В Средние века колдовство маргинализируется в официальной культуре как деятельность, осуждаемая христианством, но при этом остается широко распространенной практикой как в низших, так и в отдельных интеллектуальных кругах Европы. Некоторые христианские авторы старались классифицировать разновидности колдовства, в частности св. Исидор Севильский выделял: ауспицию (иначе птицегадание, то есть гадание по поведению и внутренним органам птиц), некромантию (общение в той или иной форме с умершими), астрологию и гороскопы, заклинания и амулеты, гадание по земле, воде, воздуху и огню (геомантия, гидромантия, аэромантия, пиромантия), зачарование и ворожбу. Характерным для Средних веков и эпохи Возрождения является появление гримуаров – книг-сборников заклинаний, а также имен и свойств тех или иных демонов. В Средние века, в эпоху Возрождения, а также в раннем Просвещении в некоторых регионах и государствах Европы и Северной Америки колдовство каралось законом, вплоть до смертной казни, и было запрещено. В эпоху Возрождения и в раннем Просвещении средневековая магия развивалась в разнообразных движениях и течениях, например, в Ордене розенкрейцеров. Конкретные магические практики, разрабатываемые в этих обществах, а также религиозно-философское осмысление этих практик привело к распространению  «герметизма» (греч. Ερμητισμς; от греч. ρμς, фр. Hermétisme, англ. Hermetism, Hermeticism), также герметика (от нем. Hermetik), или герметическая философия) — синкретическому окуультному религиозному течению, возводившему свои идеи к фигуре Гермеса Трисмегиста — предполагаемого автора корпуса текстов I–IV вв. н. э. Герметизм и герметические сообщества заложили основу для мейнстрима последующей европейской колдовской традиции. С XIX века в Европе развивается т. н. « оккультизм » (фр. Occultisme от лат. occultusскрытый, тайный, то есть скрытое, тайное знание в противовес «открытому» знанию, то есть университетской науке). Сторонники оккультного знания стремились актуализировать знания о колдовстве и магии предыдущих веков в условиях научно-технической революции. Таким образом, колдовство в рамках оккультных течений XIX–XX веков получило вторую жизнь.

http://azbyka.ru/koldovstvo

Нередко приходится слышать, что экуменизм есть в высшей степени рациональная концепция, лишенная всевозможных «суеверий» магического характера. Утверждается, что экуменический диалог между Православной Церковью и иными религиозными общинами направлен сугубо на координацию миротворческих действий в нехристианском мире и не несет в себе никакого деструктивного потенциала. Однако, подобное заключение совершенно ошибочно: именно экуменизм имеет в основании магический, оккультный подход, магическое мировосприятие мироздания и верований в нем, что подробно обосновывается, например, в статье «Без догмата. О взглядах о. Георгия Кочеткова в их связи с масонской идеологией»: В ней приведены достаточно веские аргументы, доказывающие, что адогматическая мировоззренческая система как основа экуменической концепции, отрицая догматику и канонику, ставит на их место чувственный мистериальный опыт интерпретации символов, что представляет собою чистой воды магический, оккультный подход. Естественно, никакого отношения к христианству он не имеет, являясь, по сути, подрывным элементом для него. Напомним, что оккультизм (от лат. «occultus» - скрытый, тайный) - общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвященным». К таким учениям относятся эзотеризм и его практические формы: алхимия, астрология, каббала, розенкрейцерство, спиритуализм, теософия, теургия. С которыми тесно связаны: гадания, онейрокритика, некромантия, хиромантия, спиритизм, колдовство, магия, шаманизм, парапсихология, паранормальные явления, экстрасенсорика, верования в связь с потусторонним миром и другие учения, основанные на суеверии и сохраняемые в тайне. Впервые термин «philosophia occulta» («тайная философия») был употреблен в XVI веке Агриппой Неттесгеймским, а термин «оккультизм» был введен французом Элифасом Леви (1810-1875). Оккультизм часто понимается как синоним эзотерики, или обозначает лишь традиции ритуальных практик. Иногда называется герметизмом, по имени одного из его мифических пророков, Гермеса Трисмегиста. Современная наука классифицирует большинство оккультных учений как псевдонауку или как паранормальные верования.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/5/missi...

Что такое оккультизм Начнем с маленькой реальной истории. Приходит ребенок домой – а там весь пол рисом посыпан. «Мама, что такое случилось?» «Это, сынок, я дурную энергию прогоняю из дома» – пояснила мама одну из практик какой-то восточной мистики, согласно которой пол посыпают наговоренным зерном. Кто бы мог подумать, что в XXI веке, наряду с развитием электроники, новейших видов техники и перспективных отраслей науки, останется старое, суеверное увлечение оккультными знаниями. Известно, что современные певцы и актеры увлекаются каббалой, например, Мадонна, которая лично основала Центр изучения каббалы в Лондоне, а по ее примеру – Элизабет Тейлор, Мик Джаггер, Пэрис Хилтон, Кортни Лав, Филипп Киркоров, Лолита Милявская и мн. др. Норвежская принцесса Марта Луиса в 2010 году открыто заявила о своей приверженности к эзотерическим учениям и спиритизму. Бизнесмены внимательно слушают астрологические прогнозы, политики же и спортсмены накануне серьезных предприятий спешат за поддержкой к экстрасенсам, ясновидящим и колдунам. Оккультизм (от лат. occultusтайный, скрытый) – это таинственные учения и культы, выражающие стремление проникнуть в духовный мир, познать потусторонние силы и овладеть ими. Эта кажется таким же таинственным, как и скрип старой двери, открывшейся в заброшенном сарае, когда детям одновременно боязно и любопытно туда заглянуть. В оккультизме считается, что в человеке, природе и космосе присутствуют таинственные, сверхъестественные силы, которые можно вскрыть, обнаружить. Оккультизм призывает овладеть этими силами и таким образом достичь более совершенной жизни на земле. Но разве не к этому же призывает людей и религия? В религии (под которой мы подразумеваем, прежде всего, христианство как истинную религию) познание духовного мира следует неразрывно за приобщением Богу. В оккультизме же человек пытается прорваться к духовным силам минуя Бога. «Когда я стал заниматься оккультизмом, – рассказывал автору этих строк один бывший колдун, достигший экстрасенсорных способностей, – то я был поражен тем эффектом и теми возможностями, какие приоткрывала мне магия. Приходившие ко мне за советом и с просьбой о помощи люди наглядно убеждались в невидимой силе, действовавшей на них посредством моей практики». Сам духовный мир в оккультизме рассматривается как инструмент к личному корыстному благополучию – эгоизм есть основная движущая сила оккультиста. Поэтому и жизненный девиз преуспевшего оккультиста – «я не такой, как другие; что недоступно окружающим, то для меня возможно». Наиболее наглядно оккультизм выражается в магии. Магия же есть попытка овладеть сверхъестественными и природными силами с помощью заклинаний, ритуалов и особых мистических действий.

http://pravoslavie.ru/44484.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Игорь Ковалев 25 января 2021, 11:55 Андрей. " Не только по книге нужно учиться,но и на практике,да ещё и наставники нужны многоопытные... "/-Совершенно с вами согласен, но в настоящее время особенно для мирян: " Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей.Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания,вере правой, жительству по заповедям евангельским,глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, – спасению и христианскому совершенству. Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства. " (Свт.Игнатий Брянчанинов,прп.Нил Сорский) Игорь Ковалев 25 января 2021, 10:43 инокиня Наталья.По аскетике привёл вам слова святителя Игнатия,которые прямо опровергают ваши,а не своё мнение транслировал.По поводу нарушений в головном мозге,не спорю,есть случаи, когда надо идти к врачу и принимать лекарства.Но я же говорю о тех проблемах,которыми занимается психотерапевт,и их уже перечислял:депрессии,резкие перепады настроения, панические атаки,навязчивые мысли,приступы гнева и страха и т.п.Это явные признаки душевного расстройства в большинстве случаев по причине страстей,грехов и влияния падших духов,и лечатся " постом и молитвой " ,а не таблетками.И человека из вашего примера,который из-за пьянства разрушил семью,надо лечить покаянием и молитвой,а не антидепрессантами. Игорь Ковалев 25 января 2021, 10:14 инокиня Наталья. " Оккультизм (от лат. occultus– тайный, скрытый)–это таинственные учения и культы,выражающие стремление проникнуть в духовный мир,познать потусторонние силы и овладеть ими. " Как раз какие-нибудь шаманские ритуалы и есть оккультизм.А по вашей логике получается Спиридон Тримифундский,по молитве,которого ящерица превратилась в золото(а это явное изменение материи), занимался оккультизмом.Ваше неправильное определение приводит к нелепостям.А у меня вполне православная вера во всемогущество Создателя,который может изменить и материю,и физические законы.И кстати,в молитве на принятие святой воды произносим:во здравие ДУШИ и ТЕЛА.

http://pravoslavie.ru/136683.html

Dr. Walter R. Martin, an eminent expert on cults in America, confirms that at least sixty percent of Americans observe occult practices or profess an interest in the occult in one form or another. There exist at least 3,000 occult books and magazines, and even traditional magazines that, though having no real interest in this area, nevertheless print articles regarding occult ideas, astrological signs, curing by means of crystals, and so on. In Russia as well, the passion with the occult is taking on epidemic proportions. These sad facts point to a socio-spiritual degeneration and are an indication of the nearing of the Second Coming of Christ (cf.1 Tim. 4:1). The word occultism is derived from the Latin occultus, meaning something hidden and inaccessible to most. In the sphere of the occult are included various unexplainable phenomena and acts which set into motion mysterious non-physical forces. Preoccupation with the occult strives for the following goals: 1) to acquire knowledge inaccessible through normal physical means, 2) to make contact with souls or supernatural forces, and 3) to learn how to manipulate these spirits or forces. The following is a partial summary of occult teachings and occupations: fortune telling, astrology, chiromancy (palmistry), chimerology (hallucinations), theosophy (based on the society of Elena Blavatskaya), kabbala, anthroposophy, spiritualism, astral travels (also known as astral projection or out-of-body travel), several varieties of mysticism, transcendental meditation, mediumism or channeling, yoga, telesthetic (unconventional) healing, healing by biofeedback, ritualistic coding, shamanism, sorcery, and all forms of white and black magic. Presently, great popularity is being gained by the essentially occult New Age movement, which has incorporated into itself many of the more ancient occult teachings. In addition, a number of contemporary sects and cults have either originated through the influence of the spirits or carry within themselves elements of the occult and make use of occult practices. Among them we should count: the Anthroposophical Society, the American Meditation Society, the Baha’i Faith, the Children of God (Family of Love), Christian Science, the Church of Latter-Day Saints (the Mormons), the Eckankar movement, the Universal Society of Hare Krishnas, the Rosicrucian Fellowship, the Self-Realization Fellowship, the Spiritualists National Movement, the Theosophical Society, the Transcendental Meditation movement, the Unification Church, the Vedanta Society, the Watchtower Society (Jehovah’s Witnesses), and Zen Buddhism—to name just a few.

http://pravoslavie.ru/45497.html

If turning to God awakens man " s conscience and rouses him to repentance and reform, occult knowledge, in contrast, does not bind him with any moral obligations: just take and enjoy! The main attraction for the occult seems to be in the apparent freedom from any moral obligations. As we shall see later, the spirits of the nether world are anything but unselfish, and sooner or later man will pay dearly for any services rendered by them. It is only at first that everything seems rewarding and easy. Occultism is as old as mankind. In Paradise the tasting of the forbidden fruit was man " s first attempt at receiving extraordinary knowledge and talents by means of the occult (see Genesis ch. 3). Sorcerers, shamans, spiritualists, and so forth have always existed, although covertly in most societies. Significantly, our era is witnessing a much increased popularization and passion for various forms of the occult, confirmed by a whole series of serious contemporary investigations. The booklets The Facts on the Occult and The Facts on Spirit Guides by John Ankerberg and John Weldon (Harvest House Publishers, Eugene, OR, 1991) gathered together information from many such studies in the United States referred to and quoted here and provide further details on some of the topics discussed below. Thus, Mircea Eliade, a well-known scholar, remarks in his book Occultism, Witchcraft and Cultural Fashions: " As a historian of religions, I cannot fail but be impressed by the amazing popularity of witchcraft in modern Western culture and its subcultures. However, the contemporary interest in witchcraft is only part and parcel of a larger trend, namely, the vogue of the occult and the esoteric " (The University Press, Chicago, 1976). Under the influence of the present day belief system known as the " New Age, " thousands of people in the United States profess themselves to be " channelers " (mediums) and " psychics. " Millions turn to them for counsel and services while being captivated by their writings. Some of these channelers are well known in artistic and entertainment circles. In Europe, Canada, Brazil, Russia, and elsewhere, there is also a noticeable increase in the interest in the nether-world. Occult ideas have even begun to infiltrate serious sciences like psychology, medicine, philosophy, and archeology. Pseudo-Christian sects spread ancient occult ideas disguised in pseudoscientific and Christian terminology. The New Age sections in many bookstores are larger than those devoted to Christianity.

http://pravoslavie.ru/45497.html

89 Французское «Trou aux Rats» (Крысиная нора) созвучно с латинским «Tu, ora». 90 Неровными шагами (лат.) 91 Песня в цвету (франц.) 92 «Господь» (лат.) – начало молитвы. 93 Кто глух, тот глуп (лат.) 94 Игра слов. Фамилия Condelaurier (Гонделорье) состоит из слов: gond – крюк и laurier – лавровое дерево. 95 Прокорми себя сама (лат.) 96 Мужчина с женщиной не станут читать «Отче наш» (лат.) 97 «Каким образом» и «но поистине» (лат.) 98 Поистине эти харчевни изумительны! (итал.) 99 Дыши, надейся (лат.) 100 Откуда? Оттуда? (лат.) Человек человеку зверь (лат.) Звезда, лагерь, имя, божество (лат.) Большая книга, большое зло (греч.) Дерзай знать (лат.) Веет, где хочет (лат.) 101 Пост (греч.) 102 Небесного называй господом, земного – погибелью (лат.) 103 Пламя! (лат.) 104 Рок, судьба (лат.) 105 Разорвали рубаху («кухонная» латынь). 106 Рубаху, а не плащ (лат.) 107 Это по-гречески; прочесть невозможно (лат.) 108 С моим лакеем («кухонная» латынь) 109 Кто не работает, пусть не ест (лат.) 110 Цепям и палкам вопреки, оковам, тюрьмам, дыбам, веревкам назло, кандалам, ошейникам, железкам (лат.) 111 Через самого, и с самим, и в самом (лат.) 112 Бессмысленный набор слов. 113 Голый весишь ты сто фунтов, если вешать за ноги (лат.) 114 Колдунья или ведьма! (лат.) 115 Диалог об энергии и деятельности демонов (лат.) 116 У каждого места есть свои дух (гений) (лат.) 117 Тебя, Бога, хвалим! (лат.) 118 При сохранении своей формы душа остается невредимой (лат.) 119 Позорно жить среди сквернословия (лат.) 120 Некогда я был фиговым стволом (лат.) 121 Епископ Эдуэнский (лат.) 122 Сознаюсь (лат.) 123 Goton – уменьшительное от имени Marguerite (Маргарита). 124 О фигурах правильных и неправильных (лат.) 125 Учение (греч.) 126 Поелику милостивые государи эта женщина изобличена в колдовстве и преступное намерение ее доказано, я от имени со борной церкви Парижской Богоматери, коей присвоено право высшей юрисдикции в пределах острова Сите, заявляю присутствующим что требую во первых присуждения ее к денежному штрафу во вторых присуждения ее к публичному покаянию перед порталом Собора Парижской Богоматери, в третьих, приговора, в силу коего эта колдунья была бы казнена вместе с ее козой на месте, в просторечии именуемом «Грев» или на острове на реке Сене близ королевских садов (лат.) 127 Увы! Варварская латынь! (лат.) 128 Отрицаю (лат.) 129 Оставь надежду навсегда (итал.) – из «Божественной комедии» Данте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

50 Пастырь лютого стада еще лютее пасомых (лат.) 51 Здоровый малый злобен (лат.) 52 «Ангел» – первое слово молитвы, читаемой при звоне колокола утром, в полдень и вечером. 53 Словно поднятые трубным звуком (лат.) 54 Побоище; основная причина – отличное выпитое им вино (лат.) 55 Где замыкается круг (лат.) . Имеется в виду «круг знаний», которым обучали в древности и в средние века. 56 Дозволенное (лат.) 57 Недозволенное (лат.) 58 Legris – по-французски произносится так же, как le gris, что означает «хмельной», «под хмельком». 59 Гюго II из Бизунсио, 1326—1332. (Прим. автора.) 60 К общему напеву (лат.) 61 Для некоторых именитых жен, посещения коих нельзя избежать, не вызывая огласки (лат.) 62 «Эге, эге! Клод с хромым» – игра слов: латинское claudus значит «хромой». 63 Аббат монастыря блаженного Мартина (лат.) 64 «О предопределении и свободе воли» (лат.) 65 Игра слов: l " abricotier – абрикосовое дерево; l " abricotier – приют на берегу. 66 Верую в Бога (лат.) 67 Господа нашего (лат.) 68 Аминь (лат.) 69 Ошибаешься, друг Клод (лат.) 70 Голубь. 71 «Толкование Послании апостола Павла». Нюрнберг, Ангонии Кобургер, 1474 (лат.) 72 Аббат монастыря блаженного Мартина, то есть король Франции, согласно установлению, считается каноником и имеет малый приход, принадлежащий церкви святого Венанция, а в капитуле он должен заседать на месте казначея (лат.) 73 Ибо именуюсь львом (лат.) 74 Черепаха (лат.) ; в военном искусстве римлян так называлась кровля из щитов, сомкнутых над головами. 75 Это та самая комета, при появлении которой папа Каликст, дядя Борджа, приказал служить молебны и которая появилась вновь в 1835 году. (Прим. автора.) 76 Должность, которая соединена не только с государственной властью, но и со многими преимуществами и правами (лат.) 77 Отчеты по управлению государственным имуществом, 1383 г. (Прим. автора.) 78 Суровый закон (лат.) 79 Во-первых (лат.) 80 Во-вторых (лат.) 81 Предположительно – блудницы (лат.) 82 В-третьих (лат.) 83 Громким голосом во мраке (лат.) 84 Молчи и надейся (лат.) 85 Крепкий щит – спасение вождей (лат.) 86 Тебе принадлежащий (лат.) 87 Молись! (лат.) 88 Людовик Великий (лат.) – надпись на триумфальной арке, воздвигнутой в Париже на бульваре Сен-Дени в память о победах Людовика XIV над Фландрией и Франш-Конте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

44 сим побеждай (греч.) 45 по большому счету (лат.) 46 богоприличные слова (греч.) 47 в пути (лат.) , т. е. Церковью «воинствующей» 48 в отечестве (лат.) , т. е. как Церковь «торжествующая» 49 букв. .: способным к Богу (лат.) ; выражение блаж. Августина. 50 здесь: значение (лат.) 51 предел (греч.) 52 здесь: общностью (греч.) 53 здесь : места (лат.) 54 обезумевшие христианские истины (фр.) 55 повестка дня (лат.) 56 Первая публикация в St. Vladimir " s Theological Qusrterly. Vol. 15 (1971). 1 2. P. 3—27. 57 Единой Святой. — Ред. 58 от Предания (лат.) 59 быть (лат.) 60 нерушимо (лат.) 61 права (лат.) 62 здесь : закону (лат.) 63 власти (лат.) здесь : светская, т. е. императорская, власть. 64 священства (лат.) 65 Имеется в виду возникновение автокефальной Элладской Церкви. 66 вследствие самого этого факта (лат.) 67 признак (лат.) 68 конечная точка (лат.) 69 здесь : бытию (лат.) 70 признак Церкви (лат.) 71 основе (лат.) 72 по Божественному праву (лат.) 73 Статья написана примерно за восемь лет до кончины прот. Георгия Флоровского, последовавшей 11 августа 1979 г. 74 Первоначально — доклад, прочитанный на 1-й Конференции православных богословов в Америке (сентябрь 1966 г.) и опубликованный в: St. Vladimir " s Theological Quarterly. Vol. 10 (1966). 4. Р.180—188. 75 смыслом (фр.) 76 снискать благоволение (лат.) 77 c надлежащими изменениями (лат.) 78 Прочитано как доклад на I Международном конгрессе православных богословов в Греческой православной богословской школе Св. Креста (Бруклин, Массачусетс) в 1970 г. и первоначально опубликовано в “Тне Greek Theological Review» Vo1. 17(1972). 1. Р. 86—100. 79 закон молитвы (лат.) 80 Здесь и далее под “leitourgia” подразумевается общественное служение Церкви в широком смысле. Говоря о богослужении, в том числе и о Божественной литургии, автор использует термин “liturgy”. 81 самим по себе (лат.) 82 законе веры (лат.) 83 законе молитвы (лат.) 84 того, что относится к ведению богословия (лат.) 85 перехода (фр.) 86 чина (лат.) 87 по преимуществу (фр.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2629...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010