду новозаветных книг помещен последним, был написан не последним: Иоанн написал свое Евангелие спустя несколько лет после того, как оставил остров Патмос, где он написал Апокалипсис. Итак, по смыслу, какой штундисты придают приведенным словам, сам св. Иоанн должен был первым подпасть этому наказанию. Очевидно, что он угрожает наказанием тем, кто изменит Апокалипсис прибавлением к нему чего-либо нового, или сокращением его. Св. Иоанн в конце своего евангелия (21:25) объявляет, что Иисус Христос сотворил многое другое, что не записано в священных книгах, и однако свидетели этих дел Иисуса Христа не подпали наказанию, о котором говорит св. Иоанн, за то, что проповедовали то, что видели и слышали, хотя все это и не было записано.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

«Восстань и не бойся, – сказал Бог , – Я есть Первый и Последний» ( Апок. 1: 17 ). И вот, поднятый из праха словом Господа своего святой Тайнозритель Иоанн Богослов слушает и трепетно записывает все то, что говорил ему явившийся Христос – Бог наш. Так малый остров Патмос, совсем незаметный в великом океане вод, становится вторым небом, куда пришел во славе Своей Искупитель и Спаситель мира Христос, чтобы возвестить победу Христианской веры. Затем, после ряда откровений, святой Иоанн остался один и обратил свой взор на небо. Агнец – Христос Спаситель – теперь уже стоял на небе и держал в руке книгу, запечатанную семью печатями. И вот, когда Агнец как бы закланный, снял первую печать с книги жизни, святой Иоанн видел, как выступил белый конь и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец, и вышел он как победоносный, чтобы победить ( Откр. 6: 2 ). Святые богоносные наши отцы и учителя Церкви в один голос, говорят, что «белый конь» ничто иное, как Христианство, которое, победив язычество с его ложью и бесопоклонением, воцарится во всей Вселенной, неся с собою истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа и истинную любовь к людям. ; Возродившись в Палестине, Христианская вера в лице святых мучеников и мучениц пошла свидетельствовать кровью своей в железный Рим. Там, пред лицом озверелых язычников, умирали милые наши страдальцы, озаряя мрак язычества новым светом радостной Евангельской веры. Светлый конь на небе – это светлая и святейшая вера в Господа нашего Иисуса Христа, по которой мы, верующие, спасаемся, за которую мы все терпим и которая увенчает нас святым мученическим венцом... О, Боже и Господи мой сладчайший! Если так верна, так сильна и так несокрушима Твоя святая вера, то почему же Ты – невинный Страдалец – и поныне висишь прибитым на Кресте позора? Почему и ныне под Тобой гремят буйные голоса насмешек, издевательств, поруганий. И если они так неправы и так жестоки и злы, то почему Ты и поныне молчишь, как и тогда, и не говоришь слова оправдания Себе и нам – Твоим последователям ?..

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Вот, в кратких словах, описание страшного окончательного суда Божия над людьми всех времен и всех мест земной планеты. Для большего впечатления в душах этого грозного, страшного суда войдем в некоторые подробности. Евангелист благовествует, что Сын Человеческий, т. е. Христос, приидет на суд во славе Своей и все святые Ангелы с Ним и сядет на престоле во славе Своей. Обратим внимание на слова; приидет во славе Своей. Можете ли вы представить себе эту страшную, невиданную славу Самого безначального, всемогущего Творца Судии, словом Которого все сотворено, – все Ангелы, небо и земля, и словом Которого все содержится в бытии и чудной гармонии, Которому все повинуется? На Фаворе Он показал трем ученикам Своим в малом вид сияние славы Своей, и то они не могли перенести его, павши ниц на землю. Апостолу Иоанну Богослову, на острове Патмос, в день воскресный явился Господь, уже вознесшийся на небо, – явился во славе Своей, соразмерной вместимости бренных еще очей Апостола, и когда я увидел Его. говорит сам то пал к ногам Его, как мертвый; ибо лице Его как солнце сияло в силе своей. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и последний и Живый и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти (Апк. 1:17–18). Так являлся Он на земле избранным ученикам, оживляя, а не поражая светом Своим и проявляя мало Свою Божественную природу и светлость нетленную, непостижимую. Теперь вообразите, в какой славе явится Он всем народам всех веков, чтобы все тотчас увидели Его страшную нестерпимую, Божественную славу и без всякого колебания уверились в Его Божестве и Божественной власти, – в том числе и иудеи, распявшие Его и доселе неверующие в Него и ругающиеся Ему! В какой, говорю, страшной славе явится Он во второе пришествие Свое, чтобы разом отнять у всех народов всякую возможность неверия и заставить их признать Его Божественную власть? Кроме Собственной, природной, вечной славы, Он окружен будет страшной славой всех бесчисленных сил ангельских, сильных крепостию и страшных в небесной славе своей. Тут явятся и престолы разумные пламенеющие, и многоочитые херувимы, и страшные серафимы, славы которых не могли зреть и праведные люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Всемирный потоп и огненная казнь пяти Содомских городов поставлены образом грядущего страшного суда Божия, как и Господь наш Иисус Христос возвещает в Евангелии, говоря: «Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и пришел потоп, и погубил всех. Так же было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» – для последней жатвы плевел ( Лк. 17:26–32 ). Беседа 2. Откровение о семи Асийских церквах. – Церковная жизнь в различные времена проявляется в семи оттенках. – Достоинства и недостатки повторяются в разные времена. – Особенность состояния церквей в последних столетиях. – Что означают: – Ефес, Смирна, Пергам, Сардис, Фиатир, Филадельфия, Лаодикия? – Приложение к современным церквам востока и запада. В Апокалипсисе находим очерк церковной жизни во все времена до самой кончины мира. Это очерки семи Асийских церквей, ближайших к острову Патмос, месту, где Откровение дано великому новозаветному Тайнозрителю. В этих очерках изображены достоинства и недостатки только в семи церквах, вероятно, потому, что качества эти повторяются и будут повторяться повсеместно в Церкви Христовой до самого конца мира. Какие же это черты, общие всем временам, а в особенности новейшим четырем столетиям, когда реформация и раскол смутили мир Церкви? Во времена Иоанна Богослова, точь-в-точь, как и в XVI столетии, появилась реформация, в виде очищенной веры духовного поклонения Богу, без всяких видимых проявлений. Это так называемый гностицизм, от греческого «гносис» – знание. В то же время явились и порождения этой духовной веры, секты; докеты: отвергавшие воплощение, и николаиты, простершие небрежение к вещественному до измождения плоти развратом. Не то ли самое видим в эти последние века, когда реформация и раскол рождают секты, одна с другой соперничающие в уклонении от истины евангельской и от апостольского предания, а в нелепости своей доходящие до кощунства и николаитского распутства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010