Written by admin - 02.03.2021 - 1154 Views Лекция посвящена мемре (сир. „речь“, „проповедь“) О Ниневии и Ионе, принадлежащей перу великого сирийского поэта-богослова Ефрема Сирина (ум. 373). Предлагаемый вниманию слушателей текст представляет собой поэтическое переложение библейской книги пророка Ионы, сосредотачивающийся однако не на фигуре пророка Ионы, а на ниневитянах. Это произведение не избаловано вниманием исследователей и остаётся в тени излюбленного жанра Ефрема, учительных […] Written by admin - 08.02.2021 - 1043 Views Мандеи (это название, возможно, происходит от арамейского manda — «знание», то же, что и греч. gnosis — «гностики») — одна из сохранившихся до наших дней гностических религий. Члены общины считают себя учениками Иоанна Предтечи. Последователи этого течения проживают на территории Ирака, Ирана и некоторых других стран. На лекции речь будет идти об идеологии, языке и […] Written by admin - 03.02.2021 - 1162 Views Несколько месяцев назад в Феодоровском соборе появился «эфиопский клуб». На встречи этого клуба может прийти каждый, кому интересна история и современное положение жителей Эфиопии и Эритреи. Участниками этого клуба являются как петербуржцы, так и студенты, выходцы из Эфиопии и Эритреи. Больше фото по ссылке «МахбЭрэ Мариам/ » (Братство, посвящённое Деве Марии) – таково […] Written by admin - 02.02.2021 - 900 Views Что такое Талмуд и почему их два? Written by admin - 25.01.2021 - 936 Views Лектор — иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Онлайн-лекция иеромонаха Стефана Игумнова о современном сирийском христианстве состоялась 2 декабря в рамках проекта «Восток свыше». Она была организована в ZOOM-e и транслировалась на YouTube. Организаторами мероприятия выступили Феодоровский собор и Санкт-Петербургская духовная академия. Были […] Written by admin - 07.12.2020 - 1121 Views Грядущие мероприятия Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

http://texts.aquaviva.ru/page/2/

Просветительский центр Феодоровского собора, 191036, Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литер А Санкт-Петербург , Санкт-Петербург 191036 Российская Федерация + Карта Google Мандеи (происходит от арамейского manda — «знание», то же, что и греч. gnosis — «гностики») — одна из сохранившихся до наших дней гностических религий. Члены общины считают себя учениками Иоанна Предтечи. Последователи этого течения проживают на территории Ирака и некоторых других стран. На лекции речь будет идти об идеологии, языке и о жизни общины, о ее месте в духовной жизни Южного Ирака. Лектор: Алексей Игоревич Янковский-Дьяконов, научный сотрудник отдела Древнего Востока Института восточных рукописей РАН, со-руководитель российско-иракской комплексной экспедиции, руководитель… Узнать больше » Просветительский центр Феодоровского собора, 191036, Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литер А Санкт-Петербург , Санкт-Петербург 191036 Российская Федерация + Карта Google Лектор: Фомичева Софья Владимировна 2014 магистр лингвистики, программа „Языки Библии“, СПбГУ 2015-2021 научный сотрудник в проекте „Библейская экзегеза и религиозная полемика в сирийских текстах поздней античности“, Геттингенский университет,  Германия О лекции: Лекция посвящена мемре (сир. „речь“, „проповедь“) О Ниневии и Ионе, принадлежащей перу великого сирийского поэта-богослова Ефрема Сирина (ум. 373). Предлагаемый вниманию слушателей текст  представляет собой поэтическое переложение библейской книги пророка Ионы, сосредотачивающийся однако не на фигуре пророка Ионы, а на ниневитянах.  Это произведение не избаловано вниманием исследователей и остаётся… Узнать больше » Удивительно, но далекая африканская земля кушитов упоминается в Библии очень часто. Иерей Алексий Волчков расскажет об этих упоминаниях. Содокладчик - Николай Стеблин-Каменский (Кунсткамера) Лекция иерея Алексия открывает цикл встреч проекта " Восток свыше " , посвященный истории христианской культуры Эфиопии. Начало - 19.00         Узнать больше »

http://texts.aquaviva.ru/events/список/?...

Фраза Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа относится только к Иисусу и тем самым является важным свидетельством веры ранних христиан в Божественную природу Христа (ср.: 1:11; 2:20; 3:18 и Тит. 2:13 ). Спаситель как титул Иисуса появляется как таковой и в более поздних произведениях Нового Завета, но регулярно подчеркивался в ранних проповедях Петра (см.: Деян. 4:12; 5:31 ). Примечательно, что если в других местах в 1 Пет. говорится о спасении (1:5,9,10; 2:2) и достижении спасения (3:20; 4:18), то здесь Петр сосредоточивает свое внимание на Спасителе. 2 Благодать и мир вам да умножится. Эта фраза дословно повторяет сказанное в 1Пет. 1:2 (см.: примечание в 1 Пет.). Выражение в познании подчеркивает здесь путь умножения благодати и мира в жизни верующего. В раннехристианской церкви были лжеучителя, которые возвышали знания над верой, потому их называли гностиками (от греч. gnosis, «знание»). В противовес им, ортодоксальные авторы подчеркивали, насколько важно для христианина обрести «полное знание» (epignosis, именно это использовано в оригинале), чтобы бороться с ересью. Истинное знание никогда не выступает как умозрительное – в противовес представлениям гностиков. Оно зиждется на личных взаимоотношениях с Богом и пребывании в Иисусе Христе (см.: Ин. 17:3 ; Флп. 3:10 ). 1:3–11 Призыв к духовному возрастанию Петр говорит, что самый лучший ответ христианина лжеучителям – возрастание не только в понимании веры, но и применении в повседневной жизни. Это также важно, потому что Бог обеспечил верующих всеми необходимыми ресурсами для такого роста, и прогресс их показывает, насколько тверды они в своей вере. 1:3,4 Помощь Божественного провидения Петр настолько увлечен этим предметом, что пишет довольно корявым греч. языком, зато чувства его вполне ясны. Духовное возрастание в христианской жизни вполне возможно, и определяется оно двумя факторами: силой Божьей и Его обетованиями. Бог призывает человека, который ответил на зов Иисуса Христа. Знающие Иисуса имеют в своем распоряжении весь необходимый арсенал средств, которые помогут им осуществить процесс освящения – постепенного уподобления характеру Иисуса. Этот источник проистекает непосредственно из обетовании Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Еще образчик сектантства – николаиты. «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» ( Откр. 2, 6 ). «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» ( Откр. 2, 15–16 ). Некоторые древние христиане полагали, что это символическое название, в буквальном смысле соответствующее Валааму и означающее всех подобных ему лжеучителей, увлекающих к идолопоклонству и нечистоте. В Новом Завете упомянуты псевдохристианские лжеучители, тоже сектанты. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» ( 2Пет. 2, 1–2 .). Одним из источников сектантства является суемудрие, в частности гностицизм (от греч. γνση, лат. gnosisзнание). «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт. 3, 4–6 .). Апостол Павел предупреждает об опасности слепого влечения к знаниям. «Мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает» ( 1Кор. 8, 1 ). Благодаря погоне за суемудрием через воздействие «тайных познаний» нарушается единство разума и сердца, мировоззрения и бытия. Бог предлагает людям светлый мир, а они ищут суетный мир и оправдывают себя этим. «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» ( Гал. 5, 4 ). 1.3.4. Христианские святые о «родословии» сектантов Настоящий раздел написан на основе материалов Н.М. Михайловой. О зарождении псевдохристианских религий, сект и тайных обществ рассказано в трудах христианских святых. Уже во II веке после Р.Х. святой мученик Ириней Лионский опубликовал свои знаменитые «Пять книг против ересей».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вернуться 71 Избранные творения/Свт. Григорий Нисский, сост. диак. Александр Гумеров. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – С. 370. Вернуться 72 Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского/Общ. ред. А. И. Сидоров. – М.: Паломник,1999. – С. 719. Вернуться 73 Избранные творения/Свт. Григорий Нисский, сост. диак. Александр Гумеров. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – С. 356. Вернуться 75 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. в 5 кн. Ч.4: Беседы. – Репр. воспр. Изд. 1846. – М.: Паломник, 1993. – С. 404. Вернуться 77 Избранные творения/Свт. Григорий Нисский, сост. диак. Александр Гумеров. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – С. 383. Вернуться 78 Прп. Исидор Пелусиот. Т.1. Письма/М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2000. – С. 352. Вернуться 79 Слова преподобного Симеона Нового Богослова/В пер. на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана – 2-е изд., Афонского Рус. Пантелеимонова монастыря. – М.: Типо-литогр. И. Ефимова, 1890–1892. Вып.1./ В пер. на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана – 2-е изд., Афонского Рус. Пантелеимонова монастыря. – М.: Типо-литогр. И. Ефимова, 1892. – С. 490. Вернуться 80 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Вернуться 81 Гностицизм – от gnosis (др. – греч. γνσις) – «знание, познание, познавание» – религиозно-философское течение поздней античности. Гностики считали, что у них есть секретное знание о Боге, человечестве и вселенной, которым остальная часть человечества не владеет. Вернуться 82 Ясновидение – способность человека получать информацию неизвестным науке способом, в том числе, восприятие информации о каких-либо текущих событиях, информации о каких-либо объектах по их фотографиям, например, диагностика здоровья людей или животных по их фотографиям, зрительной информации о каких-либо объектах (дальновидение), а также видение «внутренним зрением» органов тел живых объектов, внутренней структуры предметов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Термин «истязатели» (сир. qestonare, калька с греч. kouaistionarioi, заимствованного, в свою очередь, из латыни) указывает на людей, демонов, диких зверей и пресмыкающихся, о которых шла речь в пункте 6 настоящей Беседы. 566 Букв. «с помощью , которая — от благодати». 567 Сир. herga — «размышление», «медитация». 568 Сир. renya d–hayye — «мысли о спасении» (букв. «мысли о жизни»). 569 Букв. «этого телесного служения». Сир. pulhana — «делание», «служение», «трудничество». 570 Или «единого», «единичного», «интегрального». 571 Букв. «против этих . 572 Букв. «сладость». 573 Или «духовным поведением» (сир. dubbara ruhana). 574 Сир. d–agona w–taktoša. Термины являются синонимами. Первый из них — калька с греческого agon (борьба). 575 Еф.3:18. 576 Еф.1:8. 577 Букв. «блуждает по ним». 578 Сир. ida " ta d–su " rane соответствует греческому gnosis pragmaton (знание вещей, объектов, действий). 579 Ср. преп. Марк Подвижник. О думающих оправдаться делами, 144. 580 Синтаксис этого предложения сложен для перевода. Преп. Исаак как бы продолжает размышлять над словами преп. Марка Подвижника: «Знание вещей (действий) дается в соответствии с исполнением заповедей, а знание истины — по мере надежды на Христа» (О думающих оправдаться делами 145). 581 Смысл не вполне ясен. 582 В оригинале перед этой фразой стоит слово lam, соответствующее кавычкам в современных языках и обычно указывающее на цитату. Неясно, кого цитирует преп. Исаак и где кончается цитата. 583 Вар. «от открытия на практике вещей, принадлежащих Ему». 584 Преп. Исаак повторяет классическое утверждение святоотеческой литературы о невозможности видения природы (сущности) Божией, но возможности созерцания Его «славы» («откровений», «энергий»). Выражение «облако ( " arpella) славы» основано на Исх.20:21 (Пешитта). 585 Ср. Пс.103:4. 586 Т.е. грубостью материальной природы. 587 Вар. «хотя они в Его действиях, насколько это возможно в жизни духа». 588 Букв. «душевная жизнь» (т. е. в отличие от жизни духа). 589 Вар. «что это достижимо для них». 590

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

67 «Стремление к целостности, к органичности есть также характерная черта романтизма. Жажда возврата к природе есть воспоминание об утраченном рае, жажда возврата в него. И всегда доступ человека в рай оказывается загражденным» ( Бердяев Н. А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники. – Вопросы философии. 1989, 2, с. 149). 68 О связи романтизма с оккультной традицией см.: Viatte A. Les Sources Occultes du Romantism: Illuminism – Théosophie. 1770–1820. P., 1979. 69 Хотя Исаак Касобон еще в 1614 г. доказал, что «герметический корпус» не предшествует христианству, а является плодом христианско-эллинистического синкретизма, слава герметических сочинений как «древней первомудрости» навсегда сохранилась в умах европейских оккультистов. Не остались к ней безразличны и романтики. 71 1      Каббала – от ивр. quabbalah (традиция), мистическое учение внутри иудаизма, возникшее в VII в. и достигшее расцвета в XII–XIII вв., включало в себя особую интерпретацию еврейских священных книг, позволяющую выявлять в них тайные смыслы и предсказывать будущее. Гермес Трисмегист (греч. «Гермес Триждывеликий») – титул, присвоенный древнеегипетскому богу Тоту, отождествленному с греческим Гермесом. Ему приписывалось авторство ряда мистических и алхимических трактатов (герметический корпус). Астрал – от лат. astrum (звезда) – оккультное представление о сверхтонкой субстанции, пронизывающей пространство и образующей второе человеческое тело, переживающее человека после его смерти. Месмеризм – учение австрийского врача А. Месмера (1733– 1815) о животном магнетизме, якобы, лежащем в основе гипноза. 72 Blavatsky H. Р. Isis Unveiled: A Master-Key to the Mysteries of Ancient and Modern Science and Theology. Vol. 1–2. N. Y., L. 1886; vol. 1, с. V. 76 Гностицизм – от греч. gnosis (знание) – учение, популярное в эллинистическом мире в первые века новой эры, трактующее спасение, как освобождение человека от зла материального мира с помощью экстаза. Розенкрейцеры – тайный орден «розы и креста», возникший в XVII в. в Германии и связанный с масонством.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

John Anthony McGuckin Gnosticism JUSTIN M. LASSER The term gnosticism derives from the Greek gnosis, which can be translated as “knowl­edge” or “wisdom.” Gnosis commanded a variety of uses and applications in pre­Christian Hellenistic schools. The concept of gnosis, however, was never the possession of any one school; nor did there ever exist a particular group that condemned gnosis per se; rather, each group of teachers in the ancient world sought to lay claim to the “true” gnosis in their own unique way. The knowledge expressed by gnosis is not some form of secret knowledge as is often assumed, but a certain enlightened perspective. The Orthodox claimed their own form of gnosis, as expressed by figures such as Clement of Alexandria and Irenaeus of Lyons, whereas competing theologians, such as Valentinus and Herac- leon, claimed their own. The early Ortho­dox heresiologists were concerned with protecting their faithful from what they considered dangerous corruptions of Chris­tian theology. These early heresiologists wrote treatises detailing and exposing the theological systems of the “gnosis false so- called,” as Irenaeus and other fathers called it (Irenaeus, Adversus Haereses; Tertullian, On the Prescription of the Heretics; Hippol- ytus, Refutation of all Heresies). The modern term Gnosticism, and the presupposition that it was a single school of thought, is largely the creation of 19th-century schol­arship often falsely extrapolating data it has synthesized from the heresiologists’ hostile accounts. These presuppositions have been extensively challenged by contemporary scholarship. For centuries scholars interested in the gnostics had to rely on the works of ancient writers who opposed the movement. This changed in 1945, however, with the discovery of the Nag Hammadi codices in Upper Egypt near what was once the first Pachomian monastery at Chenoboskion. These codices challenged many of the pre­sentations of the early heresiologists. The Nag Hammadi collection contains a great variety of texts which cannot be described as gnostic in any meaningful sense (fragments of Plato’s Republic, the Sentences of Sextus, and so on).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Алевтина сильная (лат.) Ангелина вестница (греч.) Аполлинария Аполлонова (греч.) Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч.) Афанасия бессмертная (греч.) Варвара иноземка (греч.) Василисса царственная (греч.) Вероника образ верности (греч., лат.) Гликерия сладкая (греч.) Диодора Божий дар (греч.) Ева жизнь (евр.) Евдокия благоволение (греч.) Евсевия благочестивая (греч.) Евфросиния радость (греч.) Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа) Зинаида божественная (греч.) Илария тихая, радостная, ясная Иоанна благодать Божия (евр.); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна; Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч.) Иулиана , Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат.). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь. Иустина дочь Иуста. Касиния служанка (лат.) Кирия Господня (греч.) Клеопатра славная по отцу (греч.) Констанция постоянная (греч.) Лия утомленная (евр.) Лукия светлая (лат.) Мариам их восстание, звезда моря (евр.) Мелания черная (греч.) Павла маленькая (лат.) Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат.) Параскева пятница, приготовление (греч.) Пелагия морская (греч.) Руфина рыжеватая (греч.) София премудрость (греч.) Сусанна белая лилия (евр.) Феодора Божий дар (греч.) Феодосия Богом данная (греч.) Феофания Богоявление (греч.) Харита любезная (греч.) Харитина благодатная (греч.) Христина Христова (греч.) Юния молодая, юная (лат.) Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине. Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах. Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-praviln...

Лидия – культурная [греч.] Любовь – русск. перевод греч. слова “агапи”. Людмила – милая людям [слав.] Максим – величайший [лат.] Мария – любимая, желанная [евр.] Марина – морская [лат.] Марк – родившийся в Марте (?) [лат.] Милица – … [слав.] Митрофан – явленный матерью [греч.] Михаил – Кто как Бог [евр.] Надежда – русск. перев. греч. слова “елпис” – надежда. Наталия – рождественская [лат.] Никита – победитель [греч.] Николай – побеждающий народ [греч.] Никон – побеждающий [греч.] Нина – морская богиня [вавилон.] Нонна – Богу посвященная, чистая, святая [егип.] Олег – как и Ольга от – священный [сканд.] Олимпиада – олимпийская [греч.] Ольга – (Хельга) священная [сканд.] Павел – малый [лат.] Павла – малая [лат.] Пантелеймон – всемилостивый [греч.] Параскева – приготовление, пятница [греч.] Пелагея – морская [греч.] Петр – камень [лат.] Прокопий – опережающий, успевающий [греч.] Пинна – от Дестина – госпожа [греч., болг.] (первоначально мужское имя) Раиса – легкая, готовая [греч.] Римма – от Роман [лат., болг.] (первоначально мужское имя) Роман – римский [лат.] Светлана – святлая от Фотиния [греч.] Серафим – пламенный [евр.] Сергий – от латинск. (римск. родовое имя) Симеон (Семен) – услышание [евр.] София – премудрость [греч.] Стефан (Степан) – венок [греч.] Стефанида венчанная [греч.] Сусанна – водяная лилия [евр.] Таисия – принадлежащая Исиде (египетской богине) [коптск., греч.] Тамара – пальмовая ветвь [евр.] Татьяна – от (имя легендарного Сабинского царя) Тит – почтенный [греч.] Тихон – Бог счастья [греч.] Федор (›еодор) – дар Божий [греч.] Филарет – любящий добро [греч.] Филипп – любитель коней [греч.] Фома – близнец [арамейск.] Хрисанф – златоцветный [греч.] Христина – Христова [греч.] Христофор – христоносец [греч.] О значении святости смотри в 1-ом выпуске житий, мученики за Христа – во 2-ом выпуске, монашеский подвиг (преподобные) – в 3-ом выпуске, Христа ради юродивые – в 5-ом выпуске. Алфавитный список святых помещен в конце первого выпуска; значение собственных имен – в конце второго выпуска. Монашеский подвиг

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010