От гордости происходят споры, драки, убийства, поединки, противление начальству, несправедливые войны. По всем этим причинам гордость – самый богопротивный грех. В конце времен в лице антихриста и нечестивых его служителей гордость будет наказана Страшным Судом Божиим ( 2Фес.2:12 ). Гордость не только сама по себе есть грех тяжкий и богомерзкий, но является причиной многих других тяжких грехов, других страстей и пороков. Ибо Бог, Который гордым противится, по праведному Своему суду отнимает Свою благодать от гордого; сатана же, как гордый дух и человекоубийца, к такому человеку удобно приступает ( Мф.12:44 ). И человек, оставшийся без Божией благодати, вовлекается во множество других страстей и грехов – порождений самой гордости. «Где совершилось грехопадение, – говорит преп. Иоанн Лествичник , – там прежде водворялась гордость, ибо гордость есть провозвестница всякого грехопадения. Она одна может заменить все страсти» 317 . Страсти, рождающиеся от гордости Из гордости, как из гнилого источника, проистекают следующие страсти: 1 . Властолюбие (любоначалие), высокомерие и надменность 318 . 2 . Гнев и раздражительность. Гнев есть страстное и болезненное переживание сердца, рождающееся от нанесенной обиды. Страсть гнева есть воспоминание скрытой ненависти и желание зла огорчившему 319 . Гнев есть проявление оскорбленного тщеславия и гордости и безмерного самолюбия. Ибо самолюбивый и гордый человек во всем ищет своей корысти, славы и чести, а когда видит в чем препятствие своему намерению и желанию, то приходит в расстройство, печалится и гневается на того, кто ему препятствует. Гнев есть мучительная и лютая страсть, которую трудно скрыть или утаить. Во время гнева у человека даже внешний вид изменяется: «Весь человек в гневе изменяется, весь вид бесноватому подобен является» 320 . Страсть гнева плодом своим имеет раздражительность, неприязнь, негодование, грубость, дерзость, немирство, досаждение, вспыльчивость, памятозлобие, мстительность, бесчеловечность, жестокость, лютость, вражду, наглость, очерствение души, лицемерие, лукавство, коварство и злобу (как застарелый гнев). От гнева – ярость, споры, обиды, проклятия, ссоры, драки, убийства и т. п. От гнева и другие тяжелые состояния души – печаль и уныние. Гнев и раздражительность более всего удаляют от нас Святого Духа 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Великого, «внутреннею бурей смятенного духа», или, по определению аввы Евагрия, «кратковременным бешенством». Святые отцы называют такие внешние признаки гнева: налитые кровью и скошенные глаза, ощетинившиеся волосы, бледность щек или их багровость, речь прерывистая, скорая, скрежет зубов, ноздри раздуты, всплескивание рук, топот ног, наклон головы, пот. Страсть гнева, как описывает ее святитель Василий Великий , как скоро отринет внушения рассудка и овладеет душою, делает человека зверем [цит. по: 15, с. 195]. В религиозно-нравственном отношении господство в человеке гнева свидетельствует вообще о недостатке в нем любви к Богу и ближнему и, в частности, исключает возможность присутствия в его душе терпения, кротости, смиренномудрия, милосердия и не позволяет человеку совершать молитвенный подвиг. 1.1.2. Праведный гнев У святых отцов встречается мысль также и о пользе гнева, когда они называют гнев праведным. Так, епископ Варнава (Беляев) пишет: «Гнев в своей основе есть законная и нужная человеку способность “раздражительной” части души, которую он, как и все прочие, по падении извратил и сделал, вместо добродетели, страстью. Гнев, по первоначальному плану Творца, должен был быть энергией, ревностью, рвением, которое бы “раздражало”, то есть приводило в напряжение “вожделевательную” силу души (пожелание, вожделение, обратившееся теперь , подобно гневу, в страсть, именно в похоть) и заставляло последнюю усиленно устремляться горе, к Богу» с. 201]. Следовательно, как гнев в состоянии добродетели, то есть в форме божественного рвения, непорочно и законно направлялся до падения Адама на Бога (что теперь встречается только у святых), так должно теперь, когда гнев принял вид страсти, направить его на диавола, а следовательно, чрез это и на пороки. Только в таком случае он дозволителен. «Гнев питай на одного только змия, чрез которого ты пал», – говорит святитель Григорий Богослов [цит. по: 15, с. 192]. «Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно», – учит другой светильник рассуждения преподобный Иоанн Лествичник » с. 105].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Глава 16. Семь чаш гнева Божия В 15-й главе было описано явление семи ангелов с семью золотыми чашами, наполненными гневом Бога. 16-я глава описывает изливание этих семи чаш и соответственные этому семь казней-язв, которыми совершаются последние суды Божии над грешным миром. Откр.16:1 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Только что из храма вышли семь карающих ангелов, храм наполнился дымом и никто уже не мог войти туда. Но вот услышал Иоанн из храма громкий голос , повелевший семи ангелам вылить семь чаш. Чей это мог быть голос? Ведь даже четыре животных, о которых сказано, что они «посреди престола и вокруг престола» (4,6), были вне святилища храма. Это мы видим из того, что одно из четырех животных дало семь чаш семи ангелам, уже вышедшим из храма (15,6–7). Таким образом очевидно, что громкий голос из храма , повелевший ангелам совершить суды Божии, принадлежал Самому Господу. Господь находится в храме, в Своем жилище, куда никто не может войти по причине Его гнева (15,8), и оттуда дает повеление начаться Своим судам. Это похоже на описанное у пророка Иезекииля: «И возгласил в уши мои великим голосом говоря: пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей» ( Иез. 9:1 ). Иоанн услышал громкий голос из храма. «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную, земля содрогалась и тряслась» ( Пс. 76:19 ). Прогремел небесный гром гласа Божия, полились из семи чаш судные дожди на землю . Под землей здесь разумеется вообще вся вселенная, а не просто суша на Земле. Суды Божии потрясут весь видимый мир. Судами семи чаш гнева Божия будет наказано антихристово царство. Так как это последние язвы, которыми оканчивалась ярость Божия (15,1), то неправомерно усматривать в описанном в гл. 16 события истории предыдущих веков. Это – исключительно события кончины века. Первая чаша Откр.16:2 Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf Слово в неделю 27-ю по Пятидесятнице. О борьбе со страстями блуда и гнева и о достижении, при помощи благодати Божией, целомудрия и кротости 2 Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение... Ныне же отложите и вы та вся: гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших... совлекшеся ветхого человека с деяньми его и облекшеся в нового, обновляемого в разум по образу Создавшаго его ( Кол. 3:5:8–10 ). Такия слова Ап. Павла св. Церковь предложила нашему вниманию сегодня за литургией на апостольском чтении. Здесь св. Апостол увещевает нас, чтобы мы умертвили, т.е. совершенно уничтожили свои страсти, перечисляя их в разнообразных видах. Но главным образом в данных апостольских словах имеются в виду две основные страсти: блуд и гнев. По учению св. отцов, от них мы более всего страдаем и губим себя. Они искажают в нас образ Божий и делают людей подобными неразумным тварям. Зато победивший эти страсти уподобляется Самому Богу, совлекаясь ветхого человека и облекаясь в нового, по образу своего Создателя. Великого подвига требует от нас Ап. Павел. Трудность его поймет тот, кто добросовестно боролся с этими страстями. О борьбе с первой из них св. Иоанн Златоуст говорит, что здесь нужно выступать против меча и не быть раненым, идти по раскаленным угольям и не обжечься. Но не менее тягостна и борьба со страстью гнева. Мы можем даже сказать, что здесь требуется от нас бóльший подвиг, ибо многие подвижники, сохранившие девство и достигшие целомудрия, не могли победить в себе страсти гнева. На это именно обстоятельство Господь указывает в притче о десяти девах. По словам св. Иоанна Златоуста , пять из них названы Господом неразумными не потому, что оне не сумели сохранить своего девства. Нет, они его сохранили, почему Господь и называет их девами. Свое неразумие они проявили в том, что оказались без елея, т.е. без любви, в силу своего самолюбия и его прямого порождения – гнева и злобы. И если подвиг девства является для всех поразительным, то еще более поразительным является подвиг стяжания кротости, которая совершенно уничтожает гнев.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Утешение от Бога Сион снискал своим терпением в беспомощных страданиях (гл.40:1–2). Сион должен восстать из своего крайнего унижения, как бы воскреснуть из мертвых, потому что он испил чашу гнева Господня, испил чашу падения, т.е. понес кару такого гнева, который поверг его на землю без сознания, как повергается без чувств человек, выпивший полную чашу крепкого вина, – испил фиал ярости – чашу самого сильного гнева, и истощил его, т.е. выпил все до капли, до дна. И при этом, никто не утешал его в столь великом его горе, никто даже и из детей его не поднимал его руки, т.е. не утешал, как утешают любящие дети старых, слабых и огорченных родителей, ободряя их и тем укрепляя их опустившиеся руки. Никого такого не было из всех сынов Сиона, которых Он вознес – воспитал, вырастил: не было такого царя-заступника Сиона, каковые прежде бывали. 19–20. Тебя постигли два бедствия, кто пожалеет о тебе? – опустошение и истребление, голод и меч: кем я утешу тебя? Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполненные гнева Господа, прещения Бога твоего. (Два сия противна тебе, кто сожалеет тебе? падение и сокрушение, глад и меч: кто утешит тя? Сынове твои обнищавшии, сидяще на край всякаго исхода, яко свекла недовареная, исполнены ярости Господни, розслаблени Господем Богом). Уясняя Сиону силу гнева Божьего и затем утешая его, Господь говорит: Два сия противна тебе, или против тебя наступило два главных бедствия, а именно падение и сокрушение, – лишение самостоятельности и господства над своим народом, и – разрушение стен и городских зданий. А вместе с падением и сокрушением явились меч неприятелей и голод, и производили беспощадное истребление граждан. При этих и таких бедствиях уже решительно никто не мог утешать Сион, ибо все бедствовали вместе с ним. Сыны падшего и разрушенного Сиона, ограбленные неприятелем, все обнищали и как бесприютные нищие, седят на краи всякаго исхода, или на углах всех улиц, испрашивая у мимоходящих кусок насущного хлеба, в чувстве смертельного голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Впрочем, когда речь идет о Божием гневе, нельзя этот гнев представлять по-человечески, слишком по-человечески, ведь, по учению святых отцов, гнев в Боге не есть настроение страстное. «Гнев в Боге не есть гнев, – говорит святой Златоуст, – и не есть страсть, но действие, которым Он карает». «Мы говорим о Божием гневе, – пишет Ориген , – утверждая при этом, что это – не страсть (ο πθος) в Нем, а нечто такое, к чему Он прибегает как к средству, чтобы с помощью строгих мер привести к порядку тех грешников, которые сделали многие и тяжкие грехи. Ибо именуемое Божиим гневом (ργ) и яростью (θμος) есть средство воспитательное. А то, что такое воззрение находится в согласии со Священным Писанием, видно из сказанного в шестом псалме: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» ( Пс.6:1 ), а также и у Иеремии: «Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не истребить» (в синод. тексте: «не умалить. – Примеч. пер.») «меня» ( Иер.10:24 )... Еще нечто: то, что гнев в Боге – не страсть, но что каждый навлекает его на себя собственными грехами, ясно из слова апостола Павла: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» ( Рим.2:4–5 ). Как бы мог кто-то «собирать» себе «гнев на день гнева», если бы гнев понимался как страсть? Или как страсть гнева может быть средством воспитания? Кроме того, Священное Писание, научающее нас вообще не гневаться, и в тридцать шестом псалме заповедующее: «Престани от гнева и остави ярость» ( Пс.36:8 ), и устами Павловыми повелевающее «отложить все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст» ( Кол.3:8 ), – разве это Священное Писание будет приписывать Богу ту страсть, от которой требует нас быть свободными? Итак, ясно, что выражения, употребляемые в отношении Божия гнева, нужно понимать иносказательно, как и те, которые говорят о Его “сне”, от которого точно пробуждая Его, пророк говорит: «Востани, вскую спиши, Господи?» ( Пс.43:24 ; ср.: Пс.77:65 ). Итак, если “сон” должен означать нечто другое, а не то, что предполагает первое значение слова, то почему тогда и “гнев» нельзя понимать подобным образом?»

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Благодаря этому смягчается твой гнев, ибо любовь к ближнему, согласно святым отцам, это узда для гнева» 4303 . Целительная сила смирения оказывается еще большей, когда с ним соединяются покаяние и сокрушение. Преподобный Иоанн Лествичник учит, что покаяние и слезы вместе со смирением образуют «триаду» и что «первое и самое выдающееся свойство этой выдающейся и превосходной триады – это полное радости принятие унижения, которое душа встречает и принимает с распростертыми объятиями как лекарство, облегчающее и прижигающее ее недуги и тяжкие грехи. Второе свойство – это потеря всякой раздражительности и скромность, которая сопровождает это умягчение» 4304 . У него же в другом месте говорится о силе слез сокрушения для усмирения гнева: «Как вода, которую льют понемногу в огонь, наконец гасит все пламя, так и слезы, которые происходят от истинной скорби о наших грехах, гасят пламя гнева и ярости» 4305 . Преподобный Симеон Новый Богослов приводит такой образ: «Так кто же, сокрушаясь каждый день, может продолжать жить в гневе вместо того, чтобы стать кротким? Поистине, как вода, льющаяся на пламя в очаге, так слезы и сокрушение гасят ярость души, и до такой степени, что человек, который ей долгое время поддавался, может видеть, как его раздражительная душа преображается и достигает невозмутимого спокойствия» 4306 . После выздоровления сокрушение играет профилактическую роль. Преподобный Иоанн Лествичник утверждает, что «гнев сдерживается слезами, как уздой» 4307 . Преподобный Иоанн Кассиан равно отмечает силу, которой обладает сокрушение в удалении «всякого возбуждения и всякого возмущения от гнева» 4308 . Ко всем прежде перечисленным средствам, разумеется, следует прибавить молитву. Преподобный Иоанн Кассиан говорит, что гнев, как и все остальные страсти, «исцеляется сердечным размышлением» 4309 . И преподобный Нил учит также, что «молитва есть зародыш отсутствия гнева» 4310 . Среди всех форм молитвы наибольшей силой для успокоения раздражительной части души, когда она возмущена гневом, обладает псалмопение 4311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Воздержание в пище. Воздержание от гнева, памятозлобия и других страстей. Хранение зрения, слуха и языка. Хранение себя от худых развлечений, развивающих чувственность и бесстыдство. Воздержание служит «началом и основанием всех христианских добродетелей» 89 . Оно, согласно преподобному Ефрему Сирину , есть опора всех добродетелей 90 . Воздержание сопутствует христианскому подвигу подавления страстей и стяжания добродетелей, особенно же стяжанию целомудрия, чистоты сердца и благодатного мира. Стяжать целомудрие и удержать его невозможно без умеренного воздержания в пище и питье. Воздержание в пище и пост – опора целомудрия, его надежный страж 91 . По словам преподобного Иоанна Лествичника , «утеснение чрева – виновник чистоты» 92 . Пресыщение лишает нас целомудрия 93 . Чистота целомудрия без своих спутников – поста и воздержания – скоро изнемогает 94 . Кто любит целомудрие, тот должен обучиться «владеть чревом», т.е. навыкнуть вести постоянный воздержанный образ жизни 95 . С воздержанием в пище необходимо соединить воздержание от гнева и памятозлобия. Погрешающие гневом и гордостью часто впадают в грехи против целомудрия. «Кто желает, – говорит преподобный Иоанн Лествичник , – представить Господу чистое тело и чистое сердце, тот должен сохранить безгневие и воздержание, потому что без этих двух добродетелей весь наш труд (стяжание целомудрия) будет бесполезен» 96 . Преподобный Нил Синайский в одном из писем пишет, что целомудренных людей враг «покушается уязвлять стрелами лукавого похотения, зависти, злопамятности или посредством всякого другого порока воевать на душу; но несомненно будет побежден враг нашей жизни силою веры и призыванием Божественного имени Христова» 97 . Столь необходимое для стяжания целомудрия воздержание недостижимо без мужественного терпения. Терпение поддерживает и усовершает целомудрие и воздержание. Терпение с творимым себе принуждением борется со страстями за чистоту души; если душа препобедит страсти, то приобретает чистоту (целомудрия) 98 . По словам преподобного Иоанна Кассиана , сколько кто успевает в кротости сердца и терпении, столько же преуспевает и в чистоте целомудрия, и чем дальше прогонит страсть гнева, тем лучше приобретает чистоту. Ибо кто наперед не подавит легко воспламеняющейся страсти гнева, тот не изгонит из своей души и тела волнения плотских страстей. Кто не стяжал терпения и кротости, тот подвергается жестоким нападениям демонов и уязвляется огненными стрелами многих страстей. Терпение есть такое врачевство сердца, которым истребляется не только страсть гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости, но и похоть, и другие страсти 99 . Кто всегда бывает терпелив («кроток и спокоен»), «тот не возмущается гневом, не снедается горечью печали и уныния, не увлекается суетностью тщеславия, не надмевается гордостью, ибо мир мног любящим закон Господень, и несть им соблазна ( Пс.118:165 )» 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

У детей и молодежи это иногда легко сочетается с легкостью обижаться, «дуться», не выносить невинных шуток. Впрочем, тут уже эта греховная страсть граничит с другой, а именно с гордостью. Отцы-аскеты дают немало ценных советов для борьбы со страстью гнева. Одним из самых действенных является «праведный гнев», т. е. оборащение этой естественной раздражительной способности нашей на самую страсть гнева. Не только допустимо, но и впрямь спасительно гневаться на свои собственные грехи и недостатки. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, в своем «Обозрении духовной брани» учит: «нам разрешается гневаться, но спасительно, т. е. на самих себя и на приходящие худые помыслы, гневаться на них, и не согрешать, т. е. не приводить их в дело на пагубу себе» («Добротолюбие», том II). А преп. Исихий Иерусалимский учит, что «гнев обыкновенно бывает разрушителен; если он подвигнется против бесовских помыслов, то их разбивает и истребляет; если же воскипит против людей, то истребляет в нас благие относительно их помышления»... «Гнев дарован нам от Бога, как щит и лук, и бывает таковым, если не уклоняется от назначения своего» («Добротолюбие», том II). Точно также и преп. Нил Синайский советует быть «кротким с людьми, а бранолюбивым с врагом нашим, так как в том и состоит естественное употребление гнева, чтобы враждебно противоборствовать древнему змию» («Добротолюбие», том II). «Кто памятозлобствует на демонов, тот не злопамятен на людей», — говорит тот же писатель-подвижник (там же). Если гнев допустим и даже полезен против внутренних наших врагов, т. е. дурных помыслов, исходящих от демонов, то в отношении к ближним нам советуют наши учители, отцы церкви кротость и только спокойное и терпеливое отношение. Даже спорить надо без ожесточения и без гнева, так как раздраженное состояние наше легко передается другому, его заражает, но ни в коем случае не убеждает в нашей правоте. «Если встретимся с язычниками, — говорит св. Иоанн Златоуст, — то таким образом будем заграждать их уста, но без гнева, без ожесточения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3503...

Отношение к страсти гнева и методы борьбы с ней: поскольку гнев человека не творит правды Божией ( Иак. 1; 20 ), то апостол Павел призывает: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ( Рим. 12; 21 ). Об этом же говорится в Евангелии: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5; 44 ). Страсть гнева – одна из сильнейших страстей человека, на борьбу с ней часто уходят многие годы. Поскольку гнев как бы «вырастает» из тщеславия, самолюбия и самомнения, особое внимание надо обращать на борьбу с этими питающими страсть «корнями». Святитель Василий Великий рекомендует в борьбе с гневом придерживаться следующей тактики: «Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, что другой человек много ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам обиды никогда не приведут тебя в раздражение». Один из самых действенных методов борьбы с этим грехом – «праведный гнев», который проявляется в обращении нашей способности к раздражению и злости на саму страсть: «Не только допустимо, но впрямь спасительно гневаться на свои собственные грехи и недостатки» (св. Димитрий Ростовский ). Когда возникает повод для гнева, нужно волевым движением остановить те слова и поступки, которые в запальчивости возбуждает сделать страсть. Затем надо успокоиться и лишь после этого можно отвечать возбудителю конфликтной ситуации. Противоположные этой страсти добродетели – радушие и милосердие ко всем. Печаль и уныние Естественная потребность: печаль – «неестественная страсть», возникающая тогда, когда утихает страсть гнева, вызывающая в человеке такое напряжение сил, в котором он долго находиться не может. Когда это напряжение спадает, его заменяет печаль, которая может давать разные плоды. Так, если человек после вспышки гнева осознает, что она явилась результатом несовершенства собственной души, его печаль приобретает оттенок покаяния за совершенное. Если же человек продолжает хранить в своем сердце раздражительность, то это приводит к еще более пагубному состоянию, когда гнев в его душе перемежается унынием, приводящим к гибели: Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть ( 2Кор. 7; 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010