Ст. 15. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, Ст. 16. и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; Ст. 17. ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? Не от этих ли искушений обещал Господь уберечь Филадельфийскую Церковь , шестую по счету посланий Его Церквам? Под образным пророческим языком скрывается не менее таинственный смысл. Под землетрясением обычно понимается изменение существующего порядка вещей; солнце означает жизнь; луна – отражение этой жизни в чем-либо; звезды – ярких личностей, властителей умов и сердец; небо – завесу над тайной, преграду; горы и острова означают некие незыблемые основания. Не иначе как безумным можно назвать стремление отгородиться бренным веществом от обоюдоострого духовного меча. Однако описываемые здесь события – прямое следствие неизбывного желания людей вложить свои души в ускользающее тление. Замечательно выражение от гнева Агнца. Кто же боится гнева кроткого Агнца? Семь рогов Его никого не поражают. Если бы сказали: от ярости льва Иудина , то это было бы, понятно, страшным. Но сказано: от гнева Агнца. Так кротость и истина становятся ужасной казнью для нераскаянных: нераскаянные дела их предшествуют им, пылая деревом, сеном и соломою (см. 1Кор.3:12 ) от кроткого взгляда Христа. Этот гнев ужасен! Грешник страшится и бежит, никем не гонимый. Душевные мучения гораздо страшнее мучений телесных – это червь, никогда не усыпающий. Итак, взыщите Господа… может быть, вы укроетесь в день гнева Господня ( Соф.2:3 ) , пока не пришел день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью… когда потрясется небо и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его ( Ис.13:9-13 ). Глава 7 Ст. 1. И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

5. О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование! (Горе Ассирием, жезл ярости моея и гнев есть в руку их). Жезл гнева Божия велик и крепок, он вполне соответствует степени гнева и могуществу разгневанного Господа. Вестник воли Божией и выразитель чувства гнева Иеговы, святой пророк с глубоким чувством страха решительно и определенно указывает этот «жезл», которым будет неоднократно поражен Еврейский народ, это – Ассирийцы. Эти могущественные и жестокие иноплеменники будут еще сильнее и яростнее в руке разгневанного Иеговы, как и обыкновенный грозный жезл или бич делается смертельным в руках крайне раздраженного властелина, когда он немилосердно бьет им своего непокорного раба. 6. Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах. (Гнев мой послю на язык беззаконен, и своих людий повелю сотворити корысти и пленение, и попрати грады и положити я в прах). Ассирийцы делаются сильным и грозным орудием в руках Господа, тем более, что осужденный принять многократные удары Еврейский народ крайне нечестивый и таким нечестием возбудил гнев Божий. Господь дает повеление Ассуру и оно должно быть выполнено по всей строгой правде: если судьи и старейшины израильские грабили вдов и сирот (ст.2), то Ассирийские войска тем с большей жестокостью и беспощадно ограбят этих грабителей; ограбленные врагами и презираемые своим народом, они будут потом даже попираемы копытами и колесами ассирийской конницы и ногами врагов-победителей, без всякого разбора, как грязь на улицах (по жестокому обыкновению восточных победителей). При этом и сами города их будут превращены в развалины, а груды развалин покроются пылью. Так будут уничижены потомки благословенного Авраама, дети тех праотцов, пред лицом которых Господь потопил конницу Фараона... 7. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце – разорить и истребить немало народов. (Сей же не тако помысли и душею не тако возмне: но отступит ум его, и еже потребити языки не малы).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Страсть гнева (ργ) разрушительно действует на весь психофизиологический состав человека. Святитель Григорий Нисский называет первую стадию развития этой страсти термином « θυμος», определяя ее как «кипение околосердечной крови» (PG 46, 56), то есть внезапная вспышка гнева, в отличив от продолжительного, укоренившегося раздражения (ργ). Святитель Василий Великий добавляет еще две разновидности: « παροξυσμς» (ожесточение) – «сильнейшее движение ярости», и «πικρα» (буквально – горечь) – «еще более страшное укоренение этого порока в человеке» (PG 31, 1120), то есть огорчение, доходящее до ненависти. Преподобный Иоанн Дамаскин указывает на три разновидности гнева: «χλος» (буквально – желчь) – впыльчивость, «μνης» (от глагола «μνειν» – оставаться) – долго остающийся гнев, злопамятство, и « κτος» (от « κεσθαι» – лежать) – гнев, выжидающий случая для мести (κδ. κρ. 2, 17, σελ. 160). Только перечисление оттенков и разновидностей гнева указывает на его многообразные действия в человеке. Святой Максим говорит, что неразумный человек под действием гнева возмущается и убегает от людей, но потом, возбуждаемый похотью, возвращается обратно. Разумный же в обоих случаях поступает противоположным образом (Φιλοκαλα, τ. B’, 8). Печаль (λυπ) нередко возникает после вспышки гнева в результате ослабления и изнеможения душевных сил. Этот лукавый дух, согласно Иоанну Кассиану , помрачает душу и не позволяет ей быть внимательной на молитве, с пользой читать священные книги, проявлять кротость по отношению к братии. Печаль парализует благонастроенность и стойкость души, делая ее безумной и неистовой (Φιλοκαλα, τ.A’, 74). Следует отличать спасительную «печаль по Боге» ( 2Кор.7:10 ) от «мирской печали», приводящей душу в отчаяние, как это случилось с Иудой после предательства. Уныние (κηδα) является более глубокой степенью печали и происходит иногда от лености, иногда по причине других страстей. Евагрий отождествляет беса уныния с «бесом полуденным» ( Пс.90:6 ) на том основании, что он нападает на человека около полудня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Много убо паче оправданы бывше ныне кровью Его, спасемся Им от гнева Его. «Посему тем более ныне, будучи оправданы кровью Его, спасемся Им от гнева». Этот стих соединяется по смыслу с 6 стихом: «Христос, когда мы еще были немощны, в определенное время умер за нечестивых». В соединении обоих стихов смысл такой: Если, когда мы были еще немощны, или были грешниками, под клятвою и осуждением, Христос Сын Божий умер за нас нечестивых грешников; то тем более ныне, когда мы оправданы кровью Его, пролитою за наши грехи, спасемся, или освободимся чрез Него от будущего гнева, или от того наказания, которое уготовано нераскаянным, нечестивым грешникам. Нельзя понимать слов Апостола Так, будто оправданные кровью Господа Спасителя не могут более подвергнуться гневу Божью и вечному осуждению. Нет, и в благодатном состоянии, если возрожденный человек будет грешить, будет делать неугодное Богу, будет прогневлять Бога, то, беспечно предаваясь грехам и не очищая себя от грехов искренним раскаянием и благодатью покаяния, он, наконец, лишится благодати возрождения и подвергнется вечному осужденью. Слова Апостола: «тем более ныне, будучи оправданы кровью Его, спасемся Им от гнева», надобно понимать в связи с словами его: «получили мы доступ к благодати Его, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (ст. 2). Присоедините к этим словам: «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы кровью Его, спасемся Им от гнева, т. е. спасемся от гнева Божия, пребывая в благодати Христовой, пребывая неизменно в Церкви Христовой и стараясь всеми силами исполнять христианские обязанности; под руководством православной Церкви. В этом состоянии мы можем уповать и хвалиться надеждою славы Божией, можем с дерзновением говорить: если Христос умер за нас, когда мы были непомилованными грешниками; то тем более ныне, будучи искуплены и оправданы кровью Его, спасемся, чрез веру в Него, от вечного осуждения. Аще бо врази бывше примирихомся Богу смертью Сына Его, множае паче примирившеся спасемся в животе Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

– свящ. П.Г.), по которому мы признаем и чувствуем себя ст о ящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение». Самомнение, самолюбие, завышенная самооценка – вот частая причина обидчивости и гнева. Легко быть спокойным и снисходительным, когда тебя все хвалят, а тронь только пальцем, сразу видно, чего мы стоим. Горячность, вспыльчивость может быть, конечно, следствием чересчур темпераментного характера, но все же характер не может служить оправданием для гнева. Человек раздражительный, горячий должен знать эту свою черту и бороться с ней, учиться сдерживаться. Тем больший будет ему венец за труд. Спокойному, флегматичному легче бороться с раздражением и гневом. Есть люди, обладающие властным, доминирующим характером, они хотят, чтобы все было по их желанию, не терпят возражений. Таким тоже очень непросто преодолевать вспышки раздражительности и сдерживать порывы гнева. Святитель Феофан советует таким: «Вижу, что причина… в том, что вам не хочется пожертвовать чем-либо из заведенной аккуратности… это болячка ваша. Прогоните ее, негодную, и покойнее будет. Явите сим самоотвержение: ибо тут вся самость и с руками, и с ногами». Святые отцы называют еще одну причину гнева – зависть . Этот грех очень часто бывает связан со сребролюбием, недаром эта страсть стоит перед страстью гнева. Завидуют обычно тем, кто богаче, удачливее, кому больше дано. Даже у очень богатых людей постоянная конкуренция, соперничество, «у кого больше нулей на банковском счету». Зависть приводит к ненависти, даже толкает на убийство. «Кто уязвляется завистью и соперничеством, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – тот жалок, потому что он – соучастник диавола, завистью коего “смерть вниде в мир” (Прем. 2: 24). Сердце его всегда изнемогает от печали, тело снедается бледностью, и силы его истощаются. Зависть и соперничество – страшная отрава: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства». Виды гнева Гнев может иметь разные проявления. Это и раздражительность, вспыльчивость, страстные споры.

http://pravoslavie.ru/29736.html

32 об одобрении пороков вряд ли относится к иудеям; хотя идолопоклонство в упомянутых местах Пс.105:20 и Иер.2:11 относится к израильтянам, Апостол связывает его с язычниками (последний довод не столь убедителен, как четыре предыдущие) 384 . Библейское понятие «гнева Божия» претерпело эволюцию: если в ранних книгах Ветхого Завета его разрушительная сила была направлена против неверности израильтян (история с золотым тельцом), а у пророков – против грешного большинства народа Божия и вместе с тем против его угнетателей, то в апокалиптической иудейской литературе времён рубежа эр он становится ключевым фактором эсхатологической драмы, предваряющим завершение истории: праведные избегнут гнева Божия, а вся его сила обрушится на их преследователей как из язычников, так и из числа израильтян. Однако при всей пугающей образности и яркости его изображения у пророков и в апокалиптической литературе гнев Божий нельзя, конечно же, понимать как человеческую ярость и раздражение, но как святую, справедливую и праведную реакцию Божией всесовершенной добродетели и любви на нечестие, неправду, зло. Без сомнения, таково понимание гнева Божия у ап. Павла 385 . Чарльз Додд говорит, что Павел, сохраняя ветхозаветную концепцию «Божьего гнева», описывает ею «не отношения Бога к человеку, а неизбежный процесс причины и следствия в нравственном универсуме, как видим в последующих стихах» 386 . Дуглас Му критикует эту интерпретацию библейской концепции гнева Божия: в таком понимании она характерна скорее для философских школ того времени, чем для Писания 387 . Этот спор между «древним», «жестоким», и «новым», «человеколюбивым», пониманием Божьего гнева по-своему замечательно решает Карл Барт (хотя сама мысль принадлежит Лютеру в его лекциях на Рим.), за которым следует ряд современных экзегетов. В частности, Чарльз Кранфильд, отмечая выразительный хиазм ст. 17 и 18 (δικαιοσνη ϑεο ποκαλπτεται – ποκαλπτεται ργ ϑεο), говорит, что гнев Божий «открывается», становится явным – в проповеди Евангелия 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Сейчас мы ищем метод для сложного лечения, о добром здравии речь пока не идет. Как покончить с этим прискорбным изъяном? Как усмирить эту жестокую лихорадку гнева? Посмотрим, откуда она происходит, и устраним ее причину. Откуда она обычно приходит? От избытка высокомерия и от гордости. Подавим эту причину – и болезнь исчезнет» 4295 . Поэтому именно смирение, как мы увидим далее, является противоядием от гордости и тщеславия. Следовательно, чтобы исцелиться от гнева, нужно стяжать смирение. Поскольку гнев – это «симптом великой гордости», постольку «обращение требует великого смирения», говорит преподобный Иоанн Лествичник 4296 , который отмечает, что смирение ведет к «изгнанию из нашей души всех движений и порывов гнева» 4297 . «Как тьма расступается при появлении света, так благоухание смирения стирает всякий след горечи и раздражительности» 4298 , – добавляет тот же святой. Святитель Григорий Нисский , в свою очередь, пишет: «Смирение – это мать кротости сердца. Если ты закроешь двери пред гордостью, гнев не найдет входа. Грубость и низость провоцируют эту болезнь у жестоких людей, но негодование не прикасается к тому, кто смиряется» 4299 . Нужно «глубоко переживать смирение сердца. Те, кто укоренился в этом опыте, не оставят в своей душе никакой лазейки для гнева» 4300 . Авва Дорофей Газский передает слова одного из старцев: «Смирение не раздражается ни на кого» 4301 . Вот почему тот, кто хочет обрести быстрое исцеление, должен не только принимать унижения, но даже искать их и учиться переносить их так, чтобы стать нечувствительным к ним. «Отсутствие гнева,– пишет преподобный Иоанн Лествичник , – это ненасыщаемое желание унижения... Отсутствие гнева – это поражение природы, ставшей нечувствительной к обидам» 4302 . В этом плане тот, кто приносит обиды, невольно играет роль врачевателя души, как замечает один из старцев, подчеркивая связь этого врачевания с теми средствами, что были упомянуты выше, то есть с устранением удовольствия, с одной стороны, и с любовью к ближнему, с другой: «Если один из твоих братьев тебя обижает или как-то иначе уязвляет, то, как говорили святые отцы, молись о нем, думая, что он оказывает тебе великие благодеяния и что он врач, лечащий в тебе любовь к удовольствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Стих 8. Составляет же Свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам Христос за ны умре. «Слова сии значат: ежели не скоро кто согласится умереть и за добродетельного человека, то представь любовь Своего Господа, когда Его Самого видишь распинаемым не за добродетельных, но за грешников и врагов» (святой Златоуст). «Преизбыток любви Своей являет Бог в том, что смерть Христова совершилась не за праведных, но за грешных. Ибо ныне оправданы мы верою в Него; а когда подъял Он за нас смерть, тогда обременяли еще нас всякого рода прегрешения» (блаженный Феодорит). Христос за нас умер, а любовь чрез это являет к нам Бог. Ибо Христос Господь есть Едино с Богом Отцом и умер по воле Триипостасного Бога. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (ср.: Ин. 3, 16). Почему теперь всяк видяй Сына и веруяй в Него, имать живот вечный (ср.: Ин. 6, 40). Стих 9. Много паче оправданы бывше ныне Кровию Его, спасемся Им от гнева. Остановись теперь мыслию на сей истине, что Христос умер за нас, грешных, и смотри, какое отсюда вытекает для нас утешение чрез подтверждение надежды нашей. Христос Господь умер за нас, грешных, чтоб мы могли верою в Него стяжавать себе оправдание и избавление от гнева грядущего, то есть праведного суда Божия и осуждения нас на вечные муки. Вот мы приступили к Нему, омылись кровию Его, — оправдались и отвратили от себя праведный гнев Божий. Если, будучи грешными, мы сподобились сего, не тем ли паче должна быть крепка и непоколебима наша уверенность в том, что спасемся от гнева, когда мы ныне оправданы и стоим в сем оправдании. Колебание в сем есть разорение веры, неведение цены крови Христовой и того, что чрез нее изливается на верующего. Когда Он умер по любви и смертию оправдал нас, тем паче теперь спасет от гнева нас, которых уже оправдал. Даровал нам большее — оправдание: как не спасет от гнева? А спасенным от гнева дарует и блага по великой любви Своей (см.: блаженный Феофилакт). «Очевидно, что, за злочестивых и беззаконных подъяв такую позорную смерть, уверовавших в Него освободит и от будущего мучения. Ибо гневом Апостол называет будущее мучение» (блаженный Феодорит).

http://predanie.ru/book/67823-tolkovanie...

Кроме вышеназванных страстей, среди основных причин гнева следует также назвать страсть блуда 1377 и чрезмерный отдых для тела 1378 . Последняя причина может совпадать с причиной невоздержанности: давая телу излишний отдых и питание, человек снабжает его огромным количеством энергии, которая легко может быть использована на укрепление раздражительной силы души, в то же время внимание ума и напряжение воли, контролирующие и руководящие этой силой, ослабевают. Тем не менее это только одна из причин. Очевидно, что из всех вышеперечисленных нами источников гнева тщеславие и гордость являются главными 1379 . Преподобный Марк Подвижник пишет о ненависти: «Эта болезнь поражает тех, кто стремится к превосходству в почестях» 1380 , и о гневе в целом: «Гордость главным образом усиливает и укрепляет его» 1381 . Когда уязвляют самолюбие человека, когда он чувствует себя униженным, оскорбленным, лишенным уважения (особенно в отношении выгодного образа самого себя, созданного им самим или ожидаемого от других), тогда он предается различным формам гнева. То, что кажется внешней причиной гнева и его мотивацией, на самом деле является свидетельством или катализатором гнева, который исходит от самого человека, от его гордости. «Поэтому возбуждают в нас скорбь не слова, но восстающая в нас гордость и хорошее мнение о самих себе», – замечает святитель Василий Великий 1382 . Доказательство a contrario состоит в том, что смиренный человек остается кротким и добрым даже тогда, когда на него нападают с яростью. Через гнев, злопамятство, жажду мести человек ищет восстановления своего собственного образа, к которому он привязан и который ущемили как перед обидевшими и унизившими его, так и перед самим собой. Последние замечания нисколько не входят в противоречие с ранее сказанным о важной роли удовольствия в страсти гнева: человек, как мы увидим далее, извлекает из тщеславия и гордости некоторое наслаждение, которому угрожают, которое принижают и даже упраздняют разного рода обиды и оскорбления. Гнев снова появляется здесь как бунтарская реакция на потерю наслаждения, а также (чаще всего) как защитная реакция с целью сохранения наслаждения, находящегося под угрозой, или же возвращения утраченного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешить». И с этими словами предал дух свой Господу. И подлинно, братие, не может согрешать! «Во всех делах твоих помни о конце твоём, и во век не согрешишь» , — учит премудрый сын Сирахов (Прем.Сирах.7:39) (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 93)». Страсть гнева Определение страсти    Гнев — есть желание зла огорчившему. Существует три основных вида гнева: внутренний — смущение, раздражение; внешний — брань, крик, ярость, ударение, убийство; злопамятность — желание мести, ненависть, вражда, обида.    Гнев появляется чаще всего вследствие неудовлетворенности каких-либо страстей. Прп. Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объедение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением. Дщери же мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание. Сопротивляющиеся же им враги мои, которые держат меня в узах, — безгневие, кротость и смиренномудрие» (Леств.8:29).    Гнев был дан человеку Богом для защиты от дьявола и греха, а человек использует гнев не по назначению.    Способствует развитию страсти гнева фильмы-боевики и компьютерные игры, построенные на принципе единоборств. Священное Писание о страсти    «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:21-22).    «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых» (Еккл.7:10).    «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20).    «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26). Средства борьбы со страстью    Главные средства борьбы с гневом — кротость, терпение и незлобие.    1) Одним из средств борьбы с гневом является умеренное употребление пищи по слову прп. Иоанна Лествичника (Леств.8:16).    2) Начальное орудие против гнева — молчание уст при смущении сердца (Леств.8:3).    3) Важнейшее оружие против страсти гнева — обязательная просьба о прощении пред тем, кого обидел.    4) Слеза истинного плача угашает пламень гнева (Леств.8:1).    5) Одним из средств борьбы с гневом является, по слову аввы Дорофея, молитва об оскорбившем: «Боже! Помоги брату моему и мне, ради молитв его».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010