31 ст. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас. Т. е. все, что так или иначе разрушает наши добрые христианские отношения – единение духа, союз мира и любви – не должно быть терпимо в среде христиан и всемерно должно быть пресекаемо и удаляемо. 32 ст. Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. В предшествующем стихе апостол сказал: удаляйте от себя всякое раздражение и ярость, а здесь в противоположность им говорит: будьте друг ко другу добры, т. е. покрывайте все то, что вас приводит в раздражение и ярость со стороны других своею добротой; гнев и крик, т. е. высшее проявление гнева, когда человек во гневе уже не владеет собой, кричит, покрывайте своею сострадательностью, жалостью к таким людям; злоречие и всякое проявление злобы со стороны других покрывайте прощением, непамятозлобием. Вот если так вы будете поступать друг с другом и прощать прегрешения обидящим вас, то и вы уподобитесь Богу, Который по неизреченному снисхождению к немощам нашим, простил нас во Христе, т. е. чрез веру в Господа нашего Иисуса Христа, Который есть глава возрожденного человека. В конце 4-й главы апостол высказал ту мысль, что мы в своей благорасположенности и взаимном прощении должны подражать Богу, Который в лице Христа, взявшего на себя грехи мира и принесшего искупительную жертву, простил нам прегрешения наши. Глава 5-я 1 ст. Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные. Словом итак апостол показывает, что предыдущая его речь продолжается и в этой пятой главе. Подражайте Господу, как чада возлюбленные, ибо вы искуплены не златом, не серебром, а драгоценной кровью Господа Иисуса Христа и, как искупленные Им, стали близкими к Богу, чадами возлюбленными, а посему, как чада возлюбленные, и подражайте Богу. 2 ст. И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. Подражая Богу, живите первее всего в любви между собой. Образ любви дал нам Сам Господь Иисус Христос: Он душу свою отдал за нас, Он принес Себя в жертву за нас Богу Отцу, и эта Его жертва за нас была как некое благоухание приятное и угодное Богу. Так и вы отдавайте себя в жертву за других Богу, т. е. и словом и делом проявляйте вашу любовь к ближним вашим и даже врагам вашим; в проявлении деятельной любви и к ближним нашим, и особенно врагам нашим требуются не малые духовные жертвы с нашей стороны; нужно уметь подавить в себе те чувства, о которых говорил выше апостол: раздражения и ярость, гнев и злоречие со всякой злобой; нужно уметь подавить в себе свое самолюбие, и гордость, и облечь себя в смирение и кротость по образу Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Главы Книги шестой. Гл.1. Об общем, что есть у Адама и у нас, и, во-первых, об определении греха вообще, и о его разделении (§1–30/Р.264–293/). Гл.2. Частное рассмотрение греха смертного и простительного; то есть, в чем же состоит причина, что они таковы? (§31–40/Р.293–319/) 12 Гл.3. О плодах греха; и, во-первых, о первой и второй, то есть телесной и духовной смерти (§41–43/Р.319–326/). Гл.4. О растлении человека по видам, а именно, весь ли человек, как он есть, растлился грехом? Где производится и необходимейшее рассмотрение о таких различениях Писания: дух [mens], плоть, человек духовный и плотский, душевный и духовный, внутренний и внешний (§44–48/Р.326–344/). Гл.5. О растлении ума (§49–50/Р345–353/). Гл.6. Об искажении воли (§51–52/Р.353–366/). Гл.7. О Выборе [Arbitrio], свободен ли он или неволен во вполне растлившемся человеке? И в чем свободен? И в чем неволен? (§53–58/Р.366–427/) Гл.8. О том, что заслуживает рассмотрения относительно одних Первозданных, и, во-первых, о существе [hypostasi] змея искусителя, его уловках и наложенном наказании (§59–61/Р.427–436/). Гл.9. Предлагаются и объясняются некоторые вопросы относительно совратившихся первозданных (§62–65/Р.436–447/). Гл.10. О том, что частным образом касается нас, и, во-первых, действительно ли все мы ущербны через падение Адама? То есть, сообщается ли изначальный [primigenium], или, как его обычно называют, первородный [originale] грех ? (§66–69/Р.447–456/). Гл.11. В чем состоит смысл первородного греха, в одной лишь причтенной нам виновности Адама, или также в некоем физическом пороке? (§70–75/Р.456–466/). Гл.12. Является ли сама по себе эта (греховная) склонность [fomes], или изначальная порча, грехом, заслуживает ли Божьего гнева? (§76–79/Р.466–485Г) Гл.13. Был ли между людьми кто-нибудь, свободный от первородного греха? (§80–83/Р.485–498/). Гл.14. О применении предшествующего учения (§84/Р.499–502/). Приложение Содержащее Христианское православное учение 13 о благодатном оправдании грешника через Христа того же автора созданное для пользы его друга вместо предисловия к которому предпослано письмо о том же самом написанное к этому же другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Затем, каким бы ни было участие способности души в акте, оно последует схватыванию, а схватывание воображения, будучи частным схватыванием, упорядочивается универсальным схватыванием разума, поскольку частная активная способность упорядочивается универсальной активной способностью. Следовательно, в этом отношении акт чувственного пожелания подчинен распоряжению разума. С другой стороны, состояние или расположение тела не подчинено распоряжению разума, и по тому в этом отношении движение чувственного пожелания не полностью подчинено распоряжению разума. Кроме того, порою случается так, что движение чувственного пожелания возникает внезапно вследствие схватывания чувственного представления. И в таком случае это движение происходит без распоряжения разума, хотя разум и мог бы ему воспрепятствовать, если бы имел возможность его предвидеть. Поэтому Философ говорит, что разум управляет раздражительной и желающей способностями не «господски», как управляет рабами их господин, а «политически и монархически», как управляют свободными, которые могут не подчиняться распоряжениям 316 . Ответ на возражение 1 . Когда человек похотствует, сам того не желая, это связано с расположением тела, которое препятствует совершенному подчинению чувственного пожелания распоряжению разума. Поэтому апостол далее прибавляет: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» ( Рим. 7, 23 ). Нечто подобное также случается при внезапно возникшем движении пожелания, о чем было сказано выше. Ответ на возражение 2 . Состояние тела соотносится с актом чувственного пожелания двояко. Во-первых, как то, что предшествует акту; [например] человек из-за организации своего тела может быть расположен так или иначе к той или иной страсти. Во-вторых, как то, что ему последует; так, человека от гнева бросает в жар. Так вот, предшествующее состояние не подчиняется распоряжению разума, поскольку восходит или к природе, или к некоторому предыдущему движению, которое не может сразу прекратиться. Последующее же состояние восходит к распоряжению разума, поскольку последует частному движению сердца, которое обладает многоразличными движениями, соответствующими различным актам чувственного пожелания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Сквоз кна ваша, и вниде въ землю ваш. Местоимение 2 лица здесь возникло, вероятно, также, как и в стихе Иер. 9:18  (μν вм. μν). Въ землю ваш, или «нашу»: 70 толковников читали повидимому вм. . Последнее, масоретское чтение значит: в дворцы или чертоги наши, и это чтение, очевидно, сходно по смыслу своему с словами «в окна наши». Иер. 9:22 22. (Глаголи рече Гдь: и бдтъ члвцы в примръ на лиц пол земл ваше, к сно созад жнщаг, и не бдетъ собирающаг. 22. Скажи: так говорит Господь: и будут повержены трупы людей, как навоз на поле, и как снопы позади жнеца, и некому будет собрать их. 22 . Въ примръ на лиц пол, ср. Иер. 8:2 . к сно созад жнущаг, и не будетъ собирающаг: смысл этого сравнения выражен в Иер. 8:2  буквально словами: «не оплакани и не погребени будут». человцы, ср. 70 толковников: ο νερο τν νϑρπων. Ο νερο=не только мертвые, но и трупы. Последнее значение – единственно возможное для соответствующего евр. слова: . Греч. чтение значит: «трупие человеков». Ср. слав.-греч. перевод Иер. 7:33, 19:7 . Иер. 9:23–24 23. Так глаголетъ Гдь: да не хвалитс мдрый своею, и да не хвалитс своею, и да не хвалитс богатый богатствомъ своимъ, 23. Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростию своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. 24. Но семъ да хвалитс хвалйс, еже размти и знати, к азъ Гдь творй милость и сдъ и правд на земл, к в сихъ вол мо, глаголетъ Гдь. 24. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. 23–24. Близкой и прямой связи с предшествующей речью пророка эти два стиха, очевидно, не имеют. Но они имеют несомненно связь отдаленную. Будучи преступниками, заслужившими кару гнева Божия, иудеи или по крайней мере их учители говорили: мы мудры и закон Господень с нами ( Иер. 8:8 ). Но они не слушали слова Господня и мудрыми на самом деле не были ( Иер. 8:9 ). Полагались на свою силу, но злоупотребляли этою силою для того, чтобы делать насилие пришельцам, сиротам и вдовам ( Иер. 7:6 ; ср. Иер. 5:26 ). В богатстве видели обезпечение своего благоденствия; но это богатство было приобретено путем насилия и лжи ( Иер. 8:10  ср. толков. этого стиха; ср. также Иер. 5:27, 28 ). Надежда и похвала народа должна и может заключаться только в сознании, что Господь как Сам творит на земле, в человечестве, милость, правду и справедливость, так хочет того же и от людей. Благоволение Божие почиет не на тех, которые знают и признают только свои силы, но на тех, которые внимают закону Божию (ср. Иер. 7:23 ). – Стихи эти могут быть названы приложением к 7–9 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

 «облечен в одежду, обагренную кровью» – согласно святому Андрею, одежда Бога Слова – это пречистая Его плоть, обагренная кровью на Голгофе.  Другие же считали, что эта черта означает Божиий суд и воздаяние грешникам и богоборцам. Первое мнение представляется более правдоподобным, так как речь здесь идет пока только о явлении небесного воинства – событии, предшествующем сражению и воздаянию. О сражении же повествуется ниже, в стт. 19–21.  «имя Ему: Слово Божие» – то есть Логос, Сын Божий, вторая Ипостась Троицы. Речь идет здесь не о сущности, как выше, но об одном из Божественных имен. 14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.  Это сказано об Ангелах. О том, что Христос придет с Ангелами, говорится в Мф. 25, 31; Лк. 9, 26; 2 Фес. 1, 7 и др.  Некоторые считали, что среди небесного воинства могут находиться и люди. Например, в его числе могли бы быть восхищенные с земли в сретение Господу праведники последних времен, после изменения их природы, согласно 1 Кор. 15, 51, а также вообще все от века святые, соединенные в пришествие Христа со своими воскресшими телами, согласно 1 Фес. 4, 17. См. также комм. на 16, 16. 15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.  16 На одежде и на бедре Его написано имя: " Царь царей и Господь господствующих " . Этот образ Мессии, Победителя и Судии, был показан и ветхозаветным пророкам. Так, о грядущем Христе пророк Исаия говорит, что «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис 11, 4).  «из уст же Его исходит острый меч» – символ власти, суда и воздаяния. См. также комм. на 1, 16. «пасет их жезлом железным» – Христу дана от Отца власть над всеми людьми: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2, 7–9). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Феодорит в слове — помышлений видит, как зарождается грех сначала в помыслах греховных, а потом уже чрез сочетание с ними воли производится и делом чрез тело. «Апостол, — пишет он, — показал, что не одна плоть, но и самая душа заслуживает обвинение; потому что первоначально приемлет в себя наклонность к худшему, а потом уже с помощию плоти приводит в действие, что замышлено умом». Но, подумает кто, — что же мертвыми он себя не называет, как назвал язычников? — Это уже само собою разумеется. Коль скоро во грехах, то и мертвы, ибо где грех, там и смерть духовная. Но сверх того, ниже он и прямо причисляет иудеев к мертвым духовно, когда говорит: и сущих нас мертвых прегрешенми , — где совмещает под нас и иудеев, и язычников. И бехом естеством чада гнева . Поелику, творя волю плоти и помышлений, погрязали мы в грехах, то за это состояли и под гневом Божиим. «Раздражили мы Бога, прогневали Его, — стали только предметом гнева Божия, и ничем другим», — говорит Златоуст. То же пишет и Феодорит: «Сказал Апостол естеством чада гнева , то есть достойны гнева и крайнего наказания. Так антихриста наименовал сыном погибели (2 Сол. 2, 3), то есть достойным погибели». По Экумению и Феофилакту — стали чадами гнева, как делающие дела, достойные гнева. Василий Великий, в 268 правиле кратком, говорит: «Чадом гнева бывает иной, поколику соделал себя достойным гнева. Ибо как тех, которые достойны Господа и делают дела света и дня, Апостол наименовал сынами света и сынами дня (1 Сол. 5, 5), так следует понимать и слова: бехом чада гнева ». «Слово же — естеством стоит вместо — истинно, подлинно — αληθως και γνησιως» (Экумений, Феофилакт). Якоже и прочии . «Значит, никто не был свободен (от гнева), но все мы, по делам своим, были достойны гнева Божия» (святой Златоуст). Грех всех сравнял, как пространнее изображает это святой Павел в послании к Римлянам, собирая разные указания на это Ветхозаветного Писания (Рим. 3, 10–18). Какая мрачная картина состояния во грехе! Грешник мертв духовно, под тиранством состоит диавола, обладается духом мира, влечется необузданно движениями плоти, рабствует душевным страстям, мятется греховными помышлениями, и за то все — сын гнева, и, следовательно, оброчник вечного наказания. Избавленным от такой беды как не прославлять державную крепость Избавителя, благодатию Своею воскрешающего грешника от смерти греховной и вводящего его в светлую жизнь Богоугождения и святости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Прекрасное толкование этого места мы имеем у преосв. Феофана, мнение которого основано на мнениях свв. отцов. Пр. Феофан пишет следующее: «Что делает грешник? Собирает себе гнев. Гнев – праведное воздаяние Божие за всякое дело, слово и помышление худое. Гневом это названо по чувству грешника, признающего определение Судии, а не по состоянию Судии. «Смотри; какие приличные употребляет апостол речения, указывая, что причиною гнева не Судья а подсудимый , сам ты собираешь себе, а не Бог . Он сделал все, что было нужно, снабдил тебя способностью распознавать доброе и недоброе, явил долготерпение, призвал к покаянию. Если же ты непреклонен, то сам собираешь себе гнев в день гнева» (св. Иоанн Златоустый )... Но что гнев? злые дела, за которые последует строгое наказание, имеющее в сердце грешника отразиться, яко гнев Божий . Что день гнева, это объясняют следующие слова: и откровения праведного суда Божия. В тот день будет производиться праведный суд Божий, но как грешники, потеряв всякое нравственное чувство, будут представлять сию правду, как гнев, то для них он есть день гнева. Милость Божия и там будет изобретать, как бы оправдать грешника, и будет предавать его правде уже после того, как не к чему рук приложить в оправдании его, но несмотря на это, для грешников всё же это будет день гнева, имеющего проникать всё их существо. Апостол и ставит два выражения, что будет день тот для грешников, и что он есть сам по себе : для грешников день гнева, а сам по себе – день праведного суда Божия. «Дабы, слыша о гневе, не почел ты оного действием страсти, Апостол присовокупляет праведного суда Божия» (св. Златоуст) (Толк. на Рим.2:5 ). Из всего этого понятно, почему чада противления в то же время называются и чадами погибели ( Ин.17:12 ) и чадами гнева ( Еф.2:3 ). Последние два выражения, таким образом, являются однозначащими; св. Златоуст, в толковании на слова Евангелиста Иоанна: «иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ), прямо противополагает понятию жизни (ξω) понятие гнева (ργ), как наказания. Он пишет, что «если за знанием и верою не последуют дела доброй жизни, то последует великое наказание. И не сказал Иоанн: гнев ожидает его , но пребывает на нем , показывая этим, что гнев никогда не отступает от него. Дабы слов: «не узрит живота» ты не относил к смерти временной, а веровал, что наказание будет бесконечное, он употребил такое выражение (гнев), которое обозначает постоянное мучение верующих » (Толк. на Ин. 3:36 ). У Бога нет гнева, а есть праведное воздаяние, которое кажется гневом тому, кто подвергается ему (Толк. на Рим.12:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

митрополит Иоанн (Снычёв) ГНЕВ 1. Что является отцом гнева? Жестокосердие – отец гнева. ( Авва Исаия ). Стр. 201 (390) 2. По каким четырем причинам возбуждается гнев в человеке; в каких четырех случаях им омрачается ум; какими четырьмя образами выражается страсть гнева и каких трех устроений бывают люди по отношению к страсти гнева? Гнев возбуждается по четырем причинам: по причине скупости, выражающейся в даянии и принимании и похищении чужого; и если кто любит защищать собственное мнение; и если кто хочет удостоиться почестей; и если кто хочет быть учителем, думая о себе, что он разумнее всех. Гневом омрачается ум человека в следующих четырех случаях: если человек имеет ненависть к ближнему своему, если ставит его за ничто, или если завидует ему, или если худо говорит о нем. В доказательство этого привожу изречение святого евангелиста Иоанна Богослова: ненавидяй брата своего во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему. Страсть гнева выражается четырьмя образами: во-первых, в сердце; во-вторых, на лице; в-третьих, языком; в-четвертых, делом. Если кто возможет перенести зло настолько, чтоб оно не вошло в сердце, то страсть гнева не изобразится и на лице. Если ж она у кого выразится на лице, тот да сохранится, чтоб не выразить ее языком. Кто выразит ее языком, тот, по крайней мере, да удержится, чтоб не выразить ее на деле, да потщится немедленно извергнуть из сердца. Человеки бывают трех устроений по отношению к страсти гнева. Кто произвольно не делает вреда никому, не поносит противников своих и щадит ближнего своего, тот действует по естеству, обновленному Христом. Кто другим не вредит, но вместе не хочет, чтоб и ему делали зло, тот подобен Адаму. Кто же вредит другим, кто бесчестит ближних, кто вводит их в напасти или кто требует лихвы, тот подобен диаволу. Стр. 400 (154) 3. Может ли имеющий страсть гнева быть близким к Богу, если и совершает какие-либо чудеса? Он сказал: если порабощающийся страсти гнева воскресит мертвеца, то и тогда пребудет чуждым Бога по причине порабощения своего гневной страсти. (Авва Агафон).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Предсказал Израильтянам пленение: и были пленены. Предсказал разорение и опустошение Иерусалима: и сбылося тое. Объявил в Писании Своем, что будет вечная мука беззаконникам: неотменно будет она, дознают на себе вечный праведнаго суда Божия гнев, будут пить сию горести чашу, но никогда не выпьют (2:212). Примеры гнева Божия за грехи Читаем в Святом Писании, что различныя казни Бог на грешников посылает. АНГЕЛОВ согрешивших с небесе сверже. О сем глаголет Христос: «видех сатану, яко молнию с небесе спадша» ( Лк. 10, 18 ); и Петр Апостол глаголет: «ангелов согрешивших не пощаде, но, пленицами мрака связав, предаде на суд мучимы блюсти» ( 2Пет. 2, 4 ). ПРАРОДИТЕЛИ наши Адам и Ева из рая за преслушание изгнаны, и всякому бедствию, а с ними и мы подвержены. За грехи первый мир, кроме Ноя, «правды проповедника», ужасным потопом погублен ( Быт. 7 гл.) ( 2Пет. 2, 5 ). Содом и Гоморр с окрестными градами за мерзкую нечистоту огнем пожжены ( Быт. 19 гл. 2; Пет. 2, 6). Гордый и ожесточенный Фараон со всем воинством своим в Чермном море потоплен ( Исх. 14 гл.). Дафан и Авирон с единомышленниками своими, и воставши на Моисея и Аарона, в пустыне живы землею пожерты ( Чис. 16 гл.). «Отверзеся земля и пожре Дафана, и покры на сонмища Авирона» ( Пс. 105, 17 ). Прочии люди Израильскии таможде за различныя беззакония различно поражены гневом Божиим: иные огнем, иные ядовитыми змиями, иные мечем иноплеменническим, иные иным образом... Всему тому грехи их и беззакония виною были, якоже о томжде свидетельствуют святыя оныя книги (2:211). Гнев Божий во много тягостнее гнева человека Коль тяжко подданому Государя своего гнев над собою чувствовати, – не можно словом изъяснить. Ничто ему тогда не мило – ни пища, ни питие, ни жена, ни дети, ни други, ни иное что. Откуда бывает, что многие сами себе, не стерпя гнева того, погубляют, и желают умрети, нежели жити под гневом тем. Как несравненно тяжестнее Божий гнев терпети. Сколько бо Бог от человека отстоит,отстоит же безконечно, – столько тягчайший есть Божий гнев паче гнева царскаго. Откуда нечестивые в день страшного Божия суда и праведнаго Его гнева пожелают «сокрытися в пещерах и камении горстем, и возглаголют горам и камению: падите на ны, и покрыйте ны от лица Седящего на престоле, и от гнева Агнча: яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати» ( Апок. 6, 15–17 ) (3:431–432). Чувствуя гнев Божий за грехи, прибегнуть ко Христу и искать у Него милости (3:13, см. ПОКАЯНИЕ , 721). Покаяние избавляет от гнева Божия за грехи (4:113, см. ПОКАЯНИЕ, 715). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Св. Иоанн Кассиан Римлянин пишет также: «когда мы читаем о гневе Божием или о ярости, то мы должны понимать это не человекообразно, то есть заключая о Боге от человека – изменяемой природы, но достойно Бога, чуждого всякого изменения; действительно, с помощью этих понятий, можем знать Бога, как Судию и отмстителя за всякие неправды, являющиеся в мире сем, и пусть бы мы, устрашенные этими понятиями, обозначающими, что Бог есть страшный воздаятель за наши дела, стали опасаться делать что-нибудь вопреки Его воле». На самом деле человеческая природа обыкновенно боится тех, о которых знает, что они негодуют и опасается оскорбить их; так, обыкновенно боятся гнева и мучения те, которые мучаются собственною совестью вследствие какого-либо преступления, и приписывают их судьям самым благосклонным, но это не значит, что такое душевное возмущение бывает у тех, которые намерены лишь справедливо судить,... и с какою бы то ни было кротостью и снисхождением ни был произнесен приговор, он считается сильною яростью и жесточайшим гневом у тех, которые должны заслуженно нести наказание. Итак, выражение « гнев Божий » является средством для нашего вразумления, напоминая о страданиях грешников, но не говорит о гневе как состоянии самого Бога. Несколько иной оттенок даёт этому понятию блаж. Феодорит : он пишет, что люди называются Апостолом «естеством чадами гнева» потому, что если бы на месте неизменно всеблагого Бога было существо, изменяющее свои душевные настроения, то оно вправе было бы гневаться на человека (Толк. на Еф. 2:3 ). Равно и по мнению св. Василия Великого , чадом гнева бывает иной, поскольку соделал себя достойным гнева. Ибо так тех, которые достойны Господа и называются сынами света и дня ( 1Сол. 5:5 ), так следует понимать и слова: бехом... чада гнева ( Еф.2:3 ), то есть как говорит св. Амвросий, «когда злая воля становится природою, то является природа гнева , то есть долженствующая подвергнуться наказанию, и делается поэтому такою не вследствие изменения своего существа (substantia), но вследствие злой воли» (Толк. на Еф.2:3 ). Впрочем, надобно знать, что « сын противления есть то же, что и чада гнева », как говорит св. Василий Великий .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010