И имя Его будет на челах их. Начертание имени Божия на челах святых мы не раз видели в Апокалипсисе. (2,17; 3,12; 14,1). Известно, что ветхозаветный первосвященник носил на челе своем на кидаре золотую дощечку с надписью «святыня Господня» ( Исх. 28:36–38 ). Так имя Божие «золотыми буквами» начертывается на челе (уме) праведных, на их ликах, в их сердцах, во всем их существе. Описав блаженное состояние спасенных народов, тайнозритель еще раз возвращается к свету города. Начало, середина и конец описания города свидетельствуют о его свете (21,11; 21,23–25; 22,5). Таким образом всё описание города как бы пронизывается этим светом. Откр.22:5 И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. В словах этого стиха сконцентрировано все ранее сказанное о свете нового Иерусалима: – отсутствие ночи; – исчезновение нужды в естественных светилах; – свет Божества; – освещение Им спасенных. Как линза собирает в фокусе лучи падающего на нее света, так последние слова апокалиптического видения собирают воедино все лучи Божественного света, рассеянные в предыдущих словах тайнозрителя. Как заходящее на западе солнце бросает последний луч уходящему дню и исчезает за горизонтом, так и этими словами брошен последний луч в духоносные очи тайнозрителя, с ними и гаснет последнее видение Апокалипсиса. Последний раз воззрев на вечный свет, тайнозритель еще раз добавляет о спасенных: и будут царствовать во веки веков. Некогда архангел Гавриил возвестил Пречистой Деве, что Христос «будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:33 ). Это всегда исповедует Церковь в своем Символе веры : «Его же Царствию не будет конца». А праведных Бог соделывает царями и священниками, и будут они царствовать с Ним во веки веков. Над чем будут царствовать святые в вечности? Греха или лукавых сил уже не будет, чтобы над ними царствовать. Но будет иное вечное Царство славы. Бог сотворил человека венцом и владыкой мира. Однако через свое падение человек потерял это блаженное царство, поработил всю тварь греху и страданиям. Христос освобождает вселенную от рабства греху и восстанавливает блаженное царство Нового мира, в котором человек вновь обретает свое изначальное назначение царя и владыки. И это царство не будет нарушено ничем, святые будут царствовать со Христом во веки веков . Ей, аминь! Послесловие Иоанна, находящегося на острове Патмос рядом с учеником своим Прохором

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И какое же сильно предупреждение звучит здесь на предмет самопальных «программ» спасения! Ну подумайте, можно ли перед ликом Христа рассуждать примерно в таком роде: «Господи, я вот кефира в пятницу не пью, а Ты меня за это спаси»? Вчитываться нужно в Евангелие, вдумываться, - и тогда отпадет панический вопрос «что делать?». А заодно - и непременно связанный с ним в национальном обиходе вопрос «кто виноват?». И дальше все такое важное и грозное: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе отца Своего с Ангелами и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Очень много внимания уделяется попыткам понять вторую фразу, меж тем как понять ее мы не в состоянии, потому что данных нет. Это так же, как на взвинченные вопрос о том, почему Бог не предотвращает войны, следует отвечать, что мы же не знаем, сколько войн Он предотвратил, потому что их не было. Вот и здесь мы не в состоянии ничего узнать о тех, кто не вкусил смерти, - просто потому что они же нам не докладываются. По преданию, не умер святой Иоанн Богослов, Апостол и Евангелист, любимый ученик Христа; во всяком случае свидетельств о его мученической кончине нет (только ссылка на Патмос) и могила не найдена. Но, собственно говоря, что нам в том? Наше дело - думать о собственной участи. А вот о первой из этих двух фраз думать следует напряженно. А то вся сила в свисток уходит: так много стараний выяснить, когда же «это» случится (хотя предупредили же нас, что мы об этом знать не можем, что сроки - всецело в компетенции Отца), что уже нехватает времени и сил подумать: что что же такое в сущности будет. Так вот, будет то, что станет ясно всем и мгновенно (как молния от востока до запада), и мало никому не покажется. На этом и следует сосредоточиться. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/kulminacziya-mf-16.html

Ибо за такое откровение Господь ублажал Петра, сказав: блажен еси Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех 13 . Равным образом и во втором, приписываемом Иоанну, и в третьем –очень кратких посланиях не поставлено впереди имя Иоанн, но без всякого имени написано: старец. Наоборот, этот не удовольствовался даже однократным наименованием самого себя, чтобы продолжать дальнейшее повествование, но снова повторяет: аз Иоанн, иже и брат ваш и общник в печали и во царствии и в терпении Иисус Христове, бых во острове, нарицаемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисусово 14 , да и в конце сказал: блажен соблюдаяй словеса пророчества книги сея,–и аз Иоанн, видящий и слышащий это. Итак, что написал это Иоанн–верить надобно, основываясь на собственных словах писателя; но какой именно Иоанн, еще не видно. Ведь он не назвал себя, как во многих местах евангелия, ни возлюбленным учеником Господа, ни возлежавшим на персях Его ни братом Иакова, ни самовидцем и слышавшим самого Господа. Между тем он употребил бы которое-нибудь из вышеупомянутых выражений, если бы хотел ясно обозначить самого себя. Ничего такого однако же нет. Он назвал себя только братом нашим, общником, свидетелем Иисусовым и блаженным вследствие того, что видел и слышал откровения. Я полагаю, что мужей, соименных апостолу Иоанну, было много: по любви к нему и вследствие удивления, соревнования и желания подобно ему быть любимыми от Господа они с радостью принимали это имя, подобно тому, как между детьми у верующих часто встречаются имена Павел и Петр. 15 В Деяниях апостольских есть и другой Иоанн, нарицаемый Марк, которого Варнава и Павел взяли с собою и о котором к тому же сказано: иместа же Иоанна слугу 16 . Но он ли написал (Откровение), утверждать не могу: в самом деле не написано, что он отправился вместе с ними в Азию, а говорится только: отвержеся от Пафа, сущии с Павлом, приидоша в Пергию памфилийскую, Иоанн же отлучився от них, возвратися во Иерусалим 17 . Я думаю, что это какой-либо другой (Иоанн) из бывших в Азии, тем более, что в Ефесе были, говорят, две гробницы, и каждая называлась гробницею Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Ин.5:46–47 И снова Иисус заявляет о Своем превосходстве над Моисеем в контексте противопоставления Своей божественной силы ограниченной силе пророков, предшествовавших Ему. 4. Давид называл Иисуса своим Господом. Необходимо вспомнить еще одного ветхозаветного пророка. Во время другого спора с иудеями Иисус, ответив на все их вопросы, просил их установить личность грядущего Мессии – чей Он сын? Они ответили: «Сын Давидов». На это Христос сказал: …как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? Мф.22:43–45 Иисус дал ответ в Своем откровении Иоанну на острове Патмос: «Я есмь корень и потомок Давида…» ( Откр.22:16 ). По прямой линии Он действительно был потомком Давида, но, будучи также вечным Сыном Божьим, одновременно являлся корнем и Господом Давида. Таким образом Он был более велик, чем Давид. Эти отрывки помогают понять, как величайшие пророки Ветхого Завета предвидели и чтили божественность Христа. Авраам радовался тому, что увидит Его день, Моисей писал о Нем, а Давид называл Его своим Господом. Все эти великие люди обращались исключительно к Иисусу как к грядущему Мессии, Который существовал прежде их всех, Который единственный мог дать воду живую и Который был их Господом и Спасителем. Используйте эти аргументы, когда отвечаете мусульманам, утверждающим, что Иисус был не более чем пророком, подобным тем, что жили до Него. 3.6 «Не плоть и кровь открыли это» Мусульманин: Покажите мне хотя бы одно место в Писании, где Иисус говорит: «Я есть Бог», и я поверю этому. Докажите мне, что Иисус был Сыном Божьим, и я соглашусь с этим. До сих пор все ваши аргументы были безосновательны. Почему вы не можете убедить меня? Я привел реальный разговор с мусульманином, произошедший в Дурбане (Южная Африка) много лет назад. Христиане, которые занимались евангелизацией среди мусульман, часто расстраивались и даже приходили в отчаяние из-за неспособности мусульман увидеть свет, даже если он светит им прямо в глаза. Я вспоминаю другой случай, когда двое нас, христиан, и семь мусульман сидели в доме мусульманина, поглощенные двухчасовым разговором на тему, был ли Иисус Сыном Божьим или нет. Я привел все доказательства, которые знал, и когда мы собирались уезжать и уже подошли к своим машинам, один из молодых мусульман сказал мне: «Вы знаете, я должен согласиться с вами. Кажется, Иисус действительно верил и учил, что Он – Сын Божий». Я был ободрен этим признанием, но тут молодой человек добавил: «Но, я думаю, Он ошибался». Иногда просто невозможно одержать победу.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Итак, ситуация гонений, и сам Иоанн, автор этой книги. Церковь отождествила его с Иоанном Богословом, но в тексте повествования он просто о себе говорит как о рабе Божьем Иоанне. Итак, как открывается эта книга: Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну . Итак, события этой книги должны развернуться вскоре. Когда это — вскоре? Для Бога всякое время близко: может быть, это произойдет в самое ближайшее время, для кого-то это может быть в течение жизни, может быть, это увидят наши внуки и правнуки, но готовыми нужно быть уже сейчас. Свойство этой книги — что то, что описано, может сбываться несколько раз как любое пророчество. Мы смотрим на гонения: это могут быть и гонения Домициана, это могут быть и гонения Юлиана Отступника, это могут быть и гонения в советское время, это могут быть будущие гонения перед наступлением последних событий. Иоанн говорит о том, что, вот то, что он получил: Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. То есть когда мы обращаемся к этой книге, мы получаем блаженство, получаем благословение от Бога, и радость, и счастье — это то, что должно нас наполнять: не страх, не ужас, как некоторые воспринимают Апокалипсис, а действительно радость и благословение. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии Вот это адресат этой книги: книга написана не вообще кому-то, не внешним людям, она написана именно верующим, которые, по-видимому, не просто знакомы, но находятся под духовным попечением Иоанна, находящегося в заключении. И вот он не может с ними говорить лицом к лицу, но обращается к ним и предлагает им свое письмо. Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа Он говорит о том, что люди, которые сейчас переживают гонения, люди, которые сейчас могут страдать и сомневаться в вере, особенно в свете того, что их духовный учитель находится в заключении, — это люди, которые предназначены к Царству, это люди, которые предназначены к тому, чтобы вместе с Господом наследовать эту землю, и для них действительно один Царь — только это Христос, а все остальные, можно сказать, — это узурпаторы.

http://blog.predanie.ru/article/i-byl-ya...

Их имена заполняют значительную часть «Книги Живых», и нет им числа. Святой Иоанн Богослов пережил всех своих друзей, апостолов-евангелистов, почти на полвека и разделил с Церковью гонения первого столетия христанства . В дивном Откровении на острове Патмос он видел ангельское воинство и предстоятелей Церкви на Небесах. «И число их было их тьмы тем и тысячи тысяч» ( Откр. 5, 11 ). Число ангельских сил, конечно, превышало число человеческих душ, но и оно должно было быть огромным уже в те времена. Святой Иоанн далее говорит: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр. 6, 9–10 ). Души умерших праведников обитают рядом с Господом и говорят с Ним, а не спят в пыли земной в истлевших телах, ожидая конца света, чтобы только тогда пробудиться к жизни, как учат некоторые еретики. Процитированные здесь видения Иоанна Богослова безусловно относятся к христианам его времени, то есть до наступления следующего столения. И как было велико число их! А если перечесть все поколения христиан в течение трех столетий гонений на верующих до провозглашения императором Константином свободы Церкви? Неисчислимым стал христианский народ Царстве Небесном. Сколько крови! Сколько жертв за Христа! От первомученика Стефана и далее, сквозь столетия гонений на Церковь от иудеев, Ирода, и особенно от жестоких римских кесарей: Нерона, Декия, Диоклетиана, Максентия и многих других! Только в римских катакомбах погребены многие тысячи (некоторые полагают, что миллионы) христиан. В Никомидии в один день на молитве было сожжено 20 тысяч христиан. Но кроме сонма мучеников за Христа, великим было число и Божьих угодников, которые хоть и не приняли мученической кончины от огня и меча, но упокоились с верой и надеждой, что будут приняты в великое Царство Христа Бога нашего! И все это на протяжении пятнадцати христианских поколений, от апостолов до великих Отцов Церкви. Поистине, сие великая Жатва Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

как исторического источника к нему растет доверие и в данном вопросе 811 . Если достоверность отраженного в четвертом Евангелии Иоаннова свидетельства оспорить трудно, то вопрос о том, когда и как евангелист изложил его в окончательном виде, предполагает разные решения. Скорее всего, оно «претерпело некоторую редакцию в несколько этапов, пока не получило окончательный вид к 95–100 гг.» 812 Вполне уместно говорить об Иоанновой традиции, школе или общине 813 , обосновавшейся в Ефесе. Ее первосвидетелем (т.е. живым свидетелем, видевшим Христа), вдохновителем и главой был святой апостол, вернувшийся из ссылки на остров Патмос. Здесь и записывались, сохранялись и редактировались его воспоминания и наставления. Вывод о некоторой поэтапности написания Ин. напрашивается, например, из того, если обратить внимание на его окончание. После 20-й главы, последние стихи которой (30–31) имеют характер заключения для всего Евангелия, следует явно добавленная 21-я глава 814 со своим, еще одним, но похожим заключением Евангелия ( Ин. 21:25 ). Итак, речь идет уже по крайней мере о двух этапах. К тому же 21-я глава имеет прямое отношение к вопросу о личности св. апостола Иоанна. Вероятно, она была написана в том числе и для опровержения слуха (который пронесся среди учеников) о том, что апостол Иоанн не умрет до Второго Пришествия Христова. Вот что мы читаем в Ин. 21, 20–23 : 20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? 21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? 22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. 23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Так Евангелие отвергает слухи («молву», как писал еп. Кассиан 815 ) о земном бессмертии Иоанна. Впрочем, церковное Предание не отрицает, а несколько видоизменяет эти слухи, говоря об исчезновении тела погребенного апостола из могилы 816 . В службе же, посвященной памяти апостола (26 сентября и 8 мая по ст.ст.), в одной из стихир говорится:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Антипа Пергамский, сщмч. Описания иконы Антипа Пергамский, сщмч. - житие Священномученик Антипа - ученик святого апостола Иоанна Богослова (память 26 сентября), был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54 - 68). В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви. - " И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа " (Откр. 2, 12 - 13). Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекра[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Антипа Пергамский, сщмч. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 4069.jpg:   Размер: 329x1200, 0.39 MPix, 79 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (241) , (10) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 11 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 4071.jpg:   Размер: 396x1200, 0.48 MPix, 82 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (170) , (4) . Описание: Святой Антипа Пергамский, священномученик († 69). Начало XX в.Школа Палех. Дерево, левкас, яичная темпера, золото.22.4 × 17.3 см Файл 13958.jpg:   Размер: 800x1017, 0.81 MPix, 167 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (333) , (11) .

http://pravicon.com/icon-1210

Книга Откровения включает послания, адресованные Семи Церквам в Малой Азии и видения последней всемирной битвы между силами сатаны и ангелами Божиими, которая завершится победой Бога. Семь – число полноты, наиболее часто встречающееся как в дохристианской, так и в христианской литературе и избрано св. Иоанном как определённый знак полноты для всей Церкви. Послания Семи Церквам – это небольшая часть книги (2-я и 3-я главы) в самом её начале, их форма во многом напоминает послания ап. Павла. Существует соблазн недооценивать эти главы, но они имеют первостепенное значение для понимания всей книги. Как уже говорилось выше, здесь дается больше информации о церквах западной Анатолии, чем во всех остальных книгах Нового Завета. Когда переходим к чтению грандиозных видений последующих глав, нужно постоянно помнить, что они адресованы христианам именно этих общин. Непонимание Книги Откровения частично основано на убеждении, что она адресована Церквам нашего времени и зашифрована неким кодом, который можем расшифровать именно мы. На самом деле символизм Откровения может и должен быть понят прежде всего из исторического контекста I века и лишь затем адаптирован к нашему времени. Именно в этих посланиях-обращениях и содержатся ценнейшие сведения о жизни христианских малоазийских общин I века. Есть достаточно серьёзное предположение, что эти послания или части общего послания передавались как одно сообщение и написаны они были не для домашнего чтения, а для церковной проповеди с целью сохранения общин в твёрдой вере, а также ободрения и утешения перед грозными наступающими событиями, описанными далее. Письма начинаются схожими приветствиями адресата и заканчиваются одинаковыми выражениями. В первом видении св. Иоанну приказано передать, что он видел, Семи Церквам: Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса; Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есм Альфа и Омега, Первый и Последний;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Когда Предтеча указал своим ученикам – Иоанну и Андрею – на Иисуса, как на Агнца Божия, как свидетельствует Евангелие, они сразу же последовали за Христом. Будучи наравне с Петром и Иаковом одним из приближенных к Господу учеником, Иоанн стал свидетелем Преображения Господня, возлежал на груди Христа на Тайной Вечере, и именно ему, любимому ученику, Христос поручил попечительство о своей Матери. В Евангелии от Иоанна об этом говорится так: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се сын твой. Потом говорит ученику: се Матерь твоя. И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин. 19:26-28 ). Долгое время Иоанн оставался в Иерусалиме, проповедуя «не дальше Иудеи и Самарии». Но, по преданию, во время гонений на христиан около 43 г. он вместе с Богоматерью перебирается в Эфес. Во время следующих гонений при императоре Домициане (81–96 гг.) он был арестован и отправлен на суд в Рим. Пребывание Иоанна в столице сопровождалось многими чудесами: он остался жив после принятия яда и погружения в кипящее масло. Передумав казнить святого, император отправляет его в ссылку на остров Патмос, где он записывает видение, именуемое Откровением Иоанна Богослова (Апокалипсис). При римском императоре Нерве (96–98 гг.) он возвращается в Эфес, где и умирает столетним старцем во времена правления уже императора Траяна. По одной из средневековых легенд святой Иоанн не умер, а вознесся на небо. Так, по преданию, столетний старец перед смертью повелел семерым ученикам похоронить себя живым, что они и исполнили, не решаясь ослушаться его. Выкопав в земле крестообразный гроб, в который он лег, закрыли лицо его платом и, утирая слезы, закопали. Но, узнав об этом, остальные христиане скоро раскопали могилу, но она оказалась пустой. Каждый год, 8 мая, земля в этом месте стала мироточить, и многие прикасавшиеся к ней исцелялись от болезней душевных и телесных. Скоро на этом месте была возведена гробница, особо почитавшаяся верующими. А в VI в., на месте кончины апостола, при императоре Юстиниане I была возведена грандиозная базилика, с шестью куполами, внутри которой находилась усыпальница св.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010