от лат. occultus – тайный, скрытый



  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026

печать библиотека Т. 14, С. 321-323 опубликовано: ...Искать в Источникеpravenc.ru
... библиотека Т. 14, С. 321-323 опубликовано: 6 марта 2012г. ДЕКАН [лат. decanus от decem - десять - начальник над десятком человек; нем. Dekan, Dechant; англ. Dean; итал., испан. decano; франц. doyen], адм. должность в католической Церкви, а также в университетах, в дипломатической сфере и в гос. управлении. В разное время и в разных странах Д. имели различные функции и полномочия. По одной из версий, звание «Д. » восходит к македон. военной и адм. терминологии, в к-рой словом «δεκανός» именовали командира 10 солдат низшего воинского подразделения. Термин был заимствован римлянами во II в. по Р. Х. Он был введен во время военной реформы имп. Адриана для обозначения командира отряда из 10 солдат. Д. называли также низших дворцовых служащих: посланцев и стражников-привратников ( CJ. XII 26. 1, 2; XII 59. 10. 5 ) . Позднее так стали именовать низшее должностное лицо канцелярии визант. императора. При имп. Константине I Великом была учреждена должность Д. в К-польской Церкви ( также назывались lectarii - носильщики ) . Имп. Феодосий II ограничил число Д. до 950 ( CJ. I 2, 4 ) ; в их обязанности входил надзор за организацией похорон в городе, в т. ч. погребение нищих и ... далее ...
ИНСТИТУТЫ И ФАКУЛЬТЕТЫ ПАПСКИЕ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Канцлером ин-та является генеральный настоятель конгрегации Легионеров Христа (в 2009 пресв. А. М. дель Р. Коркуэра) , управляет ин-том ректор из числа профессоров - членов конгрегации (в 2009 пресв. П. Баррахон) . Папский высший институт латинского языка (Pontificio Istituto Superiore di Latinità) . Необходимость создания научного ин-та для развития и совершенствования форм церковной латыни была выражена папой Римским Иоанном XXIII в конституции «Veterum Sapientia» (1962) . 22 февр. 1964 г. папа Римский Павел VI издал motu proprio «Studia Latinitatis», учреждавшее папский ин-т лат. языка при папском Салезианском ун-те; канцлером ин-та по должности являлся префект Конгрегации католич. образования. 4 июня 1971 г. декретом конгрегации ин-т был включен в состав папского Салезианского ун-та в виде факультета христ. и классической филологии (Facoltà di Lettere cristiane e classiche) . Возглавляется канцлером Салезианского ун-та, к-рым по должности является генеральный настоятель монашеской конгрегации салезианцев (в 2009 пресв. Х. В. Паскуаль) , управление осуществляет президент-декан (в 2009 пресв. М. Маритано) . Лит. : Aubert R. Institut supérieur Pontifical de ... далее ...
ДИАТЕССАРОН • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Д., и, при его обычном интересе к текстам Евангелий, не приводит к. -л. чтений из него (см., напр. : Petersen. 1994. P. 36; Schedinger. 2001. P. 14) . В сир. переводе «Церковной истории» Евсевия (IV в.) это выражение вообще убрано, что является косвенным доказательством того, что переводчик «знал» Д. Труд Татиана в отличие от греч. текста Евсевия назван «Евангелие» () , а слово «Д. » приводится вместе с объяснением того, что оно означает. На этом основании делают вывод, что греч. название Д. было неизвестно сир. христианам, хотя Д. активно ими использовался (Petersen. 1994. P. 37) . Лат. перевод «Церковной истории» почти не отличается от греч. текста, однако там, так же как и в сир. переводе, говорится, что Татиан составил «Евангелие», к-рое назвал Д. (conposuit euangelium unum ex quattuor, quod Diatessaron nominavit) . Возможно, и в исходном тексте Евсевия слово εὐαϒϒέλιον (Евангелие) присутствовало (Ibidem) . Слово «Д. » (διὰ τεσσάρων) Евсевий использует еще раз в «Послании к Карпиану» для обозначения труда Аммония Александрийского, который, по-видимому, составил подобие евангельского синопсиса (Euseb. Epist. ad Carpianum ad canones evangeliorum praemissa. 4) . ... далее ...
КАДИЛО • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... [греч. θυμιατός, θυμιατήριον, λιβανωτός; лат. thymiamaterium, thuribulum], литургический сосуд для совершения каждения. В Иерусалимском храме для каждения наряду с кадильным алтарем использовались и переносные К. : евр. (греч. πυρεῖον) , представлявшее собой некое подобие сковороды ( Лев 10. 1, Чис 16. 6-7 ) , и евр. ( греч. θυμιατήριον; Иез 8. 11 ) . При раскопках в Палестине были найдены приспособления, к-рые так или иначе могли быть связаны с каждением (Nielsen. 1986. P. 38) . Сосуды в форме цилиндра высотой до 50 см или кувшина, снабженные отверстиями по бокам, или в форме чаши с узкой ножкой обычно отождествляются с ( Ibid. P. 44-46 ) . Среди археологических находок встречаются К. ковшеобразной формы, которые, вероятно, происходят из Египта. На дне ковша иногда присутствует рельеф в форме 5 пальцев руки. Ручка может быть выполнена в форме трубки, вероятно для того, чтобы можно было раздувать угли, находящиеся в ковше. Однако отождествить его с библейской затруднительно ( Ibid. P. 38-42 ) . В обиход христ. Церкви К. вошло не раньше IV в. Среди сохранившихся христ. К. также имеются экземпляры в форме сковороды или более сложной конструкции, представляющие собой ... далее ...
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫИскать в Источникеpravenc.ru
... в ркп. 1-й пол. XII в., или рус. исторические сочинения, визант. эра стала офиц. эрой греч. Церквей (см. Летосчисление) . Поэтому в визант. традиции дата 25 марта имеет огромное значение и считается датой не только Б., но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты др. праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи. День Б. нередко служил началом церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе (где были известны 2 способа отсчета лет от Б. : имевший широкое распространение вплоть до XVIII в. calculus Florentinus) лат. - Флорентийский отсчет (, а также менее известный calculus Pisanus) Пизанский отсчет () . Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасха» ( κύριον πάσχα - Господственная ) т. е. настоящая, нормальная (Пасха; иногда встречается неправильная этимология - Господня Пасха) ; в наст. время Кириопасхой называют случающееся раз в неск. лет совпадение праздников Пасхи и Б. (Лебедев Д. , свящ. Почему праздник Пасхи 25 марта называется «Кириопасха»? БВ. 1905. Т. 2. № 5. С. 118-128) . 25 марта Б. празднуется и ... далее ...
ИСПАНО-МОСАРАБСКОЕ ПЕНИЕИскать в Источникеpravenc.ru
... Это песнопение состоит из сольной речитации с мелизмой (украшением) на последнем слоге и ответного стиха с похожей мелодией, исполнявшегося хором. Стиль распева versus, как и антифонов, невматический. В рукописях они обозначаются так же, как стихи респонсорных песнопений (за исключением sonus и sacrificium, стихи к-рых пронумерованы рим. цифрами) . Psallendum - антифонное песнопение во время процессии в конце вечерни и утрени, исполнявшееся, как правило, не со стихом, а со «Слава, и ныне: ». Само песнопение обычно имеет небольшое украшение, «Слава, и ныне: » не нотировано. Preces ( лат. - прошения ) - силлабические или умеренно-невматические песнопения вечерни, часов и мессы на ритмизованные поэтические тексты покаянного характера. По-видимому, они были перенесены в кафедральную традицию из монастырской. Preces состоят из неск. сравнительно кратких строф, к-рые чередуются с кратким рефреном, называемым indulgentia. В мелодическом отношении рефрен либо отделен от строфы, либо является ее окончанием. Сами прошения содержат лат. алфавитный акростих и потому в некоторых источниках (Matrit. Acad. Hist. Aemil. 56; Liber omnium offerentium) названы abecedaria. Этот жанр ... далее ...
ИСПАНИЯ. III • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... fecundata» (см. : AHMA. Bd. 7. Einleitung, N 85; Bd. 53. N 77, 145; Bd. 54. N 17; Anglés. La música a Catalunya. 1935. P. 75) . В X-XVI вв. в И. была распространена состоящая из 3 строф с припевом «Песнь о Сивилле» (Canto de la Sibila) на латинском языке ( см. : Chevalier U. ) Repertorium hymnologicum. Louvain, 1892-1912. Brussels, 1920-1921r. N 9876; AHMA. Bd. 4. N 15 (, в т. ч. с аквитанской нотацией) Córdoba. Catedr. I (olim 72) . Fol. 69, ок. 960 г. (, и в переводе на каталанский и испан. языки) см. : Gómez Muntané. К популярным в И. паралитургическим жанрам относятся также preces (лат. - молитвы, прошения; в некоторых григорианских рукописях называются versi) стихи () , плачи (Paris. lat. 5941. Fol. 92; 5132. Fol. 109; Matrit. Bibl. Nac. 10029. Fol. 54-54v; Burgos. Las Huelgas. S. n.) и свадебные песни (Matrit. Acad. Hist. 78. Fol. 232-232v; Matrit. Bibl. Nac. 10001) . Органум в Кодексе Каллиста. 2-я пол. 30-х гг. XII в. (Santiago de Compostela. Catedr. S. s.) Нек-рые исследователи предполагают влияние араб. музыкально-поэтической традиции на испан. песенные жанры духовного содержания - кантиги и вильянсико. Кантигами (cantiga, cantica) в И. и Португалии до сер. XV в. ... далее ...
ДУША • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Bacon R. Opus Majus Ed. J. H. Bridges. Oxf., 1897. Vol. 1. P. 38 (. В этом случае действующий разум приписывается Богу и ангелам, поскольку «Бог по отношению к нашим душам - все равно что Солнце, а ангелы - все равно что звезды») Idem. Opus Tertium Opera quaedam hactenus inedita Ed. J. S. Brewer. L., 1859. Vol. 1. P. 74 (. Менее радикально настроенные августинианские богословы) Иоанн Пекам, Роджер Марстон и др. (признавали, что, хотя в процессе познавательной деятельности действующим разумом является в первую очередь Бог, человеческая Д. также обладает неким его подобием. Наконец, лат. аверроисты считали, что отделенным является не только действующий, но и возможностный разум.) В вопросе о взаимоотношении разума (intellectus) и рассудка (ratio) в схоластике XIII в. стал намечаться отход от платонического противопоставления одного другому (ratio - рассудочное познание вещей низшего порядка, intellectus, отождествляемый с intelligentia - «умным» познанием высоких и божественных вещей) , отчасти имевшего место в XII в. В конечном счете между ними было введено чисто техническое различие. Как отмечал Фома Аквинский, «надлежит сказать, что рассудок и разум в человеке не ... далее ...
ДИСПЕНСАЦИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... [лат. dispensatio], термин канонического права, обозначающий освобождение отдельного лица или группы лиц от обязательной нормы церковного закона или послабление в его исполнении. Д. не означает отмену нормативного акта (abrogatio) или его замену новым (obrogatio) , с полным прекращением действия для всех субъектов права, но адресована к отдельным субъектам права. Д. также не является прощением (excusatio) , приостановлением действия или частичной отменой нормативного акта (derogatio) , отпущением грехов (absolutio, indulgentia) , фикцией соблюдения действующего нормативного акта при игнорировании (dissimulatio) нарушения должностным лицом, льготой (tolerantia) , привилегией (privilegium) . Д. позволяет не соблюдать определенную норму закона, но в отличие от разрешения (permissio) не санкционирует совершение в соответствии с законом исключительного действия, на которое лицо при обычных обстоятельствах не имеет права. Термин «Д. » восходит к лат. глаголу pensare с двойным значением: «взвешивать металл» (гл. обр. медь) и «платить» (распределять взвешенное) . В юридических текстах глагол dispensare употреблялся в значении «распределять» (Dig. 47. 11. 10) , «вести счеты» ... далее ...
ИОАНН ПЕКАМИскать в Источникеpravenc.ru
... «Трактат о перспективе» более метафизичен по своему содержанию; предполагается, что он был написан И. П. раньше «Общей перспективы», в к-рой те же концепции излагаются в более строгой форме, без привлечения теологического и метафизического материала (более подробное сравнение двух трактатов см. : Ioannes Pecham.) Tractatus de perspectiva. 1972. P. 13 (. По мнению издателя трактатов Д. Линдберга, задачей автора в «Общей перспективе» было предложить удобное для учебного употребления введение к «Книге оптики» Ибн аль-Хайсама) латиниз. Alhazen, Альхазен; 965-1039 (, в XII в. переведенной на лат. язык) Lindberg. 1965. P. 40-41 (. В трактате И. П. прослеживается несомненное влияние нек-рых оптических концепций его лат. предшественников: Р. Гроссетеста и Р. Бэкона) Ibid. P. 41-43 (. 1-я часть трактата посвящена изложению учения о распространении света и восприятии цвета, обсуждению условий зрительного восприятия, описанию анатомии и физиологии глаза, анализу психологии зрения и ошибок зрительного восприятия. Во 2-й части сочинения И. П. излагает закон отражения и различные следствия из него. 3-я часть гл. обр. посвящена разработке концепции преломления света и связанного с ... далее ...

  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026

Постоянная ссылка на эту страницу: от лат. occultus – тайный, скрытый
Справочник - ПОИСКОВ.РФ