Ст. 4. Ср.: Притч. 1:10–15 ; ...предводителям – букв. «избранным». Ст. 5. Ср.: Притч. 12:1; 25:12; 27:6 ; ...И молитва моя да не будет в благоволении у них – букв. «но и молитва моя в благоволении их». Свт. Иоанн Златоуст толкует предлог «в» как «против»; при таком понимании фраза содержит отказ от благосклонности грешников. Ст. 6–7. Смысл этих стихов неясен; ...Поглотила земля среди скал судей их – свт. Иоанн Златоуст усматривает здесь намек на гибель вождей грешников подобно Корею, Дафану и Авирону (см.: Чис. 16 ). Образ непохороненных костей как символ бедствия см.: Иер. 8:1–2 .   Псалом 141 Ст. 1. Давид, спасаясь от Саула, прятался в пещере Одолламской (см.: 1Цар. 22:1 ) и в пещере пустыни Ен-Гадди (см.: 1Цар. 24:1–4 ). Ст. 5. ...близкого – букв. «знакомого». Ст. 8. ...из темницы – из трудных обстоятельств. Иносказательно темница понимается как чувственное тело, в котором томится душа.   Псалом 142 Седьмой покаянный псалом. В надписании упоминается восстание царевича Авессалома против отца, Давида (см.: 2Цар. 15–18 ). Аналогичную надпись имеет пс. 3. Псалом поется от лица человека притесняемого и гонимого, который молит Бога о защите, милости, назидании. Ст. 1. Ср.: Пс. 16:1 . Ст. 2. Ср.: Иов 9:2–3 . Ст. 5. В крайне мучительных обстоятельствах Псалмопевец не предается отчаянию, но вспоминает благодеяния Бога Своему народу и с надеждой обращается к Нему. Ср. с пс. 76. Ст. 7. Ср.: Пс. 27:1 . ...в гроб – букв. «в ров». Ст. 8. Возвести мне наутро милость Твою – быстро окажи помощь. Ст. 10. ...в землю правды – букв. «в землю прямую».   Псалом 143 ...о Голиафе – надписание указывает на повод составления псалма: победу Давида над филистимским богатырем Голиафом (см.: 1Цар. 17:1–58 ). Псалмопевец преисполнен чувства близости к Богу, он призывает Его на помощь в борьбе с врагами. Ст. 1. Псалмопевец приписывает Богу свои победы. Ср. с победной песнью Давида (см.: 2Цар. 22:35 ). Ст. 4. ...суеты преисполнен – букв. «уподобился суете». Мотив суетности и тщетности человеческой жизни с особой силой звучит у Екклезиаста (см.: Еккл. 1:2–3, 14–17 ); ...дни его, точно тень – ср.: Иов 8:9; 14:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ст. 7. ...гуслей – букв. «кифары»: см. примеч. к пс. 32:2. Ст. 8. ...траву... на пользу человеку – травою кормятся животные, служащие человеку (свт. Иоанн Златоуст ).   Псалом 147 Аллилуия, Аггея и Захарии – см. примеч. к пс. 145. Ст. 1. ...Сион – см. примеч. к пс. 131:13–14. Ст. 2. Речь идет о восстановительных работах в Иерусалиме после возвращения древних евреев из вавилонского плена. Первыми отстраивались стены и ворота (см.: Неем. 3:1–3 ). Ст. 3. Ср. песнь пророка Моисея (см.: Втор. 32:14 ). Ст. 4–7. От частного случая – помощи Божией жителям Иерусалима – мысленный взор Псалмопевца переносится к явлениям общего порядка, к Промыслу Божию в природе. Ст. 4. ...слово – повеление. Ст. 5. ...пряжу – подразумевается разложенная по земле белая, чистая шерсть вымытых перед стрижкой овец. Ст. 6. ...словно зерно – букв. «кусками хлеба». Ст. 8–9. Вспоминается Завет Бога со Своим народом, заповеди, данные через пророка Моисея на горе Синай (Хорив) – см.: Втор. 5; 7:6–9 ; ...Иакову... Израилю – см. примеч. к пс. 134, 4; ...суды – суд Божий проявляет себя в справедливости по отношению к беззащитным (см.: Втор. 10:18 ). Ст. 9. ...суда Своего не явил им – намек на тот суд Божий, который явил себя в наказаниях, постигших египтян за отказ фараона отпустить евреев (см.: Исх. 12:12 ).   Псалом 148 Аллилуия, Аггея и Захарии – см. примеч. к пс. 145. Псалмопевец поет восторженный гимн Богу, вознося хвалу от лица всей вселенной, обращаясь к Ангелам (ст. 2), небу с его светилами (ст. 1, 3, 4), земле с ее стихиями, растениями, животными (ст. 7–12); повод для этой хвалы – забота Бога о Своем народе (ст. 14). Ст. 2. ...воинство – букв. «все Силы»; «Силами» в Библии называются чины ангельские. Ст. 4. ...высочайшие небеса – букв. «небеса небес», стереотипное выражение (см.: Втор. 10:14 ; 3Цар. 8:27 ). Ст. 5–6. См.: Быт. 1 . Ст. 8. ...волю – букв. «слово». Ст. 13. ...Единого – единобожие – первая заповедь Закона Моисеева (см.: Исх. 20:3 ). Ст. 14. И вознесет Он народ Свой – букв. «и вознесет Он рог народа Своего».  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8:20 Букв.: со всем обществом сынов Израилевых. 1013 8:21 И ли (ближе к букв.): очистились от греха. 1014 8:25 Служение при Шатре Откровения было физически тяжелым трудом. Поэтому после пятидесяти лет левиты освобождались от тяжкого служения. Но исполнять иные обязанности они всё–таки могли, например, обучать молодых левитов. 1015 8:26 Друг. возм. пер.: братьям нести стражу при Шатре. 1016 9:2 С м. примеч. к Исх 12:43. 1017 9:19 Или: совершали служение Господу; то же в ст. 23. 1018 10:3 Е вр . слово эда обычно переводится как «община», здесь речь идет о представителях общины, главах семейств. 1019 10:10 Букв.: новолуния, в знач. начала нового месяца, который определялся по лунному календарю. 1020 10:21 Е вр. микдаш здесь означает священные предметы того Святилища, которое несли потомки Гершона и Мерари (см. 4:15). 1021 10:31 Букв.: нашими глазами. 1022 10:36 Друг. чтение: вернись ( к нам). 1023 а 11:1 И ли (ближе к букв.): люди проявляли недовольство и говорили злое в уши Господа. В подлиннике евр. ра («зло/неприятность») может относиться как к тому, что они говорили, так и к тем трудностям, на которые они жаловались. 1024 б 11:1 И ли (ближе к букв.): воспылал гнев. — Такова на языке Писания неизменная реакция Бога на всякое проявление зла. В феномене гнева Господня прослеживается три важных аспекта. Во–первых, Его гнев возникает только как ответ на грех, приносящий гибель Его творению (ср. Втор 32:16, 21). Во–вторых, Божий гнев уподобляется огню, и при упоминании о нем используются такие слова, как «воспылать», «гореть», «угасать» и «пожирать/уничтожать». Огонь гнева мог угаснуть только по завершении суда (ср. Ис Нав 7:26). В–третьих, говоря о гневе Господнем, Писание подчеркивает: то, что свойственно Богу, должно проявиться в полной мере и завершиться (ср. Иез 5:13; 6:12; 7:8). 1025 11:3 Е вр. Тавера созвучно евр. глаголу ваара ( опалил). 1026 11:5 Или: дыни. 1027 11:7 Евр. бдолах – возможно, ароматическая смола, ср. Быт 2:12. В связи с описанием манны в Исх 16:31 можно предполагать, что по цвету она была похожа на молочно–белый опал (ср. Откр 2:17). 1028

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Традиция почитания имени Господа, восходящая к Ветхому завету, нашла отражение в Новом завете: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем» ( Лк. 10:17 ). В латинском переводе Библии Тертуллиан говорит о «знаке Тау», который в типологической экзегезе соотносится со знаком креста. В раннеконстантиновское время Лактанций уверенно пишет о «небесных знаках», которые ассоциируются с монограммой Христа или с крестом (Lact. De mortibus persecutorum 10, 2). Упоминание «знаков» в раннехристианских источниках исследователи считают свидетельствами о монограммах. Различные формы монограмм основаны на сочетании начальных букв греческой формы имени Иисуса Христа. Сочетание букв «хи» и «ро» (начальных букв имени Христа), называемое христограммой или хризмой (также хрисмон, от лат. Christi monogramma), получило название константиновской монограммы (рис. 29). Хризма символизирует Лицо (Ипостась) Христа, его жизнь и служение, или историю Церкви, а также крест. Сочетание букв «йота» и «хи» иногда дополняется поперечной линией (рис. 30). «Монограмматический крест» (crux monogrammatica), или ставрограмма, является комбинацией креста и буквы «ро», в различных вариантах (рис. 31, 32); иногда крест принимает форму греческой буквы «тау». Ставрограмма выражает почитание и креста, орудия казни Христа, и его имени. Известная с 4 в., она особенно широко была распространена на Востоке, где используется до 8 в. Все эти типы монограмм часто дополняются «альфой» и «омегой», первой и последней буквами греческого алфавита (рис. 33). Смысл этих апокалиптических букв, означающих всеобъемлющую полноту, «начало и конец» ( Апок. 1:8; 21:6; 22:13 ), восходит к тексту пророка Исаии: «Я первый и Я последний» ( Ис. 44:6; 48:12 ) 1510 . Популярность различных буквенных монограмм в иудейской и иудео–христианской традиции связана с символикой чисел в их буквенном выражении 1511 . Связь букв «альфа» и «омега» с ветхозаветной традицией подчеркивает единосущную с Богом Отцом природу Христа. Эту изобразительную формулу сторонники никейского православия использовали в борьбе против ариан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господи, Иисусе Христе, прости меня грешную. Инна 20 апреля 2015, 06:44 Георгию: Напишите, пожалуйста, остальные 4 эпизода из жизни о. Зосимы, свидетелем которых Вы были, а то в комментарии поместился только один. Спаси Вас, Господи. Елена 3 февраля 2015, 01:51 Господи, прости нас грешных. Мы стали забывать кто мы. Мы потомки победителей, у нас сильная вера и великая история.Всегда нужно ценить то, что имеешь. Мир-самое главное.Невозможно смотреть на убиенных, слушать канонады. Моли Бога о нас, батюшка Зосима. Екатерина 24 января 2015, 16:08 Я была маленькая, (лет 9,10)и нашей семье как раз перед смертью б.Засимы посчастливилось попасть к нему.Мы как раз приехали с Камчатки.Каждый получил наставления,до сих пор вспоминаю как пыталась получить у него благословение на то,чтобы играть на пианино,а он сказал- " поднимай подол " и насыпал мне конфет в него. До сих пор это вспоминаю. Георгий 12 октября 2014, 02:30 Кто такой батюшка Зосима наглядно показывают ПЯТЬ эпизодов из его жизни, свидете-лем которых я был сам ... 1). Однажды на большой праздник в честь архангела Михаила в собор Архангела Михаила (=г. Мариуполь) съехалось всё священноначальство со всей Донецкой области. Присутствовал и сам епископ Донецкий и Мариупольский. После крестного хода вокруг собора все стали заходить внутрь собора. Впереди всех шло священство во главе с епископом. И вдруг, верующие высоко подняв б. Зосиму на руки, и оттеснив к стенке храма епископа, первым в собор занесли б. Зосиму. Всё священство и особенно епископ, были в шоке. Такого мы ещё никогда не видели, чтобы простому схимонаху оказывали почести большие, чем епископу. При этом, когда подняли б. Зосиму на руки, многие прихожане впервые увидели то, во что б. Зосима был обут: в галоши, обыкновенные резиновые галоши без носков. Это была повседневная обувка б. Зосимы, с которой он не расставался ни зимой, ни летом … Увидев такое, епископ сначала промолчал, но в конце литургии, во время проповеди, не вытерпел и признался всем, что позавидовал б. Зосиме, которого так любят прихожане (=а к б. Зосиме приезжали паломники со всей Украины и даже с Камчатки).

http://pravoslavie.ru/73350.html

Допустил Господь меня, грешную, к великим Святыням, это меня допустил Господь в Сионскую горницу и меня исцелял в Силоамской купели. Я шла за Ним по Крестному пути, и сердце мое об-ливалось кровью, видя Его страдания. Я видела Крестные страдания Гос-пода, стоя на Голгофе. Это я стояла с женами-мироносицами у Гроба и слышала слова Ангела: Что ищете Живого среди мертвых? Видела Возне-сение Господне, стоя на Елеоне... Этого не возможно было представить, но это было. Каким живым для меня стало Евангелие: я ощутила себя участницей событий двухтысячелетней давности. Велика милость Господня, и Господь даровал мне, грешной счастье побывать на Святой земле. Этого никогда до конца не осмыслить, не найти таких слов благодарения, кото-рые были бы достаточны. Этна память на всю мою смертную земную жизнь. Мое второе земное рождение состоялось в Святых местах. Я была свидете-лем всех Евангельских событий и не имею права молчать об этом. Мало кому доведется там побывать, ядолжна обо всем увиденном рассказать во Славу Божию. Послесловие. Все дни по приезде вспоминала я те благосло-венные дни на Святой земле. Эмоции немного улеглись (нет, не улег-лись!) Я и сейчас, описывая все это, плачу. Звучит Великое Славосло-вие - Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный помилуй нас! и заливаюсь слезами, это все было! На Голгофе Причастие Святых Хрис-товых Таин на месте Его мучений Господь сподобил причаститься Своего Тела и Крови, Было отчего плакать. Его страдания ради нас, грешных, и Его великая милость - нам, грешным. Причастие. Господь все искупил, многое нам прощает. Долготерпелив Он и многомилостив, а мы все грешим и грешим, пренебрегая Великой Жертвой. Господь уже оплакал нас крова-выми слезами, а теперь плачут: Его иконы и Божией Матери. Но мы все не вразумляемся. Люди, люди, не ведаете, что творите! 2 июля. Причастилась Святых Христовых Тайн в день памяти Иуды, брата Иаковля. Дома прочитала его послание, затем стала читать Евангелие от Луки. Чтение полилось легко и свободно, слова прозрачные, теплые, та-кого чтения никогда не было.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

- Если человек не имеет крепкой веры Богу, может ли он причащаться? о. Дмитрий: - Нет. У многих людей магическое отношение к таинствам, а это глубоко греховно. Если человек не хочет тяжело заболеть, он должен причащаться с пониманием –зачем ты причащаешься? К этому нужно готовиться духовно и телесно. - Сейчас было указание не выходить из дома всем, кто старше 65 лет. Сегодня была родительская суббота, в среду будет канон Андрея Критского. Я не знаю, как поступать – слушаться и сидеть дома? Не будет ли это грехом, что мы струсили и не идем в храм? Или все-таки начальство надо слушаться? Батюшка, пожалуйста, разъясните. о. Дмитрий: - Пожалуйста. Вы меня хорошо знаете? Как ко мне относитесь? Слушательница: - Хорошо, даже отлично. о. Дмитрий: - А Вы хотите, чтобы меня разорвали на части? Слушательница: - Нет, что Вы! о. Дмитрий: - А чтобы я ни сказал - меня либо те, либо другие разорвут на части. Слушательница: - Поняла. Вот я и думаю, что и батюшек в храме также вроде подводить нельзя, потому что слежка за ними идет. о. Дмитрий: - Вот, поэтому я Вам ничего не скажу. Я приведу цитату из Священного Писания: «Каждый поступай из рассуждений собственного ума». Желаю Вам сделать правильный выбор. - Бывают ли ситуации, когда человек может или должен отстаивать свою точку зрения? о. Дмитрий: - Бывают. Но на своем настаивать не надо, нужно настаивать на истине. - Нежелание общаться с человеком, который сделал мне плохо, свидетельствует ли о том, что я его не простила? о. Дмитрий: - Свидете-льствует. о.Александр: - Но как быть с этим непрощением? о. Дмитрий: - Тут разные градации. Все дело в мотивах. - Не совсем понимаю, почему человек, желающий беречь свою душу, ее потеряет? о. Дмитрий: - Что такое потерять душу? У обычного среднестатистического человекадуша, как банка со шпротами, набита грехами. Нужно банку перевернуть, греховные шпроты выкинуть, банку вытереть ветошью и вымыть с мылом, потом высушить на солнце. Она теперь чистая. А то, что было, надо выбросить и заполнить эту банку благодатью Божией. Тогда приобретешь душу свою ради Евангелия и Господа нашего Иисуса Христа. А весь груз, который был прежде, вседурные качества нашей души: гордость, гнев, сребролюбие, болтливость, ревность, уныние, лень – всё должно быть вычищено. Вот это и значит: «потерять свою душу». Когда мы говорим: этот человек нехороший. А почему? Мы перечисляем качества: предатель, под-лец, вор, врун и т.д. Это что - качества души, которые нужны для Царствия Небесного? Нет, такую душу человек должен потерять.

http://radonezh.ru/2020/10/21/vsegda-li-...

О думающих оправдаться делами 90. 975 I/26 (129)=B51 (375). 976 I/29 (132)=B52 (377—378). 977 Ср. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1,3—2; Посл. 1 и др. 978 I/84 (399)=B44 (318). 979 Григорию Нисскому. 980 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,43 (о лествице Иакова). 981 Василий. 982 Василий Великий. Письмо 2 (сир. редакция). 983 Аммон. Письмо 2. 984 Аммон. Там же (о «божественной силе», ведущей человека к покою). 985 II/35,7—11. 986 Сир. idata d–su " rane соответствует греческому gnvsiw pragmabtvn (знание вещей, объектов, действий). 987 Ср. преп. Марк Подвижник. О думающих оправдаться делами, 144. 988 II/10,14—16. 989 Ср. Исаак. Главы о знании I,56 (о «деятельности» и «созерцании»). 990 I/38 (160)=B62 (431). Слова «вопрос» и «ответ» отсутствуют в сир. оригинале. 991 Ср. Мф.18:3. 992 I/49 (216—217)=B77 (526—528). 993 Рим. 10:17. 994 Евр. 11:1. 995 Главы о знании I,64. 996 I/84 (401)=B44 (320). 997 I/85 (405)=B45 (324). 998 Apophthegmata, Evagrius 4. 999 Слово 1. 1000 Главным произведением на сирийском языке является «Письмо к Публию». Знакомые русскому читателю многочисленные размышления св. Ефрема на тему Страшного Суда переведены с греческого и не являются его подлинными произведениями. 1001 I/38 (163—164)=B62 (437). 1002 I/87 (413)=B 47 (335—336). 1003 I/41 (174)=B65 (459). 1004 Феодор Мопсуестийский. В греч. и рус. пер. ссылка дана на св. Григория Богослова. 1005 Письмо 2 (сир. версия). 1006 I/89 (427)=B50 (352—353). 1007 I/51 (225)=B79 (538). 1008 II/1,20. 1009 II/20,2. 1010 I/1 (1)=B1 (1). Букв. «размышление о будущих (вещах)». Греч. и рус. «размышление о будущем восстановлении». 1011 I/21 (102)=B35 (256—257). 1012 II/10,19. 1013 II/8,16. 1014 Или «словесны». 1015 Еф. 4:13. 1016 Главы о знании III,71. 1017 I/19 (77—78)=B28 (202—204). 1018 II/8/10. 1019 Т. е. устройство человеческого тела. 1020 В тело. 1021 Т. е. в своем составе (теле). 1022 Фил. 3:21. 1023 Букв. «пока мы не получили ее одну». 1024 Главы о знании III,74—75. 1025 I/7 (36—37)=B9 (114). 1026 ΙΙ/18,3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

V в.) и Шиле (нач. VI в.), но эти сведения также не подтверждаются. Хотя христианство могло попасть в К. в первые века по Р. Х. благодаря торговым контактам Великого шелкового пути, за неимением источников христ. присутствие в стране в этот период остается гипотетичным. Первыми исторически достоверными проповедниками христианства в К. были представители Церкви Востока (несториане), к-рые прибыли сюда из Персии через Хорасан и Согд в правление династии Тан (618-907). В эту эпоху экономического и культурного расцвета К. привлекал с запада и севера множество народов, в т. ч. иранских, монгольских и тюркских, исповедовавших зороастризм, манихейство и христианство (кит. «сань и-цзяо» - «три варварских учения»), а также ислам. Миграционное ядро вост. христиан известно в К. с VII в. под именем «цзинцзяо» (букв.- «сияющая религия»; возможные интерпретации: «учение Евангелия», «учение Великого Света»). Основным источником сведений о распространении христианства в К. в ранний период является текст стелы, обнаруженной католич. миссионерами в 1623 (или 1625) г. в пригороде Чанъани (сир. Кумдан; ныне Сиань). Аутентичность стелы первоначально была подвергнута сомнениям (в частности, Вольтер считал ее подделкой иезуитов), но в наст. время признана доказанной. Согласно кит. и сир. колофонам, памятник был воздвигнут в 781 г. по распоряжению хорепископа Чанъани по имени Иси (сир. Язадбозид). Автор текста - его сын, свящ. Цзиньцзин (в параллельном сир. тексте - Адам). Текст, озаглавленный «Памятник [стела] распространения сияющей религии из Дацинь в Китае» (Дацинь цзинцзяо люсин Чжунго бэй), включает догматическую и историческую части. Согласно последней, в 635 г. в столицу Тан г. Чанъань прибыла группа переселенцев во главе с епископом, имя которого в древнекит. транскрипции читается как Алобэнь ; по всей видимости, оно происходит от сир. слова   (учитель; др. толкования:     - «Божие обращение»,   - Авраам) либо от персид. имени Ардабан ( Deeg. 2004). Личность этого епископа не поддается исторической идентификации по др.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

VII в. сир. писателем Мартирием (Сахдоной), была переписана в 837 г. в Урфе (Эдессе) и предназначена, по сообщению писца, в дар Е. в. м. Наиболее ранняя из сир. рукописей, созданных в синайском скриптории,- Сборник Житий 886 г. XIII век был временем расцвета сир. скриптория в Е. в. м., мн. писцы были родом из г. Карры в Сирии. Если древнейшие рукописи содержат гл. обр. тексты Свящ. Писания и творения отцов Церкви, то большинство рукописей X-XIV вв. представляют собой богослужебные книги. Значительная часть собрания - почти 100 рукописей - состоит из книг Свящ. Писания. Наиболее известен Codex Syriacus (Sinait. syr. 30), введенный в научный оборот А. Смит-Льюис. Верхний текст содержит Жития святых и принадлежит писцу Иоанну Столпнику (778). Нижний текст V в. представляет собой древнейший сир. перевод Евангелия, сохранившийся, включая Codex Syriacus, только в 2 списках. Из древних списков книг ВЗ следует также отметить 1-ю и 2-ю Книги Самуила - Sinait. syr. 35 (2 А, 2 В), VII в.; Книгу царств - Sinait. syr. 28 (1 А, 1 В), VIII в.; 1-3-ю Книги Маккавеев - Sinait. syr. 279, VIII в.; из книг НЗ - палимпсесты с текстами Четвероевангелия (перевод Пешитта ) - Sinait. syr. 2, VI в. и Деяний и посланий св. апостолов - Sinait. syr. 5, VI в.; Евангелие от Луки - Sinait. syr. 12, VII в.; Послания ап. Павла (перевод Пешитта) - Sinait. syr. 3, VII в. Из святоотеческих творений наиболее примечателен сир. перевод VI в. «Ареопагитик» (Sinait. syr. 52, VIII-IX вв.). В списках VIII в. сохранились Шестоднев свт. Василия Великого (Sinait. syr. 56), 29 Слов («Аскетикон») Исаии Скитского (Sinait. syr. 62, 758 г.), сочинения прп. Иоанна Лествичника, Иакова Саругского (яковит) и Анастасия I Синаита, патриарха Антиохийского (Sinait. syr. 68). Особое значение имеет единственная сохранившаяся рукопись «Апологии» Аристида (Sinait. syr. 10, VII в.), греч. прототип к-рой был до этого известен только по цитированию его в «Повести о Варлааме и Иоасафе» прп. Иоанна Дамаскина. В синайских рукописях представлен сир.

http://pravenc.ru/text/189637.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010