194 Митрополит Макарий (Парвицкий, 1.10.1835 †16.2.1926), Московский и Коломенский – старец-митрополит, выдающийся святитель, миссионер, просветитель алтайского народа; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». Родился в с. Шапкине Ковровского уезда Владимирской губ. в семье пономаря. После окончания Тобольской духовной семинарии (1854), в которой получил прозвание «Невский», поступил в состав Алтайской духовной миссии. Приняв монашество и будучи рукоположен во иеромонаха (1861), трудился над устроением Чулышманского монастыря (1861–1864), работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг (1868–1869). Начальник Алтайской духовной миссии, архимандрит (1883), хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии (1884). Епископ Томский и Семипалатинский (26.5.1891), с 1905 г. – епископ Томский и Барнаульский (с 1906 – архиепископ), с 1908 г. – архиепископ Томский и Алтайский. Митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода (1912), почетный член С.-Петербургской духовной академии (1913). Уволен на покой (20.3.1917), местом пребывания определен Николо-Угрешский монастырь. Святителем Тихоном митрополиту Макарию дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (авг. 1920). Скончался в пос. Котельники Московской губ. В 1956 г. останки Святителя (по свидетельству очевидцев – нетленные) были перенесены в Сергиев Посад и упокоены под Успенским собором Троице- Сергиевой Лавры. 195 Виктор Михайлович Васнецов (15.5.1848 †23.7.1926) – выдающийся русский художник. Вл. Арсений имеет в виду роспись Васнецовым плафона главного нефа собора Св. Владимира в Киеве – «Распятие Господа нашего Иисуса Христа» 197 Последователи Платона (именовавшегося «христианином в язычестве»), принимавшие в свое миросозерцание наряду с христианством верования язычников. Представителями неоплатонизма были Аммоний Сакк, живший в Александрии в конце II–haчaлe III вв., и ученик его Плотин, основавший ок. 240 г. в Риме свою школу. Первый из неоплатоников, затеявший полемику против христианства, был Порфирий из Тира, ученик Плотина. Историк Церкви Евсевий пишет о нем: «...Не могши найти ничего худого в христианских догматах, за недостатком доводов, прибегает к ругательству и нападает на изъяснителей». Еще большая лживость была присуща другому неоплатонику Иероклу. Все это вызвало следующие два соборные определения: 1. «Принимающим платоновские идеи за истинные анафема трижды»; 2. «Снова дерзнувшим вводить в Церковь Христову платонические идеи и эллинские мифы, анафема трижды».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Неизвестно собственно где зародившись, культ Митры обошел все восточные страны, впитывая в себя особые элементы из всех восточных религий и в частности из мистицизма. Вследствие этого культ Митры сделался как бы интернациональным культом, объединившим в себе все культы древности. И это объединение не было просто внешним, механическим, но, по-видимому, довольно глубоким, органическим. Будучи завершением язычества в религиозном отношении (как неоплатонизм – в религиозно-философском) – «культ Митры», говорит Груссэ, «занимает посредствующее положение между язычеством и христианством»; правда, он борется с последним, но вместе с тем подготовляет его, – этим объясняется его быстрое распространение, а также его короткое существование. Чтобы покончить со всеми крупными проявлениями античной мысли в век Рождества Христова, которые так или иначе влияли на развитие христианской науки, а прежде создавали атмосферу и почву, при появлении и распространении христианства, – нам остается сказать еще о неоплатонизме, правда, несколько опережая хронологическое развитие событий. Неоплатонизм есть последняя форма греческой философии, в которой античный дух, использовав элементы многих предшествовавших учений, возвысился до высоко парящей, отчасти мистической спекуляции. Пытливая мысль направляется в нем особенно на божество и на отношение к нему мира и человека, но не пренебрегает физикою, этикою и логикой. В противоположность к раннейшей космоцентрической и сравнительно поздней антропоцентрической точке зрения греческой философии, выступает в этой последней фазе теоцентрическая, т. е. с преобладанием в центре религиозного элемента. Несмотря на связь с раннейшим, неоплатонизм все философское знание привел в новую философскую систему. Неоплатонизм возник в Александрии, где в водовороте народностей встречались также тогда значительные философские и религиозные течения и часто сливались. Его основателем был Аммоний Сакк (175–242 по Р. Х.), он был воспитан в христианской религии, но позднее снова обратился к эллинизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Подойдя к нему, я спросил: «О чем ты плачешь, авва?». Старец молчал. Я продолжал спрашивать. «Как мне не плакать, – сказал старец, вздохнув из глубины души, – когда Господь прогневался на нас! Видел я, что стою перед Кем-то, сидящим на высоком престоле. Многие, многие тысячи стоят вокруг престола, умоляя Его о чем-то, но Он непреклонен. Приблизилась некая Жена, облаченная в порфиру, и припав к Нему, воскликнула: «Будь милостив хотя бы ради Меня!». Но и тогда Он остался непреклонен. Вот почему я плачу и рыдаю в страхе перед тем, что угрожает нам». Он рассказал мне об этом в четверг утром, а на следующий день в пятницу, произошло страшное землетрясение, разрушившее города приморской Финикии». Блаженный Иоанн Мосх ( 75, 67 ) . Чтобы избавиться от народной молвы, преподобный Дионисий Афонский удалился на Олимпийскую гору... Нашлись люди, которые дали знать владельцу того места, где поселился преподобный, Сакку-агарянину, что в его пределах какой-то инок строит монастырь. Агарянин был взбешен. Он явился в Лариссу к турецкому аге, в ведении которого был Олимп с окрестностями. Жалуясь на своеволие иноков, Сакк требовал, чтобы их предали суду, а монастырские постройки, начатые без его позволения, уничтожили. Горько было преподобному, когда известили его о начавшихся кознях, и чтобы дать место гневу, он со слезами удалился оттуда. Но Бог призвал его на прежнее место и своими судьбами устроил славное и торжественное его возвращение. С того времени, как преподобный удалился с Олимпа, в окрестностях горы началась сильная засуха, так что жителям грозили голод и гибель. Потом пронеслась необычайная гроза, градом выбило фруктовые деревья, виноградники и нивы, даже повредило жилища. Гром гремел с необыкновенной силой, ослепительно сверкали молнии, поражая всех страхом и ужасом. Тогда все поняли причину бедствий. Сам агарянин, виновник изгнания преподобного Дионисия и его братства, ужаснулся и затрепетал, когда христиане объяснили ему, что Бог карает их за святого отшельника. Наконец он решился послать от себя нарочных в сопровождении нескольких христиан с просьбой к преподобному, чтобы он, не помня обид, возвратился на Олимп и продолжал там свою уединенную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

424 Восьмая книга, или скорее το, что со времен Евсевия принято обозначать так, представляет собою сборник выдержек из языческих философов; она, вероятно, наряду с „Отрывками из Феодота“ и „Извлечениями из пророков“ должна была служить материалом для продолжения сочинения. 429 Оно происходит от имени египетского божества Оруса. О биографии Оригена см. особенно VI кн. Церковной Истории Евеевия, считаясь с апологетическими целями ее автора. Он мог быть осведомлен от лиц, имевших личные отношения с Оригеном ; кесарийская библиотека заключала в себе все произведения учителя; что же касается его писем, то их собрал сам Евсевий (IV, 36); они доставили ему много биографических подробностей. 430 Плутарх, брат Иракда, Серен, Ираклит, Ирон, другой Серен. женщина Ираиса, Василид, Потамиена, Маркелла. Euseb. VI, 4, 5. 433 Порфириии у Евсевия, VI, 19. § 5, 13. Аммоний Сакк считается первым учителем неоплатонической школы. От него мы не имеем никаких сочинений. Порфирий (там же) говорит, будто Аммоний, будучи воспитан в христианстве, отказался от него, чтобы сделаться язычником. Указание это не вполне достоверно, ибо тут же Порфирий, вопреки исторической правде, приписывает Оригену противоположную эволюцию. Что же касается Евсевия, то он спутал здесь философа Аммония Сакка с другим Аммонием, автором нескольких книг, между прочим трактата „О согласии Моисея с Христом“, быть может также „о согласии между Евангелиями“, – трактата, на который Евсевий ссылается в своем письме к Карпиану. 435 Евелпиду разрешено было проповедовать Неоном, епископом Ларандским; Павлин получил подобное же разрешение от Цельза, еп. Ивонийского, Феодосий – от Аттика Синнадского. Личности эти только тем и известны (Euseb. VI, 19). 438 Сто лет спустя, никейский собор, где александрийский епископ пользовался большим влиянием, начинает ряд своих канонов постановлением в этом смысле. 439 С самого начала IV в. было признано всеми соборами, что никто не в праве посвящать клирика из другой церкви; позднее это запрещение распространилось и на мирян. Ориген , несмотря на значительность своих заслуг перед александрийской церковью, был лишь мирянином.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Были конечно и тут, особенно в начале борьбы, неудачные опыты защиты, когда, например, хотели защитить подлинность книги чрез филологическое искажение текста, как делали это в прошедшем столетии Лесс 110 , и Антон 111 . Но их попытки не нашли себе подражателей в числе защитников подлинности книги, которые в большинстве стояли за буквальное понимание её. Таковы – в порядке времени – труды из прошедшего столетия: Лафатера 112 , Лессинга 113 , Иоанна Гесса – составителя истории Иисуса 114 , Пипера 115 , и из настоящего: Фершуира 116 , Рейндля 117 , Лаберенца 118 , Геферника 119 , Шольца 120 . В сочинениях всех этих и других – с ними одной школы – учёных обращено главное внимание на разбор отрицательных воззрений и на доказательства исторической достоверности книги пр. Ионы, но мало, или ничего не говорится о пророчественном значении её. Этот пробел достаточно восполняется в трудах других не менее знаменитых ортодоксальных экзегетов запада, каковы в прошедшем столетии: Людервальд 121 , и в настоящем: Генгстенберг 122 , Баумгартен 123 , Делич и Кейль 124 , Клейнерт 125 и др. Наряду с прекрасным выяснением символического характера книги пр.Ионы есть, впрочем, у некоторых из них и непоследовательные уступки неверию, как, например, у Клейнерта в определении времени написания книги; по нему, книга написана была во время плена; ту же самую мысль и раньше проводил один из защитников исторического понимания книги, Шуманн 126 . Нельзя, наконец, не упомянуть, что в числе защитников историко-пророческого смысла и значения книги пр. Ионы были не одни толкователи Св. Писания, а и богословы-апологеты, догматисты; таковы: Сакк 127 , Христлиб 128 и др. Не то представляет нам христианский восток этого времени по отношению к книге пр.Ионы. Тяжёлые внешние положения, которые не раз приходилось переживать в это время греческой церкви, не давая греческим богословам ни времени, ни средств поднять своё духовное и мирское просвещение до более или менее высокого уровня, заставляли греческих богословов тем крепче лишь держаться унаследованного и сохранившегося от отцов учения без всякого развития и раскрытия его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Идея искупления – основоположение религии христианской, Христос – Искупитель человечества, общение с Ним, как Искупителем, – норма духовной жизни; церковь – общество верующих во Христа-Искупителя. Кажется, воззрение церковное? Не супранатуралист ли он? Нет, этого быть не может; супранатурализм церковный он считает односторонностью, которая должна полный свой смысл находить только в высшем воззрении. Что христианство имеет сверхъестественный (супранатуральный) характер, это он высказывает прямо, но прибавляет, что сверхъестественное здесь вообще есть не чисто сверхъестественное, но тоже естественное, только в высшем смысле. Супранатурализма в церковном смысле у него поэтому нет; но он отчасти входит в его систему, хотя и своеобразно, закрываясь в разных фразах, и вот опора его влияния на богословов-супранатуралистов; стоит лишь дать преобладающее значение этой стороне его системы над другою, и развивать более ее. Так и случилось: из его системы развивали философский, если можно так выразиться, супранатурализм представители церковной партии в протестантстве: Нич, Сакк, I. Мюллер, Люкке и др., а потом под его же влиянием действовали даже ортодоксы протестантские – Гофманн, М. Баумгартен и др. Но сам Шлейермахер, повторяем, не был супранатуралистом; в сущности он, кажется, даже не теист. Как ни прикрывается он фразой, как ни эластична эта фраза под пером его, как софистически ни выпутывается он из противоречий, до каких доходит, примиряя непримиримые противоположности: разоблачая фразу его, нельзя не видеть, что он признает имманентное отношение Божества к миру 25 , признает необходимое постепенное развитие божественной сущности в мире явлений (пантеистический элемент в воззрении), а это заставляет сомневаться даже в признании им личности Божества, как понимает ее истинное христианство (хотя терминология его, по-видимому, и противоречит этому), – заставляет сомневаться потому, что такие противоположности, как личность Божества и имманентное отношение Его к миру, не могут быть в одной системе; или – одно, или – другое, а вместе эти понятия не сопоставимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Но римляне токмо смотрят, по высоким местам стоя с народом. Егда же в третий обшед, и стал Патриарх против дверей Гроба Христова, сложил с себя сакк и митру; и армянский Патриарх то же сделал, уклонясь на свою страну, и сняв фелонь и шапку болшую, и пришед, стал тут же подле Паисия Патриарха. Тут же у дверей стоял Патриархов питроп и иные его старцы дюжие: блюдут двери и Патриарха, – как пойдет в двери, чтоб иных не пустить за ним; армянского Патриарха свои блюдут, и копты его же блюдут, чтобы его не оттерли. И приступил Патриарх Паисий ко дверем затворенным близко. Таже пришед турчин отпечатал двери и стал тут же близко, оберегает, чтобы дали Патриарху Паисию войти напред ко Гробу Господню, а иной бы никто не входил с ним; понеже хочет и армянский войти вместе, и для того турчину дают почесть, чтобы не дал воли Патриарху армянскому войти, дóндеже Патриарх Паисий назад выйдет с огнем. Патриарх же Паисий приказывает своему питропу и старцам накрепко, чтобы они крепко держали двери, и как он пойдет, за ним бы никого не пускали в двери. И взем Патриарх два пука свеч и отворя двери пошел, и паки двери затворили. Армяне много чинили и копты, чтобы им своего Патриарха армянского тут же пустить с Паисием вместе, и мало не разодрались с питропом, и тако удержаша питроп с товарищи двери, и не пустиша Патриарха армянского, но стояша, прижався к дверем. С ними же и Арсений стоял, прижався к дверем, со своими старцы подле питропа. И мало постояв, питроп двери отворил и Патриарха ждал изнутри, и паки затворил. И всего Патриарх Паисий мешкал внутри Гроба Христова затворясь с полчетверти часа, и отворя двери вышел, держа в обеих руках по пуку свеч горящих. Тут в дверях теснота великая учинилась. Абие армянский Патриарх ко Гробу Христову внутрь пошел. А у нашего Патриарха всяк хочет свечу зажечь. Тут же и аз грешный Арсений у Патриарха зажег свою свечу прежде всех, и пошел прочь. А мирян много на меня навалишася, хотяху зажещи от меня свои свечи; и тако своих не зажгли, а мою угасиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Аз же паки сквозь народ продрался к Патриарху Паисию, и паки зажег; и тако ушел в свой алтарь. И тут все митрополиты и иноцы от моея свечи возжгоша свои свечи. Патриарх же Паисий от народного утеснения стал на высоком месте, что бывал престол сербский, и тут от него зажигают весь народ, а иные и друг от друга зажигают, а не все от Патриарха. И тако разошлось по всей церкви множество огни; и зык и шум и угнетение и крик немерный; иные же играют, скачут иными всякими образы молодые люди и робята всяких вер, и наши тут же вместе с ними 147 . Армянский Патриарх зажегши идет на свою страну, и у него зажигают своей веры народ. Егда же вси возжгут, и Патриарх Паисий сошед с высокого места, идет в церковь греческую, положа сакк и омофор и шапку. И служили литургию Васильеву, по обычаю, великим собором; а паремий всех не чли, что писано на ряду; а кандиловжигатель вжигает кандилы и свечи по всей церкви. После обедни Патриарх, пришед в келью, сел; такожде и мы все с ним; и поставили трапезу, и ели все хлеб, и мало вина; а Патриарх пошел к себе в келью, а ел ли 148 там, или нет, того неведомо, понеже от нас скрывался; ведают ближние его люди келейные; а отъели до вечера часа за два. Деяния не чли, павечерница была; а Патриарх не был; и с вечера поспав мало, встали к заутрене, и пели по обычаю до света, и литургию вскоре после заутрени служили митрополиты Назаретский, и Вифлеемский, Заиорданский, Хевронский, Дубницкий из Сербии, и Иверский, и прочие все тутошние и приходящие священницы. А Патриарх на велик день литургии не служил; как в субботу вышел с огнем от Гроба Христова, и тамо миром его угнели, и ногу, сказывают, отдавили; насилу в Субботу Великую отслужил. На литургии причащались многие Телу и Крови Христовой, и нечестно и неведомо кто мужы и жены и младенцы друг пред другом давятся; и иные в Царские двери угнетахуся; и митрополит Вифлеемский отворотился было с потиром, и Царские двери затворил, чтобы не дать, понеже нестрашно и нечестно емлют, давятся; и все зашумели криком великим с греками и пришед Назаретский митрополит к Вифлеемскому, велел давать, и Вифлеемский в северные двери стал давать, ино и тут давления меж себя: пошли бабы сами в алтарь, а митрополит, прижався к жертвеннику, подавал, а не знает кому дает: исповедался, или нет, верный, или неверный, крещен, или не крещен, еретик, или православный; токмо они емлют, а он подает, а неведомо кому; мужи, и жены, и девки, и младенцы, а все из разных мест и из дальних деревень, которые живут с турками вместе и у турков, а церкви и попа у них нет; токмо на Пасху приходят в Иерусалим, и тут причащаются; а не знает их никто, токмо называют себя христианами, а иные из заиорданских пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

   001    002    003    004    005   006